Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В каких вагонах лучше ехать в поезде». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По нескольким десяткам маршрутов курсируют новые двухэтажные поезда, созданные с учётом новых технологий и последних экологических требований. Вместо стандартных 36 мест в купейном вагоне двухэтажного поезда 64 спальных места. Доступ в каждый блок осуществляется по специальной магнитной карте.
Купе: как повысить уровень комфорта
Билеты на верхние места в купе дешевле на 10-20%, а по акции – и до 40%. Скидки чаще действуют на межрегиональные поезда. На петербургское и московское направление есть специальные плавающие тарифы.
На что обратить внимание при выборе места:
- Первое и последнее купе – среди нелюбимых (с 1 по 4, с 37 по 40 место). Здесь шумно и суетливо. Однако иногда пассажиры предпочитают именно 1-2 место: за стенкой нет пассажиров, а шума биотуалета не слышно вообще.
- 2 купе (5-8 места). Окно открывается, не возле туалета, удаленность от нерабочего тамбура.
- 3 и 6 купе не проветриваются. Как и в плацкарте, здесь расположены аварийные выходы.
- 4 и 5 отсек – самые спокойные.
- В последнем купе (33-36) иногда неудобно: при спуске воды в биотуалете может быть слышен всасывательный звук.
На выбор может повлиять и рост, ведь длина полок в купе больше, чем в плацкарте. Нижняя – 184 см, верхняя – 183 см. Ширина мест – 60 см.
Если играет роль связь, в коридоре купейного вагона розетки находятся между 3 и 4 купе, а также возле мест 7 и 8.
Вагон с сидячими местами: какие лучше и как сесть, чтобы видеть путь движения?
Лучше всего выбирать места первого класса, особенно летом, ведь там есть удобные кресла и кондиционер. Свободного пространства в сидячих вагонах обычно довольно много, в этом плане дискомфорта возникнуть не должно.
Хотите смотреть в окно? Выбирайте нечётные места.
Не стоит выбирать места, расположенные около полок для багажа, если у вас довольно большой рост. Обратите внимание на места в центре вагона т.к. там обычно ездят наиболее уравновешенные пассажиры, а люди в состоянии алкогольного опьянения любят выбирать места в конце.
- четные места — у окна
- места по направлению движения будут комфортнее
- ближе к центру вагона — более спокойна обстановка
- кондиционер и особый комфорт в местах первого класса — их по 2 на вагон.
- туалет в сидячих вагонах как правило био и он не воняет.
- розетки — главное приемущество сидячих мест
- иногда бывает интернет
- сидячее место — бюджетно, подходит дял поездок до 12 часов.
Полезные советы, путешествующим на поезде
Если вы отправились в поездку на поезде, то рекомендуем обратить внимание на следующие рекомендации:
- Вагон-ресторан или буфет считаются самыми опасными зонами поезда. Дело в том, что в них часто не закрепляют столы, а также там находится большое количество посуды, которая может разбиться и поранить пассажиров в случае аварии. Лучше брать еду из буфета с собой.
- Согласно статистике во время аварии чаще всего страдают головные вагоны.
- Если вам досталась боковая полка в плацкарте – ложитесь ногами по направлению в сторону движения.
- Полки в купе, находящиеся ближе к «голове» состава считаются самыми безопасными.
- Полки оборудованы специальными защитными бортиками, которые лучше поднимать, особенно во время сна.
- Для грудных детей используйте специальный манеж или сетку-люльку.
- Не покупайте места рядом с туалетом (17 и 18 в вагонах «Люкс», 33-36 в купе, 33-38, а также боковые 37 и 38 в плацкарте, 49-57 и боковые 55-57 в общем вагоне и места под номером 9 во всех типах вагонов).
- Если вы хотите взять с собой питомца, убедитесь, что он относится к категории мелких домашних животных (животные-компаньоны). Также для перевозки кошек, собак, птиц, грызунов, неядовитых змей и пресмыкающихся потребуется соответствующее освидетельствование от ветеринара (например, справка формы №4, сертификаты серии 6.1, 6.2, 6.3). Все эти документы должны быть действовать на протяжении 5 дней, до перевозки.
- Дети в возрасте до 14 лет должны иметь при себе оригинальное свидетельство о рождении либо его копию, заверенную у нотариуса.
Рассказываю, какие места я больше никогда не возьму по своей воле:
- Полки № 37 и 38. Те самые боковушки у туалета. Тут и без пояснений все понятно.
- № 36. Верхняя полка в купейном отсеке. Тут три причины: отсутствие поручня, боковая перегородка, в которую упираются ноги, близость туалета.
- № 33, 34 и 35. Словом, все места в купе у туалета. В старых вагонах – еще куда ни шло. В них раздражала только хлопающая дверь. Сейчас к этому добавился душераздирающий рев биотуалета. Я рада их появлению в поездах, но слушать это посреди ночи – то еще удовольствие.
- Места с 1 по 4. Это первое купе. Особенно плохо на нижних местах. Другие пассажиры присаживаются на вашу постель, чтобы подождать очередь в туалет или к титану с водой. Или часто торчат у окна и болтают.
- Места с 9 по 12, с 21 по 24, а также 43, 44, 49, 50. Они расположены в отсеках с аварийными окнами. То есть летом окна не открываются.
Мои любимые места в плацкарте находятся в купе № 2. Нижние или верхние – по настроению. За что их люблю:
- близко к проводнику;
- недалеко от выхода – не придется тащить вещи через весь вагон;
- рядом, но не слишком близко с туалетом (кстати, уборная рядом с проводником всегда чище той, что в конце вагона поезда);
- до титана с водой рукой подать;
- хороший обзор очереди за водой и в туалет (особенно с мест № 7 и 8);
- места № 1 и 2 часто отведены под постельное белье, поэтому соседей получается чуть меньше.
Еще люблю места 31 и 32 (второе купе с конца), но их выбираю реже.
Схема сидячего вагона РЖД
Пассажирский вагон с местами для сиденья — это вагон, который оборудован комфортабельными креслами для сидения. Он отличается от других типов вагонов и внешне похож на салон международного автобуса или самолета. В сидячем вагоне есть два туалета с умывальниками, два тамбура и служебное купе для проводников. В них установлены удобные кресла с подлокотниками и достаточно места для ног. Можно откинуть спинку кресла или воспользоваться откидным столиком, чтобы пообедать в пути. Над креслом вверху располагается полка для багажа.
Число мест зависит от класса сидячего вагона. Они подразделяются на три типа:
Также по российским железным дорогам курсируют поезда с двухэтажными купейными вагонами с местами для сидения (1 и 2 класса). Например, в поезде № 50 Москва —Казань в эконом-классе используются вагоны на 63 или 68 пассажиров. Сидячий вагон бизнес-класса имеет 43 места, а вагон первого класса всего 10 мест.
Если вы тонкая натура, лучше вообще отменить поездку, чем согласиться на последние места на боковых полках рядом с туалетом. На нижней чуть терпимее, чем на верхней, но вряд ли высота в этом случае принципиальна. Оглохнуть от постоянного хлопанья дверью, задохнуться от кружащего голову аромата, обалдеть от непрерывного мельтешения пассажиров — крайне сомнительная перспектива.
Подсказываем: четные номера всегда присвоены верхним полкам, нечетные — нижним, места у туалета — с 33-го по 38-й. На 36-й верхней полке даже поручня нет, а ноги — вишенкой на ароматном РЖД-торте — упираются в перегородку.
Пассажиры, едущие на нижних «боковушках», вынуждены встречаться глазами почти со всеми проходящими мимо.
Если поездка предстоит продолжительная, советуем избегать 3-го и 6-го отсеков, где расположены аварийные выходы, а посему окна не открываются. Конечно, случись вдруг внештатная ситуация, будет шанс первым покинуть поезд, но в остальное время придется терпеть постоянную духоту. Номера мест — 9–12, 21–24, 43, 44, 49, 50.
Зимой лучше ехать в центре вагона, чтобы не мерзнуть на каждой станции, когда открываются двери.
Высоким людям в поездах, наверно, хуже всех: стандартная длина боковой полки — 176 см, поперечной — 167 см, приходится спать, высунув ноги. Но полки под номерами 1, 2, 35, 36 еще и укорочены на 15 см. С шириной, кстати, тоже есть нюансы: нижняя «боковушка» уже поперечной на 5 см, а верхняя — на все 7 см.
Самые удобные места в плацкарте — те, что поближе к проводнику. Не нужно далеко тащить багаж и стаканы с кипятком. Первые «боковушки» часто заняты постельным бельем, а значит, соседей меньше. Туалет в начале вагона, как правило, убирают прилежнее, чем тот, что в конце, а во втором отсеке (как и в предпоследнем) есть розетки.
Все вагоны кондиционируются.
- 1Р — купе-переговорная, продаётся только целиком. Напитки, кожаные кресла, гардеробная, оборудованная проектором переговорная и многое другое.
- 1В — просто места в вагоне 1 класса, без переговорной. Все удобства и сервис самого высокого класса «Сапсана».
- 1С — вагон бизнес-класса. Кресла и столы, шкафы для вещей, опоры для ног. Высококлассное обслуживание. Розетки при каждом блоке кресел, напитки, горячее питание по меню, свежая пресса и т.п.
- 2С — сидячий вагон эконом-класса. Места у стола и не у стола, вешалки для одежды, место для багажа, наушники.
- 2В — класс «Экономический+» (вагон № 10 и № 20). От эконом-класса отличается тем, что просторнее, розетка возле каждого блока кресел, в стоимость билета входит ланч-бокс, доступен Wi-Fi.
- 2E — места в вагоне-бистро, в стоимость билета включено питание на сумму 2000 рублей по меню. Через интернет можно купить в день отправления и на следующий день.
Это вагоны с местами для лежания, 52 или 54 полки на вагон. Обычно обозначаются как 3 класс.
- 3Э — плацкартный вагон с кондиционером и биотуалетом.
- 3Т — вагон кондиционируется, биотуалета может не быть.
- 3Д — в вагоне есть кондиционер. Наличие биотуалета не гарантировано. Разрешена перевозка животных.
- 3У — аналогично 3Д, но не гарантировано наличие кондиционера.
- 3Л — кондиционер и биотуалет не предусмотрен.
- Если перевозчик ЗАО «ТКС», то в вагоне класса 3У предполагается наличие кондиционера и биотуалетов. Есть розетки в каждом отсеке, работает видеонаблюдение. Пассажирам предоставляется дорожный набор, постельное бельё. Животных провозить нельзя.
Схемы вагонов для поездов Интерсити+
InterCity (ИнтерСити) — это класс скоростных междугородних поездов в ряде Европейских стран, отличительной особенностью которых является то, что они делают промежуточные остановки по пути следования только в крупных городах страны или на узловых станциях.
Именно это отличает поезда класса ИнтерСити от пригородных и пассажирских поездов.
Название ИнтерСити закрепилось за классом таких поездов по аналогии с одноименным дневным поездом, который ввели в Великобритании по маршруту Лондон — Бирмингем в 1950 году. Это был фирменный поезд «InterCity», и именно название этого поезда считается оригинальным, а все последующие названия аналогичных поездов класса ИнтерСити по всему миру являются заимствованными.
В 1966 Британская Железнодорожная Компания приняла бренд InterCity для всех своих поездов экспресс-класса на всех внутренних маршрутах, а в 1986 этот термин был унаслдован Сектором экспресс-поездов ИнтерСити Британской Железной дороги. В результате приватизации железной дороги в Великобритании термин «ИнтерСити» больше не употребляется официально, но большинство людей по-прежнему называют так скоростные поезда дальнего следования.
Сейчас поезда класса ИнтерСити курсируют в большинстве крупных стран — так, на сегодня эти поезда перевозят пассажиров в 22 странах Европы .
В Украине поезда ИнтерСити и ИнтерСити+ появились во многом благодаря подготовке страны к чемпионату ЕВРО-2012 — несмотря на то, что Украинская Железная Дорога планировлаа внедрение скоростных поездов такого класса еще в начале прошлого десятилетия.
К классу «Интерсити плюс» относятся электропоезда корейского производства Hyundai(HRCS2) и украинский Тарпан и чешская Skoda. HRCS2 Hundai курсирует на железнодорожных маршрутах Украины в настоящий момент больше (всего было закуплено 10 составов), тогда как поездов «Тарпан» построено всего два: Екр1 и Екр2.
Украинский состав способен перевезти 612 человека, тогда как корейский — 579. Так же в отличие от корейского, в поезде Крюковского вагоностроительного завода только два вагона первого класса, у HRCS2 их три.
И те, кто покупает билеты заранее, и те, кто делает это «здесь и сейчас» чаще начинают с мобильного телефона. Это делается где угодно, даже на эскалаторе в метро. Пассажиры, которым нужно уехать завтра, в итоге остаются на мобильном телефоне и покупают билет с него. Те, кто чувствует себя свободными во времени, предпочитают делать вторую сессию вечером с десктопа дома или на работе. Мобильный телефон — проверка, что поезд ходит, когда он ходит и подтверждение гипотезы, что места есть. Десктоп — выбор и покупка.
Первая часть покупки — это уже глубокий обзор. Если направление для пассажира новое, то есть он не повторяет прошлый заказ, то он проверяет следующие вещи:
- Как можно вообще добраться.
- Сколько стоит какой вид транспорта (автобус или самолёт может оказаться дешевле).
- Что едет и как долго.
- Когда отбытие-прибытие.
- Куда отбытие-прибытие (где автовокзал, где вокзал, далеко ли до аэропорта от центра).
Решение на этой стадии не принимается, человек просто «получает впечатление». Стадия целиком пропускается для поездок к родственникам: там однажды выбранный поезд будет покупаться каждый раз.
Дальше довольно сложная модель того, что делает пользователь. Я сейчас упрощу её до линейного алгоритма, но на самом деле всё гораздо тяжелее:
- Пассажир выбирает вид транспорта. Может показаться, что это надо делать на втором шаге после подсчётов окончательной цены билета (со стоимостью дороги до аэропорта, например), но нет. В модели принятия решения среднестатистического пассажира первое, с чем нужно определиться, — это транспорт. Решает цена и наличие хотя бы одного пригодного по времени рейса. Предположим, человек выбрал поезд.
- И вот теперь внутри одной модальности выбирается конкретный рейс. Опять же, может показаться, что у пассажира есть некий набор критериев к рейсу, и он их по ним ранжирует. Но в реальности сначала выделяются и выкидываются все явно неподходящие поезда (слишком дорого, не осталось мест, неудобное время), а потом из оставшихся вариантов делается выбор по ощущениям.
- Сюрприз ждал нас на этой стадии. Мы традиционно недооценивали важность отзывов и описаний поездов в оценке того, чем ехать — всё же мы выросли в стране, где привилегией была сама возможность уехать, и вариантов внутри особо не было. Но современным пассажирам очень важно, чем и как они едут. Они начинают сравнивать поезда по отзывам. Речь не только и не столько про отзывы на поезд у нас в сервисе — это звонки знакомым. Пассажир ждёт, что его кто-то немного успокоит и одобрит. Получив «благословение» в духе «всё будет хорошо, езжай поездом в 22:05», он выдыхает и покупает билет.
Эвристики выбора конкретного поезда:
- Если есть знакомый поезд и он уже один раз устроил — сразу выбрать его.
- Посмотреть на вечерние поезда с максимальным захватом ночи в дороге
- Но при этом прибывающий утром, чтобы не терять день, — выбирается оптимальный вариант с учётом этих двух требований.
- Пессимизируются поезда с прибытием поздно вечером, если планируются встречающие.
- Если едут с детьми: важен детский режим, чтобы дорога была менее стрессовой.
- Если едут в отпуск и предстоит размещение в отеле, — хотят приехать незадолго до момента начала заселения.
- Командировка — подстраиваются под расписание встреч и заселение в отель.
То, в каких условиях пассажир проведёт время в дороге, напрямую зависит от состава поезда и типа вагона.
Перевозчик Акционерное Общество «Федеральная Пассажирская Компания» представляет следующие классы комфортности:
- 1 «С» — 1 класс. Это вагон с комфортабельным креслом, откидным столиком, телевизором, системой кондиционирования. Мягкие сидения здесь раскладываются до состояния «полулёжа». Предоставляется завтрак, обед или ужин. Рассчитан 1 класс на 48 пассажиров.
- 2 «С» — 2 класс. Здесь кресла расположены в четыре ряда. Пассажиры могут воспользоваться столиками, иногда имеется система кондиционирования. Рассчитан такой вагон на 68 пассажиров.
- 3 «С» — 3 класс. В таком вагоне отсутствует биотуалет и сплит-система. Цена минимальная, здесь могут одновременно ехать 68 пассажиров.
К ж/д транспорту с нумеровкой от 801-898 тоже применима классификация вагонов, предусмотренных для поездки сидя. Однако ехать на них не очень удобно. А вот в 2-х этажных поездах в таких вагонах предусмотрено всё для комфортной поездки. Здесь современный WC, сплит — система, электророзетки. Цена билета невысокая.
Железнодорожный транспорт, который в РФ принято считать скоростным, сидячие вагоны обычно 1 и 2 класса. Вагоны эти комфортабельные и естественно лучше, чем в простых поездах. Каждый скоростной поезд имеет свои дополнительные услуги. Например, поезд «Аллегро», сообщением Санкт – Петербург – Хельсинки оснащен игровой комнатой для детей.
Эвристики выбора класса вагона
Сапсан, Ласточка — доехать быстро и удобно. Для деловой поездки — вариант быстрее самолёта (с учётом прибытия в центр города и отбытия из центра), и ещё можно работать в дороге. В самолёте лоукостеров с ушами, закрытыми коленями, не всегда так, да и многие на высоте чувствуют себя не очень.
Плацкарт — бюджетно доехать, сэкономить, требование безопасности, ностальгия по детству. Цитаты: «Ехать недолго, можно и потерпеть», «Всё для моего комфорта есть, всё остальное обеспечу сам», «Зачем тратиться на дорогу, если деньги можно потратить уже в поездке», «Кипит жизнь — не скучно ехать», «Безопасно — все у всех на виду». Плацкарт до сих пор воспринимается как базовый безопасный выбор, хотя перевозчики хотели бы видеть в этом месте купе.
Купе — комфорт, чувствовать себя успешным: «Если долго едешь, то лучше в комфорте», «Очень плохие воспоминания о поездках в плацкарте — неприятные запахи, торчащие ноги и др.», «Я могу позволить себе комфортные условия».
СВ — приватность и комфорт для жизни или работы. Цитаты: «Вышел в своей жизни на определённый уровень, не хочется уже другого», «Возможность комфортно поработать: мы и обсудить что-то можем, и созвониться по скайпу», «Это мой отдельный мир, никто не беспокоит», «Хочу, чтобы мой отдых начался уже в дороге».
Важную роль в выборе класса вагона играет та компания, с которой планируется поездка. Молодёжь склонна к плацкартам (купе на шесть человек для большой компании) и дешёвым билетам. С семьёй — хотят зачастую уединиться в купе. С маленькими детьми комфортнее купе.
Чем меньше расстояние до места (время в пути), тем с большим дискомфортом готовы мириться пассажиры в обмен на лучшую цену.
Практика выбора вагона как «отдельный шаг» ещё не осознаётся пользователями, но уже появляется чаще. Пользователи стараются выбрать самый свободный вагон. Потом смотрят на характеристики вагона и выбирают, какие условия важны, а какие можно потерпеть.
Есть слабое предпочтение к центру поезда (вагоны в середине воспринимаются как более безопасные и более «упорядоченные» из-за близости штабного).
«Я всегда выбираю 9-й вагон. Потому что там едет руководство поезда и косяков быть не может» (жен., 36-45, купе)
«Любим вагоны посерёдке, начиная с 4-5, и не самый последний. Болтает, особенно если поезд полупустой. А в первом вагоне постоянно чем-то пахнет, может быть из-за работающей техники» (жен., 25-35, сидячие)
Если вы тонкая натура, лучше вообще отменить поездку, чем согласиться на последние места на боковых полках рядом с туалетом. На нижней чуть терпимее, чем на верхней, но вряд ли высота в этом случае принципиальна. Оглохнуть от постоянного хлопанья дверью, задохнуться от кружащего голову аромата, обалдеть от непрерывного мельтешения пассажиров — крайне сомнительная перспектива.
Подсказываем: четные номера всегда присвоены верхним полкам, нечетные — нижним, места у туалета — с 33-го по 38-й. На 36-й верхней полке даже поручня нет, а ноги — вишенкой на ароматном РЖД-торте — упираются в перегородку.
Если поездка предстоит продолжительная, советуем избегать 3-го и 6-го отсеков, где расположены аварийные выходы, а посему окна не открываются. Конечно, случись вдруг внештатная ситуация, будет шанс первым покинуть поезд, но в остальное время придется терпеть постоянную духоту. Номера мест — 9–12, 21–24, 43, 44, 49, 50.
Высоким людям в поездах, наверно, хуже всех: стандартная длина боковой полки — 176 см, поперечной — 167 см, приходится спать, высунув ноги. Но полки под номерами 1, 2, 35, 36 еще и укорочены на 15 см. С шириной, кстати, тоже есть нюансы: нижняя «боковушка» уже поперечной на 5 см, а верхняя — на все 7 см.
Самые удобные места в плацкарте — те, что поближе к проводнику. Не нужно далеко тащить багаж и стаканы с кипятком. Первые «боковушки» часто заняты постельным бельем, а значит, соседей меньше. Туалет в начале вагона, как правило, убирают прилежнее, чем тот, что в конце, а во втором отсеке (как и в предпоследнем) есть розетки.
Сумма, которую возвращают при сдаче билетов, привязана ко времени:
а.) За 8 часов до отправления поезда: полная стоимость билета плюс полная стоимость плацкарты минус фиксированный сбор за возврат (192 руб. 70 коп.).
б.) Менее чем за 8 часов и более чем за 2 часа до отправления поезда: полная стоимость билета плюс 50% от стоимости плацкарты минус фиксированный сбор за возврат (192 руб. 70 коп.)
в.) Если до отправления остаётся менее 2 часов, вам вернут 100% стоимости билета, а вот всю стоимость плацкарты удержат (плюс сборы).
Какая часть от цены билета приходится на плацкарту – можно посмотреть в файле с информацией о заказе, который приходит на почту после покупки билета.
Если вы опоздали, сдавать билет лучше не более чем за три часа после отправления поезда. Если уложитесь в интервал от 3 до 12 часов, то для возврата денег необходимо будет написать претензионное заявление.
Для сдачи билетов в срок от 12 часов до 5 суток после отправления поезда к заявлению надо будет приложить справку от врача или прочее доказательство того, что опоздание произошло не по вашей вине.
В стандартных российских вагонах купе и плацкарт действует правило: нижние места – нечетные, верхние – четные.
Боковые места в плацкарте начинаются с 37. Над ним – 38, которые расположены непосредственно у туалета. Последнее верхнее небоковое место (36) удобным также не назовешь, так как за стеной туалет, а от всех остальных мест, с которых ноги, извините, свешиваются, оно отличается наличием перегородки и отсутствием подножки для залезания.
Рядом с купе проводника может тоже оказаться мало приятного. Предусмотренные для багажа отсеки, возможно, будут заняты углем, одеялами и прочим. Спорить с проводником по этому поводу вряд ли имеет смысл для вашего спокойного и комфортного пребывания в дороге. Лучше заблаговременно выбрать иное место.
Пассажирам высокого роста необходимо учесть, что в плацкарте места 1, 2, 35, 36 короче остальных сантиметров на 15.