Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет платы за НВОС (платы за негативное воздействие)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На любом производственном предприятии имеется определенный объем экологической документации. И в каждом документе содержатся сведения только о каком-то одном способе техногенного воздействия на природу. Это не совсем удобно для сотрудников предприятия и контролирующих органов, ведь для получения конкретных сведений им проще изучить один комплексный документ, чем просматривать всю документацию.
Этапы оформления паспорта
Выдача и учет паспортов регулируется приказом Ростехнадзора №570. Рассмотрим этапы оформления:
- Подготовка документов. Нужно подготовить бумаги, касающиеся класса опасности, происхождения утиля, его химических качеств, мест хранения, метода утилизации и переработки.
- Отправка документов на рассмотрение. Бумаги направляются в Росприроднадзор. После того как пакет документов рассмотрен, выдается бумага, подтверждающая соответствие утиля классификации.
- Составление. Паспорт составляется самой компанией. Требования к оформлению содержатся в ГОСТ 30774-2001. Информацию о происхождении и правилах обращения с утилем можно найти в техническом регламенте фирмы. Для установления химического состава мусора нужно обратиться в лабораторию, заказать анализ и получить заключение эксперта. Обращаться нужно только в ту лабораторию, у которой есть аккредитация.
- Согласование паспорта. Составленный документ нужно утвердить в Ростехнадзоре. Достоверность сведений, указанных в паспорте, подтверждается в ходе регистрации документа.
Срок действия документа неограничен. Менять паспорт нужно только при наличии изменений в этих сферах деятельности компании:
- Технологический процесс.
- Область деятельности.
- Фактический адрес.
Если ничего не меняется, то и паспорт менять не требуется.
Как работать с календарем
Бухгалтерский календарь Экстерна — это таблица со сроками сдачи отчетов и платежей с разбивкой по месяцам. Чтобы узнать, что нужно сделать в конкретном месяце, нужно выбрать его в календаре, снизу отобразится список отчетных форм и платежей с датами.
В самом календаре предельные даты сдачи отчетов и уплаты обязательных платежей выделены оранжевым цветом.
Для удобства пользователей в календарь встроили три фильтра:
- виды отчетности: можно выбрать все виды отчетности или посмотреть список форм по назначению — бухгалтерские и налоговые, по сотрудникам, статистические, экологические, алкогольные;
- контролирующие органы: определяйте ведомство, в которое нужно отчитаться — ФНС, СФР, Росстат, РПН, ФСРАР, затем смотрите список обязательных форм и сроки их сдачи;
- системы налогообложения: смотрите обязательные отчеты для своего налогового режима — ОСНО, УСН, ПСН.
Какая информация указана в экологическом паспорте предприятия
В нашей стране экологическая паспортизация природопользователей и промышленных предприятий производится в соответствии со стандартом ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 и после проведения инвентаризации отходов и загрязняющих выбросов. Структура экологического паспорта должна обязательно включать такие информационные разделы:
- Общие сведения о природопользователе – в этой части паспорта указывается наименование, реквизиты и форма собственности предприятия.
- Перечень эколого-экономических показателей – в этом разделе приводятся фактические расчеты всех расходов предприятия на реализацию мероприятий по охране окружающей среды. Один из важных эколого-экономических показателей – обязательные экологические платежи, которые, которые вносятся в бюджет в качестве компенсации за негативное воздействие на окружающую среду.
- Сведения о выпускаемой продукции – в этой части паспорта должны быть описаны все наименования выпускаемой продукции с учетом их физико-химических свойств и соответствия экологическим стандартам.
- Краткие характеристики производства – это один из самых обширных и важных разделов экологического паспорта, в котором должна быть расписана полная технологическая схема производства. Здесь также должны быть указаны технические особенности и характеристики оборудования по цехам. Важнейшая часть раздела посвящена описанию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, объектов сброса сточных вод в водоемы или на почву, а также процессов образования и размещения отходов производства.
- Характеристика сырья и материалов – влияние промышленного объекта на окружающую среду напрямую зависит от характеристик исходного сырья и того, насколько рационально используются ресурсы. Именно поэтому отдельный раздел экологического паспорта должен быть посвящен материалам, реагентам и исходному сырью, используемому на производстве.
- Сведения о потреблении энергоносителей – способ энергообеспечения предприятия выносится в отдельный раздел экологического паспорта, в связи с высокими экологическими рисками в сфере энергетики. Здесь должны быть указаны все, используемые на предприятии источники энергии, в том числе виды топлива, источники электричества и тепловой энергии, сведения об использовании сжатого воздуха и т.д.
- Эколого-производственные показатели – к этим показателям относят расчет нормативов и фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сброса сточных вод в водоемы и образования отходов. Очень важно, чтобы данные этого раздела строго соответствовали действительности, поскольку в случае установления расхождений, ответственность будет нести должностное лицо, подписавшее экологический паспорт.
- Сведения о землепользовании – в этом разделе содержатся сведения относительно всего земельного баланса предприятия. Обязательно должны быть указаны размеры земельных участков, их статус, функциональное назначение и форма собственности и регистрации в государственном кадастре.
- Данные о лицензировании – если в ходе хозяйственной деятельности предприятие производит действия и процессы, подлежащие обязательному лицензированию, сведения о полученных лицензиях также должны быть указаны в экологическом паспорте.
- План природоохранных мероприятий – в заключительном разделе составляется перечень конкретных мер по производствам и технологическим процессам, направленных на снижение негативного влияния предприятия на окружающую среду. В отличие от рекомендаций, мероприятия этого раздела паспорта имеют конкретные сроки выполнения и указываются с учетом расчетов затрат на их реализацию.
Экологический паспорт предприятия оформляется в трех экземплярах. Первый хранится непосредственно у руководителя предприятия, второй — в территориальном или региональном органе охраны природы, а третий — направляется в научный центр «Экология» для ведения экологического учета.
Базовое законодательство
Документы по экологии на предприятии составляются в соответствии с требованиями Федеральных законов:
- «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ;
- «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ;
- «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ.
Обратите внимание, что с 1 января 2022 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496, в соответствии с которым начнут действовать новые:
- Правила учета в области обращения с отходами;
- Порядок предоставления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов;
- Требования к объектам захоронения и утилизации отходов;
- Правила лицензирования деятельности по обращению с отходами I–II и III–V классов опасности.
Соответственно изменится и перечень документов предприятия по экологии.
Паспортизация отходов I-IV классов опасности
Требуется единоразовая регистрация в Росприроднадзоре, далее паспорта бессрочны.
Разработка и согласование паспортов отходов — одна из самых часто встречаемых услуг в области экологического консалтинга. Несмотря на то, что наличие на предприятии паспортов ВСЕХ образующихся отходов (без привязки к их объемам) является обязательным по закону, будем честными — эти паспорта в реальности бесполезны и не выполняют ту функцию, которую на них возлагали. Изначально они использовались при транспортировке отходов — водитель должен был знать что он везет и какие есть правила перевозки конкретного отхода. Специальные службы в случае аварии транспортного средства, должны были быстро понять по паспорту отхода как его деактивировать и минимизировать экологический ущерб. Теперь же все, кто образуют отходы I-IV класса, обязаны иметь соответствующие паспорта и своевременно регистрировать их в Росприроднадзоре.
Экологический паспорт
Для стабилизации и улучшения состояния окружающей природной среды важным является создание системы экологической паспортизации объектов природопользования, являющихся источниками загрязнения окружающей природной среды.
Экологическая паспортизация служит для документального описания эколого-экономических характеристик объектов природоохранной деятельности: территорий, территориально-производственных комплексов и хозяйственных объектов. Для этих целей разработаны формы экологического паспорта предприятия (производственного объединения), территории и методики проведения экологической паспортизации
Экологический паспорт предприятия разрабатывается для учета всех видов техногенных воздействий на окружающую среду и сравнительного анализа различных производственных процессов в общую природоемкость. Он содержит нормативно-справочную, фактографическую и отчетную информацию о природоемкости производства.
Изменения в сфере промышленной экологии с января 2021 года
К сожалению в статью 8.2. КоАП РФ были внесены изменения, теперь ответственность за отсутствие паспортов отходов (для отходов 1-4 класса опасности) и результатов биотестирования (для отходов 5 класса опасности) предусмотрена частью 9 статьи 8.2. КоАП РФ, согласно которой административный штраф уже составляет для должностных лиц от 20 до 40 тысяч рублей, для ИП от 40 до 60 тысяч рублей, для юридического лица от 200 до 350 тысяч рублей.
- если у вас есть полтора- два месяца до начала проверки, то делаем оперативно паспорта, материалы отнесения отхода к классу опасности предоставляем в территориальный орган Росприроднадзора! В этом случае нарушения вы избежали!
- если времени уже нет, то вариант остается только один: не предоставлять в ходе проверки никаких документов, подтверждающих образование в проверяемом периоде отходов!
Это будет уже другим нарушением, но и с другим штрафом ( примерно в половину меньшими ).
В ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 не приведен точный перечень предприятий, которым необходимо разрабатывать и применять экопаспорт. Так как в стандарте указано о любых видах негативного воздействия на окружающую среду, паспорт может потребоваться:
- ресурсоснабжающим и ресурсодобывающим предприятиям (водоканал, теплогенерирующие компании, объекты электроэнергетики);
- предприятиям по сбору, утилизации, переработке, хранению и обезвреживанию мусора;
- промышленным предприятиям, чья деятельность сопровождается выбросами вредных и опасных отходов в атмосферу, водные источники или на почву;
- предприятиям металлургической, химической, нефтегазовой, лесной и иной промышленности.
Так как оформление паспорта экобезопасности формально является добровольным решением предприятия, заставить сделать это не могут.
В перечень документов, которые необходимы для разработки паспорта экологической безопасности, входит:
- правоустанавливающие документы на объекты;
- технические паспорта БТИ;
- технологические планировки;
- операционные карты на производство и отдельные участки;
- технологические инструкции на пользование ресурсами;
- эксплуатационная документация на оборудование, приборы, устройства очистки и фильтрации, приборы учета;
- техническая документация на механизмы, машины, агрегаты;
- декларации и материалы экспертизы на опасные промышленные объекты;
- иная техническо-эксплуатационная и нормативная документация.
Также при оформлении паспорта нужно применять стандарты ГОСТ и технические условия на материалы и оборудование.
Паспорт экологической безопасности
Экологический паспорт предприятия – специализированный документ, регламентирующий функционирование данного объекта в отношении охраны окружающей среды, использования ресурсов, а также эколого-экономическую оценку его деятельности. Соответственно, в паспорте отражается непосредственная хозяйственная деятельность объекта, образующиеся при этом выбросы, сбросы и отходы, материально-сырьевой баланс, а также мероприятия по восстановлению окружающей природной среды, и непосредственно данные об исходящих из этого экологических затратах предприятия.
Экологический паспорт является одним из значимых документов, опираясь на данные которого осуществляется государственный экологический контроль. Разрабатывается он на основе экологической документации предприятия, такой как:
- данные статистической отчетности,
- экологические разрешения,
- расчет допустимых нормативов по данным разработанного и согласованного в Росприроднадзоре ранее проекта ПНООЛР,
- данные инвентаризации,
- сведения об очистных сооружениях и прочих нормативных документов в сфере охраны окружающей среды.
Составление экологических паспортов промышленными предприятиями обеспечивает получение достоверных данных об экологической обстановке на территории размещения данных объектов в каждом регионе и в общем по стране, что позволяет выявлять экологические риски, и разрабатывать мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации в целом по исследуемому региону.
Стоимость разработки экологического паспорта предприятия обуславливается разнообразными параметрами, но в первую очередь, определяется объемом планируемых работ, непосредственно зависящим от размера исследуемого объекта. Соответственно, чем больше предприятие, чем больше на нем промплощадок и эмиссий в окружающую среду, тем выше будет стоимость проекта.
Также стоимость будет зависеть от рода деятельности исследуемого объекта, его площади или даже количества работников предприятия. Не последнюю роль в расчете стоимости разработки экологического паспорта сыграет и нынешняя стоимость данной услуги на рынке, а также компетентность организации, ее выполняющей, и, соответственно, ее непосредственные требования к стоимости оказываемой услуги. Стоимость экологического паспорта начинается с 15 т.р. и выше и изменяется с учетом перечисленных ранее факторов.
Срок разработки экологического паспорта предприятия, в зависимости от спецификации объекта, количества загрязняющих веществ и источников их происхождения может составлять до одного месяца, но в каждом случае сроки определяются разработчиком строго индивидуально.
Согласовывается экологический паспорт в местном территориальном подразделении органа, уполномоченного в области охраны окружающей среды, а также самим руководителем предприятия. При этом руководителю не стоит забывать, что подписав данный документ, он полностью подтверждает достоверность предоставленных в нем данных. Обычно сроки согласования не превышают одного месяца. По ходу рассмотрения экологический паспорт может уточняться или дополняться. В целом срок действия данного документа составляет 5 лет, но может уменьшаться в связи с изменением на предприятии действующих экологических проектов.
Чем регламентируется ответственность?
Так как законодательством Российской Федерации не устанавливается обязательная разработка экологического паспорта предприятия, то и административная ответственность по этому пункту налагаться не может.
Другое дело, если при наличии экологического паспорта на предприятии не была сообщена или была недостоверное передана информация по нему по запросу контролирующих органов, либо такого рода нарушения были выявлены при проверке. Тогда, согласно статьи 8.5 «Кодекса об административных правонарушениях» РФ штраф может составить: для юридических лиц – от 20 до 80 тысяч рублей и от 3 до 6 тысяч для должностных.
Как правило, порядок разработки экологического паспорта разделяют на три основных этапа.
- Это сбор необходимой информации.
- Собственно разработка самого нормативно-технического документа.
- Согласование его как в уполномоченных органах, так и руководством исследуемого предприятия.
На первом этапе сбор данных, как правило, осуществляется внутри самого предприятия посредством издания руководством соответствующих приказов и распоряжений для отделов и подразделений. На действующих предприятиях подобного рода информация регулярно собирается, систематизируется, обновляется и постоянно хранится, поэтому ее сбор не должен занимать продолжительное время. Исключение могут составить справки, которые необходимо получить в сторонних организациях (например, климатическую характеристику региона), но при выборе в качестве исполнителя специализированной организации, сбором подобных сведений будут заниматься уже непосредственно ее специалисты.
Если предприятие следит за наличием актуальной экологической информации, то большинство документов уже собрано. Эти сведения будут использоваться и при разработке паспортов опасных отходов, и разработке проекта лимитов на отходы, а также ПДВ и НДС.
Сбор информации можно начать как заранее (при наличии сведений о необходимой для разработки экологического паспорта документации), так и после заключения договора с выбранной в ходе тендера коммерческой организацией, которой в дальнейшем и передается вся необходимая информация.
Данные экологического паспорта предприятия
Экологические платежи / 13:13 29 декабря 2018
Разрабатывается форма акта об утилизации отходов от использования товаров
Экологические платежи / 14:53 5 октября 2017
ФНС утвердила форму сведений о полученных разрешениях на добычу водных биоресурсов
Экологические платежи / 12:39 15 августа 2017
Где проставляется отметка об уплате утилизационного сбора
Экологические платежи / 14:43 19 октября 2017
ФНС утвердила формат к новой форме сведений о разрешениях на добычу водных биоресурсов
Экологические платежи / 14:18 19 сентября 2016
Утверждены формы документов по экологическому сбору
Экологические платежи / 13:41 19 июля 2019
Разработана форма акта контроля за расчетом экосбора
Экологические платежи / 13:22 5 апреля 2017
Утверждены формы документов, используемые при взимании платы за «грязь»
Работаем с 2012 годав топ 10 входят компании которые мы сопровождаемболее 15 млн
сэкономили на штрафахЛучшие экологи города
В первую часть такого документа включают:
- общие сведения об объекте;
- описание технологий производства;
- схемы очистки сточных вод и отходящих газов и их данные после очистки;
- данные о твердых бытовых отходах;
- сведения о новых технологиях, оставляющих небольшое количество отходов.
Вторая часть содержит:
- список мероприятий, снижающих воздействие на окружающую среду, сроки и затраты на их проведение;
- удельные и общие объемы выбросов до и после таких мероприятий.
При разработке экологического паспорта учитывают такие факторы, как климат, вид и объем производственных выбросов, характеристики окружающей среды. Их сопоставляют для оценки общего воздействия на природу.
Для работы над составлением этого документа требуется:
- Наличие согласованных и утвержденных показателей хозяйственной и производственной деятельности, подразумевающей потребление ресурсов и воздействие на природу.
- Разрешения на природопользование (недрами, водой, землей).
- Статистика по пользованию ресурсами и окружающей средой.
- Документация очистных сооружений, установок по сбору отходов и их утилизации.
Рассчитываются такие предельно допустимые нормы:
- объемов выбросов в воздух;
- очищенных и неочищенных стоков в централизованную и обособленную (предприятия) канализационную систему, поверхностные воды;
- физико-механических воздействий – шумовых, тепловых, электромагнитных и т. д.
Экологический паспорт имеет такую структуру:
- титульный лист;
- реквизиты предприятия, информация о нем;
- природно-климатическая характеристика местности;
- описание применяемой в производстве технологий и продукции, балансовая схема материальных потоков;
- данные о земельных, материальных, энергетических ресурсах;
- характеристики сырья, выбросов в атмосферу, отходов, водопотребления и стоков;
- данные о рекультивации окружающих земель;
- сведения об автопарке;
- эколого-экономическая деятельность.
Готовый экологический паспорт делается в трех экземплярах и утверждается руководителем предприятия, который лично отвечает за достоверность данных, внесенных в него. Далее документ согласовывается с территориальными органами охраны природы (и регистрируется им), а также с Санэпиднадзором.
Хранится этот исполнительный документ экологического контроля в трех местах: непосредственно на предприятии, в территориальном природоохранном органе, в научном центре «Экология» – там он необходим для формирования банка данных.
Так как в Краснодарском крае и в Ростовской области нет компаний которая будет забирать на утилизацию
эти лампы то проще их утилизировать как лампы утратившие потребительские свойства 1 класса опасности по составу они схожи.
Статья 8.15. КоАП РФ предусматривает ответственность в виде предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.
По 219 ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории (п. 4 ст. 22).
На основании Письма Министерства Природных ресурсов и экологии РФ от 18.09.2015 г. №12-44/22962, открытые автостоянки не могут являться источниками выбросов, соответственно проект ПДВ разрабатывать не требуется.
Во-первых, инструкция носит справочный характер, и отношения к документам не имеет. На основе инструкции по эксплуатации ничего разрабатывается. Лишь на основании паспортов отходов может разрабатываться отчетность.
Во-вторых, паспорт отхода – документ установленной формы, который содержит информацию о конкретных опасных отходах, которые могут образовываться у предпринимателя либо у организации. Только аккредитованная лаборатория может определить состав отхода, а также подтвердить, к какому конкретно классу относится конкретный отход.
Во-третьих, это нужно при вывозе мусора для специализированной организации. Они должны иметь сведения об их составе и структуре, чтобы как минимум правильно организовать перевозку и размещение данного отхода у себя либо для утилизации.
Экологический паспорт (экопаспорт) – это документ, разрабатываемый предприятием в соответствие с национальным стандартом ГОСТ Р 17.0.0.06-2000, регламентирующий функционирование данного объекта в отношении охраны окружающей среды, использования ресурсов, а также эколого-экономическую оценку его деятельности. Соответственно, в паспорте отражается непосредственная хозяйственная деятельность объекта, образующиеся при этом выбросы, сбросы и отходы, материально-сырьевой баланс, а также мероприятия по восстановлению окружающей природной среды, и непосредственно данные об исходящих из этого экологических затратах предприятия.
Разрабатывается экологический паспорт на основании ГОСТ Р. 17.0.0.06-2000 «Охрана природы. Экологический паспорт. Типовые формы» и на основе экологической документации предприятия, такой как:
- данные статистической отчетности,
- экологические разрешения,
- расчет допустимых нормативов по данным разработанного и согласованного в Росприроднадзоре ранее проекта ПНООЛР,
- данные инвентаризации,
- сведения об очистных сооружениях и прочих нормативных документов в сфере охраны окружающей среды.
Специалисты ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» разработают и согласуют экологический паспорт предприятия с учетом всех особенностей производства, стоимость – от 15 т.р. срок – от 1 недели.
Каждое производственное, торговое, общественное, медицинское и иное предприятие обязано соблюдать меры по защите окружающей среды, предотвращению или минимизации загрязнений. Эти требования распространяются на юридических лиц и предпринимателей, государственные и муниципальные учреждения.
Основные требования в сфере экологической безопасности регламентированы Федеральным законом № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Для реализации норм этого закона на практике разрабатываются паспорта опасных отходов (1-4 классов опасности), нормативы образования отходов, лимиты на их размещение. Также в перечень возможных документов входит экологический паспорт, который содержит всю информацию, связанную с охраной окружающей среды конкретного предприятия.
Экологический класс вашего авто: как узнать
Каждый порядочный автовладелец обязан знать характеристики своего транспортного средства. Как правило, объем и мощность двигателя, максимальная скорость и скорость разгона до 100 км/ч, габариты своего авто знают все. Но очень многие забывают о деталях, которые также являются значимыми. В числе их находится и экологический класс.
Существует несколько способов узнать, к какому экологическому классу принадлежит ваше авто. Самый простой из них – открыть и внимательно изучить паспорт технического средства (ПТС). Там должна быть соответствующая отметка. Стоит отметить, что непосредственно в техпаспорте указывать класс стали начиная с 2010 года. Если по каким-то причинам у вас нет возможности проверить это, можно зайти на сайт Росстандарта. Также информация об экологических классах есть в Федеральной таможенной службе (ФТС).
С 2018 года были ужесточены правила для водителей авто, которые не соответствуют европейским нормам экологической безопасности. Новые знаки не позволяют таким ТС безнаказанно передвигаться на всех участках дорог. В первую очередь знаки предполагается устанавливать в непосредственной близости к детским садам, школам и больницам. В марте 2019 года был анонсирован проект введения в Москве экологических зон.
А уже в 2021 году правила подействуют для авто без указанного класса вне зависимости от того, какой фактической опасностью с точки зрения экологии они обладают. То есть если ТС обладает характеристиками, удовлетворяющими экологическому классу, но об этом не говорится в документах, такому автомобилю въезд под знак будет запрещен.
Штрафы за нарушение требований экологических знаков
Нарушение | Наказание в Москве или Санкт-Петербурге | Наказание в других регионах |
нарушение требований экологического знака, запрещающего движение грузовиков | 5 000 рублей | 500 рублей |
поворот налево или разворот с нарушением требований экологических знаков | 1 000 — 1 500 рублей | |
нарушение требований остальных экологических знаков | предупреждение или 500 рублей |
Производственный экологический контроль (ПЭК) 2021
Срок разработки экологического паспорта предприятия, в зависимости от спецификации объекта, количества загрязняющих веществ и источников их происхождения может составлять до одного месяца, но в каждом случае сроки определяются разработчиком строго индивидуально.
Согласовывается экологический паспорт в местном территориальном подразделении органа, уполномоченного в области охраны окружающей среды, а также самим руководителем предприятия. При этом руководителю не стоит забывать, что подписав данный документ, он полностью подтверждает достоверность предоставленных в нем данных. Обычно сроки согласования не превышают одного месяца. По ходу рассмотрения экологический паспорт может уточняться или дополняться. В целом срок действия данного документа составляет 5 лет, но может уменьшаться в связи с изменением на предприятии действующих экологических проектов.
Чем регламентируется ответственность?
Так как законодательством Российской Федерации не устанавливается обязательная разработка экологического паспорта предприятия, то и административная ответственность по этому пункту налагаться не может.
Другое дело, если при наличии экологического паспорта на предприятии не была сообщена или была недостоверное передана информация по нему по запросу контролирующих органов, либо такого рода нарушения были выявлены при проверке. Тогда, согласно статьи 8.5 «Кодекса об административных правонарушениях» РФ штраф может составить: для юридических лиц – от 20 до 80 тысяч рублей и от 3 до 6 тысяч для должностных.
Как правило, порядок разработки экологического паспорта разделяют на три основных этапа.
- Это сбор необходимой информации.
- Собственно разработка самого нормативно-технического документа.
- Согласование его как в уполномоченных органах, так и руководством исследуемого предприятия.
На первом этапе сбор данных, как правило, осуществляется внутри самого предприятия посредством издания руководством соответствующих приказов и распоряжений для отделов и подразделений. На действующих предприятиях подобного рода информация регулярно собирается, систематизируется, обновляется и постоянно хранится, поэтому ее сбор не должен занимать продолжительное время. Исключение могут составить справки, которые необходимо получить в сторонних организациях (например, климатическую характеристику региона), но при выборе в качестве исполнителя специализированной организации, сбором подобных сведений будут заниматься уже непосредственно ее специалисты.
Если предприятие следит за наличием актуальной экологической информации, то большинство документов уже собрано. Эти сведения будут использоваться и при разработке паспортов опасных отходов, и разработке проекта лимитов на отходы, а также ПДВ и НДС.
Сбор информации можно начать как заранее (при наличии сведений о необходимой для разработки экологического паспорта документации), так и после заключения договора с выбранной в ходе тендера коммерческой организацией, которой в дальнейшем и передается вся необходимая информация.
После получения исполнителем всех требующихся данных срок разработки экологического паспорта составляет от пяти дней до одного месяца, что также определяется масштабностью производственной деятельности исследуемого объекта, и соответствующего объема необходимых работ.
Далее состоится этап согласования экологического паспорта. Оно проходит в территориальном подразделении специального уполномоченного государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей среды, где также происходит и его регистрация.
Утверждается документ руководством предприятия-заказчика, которое в полной мере несет ответственность за предоставленную исполнителю информацию. Срок действия полностью согласованного паспорта составляет пять лет, при условии отсутствия изменений в технологической и экологической документации предприятия в этот период. При наличии таковых разрабатывается новый паспорт с учетом всех изменений. Его заново необходимо будет повторно согласовывать с уполномоченными органами.
Что касается поэтапных затрат на разработку экологического паспорта, то по сути дела, она сводится к затратам на заключение договора со сторонней организацией (при выборе такового способа исполнения проекта). Здесь уже все зависит от условий, оговоренных в договоре с фирмой-исполнителем.
Отдельной статьей идет оплата госпошлины за согласования проекта. По договоренности эти затраты несет или Исполнитель, или Заказчик.
Разработка экологического паспорта предприятия включает в себя полную информацию об исследуемом объекте, начиная с реквизитов и климатической характеристики региона его размещения. Помимо этого, указываются и сведения о разработчике паспорта.
Далее потребуются данные о сфере деятельности предприятия, используемом в ходе производства технологическом оборудовании, очистных установках, используемых природных ресурсах и данные о конечном выпускаемом продукте. Причем вся информация предоставляется довольно подробно.
Полноту сведений может обеспечить или квалифицированный сотрудник предприятия, или сотрудники специализированной компании с большим опытом работы именно в этом направлении. Сотрудники (руководители и специалисты), как правило, предварительно проходят обучение по экологической безопасности или обращению с опасными отходами 1-4 классов опасности (либо курсы по профессиональной подготовке по работе с опасными отходами).
Информация по природным ресурсам включает в себя не только данные об используемых или добываемых полезных ископаемых, на также данные об энергозатратах, водо- и воздухопотреблении, использовании земельных ресурсов.
Данные о товарной продукции включают в себя ее наименование, объемы производства и проектную мощность предприятия. Также в экологическом паспорте указываются сведения о ее ценовом диапазоне, себестоимости и рыночной стоимости продукции, а также прибыли предприятия от ее реализации.
Экономические показатели в экологическом паспорте.
Экономические показатели, содержащиеся в экологическом паспорте, отражают сведения:
- о платежах за загрязнение окружающей среды (согласно отчетности НВОС),
- текущие и капитальные затраты на ее охрану и восстановление,
- затраты на выполнение природоохранных мероприятий,
- о разрешениях на природопользование,
- о нормативах на выброс,
- нормативов на сброс,
- лимиты на размещение производственных отходов,
- непосредственно характеристика выбросов,
- данные о системе водопотребления и водоотведения,
- сведения об отходах производства с описанием источников образования данных эмиссий,
- информация об используемом на данном предприятии транспорте и расходе топлива.
Руководству предприятия в первую очередь стоит обратить внимание на достоверность и точность предоставляемой информации. Ведь ее даже непреднамеренное искажение может повлечь за собой штраф, обходящийся предприятию до восьмидесяти тысяч рублей согласно статье 8.5 КоАП.
Как правило, в ходе сбора и анализа такого рода информации выявляются экологические риски для исследуемого объекта, которые также не стоит обделять вниманием. Ведь при правильном подходе можно их значительно снизить за свет планирования или нововведения соответствующих природоохранных мероприятий. Это позволит снизить плату за загрязнение окружающей среды и избежать штрафных санкций со стороны контролирующих органов.
Кроме того, описываемый документ позволит систематизировать все данные, полученные до этого в процессе разработки проекта лимитов на отходы (ПНООЛР), разработки проекта допустимых выбросов (ПДВ), составления проекта нормативов допустимых сбросов (НДС) и других.
Новые обязательные документы по экологии
Помимо изменений в федеральных законах, вступят в силу изменения в Кодексе об административных правонарушениях РФ. В КоАП РФ вводится статья 8.47, предусматривающая наказание за отсутствие КЭР:
Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.
- Согласно пункту 11 статьи 15 Федерального закона № 96 от 04 мая 1999 г.»Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчётность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предоставляется в виде содержащего информацию, в том числе, о выбросах загрязняющих веществ, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
- Предприятия, III категории, должны представлять статистическую отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме № 2-ТП (воздух) в соответствии с Федеральным законом № 282 от 27 ноября 2007 г.
- Составлять программу ПЭК и представлять отчёт ПЭК.
- В соответствии с пунктом 8 статьи 16.3 Закона № 7 при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчёте об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).
- Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 25 от 03 марта 2017. Пункты 11(1) и 11(2) уточняют, что лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, в отношении выбросов загрязняющих веществ, не превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, указанных в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, используют коэффициент Кнд, равный 1 (формула пункта 17 Правил), а в отношении выбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, указанных в отчете, либо при непредставлении отчета, при исчислении платы такие лица используют коэффициент Кср, равный 25 (формула пункта 21 Правил).
- Вещества, для которых рассчитываются нормативы допустимых выбросов (высокотоксичные вещества, вещества, обладающие канцерогенными, мутагенными свойствами (вещества I, II класса опасности), то исчисление платы по ним подчиняется формулам, указанным в пунктах 17 (в пределах (равных или менее) нормативов) и 21 (при превышении нормативов) Правил, а также в случае получения разрешения на временно разрешенные выбросы, — формуле, указанной в пункте 19 Правил.
Документ разрабатывается для предприятий, которые ведут производственную или хозяйственную деятельность, в рамках которой могут образовываться выбросы загрязняющих веществ и/или сбросы сточных вод.
Постановка на учет объектов НВОС нужна, в первую очередь, чтобы определить категорию опасного объекта. В зависимости от нее будет понятен последующий перечень необходимой экологической документации.
Категорий опасных объектов всего четыре, и для каждой из них необходим свой набор экологической документации.
- 1-ая категория объектов НВОС – металлургическая и химическая промышленность, добыча и переработка полезных ископаемых, производство энергии, обезвреживание опасных отходов;
- 2-ая категория – добыча и переработка нефти и нефтепродуктов, ЦБК, производство продуктов питания;
- 3-ая категория – объекты на которых базируются стационарные источники выбросов, забор воды для производственного объекта. Сюда входят объекты общественного питания (рестораны, кафе, например, «шаверма»), автосервисы и автомойки, бизнес-центры;
- 4-ая категория – муниципальные и лечебно-поликлинические учреждения.
Существуют и безкатегорийные объекты в деятельности которыхобразовываются только безопасные отходы. Это офисы, отделения банков, магазины.
Теперь более подробно остановимся на том, какая экологическая документация необходима для каждой отдельной категории объектов НВОС.
Экологическая документация для I категории объектов НВОС:
- Паспорт опасного отхода и протокол биотестирования для 5-го класса опасности.
- 2 ТП отход – статистическая отчетность.
- 2 ТП воздух – статистическая отчетность.
- 2 ТП водхоз – статистическая отчетность.
- Журнал учета движения отходов.
- Отчет по ПЭК.
- Программа экологического контроля (ПЭК).
- Нормативы сбросов загрязняющих веществ.
- Нормативы выбросов загрязняющих веществ.
- Декларация о внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.
- Отчетность по форме 4-ОС.
- Сведения в Кадастр отхода.
- Экологический сбор.
- Постановка на учет объекта НВОС.
- Обучение по программам экологической безопасности.
- КЭР комплексное экологическое разрешение.
- Программа регулярных наблюдений за водным объектом (если есть сброс ЗВ).
- Решение на пользование водным объектом.
- Проект НДВ – норматив допустимых выбросов.
- Проект СЗЗ – санитарно-защитной зоны.
- Лабораторные исследования для отходов, выбросов и сбросов.
Экологическая документация для II категории объектов НВОС:
- Паспорт опасного отхода и протокол биотестирования для 5-го класса опасности.
- 2 ТП отход – статистическая отчетность.
- 2 ТП воздух – статистическая отчетность.
- 2 ТП водхоз – статистическая отчетность.
- Журнал учета движения отходов.
- Отчет по ПЭК.
- Программа экологического контроля (ПЭК).
- Нормативы сбросов загрязняющих веществ.
- Нормативы выбросов загрязняющих веществ.
- Декларация о внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.
- Отчетность по форме 4-ОС.
- Сведения в Кадастр отхода.
- Экологический сбор.
- Постановка на учет объекта НВОС.
- Обучение по программам экологической безопасности.
- КЭР комплексное экологическое разрешение.
- Программа регулярных наблюдений за водным объектом (если есть сброс ЗВ).
- Решение на пользование водным объектом.
- Проект НДВ – норматив допустимых выбросов.
- Проект СЗЗ – санитарно-защитной зоны.
- Лабораторные исследования для отходов, выбросов и сбросов.
- Декларация ДВОС.
Экологическая документация для III категории объектов НВОС:
- Паспорт опасного отхода и протокол биотестирования для 5-го класса опасности.
- 2 ТП отход – статистическая отчетность.
- 2 ТП воздух – статистическая отчетность.
- 2 ТП водхоз – статистическая отчетность.
- Журнал учета движения отходов.
- Отчет по ПЭК.
- Программа экологического контроля (ПЭК).
- Нормативы сбросов загрязняющих веществ.
- Нормативы выбросов загрязняющих веществ.
- Декларация о внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.
- Отчетность по форме 4-ОС.
- Сведения в Кадастр отхода.
- Экологический сбор.
- Постановка на учет объекта НВОС.
- Проект НДВ – норматив допустимых выбросов.
- Проект СЗЗ – санитарно-защитной зоны.
- Лабораторные исследования для отходов, выбросов и сбросов.
- Паспорт опасного отхода и протокол биотестирования для 5-го класса опасности.
- 2 ТП отход – статистическая отчетность.
- 2 ТП воздух – статистическая отчетность.
- 2 ТП водхоз – статистическая отчетность.
- Журнал учета движения отходов.
- Отчет по ПЭК.
- Программа экологического контроля (ПЭК).
- Декларация о внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.
- Лабораторные исследования для отходов.
- Отчетность по форме 4-ОС.
- Сведения в Кадастр отхода.
- Экологический сбор.
- Постановка на учет объекта НВОС.
Итак, мы разобрали, какие документы нужды для каждой отдельной категории НВОС, далее мы подробно разберем остальные документы по экологии.
Декларация о воздействии на окружающую среду разрабатывается для объектов II категории.
Проект санитарно-защитной зоны разрабатывается с целью создания буферной зоны между предприятием и жилым пространством.
Срок действия – бессрочно, если производственные процессы предприятия не изменялись.
Перечень обязательной информации для разработки:
- Уставные документы.
- Описание производственных процессов предприятия.
- Инвентаризация источников выбросов.
- Инвентаризация источников сбросов.
- Инвентаризация отходов.
- Расчеты нормативов выбросов/сбросов /отходов.
Согласовывается в аккредитованной экспертной организации и территориальном отделении Роспротребнадзора.
Документы по экологии на предприятии составляются в соответствии с требованиями Федеральных законов:
- «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ;
- «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ;
- «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ.
Обратите внимание, что с 1 января 2021 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496, в соответствии с которым начнут действовать новые:
- Правила учета в области обращения с отходами;
- Порядок предоставления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов;
- Требования к объектам захоронения и утилизации отходов;
- Правила лицензирования деятельности по обращению с отходами I–II и III–V классов опасности.
Соответственно изменится и перечень документов предприятия по экологии.
При разработке документов по экологии учитывается специфика организации, в статье мы постараемся дать наиболее полный список экологических документов, необходимых на предприятии.
Приказы о назначении ответственного:
- за охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
- за организацию и осуществление производственного экологического контроля;
- за эксплуатацию газоочистных установок — ГОУ, ведение паспорта ГОУ. При наличии газоочистных установок разрабатывается инструкция по их эксплуатации, а также документация, которая обеспечивает соблюдение правил эксплуатации сооружений и оборудования по очистке воздуха.
Планы. Программы:
- программа производственного экологического контроля — разрабатывается экологом предприятия или специализированной организацией;
- программа повышения экологической эффективности;
- план мероприятий, направленных на охрану окружающей среды;
- программа проведения техобслуживания, осмотров, проверки показателей и планового ремонта ГОУ;
- план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в период неблагоприятных метеоусловий;
- программа создания системы автоматического контроля выбросов/сбросов загрязняющих веществ.
Журналы учета:
- стационарных источников выбросов вредных веществ в воздух и их характеристик;
- выполнения мероприятий по защите атмосферного воздуха;
- работы газоочистных и пылеулавливающих установок;
- водопотребления;
- водоотведения;
- качества сбрасываемых сточных вод;
- принятых отходов;
- переданных отходов;
- учета в области обращения с отходами.
Журналы относятся к первичной учетной документации.
Отчеты:
- о выбросах вредных веществ в атмосферу;
- об образовании опасных отходов, их использовании, обезвреживании, размещении;
- о выполнении нормативов утилизации;
- об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля;
- по форме федерального государственного статистического наблюдения 2-ТП (воздух);
- по форме 2-ТП (водхоз);
- по форме 2-ТП (отходы);
- по форме 2-ТП (рекультивация);
- по форме 4-ОС;
- по форме 4-ЛС;
- по форме 18-КС;
- о реализации плана мероприятий по охране окружающей среды;
- о реализации программы экологической эффективности;
- сведения, которые получены в результате учета: объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, объема сброса сточных и (или) дренажных вод, качества сточных и (или) дренажных вод.
Декларации. Расчеты:
- о плате за негативное воздействие на окружающую среду (внесение платы за загрязнение окружающей среды предусмотрено Федеральными законами № 7-ФЗ, 89-ФЗ, 96-ФЗ);
- о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров;
- о воздействии на окружающую среду;
- расчет экологического сбора.
Паспорта:
- отходов;
- ГОУ.
В документах по экологии для предприятий 3 категории должны быть расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов только для высокотоксичных веществ, а также для веществ, которые обладают канцерогенными, мутагенными свойствами. Для отходов, которые образуются на объектах 3 категории, нормативы в обязательном порядке не рассчитываются.
Документы по экологической безопасности на предприятии также включают разрешение на пользование природными объектами (например, водным объектом для сброса сточных/дренажных вод), на выброс вредных веществ в атмосферу, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормативов предельно допустимых выбросов санитарным правилам. При пользовании водными объектами обязательно составляется Схема размещения мест сброса сточных и (или) дренажных вод, которая согласовывается с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов и органами санитарно-эпидемиологической службы.
До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками.
В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий.
Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).
Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).
Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.
Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.
Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.
Административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437:
96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее – технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.
Технический отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).
Соответственно, так как НООЛР сейчас могут иметь только объекты I и II категорий, то и технический отчет нужно сдавать им.
Внимание! Если категория объекта не определена, разработки НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347
Законотворческая лихорадка в прошлом году стала причиной дважды за год изменить форму этого отчёта, и этот год тоже не стал исключением. Приказ Росстата от 12.12.2019 г. N 766 отменился, теперь форму надо подавать по Приказу Росстата от 09.10.2020 N 627. Новая форма 2-ТП (отходы) вводится в действие с отчета за 2020 год. Ее должны предоставлять следующие лица:
- хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
- региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
- операторы по обращению с ТКО.
Не должны представлять Форму 2-ТП (отходы) хозяйствующие субъекты, относящиеся к субъектам МСП, при одновременном соблюдении для них трех условий:
- образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
- заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО;
- не осуществляется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Напоминаем, что природопользователям необходимо представить форму 2-ТП (отходы) в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 1 февраля 2021 года! В форме нужно указывать фактическое образование отходов, при этом медицинские, биологические и радиоактивные отходы в форму не включаются.
ОТЧЕТНОСТЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ, УТИЛИЗАЦИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИИ, РАЗМЕЩЕНИИ ОТХОДОВ
Раньше такая отчетность называлась «Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства» и сдавалась ежегодно. До 1 января 2019 г. субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляли отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов.
Теперь разделение предприятий на субъекты малого и среднего бизнеса в плане отчетности отменено. Критериями необходимости ее подачи теперь является категория негативного воздействия.
Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статья 18:
- Объекты I категории должны устанавливать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение только в рамках комплексного экологического разрешения (КЭР)
- Объекты II категории дают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в рамках декларации ОВОС
- Объекты III категории представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (ПЭК)
- Для объектов IV категории не устанавливаются НООЛР и не подается отчётность по отходам