Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Никто из владельцев земельных участков, расположенных поблизости от лесной зоны, либо граничащих с ней, не застрахован от того, чтобы получить иск. Игнорировать такую повестку не получится, так как даже в том случае, если собственник не явится в зал суда, решение будет принято без его участия.
Какую помощь может оказать юрист?
Если вы получили повестку в суд, не стоит заранее опускать руки. Прежде всего, обратитесь за консультацией к опытному земельному юристу. Порядок его помощи будет следующим:
- В уполномоченной организации необходимо заказать экспертизу земельного участка. Это позволит определить: относится ли данная земля к лесному фонду.
- Если земля и в самом деле спорная, но собственник на ней ничего построить не успел, то существует законный путь вернуть за нее деньги.
- Если же на земле есть строения, то решать спор придется в суде. Помощь юриста повысит шансы получить решение в свою пользу.
Отнесение лесов и их участков к защитным и особо защитным
С учетом особенностей правового режима защитных лесов в ст. 102 Лесного кодекса определены следующие их категории:
- леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
- леса, расположенные в водоохранных зонах;
- леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов.
К особо защитным участкам лесов, в частности, относятся:
- берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;
- заповедные лесные участки;
- места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных.
В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается любая деятельность, несовместимая с их целевым назначением и полезными функциями.
В зависимости от категорий лесов и их участков установлены ограничения на проведение различных видов лесопользования и других мероприятий. В основном эти ограничения заключаются в запрете:
- на проведение различных видов рубок лесных насаждений (или их резкое ограничение);
- использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;
- ведение охотничьего хозяйства и сельского хозяйства;
- разработку месторождений полезных ископаемых;
- размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений.
Что включает лесной фонд
Категория «Земли лесного фонда» —, это площади лесов, вырубок, территории для посадки новых насаждений, участки предприятий лесного хозяйства. К землям относятся также прогалины между лесами. К данным территориям применяется определенный правовой режим, который должен соблюдаться при их использовании.
ВНИМАНИЕ! Леса могут располагаться и на землях оборонного назначения, в таком случае они имеют особенный юридический статус и не могут передаваться в пользование.
Другие лесные площади, из категории лесного фонда, могут передаваться в пользование как юридическим, так и физическим лицам, для аренды, бессрочного или срочного пользования. Но при этом важно соблюдать не только правовой режим участка, но и его виды разрешенного использования.
Понятие и состав земель лесного фонда определяется в двух кодексах, Лесном и Земельном. Но не стоит искать там четкого определения, что такое лес, какие территории точно должны входить в данный фонд. Поэтому под определение лес пока попадают те участки, которые уже зарегистрированы в кадастровом учете как категория лесных земель.
На участках могут расти деревья, кустарники, саженцы, а также они могут представлять собой большую поляну или территорию, просто прилегающую к лесному массиву. На таких участках располагаются также предприятия лесной промышленности. Выделяется три группы участков земель лесного фонда:
- Площади, засаженные лесом (деревьями, кустарниками, лесными травами).
- Земельные участки из состава лесного фонда, которые предназначены для восстановления леса. Это площади под «молодняк», прогалины, с выгоревшими при пожаре насаждениями.
- Нелесные территории, на которых ведется лесное хозяйство (работают лесопилки, деревообрабатывающие предприятия, лесозаготовительные). Здесь также могут прокладываться дороги между различными пунктами. Такие площади не предназначены для высадки насаждений, но их использование должно быть напрямую связано с потребностями лесной отрасли.
Каждый участок имеет свое целевое предназначение. Когда нужно участок с тем или иным правовым статусом использовать по-другому, проводится целая процедура перевода. Также установлен и порядок признания определенной площади земли лесом, например, это может быть площадь с растительностью на землях населенных пунктов.
ВНИМАНИЕ! Лесной фонд подразделяется на лесные и нелесные земли. Распределение по категориям производится государственными органами.
Лесными участками фонда считаются участки:
- с вырубками, т.е. с расположением на площади леса пней,
- с культурами леса и молодым лесом, в котором еще не осуществилось соединение крон деревьев,
- с гарью и погибшими деревьями в результате горения и воздействия вредителей,
- с прогалинами, без насаждений,
- с площадью менее половины гектара,
- с рединами —, насаждениями от 3-его возрастного класса и диаметром до 0,3 м, имеющих обособленное месторасположение.
Любые леса, расположившиеся на территории РФ, принадлежат фонду. Исключения включают в себя леса, произрастающие в городах и других населенных пунктах, а также земли, которые эксплуатируются вооруженными силами, т.е. являются землями обороны. Такие земли, как правило, имеют на картах определенные обозначения, т.к. являются государственной собственностью.
Данное различие по категориям определяется тем, что в составе фондов леса находятся земли, целевое значение которых дифференцировано: для выращивания лесов, их использования и восстановления.
Какие территории принадлежат к землям лесного фонда
В соответствии со ст. 6.1 ЛК РФ в состав земель лесного фонда входят как собственно леса, так и нелесные земли.
К лесным землям относятся участки местности, большая часть территории которых занята густой древесной растительностью, а также участки, на которых лесной ландшафт должен быть восстановлен. К данной подкатегории земель относятся:
- территории лесничеств и лесопарков, занятые деревьями и кустарниками;
- участки лесов и прилегающих к ним местностей, лишенные сплошного покрова из древесных растений в результате неблагоприятных природных условий или деятельности человека (выгоревшие леса и зоны санитарных вырубок);
- редины и прогалины;
- пустыри.
Осуществление деятельности по туризму и отдыху граждан
Целевое назначение земель лесного фонда подразумевает использование земельных участков для осуществления деятельности по организации туризма, отдыха и культурно-спортивных мероприятий для граждан. В описанном случае перевод земельных участков из одной категории в другую не требуется. Это прописано в статье 41 Лесного кодекса РФ.
Согласно пункту 2 статьи 41 ЛК РФ на земельных лесных участках возможно строительство или возведение зданий и сооружений, носящих временных характер, их благоустройство и использования в рекреационных целях.
При этом на время использования на земельный участок оформляется или договор аренды, или договор срочного/бессрочного пользования. Выступать одной из сторон такого договора может как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо.
Физические лица этим правом не наделены, поскольку не могут осуществлять рекреационную деятельность, а только лишь быть ее участником (не организатором).
Как можно использовать земли под лесами
Граждане, в пользовании которых находится относящийся к лесному фонду участок, часто интересуются, можно ли на его территории что-либо строить. Ответ на данный вопрос зависит от того, какое именно строение намерен возвести пользователь земли. Допускается строительство только объектов, которые являются частью лесной инфраструктуры (лесные склады, дороги, мосты, пожарные вышки и др.). Сооружение объектов, не относящихся к лесной инфраструктуре, требует согласования. Строения промышленного назначения возводить запрещается, так как земли лесного фонда охраняются государством.
В ст. 25 ЛК РФ определено, что использование земель лесного фонда подразумевает следующие виды деятельности:
- заготовка древесины и живицы (смолы хвойных деревьев);
- сбор ресурсов леса, относящихся к недревесным (древесная кора, лапик хвойных пород, береста, валежник, пни);
- заготовка ресурсов, предназначенных для употребления в пищу (грибы, ягоды, плоды, орехи, березовый сок);
- сбор лекарственных растений;
- деятельность, направленная на организацию охотничьего хозяйства;
- сельскохозяйственные работы;
- осуществление мероприятий, направленных на проведение научных исследований и выполнение образовательных программ;
- рекреация (создание инфраструктуры, необходимой для организации туризма и отдыха граждан, спортивных мероприятий, физкультурно-оздоровительной деятельности);
- организация и эксплуатация лесных плантаций (это вид предпринимательской деятельности, сущность которой состоит в выращивании деревьев определенных пород);
- искусственное культивирование произрастающих в условиях леса плодово-ягодных, декоративных и лекарственных растений;
- выращивание сеянцев или саженцев лесных растений, используемых в качестве посадочного материала;
- исследование находящихся под лесами недр и разработка полезных ископаемых;
- сооружение и использование водохранилищ, портов, причалов и прочих гидротехнических сооружений;
- создание и использование линейных объектов (к ним относятся ЛЭП, линии связи, трубопроводы, автодороги, железнодорожные пути);
- осуществление деятельности по переработке ресурсов леса;
- проведение мероприятий религиозного характера.
Не для всех этих видов деятельности нужно оформлять особое согласование. Так, в соответствии с п. 1 ст. 11 ЛК РФ любой гражданин может свободно собирать для личных нужд пищевые и недревесные лесные ресурсы. Однако запрещен сбор растений и грибов, которые числятся в Красной книге или включены в перечень наркотических средств.
Какие выделяют зоны по видам и результатам мониторинга?
Мониторинг указанных земель является комплексным процессом, направленным на улучшение природоохранных мероприятий. Состоит из:
- наблюдений;
- анализа и оценки;
- прогнозов развития зоны мониторинга.
Выбор зон для мониторинга производится по следующим показателям:
- изучение опасности образования лесных пожаров;
- изучение и оценка лесных ресурсов;
- изучение и оценка земель, входящих в лесной фонд;
- изучение малоосвоенных массивов;
- анализ полученной информации для международных программ и соглашений.
На основе анализа выделяются:
- зоны риска;
- зоны повышенной эффективности;
- зоны, требующие последующего изучения;
- зоны эксплуатации;
- резервные зоны.
Зоны риска выделяются на основании повышенной пожароопасности и могут подразделяться по классам риска. Зоны эффективности смежаются с определением зон эксплуатации и резервных зон. Для эксплуатации считаются пригодными угодья, где в текущий момент допускается вырубка и иные виды пользования, не снижающие качеств лесного массива. В резервных зонах вырубка не допускается в течение ближайших двадцати лет.
Для дифференциации зон эффективности предусмотрено применение классификации эффективности использования. Малоосвоенные массивы распределяются по приоритету освоения тех или иных участков. Основываясь на совокупности целей мониторинга, приходится использовать принцип зонирования достаточно условно, в комплексе с другими принципами и подходами.
Особое внимание уделяется изучению экологического состояния лесов и прилегающих к ним территорий:
- взаимовлияние соседствующих экосистем друг на друга;
- необходимость вмешательства в происходящие природные процессы;
- эффективность использования экосистем.
На основании данных, полученных в результате мониторинга, осуществляется управление ресурсом. Выбираются массивы для вырубки, или восстановления, для перевода в другие категории.
Как перевести землю лесного фонда в другую категорию
Чтобы изменить ВРИ надела лесного фонда для его дальнейшего приобретения в собственность, требуется соблюсти условия. Процедура может быть выполнена по одному из следующих оснований:
- изменение назначения участка в устроительной документации;
- увеличение или уменьшение границ муниципального образования;
- по решению экологической экспертной группы;
- невозможность использования территории по основному назначению;
- прекращение необходимости обеспечивать потребности лесного хозяйства.
- Получить сведения из ЕГРН.
- Составить заявление.
- Собрать документы.
- Получить решение.
Организации, уполномоченные решать вопросы по смене ВРИ:
- правительство РФ – если объектом выступает территория с необозначенными границами;
- отделение департамента лесного хозяйства – если границы объекта установлены.
- паспорт (для физических лиц);
- заявление;
- выписка из реестра организаций или индивидуальных предпринимателей (для юридических лиц и ИП);
- решение экологической экспертной группы (если требуется);
- выписка о характеристиках территории из Росреестра;
- расчетная информация о доходах и расходах хозяйства после изменения категории участка.
Заявление составляется в свободной форме с соблюдением правил ведения деловой документации. Необходимо указать:
- наименование учреждения, в которое подается обращение;
- персональные данные заявителя;
- выписка из кадастрового реестра;
- текущая категория надела;
- в какой ВРИ переоформляется;
- подробное описание причины, в связи с которой требуется оформить перевод.
Срок рассмотрения заявки составляет 30 календарных дней. По его истечении заявитель будет уведомлен о вынесенном решении в письменной форме.
Особенности правового режима ЗЛФ
Регулирование лесных отношений учитывает представления о лесе как о совокупности растительного и животного мира, а также других элементов природы и окружающей среды. Правовой режим земель лесного фонда формируется с учетом их важного экономического, социального, экологического значения, поэтому такие территории не только находятся под особой охраной со стороны государства, но и ограничены в обороте (пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК).
В соответствии со ст. 7 ЛК, участки лесного фонда следует отграничивать от остальных земель посредством нанесения необходимых пометок на планово-картографических материалах и обозначения на местности с помощью специальных лесохозяйственных знаков.
Правовое обеспечение и правовой режим, применяемые к ЗЛФ, зависят от назначения земель, в соответствии с которым они поделены на:
- защитные лесонасаждения, цель освоения которых состоит в сохранении природоохранных, средообразующих, санитарно-гигиенических и иных полезных функций лесов;
- эксплуатационные леса. Цель их освоения – получение высококачественной древесины и прочих лесных ресурсов;
- резервные леса, использование которых не предполагает заготовку древесины в течение 20 лет после их отнесения к этой категории.
Характерная особенность земель лесного фонда – это плодородие и способность находящейся на них растительности самовосстанавливаться. Леса следует особым образом охранять от пожаров, загрязнений и любых других негативных воздействий в том числе природного характера, что отражается и на правовом режиме их использования.
Касается это не только ЗЛФ, но и смежных с ними участков, считающихся землями населенных пунктов.
Понятие и состав лесного фонда
Понятие и состав лесного фонда
Подземлями лесного фонда понимаются как лесные, так и нелесные земли. Лесные земли — это земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, пустыри, прогалины и т. п.). Нелесные земли — это земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (дороги, просеки, сельскохозяйственные угодья), а также иные земли в границах лесного фонда (болота, неудобья и др.).
В состав лесного фонда не входят леса, расположенные на землях обороны и на землях городских поселений (городские леса).
Лесной кодекс выделяет также понятиедревесно-кустарниковой растительности.Она не включается в состав лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд. Древесно-кустарниковая растительность представляет собой деревья и группы деревьев и кустарников, расположенные на:
— землях сельскохозяйственного назначения, в том числе предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
— землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
— землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
— землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
— землях иных категорий.
Леса, входящие в состав лесного фонда и не входящие в него, а также древесно-кустарниковая растительность имеют различный правовой режим.
В целях сохранения и рационального использования лесных богатств страны, дифференцированного ведения лесного хозяйствалесной фонд РФ разделяется на три группы, а леса первой группы разграничиваются по категориям защитности (ст. 55-60 Лесного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ «О порядке отнесения лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы» от 15 сентября 1997 № 1169).
Основаниями такой классификации служат экономическое, экологическое и социальное значение лесов, их местоположение и выполняемые функции.
К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.
Статья 1. Основные принципы лесного законодательства.
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
1) Устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
2) Сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
3) Использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
4) Обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
5) Сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения;
6) Улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности;
7) Участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;
8) Использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;
9) Использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями;
10) Недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;
11) Платность использования лесов.
Статья 11. Пребывание граждан в лесах.
1. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
2. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
3. Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
4. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
5. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:
1) Пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;
2) Безопасности граждан при выполнении работ.
6. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.
7. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
8. Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как можно использовать земли под лесами
Граждане, в пользовании которых находится относящийся к лесному фонду участок, часто интересуются, можно ли на его территории что-либо строить. Ответ на данный вопрос зависит от того, какое именно строение намерен возвести пользователь земли. Допускается строительство только объектов, которые являются частью лесной инфраструктуры (лесные склады, дороги, мосты, пожарные вышки и др.). Сооружение объектов, не относящихся к лесной инфраструктуре, требует согласования. Строения промышленного назначения возводить запрещается, так как земли лесного фонда охраняются государством.
В ст. 25 ЛК РФ определено, что использование земель лесного фонда подразумевает следующие виды деятельности:
- заготовка древесины и живицы (смолы хвойных деревьев);
- сбор ресурсов леса, относящихся к недревесным (древесная кора, лапик хвойных пород, береста, валежник, пни);
- заготовка ресурсов, предназначенных для употребления в пищу (грибы, ягоды, плоды, орехи, березовый сок);
- сбор лекарственных растений;
- деятельность, направленная на организацию охотничьего хозяйства;
- сельскохозяйственные работы;
- осуществление мероприятий, направленных на проведение научных исследований и выполнение образовательных программ;
- рекреация (создание инфраструктуры, необходимой для организации туризма и отдыха граждан, спортивных мероприятий, физкультурно-оздоровительной деятельности);
- организация и эксплуатация лесных плантаций (это вид предпринимательской деятельности, сущность которой состоит в выращивании деревьев определенных пород);
- искусственное культивирование произрастающих в условиях леса плодово-ягодных, декоративных и лекарственных растений;
- выращивание сеянцев или саженцев лесных растений, используемых в качестве посадочного материала;
- исследование находящихся под лесами недр и разработка полезных ископаемых;
- сооружение и использование водохранилищ, портов, причалов и прочих гидротехнических сооружений;
- создание и использование линейных объектов (к ним относятся ЛЭП, линии связи, трубопроводы, автодороги, железнодорожные пути);
- осуществление деятельности по переработке ресурсов леса;
- проведение мероприятий религиозного характера.
Не для всех этих видов деятельности нужно оформлять особое согласование. Так, в соответствии с п. 1 ст. 11 ЛК РФ любой гражданин может свободно собирать для личных нужд пищевые и недревесные лесные ресурсы. Однако запрещен сбор растений и грибов, которые числятся в Красной книге или включены в перечень наркотических средств.