Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Киоски возвращаются. Власти рекомендуют открыть их у входов в ТЦ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С заявлением о включении земельного участка в схему расположения нестационарных торговых объектов необходимо обращаться в Администрацию района Санкт-Петербурга, на территории которого непосредственно располагается данный земельный участок. Сбор предложений осуществляется Администрациями районов постоянно. К заявлению помимо прочих документов необходимо приложить схему ориентировочных границ земельного участка.
Нестационарная торговля сегодня
Нестационарная торговля как сфера бизнеса сегодня большей частью представлена такими торговыми объектами, как ларьки, палатки, павильоны, киоски, автофургоны, автоцистерны (продажа молока) и т. д.
К нестационарной торговле также относится и разносная торговля – это когда продавец приносит товар туда, где покупатель находится: дома, на работе, в любом другом месте (не путать с доставкой).
Объект нестационарной торговли размещаются, главным образом, на специальных рынках. Сезонные, праздничные и другие ярмарки, то есть, временные места продаж – это тоже нестационарная торговля.
Нестационарная торговля, как и любая другая контролируется и регулируется федеральным законом о государственном регулировании торговой деятельности (закон № 381 от 28.12.2009 года). В частности, в этом законе прописаны следующие нормы:
Нестационарная торговля: рекомендации Минпромторга
В законе о регулировании торговли описаны общие моменты, которые касаются организации любой торговли, в том числе, нестационарной. Вместе с тем, есть множество нюансов, которые касаются организации и осуществления нестационарной торговли, но которые в законе не уточнены.
Минпромторг разработал свои рекомендации и разослал их во все регионы. В них ведомство конкретизирует всю нестационарную торговую деятельность и объясняет многие моменты для того, чтобы она была организована максимально эффективно для всех – для государства, для предпринимателей, для населения, а также для того, чтобы снять барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства в стране.
Ключевые моменты методических рекомендаций Минпромторга следующие:
Чтобы получить право размещения нестационарного торгового объекта, необходимо составить соответствующий договор. Для этого гражданин участвует в аукционе. По прошествии торгов представитель городской администрации заключает договор с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Действие соглашения распространяется на максимальный срок — 5 лет. Однако следует помнить, что с представителем переносной торговли договор подписывается на 1 год.
В документе прописываются важные условия, среди них — необходимость уплаты сбора за установление нестационарного объекта. Стоимость сбора за этот вид объекта торговли не вмещает его площадь. Оплата производится с момента подписания договора. Средства перечисляют городскому бюджету.
Процедура получения права размещения предусматривает предоставление льгот некоторым представителям малого и среднего бизнеса. Если на указанном месте до момента назначения аукциона уже был установлен нестационарный торговый объект, его владелец освобожден от необходимости регистрации в торгах. Остальные представители обязаны принять участие в аукционе.
Перед окончанием периода действия договора следует составить заявление о продлении срока. Это важно успеть сделать минимум за 30 дней до конца срока действия договора.
Подача заявки на участие производится от имени самого индивидуального предпринимателя, юридического лица. Участие в процедуре законного представителя возможно исключительно при наличии доверенности. Кроме этого, заявки принимают на сайте муниципалитета или в МФЦ. Отправка заказным письмом или по электронной почте также возможна.
Так что же отличает капитальный объект от некапитального?
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 03.12.2008 г. № 9-Г08-19, правовые понятия объект капитального строительства и объект недвижимости тождественны. Это означает, что некапитальные объекты недвижимостью не являются.
Понятие недвижимого имущества содержится в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее — «ГК РФ»), согласно которой к недвижимым вещам относятся все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, отраженной в п. 38 Постановления Пленума от 23.06.2015 года № 25, при разрешении вопроса о признании объекта недвижимой вещью необходимо установить, что на нем по крайней мере полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы.
Таким образом, наиболее существенной технической характеристикой объекта, позволяющей квалифицировать его в качестве недвижимости, является наличие фундамента и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.
С другой стороны, законодатель ввел в оборот понятие нестационарного торгового объекта. Примечание к пункту 3.14. «ГОСТ Р 51773-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 771-ст), раскрывая понятие нестационарный торговый объект, относит к ним павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы и иные временные торговые объекты. При этом указанный ГОСТ Р, не раскрывает ответа на другой интересный вопрос.
Чем закончится эпопея с организацией аукционов, неизвестно. А тем временем не далее как 2 ноября этого года было подписано постановление правительства Москвы 614-ПП «Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов». Согласно этому документу, 2 593 нестационарных объекта будут снесены.
И это не те незаконные объекты, о которых говорил мэр! В результате около 20 тыс. человек в столице окажутся безработными. Также нельзя забывать о поставщиках, которые обеспечивали киоски продукцией. Таким образом, малый бизнес уничтожается сразу в нескольких направлениях.
Постановление 614-ПП наделяет представителей управ полномочиями судебных приставов. Теперь управа может выдавать уведомления о переносе павильона в короткий срок на штрафную стоянку, которая обойдется предпринимателю в 3 000 руб. в сутки за место. Подразумевается, что объект будет находиться там до окончательного судебного разбирательства.
Это полностью противоречит нескольким статьям конституции, в том числе Приказу президента от 1993 года «О свободе торговли на территории Российской Федерации», а также федеральному законодательству, в частности закону от 28.12.2009 №381-ФЗ.
Правила проведения аукциона и договор о расположении НТО
Чтобы получить разрешение необходимо, во-первых, подать все необходимые документы + заявку. Во-вторых, при необходимости принять участие в аукционе. В третьих, заключить договор на предоставление земли для целевого использования согласно поданной заявке. Такой договор должен содержать сроки установки, стоимость аренды земли, дату продления договора, если таковое предусмотрено.
Если земля под размещение торговой точки находится в собственности предпринимателя, то разрешение на размещение не требуется, в противном случае необходимо участие в аукционе. Проведение торгов подразумевает под собой получение права на аренду муниципального земельного участка для размещения НТО.
Положения о размещении объекта торговли
Для начала следует отметить разницу между объектами, которые устанавливаются в качестве самостоятельных торговых точек, и конструкциями, работающими в рамках проведения праздничных мероприятий, ярмарок, выставок и т. д. Во втором случае предусматриваются специальные правила, которые утверждает местная администрация в зависимости от формата проведения акции. В остальных случаях размещение планируется с учетом обеспеченности местного населения предприятиями потребительского рынка. Помимо этого, общие положения о размещении нестационарных торговых объектов требуют, чтобы места выбирались на участках и в строениях, которые находятся в муниципальной собственности. Заключение договоров на размещение торговых объектов проводится в установленном порядке специально для нестационарных сооружений.
Положения о размещении объекта торговли
Для начала следует отметить разницу между объектами, устанавливаемыми как самостоятельные торговые точки, и конструкциями, функционирующими в рамках праздничных мероприятий, ярмарок, выставок и так далее. Во втором случае действуют особые правила, которые утверждает местная администрация в зависимости от формата акции. В остальных случаях размещение планируется с учетом обеспеченности местного населения предприятиями потребительского рынка. Кроме того, общие положения о размещении нефиксированных коммерческих построек требуют, чтобы участки выбирались на участках и в зданиях муниципальной собственности. Заключение договоров на размещение коммерческих построек происходит по установленной методике, в частности, для нестационарных сооружений.
Проведение аукциона на право размещения
Если речь идет о муниципальных территориях, решение о том, кто получит право аренды той или иной территории, может быть принято по результатам аукциона. Для этого администрация города издает специальное постановление и формулирует тематику мероприятия. Комитет потребительского рынка также может выступать в качестве организатора. В Положении о нестационарных коммерческих объектах указано, кто будет напрямую регулировать аукцион. Обычно в этом качестве действует специальная комиссия, в функции которой входят:
- Рассмотрение заявок и решение о признании одного из участников победителем.
- Определение так называемого шага аукциона, то есть величины переоценки в диапазоне от 1 до 5% от начальной цены.
- График приема заявок, а также время и место подведения итогов аукциона.
- Вести протокол аукциона.
Результаты аукциона публикуются в СМИ или интернет-изданиях через 30 дней после окончания мероприятия. В протоколе могут быть указаны арендная плата, адрес, параметры площади, а в некоторых случаях также описан порядок размещения нестационарных коммерческих объектов или особые требования к эксплуатации контрактной территории.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Лицензия на продажу алкоголя
Если в ходе торговой деятельности предполагается продавать алкоголь, то придется получить соответственную лицензию, поскольку розничная продажа спиртосодержащей продукции требует специального разрешения на торговлю. Такая постановка вопроса соответствует нормам закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ.
Чтобы получить лицензию на продажу алкоголя в розницу на территории Москвы, нужно обратиться с заявлением в Департамент торговли и услуг этого города. Само заявление заполняется по установленной форме, а к нему прикладываются:
- Учредительные документы. Если нет нотариально заверенных копий, то можно подать и простые копии, но с собой иметь оригиналы.
- Квитанция об уплате госпошлины.
- Документы, из которых видно, что уставный капитал компании не меньше 1 000 000 рублей.
Следующие документы могут быть получены департаментом самостоятельно в рамках межведомственного объекта, и только когда это не получается, их должен донести заявитель:
- Свидетельство о госрегистрации юрлица.
- Документ, подтверждающий постановку на налоговый учет.
- Документы, из которых можно было бы определить, что у заявителя есть права на помещения для открытия торговых объектов и для хранения алкогольной продукции.
Разрешение на торговлю алкогольной продукцией выдается на платной основе, так, лицензия сроком на один год стоит 65 000 рублей.
Правила размещения таких объектов
Упомянутое выше положение дает официальную формулировку нестационарного объекта торговли. В соответствии с ней к таковым относятся точки, которые не имеют под собой фундаментальной основы и располагаются на земельных участках и в зданиях, находящихся в государственной или же иной собственности.
Предпринимателю разрешено устанавливать лишь одну точку в пределах одного здания. При этом сооружение должно строго соответствовать всем правилам безопасности и органично вписываться в общий дизайн здания, выбранного для размещения. Площадь участка торговли не должна быть больше, чем 30 квадратных метров.
В зданиях можно размещать коммерческие сооружения следующих типов:
- Киоск.
- Павильон.
- Торговый автомат.
При этом площадь киоска ограничивается 10 квадратными метрами. Павильон может иметь максимум две двери для покупателей. Доля продуктов питания в обороте всех точек в здании не должна превышать 20%.
В зданиях, принадлежащих учреждениям культуры, разрешено реализовывать лишь следующие виды продукции:
- Цветы.
- Книги и пресса.
- Мороженое и напитки.
- Продукты народных промыслов и сувенирные изделия.
Установка площадки розничной реализации товара возможна лишь при наличии утвержденной схемы расположения здания, в котором планируется расположить павильон. В данную схему вносится информация о нестационарном сооружении. Утверждает схему Комитет по градостроительству города Москвы.
Данный документ в обязательном порядке должен содержать:
- Адрес сооружения.
- Тип сооружения.
- Специализацию.
- Размеры помещения.
- Сроки работы (от месяца до месяца).
- Схема расположения по округам Москвы (масштаб — 1:10000).
- Проект торговой точки.
Основные положения 381-ФЗ
Закон, принятый в 2009 году, регулирует деятельность сферы торговли, устанавливает требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, обеспечивает соблюдение их интересов. Закон разграничивает компетенции органов госвласти РФ и муниципалитетов по управлению торговой сферой.
ФЗ установил основные определения, касающиеся торговой деятельности. В настоящее время предпринимательская деятельность по приобретению и сбыту предметов торговли называется торговой. Закон также выделяет категории оптовой и розничной торговли (статья 2).
Законом установлена необходимость регулирования размещения магазинов и ларьков в пределах города, региона. Объектом торговли необходимо считать сооружение или его часть, где установлено специализированное оборудование для сбыта товаров и предоставления услуг гражданам. Они подразделяются на стационарные и нестационарные.
Установка и перемещение стационарных пунктов требуют значительных усилий и не проходят незамеченными. Инициирование нестационарных объектов торговли зачастую происходит в обход законного разрешения. Это так называемые стихийные точки. Во избежание проблем с законом право на размещение торгового объекта должно быть получено официально.
Закон о порядке размещения в городе Москве нестационарных торговых объектов в стационарных торговых объектах
На сегодняшний день правовую основу для установки нестационарных коммерческих точек в стационарных учреждениях торговли в Москве обеспечивает Постановление Правительства города от 23.06.2016 года за номером 355-ПП «О размещении в городе Москве нестационарных торговых объектов при стационарных торговых объектах». Этот документ опирается на Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (№381-ФЗ), который датируется 28 декабря 2009 года.
Данное постановление утверждает основные правила эксплуатации и размещения розничных объектов, не имеющих фундамента, в стационарных коммерческих учреждениях на территории Москвы. Также здесь описаны наиболее приемлемые архитектурные решения и порядок оформления таких сооружений. Стоит отметить, что это постановление не действует на территории Новомосковского административного округа Москвы и Троицкого административного округа Москвы. Постановление считается вступившим в законную силу с 1 сентября 2016 года.