Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «II. практика организации и ведения Индивидуального (Персонифицированного) учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отличительной чертой негосударственного пенсионного обеспечения (далее — НПО) от государственного страхования является тот факт, что для заключения договора НПО человеку необязательно иметь трудовой стаж.
Кто является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд России
Все застрахованные лица подразделяются на:
-
людей, которые страхуют себя и выплачивают взносы самостоятельно;
-
людей, работающих на основе договора, который был заключен с лицом.
Плательщиком обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд России являются лица, которые
-
работают на основании заключенного трудового договора;
-
работают на основе гражданско-правового договора или авторского договора;
-
не работают, но поставлены на учет в Службе занятости.
В соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для государственного пенсионного страхования Ст 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (с изм. и доп. от 04.11.2014) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»// «СЗ РФ» 01.04.1996 г, № 14, ст. 1401.
Цели индивидуального (персонифицированного) учета:
— создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
— обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе) каждого, определяющих размер пенсии при ее назначении;
— создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначении пенсии на основе страхового стажа застрахованного лица и их страховых взносов;
— развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
— создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;
— информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату пенсий, определение тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся государственного пенсионного обеспечения;
— упрощение порядка и ускорение процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам.
К основным функциям персонифицированного учета ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» ст. 4, Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (с изм. и доп. от 04.11.2014) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»// «СЗ РФ» 01.04.1996 г, № 14, ст. 1401 относит:
а) регистрацию застрахованных лиц;
б) сбор сведений о страховом стаже, заработной плате и доходе, начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах за застрахованных лиц за период работы после регистрации и внесение их в лицевые счета;
в) сбор сведений о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, и внесение их в лицевые счета;
г) информационное обеспечение процесса установления и корректировки размера трудовых пенсий.
Для реализации задач, поставленных перед отделом персонифицированного учета, ежегодно страхователь подает в территориальный орган ПФР индивидуальные сведения о страховом стаже и страховых взносах, начисленных и уплаченных за каждое застрахованное лицо. Территориальное отделение ПФ РФ разносит эти сведения в индивидуальные лицевые счета и информирует о их состоянии застрахованных лиц. В случае нарушения установленных сроков представления сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета, к таким страхователям применяются финансовые санкции.
Индивидуальный (персонифицированный) учет страховых взносов занятого населения призван содействовать решению ряда принципиальных проблем.
Во-первых, он должен привести механизмы государственной пенсионной системы в соответствие с развивающимися рыночными отношениями.
Во-вторых, без такого учета страховых взносов невозможно развить государственное пенсионное страхование в направление установления зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых взносов. Именно такая зависимость должна положительно сказаться на бюджете государственной пенсионной системы, поскольку она создает заинтересованность в своевременной и полной уплате страховых взносов.
В-третьих, персонифицированный учет создает возможность для более точного прогнозирования изменения численности занятого населения и пенсионеров в стране как в целом, так и по отдельным профессиям и, как следствие, более точной оценке необходимых расходов на выплату пенсий, дополнив его контролем со стороны работников. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. — М.: Издательство БЕК, 2011
Как показывает мировая практика, персонифицированный учет застрахованных граждан имеет все возможности для обеспечения достоверности данных об уплате налога (взноса) и структуре трудового стажа работников, так как информация, включаемая в индивидуальные лицевые счета, проходит как минимум пять проверок, прежде чем попадает в информационную базу данных (две из них проводят сами застрахованные лица, а три — органы Пенсионного фонда).
1.2 Основные принципы индивидуального (персонифицированного) учета в условиях переходного периода
Индивидуальный учет строится на следующих принципах:
— единства и федерального характера государственного пенсионного страхования в Российской Федерации;
— всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и учета сведений о застрахованных лицах;
— доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, в обязанности которого входит осуществление индивидуального (персонифицированного) учета;
— использования сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, исключительно для целей пенсионного обеспечения;
— соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов в органы Пенсионного Фонда Российской Федерации;
— осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации. «Пенсионная реформа в Российской Федерации» // Под редакцией М.Ю. Зурабова. — М.: Издание Пенсионного фонда Российской Федерации, 2013
Персонифицированный учет застрахованных граждан позволяет привести государственную систему в соответствие с развивающимися рыночными отношениями.
Факт внедрения персонифицированного учета в практику деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации означает решительный сдвиг в модели пенсионной системы, во всяком случае в ее финансовой части.
С началом полномасштабного использования сведений персонифицированного учета при формировании расходной и доходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации каждый трудоспособный гражданин будет рассматриваться как конкретный источник финансовых ресурсов для собственного обеспечения при наступлении старости, а исчисление размера трудовой пенсии будет производиться не с помощью усредненных бюджетных показателей, а в целом по всему работающему населению.
Также появляется возможность развивать государственное пенсионное страхование в направлении установления реальной зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных налогов (взносов). Такая зависимость должна положительно повлиять на бюджет государственной пенсионной системы, поскольку она создает заинтересованность в своевременной и полной уплате страховых взносов.
Индивидуальный учет финансовых поступлений каждого застрахованного гражданина должен использоваться в качестве составной части механизма решения проблемы экономического обоснования уровня дифференциации размера трудовой пенсии, что приведет к ее увеличению работникам тех отраслей, которые имеют более высокие заработки, но не получают адекватные им пенсии (гражданская авиация, топливно-энергетический комплекс и др.). Одновременно с этим возникают экономические предпосылки для корректировки порядка перерасчета размера пенсии с учетом инфляционного роста стоимости жизни исходя из конкретных особенностей уплаты налога (взноса) каждым гражданином за весь период трудовой деятельности Соловьев А.К. «Финансовая система государственного пенсионного страхования в России» — М., издательство «Приор», 2012 г .
Суть пенсионного страхования
Начиная с 2002 года, в РФ действует система Обязательного Пенсионного страхования (ОПС), основой которой служат страховые принципы, применяемые в большинстве цивилизованных стран Европы и Запада. Согласно системе ОПС, основой пенсии гражданина служат взносы, отчисляемые работодателем. Сбором и организацией сведений о произведенных отчислениях занимается персонифицированный учет в ПФР.
Понятие «система обязательного пенсионного страхования» (ОПС) раскрыто в ст.3 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 года. Под данным термином подразумевается выполнение ряда действий правового характера, необходимых для компенсирования доходов застрахованных лиц, получаемых ними до момента утраты трудоспособности.
Основной задачей системы обязательного пенсионного обеспечения является своевременное назначение выплат гражданам, которые в силу определенных обстоятельств утратили возможность зарабатывать на жизнь самостоятельно. Благодаря функционированию системы застрахованные лица имеют возможность получать средства, необходимые для покрытия текущих расходов, при достижении установленного законом возрастного порога или в иных случаях, предусмотренных соответствующими актами правотворчества (смерть кормильца, инвалидность и прочее).
Персонифицированный учет в ПФР — это систематизирование и ведение учета данных обо всех работающих и неработающих лицах, подлежащих страхованию в ПФР. Система учета подчиняется положениям, описанным в Федеральном законе от 1996 года N 27-ФЗ «О персонифицированном учете в системе ОПС».
Внимание! СНИЛС уникален — он может принадлежать только одному человеку. Для получения большинства государственных и муниципальных услуг идентификатором служит именно эта зеленая карточка, а не паспорт или иной документ.
На протяжении всей жизни застрахованных в системе ОПС лиц персонифицированный учет в ПФР накапливает данные, необходимые для расчета и выплаты его будущего пенсионного пособия:
- места трудовой деятельности;
- периоды деятельности;
- суммы взносов, перечисленные работодателями;
- накопленные страховые баллы и пр.
Как производится учет сведений о застрахованных лицах?
Чтобы пользоваться системой персонифицированного учета, гражданин должен пройти процедуру регистрации в системе индивидуального формирования будущей пенсии в Пенсионном фонде Российской Федерации.
В этом случае будет зафиксирован весь срок трудовой деятельности застрахованного лица, а также данные, необходимые для формирования денежных выплат: стаж, все периоды и места работы, независимо от того сколько их было, а также суммы взносов, перечисляемых работодателем. Данная информация является строго конфиденциальной.
Для непосредственного существования системы учета работодатели должны предоставляться сведения о своих работниках (работающих по трудовым договорам или договорам подряда) в ПФР, которые в обязательном порядке должны содержать:
- ФИО, дата рождения, место проживания работника;
- должность, место работы, дата приема и увольнения сотрудника;
- периоды административных отпусков, временной нетрудоспособности, отпусков без сохранения заработной платы, прохождения курсов повышения квалификации;
- сумма страховых взносов, начисленных работодателем;
- страховой номер.
На основании этих данных сотрудниками ПФР проводится анализ трудовой деятельности работника, необходимого для начисления пенсионных выплат.
Цели персонифицированного учета
Под целями персонифицированного учета понимается:
-
Создание всех необходимые условий, позволяющих назначить застрахованному лицу будущую пенсию, исходя из итогов трудовой деятельности;
-
Обеспечение достоверности предоставляемой информации о стаже и заработной плате (доходе), которые являются основной информацией для назначения величины трудовой пенсии;
-
Создание и постоянное ведение информационной базы данных для того, чтобы назначать пенсию, учитывая итоговый трудовой стаж застрахованного лица, а также основываясь на вносимые страховые суммы;
-
Контролирование уплаты страховых вносов застрахованными лицами;
-
Упрощение порядка и ускорение процесса назначений трудовой пенсии застрахованным лицам.
Именно для этих важных целей и ведется в Пенсионном Фонде России персонифицированный учет.
Проблемы пенсионной системы
В числе основных проблем пенсионной системы выделяют невысокий уровень пенсионного обеспечения в стране, хотя индексация пенсий и повышение их размера происходит регулярно. Но это увеличение не может покрыть рост инфляции. По мнению многих экспертов, гигантская доля теневой экономики является также причиной недополучения страховых взносов в бюджет.
То, что молодые семьи не торопятся обзавестись детьми отчасти из-за финансовой нестабильности, обуславливает невысокий уровень рождаемости. Это, в свою очередь, приводит к старению населения в общем, увеличению числа пенсионеров. Такое положение отражается на пенсионной системе и ведет к дефициту бюджета ПФ.
Чтобы устранить это, правительство пошло на такую непопулярную меру, как повышение пенсионного возраста. Более длительная трудовая деятельность, которая позволит увеличить объем перечислений в ПФ, могла бы отчасти быть решением проблемы. Но при этом следует учесть сокращающуюся продолжительность жизни, низкий уровень медицинского обслуживания.
Важной проблемой является то, что не все категории занятых граждан уплачивают взносы. Возможно, в целях сокращения дефицита ПФ РФ имеет смысл включить в систему ОПС и служащих силовых структур.
Понятие персонифицированного учета
На всех работодателей с некоторого времени стала возлагаться обязанность предоставлять данные в Пенсионный фонд (ПФР) о стаже и начисленных (уплаченных) суммах взносов в отношении каждого работника. Данные подлежат учету на индивидуальном лицевом счете, открываемом для каждого физлица. С введением в действие закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее — закон № 27-ФЗ) определились основные правила, касающиеся учета сведений граждан относительно пенсионных накоплений.
Изначально действие нового законодательного акта охватывало лишь некоторые территории субъектов страны, но с 01.01.1997 началось его повсеместное использование. Ст. 1 закона № 27-ФЗ определяет персонифицированный учет как систему ведения и сбора информации по каждому в отдельности застрахованному лицу для возможности будущего пенсионного обеспечения.
У любого застрахованного лица, по которому производятся отчисления в ПФР, имеется собственный лицевой счет с присвоением уникального номера страхования. В случае если вновь принятый работник не зарегистрирован в Пенсионном фонде, работодатель обязан предоставить анкету по нему в территориальное отделение ПФР, на основании которой открывается лицевой счет и выдается свидетельство с уникальным страховым номером индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
Об отмене СНИЛС читайте здесь.
Если у сотрудника нет СНИЛС, то у работодателя возникнут сложности со сдачей на такого работника ежемесячного отчета СЗВ-М.
Наши рекомендации по этому поводу — в данной статье.
Также всю процедуру по оформлению индивидуального страхового номера любой гражданин вправе произвести самостоятельно. Получение СНИЛС на ребенка до 14 лет осуществляется его родителями.
СНИЛС — это страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.
Индивидуальный лицевой счет по 27-ФЗ об индивидуальном персонифицированном учете содержит три части: общую, специальную, профессиональную.
В первой части указываются сведения о страховом номере, ФИО, дате и месте рождения, адресе регистрации, паспортных данных, гражданстве, периодах, которые включаются в страховой стаж, зарплате/доходах, а также все данные о страховых взносах, которые начислены и уплачены работодателем или самостоятельно гражданином.
Во втором разделе, который называется специальным, отображается вся информация о накопительной части пенсии: выбранной гражданином управляющей компании, наследниках пенсионных накоплений и др.
В профессиональной части отображены страховые взносы на застрахованное лицо, имеющее право на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение (НПО), стаж, инвестиционный доход.
Номер индивидуального счета можно узнать в страховом свидетельстве (зеленой карточке), выданном Пенсионным фондом. При этом оформить, сделать дубликат или внести изменения в СНИЛС возможно у работодателя либо лично в ПФ.
Формы персонифицированного учета
Индивидуальный (персонифицированный) учет — это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с действующим законодательством (ст. 1 Федерального закона N 27-ФЗ ).
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Согласно пп. 1 п. 9 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ сведения о каждом работающем в учреждении застрахованном лице должны представляться в территориальный орган ПФР не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Напомним, что отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (ст. 10 Федерального закона N 212-ФЗ).
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
До внесения изменений в Постановление Правления ПФР N 192п учреждения должны были представлять в ПФР сведения для персонифицированного учета по формам:
- СЗВ-6-1 «Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица»;
- СЗВ-6-2 «Реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц». После внесения изменений Постановлением Правления ПФР N 59п данная форма должна формироваться не более чем на 200 застрахованных лиц (ранее — на 32 000 застрахованных лиц);
- АДВ-6-3 «Опись документов о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц, передаваемых страхователем в ПФР»;
- АДВ-6-2 «Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР».
Отметим: форма АДВ-6-2 Постановлением Правления ПФР N 59п утверждена в новой редакции. В прежней редакции формы в исходных сведениях требовалось указывать начисленные и уплаченные суммы страховых взносов, а для корректирующих (отменяющих) сведений такого разделения не было. Согласно новой редакции в корректирующих сведениях также следует расшифровывать начисленные и уплаченные суммы страховых взносов.
К перечисленным формам персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования Постановлением Правления ПФР N 59п добавлены три новые формы:
- СЗВ-6-3 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов — страхователями в пользу физического лица»;
- АДВ-6-4 «Опись документов сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов — страхователями в пользу физического лица»;
- АДВ-8-1 «Актуализация индивидуального лицевого счета застрахованного лица».
Причем первые две формы формируются страхователями, а последняя — территориальным органом ПФР.
Цели персонифицированного учета
Под целями персонифицированного учета понимается:
-
Создание всех необходимые условий, позволяющих назначить застрахованному лицу будущую пенсию, исходя из итогов трудовой деятельности;
-
Обеспечение достоверности предоставляемой информации о стаже и заработной плате (доходе), которые являются основной информацией для назначения величины трудовой пенсии;
-
Создание и постоянное ведение информационной базы данных для того, чтобы назначать пенсию, учитывая итоговый трудовой стаж застрахованного лица, а также основываясь на вносимые страховые суммы;
-
Контролирование уплаты страховых вносов застрахованными лицами;
-
Упрощение порядка и ускорение процесса назначений трудовой пенсии застрахованным лицам.
Именно для этих важных целей и ведется в Пенсионном Фонде России персонифицированный учет.
При этом каждому застрахованному лицу открывается индивидуальный лицевой счет. Счет необходим для учета страховых взносов, которые поступают за сотрудника организации от работодателя.
Отметим, что кроме работодателя, такие взносы может делать само застрахованное лицо. Данный счет ведется обычно в информационной базе данных.
СНИЛС — это страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.
Индивидуальный лицевой счет по 27-ФЗ об индивидуальном персонифицированном учете содержит три части: общую, специальную, профессиональную.
В первой части указываются сведения о страховом номере, ФИО, дате и месте рождения, адресе регистрации, паспортных данных, гражданстве, периодах, которые включаются в страховой стаж, зарплате/доходах, а также все данные о страховых взносах, которые начислены и уплачены работодателем или самостоятельно гражданином.
Во втором разделе, который называется специальным, отображается вся информация о накопительной части пенсии: выбранной гражданином управляющей компании, наследниках пенсионных накоплений и др.
В профессиональной части отображены страховые взносы на застрахованное лицо, имеющее право на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение (НПО), стаж, инвестиционный доход.
Номер индивидуального счета можно узнать в страховом свидетельстве (зеленой карточке), выданном Пенсионным фондом. При этом оформить, сделать дубликат или внести изменения в СНИЛС возможно у работодателя либо лично в ПФ.
Что такое персонифицированный учет
Появление данного термина неразрывно связано с решением Правительства РФ от 1998 года создать единую регистрационную базу, предназначенную для сбора, хранения и обработки сведений о страхователях и застрахованных лицах, в частности, тех данных, которые касаются их стажа работы и величины перечисляемых взносов. Более того, постановке на учет в системе подлежат не только официально трудоустроенные лица, но и безработные.
Согласно нормам пенсионного законодательства последние вправе получать социальное пособие на покрытие минимальных расходов, размер выплат устанавливается в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. Реализация учетных действий осуществляется согласно предписаниям ФЗ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», датируемого 01.04.1996 годом.
Скачать для просмотра и печати:
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”
Индивидуальный лицевой счет
В статье №6 ФЗ №27 от 01.04.1996, которая описывает особенности порядка формирования индивидуального лицевого счета (ИЛС), также произошли изменения:
- ПФР заводит ИЛС (с постоянным страховым номером) на каждого гражданина РФ, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ. Счет заводится по заявлению гражданина, поданного в ПФР лично или через МФЦ или за счет информации, поступающей в ПФР из МФЦ и других организаций, которые предоставляют муниципальные и государственные услуги.
- МФЦ может направить заявление на получение ИЛС в электронной форме через сеть интернет.
- В состав ИЛС входят общий, специальный и профессиональный разделы.
- В специальную часть ИЛС включается информация о правопреемниках застрахованного.
- Сведения в ИЛС автоматически обновляются в результате получения информации от организаций, оказывающих муниципальные и государственные услуги. Данные об актах гражданского состояния ПФР получает из ЕГРЗАГС.
- ИЛС сохраняется в ПФР в течение всей жизни застрахованного, а после его смерти в течение шести лет (подписанные ЭЦП – 75 лет).
Предоставление информации
В соответствии с нововведениями из ФЗ №48 от 01.04.2019 застрахованный при устройстве на работу должен предоставить страхователю (работодателю) документ, который подтверждает его регистрацию в СИПУ, на бумажном носителе или в электронном варианте (третий пункт статьи №9 ФЗ №27 от 01.04.1996).
Организации, предоставляющие муниципальные и государственные услуги с использованием ИЛС как способа идентификации личности гражданина, обязаны предоставлять в ПФР не позднее следующего рабочего дня после обращения гражданина следующую информацию о застрахованном:
- ФИО (а также фамилию, которую носил гражданин при рождении);
- дату рождения;
- место рождения;
- пол;
- адрес регистрации;
- паспортные данные;
- гражданство.