Выдворение семейных мигрантов в 2023 году: новые правила и последствия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выдворение семейных мигрантов в 2023 году: новые правила и последствия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В 2022 году действующих послаблений не объявлено. Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова заявила, что миграционная амнистия для граждан Таджикистана в 2022 году, для иных иностранцев, пребывающих в РФ экстренно, необходима.

Изменения для иностранных студентов

Иностранным студентам, которые обучаются в высших учебных заведениях России, будет проще получить разрешение на проживание.

Прибывшие в Россию для получения образования в государственных организациях иностранцы теперь могут упрощенно получить разрешение на временное проживание. То есть:

иностранные граждане, прибывшие в РФ в целях обучения в государственной образовательной или государственной научной организации, смогут получить разрешение на временное проживание в целях получения образования (РВПО)

Соответствующие положения вступили в силу с 1 января 2023 года. РВПО будет выдаваться иностранцам по заявлению.

Кроме того, уточняется, что указанная категория лиц получит право в течение 3 лет после окончания обучения в упрощенном порядке получить вид на жительство в России.

Иностранцы, обращающиеся за получением РВПО, не должны подтверждать факт владения русским языком, знание истории России и основ законодательства России, а также ежегодно подавать уведомление о проживании.

В России обсуждают правовую амнистию для нелегальных мигрантов

ДУШАНБЕ, 29 мая — Sputnik. В России могут инициировать правовую амнистию для нелегальных и полулегальных мигрантов, которые оказались в числе социально уязвимых групп населения из-за пандемии коронавируса, сообщает РИА Новости со ссылкой на правоохранительные органы.

Ранее президент России Владимир Путин подписал постановление, согласно которому до 15 июня приостановили действие множества ограничений для пребывания в стране мигрантов. В частности, застрявшим после 15 марта иностранцам не приходилось повторно продлевать документы.

Уроженец Таджикистана Самариддин Раджабов, обвиняемый по делу о массовых беспорядках на несогласованной акции 27 июля в Москве, оставлен под стражей до 27 сентября. Решение об этом 14 августа вынес Московский городской суд, сообщают российские СМИ. Шестеро граждан Таджикистана погибли в ДТП, которое произошло 6 августа недалеко от деревни Пичкиряево Сасовского района Рязанской области.

Перечень уполномоченных на принятие решения о наложении запрета на въезд иностранных граждан в РФ государственных органов утвержден постановлением правительства РФ. Акт «О порядке принятия решения о неразрешении въезда в РФ в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства» был испущен им 14 января 2015 года за номером 12.

Официально О Миграционной Амнистии Когда Будет Для Таджиков?

Как отмечается в сообщении пресс-службы представительства министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан в Российской Федерации по миграции, за этот период ни один гражданин Республики Таджикистан не будет привлечён к административной ответственности за нарушение требований правил проживания и трудовой деятельности.

2. Тем гражданам Таджикистана, кому въезд в РФ был ранее запрещен по пп. 4 ст.

26 закона № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», то есть за неоднократное (два и более раза) в течение трех лет привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации. Таким категориям граждан откроют запрет на въезд в РФ.

Обратите внимание. Виза оформляется на платной основе. В соответствии с установленным тарифом, иностранный гость должен внести консульский сбор и платеж, который призван возместить фактические растраты. В противном случае въезд на территорию России будет ограничен. В унисон с погодой наступила оттепель и в отношении Таджикистана и России.

Лидеры государств договорились об амнистии для таджикских мигрантов. Для тех, кто работает и прибывает на территории РФ, наступает амнистия и, обратившись в ближайшее отделение милиции, мигранты могут легализировать свой статус. На амнистию могут рассчитывать даже те, кто привлекался к административной ответственности два или более раз.

Немного сложнее пройдет амнистия для мигрантов из Киргизии, у которых нет действующих документов. Чтобы легализоваться в РФ, воспользовавшись новыми условиями правительства, придется решать все вопросы через Посольство родной страны.

Там необходимо получить Свидетельство на возвращение домой и выехать из РФ до 22 апреля. Затем можно будет без проблем вернуться в любой период на основании нового паспорта. Прежде, чем воспользоваться акцией, иностранцу важно убедиться, что его правонарушение попадает под амнистию.

Для этого достаточно детально изучить условия предоставления амнистии или обратиться к профессиональному юристу.

Как назначается депортация 2023.

Решение про депортацию 2023 года конкретного иностранца назначается всегда административно – ответственным лицом МВД. Подача иска в суд в данном случае изначально не требуется (это необходимо для назначения иностранцу выдворения).

Депортируемого иностранца информируют о принятом в административном формате решении. Оно должно быть исполнено в пятидневный срок. Специалисты добиваются взятия у него письменного обязательства уехать из России. Дальше в отведенный срок у иностранцев есть возможность купить билет и выехать из страны.

Если этого не происходит, его находят и сопровождают до специального центра для временного размещения. Иностранец находится здесь до момента реализации выезда из страны. Для этого он также должен приобрести билет. Если у него нет денежных средств, он вправе искать их на стороне у физических лиц, организаций, фондов, и пр. В крайнем случае депортация мигрантов может быть оплачена Российской Федерацией. Для выезда из страны иностранца фактически сопроводят до границы под конвоем. Так будет исполнена принудительная депортация 2023 года.

На самом деле помимо депортирования иностранцам стоит опасаться и выдворения. Ведь нарушить можно и совершенно иные нормы закона (не те, что учитываются при депортации 2023 года). Разобраться со всеми подобными проблемами поможет миграционный юрист.

Миграционная амнистия для граждан Таджикистана в России и кого она коснулась

Обратите внимание. Зарубежные гости, посетившие РФ с целью трудоустройства должны обратиться в отделение Миграционной службы и оформить соответствующий трудовой патент. Для продления патента достаточно внести государственную пошлину авансом. Стоимость разрешения составляет 1600 рублей.

В скором времени «депорт» грозит около миллиона иностранцев. Об этом заявил заместитель министра внутренних дел Александр Горовой. По его словам если до 15 июня 2022 года нелегальные мигранты не приведут в порядок свои документы, то МВД приступит к выдворению нелегальных мигрантов.

И что сейчас — подобные граждане входят в число 350 тысяч амнистированных или наше МВД внимательно проверило списки и оставило их в стоп-листе? Вопрос простой и понятный, но на него нужно отвечать еще до того, как его начнут задавать.Потому что даже если выяснится, что всем реальным хулиганам въезд закрыт, вопросы все равно останутся.

Самый простой способ избежать «депорта» после 15 июня — это срочно оформить патент. Пока ещё не поздно подать документы на патент, тем более что до 15 июня патент можно оформить с любой целью въезда, а не только «работа». Этим вопросом надо заняться как можно быстрее, ведь патент оформляется около 20 дней, так что времени осталось мало.

Читайте также:  Льгота по налогу на имущество для ИП! Не забудьте подать заявление до 1 мая 2023

И что сейчас — подобные граждане входят в число 350 тысяч амнистированных или наше МВД внимательно проверило списки и оставило их в стоп-листе? Вопрос простой и понятный, но на него нужно отвечать еще до того, как его начнут задавать.Потому что даже если выяснится, что всем реальным хулиганам въезд закрыт, вопросы все равно останутся.

А чуть позже он затронул острую тему драк, предложив вычислять нарушителей закона с помощью системы распознавания лиц.»Массовые драки, это что такое? Это как понимать? У нас своих хулиганов хватает, нам не нужны хулиганы-мигранты.

Большинство иностранных граждан стремятся попасть в Российскую Федерацию, чтобы трудоустроиться на одном из ее предприятий. Исключением не являются граждане, прибывающие из Таджикистана. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:.

Миграционная амнистия 2021 и ее основные положения

15 июня 2021 года вступил в силу Указ Президента РФ № 364, благодаря которому большая часть иностранцев с небольшими нарушениями закона в прошлом могут быть «прощены». Эта миграционная амнистия распространяется на граждан всех иностранных государств. В этом ее уникальность. Указ действует до 30 сентября 2021 года. Это значит, что у иностранцев есть чуть более 100 дней, чтобы урегулировать свои миграционные отношения с российским государством.

В результате миграционной амнистии 2021 граждане других государств получили возможность оформить впервые или продлить документы на пребывание в РФ, а также начать легально работать, если раньше не могли этого сделать. Дополнительно на весь срок действия Указа запрещено выдворять иностранцев из России. Но не все так просто, особенно с последним пунктом. Разберемся по каждому пункту подробнее.

Таджикистан выразил обеспокоенность по поводу задержаний мигрантов в РФ

Генеральный прокурор Таджикистана, Юсуф Рахмон, отправил срочное сообщение своему российскому коллеге, Игорю Краснову, выражая беспокойство в связи с задержанием мигрантов на территории Российской Федерации. В телеграмме генпрокурор выразил тревогу по поводу массовых задержаний мигрантов и жестокого обращения с ними, а также задержания большого количества студентов из Таджикистана, сообщили в таджикской генпрокуратуре.

Юсуф Рахмон попросил генерального прокурора России, Игоря Краснова, провести проверку в отношении российских полицейских, задерживавших таджиков на территории страны, и дать правовую оценку их действиям.

В последние недели таджикские власти неоднократно выражали беспокойство по поводу задержания мигрантов на улицах российских городов, а также на рынках и около мечетей. Глава Министерства внутренних дел Таджикистана, Рамазон Рахимзода, направил письмо министру внутренних дел Российской Федерации, Владимиру Колокольцеву, с призывом «проанализировать эти случаи и взять их под контроль».

Наконец-то! В России разработали жесткое наказание для мигрантов

В июне 2023 года общая сумма переводов в страны СНГ составила 720 миллионов долларов и достигла максимального значения за 2023–2023 годы. Всего, по оценкам экспертов из Центрального банка РФ, мигранты выводят за рубеж от 7,5 до 9,5 млрд долларов в год, что составляет около 2-3% годового бюджета страны.

Налоги с денежных переводов мигранты сейчас не платят: законодательство не позволяет. Предполагается, что все взносы с заработанных сумм к моменту отправки денег уже поступили в казну. Но на самом деле, почти все мигранты работают нелегально: даже те, кто имеет право на официальное трудоустройство. Без договоров в России трудятся около 2,5 миллионов граждан СНГ, сообщают в Совете при Президенте РФ по правам человека.

Автором инициативы о налоге на переводы для мигрантов выступил председатель Социалистической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ Сергей Миронов. Законопроект он намерен внести сразу после начала выборов в Государственную думу. Партия идёт в избирательных списках под номером шесть.

Go North! Долгий путь мигранта

Собственно трудовая миграция началась только в начале 2000-х. В 1990-е миграция из бывших союзных республик шла по программе переселения соотечественников, которых стали открыто оттуда выживать. К началу нынешнего века этот ручеек, который, казалось, должен был иссякнуть, вдруг становится полноводной рекой. Экономический рост России, хорошо заметный по росту благосостояния, составлял такой наглядный контраст с положением среднего класса в странах СНГ, что по уже описанному выше механизму «рыба стала искать, где глубже». Первые трудовые мигранты вспомнили, что они «рождены в СССР», и освоили переезд по упомянутой программе возвращения соотечественников.

Но тогда это были люди, «отягощенные» советским высшим образованием, с прекрасным знанием культуры и языка, квалифицированные специалисты: обанкротился завод, негде стало работать, поехали в Россию. Системы организованного набора иностранных рабочих еще не существовало, и они осваивали любую доступную работу. Типичный монолог на АЗС в те годы был такой: «Я там был инженером на заводе, но здесь на автозаправке в разы больше получаю». Уже тогда ехали по двум основным причинам — постоянная работа для себя и хорошее образование для детей.

Государство отреагировало в 2002 году, когда был принят Закон о правовом положении иностранных граждан в России — он работает до сих пор и является одним из базовых в миграционном законодательстве. Чуть позже трудовая миграция стала массовой: гастарбайтеры заняли ниши низкоквалифицированного труда, считавшиеся у местных малопрестижными. Но даже в очевидно изменившихся условиях миграционная политика оставалась хаотичной. В 2016 году расформировали Федеральную миграционную службу, а ее функции передали ГУ по вопросам миграции при МВД. Многие специалисты считают, что это была ошибка. ФМС охватывала все сферы миграционных проблем, в то время как МВД занимается преимущественно вопросами учета и контроля, проводит депортации, то есть выполняет полицейские функции, далекие от вопросов адаптации и интеграции мигрантов.

Очевидно, что тогда не приняли в расчет главное: характер трудовой миграции изменился кардинально. Если первые трудовые мигранты из Средней Азии были типичными «вахтовиками»: приехал, отработал сезон, заработал и вернулся домой, — то с 2010-х годов гастарбайтеры уже ехали с прицелом получить гражданство РФ. В многонациональной стране против этого никто особенно не возражал, но задачи управлять потоком жизнь ставила уже другие. Если «вахтовикам» было достаточно немного знать русский язык и вести себя прилично с учетом культуры другой страны, то потенциальных новых граждан необходимо было глубоко и системно интегрировать в общество. В функции учета и контроля это никак не входило. Государство оказалось не готово на законодательном и практическом уровне вводить программы ассимиляции нового населения.

По следам «первопроходцев» ринулись их семьи, родственники, друзья и знакомые — ехали целыми аулами. Сегодня основной поток трудовых мигрантов идет из четырех стран (по убывающей): Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана. По статистике МВД, в доковидные 2017‒2019 годы количество постановок на миграционный учет выросло с 17 до 19 млн иностранных граждан — это всех, включая туристов, студентов и беженцев. Большая часть из Средней Азии: из Узбекистана — 4,8 млн, из Таджикистана — 2,8 млн человек. Из этого общего числа в 2019 году целью приезда указали работу 5,8 млн человек, но это не учитывая тех, кто не указал такой цели и работает нелегально.

Еще порядка двух миллионов приехало из Кыргызстана — сколько из них на работу, сказать трудно, так как Кыргызстан входит в ЕАЭС и для устройства на работу гражданам этой страны не нужно получать трудовой патент, достаточно трудового договора (то же касается трудовой миграции из Казахстана).

Трудовым мигрантам из безвизовых стран, в число которых входят Таджикистан и Узбекистан, необходимо получить патент, а для этого в графе «Цель прибытия в страну» указать: «работа». Если человек пишет, что прибыл для учебы или туризма, патент ему не выдадут. Но значительная часть въехавших работает нелегально, то есть трудовая миграция более массовая, чем указано в миграционных картах.

Читайте также:  причина списания коды наименование в акте мб 8

Во время пандемии, в 2020 году, количество фактов постановки на миграционный учет упало до 9,8 млн. А в послековидный период и до сих пор идет постоянный рост: в 2021 году приехало 13,3 млн, в 2022-м — 16,8 млн иностранных граждан. В прошлом году легально на работу приехало 3,5 млн человек. Руководитель ГУ по вопросам миграции МВД РФ Валентина Казакова упоминала цифру еще в 2,5‒3 млн нелегально работающих мигрантов. После принятия на работу иностранного гражданина работодатель в течение трех суток должен сообщить об этом в территориальные ведомства, подотчетные Минтруда и МВД. Но это делают не все, чтобы не платить за них налоги или недоплачивать зарплату.

В прошлом году новым гражданам страны было выдано 738 тыс. российских паспортов — это самое большое количество с 1996 года, когда был поток беженцев из бывших советских республик.

Вход на стройку — только по факту знания русского языка

Опыт Котельников и юга Москвы говорит о том, что неконтролируемая миграция представляет потенциальную опасность конфликта культур. Опыт Калужской области — что влиять на ситуацию можно и нужно, не запрещая процесс, а жестко его контролируя и направляя. Осталось только придумать правила этой игры.

Меры по усилению и систематизации контроля предложил тот же губернатор Калуги Владислав Шапша. Нужно открыть региональным властям базы данных МВД, сейчас закрытые, для оперативного анализа ситуации на местах. Нужно на законодательном уровне закрепить за субъектами федерации право утверждать перечень образовательных организаций, которые имеют право выдавать сертификаты о знании русского языка, истории и основ законодательства. Сегодня организации, которым даны эти права, открывают филиалы, которые никто не контролирует, и выдают сертификаты за деньги — уже есть уголовные дела.

Чтобы прекратить бесконтрольный въезд семей трудовых мигрантов, нужно внести изменения в Закон о гражданстве РФ и установить период для его получения (только) близкими родственниками иностранного гражданина, уже получившего гражданство. Необходима также упрощенная процедура лишения гражданства, если суд признал сертификат не соответствующим действительности или брак — фиктивным. Сегодня это два суда: сначала суд по признанию документов фиктивными и только потом суд по лишению гражданства. Год уходит, чтобы два раза подтвердить одно и то же.

Одновременно с этими контролирующими мерами социологи рекомендуют на федеральном уровне определить, для чего и, следовательно, какие группы мигрантов нужны стране. Сегодня такого понимания нет. В мире есть разные подходы к миграции, организованной и контролируемой самим государством. Некоторые государства проводят сегрегационную политику: например, в Сингапуре мигрантов селят отдельно, в изолированных районах на окраинах городов, за оградой, чтобы они не смешивались с местным населением, и под строгим контролем полиции. Но в демократических странах эту практику назвали «возвратом к апартеиду» и не приветствуют. Правда, практика свободной миграции, или «политика открытых дверей», в Европе и США в 2015‒2016 годах привела, по крайней мере Европу, к серьезному миграционному кризису.

И есть селективный метод организации миграции — когда государство четко понимает, для каких целей ему нужны мигранты и исходя из этого устанавливает правила въезда и получения гражданства. Простой пример — «строительное лобби», выразитель интересов которого вице-премьер РФ Марат Хуснуллин еще два года назад заявил, что только на стройки нужно привлечь порядка пяти миллионов трудовых мигрантов. Но удачный опыт экономической миграции существует.

«Многие страны, считающие миграцию экономически целесообразной, например арабские, именно исходя из этого выстраивают свою миграционную политику. Мигрантам там предоставляется жилье, страхование и медицинское обслуживание. Но запрещено по контракту привозить жен и детей — у него годовой контракт с одним месячным отпуском. Два года отработал, контракт закончился — работодатель покупает билет и сам сажает его в самолет обратно, — говорит Виктория Леденева. — Если лоббисты последние два года говорят, что встали стройки, нужно срочно завозить рабочих, тогда необходимо исследование: в какие регионы, какие специальности и в каком количестве нужны. Но этих подсчетов системно не ведется. И если это временные трудовые ресурсы, то ответственность за их приезд и возвращение обратно должен нести работодатель.

Существующая практика оргнабора рабочих застройщиками в странах исхода — это прекрасная основа для построения системы центров адаптации и интеграции, где перед въездом в страну мигранты несколько месяцев изучают язык и основы истории, культуры и законодательства РФ. Вопрос обсуждается уже полгода, но никак не могут решить, где такие центры строить — здесь или в странах исхода, строить их отдельно или в рамках существующих структур. В 2010 году ФМС уже пыталась сделать это, построили два центра — в Оренбурге и Тамбове. Туда привозили мигрантов, селили в общежития и обучали на курсах один-два месяца. Но идея провалилась: мигранты не хотели терять два месяца, им нужно было поскорее начать работать. Центры закрыли из-за низкой заполняемости. Главная проблема — мотивировать мигрантов послаблениями (ниже налоги, помощь в получении документов) либо жестко закрепить в законодательстве путь в Россию — или через центр, или никак.

Экономический аргумент привел глава СПЧ Валерий Фадеев: «Специалисты по строительству из Санкт-Петербургского университета подсчитали, что производительность труда в жилищном строительстве России в четыре раз ниже, чем в США, и в три раза ниже, чем во Франции. Может, что-то сделать с производительностью труда? Лучше работать, больше платить — зато понадобится меньше рабочих рук. Тогда наши соотечественники будут охотнее идти на стройки — деньги останутся в стране, а не уйдут переводами в Среднюю Азию. Нужно понять: мы организуем приток трудовых ресурсов или массовое переселение народов?»

Существует и другая точки зрения на то, зачем России мигранты. По некоторым оценкам, при сохранении нынешнего уровня рождаемости, чтобы удержать численность населения на уровне 146 млн человек необходимо привлекать в страну от 400 тыс. мигрантов в год на протяжении 80 лет.

Если одним из приоритетов миграционной политики государство избирает решение демографических проблем, то основной акцент делается на иностранных студентов и адаптацию в обществе уже приехавших с семьями детей. В этом случае нужна глубокая интеграция мигрантов с привлечением самих местных жителей: помогать им обустраиваться, обживаться и налаживать социальные связи. Во всех странах молодежь — это самый ценный ресурс: экономический, социальный, демографический. Практика показывает, что развиваются те страны, которые делают ставку на иностранных студентов, — таким путем идут США, где их 15% от общего числа мигрантов. У нас менее 5%.

Не все понимают, зачем все это нужно, рассматривая мигрантов лишь как неквалифицированную рабочую силу: «приехали, отработали на стройках и пусть уезжают обратно». Но тенденция обратная: поработав здесь, чтобы прокормить семью там, люди стремятся получить гражданство и перевезти сюда семью и родственников. Поэтому и нужно выполнять гуманитарную миссию — помогать мигрантам включаться в общество. Но только тем, кто может и хочет принести конкретную пользу новой родине.

Крупнейшие миграции в мире на сегодняшний день происходят на Украине, всего перемещено 14,4 млн человек.

По оценкам ICMPD, в 2022 году внутренняя миграция на Украине составила 6,5 млн человек, внешняя 7,9 млн. Из 7,9 млн покинувших страну человек, 4,9 млн были зарегистрированы как участники Директивы о временной защите, впервые активированной в ЕС. Еще 3 млн выехали в Россию, страны бывшего СССР и Турцию.

Несмотря на определённый обратный отток мигрантов, произошедший во второй половине 2022 года, в 2023 году прогнозируется вторая волна миграции из Украины в ЕС в объеме от 0,5 до 4 млн человек. В связи с чем уже планируется продление действия Директивы на 12 месяцев до марта 2024 года, что позволит принять новых мигрантов и проработать механизмы помощи беженцам после завершения её действия.

Читайте также:  Программа господдержки многодетных семей

Денис Волков, директор «Левада-центра»*

Тут надо начать с настроений самого года, [посмотреть] как они развивались. Начало спецоперации вызвало волну оптимизма, консолидацию вокруг власти. И в принципе пик настроений приходился на лето, когда уже произошла первая адаптация к санкциям, которые тоже некоторый шок вызвали.

Но мобилизация очень пошатнула на какое-то время все настроения, прежде всего, оценки своего личного настроения. К концу года, в общем-то, этот шок прошел, и общество более-менее успокоилось.

Если мы говорим про оценки года, как люди сами для себя его оценивают, они его оценивают похуже, чем прошлый, но не сильно. То есть общественные настроения более-менее успокоились, но самый сильный шок вызвало не начало военных действий, а именно мобилизация. Произошло это потому, что были очень размытые критерии [призыва], и на какой-то миг людям показалось, что попасть под нее может просто любой. Затем как-то она закончилась, критерии немножечко более точные сделали, кто-то бронь получил, кого-то вернули даже. Некоторые указывают, что документа нет о завершении [мобилизации], но для большинства событие это закончилось. Да, может быть что-то будет впереди, но это впереди, не сейчас, а сейчас вроде бы как-то все закончилось. Вот этот провал в настроениях, который был в сентябре-октябре, мы практически полностью отыграли к концу года.

Если посмотрим на оценки года с точки зрения обычного человека, то он, как ни странно, оказался таким средним, больше половины сказали, что для них лично он был удачным, но трудным для страны. Для страны, как вот люди говорят, он [год] труднее, но если сравнивать в динамике, то не труднее, чем ковидный год. Почему так происходит? Во-первых, консолидация начала года и ощущение, что все эти события, которые происходят на Украине, они непосредственно человека скорее не затрагивают. Такая отстраненность от того, что происходит. Единственный момент был, когда объявили мобилизацию, тогда многие посчитали, что вот теперь их это касается напрямую. Но это тоже ушло к концу года.

Если рассматривать базовый сценарий [событий будущего года], то мне кажется, что [нынешнее настроение общества] останется [тем же]. Останутся и высокие оценки власти, потому что здесь мы можем сравнивать с 2014 годом, там на протяжении трех-четырех лет сохранялись довольно высокие оценки власти, «крымский эффект» действовал. Можно ожидать, что будет также. Если бы вы меня спросили еще три месяца назад, у меня было бы больше сомнений, потому что была объявлена мобилизация, которая оценки личного настроения очень сильно уронила. Не так сильно рейтинги власти, но прежде всего личное ощущение. Но они к концу года отрасли обратно.

Что может повлиять? Вторая волна мобилизация. Но я думаю, что ее влияние будет меньше, чем первой, потому что значительное число брони получили, кто-то уехал. Это будет новое испытание, но, мне кажется, оно будет менее травматическое для массового человека. Не для тех, кто будет мобилизован, а именно для массового россиянина.

Второе, что может повлиять, — резкое ухудшение [качества] жизни. Но здесь тоже, скорее всего, базовый сценарий — стабильность, к санкциям более-менее привыкли, к повышению цен, которое было в начале года, адаптировались. То есть, по мере такой адаптации экономики и людей, в общем-то, если не будет резких скачков и новых шоков, то ситуация выглядит довольно устойчивой.

Отношение к военной операции? «Поскольку это меня не касается и пока это меня не касается, делайте что хотите» — это базовое отношение. Другое дело, что по мере развития событий [оно] может меняться (и меняется), хотя последние наши замеры показывают рост фрустрации. Ни за, ни против. По нескольким вопросам растет (не сильно, но заметно) число тех, кто вообще не может определиться в своем отношении. Тут важно, что сильное изменение отношения вызвала мобилизация. Не в плане поддержки, там все довольно устойчиво, потому что она носит символический характер — это мы, это они (они — это, прежде всего, Запад, США, НАТО, а Украина где-то на последнем месте). Но после мобилизации ощутимо выросло количество тех, кто хотел мирных переговоров. Но оно выросло и дальше не растет. Казалось, что начнет нарастать количество тех, кто хочет мирных переговоров, но это сейчас не так. На протяжении последних двух замеров это число стабилизировалось, чуть выросло количество тех, кто считает, что нужно продолжать. И мы слышим такие объяснения — уже начали и теперь только до победы. А те, кто за переговоры, у них тоже примерно одно объяснение доминирует — люди гибнут.

Я думаю, что если количество погибших с российской стороны будет ощутимо нарастать, тогда будет увеличиваться число тех, кто хочет переговоры. Но это все будет зависеть от масштабов. Сейчас [они] почти сравнялись, но преобладает группа за переговоры, но не сильно. Фактически общество расколото пополам по этому вопросу. И в целом, я думаю, что усталость от военных действий будет нарастать. Но пока это довольно медленно происходит.

Мы можем по аналогии посмотреть со второй Чеченской войной. Там пару лет где-то преобладало количество тех, кто говорил, что нужно продолжать. А затем большинство говорило — хватит, переговоры, надо заканчивать. То есть [число людей за переговоры] может нарастать, но это не быстрый процесс, именно за счет вот этого отстранения.

А что касается длительности, то опросы показывают, что большинство на это и настроено, что это будет длительное [событие]. Сначала были разные мнения, многие говорили, что сейчас быстро закончится, хотя большинство так не считало. А с течением времени у нас начало преобладать количество тех, кто говорит — от полугода и дальше. В общем, психологически общество готово к этому.

[Для снижения рейтингов власти] либо должно что-то произойти, либо пройти большее количество времени. Здесь просто сужу по аналогии с 2014 годом. Там тоже, кстати, в конце года был экономический кризис, который не сильно повлиял. Рейтинги начали падать уже в 2015, но это такой очень медленный процесс.

Поэтому я думаю в таком базовом сценарии — медленное падение рейтингов. Но понимаете, падение — это некоторая нормализация, потому что сейчас они чрезвычайно высокие именно в условиях консолидации, международного конфликта, который воспринимается так, что это Запад руками украинцев воюет с Россией. Базовый сценарий — это сохранение высоких оценок.

В Госдуме ответили, когда всех мобилизованных отпустят домой в Россию

Депутат Государственной Думы и член рабочей группы при Министерстве обороны РФ по вопросам мобилизации, социальной и правовой защите граждан России, участвующих в специальной военной операции, Дмитрий Гусев, заявил, что мобилизованные граждане России будут возвращаться домой после окончания специальной операции или по приказу верховного главнокомандующего РФ, Владимира Путина.

Победа является главным условием для возвращения мобилизованных граждан домой, а приказ верховного главнокомандующего РФ – вторым. Дмитрий Гусев подчеркнул, что мобилизованные граждане будут служить в рядах вооруженных сил до окончания спецоперации.

Он также отметил, что мобилизованным гражданам предусмотрена ротация, их служба должна быть сменяемой. Они служат так же, как и обычные войска, и им, как солдатам, так и офицерам, нужен отдых. В настоящее время в Вооруженных силах РФ не делают различий между мобилизованными гражданами и контрактниками, так как все они равны.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *