Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности процедуры получения лицензии на перевозку пассажиров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.
Работа в такси без лицензии или разрешения
Пока ещё штрафы за перевозку пассажиров без разрешения не так высоки – 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ. Однако здесь есть такой нюанс, на который не все обращают внимание. Комментируемая статья имеет следующую редакцию: «…не имеющим при себе разрешения…».
То есть, штраф в 5 000 рублей взыскивают, если разрешение было выдано, но на момент проверки у водителя при себе его не оказалось. Если же разрешение на такси вообще не оформлялось, потому что у водителя нет статуса ИП (или учредителя ООО), то санкция за такое правонарушение указана в статье ст. 14.1 КоАП РФ. Она предусматривает не только штраф от 2 000 до 2 500 рублей, но и возможную конфискацию орудия производства, в данном случае автомобиля. Такое мнение высказано в Обзоре судебной практики Верховного Суда за 4 квартал 2013 года.
Контроль за деятельностью такси возложен на сотрудников полиции и госорганов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.
Возможность получения лицензии на перевозки для собственных нужд организации
Самое важное изменение, которое содержится во многих пунктах нового нормативного документа, — это возможность получения лицензии не только для коммерческих перевозок, но и на перевозки для собственных нужд организации:
1. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее — Регламент), определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее — государственная услуга).
1. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее — Регламент) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ее территориальных органов) при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее — государственная услуга).
2. Заявителями, которым предоставляется государственная услуга в соответствии с настоящим Регламентом, являются юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие или планирующие осуществлять регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении, а также физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели, запрашивающие сведения о конкретной лицензии (далее — соискатель лицензии, лицензиат, заявитель).
2. Заявителями, которым предоставляется государственная услуга (за исключением предоставления сведений о конкретной лицензии) являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие осуществлять или осуществляющие деятельность по перевозкам пассажиров автобусами на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (далее — коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя для их собственных нужд, или их уполномоченные представители.
То есть, старый регламент прямо говорил о том, что он не может использоваться при оформлении лицензии на перевозки для собственных нужд организации. Именно поэтому у многих организаций и возникали проблемы с получением лицензий в течение последних 2,5 лет.
Сроки проведения новых операций с автобусами
16. Сведения о конкретной лицензии предоставляются в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении сведений о конкретной лицензии, оформленного в соответствии с приложением N 6 (для юридических лиц) или приложением N 7 (для физических лиц и индивидуальных предпринимателей) к настоящему Регламенту.
16. Сведения о конкретной лицензии предоставляются в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении государственной услуги.
17. Решение о включении в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом для осуществления лицензируемой деятельности автобусах, в том числе дополнительных, или об исключении сведений об автобусах лицензиата принимается в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении государственной услуги.
18. Решение об изменении сведений об автобусах, указанных в реестре лицензий, принимается в срок, не превышающий 1 рабочий день со дня приема заявления о предоставлении государственной услуги.
Срок получения сведений о существующей лицензии уменьшен с пяти до трех рабочих дней.
Что касается новых операций, то для них сроки проведения следующие:
- 3 рабочих дня — добавление автобусов в реестр;
- 3 рабочих дня — удаление автобусов из реестра;
- 1 рабочий день — обновление информации об автобусе.
Лицензирование железнодорожных перевозок
Лицензированием железнодорожных перевозок занимается структурное подразделение Ространснадзора — Госжелдорнадзор.
Он выдает разрешение:
- на перевозки пассажиров в пригородном и дальнем сообщении;
- перевозки опасных грузов.
При этом для дальнего следования пассажирские перевозки лицензируются по видам поездов: пассажирским, скоростным и скорым.
Лицензионные требования перечислены в п. 4 положения, утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 № 221. Это:
- Соблюдение правил перевозок пассажиров, установленных рядом нормативных актов.
- Наличие собственного или арендованного ж/д подвижного состава и оборудования.
- Создание в структуре организации-заявителя отдела по ликвидации ЧС или заключение соответствующего договора со сторонней организацией.
- Обязательное присутствие в штате организатора перевозок пассажиров, соблюдающего квалификационные требования, ответственного за безопасность движения и эксплуатацию поезда лица, машинистов.
Общие правила выдачи и получения лицензии для ведения перевозок, в т. ч. международных
В этом разделе, подытоживая вышесказанное, расскажем о порядке выдачи и получения лицензии на осуществление перевозок:
- Общие правила оформления разрешения установлены ст. 13, 14 закона № 99-ФЗ.
- Заявитель отправляет в лицензирующий орган заявление с документами, подтверждающими соблюдение лицензионных требований. Они могут быть оформлены на бумажном носителе или в электронном виде.
- Список необходимых документов указан в положении о лицензировании автомобильных перевозок и подобных ему нормативных актах по каждому виду транспорта.
- Лицензирующий орган не вправе требовать документы вне утвержденного списка.
- Документы сдаются по описи, копия которой возвращается заявителю с предварительной отметкой о дате получения заявления.
- В течение 3 дней лицензирующий орган решает, рассматривать полученное заявление или нет.
- Решение о выдаче либо отказе в выдаче лицензии выносится в течение 45 дней со дня получения заявления (п. 1 ст. 14 закона № 99-ФЗ).
- Если лицензирующий орган решил выдать лицензию, то сразу же издается приказ о его выдаче, который вместе с лицензией регистрируется в реестре.
- Лицензия отправляется заявителю в течение 3 рабочих дней после регистрации.
- Выданная лицензия действует бессрочно.
- В период действия лицензии лицензирующий орган проводит документарные, плановые и внеплановые проверки.
- Если в результате проверки обнаруживаются нарушения, перевозчик привлекается к административной ответственности, а действие лицензии приостанавливается.
- Лицензия может быть аннулирована по причине прекращения деятельности лицензиатом либо судом.
Лицензия на автобусные перевозки: прочие услуги специалиста
Обращение в экспертные службы для анализа документов |
от 15 000 |
Помощь в открытии организации |
от 8 000 |
Подготовка документов ООО или ИП к проверкам |
от 16 000 |
Ведение документооборота, направление писем в адрес госорганов |
от 10 000 |
Помощь в добавлении транспорта в реестр |
от 12 000 |
Помощь при исключении транспорта из реестра |
от 15 000 |
Переоформление лицензии на перевозку пассажиров |
от 20 000 |
Защита прав клиента, привлеченного к административной ответственности |
от 16 000 |
Защита прав доверителя, привлеченного к уголовной ответственности |
от 20 000 |
Получение лицензии на перевозку пассажиров: какие лица должны оформлять разрешение на деятельность
Нужно отметить, что оформлять лицензию на перевозку пассажиров необходимо далеко не каждому. К примеру, разрешительные документы можно не оформлять для автобусов государственных структур (пожарная охрана, полиция, скорая медицинская помощь, аварийные службы и др.). К тому же лицензию можно не получать предприятиям и организациям, которые имеют транспортные средства, эксплуатируемые только на собственной территории. В то же самое время разрешение необходимо оформить при следующих условиях:
- Собственником транспортного средства является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель;
- Транспортное средство имеет категорию D, то есть предназначено для перевозки более восьми пассажиров;
- Основное предназначение автобуса – это перевозки пассажиров.
Стоимость услуг по оформлению документов в УГАДН
Наименование услуги |
Москва |
Санкт-Петербург |
Регионы |
---|---|---|---|
Цена на лицензию для перевозки пассажиров | от 15000 р. | от 10000 р. | от 10000 р. |
Внесение в реестр лицензированных автобусов | 5000 р. | от 4000 р. | от 3000 р. |
Отдельная подача на внесение в реестр УГАДН | 5000 р. | от 4000 р. | от 3000 р. |
Поиск специалиста по БДД | от 15000 р. | от 15000 р. | от 15000 р. |
Перечень требований к автобусу, к перевозчику
Лицензирование автобусных перевозок предусматривает некоторые требования к транспорту, водителям и компании-перевозчику.
Водитель должен обладать:
- категорией «Д»;
- российским водительским удостоверением;
- общим водительским стажем от 3х лет с обязательным подтверждением в трудовой книжке.
Компания должна иметь:
- медицинского работника с соответствующим образованием. Как альтернатива, действующий договор с медучреждением, которое будет осуществлять дорейсовые медицинские осмотры водителей;
- штатные технически исправные машины с действующими талонами техосмотра;
- боксы, в которых будет осуществляться технический осмотр и ремонт ТС. Как альтернатива, действующий договор на стороннее обслуживание.
Транспорт должен быть снабжен:
- лицензионной карточкой;
- страховым полисом ОСАГО;
- обязательным страхованием для пассажиров;
- установленной системой ГЛОНАСС, ГЛОНАСС GPS.
Административная ответственность и штрафы
Перевозка пассажиров без лицензии регламентирует Статья 14.1.2. КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии» и Статья 19.10. КоАП РФ «Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)».
Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии — влечет наложение административного штрафа:
- на граждан и должностных лиц – 50 000 рублей;
- на индивидуальных предпринимателей – 100 000 рублей;
- на юридических лиц – 400 000 рублей.
Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии влечет предупреждение или наложение штрафа:
- на граждан в размере от 500 до 1000 руб.;
- на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на ЮЛ — от 170 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Где получают лицензию и что грозит за ее отсутствие
Нужно знать, что лицензия выдается на основании Положения, которое утверждено Постановлением Правительства №280. Срок оформления документа ограничен рамками трех месяцев.
Для получения лицензии нужно обратиться в местный орган Государственного автодорожного надзора России.
Штрафы за неисполнение законодательства о лицензировании, предусмотрены статьей 14.1.2 КоАП.
Нарушение | Штраф |
Нет лицензии | Должностные лица заплатят штраф 50000 рублей, предприниматели — рублей, юридическое лицо – 400000 рублей |
Факт отсутствия лицензии зафиксирован второй раз | В ситуации, когда лицензия отсутствует и этот факт зафиксирован повторно, имеют место все те же штрафы, а также происходит конфискация транспортного средства либо приостановление деятельности в срок до 90 суток |
Требования к потенциальным получателям лицензии
Для всех соискателей, которые желают серьезно заниматься перевозками и возить пассажиров в автобусах, необходимо выполнить определенные требования. Они направлены в первую очередь на то, чтобы соблюсти права пассажиров на комфортную поездку и обезопасить людей в пути. К обязательным требованиям относятся следующие:
- Для того чтобы транспортные средства содержались в исправном техническом состоянии, перевозчику необходимо иметь свою ремонтную базу. Если такой возможности нет, то заключается договор на ремонтное обслуживание транспортных средств с посторонней организацией
- Для работы на автобусе необходимо иметь категорию прав Д. Водители должны не только обладать водительскими удостоверениями с открытой категорией Д, но и обладать хорошим физическим здоровьем. Ведь от состояния водителя зависит жизнь и здоровье пассажиров
- Приказом Минтранса №287 от 28.09.2015 года определено, что водитель должен иметь водительское удостоверение, выданное в России, а также иметь стаж работы по категории Д не меньше года. За этот год не должно иметься никаких взысканий
- Для осуществления перевозок необходимо прохождение медосмотра. Поэтому в штате организации должен присутствовать медик. Если такой возможности нет, то заключается договор на прохождение медосмотров со сторонней организацией. Чаще всего применяется второй метод, поскольку он менее затратный
- Перевозчик должен обеспечить выпуск на маршрут только исправного транспорта с наличием всего необходимого оборудования
Ошибки и вопросы по теме
Вопрос 1
Автобус организации собирает сотрудников по городу, чтобы привезти на работу, а вечером развозит всех обратно. Нужна ли лицензия в этом случае?
Да, нужна. В связи с изменениями, внесенными законодателем, такая деятельность подлежит лицензированию с 1 марта 2023 года.
Вопрос 2
В компании есть автобус, но он никогда не используется по назначению, на нем ездит исключительно водитель. Нужна ли лицензия в этом случае?
Если перевозка пассажиров не производится, то лицензия не нужна. Однако будет очень проблематично доказать, что автобус не используется для перевозки пассажиров.
Ошибка
Автобус организации собирает и подвозит сельских детишек к месту учебы. После наступления 1 марта лицензия оформлена не была. Это является ошибкой. Лицензия не требуется только в том случае, если автобус не ездит по дорогам общего пользования, а курсирует в пределах территории предприятия. Рассмотренный случай не относится к таким перевозкам. Перевозки детей школьным автобусом в обязательном порядке подлежат лицензированию.
Как видим, чтобы заниматься перевозками пассажиров, необходимо очень ответственно и серьезно подойти к этому делу. Лицензия на перевозку более чем 8 пассажиров выдается при выполнении определенных условий. Также следует учитывать, что практически для всех пассажирских перевозок на данный момент требуется лицензия. Исключение составляют лишь транспорт государственных органов и транспорт очень крупных предприятий, который курсирует только на территории компании. Оформление лицензии занимает достаточно продолжительное время, проверка документов длится до 45 дней. Лицензирование деятельности перевозчиков направлено на наведение порядка в этой сфере.
Как получить разрешение на такси
В этой статье мы разберемся только с выдачей разрешения на обычное такси. Это очень популярный вид деятельности, который позволяет без особых затрат сразу зарабатывать дополнительные деньги.
Сейчас рынок автоперевозок по индивидуальным заказам плотно занят так называемыми агрегаторами: Яндекс.Такси, Uber, Ситимобил, Gett и другие. Это не таксомоторные компании, а своего рода посредники между конкретным перевозчиком и пассажиром.
Популярность агрегаторы завоевали за счет того, что могут сразу передать заказ тому автомобилю, который находится ближе всего к клиенту. Пассажирам нравится быстрая подача транспорта, возможность сделать и отслеживать заказ через приложение, сравнительно низкие цены.
Но несмотря на жесткую конкуренцию со стороны агрегаторов, независимые таксисты по-прежнему востребованы, особенно в небольших населенных пунктах, которые гигантам этого рынка неинтересны.
Что касается нелегальных перевозок, то их доля уже невелика. И дело не только в штрафах и контроле со стороны государства. Сами пассажиры не хотят рисковать и заказывать поездку у нелегального водителя. Ведь в результате можно не только потерять деньги, но и оказаться в криминальной истории.
Что является пассажирской перевозкой?
В законодательстве существует четкое определение, характеризующее пассажирские перевозки. Они представляют собой перемещение людей в специально организованном порядке при помощи автотранспортных средств. Перевозки осуществляются на определенное расстояние. Транспортным средством, которое при этом используется, может быть такси, автобус, самолет, поезд, теплоход и т.д. Пассажиром же при этом выступает любой человек, который дал согласие на перевозку. При этом данное лицо не должно являться членом экипажа.
Перемещения подразумевают несколько вариантов:
- автомобильные;
- речные или морские;
- железнодорожные;
- авиаперевозки.
Наиболее распространенным типом считается автомобильная перевозка. Пассажиров каждый день перемещают на самые разные расстояния на автомобилях, автобусах, микроавтобусах. Миллионы человек ежедневно используют автомобильный транспорт. Его доступность, удобство и относительная дешевизна привлекают массу людей.
Зачем нужна лицензия?
Лицензия, независимо от того, на какой вид деятельности она выдается, обладает юридической силой и обязательна для оформления согласно законодательству, когда речь идет о предоставлении услуг по транспортировке пассажиров. Законодательством РФ определен перечень сфер деятельности предпринимателей, в которых без наличия лицензии деятельность компании признается противозаконной.
Лицензия выдается предприятию после официальной регистрации ИП или ООО. Важно помнить, что прежде чем регистрировать компанию, предпринимателю рекомендуется выяснить, требуется ли для данной сферы деятельности оформлять лицензию, чтобы начать готовить необходимые документы заблаговременно.