Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Скандал на ОГЭ: школьникам Дагестана оказывали помощь». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если ваша цель – это качественное филологическое образование и учебный план школы однозначно предполагает изучение двух языков с 5-го класса, то главной задачей родителей будет выбор языка, который детям предстоит изучать с 5 класса.
Плюсы и минусы изучения второго иностранного
Многие родители и школьники не понимают, зачем изучать второй иностранный в школе. Но владение несколькими языками имеет ряд преимуществ:
✅ Повышение конкурентоспособности. Школьник, освоивший два и более иностранных языка, больше ценится на рынке труда.
✅ Развитие мозга. Изучение иностранных языков положительно влияет на общее умение мыслить и эрудицию.
✅ Расширение кругозора. При изучении иностранного языка ребёнок взаимодействует с чужой культурой, открывает для себя новые традиции и обычаи.
Кажется, что чем больше языков учишь, тем круче. Но у подхода есть и возможные минусы:
❌ Путаница в голове. Если по первому иностранному ещё не сформировалась качественная база, ребёнок может запутаться в грамматических правилах, лексическом запасе или фонетических особенностях.
❌ Чрезмерная нагрузка. В традиционной школе ребёнок чаще всего перегружен учёбой, и лишние часы изучения второго иностранного не всегда эффективны. Важно трезво оценивать ресурсы школьника на освоение ещё одного языка.
Чтобы дети могли изучать иностранную культуру без спешки и перегруженности, мы ввели курсы страноведения в 6–9 классах домашней школы «Фоксфорда». На занятиях учащиеся знакомятся с азами одного из мировых языков, культурой и историей стран-носительниц, особенностями быта и государственного устройства. Такое контекстное погружение в язык не вызывает страха и отторжения. При этом дети незаметно для себя осваивают минимальный лексический набор и азы грамматики и фонетики.
Ирина Фомичева
Стоимость выпускного: исследование Авито
Сервис Авито подсчитал расходы на выпускной исходя из того, насколько увеличился спрос на товары и услуги на платформе в мае.
Оказалось, что в тренде у девушек были не только платья, но и брючные костюмы. Средняя стоимость первых — 4 200 рублей, вторых — 2 200 рублей. Иногда девушки предпочитали наряды на заказ, стоимость пошива — составила 5 000 рублей.
Дополнительные траты — это:
- украшения — 430 рублей;
- обувь — 2 000 рублей;
- макияж — 2 500 рублей;
- прическа — 2 000 рублей.
Изменения в учебном процессе
У всех школьников с первого сентября в расписании появились «Разговоры о важном». Это обязательное внеурочное занятие, которое каждый понедельник проводит классный руководитель. Цель проекта — воспитание в учениках ценностного отношения к своей Родине, населяющим её народам, её истории, природе и культуре. Тематика занятий на первую четверть учебного года выглядела так:
- 5 сентября — День знаний.
- 12 сентября — Наша страна – Россия.
- 19 сентября — 165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского.
- 26 сентября — День пожилого человека.
- 3 октября — День учителя.
- 10 октября — День отца.
- 17 октября — День музыки.
- 24 октября — Традиционные семейные ценности.
- 31 октября — День народного единства.
«Разговоры о важном» проходят в форме диалога между учителем и учениками. Программа уроков включает игры, интерактивные задания, работу с дополнительными материалами. В конце каждого занятия педагоги собирают обратную связь — дети могут высказаться о том, что их заинтересовало, задавать свои вопросы по теме.
По рекомендациям предыдущего ФГОС, во многих общеобразовательных школах ученики 5-9 классов должны были изучать второй иностранный язык. Но в большинстве случаев школы сталкивались с нехваткой педагогических кадров и / или учебных часов в расписании.
С нового учебного года второй иностранный появился в расписании лишь специализированных школ с углубленным изучением иностранных языков, либо в школах с профильным делением классов. Ещё в 2017 году Ольга Васильева, которая на тот момент была министром образования РФ, высказывалась против второго иностранного языка в непрофильных школах:
«Не можем мы сейчас позволить себе во всех школах два языка, не выучим мы их! Нам нужно хорошо знать русский язык, который мы знаем не очень хорошо».
Кроме того, новый стандарт исключил из перечня обязательных предметов:
- астрономию;
- экономику;
- право;
- естествознание;
- Россию в мире;
- экологию.
Предметы в 5-9 классах
Переход в 5 класс — важный момент в жизни каждого школьника. Пятиклассники — уже не малыши, а учащиеся средней школы. Больше предметов, больше учителей, больше ответственности, больше учебной нагрузки. На смену окружающему миру, например, приходят биология, география, история, ОБЖ.
В средней школе в учебном плане могут быть следующие предметы:
- русский язык;
- родной язык;
- литература;
- родная литература;
- иностранный язык;
- второй иностранный язык (в профильной школе или классе);
- история;
- обществознание;
- география;
- математика, деление на алгебру и геометрию сохраняется с 7 класса, но оценка ставится одна — за курс математики;
- информатика;
- основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР);
- физика (с 7 класса);
- биология;
- химия (с 8 класса);
- физическая культура;
- основы безопасности жизнедеятельности;
- изобразительное искусство;
- музыка;
- технология;
- черчение.
Второй иностранный язык перестанет быть обязательным в ФГОС
В новых федеральных государственных стандартах второй иностранный язык перестанет быть обязательным для изучения, заявил статс-секретарь, замминистра просвещения России Павел Зенькович.
«Возвращаясь к некоторым элементам снятия нагрузки мы, например, постарались ответить на критику по поводу второго иностранного языка. В этом проекте (ФГОС — ред.), как вы видите, второй язык является не обязательным, а рекомендованным. Это дает возможность вводить его там, где действительно образовательная организация к этому готова, чтобы такие вещи не превращались в профанацию», — сказал Зенькович, выступая в Общественной палате РФ.
«Мы знаем прекрасно, что во многих школах нет такой возможности. Они вводят этот второй язык, он становится формальным, преподается один-два часа в неделю, в итоге это приводит к лишней нагрузке на детей, эффекта никакого», — добавил замминистра.
Второй иностранный язык в школе. Когда ждать?
Карл I Великий: «Владеть вторым языком, значит владеть второй душой»
Также, три года назад, когда Министерство образования расширило практику изучения иностранных языков, большинство элитных гимназий и лицеев с радостью подхватило эту инициативу. Однако тогда «решение о языках» носило исключительно рекомендательный характер и оставляло право выбора за каждым учебным заведением.
Стоит учитывать, что добавить ни с того ни с сего занятия в расписания учащихся нельзя. Существуют нормы загруженности учеников (23 учебных часа в неделю при пятидневке/26 часов в неделю при шестидневном обучении), и втиснуть предмет в расписание, не нарушив их или не «пожертвовав» другим предметом, невозможно. Если же мы говорим о классах с ориентированностью на определенный предмет, то подобная потеря профильного предмета ведёт к уничтожению сути углублённого изучения.
Ещё одной проблемой в данном вопросе стала очевидная нехватка преподавателей. Не во всех школах есть учителя английского языка с должной квалификацией, а уж преподавателей других иностранных языков найти ещё сложнее. В данном случае туго придётся небольшим городам. Ведь если внедрение второго языка «пройдёт» по всем учебным учреждениям, то новшество затронет все «города и веси».
Письмо Министерства просвещения РФ от 31 августа 2021 г. № 03-1420 “Об изучении учебного предмета «Второй иностранный язык»
В связи с поступающими в адрес Минпросвещения России обращениями по вопросу об изучении учебного предмета «Второй иностранный язык» на уровне основного общего образования Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России (далее — Департамент) разъясняет.
В настоящее время Минпросвещения России подготовлен обновленный федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 287) (далее — обновленный ФГОС ООО). Согласно указанному документу в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный предмет «Второй иностранный язык» может быть включен в учебный план основного общего образования (далее — учебный план) по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
При этом учебный предмет «Второй иностранный язык» в случае поступления соответствующих заявлений от родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся включается в учебный план только при наличии в образовательной организации, реализующей программу основного общего образования (далее — образовательная организация), необходимых кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий.
При наличии в образовательной организации необходимых условий выбор второго иностранного языка родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся осуществляется из перечня, предлагаемого образовательной организацией.
Департамент информирует, что прием на обучение по программам основного общего образования (в 5 класс) в соответствии с обновленным ФГОС ООО начнется с 1 сентября 2022 г. во всех образовательных организациях.
В то же время образовательная организация имеет право принять решение об обучении несовершеннолетних обучающихся 5-9 классов в соответствии с обновленным ФГОС ООО с 1 сентября 2021 г. с согласия их родителей (законных представителей). Данное решение принимается образовательной организацией с учетом возможности создания в образовательной организации условий реализации программы основного общего образования, установленных обновленным ФГОС ООО.
Вместе с тем Департамент обращает внимание, что согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (далее — ФГОС ООО 2010), формирование учебного плана осуществляется с учетом обязательного изучения учебного предмета «Второй иностранный язык».
Таким образом, для обучающихся, осваивающих образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО 2010, изучение учебного предмета «Второй иностранный язык» является обязательным.
Дополнительно Департамент информирует, что согласно статье 34 Федерального закона обучающимся предоставляется право на зачет образовательной организацией результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дополнительных образовательных программ в других образовательных организациях в порядке, утвержденном приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 30 июля 2020 г. N 845/369.
Порядком установлено, что зачет осуществляется по заявлению обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося на основании справки об обучении или о периоде обучения, подтверждающей результаты пройденного обучения.
Зачет осуществляется посредством сопоставления планируемых результатов по соответствующей части (учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практике) образовательной программы, которую осваивает обучающийся, и результатов пройденного обучения, определенных освоенной ранее обучающимся образовательной программой (ее частью).
Директор Департамента |
Е.Е. Семченко |
Главными противниками нововведений являются родители учащихся. Они опасаются того, что дополнительная дисциплина увеличит нагрузку, соответственно, изучение не будет эффективным. Минобразования успокоило родителей тем, что обучение иностранным языкам будет происходить поэтапно: английский – с 1 класса, а испанский, французский, немецкий или китайский – с 5 класса, причем в неделю будет всего два урока. Дополнительный предмет требуется освоить лишь на базовом уровне. Это означает следующее:
- важно освоить основные правила речи и грамматические нормы;
- необходимо приобщиться к культурным ценностям и традициям страны;
- ученики должны уметь излагать свои мысли как устно, так и письменно, а также находить нужную информацию в иностранных масс медиа.
Мой опыт изучения второго языка
Я начала учить английский в двадцать семь лет – съездила в Турцию и поняла, что неловко как-то не знать иностранных языков. Да, было сложно, я работала, да еще и новые отношения завязались практически одновременно с началом курсов английского, но у меня была мотивация, и за полтора года я освоила его настолько, чтобы и в интернете ориентироваться, и ребенку помогать с уроками.
Считаю, что и наши дети подрастут и сами решат, что им нужно, и второй иностранный никогда не поздно учить, особенно если в нем есть потребность. Но это должны быть осознанные усилия, должно быть понимание, зачем ты это делаешь, тогда он и даваться будет проще и не получится так, что потратишь на его изучение много лет, получишь оценку на зачете или экзамене и тут же забудешь на всю жизнь, как страшный сон.
А школы, если уж так хотят сделать для детей хорошо, могли бы давать возможность бесплатно заниматься иностранным факультативом. Кто захотел – тот пошел. Все-таки к иностранным языкам должна быть склонность, чтобы учить их не по одному, да еще одновременно. Много вы таких людей знаете, которые владеют несколькими языками?
Когда лучше начинать учить английский ребенку
Многие родители задаются вопросом, с какого класса начинать знакомство с языками. Опытные педагоги советуют открыть мир английского для ребенка как можно раньше. Многочисленные исследования из года в год доказывают, что даже совсем маленькие дети уже готовы к такой нагрузке. Может казаться, что малыши совсем ничего не понимают. Но это не так.
Дети, которым 3-4 года, вполне могут успешно осваивать иностранные слова и разговорную речь. Очень многое они способны запоминать уже с года – особенно интонацию и произношение. Вникая в новый язык, ребенок будет быстро погружаться в него, все больше и больше запоминая важную информацию.
Конечно, если стоит цель заинтересовать малыша новым занятием, то не стоит его сильно нагружать. Обучение должно проходить постепенно. Но важнее всего – проводить занятия в игровой форме. Все без исключения дети в 3-4 года способны обучаться лишь через игру. Поэтому не стоит сразу же начинать учить алфавит, слова, выражения. Нужно начать с интересного и простого, чтобы увлечь ребенка. Это могут быть веселые песни, стихотворения, мультфильмы, мультимедийные игры, яркие карточки и книги.
Занятия будут проходить более продуктивно в группе по 4-5 человек. Такой формат сделает их увлекательными, подвижными и запоминающимися. Родители тоже могут организовать урок самостоятельно в домашних условиях. Отлично подойдут занятия в виде игры – это позволит запомнить новые слова и сразу применить их. В ход могут пойти и покупные наборы. В магазинах представлено огромное количество интересных игр для изучения английского языка.
Иностранные языки и другие предметы
Одной из основных причин недостаточного уровня знаний является гораздо меньшее количество часов обязательного иностранного языка, введенного в течение учебного года в школах РФ. К сожалению, общий объем обучения иностранному языку составляет всего 5-10% времени, проведенного в школе. В I-III классах уроки иностранного языка (обычно уроки английского) проводятся два раза в неделю, для сравнения — столько же преподают религию. В классах IV-VIII иностранный язык преподается три часа в неделю. Изучение второго иностранного языка (чаще всего это введение в изучение немецкого языка) обычно начинается в седьмом классе по два часа в неделю.
Гибкое распределение учебного времени — система, благодаря которой школы могут сами решать, сколько времени посвятить обязательным предметам из учебного плана. Основные учебные программы, разработанные на центральном уровне, определяют, какие предметы следует преподавать, без указания количества часов с разбивкой по предметам.
Предметы для пятиклассников
Самые ощутимые изменения в школьной жизни и составе предметов ждут ребенка при переходе из четвертого класса в пятый. Остановимся подробнее на том, какие школьные предметы преподают в 5 классе:
- русский язык, родной язык;
- иностранный язык;
- литература, родная литература;
- информатика;
- история Древнего мира;
- математика;
- обществознание;
- музыка;
- основы духовно-нравственной культуры народов России;
- основы религиозных культур и светской этики;
- технология (труд);
- основы безопасности жизнедеятельности;
- окружающий мир;
- география;
- ИЗО (рисование);
- физическая культура.
Федеральные государственные общеобразовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
ФГОС требует ввести изучение второго иностранного языка в 5-9-х классах, в начальных и старших не нужно. Вводить изучение второго иняза на старшие класса нецелесообразно, из-за нехватки времени и из-за трудности усвоения всего материала в целом.
Согласно Федерального Закона № 273 от 29.12.2012 ст.28 ч.1, школа свободна в выборе иностранного языка. Для выбора языка, необходимо только создать условия и иметь в штате учителя выбранного языка. Оптимальными являются немецкий, французский, испанский и итальянский языки, так как учебники по ним есть в Федеральном перечне. Так же школа может учитывать мнение родителей, но имеет право и отказать в их выборе.
Каждый регион страны может самостоятельно решать, в какие классы и в каких объемах вводить дополнительный иностранный язык для его изучения школьниками.
А вот по мнению Министра образования, мы не можем позволить вводить в образовательные учреждение изучение двух иностранных языков, так как в полном объеме дети их выучить не смогут, им необходимо хорошо знать родной русский язык, который к сожалению, мы знаем не очень хорошо. Конечно же, такое заявление вызвало массу вопросов об отмене второго иностранного языка в школьных программах уже к 2020 году.
Нормативная база о внедрении второго иняза в школах с 2019-2020 года, конкретно не ясна. Сегодня подписанных официальных документов или окончательных законов еще не существует, также, как и установления конкретного языка.
Наиболее правдивой является перспектива предоставление школой право вводить или нет для своих школьников второй иностранный язык. Кто должен принимать такие решения? Родители или администрация учебного заведения? На эти вопросы еще предстоит найти решения и ответы. Хочется сказать, что паниковать пока еще рано, необходимо немного подождать, и тогда нам все станет предельно ясно.