Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная регистрация прав и сделок с недвижимостью». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом.
Закрепляя имущество за предприятием, собственник передает ему часть своих полномочий.
Вместе с тем в ст. 295 ГК РФ определены права и самого собственника.
Собственник имущества, то есть государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.
Таким образом, в компетенции собственника находятся вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения директора (руководителя) предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Процесс оперативного управления
Процесс оперативного управления состоит из ряда мероприятий. Основные из них:
- Установление точных координат и временных рамок, в соответствии с которыми будут эксплуатироваться объекты.
- Непрерывное ведение всех процессов и операций, которые осуществляются на протяжении всего периода оперативного управления.
- Постоянный мониторинг текущего состояния дел, чтобы сравнить его с плановыми показателями.
- Оперативная реакция на любые отклонения в процессе для внедрения корректирующих мероприятий.
Комментарии к ст. 131 ГК РФ
1. Единая федеральная система регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним означает, что право собственности и другие вещные права на недвижимость возникают с момента такой регистрации. Государственная регистрация носит правоустанавливающий характер и представляет собой действие, завершающее юридический состав, лежащий в основании возникновения, перехода и прекращения вещных прав на недвижимость.
Ведение учреждениями юстиции общегосударственной регистрации в Едином государственном реестре прав обусловливает тем самым создание единого банка данных по недвижимости и сделок с ней, что позволит в значительной степени избежать допускаемых на практике злоупотреблений.
О круге объектов, относящихся к недвижимости и подлежащих регистрации, их характеристике, специфике правового режима см. коммент. к ст. 130 ГК.
2. Помимо государственной законом может предусматриваться специальная регистрация либо учет отдельных видов имущества, который не носит правоустанавливающего значения. Это — дополнительный контроль за некоторыми видами недвижимости, например за предприятиями с участием иностранных инвесторов.
3. Комментируемая статья предусматривает необходимость принятия специального федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такой Закон подписан Президентом РФ 21 июля 1997 г., опубликован в Российской газете от 30 июля 1997 г. Он вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования. Создание же всей системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется поэтапно субъектами РФ и должно быть завершено к 1 января 2000 года (см. ст. 33 Закона). В Законе определены система учреждений юстиции, осуществляющих государственную регистрацию, их компетенция, порядок, особенности государственной регистрации отдельных видов прав (сервитуты, ипотека и др.), ответственность регистрирующих органов за вред, причиненный их работниками в результате нарушения правил регистрации.
С момента введения в действие названного Закона потеряют силу правила об обязательном нотариальном удостоверении договоров с недвижимостью, предусмотренных ст. ст. 550, 560, 574 ГК, которые были установлены действовавшим ранее законодательством (см. ст. 7 Вводного закона к ч. 2 ГК). До этого момента применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним в различных государственных органах в зависимости от вида имущества (см. ст. 8 Вводного закона, ст. 6 Вводного закона к ч. 2 ГК). Аналогичное положение содержится и в п. 14 Указа Президента РФ от 28 февраля 1996 г. N 293 «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования» (СЗ РФ. 1996. N 10. Ст. 880), согласно которому впредь до принятия федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество, а также сделок с ним регистрацию проводят органы, осуществляющие эту деятельность на дату издания Указа.
В настоящее время, например, в соответствии с Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 г. N 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» (СА РФ. 1993. N 50. Ст. 4868) Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, его территориальные органы на местах регистрируют и оформляют документы о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость. Концепция создания единой системы государственного земельного кадастра на всей территории России заложена и в Федеральной целевой программе «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра», утв. Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 932 (СЗ РФ. 1996. N 33. Ст. 4003).
Органами местного самоуправления, Комитетом муниципального жилья г. Москвы и его филиалами проводится регистрация жилых помещений и сделок с ним. Комитетами по управлению государственным имуществом производится регистрация объектов недвижимости производственного назначения.
Предприятия технической инвентаризации регистрируют недвижимое имущество на основании Инструкции, утв. Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 января 1968 г. N 83. Выдаваемые ими акты по договорам купли-продажи этого имущества свидетельствуют о возникновении, переходе и прекращении права собственности, т.е. носят правоустанавливающий характер. Они могут быть предметом рассмотрения в суде по требованию лица, права и интересы которого этим актом нарушены.
4. В соответствии с комментируемой статьей сведения о государственной регистрации носят открытый характер. Указом Президента РФ от 27 августа 1996 г. N 1270 (СЗ РФ. 1996. N 36. Ст. 4198) был утвержден Порядок представления информации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Информация представляется заинтересованным в ее получении гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления на основании их письменного заявления (запроса), в котором указываются наименование объекта недвижимости, его местоположение, наименование заявителя.
Как правило, информация выдается по конкретному объекту недвижимого имущества и за соответствующую плату, порядок установления которой определяется Правительством РФ. Обобщенная информация, которой располагает регистрирующий орган в отношении прав отдельного лица или группы лиц на имеющиеся объекты недвижимости, представляется по мотивированному запросу правоохранительного, судебного, налогового или иного указанного в законе органа. Информация названным органам представляется бесплатно.
Представление информации, отнесенной к государственной тайне, определяется Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» (РГ. 21 сентября. 1993).
После вступления в действие Закона о регистрации недвижимости выдача информации будет осуществляться по правилам ст. ст. 7, 8 названного Закона.
5. Заинтересованные лица вправе обжаловать в суд отказ или уклонение соответствующего органа от регистрации. Жалоба подается в суд общей юрисдикции либо в арбитражный суд в зависимости от того, кто является субъектом обжалования (гражданин, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель).
Суды общей юрисдикции разрешают жалобы в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (Ведомости РФ. 1993. N 19. Ст. 685); гл. 24.1 ГПК РСФСР; арбитражные суды — по правилам АПК.
Прекращение права хозяйственного ведения производится по основаниям и в порядке, которые предусмотрены для прекращения права собственности (ст. 235 ГК РФ), то есть на эти отношения распространяются правила главы 15 ГК РФ. Кроме того, предусматривается специальное основание прекращения права хозяйственного ведения — правомерное изъятие имущества у унитарного предприятия по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ). В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ прекращение права хозяйственного ведения подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Документация, необходимая для обращения в ЕГРП
Регистрация права оперативного управления подразумевает внесение сведений в базу данных Росреестра. Для этой цели заявитель должен предоставить сотруднику государственной службы определённый пакет документов:
- выписку из ЕГРЮЛ;
- заявление о проведении государственной регистрационной процедуры от юридического лица (бланк возможно или получить у сотрудника госоргана);
- учредительные документы организации (о постановке на учёт, справка о присвоении учреждению кодов статистики и т. д.);
- действительная доверенность, заверенная у нотариуса, и удостоверение личности представителя (при необходимости);
- бумаги, подтверждающие факт передачи имущества (к примеру, передаточный акт);
- удостоверение личности заявителя;
- техническая документация на имущество (кадастровый и техпаспорта);
- правоустанавливающие бумаги на помещение;
- документ, подтверждающий закрепление выделенного объекта недвижимости за конкретным предприятием.
Точный перечень бумаг, предоставляемый в отделение госслужбы, возможно уточнить у сотрудника ЕГРП либо МФЦ. и могут не предоставляться в Росреестр, если помещение уже состоит на учёте (исключением является проведение перепланировки или реконструкции).
Чем регулируется предоставление права оперативного управления объектами недвижимости?
Законодательство о предоставлении права оперативного управления объектами недвижимости. Фото № 1
Все основные положения о различных имущественных объектах, правах на них содержатся в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ). Владеть недвижимым имуществом можно не только на праве частной или общей собственности. Согласно ст. 296 ГК РФ различным учреждениям и предприятиям имущество может передаваться и в оперативное управление. Передаваемое имущество может быть как движимым, так и недвижимым.
Статьей 131 ГК РФ предусматривается необходимость зарегистрировать такие права в отношении передаваемых объектов недвижимости в установленном порядке. Любые действия по регистрации недвижимых объектов осуществляются на основании положений ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее Закон № 218).
Источники правового регулирования вопроса
Государственная услуга по регистрации права оперативного управления по состоянию на 2018 год не имеет утвержденного административного регламента, поэтому регулирование процедуры ее предоставления несколько осложнено по сравнению с большинством других государственных и муниципальных услуг. Подробно о порядке регистрации сделок с недвижимостью, в том числе прав оперативного управления, можно прочитать в соответствующей статье.
В отсутствие единого документа, хотя бы в общем виде определяющего рассматриваемый вопрос, источниками его правового регулирования выступают следующие нормативные правовые акты:
- Гражданский кодекс (в частности, ст. 113, 123.21–123.23, 131 и 297–300);
- закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ;
- приказ Минэкономразвития «Об утверждении форм заявления…» от 08.12.2015 № 920;
- приказ Минэкономразвития «Об установлении порядка и способов уведомления органом регистрации прав заявителя о приеме заявления…» от 15.03.2016 № 127.
Также нормы права, регулирующие вопросы направления заявки, предоставления услуги, принятия решения по представленному заявлению и направления результата услуги заявителю, содержат иные подзаконные акты, в том числе приказы упомянутого министерства.
Основные пути приобретения права на имущество — это передача активов от собственника. Для передачи имущества в оперативное управление собственником должен быть издан распорядительный документ об этом. Форма решения правообладателя о передаче имущества законом не установлена, поэтому она может иметь разные варианты. Передача имущества представляет собой сделку, а так как субъектами исследуемого права могут быть только юридические лица, проводиться такие сделки должны в простой письменной форме.
Примерные условия, которые могут содержаться в решении:
- вид передаваемого объекта собственности;
- классификационные (идентификационные) номера, адрес расположения;
- назначение имущества;
- номер и дата регистрации в реестре;
- имеющиеся обременения.
Для движимого имущества это может быть:
- идентификационный номер;
- номер кузова;
- государственный регистрационный знак;
- марка, модель имущества.
Этот перечень неполный и может быть доработан по конкретному объекту. Главное — детализировать все характеристики имущества как можно подробнее.
Право хозяйственного ведения, оперативного управления, доверительного управления
Независимо от того, кто подает документы, пошлина должна быть уплачена за счет лица, чье право регистрируется.Документ о полномочиях представителя на подачу заявленияЕсли от имени унитарного предприятия действует руководитель, то необходимо предъявить документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица.
Рекомендуем также представить устав либо его копию, удостоверенную нотариусом или заверенную самим руководителем. Вместе с тем требовать его регистратор не вправе.Если действует представитель собственника или унитарного предприятия по доверенности, то нужно представить подлинник и копию доверенности.
Доверенность от унитарного предприятия должна быть удостоверена нотариально. Не потребуется нотариального удостоверения доверенности от органа, осуществляющего полномочия собственника (когда заявление подается от его имени), если она составлена на бланке и скреплена печатью и подписью руководителя.В случае когда доверенность не представлена или в ней не указаны необходимые полномочия, в регистрации может быть отказано.
Особенности оперативного управления имуществом
Имущество, используемое для ведения какой-либо деятельности и в хозяйстве, далеко не всегда принадлежит организации. Федеральные предприятия, относящиеся к казенному типу, государственные учреждения получают определенную собственность, сооружения, объекты для осуществления ограниченного использования, увеличивая свое участие в экономической деятельности в пределах всей страны.
С правом оперативного управления определенными объектами государственной недвижимости предприятия получают право распоряжения и владения имуществом согласно порядку, установленному положениями ст. 296 ГК, т.е. вести деятельностью в рамках целевого назначения имущества и компетенции деятельности учреждения.
Особенности оперативного управления
Оперативное управление характеризуется рядом специфических особенностей:
- осуществляется непрерывно на всех этапах производственного процесса с целью достижения запланированных результатов;
- последствия наступают не только в конкретный момент осуществления управления, но также и в последующие периоды (причем это может также касаться того времени, когда срок действия договора на оперативное управление истек);
- имеет конкретную цель, без которой любые управленческие мероприятия и действия не несут никакого смысла (может выражаться как в денежных единицах, так и в показателях, касающихся производительности труда);
- является основой тактических и стратегических планов, представляя собой главный механизм претворения их в реальность.
Дело о задавненном требовании о регистрации перехода права
Чем мне очень симпатична эк. коллегия верховного суда, так это тем, что в сфере права недвижимости она последовательно придерживается т.н. принципа внесения: нет записи в реестре прав на недвижимость — нет права.
Можно заключить договор купли-продажи недвижимой вещи, можно даже его исполнить (заплатить цену, передать покупателю вещь во владение), но запись о собственности не внесена на имя покупателя, он право собственности не приобретает.
Есть такая точка зрения, что в отношениях с продавцом покупатель становится собственником с момента заключения договора.
На мой взгляд, этот взгляд неверный как с точки зрения закона (п. 2 ст. 8.1 ГК РФ), так и догмы. Право собственности — это абсолютное право, которое противопоставляется всем лицам, подчиненным данному правопорядку.
То, что предлагают называть «собственностью покупателя, противопоставимой только продавцу» под это определение не подпадает. Следовательно, это в принципе не может быть правом собственности.
Несомненно, продавец не может, ссылаясь на то, что записи о праве собственности покупателя в реестре нет, совершать в отношении него (покупателя) какие-то действия, которые ущемили интерес покупателя в приобретении права собственности. Но это объясняется наличием действующей договорной связи (возникшей из договора купли-продажи), в силу которой продавец ОБЯЗАН наделить покупателя собственностью. Ну или принципом объективной добросовестности, в конце концов.
В деле № 305-ЭС20-2700 покупатель, который не стал зарегистрированным собственником купленной вещи, пошел к продавцу с иском о признании права собственности на предмет договора. Суды почему-то удовлетворили этот Иск, хотя в п. 58 и 59 ПП 10/22 давно уже сформулирована позиция: иск о признании — это иск о признании СУЩЕСТВУЮЩЕГО к моменту подачи иска вещного права.
- ВС акты отменил и направил дело на новое рассмотрение, объяснив АСГМ, 9ААС и ФАСМО в общем-то прописную истину и предложив фактически рассмотреть этот спор как спор о государственной регистрации перехода права собственности на предмет продажи.
- Учитывая, что договор купли-продажи между истцом и ответчиком был заключен в 2007 году, в деле на новом круге ожидаемо возникнет вопрос исковой давности.
- И это ставит покупателя в весьма деликатное положение, которое интересно было бы обсудить.
Я не знаю, как были сформулированы положения договора о сроке обращения в Росреестр с заявлением.
Я думаю, что если специального срока для такого обращения не было, то к обязанности продавца передать собственность следует применять десятилетний срок исковой давности как к любой обязанности до востребования (абз. 2 п. 2 ст.
200 ГК РФ). Если этот срок пропущен, то нам останется только пожалеть покупателя и предложить ему ждать истечения приобретательной давности.
Порядок регистрации сделок с недвижимостью: пошаговая инструкция
В соответствии с действующим законодательством ряд сделок подлежат государственной регистрации в Росреестре. Кроме того, государственной регистрации в Росреестре подлежат многие права на недвижимые вещи, в частности право собственности.
В настоящей статье мы поговорим о сделках с недвижимостью и правах на недвижимость, подлежащих государственной регистрации, а также о порядке такой регистрации: необходимых документах, сроках.
Ответим на частые вопросы: где регистрируются сделки с недвижимостью, как зарегистрировать право на недвижимое имущество и т.д.
Для начала необходимо отметить, что регистрация сделки и регистрация прав, возникающих на основании сделки без регистрации самого договора — это разные регистрационные процедуры.
Ключевое различие заключается в том, что в первом случае (если сделка подлежит регистрации) сделка не будет считаться заключенной до момента государственной регистрации (а в некоторых случаях закон устанавливает при отсутствии регистрации такое последствие как недействительность сделки).
Во втором случае (если сама сделка не регистрируется, а регистрируются права) сделка считается заключенной с момента подписания договора, регистрации подлежат только права на недвижимое имущество, возникающие на ее основании.
Приведем список сделок, подлежащих государственной регистрации. Так, на сегодняшний день должны регистрироваться следующие сделки:
- договор аренды и субаренды
— земельного участка, здания, сооружения или нежилого помещения, заключенный на срок не менее одного года (не регистрируется договор, заключенный на неопределенный срок)- предприятия — независимо от срока действия
- договор участия в долевом строительстве
- договор уступки права требования по договору участия в долевом строительстве
- договор безвозмездного пользования (ссуды) объектами культурного наследия
- договор финансовой аренды (лизинга)
- соглашения об уступке требования (договор цессии) по сделке, требующей государственной регистрации
- соглашения о переводе долга по сделке, подлежащей государственной регистрации.
Соответственно регистрации подлежат соглашения об изменении условий данных договоров, а также расторжение данных договоров.
Иные сделки с недвижимостью, в отношении которых Гражданский Кодекс РФ предусматривает государственную регистрации, в настоящее время не регистрируются в силу ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 года № 302-ФЗ.
- договоры продажи жилых помещений
- договоры продажи предприятия
- договоры дарения недвижимости
- договоры ренты (если договор предусматривает отчуждение недвижимости)
То есть в настоящее время в связи с изменением законодательством не подлежат государственной регистрации в Росреестре договоры купли-продажи квартир (ДКП) и иные перечисленные выше договоры.
Также не подлежат госрегистрации иные договоры, например, договоры купли-продажи недвижимости, в том числе земельных участков и нежилых помещений, поскольку действующим законодательством это не предусмотрено.
Однако на основании таких договоров должен регистрироваться переход права (передача права собственности на квартиру и иную недвижимость по договору другому лицу). Кроме того, по договору найма, заключенному на срок не менее одного года, регистрируется обременение права собственности на жилое помещение (не сам договор, а обременение).
Государственной регистрации подлежат следующие права на недвижимое имущество:
- право собственности на недвижимость (возникновение, переход права собственности на недвижимость, прекращение права собственности)
- право хозяйственного ведения
- право оперативного управления
- право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
- Сервитут
- Залог недвижимого имущества
- доверительное управление
- иные ограничения и обременения недвижимости (арест, аренда и другие запрещения на совершение действий с недвижимостью).
При реорганизации юридического лица (за исключением преобразования) проводить госрегистрацию прав не обязательно, они признаются действительными и при ее отсутствии. Однако регистрация таких прав потребуется, если вы хотите распорядиться такой недвижимостью, например, заключить договор купли-продажи, ипотеки, аренды.
Это подтверждается тем, что право собственности на недвижимость при реорганизации юридического лица переходит к его правопреемникам в порядке универсального правопреемства и не зависит от госрегистрации прав на него. Такое право возникает с момента завершения реорганизации.