О так называемой женской нечистоте

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О так называемой женской нечистоте». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Заходить в церковь женщинам можно в любой день. Учитывая мнение большинства служителей церкви, в критические дни женщины могут посещать церковь. Однако предпочтительным в этот период будет отказ от проведения таких священных обрядов, как венчание и крещение. По возможности лучше не прикасаться к иконам, крестам и другим святыням. Такой запрет не является строгим и не должен задевать женское самолюбие.

Что говорит Ветхий Завет?

Первая древнейшая часть Христианской Библии – эту Священную книгу можно назвать конституцией христианской религии – Ветхий Завет. Его иные названия – «Танах», «Священное писание». Составлена эта часть Священного текста еще до появления христианства, и является общей частью двух – теперь противоборствующих – религий – иудаизма и христианства.

В Ветхом Завете посещения храма запрещались «нечистым» людям – доступ к Богу им был закрыт. Уже во времена христианства Господь перестал делить на чистых и нечистых, всем стал оказывать равное внимание, излечивать страждущих.

Тогда же в категорию «нечистых» попали:

  • прокаженные;
  • все, страдающие гнойно-воспалительными заболеваниями;
  • больные с дисфункцией простаты;
  • те, кто осквернил себя прикосновением к разлагающемуся телу – то есть к трупу;
  • женщины с кровотечениями из половых путей, функциональными и патологическими.

Считалось, что ходить в церковь нельзя после соприкосновения с грехом – под это определения попадали все состояния.

Мнение современной православной церкви

Официальная позиция Русской Православной Церкви состоит в том, что женщина во время менструации не должна только причащаться. Такое решение было вынесено в 2015 году на Архиерейском Совещании. Все остальное – ходить в храм, целовать иконы, молиться, прикасаться к мощам – допустимо. Впрочем, на практике у разных представителей духовенства разные мнения на этот счет. Некоторые до сих пор считают, что во время месячных лучше оставаться дома.

У Патриарха Сербии Павла есть статья, посвященная вопросу менструации у христианок. Он пишет, что телесная нечистота не сообщает людям нечистоту духовную. Современные предметы гигиены полностью исключают риск того, что кровь попадет на пол или на святыни. Поэтому женщина, совершив все необходимые гигиенические процедуры, может посещать церковь и молиться.

Ранняя Церковь и ранние Отцы

Отношение ранней Церкви к Ветхому Завету было непростым и не может быть подробно изложено в рамках данной работы. Ни иудаизм, ни христианство не обладали четкой отдельно сформировавшейся идентичностью в первые века: они разделяли общий подход к некоторым вещам.[21] Церковь ясно признавала Ветхий Завет боговдохновенным Писанием, в то же время отдаляясь со времен Апостольского Собора (Деяния 15) от предписаний Моисеева Закона.

Хотя апостольские мужи, первое поколение церковных писателей после апостолов, едва ли касались Моисеева Закона относительно «ритуальной нечистоты», эти ограничения широко обсуждаются несколько позже, с середины 2-го века. К тому времени становится ясным, что «буква» Моисеева Закона стала чужда христианской мысли, так как христианские писатели пытаются дать ей символическую интерпретацию. Мефодий Олимпийский (300), Иустин Мученик (165) и Ориген (253) трактуют левитические категории «чистоты» и «нечистоты» аллегорически, то есть, как символы добродетели и греха [22]; они также настаивают, что Крещение и Евхаристия являются достаточными источниками «очищения» для христиан.[23] В своем трактате Мефодий Олимпйский пишет: «Ясно, что тот, кто когда-то был очищен через новое рождение (крещение), не может быть более запятнан тем, что упоминается в Законе»[24]. В подобном же духе, Климент Александрийский пишет, что супругам более не нужно омываться после полового акта, что предписывает Моисеев Закон, «потому что», утверждает Св.Климент, «Господь очистил верных через крещение для всех брачных отношений».[25]

И все же кажущееся открытое отношение Климента к сексуальным отношениям в этом отрывке не типично для авторов того времени [26], и даже для самого Климента.[27] Для этих авторов было более характерно считать любые предписания Моисеева Закона символическими, за исключением тех, что касались пола и сексуальности. Фактически, писатели ранней Церкви были склонны к тому, чтобы рассматривать любое проявление сексуальности, включая менструацию, супружеские отношения и деторождение как «нечистые» и таким образом несовместимые с участием в литургической жизни Церкви.

Читайте также:  Программа «Молодая семья» в 2023 году — условия ипотеки

Святой Григорий Великий

Похожим образом обстояли дела на Западе, где церковная практика обычно считала женщин во время менструации «нечистыми» до конца 6-го/начала 7-го столетия.[60] В это время Святитель Григорий, Папа Римский (590-604 н.э.), отец Церкви, которому традиция (неверно) приписывает составление Литургии Преждеосвященных Даров, высказал другое мнение по данному вопросу. В 601 году, св. Августин Кентерберийский, «апостол Англии», (604) писал святителю Григорию и спрашивал, можно ли разрешать женщинам с менструацией приходить в церковь и к Причастию. Я процитирую святителя Григория подробно:

«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь. Ведь нельзя ставить ей в вину ту излишнюю материю, которую природа извергает и то, что с ней бывает не произвольно. Ибо мы знаем, что женщина, страдающая от кровоистечения смиренно приступила сзади ко Господу, прикоснулась ко краю Его одежды, и ее недуг тотчас оставил ее. Итак, если страждущая от кровоистечения смогла с похвалой прикоснуться к одежде Господа, каким образом может быть противозаконно, чтобы испытывающие месячное кровоистечение заходили в храм Господень?

… Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать таинство Cвятого Причащения. Если же она не решится принять его из великого благоговения (ex veneratione magna), она достойна похвалы (laudanda est); а если примет, она не осуждается (non judicanda). Благонамеренные души видят грех даже там, где греха нет.

Ибо часто совершается безвинно то, что произошло от греха: когда мы испытываем голод, это случается без греха. В то же время то, что мы испытываем голод – вина первого человека. Менструация – не грех. На самом деле, это чисто естественный процесс. Но то обстоятельство, что природа до той степени нарушена, что она представляется запятнанной (videatur esse polluta) даже против человеческой воли – это последствие греха…

Итак, eсли женщина сама подумает над этими вещами, и решит не приступать к принятию таинства Тела и Крови Господних, она да будет хвалима за свою праведную мысль. Если же она примет [Святое Причастие], будучи объята любовью к этому таинству по обычаю своей благочестивой жизни, не следует, как мы уже сказали, ей в этом препятствовать». [61]

Заметьте, что Свт. Григорий понимает евангельское сказание о кровоточивой женщине – подобно Сирийской Дидаскалии – как аргумент против предписаний ритуальной не/чистоты.

В период раннего средневековья политика, которую ввел святитель Григорий, перестала применяться, и женщин с месячными не допускали к причастию и зачастую учили их стоять перед входом в Церковь. [62] Эти практики были обычными на Западе еще в 17-ом столетии. [63]

Можно ли с месячными ходить в церковь?

В настоящее время в сети появилось много ссылок на различные авторитетные и не очень источники, которые подходят к проблеме посещения церкви и участия в Таинствах (Причащения и других) с противоположных сторон.

Архиерейское Совещание от 02.02.2015 года закрепило общепринятую традицию, согласно которой в дни очищения (менструаций) женщина не должна участвовать в Таинствах Церкви и прикасаться к святыням (2-е правило св. Дионисия Александрийского, 7-е правило свт. Тимофея Александрийского), но может посещать богослужения, молиться в храме. И хотя, некоторые священники не без оснований считают, что несправедливо лишать женщину Святых Даров из-за критических дней, рассудительнее придерживаться мнения, принятого большинством епископата.

Убеждения определенных культур

Существует множество культур, которые относятся к месячным довольно специфично и некоторые из них не позволяют женщинам посещать священные места или материальные объекты во время месячных.

В Индии месячные считаются грязными и женщинам приходится соблюдать определенные правила. Например, во время месячных женщины не могут посещать храмы, читать священные книги, касаться священных предметов, участвовать в религиозных церемониях и традициях. Некоторые люди даже считают, что месячные женщины приносят несчастье и несчастия.

Однако существуют и другие культуры, которые не столь строго относятся к месячным. В христианстве, например, нет прямых запретов на посещение церкви во время месячных, но каждый может проявлять свою заботу и уважение к этому времени, в том числе и избегать посещения святилища.

Каждый должен решать, как ему поступать, но в любой культуре важно проявлять уважение к традициям и обычаям, даже если не всегда понятны причины и следствия. Ведь уважительное отношение к окружающей культуре и социуму является одним из этических и моральных принципов.

Читайте также:  ​Штраф за несвоевременную постановку на учет автомобиля в 2023 году

Можно ли с месячными ходить в церковь, Ветхий Завет

Менструация – это естественное состояние здоровой женщины, которое подчеркивает то, что она способна подарить этому миру ребенка. Почему тогда задаются вопросом «Можно ли идти в храм в период месячных?»?

В Ветхом Завете особое место занимает понятие чистоты при вхождении перед Господом.

В качестве нечистот рассматривались различные виды болезней (проказа, чесотка, язва); разнообразные истечения у людей как женского, так и мужского пола; касания мертвого тела.

Мужчина и его жена созданы Богом с совершенной красотой и отменным здоровьем. Смерть человека свидетельствует о грехе. Господь – это Жизнь, и есть запрет на прикосновения к Нему всего нечистого.

Ветхий Завет это подтверждает. В книге Левит в пятнадцатой главе говорится о том, что «не только жены считаются нечистыми во время истечения крови, а всякий человек, к ним прикоснувшийся».

Среди различных взглядов на этот вопрос можно встретить мнение, что менструация была дана в качестве наказания за большой человеческий грех, который совершили Адам и Ева. В то же время служители церкви ставят за цель ограждение храма и прихожан от различных вещей, напоминающих о том, что человек может быть греховным и является смертным.

Еще одно мнение по этому вопросу заключается в том, что менструальные выделения появляются вследствие того, что тело избавляется от омертвевшей яйцеклетки, так сказать от зародыша, который не созрел. Это является двойным признаком смерти. В то же время в церкви не допускается присутствие смертоносных объектов.

Помимо этого, есть и совсем противоположные взгляды: некоторые считают, что женщина была наказана тяжелым процессом родов, а сами менструальные выделения являются не чем иным, как способностью подарить этому миру еще одного человека.

К сведению, при менструальных кровотечениях был запрет не только на посещение церкви, но и на общение в обычной жизни, также было запрещено прикасаться любому человеку к «нечистой» женщине. То же относилось и к мужу – под запретом были различные действия сексуального характера.

После того, как женщина родит, начинается кровотечение – период очищения длительностью в сорок дней.

Языческие жрицы были отречены от ритуалов – это объяснялось их немощью. Как тогда считалось, кровотечение отнимает магическую силу.

Со временем христианство внесло свои коррективы по этому поводу.

Таким образом, в Ветхом Завете нельзя найти однозначный ответ, почему нельзя в церковь во время месячных.

Точка зрения в Старом Завете и Новом Завете

Объяснения о том, почему во время месячных нельзя в церковь можно встретить в Ветхом Завете. Именно там есть упоминание о том, что запрещено входить в церковь во время женской «нечистоты». Менструация — период, когда считается представительница прекрасного пола «грязной». Основано это на том, что из ее организма происходят некоторые выделения. Многие считали, что подобный процесс – это наказание за то, что их прародительница некогда совершила греховное падание.

В тоже время церковнослужители всеми возможными способами стараются оградить свои приходы от любого упоминания о смертности человека. Считается, что во время менструации происходит некий способ очищения утробы от мертвой яйцеклетки. А в церкви не может быть никаких смертоносных объектов.

Иные знатоки священных писаний говорят о том, что наказанием Господа может быть длительный процесс дарования жизни ребенку, а вот наличие выделения крови из половых органов говорит о том, что род человеческий может продолжаться. Кроме этого ранее не было нормальных современных средств личной гигиены и она могла запачкать пол.

Это касалось не только посещения святого места, но и принятия участия в обрядах. Тогда не стоял вопрос о том, можно ли на Причастие с месячными. Так как это считалось не уважением к Господу и церковным обычаям. Запрет накладывался и на прикосновение к церковной утвари. Было также утверждение о том, что всякий, кто касался ее в данный период также становился не чистым и все окружающие вещи.

Языческие истоки запрета и «ритуальная нечистота»

Некоторые исследователи считают, что мнение о том, что нельзя ходить в церковь во время месячных уходит корнями в язычество. Древние славяне-язычники боялись кровотечений, потому что считали, что кровь привлекает демонов. Кроме того, менструация считалась проявлением сексуальности, что считалось скверным и недопустимым. По этим причинам менструирующая женщина у язычников считалась «ритуально нечистой», а лица, которые прикасались к ней, считались «оскверненными через прикосновение».

Читайте также:  Как изменятся пенсии по инвалидности в 2023 году

Понятие «ритуальной нечистоты» женщины у славян сохранилось и после принятия христианства. Киевский «Требник» 1606 года гласил, что если менструация у женщины началась, когда она стояла в церкви, то она должна была немедленно ее покинуть, если же она этого не сделает, то ей полагается наказание в виде соблюдения шестимесячного поста и ежедневных 50 земных поклонов.

Физиологическое объяснение регул

Ученые давно изучили процесс, происходящий в женщине в менструальный цикл. А вот как меняется при этом психика и энергетика — это Вопрос, и именно с большой буквы. В описаниях ясновидящих это выглядит приблизительно так, как описано ниже.

Женщина каждый месяц получает возможность очистится от отрицательной энергии, скопившейся на конкретном временном промежутке. Но почему это происходит с кровью? Да потому, что она является местом расположения человеческой энергии.

Этот период для женщины сопровождается упадком сил и ослабеванием эмоционального состояния. Проще говоря на нее, наваливается апатия. Ей ничего не хочется делать, ни о чем думать и что-то решать. и такое состояние является вполне логичным. Менструальный период приводит к ослабеванию энергетической оболочки, делая ее обладательницу легко поражаемой плохими мыслями и взглядами. Женщины легко поддаются сглазу, на них легко наводится порча и любые другие магические действия попадают на благодатную почву.

Но этот период проходит и она, обновленная, вновь полна сил и энергии.

Мнение священников по поводу запрета

Католическая церковь давно решила вопрос с критическими днями. Священники расценили, что месячные – естественное явление, не видят в этом ничего скверного. Кровь давно не проливается на пол церкви благодаря средствам гигиены. Православные священнослужители до сих пор не могут сойтись во мнении. Одни отстаивают мнение, что категорически нельзя женщинам посещать храм во время месячных. Другие относятся к этому нейтрально – можно посещать, если возникла такая потребность, ничем себя не ограничивать. Третьи разделили мнение о том, что женщина во время критических дней может войти в церковь, но нельзя совершать некоторые таинства:

  • крещение;
  • венчание;
  • исповедание.

Как ни крути, запреты больше связаны с физическими моментами. Опускаться в воду во время критических дней нельзя по гигиеническим соображениям. Кровь в воде не очень приятная картина. Венчание длится очень долго, ослабленный организм женщины во время месячных может этого не выдержать. Причем кровь может бежать сильно. Случаются головокружения, обмороки, слабость. Исповедание затрагивает больше психоэмоциональное состояние женщины. В период месячных она ранима, уязвима, и сама не своя. Может наговорить того, о чем потом будет сожалеть. Иными словами, во время менструации женщина невменяема.

Можно ли в монастырь с месячными

Многих девушек волнует не только вопрос о возможности домашней молитвы и посещения во время регул Дома Божьего. Женщины, посещающие религиозные форумы, живо интересуются вопросом о том, можно ли приехать в монастырь во время месячных. На этот вопрос подробно и живо в своих материалах отвечает сестра Васса.

Резюмируя информацию, изложенную в ее материалах приходим к выводу, что никто не выгонит женщину из монастыря только потому, что она приехала в «нечистые» дни.

Ограничения могут накладываться на посещение служб, килейный уклад жизни или ограничения в послушаниях. Монахини продолжают нести свое послушание в соответствии с уставом конкретной обители. Узнать об ограничениях, накладываемых на послушницу или сестру во время месячных можно у Настоятельницы обители, в которую прибыла представительница прекрасного пола.

Давайте вспомним эпизод с женщиной находящийся в «нечистоте»,которой запрещалась даже прикасаться к людям Ветхого завета. Женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась в краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее (Мф. 9;20). Господь не осудил её, да же не сделал никакого упрека, а наоборот похвалил её за её веру.

Простой вопрос : Почему же, если женщина с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню. Раз женщина, коснувшаяся в своей недужности одежды Господней, была права в своем дерзновении, почему то, что было позволено одной, не позволено и всем женщинам, страдающим от слабости своей природы?

Поэтому Женщина находящиеся в нечистоте может приходить в храм Божий.-это ответ на наш 1. Вопрос.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *