Профессионально важные качества психолога — консультанта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессионально важные качества психолога — консультанта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для психолога важно знание того, что личность человека – это не механическая сумма психологических качеств. Наоборот, психологические качества собраны в единой личности. При этом ядром этой личности, определяющем ее частные проявления, является сфера мотиваций и потребностей, которая представляет собой сложнейшую взаимосвязанную систему побуждений и стремлений человека. Развитие и совершенствование личности происходит через формирование иерархической потребностно-мотивационной структуры, где духовные потребности занимают доминирующее положение.

Профессиональная этика

Из этого следует, что практическая этика – это одна из неотъемлемых частей не только психологической, но и любой другой профессиональной деятельности, которая связана с воздействием на психическую реальность людей (учитель, воспитатель, консультант, психотерапевт и т.д.). С учетом того, каким образом протекает жизнь современного человека в обществе, практически любая сфера его общественной жизни оказывает подобное воздействие. Решение проблем профессиональной этики помогает успешно действовать не только в профессиональной сфере, но и в обществе в целом.

Ценностные ориентации и цели психолога выходят за рамки его деятельности, и касаются не только этики, но и мировоззрения в его самом широком смысле. Рефлексия проблем своей деятельности в качестве профессионала – это то, с чего начинается профессиональное самосознание. Для психолога такое осознание представляет собой прекрасную мотивацию для получения знаний, которые необходимы для решения проблем, для собственного личностного роста. Возникающее при этом чувство непрекращающегося процесса своего личностного роста, роста профессионализма и компетентности, который проходит через преодоление многих внешних и внутренних проблем, дарит ощущение подлинного счастья и удовлетворения профессионала.

Поэтапное изменение профессионально важных качеств психолога-консультанта

В параграфе 2.1 описывается, как, с помощью экспертного исследования ПВК психолога-консультанта, мы определили набор из 6 ПВК, которые, по мнению как российских, так и зарубежных экспертов, являются скорее необходимыми, чем просто желательными для профессии «психолог-консультант». Напомним, что этими ПВК являются ответственность, наблюдательность, эмпатия, мыслительные свойства, креативность и коммуникативные свойства.

Следующим шагом нашего исследования являлось выявление изменения выраженности данных ПВК у лиц, осваивающих профессию «психолог-консультант». В соответствии с четырьмя группами испытуемых, принимавших участие в исследовании, можно говорить о трех этапах в обучении психологическому консультированию. Обозначим подробнее эти этапы.

Итак, так называемый «нулевой этап обучения» характеризует группа студентов-психологов 4-5 курса, обучающиеся по специальности «клиническая психология» (данная группа испытуемых ниже обозначена как студенты-психологи). Указанная группа лиц, безусловно, уже имеет определенную степень выраженности необходимых для профессии «психолог-консультант» ПВК. Однако, очевидно, что студенты-психологи еще не окончили обучение в Вузе и, соответственно, не обладают полным набором знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в области психологического консультирования. Достоверно неизвестно, будут ли все эти люди работать по получаемой в ВУЗе специальности, возможно, в дальнейшем их профиль работы окажется не связанным с психологическим консультированием. Таким образом, мы можем условно обозначить данную группу как «нулевой этап» обучения.

«Первый этап» обучения характеризует группа лиц, уже имеющих базовое психологическое образование, желающих повышать свою квалификацию в области психологического консультирования. Обследование этой группы проводилось до начала дополнительного обучения профессии «психолог-консультант» в СПбИГ (данная группа испытуемых ниже обозначена как 1 курс). Итак, в чем же, на первый взгляд, состоит специфика «первого этапа», в чем заключается разница между группой студентов-психологов и группой I курса. Очевидно, что лица 1 курса уже имеют высшее психологическое образование. Однако, кроме этого, можно предположить, что группа 1 курса обладает явно большей профессиональной мотивацией к более глубокому освоению теории и практики психологического консультирования. Эти люди, во-первых, хотят работать в консультативной психологии, и, во-вторых, они приняли решение повысить свою квалификацию и продолжить свое профессиональное образование по профессии «психолог-консультант». Кроме вышесказанного, представляется важным отметить, что группа 1 курса прошла отборочное собеседование при поступлении в СПбИГ. Иными словами, преподавательский состав СПбИГ, имеющий многолетний опыт как в собственно психологическом консультировании и психотерапии, так и в обучении психологическому консультированию, производил профессиональный отбор будущих слушателей. Соответственно, можно предположить, что первый этап обучения отличается от «нулевого этапа» несколько большей профессиональной мотивацией, возможно, большей выраженностью ПВК психолога-консультанта и отсутствием профессионально непригодных свойств личности.

«Второй этап» обучения характеризует группа лиц с высшим психологическим образованием, которая закончила первый год обучения в СПбИГ (данная группа испытуемых ниже обозначена как 2 курс). Первый год обучения представлял собой пролонгированную психотерапевтическую группу (группу личностного роста) общим объемом 200 академических часов. Попробуем охарактеризовать второй этап обучения. В процессе участия в психотерапевтической группе лица 2 курса прорабатывали собственные проблемы и трудности, то есть, побывали в «позиции» клиента, участвовали в большом количестве групповых упражнений, наблюдали за стилем работы и поведением ведущих (опытных психологов-консультантов и психотерапевтов), были эмоционально вовлечены в процесс консультирования других участников группы.

Известно, что многие российские специалисты подчеркивают необходимость прохождения собственной психотерапии или участия в группах личностного роста для лиц, желающих в дальнейшем заниматься психологическим консультированием [33; 63; 57; 113]. За рубежом этап прохождения собственной индивидуальной и групповой психотерапии или психологического консультирования уже давно является непременным условием обучения профессии «психолог-консультант». Именно поэтому нам показалось важным выделить как отдельный этап обучения непосредственно прохождение пролонгированной психотерапевтической группы. Участие в такого рода группе предполагает личностную коррекцию ее членов, направленную, прежде всего, на проработку собственных трудностей и компенсацию «личностных дефицитов» для того, чтобы последние не оказывали в будущем негативного влияния на консультативную работу с клиентами.

В этой работе есть преимущества и недостатки. Главные минусы – постоянное напряжение, стресс, неизбежно возникающие при общении с пациентами. О них не следует забывать, желая стать практикующим психологом. Деятельность специалиста включает в себя:

  • различные тестирования, проводимые с целью определения личностных характеристик клиентов;
  • психологические тренинги;
  • консультации при непростых жизненных ситуациях;
  • анализ влияния социальных, профессиональных и других факторов на поведение и мышление;
  • изучение причин, ставших следствием неудовлетворительного состояния пациентов;
  • терапевтические беседы, индивидуальные консультирования;
  • помощь в адаптации (на новом месте жительства, в другом коллективе).

В нашей социокультурной ситуации у потенциального клиента нет отчетливого образа профессионала, а ролевые ожидания зачастую строятся из странной смеси образов западного кино и литературы и до боли знакомых стереотипов врача и учителя, с чем трудно не согласиться. К этому стоит добавить, что и у специалистов этот образ профессионала также не сформирован. У многих клиентов нет чёткого представления о работе психолога-консультанта, о методах воздействия и этических нормах поведения специалиста в консультативном процессе. Нередко психотерапевтическая практика беспрепятственно осуществляется неквалифицированными специалистами. В связи с ростом популярности профессии проблема неэтичного поведения психологов консультантов является крайне актуальной. Профессия психолога, обладающая возможностью оказывать влияние на индивида, на группу людей, решать их практические задачи, приобрела специфическую ценность для общества. С учетом особенностей профессиональной деятельности психолога, в частности психолога-практика, особое значение приобретает его ответственность за свою работу. Очевидный факт, что от профессиональной деятельности психолога-практика, независимо от того, в какой сфере он работает, зависит, во многом психологическое состояние людей, что в свою очередь определяет в известной степени результаты труда последних, их общее состояние, как психологическое, так и физическое. Далеко не каждый человек, даже не каждый дипломированный психолог, может стать психологом-практиком. Определяющим фактором в профессиональной деятельности психологов-практиков в первую очередь является формирование у них необходимых профессионально-значимых качеств. Кроме того, специфика профессии психолога-практика такова, что при отсутствии у последнего необходимых для успешной профессиональной деятельности соответствующих личностных качеств, каким бы багажом профессиональных знаний он не обладал, даже при наличии хорошо сформировавшихся профессиональных умений и навыков, он не может считаться специалистом высшей квалификации. Более того, поскольку речь идет о необходимости решать конкретные практические психологические проблемы людей, проблемы, связанные с духовным миром человека, такой специалист не имеет право их решать. В этой связи психолог должен обладать рядом профессиональных и личностных качеств, владение которыми позволяет специалисту сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта междунормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп. Практически все ученые, занимающиеся теоретическими и методологическими изысканиями в области психологического консультирования и психотерапии, отмечают важность личностных особенностей консультанта. Объект исследования: психологическое консультирование как вид психологической помощи. Предмет исследования: личностные качества психолога-консультанта. Цель работы: обобщить и систематизировать научный материал, представленный в работах зарубежных и отечественных психологов о процессе психологического консультирования и личностных качествах психолога-консультанта. Задачи исследования:

  1. Изучить особенности, цели и задачи психологического консультирования.
  2. Рассмотреть стадии психологического консультирования.
  3. Определить личностные и профессионально важные качества психолога – консультанта.
  4. Провести исследование личностных качеств психолога-консультанта.
Читайте также:  От мамы или от папы: чьих генов (и мутаций) у ребенка больше?

Трудности работы психолога

Каждый день психолог общается с большим количеством самых разных людей. У всех свои истории, тайны, проблемы. Некоторые хотят выплакаться, облегчить душу. Другие приходят за советом, ободрением, поддержкой. К каждому человеку психолог должен проявить такт, найти ключик к сердцу. Это требует интенсивной сосредоточенности спокойствия, выдержки.

Такое чрезмерное общение с людьми может привести к эмоциональному выгоранию. Человек желает оградиться от всего мира, становится черствым и равнодушным к проблемам других, идет на работу как на каторгу. Поэтому, профессиональный психолог – это также человек, умеющий блокировать психику, обладающий эмоциональной устойчивостью, готовый к постоянному контакту с людьми.

Психолог постоянно развивает свои умения и душевные качества, совершенствуется, не останавливается на достигнутом. Он посещает тренинги и семинары, следит за открытиями в мире психологии, осваивает новые горизонты.

Именно такие, заинтересованные в своей профессии и клиентах психологи, обладающие оптимизмом, открытостью, энергичностью, вселят уверенность и дадут нужный жизненный ориентир.

В жизни психолога, как и у любого другого человека, могут возникнуть проблемы и затруднения. Их нужно признавать и решать. Поэтому, хороший психолог не позволит своим трудностям стать причиной проблем других людей. Психолог будет в состоянии самостоятельно справиться со стрессом.

Психолог общается с людьми разных национальностей и верований, которые откладывают свой отпечаток на моральные устои и взгляды человека. Хороший психолог сумеет учесть такие факторы и создать непринужденную, комфортную обстановку, не рассматривая проблему с позиции собственных убеждений.

Если Вы обладаете подобными качествами и учитываете все трудности профессии психолога, дерзайте. Пусть желание помочь другим людям, постоянное самосовершенствование и вера в собственные силы непременно помогут вашей профессиональной деятельности.

В связи с расширением сферы услуг в области психологии актуальной является проблема качества профессиональной подготовки практического психолога.

Профессия психолога, обладающая возможностью оказывать влияние на индивида, на группу людей, решать их практические задачи, приобрела специфическую ценность для общества. С учетом особенностей профессиональной деятельности психолога, в частности психолога-практика, особое значение приобретает его ответственность за свою работу. Далеко не каждый человек, даже не каждый дипломированный психолог, может стать психологом-практиком. Определяющим фактором в профессиональной деятельности психологов-практиков в первую очередь является формирование у них необходимых профессионально-значимых качеств. Кроме того, специфика профессии психолога-практика такова, что при отсутствии у последнего необходимых для успешной профессиональной деятельности соответствующих личностных качеств, каким бы багажом профессиональных знаний он не обладал, даже при наличии хорошо сформировавшихся профессиональных умений и навыков, он не может считаться специалистом высшей квалификации. Более того, поскольку речь идет о необходимости решать конкретные практические психологические проблемы людей, проблемы, связанные с духовным миром человека, такой специалист не имеет право их решать. В этой связи психолог должен обладать рядом профессиональных и личностных качеств, владение которыми позволяет специалисту сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта между нормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп.

Таким образом, актуальность темы курсовой работы связана не только с профессионально-личностными требованиями предъявляемые к психологам консультантам и проблеме качества профессиональной подготовки практического психолога, но и с вопросами личностного развития студента и формирование его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который как раз и приходится на время обучения в ВУЗе, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируется его жизненная и мировоззренческие позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения. При этом одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста.

Объектом исследования является влияние процессов развития личности на формирование личных и профессиональных качеств специалиста.

Предметом исследования является проблема выявления взаимосвязи и взаимообусловленности двух процессов: развития личности и становление профессионала в процессе обучения в ВУЗе.

Исходя из вышеизложенного, целью данной работы является: изучение и обобщение профессиональных и личностных качества психолога.

Глава 1.4. Анализ динамика развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.

В современной отечественной психологии выполнено много исследований, посвященных различным психологическим аспектам личностного развития студентов, профессиональной деятельности и профессионализации личности.

Эти вопросы рассматривались в контексте:

Специфика студенческого возраста как важного этапа личностного развития (Б.Г.Ананьев, П.И.Бабочкин, М.Д.Дворяшина, А.И. Курпнов и др.).

Выявление сущности, этапов и детерминирующих факторов процесса становления профессионала и субъекта деятельности (К.А. Абульханова- Славская, В.А.Бодров, Г.М.Зараковский, Е.А.Климов и др.)

Определение роли и места способностей‚ интересов, мотивов и личностно-индивидных особенностей студентов в формировании профессионально важных качеств специалиста, а также оптимизации профессиональной подготовки и условий осуществления успешной профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, В.А.Бодров, К.К.Платонов, Б.М.Тюшев, В.С.Мерлин и др.)

Вместе с тем, несмотря на значимость и результативность проведенных исследований, ряд проблем личностного развития и профессионального становления студента‚ еще остается малоизученным. В частности, недостаточно исследованы такие вопросы как: особенности процесса формирования адекватного образа будущей профессии и представлений о целях‚ задачах и трудностях профессиональной деятельности; динамика личностных изменений на различных курсах обучения; соотношение личностного и деятельности.

Ф.Б.Каганов представляет профессиональное становление студентов в виде

последовательного прохождения трех этапов — переходного (1-3 семестры); накопительного (4-7семестры); определяющего (8-10 семестры). Проходя через все эти этапы, студент постепенно становится специалистом.

Каждая профессиональная деятельность требует от специалиста определенного набора личностных качеств и способностей, в структуре которых отдельные качества под влиянием специфики деятельности начинают выступать как профессионально значимые (В.В.Богословский, В.А. Маркелова ). Становятся очевидным‚ что проблема адекватного выбора профессии в соответствии со своими склонностями и способностями должна решаться как комплексная проблема в контексте общей теории способностей, концепций профессионализаций и социализаций. (Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, В.И. Киреенко и др.)

Изучение динамики личностно-индивидных особенностей студентов в процессе обучения в ВУЗе показали‚ что студенты становятся более консервативными, с сомнением относятся к новым идеям, противятся переменам. Следовательно, необходимо развивать их творческое мышление, повышать их интеллектуальный интерес. К третьему курсу у студентов повышается актуальность межличностного взаимодействия.

В период обучения у студентов значительно понижается уровень субъективного контроля: на первом курсе

он высокий- 14,18 балла; на втором курсе он составляет уже 9,29, а на третьем — 8.38 баллов. То же самое происходит со знанием других шкал, то есть наблюдается тенденция к росту экстернальности студентов.

Динамику общего уровня эмпатии студентов характеризует то, что к третьему курсу он снижается на 9‚8%: на первом курсе он составляет 52,82 балла; на втором -51,97 баллов; на третьем -47,62 % балла. Следовательно, необходимо обратить внимание на развитие у студентов в процессе обучения на факультете психологии института такого значимого профессионально важного качества как эмпатия. Первокурсники 2002г. имеют более широкое представление о профессионально важных качествах современного специалиста. Всего ими названо 54 качества. Студенты 2004т. и 2005г. предлагают 36-38 качеств соответственно. Это подтверждает вывод о их большей когнитивной согласованности. В таблице 1 приводятся качества‚ вошедшие в пятерку наиболее важных по общей выборке первокурсников.

№ пп

Качество

Удельный

вес, %

1

Умение слушать (слышать), понимать других людей

59,2

2

Профессиональная подготовка, профессиональные знания, компетентность

52,8

3

Доброта, любовь к людям

52,0

4

Коммуникативные способности (умение общаться, вести интересную беседу)

44,1

5

Интеллект

41,7

Из всего вышеизложенного можно сказать, что в целом первокурсники уже имеют определенное представление о ПВК психолога‚ но четкой картины нет. Вместе с этим, с каждым годом они все лучше ориентируются в проблемах и задачах психологической науки, которыми они должны обладать и которые необходимо развивать в процессе обучения в ВУЗе. Вероятно‚ этому способствуют усиливающиеся пропаганда и популяризация психологических знаний в современном обществе, а также система подготовки студентов на факультете. В результате молодые люди делают все более осознанный выбор своей будущей деятельности, достаточно адекватно представляя цели ‚ задачи и трудности‚ связанные с профессией психолога.

Читайте также:  Как получить российское гражданство

Круг обязанностей специалиста

Спортивный психолог принимает непосредственное участие в психологической подготовке спортсменов к соревнованиям. Его основная задача – создание максимально благоприятных условий для раскрытия возможностей каждого из членов команды.

Спортивный психолог занимается:

  • профессиональной ориентацией спортсменов;
  • оценкой уровня психологической подготовки спортсменов к состязаниям;
  • психологическим отбором спортсменов – участников выступлений;
  • разработкой индивидуальных развивающих планов;
  • выработкой полезных установок и личностных качеств;
  • диагностированием психологического и эмоционального настроя членов спортивной группы;
  • индивидуальным консультированием и проведением групповых психологических тренингов;
  • подготовкой спортсменов к выступлениям и состязаниям;
  • терапией психотравм;
  • улаживанием внутрикомандных конфликтов;
  • психологической реабилитацией.

Круг обязанностей специалиста

Коррекционный психолог работает с детьми, их родителями и близким окружением. Специалист диагностирует состояние психики ребенка, корректирует выявленные отклонения, разъясняет родителям причины нарушений и дает рекомендации по устранению проблемы.

Специальный психолог занимается:

  • индивидуальным и групповым консультированием;
  • диагностикой психологического состояния детей с особенностями развития и ограниченными возможностями;
  • определением видов отклонений;
  • разработкой реабилитационных планов;
  • выбором воспитательных и обучающих методик;
  • социальной адаптацией детей и подростков;
  • профилактикой поведенческих нарушений;
  • консультированием ближайших родственников ребенка;
  • разрешением конфликтов;
  • контролем результативности обучения.

Круг обязанностей специалиста

В отличие от психиатра, психотерапевт-консультант не пользуется в своей практике медикаментозными средствами. Задача этого специалиста: профилактика, диагностирование и терапия психологических проблем пациентов.

Психотерапевт занимается:

  • приемом клиентов;
  • оценкой психоэмоционального состояния;
  • сбором анамнеза;
  • диагностикой;
  • выявлением психологических проблем;
  • разработкой схемы терапии;
  • индивидуальной и групповой психотерапией.

Структурирование консультативного пространства

Клиент входит в комнату и попадает на «территорию консультанта». Одним из главных аспектов взаимодействия консультанта и клиента является то, что обозначают как «структурирование пространства». Уже происходящее при первой встрече оказывает влияние на психологическое самочувствие клиента. Встреча начинается со знакомства. При этом следует придерживаться определенного этикета: встать и встретить клиента на полпути, представиться, попросить клиента назвать имя и фамилию, предложить ему выбрать место и сесть, прежде чем расположиться самому. Чтобы клиент почувствовал непринужденность, консультант с первых минут знакомства должен предстать вежливым, гостеприимным хозяином и вести себя естественно без излишнего напряжения.

Еще один вопрос, связанный со структурированием консультативного пространства, — это расположение консультанта и клиента. Р. Мэй (1968) употребляет понятие «геометрия любви». Если консультант и клиент сидят на противоположных сторонах стола, то между ними сохраняется социальная дистанция, и атмосфера консультирования будет скорее всего официальной. Беспокойным клиентам подходит именно такая позиция — стол служит барьером общению. Для консультирования, наоборот, благоприятна позиция расположения консультанта и клиента за столом на одной стороне. В этих условиях консультанту доступна вся невербальная информация, исходящая от клиента, кроме того, он может менять (и позволяет менять клиенту) расстояние между ними в зависимости от ситуации консультирования или при изменении консультативного контакта. Расположение друг против друга позволяет в большей мере создавать отношения сотрудничества. Дистанция между консультантом и клиентом отражает известный в социальной психологии феномен «личного пространства». Личное пространство изменяется в зависимости от отношений участников беседы, обсуждаемой темы, культурных различий. Из-за неправильно выбранной дистанции в консультировании (например, несоразмерность социального или возрастного аспекта личного пространства) некоторые темы вообще не могут быть затронуты. С проблемой дистанции тесно связан вопрос о терапевтическом смысле и возможности физического прикосновения к клиенту. Прикосновение означает очень близкий, интимный контакт. Исследования показали, что около половины опрошенных психотерапевтов полагают, что физический неэротический контакт представляется ценным в процессе консультирования. Он более всего уместен при:

— консультировании социально и эмоционально незрелых клиентов;

— консультировании людей, находящихся в кризисе после психической травмы, особенно связанной с утратой близких;

— стремлении продемонстрировать эмоциональную поддержку.

Однако очень трудно установить границу, где физический неэротический контакт приобретает характер эротического. В любом случае прикосновение не должно быть использовано как специфическая техника консультирования при отсутствии искренних, истинных чувств по отношению к клиенту. Чтобы прикосновение помогло создать безопасный для клиента терапевтический климат, оно должно быть спонтанным и искренним.

Профессиональные и личностные качества психолога

24 — 25 сентября
Самара

I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология города: актуальное состояние и перспективы»

7 — 8 октября
Онлайн

IV Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

14 — 15 октября
Москва

III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»

19 — 22 октября
Санкт-Петербург

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

21 — 22 октября
Москва

Международная конференция «Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм»

29 октября
Санкт-Петербург

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

10 — 11 ноября
Ставрополь

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

15 — 17 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

17 — 19 ноября
Рязань

V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

18 — 19 ноября
Гомель, Республика Беларусь

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

25 — 26 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

3 — 4 декабря
Москва (очно и онлайн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

9 — 11 декабря
Москва

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

1 — 3 июня 2022
Болгария

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Определение 1
Профессиональные качества психолога – это, прежде всего, его профессиональная компетентность, которая включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.

Для любого человека основными состояниями и качествами являются активность, целесообразность, адекватность ситуации, духовность, восприимчивость. В профессиональной деятельности тоже есть профессионально важные качества, необходимые для того, чтобы реализоваться как специалист. Психолог в ходе своей деятельности свои переживания, свой внутренний мир проецирует на возникающие ситуации.

Такие качества, как добросовестность, терпимость, ответственность необходимы в любой профессии, но, у психолога, кроме этих качеств выделяются ещё важные профессиональные качества:

  • Курсовая работа Профессиональные качества психолога 420 руб.
  • Реферат Профессиональные качества психолога 240 руб.
  • Контрольная работа Профессиональные качества психолога 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • эмпатия или способность к сопереживанию, проникновение в эмоциональный мир другого человека, способность ставить себя на место другого;
  • открытость психолога и его готовность постоянно взаимодействовать с окружающим миром;
  • самообладание и невозмутимость в любой ситуации, умение контролировать свое настроение и чувства, сложно сохранять спокойствие, когда клиент очень агрессивен и ведет себя навязчиво;
  • конгруэнтность, что в переводе означает соразмерный, соответствующий — это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих ощущений, переживаний и проблем;
  • интерес к людям это обязательное качество, эмоционально положительное и доброжелательное отношение к окружающим, желание узнавать их и общаться с ними;
  • умение признавать свои ошибки является важным качеством, позволяющим самосовершенствоваться и исправлять ошибки;
  • стрессоустойчивость показывает, насколько человек может переносить значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки в процессе профессиональной деятельности;
  • рефлексия говорит о способности человека к размышлению о смысле человеческого существования, к критическому самоанализу;
  • понятийность мышления позволяет адекватно воспринимать реальную ситуацию, умение видеть причину и делать прогноз последствия, приводить информацию в систему и строить целостную картину мира;
  • коммуникативность – данное качество позволяет быстро и легко находить общий язык с человеком, психологу важно разговаривать языком, который будет понятен клиенту, для того, чтобы улучшить контакт с ним.

Профессиональные требования к психологу-консультанту

В принципе личностные и профессиональные качества психолога тесно переплетаются, поскольку невозможно быть одним в личностном плане и другим в плане профессиональном. Отсюда фундаментом профессиональной деятельности психолога являются его личностные качества.

Читайте также:  Размер пенсии по инвалидности в 2023 году

За время учебы студент-психолог может встретиться с кризисами разочарования своей будущей работы, но самое болезненное разочарование заключается в сомнениях правильно выбранной профессии.

Принято считать, что В.М. Бехтереву принадлежит такая фраза относительно того, почему человек выбирает профессию психолога – «психологи – с психинкой», «неврологи – с нервинкой» и др. Интересно, что в жизни подобных примеров достаточно. Ч. Дальтон открыл явление цветовой слепоты – это не различение красного и зеленого цвета (дальтонизм), сам имея этот дефект. Сексуальным невротиком был З. Фрейд, во всяком случае, так вспоминают о нем близкие ему люди.

В.Н. Дружинин считает, что выбор в области психологии обуславливается «избытком» или «недостатком» у человека какого-либо психического качества. А. Адлер считал, что комплекс неполноценности есть источник активности во многих сферах творчества человека, а, по мнению В.Н. Дружинина, к занятиям психологией человека приводит чувство непохожести на других, желание преодолеть дисгармонию.

Сегодня психологи нужны во многих организациях. Детский специалист работает в детских садах и школах, где он помогает детям легче и быстрее пройти адаптационный период к новым условиям. Также психологи нужны на предприятиях, где они способствуют адаптации новых сотрудников, помогая им найти общий язык с остальными членами коллектива. Кроме того, они принимают непосредственное участие в подборе персонала. Также есть психологи, которые консультируют семьи, работают в психиатрических клиниках, службах доверия.

В нынешнее время психологи могут найти себе применение во многих сферах, но подходит такая профессия не каждому человеку. Дипломированные специалисты оказывают немедицинскую помощь в сложных ситуациях, но они не лечат психические заболевания и не назначают медикаментозное лечение. Для человека, который закончил факультет психологии, открыто множество дверей. В последнее время психологи все чаще находят себя в бизнес-сфере. Они становятся персональными коучами и бизнес-тренерами, нередко занимая должности в кадровых службах.

Некоторую популярность набирает поведенческая экономика, которая появилась на стыке психологии и экономики. На профессионалах этого профиля есть немалый спрос в области маркетинга. Он прогнозируют и анализируют поведение людей в бизнесе и реальной жизни. На основе полученных данных такие специалисты разрабатывают схемы, направленные на увеличение капитала организации.

В маленьких населенных пунктах может не хватать специалистов. К счастью, мы живем во времена интернета. Виртуальная связь позволяет общаться с людьми и при этом не выходить из дома. Это спасение для тех людей, которые испытывают сильный стресс при личном общении. Можно обратиться к Никите Валерьевичу Батурину, специалисту в области гипнотерапии по избавлению от психологических расстройств.

Чтобы стать психологом для начала нужно получить образование по выбранной специальности. Далее сразу начать практиковаться в государственных учреждениях или продолжить изучать науку в вузе. Успехов добьется тот психолог, который совершенствуется и идет в ногу со временем. Хороший специалист не останавливается в развитии: он постоянно пополняет свои знания и учится на собственных ошибках.

… целью выявления наиболее актуальной на сегодняшний день. 2. Проследить этапы развития человека как биосоциального вида. 3. Охарактеризовать раннюю историю человечества, выявить её особенности. В процессе исследования … опубликованная в 1859 г. в книге «Происхождение видов путем естественного отбора», в 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой подбор» и в других работах. Теория …

1. Аутентичность. Имеется в виду, что человек жаждет быть и является сам собой в противовес расходованию энергии на проигрывание ролей и создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать ее на решение реальных проблем. Дж. Бьюдженталь [2001, с. 42-43] отождествляет слово «аутентичность» с близким ему «присутствие». В этом качестве он выделяет две стороны:

доступность — степень того, насколько человек допускает, чтобы происходящее в данной ситуации имело для него значение, воздействовало на него;

экспрессивность ~ степень, в которой человек склонен позволять другому (другим) действительно узнать себя в данной ситуации. Это включает самораскрытие без маскировки каких-то субъективных переживаний.

2. Открытость собственному опыту. Это означает искренность в восприятии собственных чувств. Консультант должен знать, замечать свои чувства, в том числе и отрицательные, не вытеснять их. Только в таком случае он будет успешно контролировать свое поведение. Вытесненные же чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента только тогда, когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.

3. Развитое самопознание. Чем больше консультант знает о самом себе, тем больше он поймет своих клиентов. Этому способствует умение слышать то, что творится внутри.

4. Сильная идентичность. Понятие «идентичность» — относительно новое для отечественного контекста, поэтому остановимся на нем подробнее. В данном изложении мы будем опираться на результаты анализа зарубежных и отечественных публикаций по проблемам, связанным с идентичностью, осуществленным Н.В. Антоновой [1995]. Идентичность — сложная динамическая структура, формирующаяся и развивающаяся на протяжении всей жизни человека. Единицей этой структуры является самоопределение — некоторое решение относительно себя, своей жизни, своих ценностей, принятое в результате интериоризации родительских ожиданий (преждевременная идентичность) или преодоления кризиса идентичности (достигнутая идентичность).

Кризис идентичности предполагает наличие ситуации выбора, начиная от выбора школы, работы и кончая поиском и выбором цели и смысла своего существования. Кризис идентичности отнюдь не всегда завершается формированием единиц идентичности — самоопределений. Возможен также деструктивный вариант последствий кризиса. Это происходит, когда человек не замечает необходимости самоизменения, не видит имеющихся в его распоряжении альтернатив выбора. В таком случае человек может испытывать ряд негативных состояний:

высокий уровень тревожности;

ощущение собственной беспомощности; ,,,

неверие в будущее;

пониженный эмоциональный фон;

ощущение потери смысла в жизни вплоть до депрессии и склонности к самоубийству.

Одно из важнейших требований профессиональной этики — это компетентность консультанта. В связи с этим возникают вопросы: «Какая профессиональная подготовка может обеспечить компетентное консультирование?» и «Какой опыт необходим претенденту на роль консультанта?

Во многих странах статус консультанта определяется лицензией, предоставляющей формальное право заниматься профессиональной деятельностью. Чтобы получить ее, надо пройти официальную академическую программу профессиональной подготовки, проработать определенное количество часов под наблюдением квалифицированного специалиста и иметь установленный минимум профессионального опыта. Такая система лицензирования ограничивает возможность заниматься практикой лицам, не имеющим соответствующей квалификации. Однако лицензия, к сожалению, не гарантирует, что консультант эффективно и компетентно справится со своими обязанностями. При обучении психотерапии и психологическому консультированию наряду с необходимостью приобретения соответствующей теоретической базы под квалифицированным руководством часто подчеркивается важность углубления самопознания консультанта (психотерапевта).

М. Сох (1988) говорит: «Жизненный опыт консультанта интегрируется с возрастающим багажом профессиональных знаний на основе углубленного самопознания. Даже отлично подготовленному консультанту не одинаково легко со всеми людьми, зато ему гарантирован душевный комфорт».

Развитию самопознания способствует обширный и интенсивный курс индивидуальной и групповой терапии, особенно в группах, ориентированных на совершенствование личности.

Перечисляя свои профессиональные умения, важно кратко указывать на близкую связь с теорией и практикой. Перед тем как написать о навыках в резюме на должность психолога, подумайте, что действительно было бы актуальным.

Среди наиболее востребованных обязанностей можно выделить:

  1. знание принципов психоанализа;
  2. публикации в различных изданиях;
  3. владение определенными методиками;
  4. разработка и проведение различных тестов.

Помните, что анкета – это первое впечатление работодателя о вас.
Пример профессиональных навыков психолога:

Проведение тренингов Психодиагностика
Психологические методики НЛП
Детская психология Работа со страхами
Семейные проблемы Проблемы личных потерь

О себе в резюме психолога

В данном разделе вы должны составить краткий и одновременно емкий текст, который подчеркнет компетентность.

В резюме на престижную должность психолога не должно быть информации об увлечениях и хобби. Об этом расскажите, если потребуется, лично на собеседовании. Все по теме. Вы должны настолько подогнать информацию под требования желаемой должности, чтобы каждая строчка свидетельствовала о том, что лучшего кандидата быть не может.

Пример «О себе» в резюме психолога:

  • Работаю с людьми‚ помогаю разобраться в непростых жизненных ситуациях, по-новому взглянуть на жизненный путь. Имею опыт лечения депрессивных состояний‚ различных фобий‚ зависимостей‚ соматических заболеваний. Помогаю найти путь в поиске себя‚ обеспечить личностный рост‚ за счет изменения осознанности‚ проработки ошибок.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *