Все о камеральных налоговых проверках

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все о камеральных налоговых проверках». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Старт в Федеральной налоговой службе нового пилотного проекта по сокращению сроков камеральной проверки налоговой декларации по НДС до одного месяца связан с решением, которое было принято ФНС по результатам совместной с бизнесом работы. Объяснение следующее.

Соответствие другим условиям: круг второй

По истечении 1 месяца со дня представления декларации НДС налогоплательщиков, соответствующих вышеуказанным условиям, оценивают на одновременное соответствие следующим условиям:

  • отсутствие ошибок в декларации и/или противоречий между сведениями в представленных документах либо несоответствия сведений от налогоплательщика сведениям в документах у ИФНС, полученных в ходе налогового контроля, приводящих к изменению налоговых обязательств;
  • отсутствие противоречий между сведениями об операциях в декларации по НДС и несоответствий сведениям об операциях в поданной декларации сведениям об указанных операциях в декларации по НДС, представленной другим налогоплательщиком (расхождения), либо расхождения не свидетельствуют о занижении НДС к уплате или о его завышении к возмещению;
  • отсутствие признаков нарушений налогового законодательства, приводящих к завышению НДС к возмещению либо занижению к уплате.

При проведении камеральной проверки оценка целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов низкого и среднего уровня налогового риска, по которым заявлены вычеты НДС, инспекторы определяют с учетом информации и сведений, которые у них есть.

Зачет и возмещение НДС в налоговой.

Всем известно, что возмещение НДС может происходить такими способами как:

— зачёт НДС: операция, связанная с погашением задолженности налогоплательщика по уплате пени, недоимки и т.д.;

— возврат НДС в органы Федерального казначейства: налоговой службой отправляются документы, на основании которых осуществляется операция по возврату денежных средств.

Есть существенная разница между понятиями зачёт (возврат) и возмещение.

Зачёт или же возврат НДС в налоговой касается НДС, неправомерно уплаченного в бюджет.

Возмещение НДС касается НДС, законно уплаченного в бюджет или же поставщику.

Разница, которая получена в случае, если сумма налогового вычета больше общей суммы налога подлежит возмещению (зачёту, по итогам налогового периода возврату).

Перечисление суммы, подлежащей возмещению.

Сумма, которая подлежит возмещению, по желанию налогоплательщика может перечисляться на расчётный счёт в банке или же может направляться в счёт погашения следующих платежей в налоговую (в таком варианте налогоплательщику нужно писать заявление в налоговую). Не стоит забывать, что погашение платежей возможно и по НДС, и по иным федеральным налогам.

Поручение на возврат НДС в налоговой службе, которое оформлено на основании решения о возврате, налоговая служба должна передать территориальному органу Федерального казначейства на следующий день после принятия этого решения. И уже в течение 5 дней со дня получения данного поручения территориальный орган Федерального казначейства должен возвратить сумму налога налогоплательщику и в течение этих же 5 дней уведомить налоговую службу о сумме и дате возврата денежных средств налогоплательщику.

О принятом решении (о зачёте (возврате), о возмещении или же об отказе в возмещении) налоговая служба обязана уведомить налогоплательщика в письменной форме в течении 5 дней.

Если сроки возврата НДС в налоговой службе нарушаются, то с 12-го дня после камеральной проверки, по результатам которой вынесено решение о возмещение суммы налога – должны начисляться проценты согласно ставке рефинансирования ЦБ РФ, которая действовала в дни нарушения срока возмещения. Если начисленные проценты уплачиваются не в полном объёме, налоговая служба выносит решение о возврате оставшейся суммы процентов, которая должна быть рассчитана, исходя из даты фактического возврата налоговой суммы, которая подлежит возмещению, в течение 3 дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о сумме и дате возврата денежных средств.

Налоговая служба для осуществления возврата на следующий день обязана направить поручение на возврат оставшихся процентов, которое оформлено на основании решения налоговой о возврате данной суммы, в территориальный орган Федерального казначейства.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1. При камеральной проверки НДС к возмещению ИФНС требует представить оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета и выписку из учетной политики. Правомерны ли действия ИФНС?

На наш взгляд, действия ИФНС неправомерны. Есть судебная практика в пользу налогоплательщиков. Например, в Постановлении ФАС ЗСО от 09.10.2013 № А45-2243 судебным органом отмечено, что регистры бухгалтерского учета (оборотно-сальдовые ведомости, анализы счетов и др.) не относятся к первичным документам, подтверждающим право на вычет НДС.

Вопрос №2. У нас есть ошибки в соблюдении хронологии нумерации счетов-фактур. Могут ли такие ошибки отрицательно сказаться на получении вычета по НДС?

Такая ошибка не является критической. НДС может быть принят к вычету.

Читайте также:  Судья нарушает нормы права и этики. Как реагировать на такое поведение

Вопрос №3. У нас возникла необходимость представить уточненную декларацию по НДС за 1 квартал прошлого года. По уточненной декларации получился НДС к возмещению. Сумма небольшая, каков порядок проведения камеральной проверки в этом случае?

Камеральная проверка такой декларации будет проводиться по тем же правилам, которые действовали бы для первоначальной декларации, в которой отражено возмещение НДС.

ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ

1) истребование налоговиками документов у налогоплательщика после истечения сроков проведения налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля (п.2 ст. 88, п. 6 ст. 89 и п. 6 ст. 101 НК РФ, абз. 1, 2 п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57);

2) истребование налоговиками документов в рамках камеральной налоговой проверки без предусмотренных ст.88 НК РФ оснований, в частности:

  • в отсутствие выявленных ошибок, противоречий или несоответствий в налоговой декларации (расчете), сведениях и документах ;
  • в отсутствие применения налогоплательщиком льгот, что актуально при истребовании налоговиками документов, подтверждающих операции, которые:не являются объектом обложения НДС в силу п. 2 ст. 146 НК РФ, местом реализации которых не является РФ, или освобождаются от обложения НДС на основании ст.149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций ;
  • для подтверждения применения ставки НДС 10 процентов ;
  • для подтверждения вычетов по НДС в отсутствие суммы налога к возмещению, противоречивости сведений в налоговой декларации и несоответствия со сведениями по тем же операциям у контрагента .

Камеральная налоговая проверка по НДС: определение и предмет

Камеральная проверка налоговой декларации по НДС — это форма контроля. С ее помощью представители налоговой службы выявляют расхождения и ошибки в отчетности, представляемой плательщиком соответствующего налога (ст. 82, 87 НК РФ).
Проводится такая проверка на территории налогового органа, в общем случае посещение офиса проверяемой компании не предусмотрено (ст. 88 НК РФ). При необходимости документы и пояснения запрашиваются через телекоммуникационные каналы связи (ТКС). В тоже время с 01.01.2015 у налоговиков появилось право в ходе камеральной проверки проводить осмотр помещений налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка по НДС — это проверка информации, которую представил налогоплательщик в виде декларации. Последняя выступает предметом проверки.

Срок, отпущенный на проведение необходимых процедур, составляет 2 месяца. Но в некоторых случаях может быть продлен до 3-х (ст. 88 НК РФ). Отсчитываться срок камеральной проверки по НДС начинает с даты (дня), когда декларация была получена налоговой службой.

В 2021 году запущен пилотный проект ФНС, в рамках которого срок камералки по НДС может быть сокращен до 1 месяца. Подробнее см. здесь.

Сроки для привлечения к ответственности

В случае выявления налоговых нарушений в ходе проверки виновное лицо привлекается к ответственности в порядке, определенном пунктом 1 статьи 101 НК РФ. По истечении месячного срока, который предоставляется на подачу возражений по акту проверки, руководитель налоговой инспекции (его заместитель) должен принять решение о привлечении лица к ответственности. На принятие соответствующего решения отводится 10 дней, хотя срок при необходимости может быть и продлен (но не более чем на 1 месяц).

При принятии решения налоговый орган должен также руководствоваться требованиями пункта 1 статьи 113 НК РФ, который гласит, что срок давности привлечения к ответственности не может превышать 3 года. Данный срок исчисляется со дня, следующего после дня совершения нарушения либо окончания соответствующего налогового периода до момента принятия решения о привлечении лица к ответственности. Данный срок может быть приостановлен в случае, определенном пунктом 1.1 статьи 113 НК РФ, с момента составления акта о том, что проверяемое лицо активно препятствует проведению контрольных мероприятий, в результате чего их исполнение становится невозможным.

Что касается взыскания штрафных санкций, то в силу пункта 1 статьи 115 НК РФ на них распространяется уже рассмотренный выше порядок, определяемый:

  • статьями 46 и 47 НК РФ — в отношении организаций и ИП;
  • статьей 48 НК РФ — в отношении граждан.

Сроки взыскания налогов

Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ, в случае если плательщик своевременно не рассчитался по налоговой задолженности, которая определяется исходя из имеющейся отчетности (может корректироваться по результатам проверок), его обязанность исполняется принудительно посредством обращения взыскания на его средства, находящиеся на банковских счетах.

Срок давности взыскания определяется пунктом 3 статьи 46 НК РФ, согласно которому у налогового органа имеется 2 месяца, которые исчисляются с момента окончания периода для исполнения требования об уплате налогов, на принятие решения о принудительном взыскании. После принятия оно направляется налогоплательщику, а также в банки, где имеются счета должника.

Пропуск двухмесячного срока влечет недействительность решения и дальнейшую невозможность взыскания средств в административном порядке, что не лишает налоговую инспекцию права обратиться для взыскания тех же платежей в суд (т. е. уже в судебном порядке). На обращение в суд у налогового органа, согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ, имеется 6 месяцев, которые также исчисляются со дня истечения срока, указанного в требовании об уплате налогов. Пропуск и этого срока без возможности восстановления приводит к невозможности принудительного взыскания.

В том случае, если на счетах организации недостаточно средств, взыскание, согласно пункту 1 статьи 47 НК РФ, обращается на иное имущество плательщика. В этом случае действует аналогичный административный или судебный порядок — с той лишь разницей, что на принятие решения налоговым органам отводится 12 месяцев, на возможность обращения в суд — 2 года, которые исчисляются с момента окончания периода, указанного в требовании об уплате налогов.

Читайте также:  Как взыскать алименты с неофициальных доходов

Это важно знать: Срок исковой давности по периодическим платежам

Возврат НДС для юридических лиц

Актуально на: 23 ноября 2018 г.

Рассчитывать на возврат НДС из бюджета можно в следующих ситуациях.

Ситуация 1. Вы перечислили в бюджет сумму НДС больше, чем были должны. К примеру, по данным декларации сумма НДС к уплате составила 1000 руб., а вы пополнили бюджет (допустим, из-за ошибки в платежке) на 1500 руб. Тогда 500 руб. – переплата, которую можно вернуть из бюджета.

Ситуация 2. Сумма входного НДС, принятого в конкретном квартале к вычету, превышает сумму начисленного налога за этот же период (п. 2 ст. 173 НК РФ). Допустим, НДС, отраженный по строке 118 Раздела 3 Декларации (утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@), составил 2000 руб., а НДС по строке 190 Раздела 3 — 3000 руб. Соответственно, 1000 руб. вы можете вернуть из бюджета.

Ситуация 3. Вы реализовали товары на экспорт и смогли подтвердить нулевую ставку налога (п. 1 ст. 164, п. 1, 9 ст. 165 НК РФ). Поскольку в этом случае НДС, исчисленный по ставке 0%, равен 0, то весь входной НДС, относящийся к экспортной операции, можно будет принять к вычету и заявить к возмещению из бюджета (п. 1 ст. 176 НК РФ).

Отбиваем у контролеров каждый рубль возмещения НДС.

Допустим, по итогам проверки налоговики составили акт, в котором описано много несоответствий и ошибок. Что делать? Прежде всего, детально проанализировать документ. Как правило, не все ошибки, обнаруженные контроллерами, обоснованы и реальны. Соответственно, налогоплательщик может защитить свои права и интересы

Важно обосновать свою позицию своевременно, оперативно изложив ее налоговикам

Предприятия и ИП вправе предоставить возражения в письменном виде на основании акта аудита в течение месяца. Нередки случаи, когда инспекторы после ознакомления с доводами организации, снимают какие-то замечания и требования, и размер возмещения НДС существенно возрастает.

Но и в таких ситуациях не стоит радоваться раньше времени. На счет налогоплательщика не всегда попадают средства, которые получилось отстоять, в полном объеме, например, при наличии у предприятия недоимки по НДС или федеральным налогам (речь идет здесь, в том числе, о пенях и штрафах). НК РФ дает контроллерам право засчитать сумму налога для возмещения в счет оплаты долгов.

Именно поэтому налогоплательщику необходимо заблаговременно провести сверку с налоговиками, чтобы ему перечислили сумму в полном объеме.

Предоставление собранной документации проверяющим

Взаимоотношения компаний и налоговиков подчиняются определенному набору правил. Это касается и процедуры передачи проверяющим дополнительно запрошенных документов. Все их копии должны быть надлежащим образом подготовлены и заверены, иначе в их приеме откажут.

Итак, АО «Эллипс» скомплектовало необходимый пакет документов и готовится передать его в налоговую инспекцию. На это у него есть 10 суток со дня вручения запроса на предоставление документации. Сотрудники сформировали нужный комплект и завизировали его в соответствии со всеми правилами.

СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ: с 2015 года проставлять круглую печать на бумагах, подаваемых в инспекцию, необязательно.

Однако АО «Эллипс» решило подстраховаться и все же проставило печать на копиях, поскольку понятие «заверенные» нигде четко не прописано. Одновременно с этим сотрудники финансового ведомства ссылаются на ГОСТ Р 6.30-2003, требующий наличия печати. Подобное решение компании должно снизить вероятность дополнительных претензий налоговиков.

Порядок сдачи декларации и срок камеральной проверки по НДС

С начала 2015 года все налогоплательщики НДС обязаны представлять декларации исключительно по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Это, по мнению законодателей, позволит улучшить качество администрирования НДС. Нововведение касается и тех, кто представляет нулевую декларацию, в связи с чем, соблюдая перечень необходимых условий, налогоплательщикам проще подать единую (упрощенную) декларацию на бумаге. Декларацию необходимо представить не позднее 25 числа месяца, следующего за прошедшим налоговым периодом. Напоминаем, что в соответствии со ст. 163 НК РФ налоговым периодом по НДС признается квартал. Таким образом, срок сдачи декларации увеличился на 5 дней. Период, в течение которого налоговый орган проводит камеральную проверку декларации по НДС, не изменился и по-прежнему составляет 3 месяца. Такое правило закреплено в ст. 88 НК РФ. Причем начать камеральную проверку инспектор может в любой день после подачи декларации, а вот закончить – строго после истечения 3 месяцев с даты поступления декларации в налоговый орган. Стоит отметить, что действующим законодательством не предусмотрено продление сроков камеральной проверки. Поэтому все требования контролеров за рамками 3-месячного срока неправомерны. Исключение составляет подача уточненной декларации, так как в этом случае срок камеральной проверки начинает исчисляться заново.

Уточненная декларация по НДС при камеральной проверке

Как было отмечено выше, при подаче уточненной декларации срок проверки изменится. Инспектор должен будет открыть новый комплекс мероприятий в автоматизированной программе и продолжить проверку, выяснив причину предоставления уточненки. Если изменения незначительны и касаются, к примеру, данных, отраженных в разделе 8 или 9, то в таком случае сдача уточненной декларации необязательна. И, напротив, если выявлены ошибки, которые повлияют на сумму уплачиваемого налога, то обязательно необходимо внести соответствующие корректировки и предоставить их в налоговый орган. Причем если сумма к доплате изменилась в большую сторону, то перед сдачей уточненной декларации необходимо уплатить налог и пени. Кроме этого, целесообразно подготовить письмо с указанием причин сдачи уточненки. Способ подачи новой декларации остается прежним – через ТКС. Обратите внимание: если ошибки выявлены налоговым органом в процессе проверки, то в дальнейшем подавать уточненную декларацию не надо, достаточно лишь уплатить сумму налога и прочие платежи, указанные в документах, составленных по итогам проверки.

Читайте также:  В России сменили правила перерасчета за домовые нужды. Вырастет ли платеж

Сроки проведения камеральной налоговой проверки

Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

В Письме от 13.04.2007 N 03-02-07/2-69 финансисты уточнили, что исчисление срока проведения камеральной налоговой проверки начинается со дня, когда выполнены одновременно два условия: в налоговый орган представлены налоговая декларация (расчет) и последний из документов, прилагаемых к ней.

Обратите внимание: нарушение установленного трехмесячного срока проведения камеральной проверки влечет признание решения налогового органа о привлечении к ответственности недействительным.

Составление акта налоговой проверки

В соответствии с п. 3 ст. 176, п. 5 ст. 88 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки. Оформление результатов налоговой проверки осуществляется в соответствии со ст. 100 НК РФ.

В абз. 2 п. 1 названной статьи указано, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При этом в акте налоговой проверки указываются:

  • дата акта налоговой проверки. Под ней понимается дата подписания акта лицами, проводившими проверку;
  • полное и сокращенное наименования либо Ф.И.О. проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;
  • Ф.И.О. проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
  • дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);
  • дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);
  • перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
  • период, за который проведена проверка;
  • наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • даты начала и окончания налоговой проверки;
  • адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;
  • сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
  • документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса, в случае если предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Можно ли привлечь налогоплательщика к ответственности в случае, если нарушение не привело к занижению суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет?

В ст. 122 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность в виде наложения штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора) в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия).

При этом в соответствии с позицией ВАС РФ, изложенной в п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, при применении ответственности по ст. 122 НК РФ судам необходимо исходить из того, что «неуплата или неполная уплата сумм налога» означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).

Следовательно, в ситуации, когда не произошло занижения суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, не возникает события налогового правонарушения и отсутствует сам состав правонарушения, установленного в ст. 122 НК РФ (ст. 109 НК РФ). Иными словами, если ошибки при заполнении декларации не привели к занижению налоговой базы и налога, подлежащего уплате в бюджет, то ст. 122 НК РФ не применяется.

Камеральная налоговая проверка по НДС: определение и предмет

Камеральная проверка налоговой декларации по НДС — это форма контроля. С ее помощью представители налоговой службы выявляют расхождения и ошибки в отчетности, представляемой плательщиком соответствующего налога (ст. 82, 87 НК РФ).
Проводится такая проверка на территории налогового органа, в общем случае посещение офиса проверяемой компании не предусмотрено (ст. 88 НК РФ). При необходимости документы и пояснения запрашиваются через телекоммуникационные каналы связи (ТКС). В тоже время с 01.01.2015 у налоговиков появилось право в ходе камеральной проверки проводить осмотр помещений налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка по НДС — это проверка информации, которую представил налогоплательщик в виде декларации. Последняя выступает предметом проверки.

Срок, отпущенный на проведение необходимых процедур, составляет 2 месяца. Но в некоторых случаях может быть продлен до 3-х (ст. 88 НК РФ). Отсчитываться срок камеральной проверки по НДС начинает с даты (дня), когда декларация была получена налоговой службой.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *