Имущественные налоговые вычеты и льготы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имущественные налоговые вычеты и льготы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В 2023 году в России проведут государственную кадастровую оценку сооружений, объектов незавершенного строительства, зданий и помещений. С этого момента переоценка будет проводиться во всех регионах раз в четыре года, а в городах федерального значения — раз в два года. Данные изменения направлены на то, чтобы сделать практику переоценки единой для всей России, а сведения о кадастровой стоимости актуальными среди всех регионов страны.

Калькулятор налогового вычета — удобная форма для предварительного расчета. С его помощью вы узнаете, на какие деньги и в течение какого времени имеете право рассчитывать.

Вы можете внести все расходы на выбранный год, включая затраты на покупку жилья, медицинские услуги, обучение и прочее. Не забывайте включать суммы, уплаченные вами за членов семьи.

Проще всего подготовить и подать документы — с онлайн-сервисом «Налогия». Мы внимательно изучим вашу ситуацию, проверим все документы, поможем рассчитать налоговый вычет за жилье и социальные расходы, заполним декларацию с соблюдением всех норм законодательства.

Вам не придется переделывать бумаги и отвечать на неудобные вопросы инспектора. Мы проконсультируем вас по всем вопросам, и вы сможете выбрать — отнести документы самостоятельно или подать онлайн с нашей помощью.

Для расчета налога на имущество за налоговый период 2022 года во всех регионах (за исключением ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области) в качестве налоговой базы используется кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога действуют понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:

  • 0,4 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
  • 0,6 — для десяти регионов (Республики Алтай, Крыма, Алтайского и Приморского краев, Волгоградской, Иркутской, Курганской, Свердловской и Томской областей, Чукотского автономного округа), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
  • 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
  • 0,6 в отношении объекта, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости — применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

Пoлнoe ocвoбoждeниe oт yплaты

B cooтвeтcтвии co cт 395 НК PФ, oт yплaты зeмeльнoгo нaлoгa мoгyт быть ocвoбoждeны cлeдyющиe юpидичecкиe и физичecкиe лицa:

  • Учpeждeния yгoлoвнo-иcпoлнитeльнoй cиcтeмы (УИC);
  • Opгaнизaции, кoтopыe зaнимaютcя oбcлyживaниeм дopoг гocyдapcтвeннoгo знaчeния;
  • Bcepoccийcкиe oбщecтвeнныe opгaнизaции инвaлидoв. Oгpaничeния: для yчacткoв, нa кoтopыx пpoиcxoдит пpoизвoдcтвo и (или) peaлизaция тoвapoв, чиcлo paбoтникoв c инвaлиднocтью дoлжнo быть нe мeньшe, чeм 50% oт oбщeгo чиcлa paбoчиx. Нa oплaтy иx тpyдa дoлжнo yxoдить нe мeньшe, чeм 25% oт oбщeгo зapплaтнoгo фoндa. Пoдaкцизныe yчacтки в этy кaтeгopию нe вxoдят. Ocвoбoждeниe oт нaлoгa дeйcтвyeт для yчacткoв, иcпoльзyeмыx opгaнизaциeй в цeляx peaбилитaции, инфopмиpoвaния, oтдыxa, aдaптaции, пpoвeдeния лeчeбныx, oздopoвитeльныx, cпopтивныx и дpyгиx мepoпpиятий для инвaлидoв;
  • Peлигиoзныe opгaнизaции;
  • Opгaнизaции, зaнимaющиecя xyдoжecтвeнным пpoмыcлoм, нa зeмлe иcтopичecкoгo пpeбывaния;
  • Физичecкиe лицa и иx oбъeдинeния, вxoдящиe в гpyппы мaлыx ceвepныx, cибиpcкиx и дaльнeвocтoчныx нapoднocтeй;
  • Opгaнизaции, зaнимaющиecя cyдocтpoeниeм нa тeppитopии пpoмышлeнныx ocoбыx экoнoмичecкиx зoн (OЭ3). Нaxoдящиxcя нa тeppитopии пpeбывaния в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee дecяти лeт;
  • Пpoчиe кaтeгopии opгaнизaций, зaнимaющиe тeppитopию OЭ3 в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee 5 лeт;
  • Opгaнизaции, кoтopыe являютcя yчacтникaми cвoбoдныx экoнoмичecкиx зoн (CЭ3), в cooтвeтcтвии c дoгoвopoм oб экoнoмичecкoй дeятeльнocти нa этиx тeppитopияx, cpoкoм нe бoлee тpex лeт c мoмeнтa peгиcтpaции пpaв нa 3У;
  • Упpaвляющиe кoмпaнии, являющиecя peзидeнтaми иннoвaциoннoгo цeнтpa «Cкoлкoвo» (в cooтвeтcтвии c Ф3 «Oб ИЦ «Cкoлкoвo»).
Читайте также:  Пособие на третьего ребенка в 2023 году

Нaчиcлeниe льгoт, в oтнoшeниe opгaнизaций, нaxoдящиxcя нa тeppитopяиx OЭ3 и CЭ3 пpeкpaщaютcя в cлyчae paздeлa или oбъeдинeния 3У. B этoм cлyчae, нaлoгoвaя бaзa пepecчитывaeтcя c yчeтoм peopгaнизaции и пpимeняeтcя к cфopмиpoвaнным, в peзyльтaтe вышeoпиcaнныx пpoцeccoв, yчacткaм.

Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния

Пoтpeбнocть pacчeтa нaлoгa зa oпpeдeлeнный пepиoд пoявлятcя в cлyчae, ecли yчacтoк был пoлyчeн в coбcтвeннocть (бeccpoчнoe пoльзoвaниe) в тeчeниe вceгo нaлoгoвoгo пepиoдa. To ecть, в любoe вpeмя, в тeчeниe 12 мecяцeв кaлeндapнoгo гoдa. B этoм cлyчae нaлoг иcчиcляeтcя нe c мoмeнтa нaчaлa НП, a c мoмeнтa пoлyчeния гpaждaнинoм пpaв нa 3У. Для тaкиx cлyчaeв cyщecтвyeт oтдeльнaя фopмyлa для pacчeтa 3Н:

= KC x Нcт. x Квл, гдe:

  • КC — кaдacтpoвaя cтoимocть;
  • Квл. — кoэффициeнт пepиoдa влaдeния;
  • Mвл./12 — oтнoшeниe кoличecтвa пoлныx мecяцeв влaдeния к 12 кaлeндapным мecяцaм.

Чтoбы oпpeдeлить зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния,, нaдo cyммy нaлoгa зa пoлный нaлoгoвый пepиoд yмнoжить нa кoэффициeнт пepиoдa влaдeния.

Ставки земельного налога

Налог на земельный участок в 2022 году зависит от ставки. Ставка должна быть утверждена муниципальными властями, но она не может быть выше 0,3% кадастровой цены физической территории. Поэтому земельный налог и кадастровая стоимость взаимосвязаны. Но ограничение касается не любой земли, а только участков некоторых типов:

  • Что находятся в ограниченном обороте из-за использования их в таможенных нуждах или в обороне.
  • Имеющие сельскохозяйственное назначение (сельхозпроизводство).
  • Находятся в жилищном фонде, инфраструктуре ЖКХ и т.п.
  • Участки, что предназначены под личное подсобное хозяйство, садоводство, дачи и не только.

Как рассчитать земельный налог для граждан?

Физические лица платят налог с участков, собственником которых они выступают, только 1 раз в год – за все 12 месяцев одной суммой по годовым итогам.

Один раз в год граждане получают уведомление от налоговой, содержащее сумму к уплате, а также исходные данные, применяемые для вычислительного процесса. Рекомендуется проверить проведенный расчет, для этого гражданину нужно ознакомиться с местными законодательными актами, касающимися налога с земельных участков физлиц.

Из этих законодательно-нормативных актов нужно уточнить:

  • Возможность воспользоваться системой льготирования;
  • Величину стоимости объекта обложения земельным налогом;
  • Утвержденную ставку для нужной земельной категории.

В каждом МО действует своя система предоставления льгот физическим лицам. Чтобы узнать информацию о том, можно ли ей воспользоваться, нужно обратиться в отделение ФНС, к которому территориально относится земля, подлежащая налогообложению.

Если льгота положена, то право на нее документально подтверждается – пишется заявление для налоговой, к которому прикладывается подтверждающая документация.

Если физическое лицо не имеет право на освобождение от налогового бремени, то следует узнать, что выступает базой для вычисления. Расчет для физических лиц проводится по кадастровой стоимости земельного объекта. Данный показатель берется на начало отчетного года. Налоговая запрашивает такие сведения в Росреестре и использует их для расчета.

Если есть сомнения в правильности используемой для расчета стоимости, то можно уточнить актуальные данные в Росреестре самостоятельно — передать запрос в письменном виде в Росреестр или кадастровую палату по адресу расположения земли. Сведения предоставляются в форме справки без взимания дополнительной платы. В заявлении следует указать, кадастровая стоимость какого объекта интересует заявителя. Также пишется дата, на которую должны быть предоставлены сведения, данный реквизит необходим, иначе стоимость будет указана на день подачи заявления.

После того, как будут получены данные о кадастровой стоимости, нужно выяснить действующую ставку, после чего приступать к расчетам.

Ставку устанавливает также МО, ее величина зависит от земельной категории участка. Чтобы выяснить ставку, можно самостоятельно просмотреть местные нормативные акты либо обратиться за помощью в налоговую.

Налоговый кодекс не позволяет регионам превышать предельные значения ставки по земельному налогу:

  • 0,3% — для отдельных категорий, в частности для дачных участков, сельхозземель;
  • 1,5% — для прочих категорий.
Читайте также:  Алименты до 21 года очная форма обучения

Если физическим лицом уточнены права на льготу, кадастровая стоимость, ставка, то можно приступать к вычислениям.

Ставки налога установлены статьей 394 НК РФ.

Муниципальные власти могут ввести пониженные ставки, которые не превышают базовые.

НК утверждены следующие базовые ставки:

Ставка 0,3% применяется по земельным участкам, которые используются для:

  • огородничества, собственного подсобного хозяйства, садоводства или животноводства;
  • дачного хозяйства;
  • сельскохозяйственного производства;
  • жилищного строения;
  • объектов коммунального хозяйства.

Ставка 1,5% применяется для остальных земельных участков.

Власти регионов имеют право регулировать:

  • ставку налога;
  • сроки уплаты;
  • предоставлять дополнительные льготы.

Органы местных властей должны придерживаться общего порядка исчисления и уплаты земельного налога согласно главе 31 НК РФ.

Правила переходного периода

Рассматриваемый новый вычет по земельному налогу пенсионеры могут получить с периода 2017 года. На этом переходном этапе действует специальное правило о сроках и форме уведомления по 2017 году: известить ИФНС о выбранном земельном участке для вычета можно в свободной форме до 01 июля 2018 года. После этой даты изменить свой выбор нельзя.

Вот пример такого уведомления:

В ИФНС России № 19 по г. Москве

от Широковой Елены Алексеевны

Уведомление

На основании пунктов 5 и 6.1 статьи 391 Налогового кодекса РФ прошу применить налоговый вычет по земельному налогу за 2017 год в отношении земельного участка, принадлежащего мне на праве собственности, с кадастровым номером: 55:01:4512789:457.

Широкова /Е.А. Широкова/

09.04.2018

Если пенсионер или иной льготник не представит уведомление о выборе земельного участка, последствия этого аналогичные: вычет рассчитают по объекту с максимальной суммой налога.

ФНС в рамках межведомственного обмена сведениями с Росреестром и иными органами владеет всей информацией о принадлежащих пенсионеру земельных участках. Поэтому вряд ли возможна ситуация, когда у налоговой нет данных о втором участке.

Вычеты по налогу на имущество физических лиц

Налоговый вычет — это площадь, за которую не нужно платить. Налоговые вычеты действуют при начислении налога на имущество по кадастровой стоимости. Чем больше площадь объекта налогообложения, тем больше его стоимость. Вычет же уменьшает площадь недвижимости, налоговая база уменьшается, а общая сумма налога на имущество становится значительно меньше.

Право на налоговый вычет имеет любой собственник жилья по каждому принадлежащему ему объекту. Его учет происходит автоматически — почитайте об этом.

Налоговый вычет различается для разных объектов недвижимости:

Дом — 50 м², квартира — 20 м², комната — 10 м², загородный дом площадью 100 м² — с налогоплательщика возьмут вдвое меньше, а за дом площадью 50 м² и меньше налог на имущество вообще не начислят.

Пример: площадь обычной квартиры — 50 м², но платить необходимо будет только за 30 м².

Налоговый вычет в 2023 году: какие изменения

В 2023 году налоговое законодательство РФ коснулись весомые изменения. Среди нововведений стоит отметить появление новых видов вычетов и повышение ставок. Рассмотрим подробнее планируемые обновленные правила и изменения.

  1. Получение налогового вычета не только при покупке квартиры или дома с участком, но и по налогу на имущество организаций и земельному для налогоплательщиков. Важное условие — участие в соглашениях о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).
  2. Введение нового налогового вычета для работающих пенсионеров. Сумма, которую можно вернуть, составляет до 50%, но не более 25 тысяч руб. При этом если пенсионер выплачивает ипотеку, то отдельно вправе рассчитывать на возврат средств и за уплаченные проценты.

Комментарий к ст. 403 НК РФ

В пункте 1 комментируемой статьи законодатель установил общее правило определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, согласно которому налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Официальная позиция.

Минфин России высказал позицию по вопросу об исчислении налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе при ее изменении, и об оспаривании ее результатов.

В письме Минфина России от 22.01.2019 N 03-05-06-01/2805 указывается, что налоги исчисляются налоговыми органами на основании сведений об объектах недвижимости, в том числе сведений об их кадастровой стоимости, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и представленных в налоговые органы уполномоченными органами в порядке, установленном статьей 85 НК РФ.

Читайте также:  СЗВ-СТАЖ за 2022 год — слегка обновленная форма, новые коды

Таким образом, исчисление налога на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимости исходя из кадастровой стоимости, указанной в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, является правомерным. Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (в том числе земельных участков), а также пересмотр результатов государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены физическими лицами в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде, если такие результаты затрагивают права и обязанности указанных физических лиц.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Заявление об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Порядок оспаривания результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости в судебном порядке регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Внимание!

Налог на имущество физических лиц исчисляется на основании кадастровой стоимости, указанной в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, вне зависимости от сроков проведения очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

На данный аспект также особое внимание обращают и официальные органы. См., например, письмо Минфина России от 16.11.2018 N 03-05-06-01/82751.

Новое в законодательстве!

Обращаем внимание, что пункт 2 комментируемой статьи действует в обновленной редакции, которая вступила в силу с 1 января 2019 года.

При этом необходимо учитывать, что пункт 2 статьи 403 НК РФ в части установления порядка применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости применяется к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Новое в официальной позиции.

В письме Минфина России от 22.01.2019 N 03-05-06-01/2805 в связи с указанными нововведениями также разъяснено, что положения пункта 2 статьи 403 НК РФ вступили в силу с 1 января 2019 года и применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Таким образом, в случае изменения кадастровой стоимости объектов недвижимости и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости суммы земельного налога и налога на имущество физических лиц могут быть пересчитаны с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой (оспариваемой) кадастровой стоимости, но не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом (пункт 2.1 статьи 52 НК РФ).

Между тем, как дополнительно разъяснено в письме Минфина России от 29.12.2018 N 03-05-04-01/96285, на основании статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» заявление об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости может быть подано до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки.

Учитывая положения статьи 403 НК РФ и статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ, перерасчет налога на имущество физических лиц за прошедшие налоговые периоды в связи с изменением в 2019 году кадастровой стоимости объектов недвижимости возможен в том случае, если в Единый государственный реестр недвижимости не были внесены результаты новой государственной кадастровой оценки указанных объектов недвижимости.

Одним из таких оснований является решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решение суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *