Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Структура судов РФ схема в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Конституционный суд РФ — это высший судебный орган по конституционным вопросам в Российской Федерации, который решает конституционные споры и проверяет законы на их соответствие Конституции России. В 2023 году его состав будет актуализирован.
Состав конституционного суда РФ на 2023 год
Конституционный Суд РФ является одним из важнейших органов конституционной власти. Этот орган состоит из 19 членов, которые назначаются Президентом РФ на срок на 12 лет. В 2023 году, состав этого суда уже будет значительно изменен.
Из 19 членов Конституционного Суда РФ на 2023 год уже сейчас известно только о 8-ми. Остальные места будут постепенно замещаться в соответствии с действующим законодательством.
Среди уже известных членов Конституционного Суда РФ на 2023 год есть как опытные специалисты, так и новые люди. Среди них — Николай Колесник, Анатолий Вишневский, Михаил Соколов, Светлана Джураева, Василий Шехтер, Владимир Константинов, Сергей Миронов и Нина Хадикова.
Каждый из этих уважаемых и опытных профессионалов обладает высокой квалификацией и большим опытом работы в сфере конституционного права.
В целом, состав Конституционного Суда РФ на 2023 год будет сильнее и квалифицированнее, что позволит ему выполнять свои функции более эффективно и надежно.
Структура судебной системы РФ 2022 год
Зная, теория сейчас мы с вами с легкости сможем решить два следующее задание и заодно посмотреть, каким образом данная теория может встретиться каждому из вас на экзамене.
Президент России подписал Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации“ и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». Воспроизведение материалов полностью или частично без разрешения редакции запрещено. При воспроизведении материалов необходима ссылка на источник публикации – «Адвокатскую газету». Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Установите соответствие между полномочиями судебной власти и судебными органами, которые ее осуществляют. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ | СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ |
А) осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции по гражданским делам (видим ключевое словосочетание надзор за деятельность судов общей юрисдикции- Верховный Суд РФ) | 1) Конституционный Суд Российской Федерации |
Б) дает разъяснения по вопросам судебной практики (возвращаемся к нашей таблице и видим, что это полномочие Верховного Суда РФ) | 2) Верховный Суд Российской Федерации |
В) является высшим судебным органом по уголовным делам, подсудным судам общей юрисдикции (как мы уже знаем высшим судебным органом по данным делам являются Верховный Суд РФ) | |
Г) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти (споры о компетенциях между федеральными органами власти разрешает Конституционный Суд РФ) | |
Д) разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов Конституции РФ (Именно Конституционный суд занимается проверкой Конституционности нормативных актов) |
Структура судебной системы РФ 2022 год
Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Поправками предусмотрено создание структурно самостоятельных пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции, а также изменение системы обжалования судебных актов, как не вступивших, так и вступивших в законную силу.
В зависимости от результатов рассмотрения дела надзорная судебная инстанция может оставить без изменения опротестованные судебные акты или отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, либо прекратить дело.
Система арбитражных судов в РФ в 2020 году имеет сложную структуру, состоящую из нескольких инстанций, разделенных не только по территориальному признаку, но и по степени принадлежности к определенной экономической группе споров.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента.
Отдельной структурой в системе судов является Конституционный суд РФ. В его ведении находится решение вопросов о законности правовых норм. Суд проверяет нормативные акты любого уровня на соответствие Конституции. Также отдельную функцию выполняют конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента.
Реконструкция комплекса зданий со строительством пристройки для размещения Ярославского областного суда, г. Ярославль, Советская площадь, д. 5, и ул.
Арбитражные апелляционные суды — органы судебной власти Российской Федерации, входящие в систему федеральных арбитражных судов. Являются судом по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.
Однако принципы независимости судей и объективности при осуществлении правосудия предполагают недопустимость совмещения функций рассмотрения дел различными судебными инстанциями в рамках одного и того же субъекта РФ, и тем более в рамках одного и того же суда. Авторы документа считают, что создание структурно обособленных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, не связанных рамками территориального деления субъектов РФ, приведет к решению сложившейся проблемы и эффективной реализации основополагающих принципов правосудия.
Также предполагается, что это позволит снизить судебную нагрузку путем распределения между вновь создаваемыми судами того массива дел, который в настоящее время сконцентрирован исключительно в областных и равных им судах, указывают авторы законопроекта.
Понятие конституционного контроля
С принятием Конституции России 1993 г. начался новый этап в конституционно-правовом развитии страны, связанный с ролью Конституции как правового фундамента процесса реформирования российского общества.
Впервые в истории России Конституция РФ (1993) закрепила принцип высшей юридической силы и прямого действия Конституции (ч. 1 ст. 15), признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими (ст. 18) и гарантирование каждому судебной защиты его прав и свобод (ст. 46), что создало необходимые юридические предпосылки для превращения Конституции из декларативно-пропагандистского документа, каковым во многом были прежние советские конституции, в непосредственно действующее право.
Понятие и виды решений Конституционного Суда Российской Федерации
По итогам конституционного судопроизводства Конституционный Суд РФ принимает соответствующие решения, которые можно разделить на два вида: итоговые решения и иные решения.
Итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу любого из вопросов, перечисленных в п. 1, 2, 3, 3.1, 4 и 5.1 ч. 1 ст. 3 ФКЗ О Конституционном Суде РФ, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации.
Итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.
Все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.
В заседаниях Конституционного Суда РФ принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.
Решение Конституционного Суда РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.
Решение Конституционного Суда РФ считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.
В случае если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.
Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее 2/3 от числа действующих судей.
Судья Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.
Решения Конституционного Суда РФ должны основываться на материалах, исследованных Конституционным Судом.
Конституционный Суд РФ принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.
Конституционный Суд РФ принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении.
Постановления и заключения Конституционного Суда РФ излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия.
Определения Конституционного Суда РФ оглашаются в заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» или решением Конституционного Суда РФ.
Итоговое решение Конституционного Суда РФ подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании.
Судья Конституционного Суда РФ, не согласный с решением Конституционного Суда РФ, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации вместе с решением Конституционного Суда Российской Федерации.
Решение Конституционного Суда РФ, вынесенное по итогам рассмотрения дела, за исключением постановления, принятого в порядке, предусмотренном ст. 47.1 ФКЗ О Конституционном Суде РФ, провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда РФ немедленно после его подписания.
Постановления и заключения Конституционного Суда РФ не позднее чем в 2-недельный срок со дня их подписания направляются: судьям Конституционного Суда РФ; сторонам; Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека; Верховному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Следственного комитета РФ, Министру юстиции РФ (ст. 77 ФКЗ О Конституционном Суде РФ).
Решение Конституционного Суда РФ: окончательно и не подлежит обжалованию; вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда РФ, вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Постановление Конституционного Суда РФ, принятое в порядке, предусмотренном ст. 47.1 ФКЗ о Конституционном Суде РФ, вступает в силу со дня его опубликования в соответствии со ст. 78 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».
Иные решения Конституционного Суда РФ вступают в силу со дня их принятия.
Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
С момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции РФ, не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда РФ не соответствующими Конституции РФ.
Суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда РФ (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда РФ) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда РФ не соответствующими Конституции РФ, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом РФ этом постановлении истолкованием (ст. 79 ФКЗ О Конституционном Суде РФ).
Регулярно на различных новостных порталах появляется информация об упразднении КС, но она не подтверждается официально. 18 ноября в Госдуме прошло третье чтение относительно закона, на основании которого планируется упразднение Конституционных и уставных судов в регионах РФ.
Данный законопроект №1024648-7 предполагает внесение корректировок в ФЗ «О судебной системе», где приводится информация обо всех судах, функционирующих на территории РФ. Вместо стандартных региональных КС будут организованы советы, работающие при местных законодательных органах.
Закон вступает в силу 28 ноября, а именно через 10 дней после опубликования в открытых источниках. Поэтому с 28 ноября 2020 региональные КС перестают принимать к рассмотрению и производству новые дела. Они обязаны завершить текущие дела. Региональные власти имеют право немного корректировать точную дату упразднения, поскольку учитывается количество оставшихся дел. До упразднения судьи работают в судах, а также сохраняют все гарантии и обеспечение, которое им полагается по закону.
Региональные КС функционируют примерно в 15 регионах страны, к которым относится Санкт-Петербург, Башкирия и Татарстан. Правительство Ингушетии еще ранее планировало упразднить КС, так как деятельность данного судебного органа считалась малоэффективной.
Это обусловлено тем, что суд признал закон о границе с Чечней нарушающим положения Конституции, после чего на всей территории проходили протесты. Люди высказали свое недовольство по поводу того, что с ними не обсуждался данный вопрос.
Как происходят выборы и назначение кандидатов на должность Конституционного судьи?
Процесс подбора кандидатов в состав Конституционного суда РФ начинается с подготовки конкретных кадровых предложений для президента страны. Представлять такие кандидатуры на рассмотрение имеет право довольно обширный список лиц, уполномоченных выносить такие предложения, в том числе представители верхней и нижней палат Федерального Собрания, в субъектах это могут быть законодательные, судебные органы высшего уровня, ведомства и сообщества юристов страны, научные юридические заведения.
Претенденты предлагаются руководителем страны Совету Федерации, решение выносится в течение четырнадцати дней. Регламент суда устанавливает порядок предварительного обсуждения кандидатов и принятия по ним решения. Итог подводится на пленарном заседании СФ после тайного голосования по каждому индивидуально. Набравший наибольшее количество голосов депутатов кандидат считается утвержденным на должность. Такое лицо присягает стране и президенту и считается назначенным судьей в состав Конституционного суда РФ. Его статусность устанавливается федеральным законодательством. Полномочия судьи не ограничиваются каким-либо периодом, но устанавливается предельный возраст пребывания. Он составляет семьдесят лет.
Процедуры конституционного судопроизводства
В обновленных правилах процедуры в КС первостепенного внимания заслуживают, на мой взгляд, три момента, которые в совокупности могут привести к увеличению длительности разбирательства и усилению его непрозрачности.
Первый – отмена процессуальных сроков для Суда: в частности, трех месяцев на решение вопроса о принятии обращения к рассмотрению после регистрации (ч. 1 ст. 42 ФКЗ о КС) и месяца для назначения дела к слушанию (ст. 47).
Второй момент – практически беспредельное право Суда назначить разбирательство по делу в письменном режиме: решение о производстве без слушания будет принято, «если с учетом характера поставленного вопроса и обстоятельств дела отсутствует явная необходимость в устном представлении позиции заявителя и другой стороны при ее наличии» (ч. 1 ст. 47.1).
При этом стороны и иные участники процесса не смогут знакомиться с протоколом и стенограммой заседания при рассмотрении дела без слушания (ч. 4 ст. 59).
Третий – правомерность оглашения решения КС не в полном объеме, без мотивировки (ч. 1 ст. 77).
Структура Конституционного суда РФ
Порядок работы и полномочия Конституционного суда определены статьей 125 Конституции РФ и федеральным конституционным законом «О Конституционном суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года.
В этом органе высшей судебной власти работают 19 судей. Они назначаются по представлению Президента России решением Совета Федерации. Согласно вышеупомянутому закону, прежде чем стать судьей Конституционного суда, кандидат на эту должность обязан проработать не менее 15 лет в правовой сфере и достичь, как минимум, 40-летнего возраста.
Полномочия судей не ограничены конкретным сроком.
Судья Конституционного суда не имеет права быть членом какой-либо политической организации, участвовать в избирательных кампаниях, а также руководить общественным объединением, независимо от его направленности. Данное должностное лицо не может публично высказываться, выступая перед любой аудитории или в СМИ, по вопросам государственного устройства, работы властных структур или другим темам, которые могут стать предметом рассмотрения Конституционного суда. Этот высший орган судебной власти и все его члены должны оставаться вне политики, сохраняя нейтралитет, и руководствоваться в своей деятельности исключительно положениями основного закона нашей страны.
Конституционный суд России работает по двухпалатной системе. Состав этих палат формируется на основании результатов жеребьевки. Руководство деятельностью данного учреждения осуществляет Председатель Конституционного суда РФ.
Комментарий к Статье 125 Конституции РФ
1. Судебный конституционный контроль, осуществляемый в России Конституционным Судом РФ, конституционными, уставными судами субъектов РФ, имеет сравнительно небольшую, 17-летнюю, историю. Другие государства мира (а органы конституционной юрисдикции учреждены в большинстве из них) обладают более значительным опытом такого контроля: например, свыше 200 лет в США, около 90 лет в Австрии, почти 60 лет в ФРГ, 50 лет во Франции.
Современная Россия не могла не испытать влияние мирового опыта и доктрины конституционного правосудия. В принципе, Россия восприняла европейскую модель, характеризующуюся созданием специального органа конституционного контроля (конституционного суда, совета) для разрешения в особой процедуре конституционно-правовых вопросов и споров, хотя были и сохраняются сторонники американской модели, отличающейся тем, что конституционный контроль является функцией судов общей юрисдикции (всех в стране или только Верховного Суда), реализуемой при осуществлении ими обычного судопроизводства по конкретным уголовным, гражданским и иным делам. Европейская модель судебного конституционного контроля была избрана и большинством постсоциалистических государств.
К моменту учреждения Конституционного Суда в России в 1991 г. не было сколько-нибудь развитой концептуальной модели конституционного правосудия. Основной научный багаж в этой сфере составляли критические исследования зарубежных моделей конституционного контроля, надзора, правосудия. Лишь в 70-80-е годы прошлого века наметился более взвешенный, позитивный подход к данным проблемам. В предшествующий исторический период идеи конституционного право судия не имели шансов не только на признание, но даже на публичное распространение в условиях господства официальной доктрины полновластия Советов, реальной монополии на власть партийно-государственной элиты, отрицания в идеологии принципа разделения властей.
Правда, определенные конституционно-контрольные функции закреплялись советскими конституциями за высшими органами власти, но они не получили и не могли получить на практике в силу указанных выше причин необходимого развития. Отсутствовал и судебный конституционный контроль, не считая своеобразной судебно-консультативной функции в данной сфере, осуществляемой Верховным Судом СССР в 20-30-е годы ХХ в.
Создание в перестроечный период Комитета конституционного надзора СССР на основе Закона СССР от 23 декабря 1989 г. «О конституционном надзоре в СССР» имело позитивное значение, однако не привело к кардинальному изменению в сфере конституционного контроля в стране. К тому же Комитет просуществовал недолго — с апреля 1990 г. по декабрь 1991 г. Реально и по характеру большинства предоставленных ему полномочий Комитет был вспомогательным инструментом высшего законодательного органа, в основном с совещательными функциями*(1164).
Россия еще в период существования СССР, осуществляя демократические преобразования, стала первой, принявшей принципиально новое, по сравнению с союзным, решение — об учреждении специального института судебного конституционного контроля — Конституционного Суда, неизвестного прежде нашей политико-правовой системе органа. Это предусматривалось Законом РСФСР от 15 декабря 1990 г., который заменил положение ст. 119 Конституции РСФСР о Комитете конституционного надзора РСФСР, скопированное с союзной Конституции, но так и не реализованное. 12 июля 1991 г. был принят Закон «О Конституционном Суде РСФСР». 29-30 октября 1991 г. избраны конституционные судьи. 14 января 1992 г. состоялось первое заседание Конституционного Суда. В октябре 1993 г. в условиях обострившейся политической борьбы, острой конфронтации между законодательной и исполнительной властями, в ходе которой Конституционный Суд безуспешно попытался стать конституционным арбитром, его деятельность была приостановлена до принятия новой Конституции*(1165).
Конституция 1993 г., несмотря на предлагавшиеся при подготовке ее проекта иные организационно-правовые формы осуществления конституционного правосудия, сохранила Суд как самостоятельный институт власти. Правда, изменилась его компетенция, численный состав, порядок формирования, организационная структура.
Прежняя Конституция определяла предназначение Конституционного Суда необычайно широко — «высший орган судебной власти по защите конституционного строя» (ст. 165). Конституция 1993 г. не содержит характеристики статуса Суда. Она дана в принятом на основе Конституции Законе о Конституционном Суде РФ: Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1).
В Конституции нормы о Суде включены в гл. 7 «Судебная власть» (ст. 125, ч. 2 ст. 118, ч. 1 и 3 ст. 128), что подчеркивает его принадлежность к судебной ветви власти. В то же время Конституционный Суд РФ по своей компетенции, организации, процедуре деятельности, характеру рассматриваемых дел и принимаемых решений, их юридической силе и механизму исполнения существенно отличается от других судебных органов. Он осуществляет особый вид правосудия — конституционное, применяя при этом особую процедуру — конституционное судопроизводство. Конституционный Суд не рассматривает конкретные уголовные, гражданские, арбитражные, административные дела. Он наделен функцией конституционного контроля в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории страны (ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ). Конституционный контроль выражается в проверке и оценке конституционности законов, иных нормативных актов, договоров, утрачивающих силу в случае признания их неконституционными, в разрешении споров о компетенции, толковании Конституции, что призвано обеспечить правовую защиту Конституции, баланс, уравновешивание властей в установленных Конституцией границах.
В силу особого статуса Конституционного Суда как главного звена в механизме конституционного контроля, высшего конституционного органа одного уровня с федеральными институтами президентской, законодательной и исполнительной властей из всех высших судебных органов только его компетенция, наряду с компетенцией Президента, Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства, определена непосредственно и конкретно в Конституции. На основе Конституции полномочия, порядок образования и деятельности Суда устанавливаются Законом о нем.
2. Часть 1 ст. 125 Конституции определяет численный состав Конституционного Суда РФ — 19 судей. Прежняя законодательная регламентация предусматривала 15 судей (фактически были избраны и работали 13). Порядок назначения конституционных судей установлен в Основном Законе (п. «е» ст. 83, п. «ж» ч. 1 ст. 102, ч. 1 ст. 128), конкретизирован в Законе о Конституционном Суде РФ (ст. 4, 9 и 10) и Регламенте Совета Федерации (гл. 24).
Судьи КС РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента. Предложения о кандидатах могут вноситься Президенту членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Законодательство предъявляет высокие требования к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда. Им может быть назначен только гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Судебная система в ЕГЭ по обществознанию
- Законность. Судьи в своей работе руководствуются только Конституцией РФ и Федеральными законами.
- Самостоятельность и независимость. Органы судебной системы и судьи действуют самостоятельно по отношению к другим ветвям власти, а гарантии их независимости приведены в Конституции и Федеральном законе «О судебной системе».
- Гласность судопроизводства. Во всех судах судебной системы РФ разбирательство всегда открытое. Закрытое судебное заседание допускается только в отдельных случаях, установленных Федеральным законом.
- Государственный язык судопроизводства. Судебные разбирательства во всех судах РФ ведутся на государственном русском языке. Также допустимо вести судебное заседание на языке республики, в которой оно проводится. Лицам, не владеющим государственным языком, дается право на пользование услугами переводчика.
- Презумпция невиновности. Этот принцип означает, что никто не может быть признан виновным до тех пор, пока его вина не доказана в судебном порядке.
- Равноправие и состязательность. Суды не могут поддерживать определенных лиц, участвующих в судебном разбирательстве, по принципу их половой, возрастной или расовой принадлежности и социального статуса. Согласно данному принципу, все равны перед судом.
Переходим к вертикальной структуре правосудия. Рассмотрение спора начинается в суде первой инстанции согласно строгим канонам арбитражного/гражданского/административного или уголовного процессуального кодекса РФ.
Наименования содержат в себе ответы на вопросы, в каком суде и какого процессуального документа придерживаться. В каждом суде – свой Кодекс и, хочется добавить, честь. Но нет, честь – понятие все-таки универсальное.
Отступление от прописанных правил со стороны любого участника судебного процесса может стать причиной засчитать ему техническое поражение.
Апелляционная инстанция, рассматривая спор, уже имеет на руках полностью сформированное дело со всеми мыслями, заложенными сторонами судебного процесса на первоначальном этапе.
Дополнительные доказательства принимаются судом второй инстанции лишь в исключительных случаях, если сторона процесса обоснует, почему не смогла представить указанное доказательство суду первой инстанции.
Отсюда делаем вывод, что самым важным и зачастую предопределяющим исход любого дела является первоначальный этап судопроизводства. Это ключевой момент не по расположению на схеме, а по значению для разрешения дела.
После вынесения апелляционным судом определения по делу, судебные постановления вступают в законную силу немедленно. Уже на этом этапе выигравшая сторона, если есть решение о принудительном исполнении (взыскании или обязании что-либо совершить), может получить исполнительный лист и предъявить его в службу судебных приставов для исполнения.
Но если проигравшая сторона все же решит поискать истину… Нет, не в вине, а в третьей инстанции, то в течении двух/трех месяцев с момента вступления решения в законную силу (срок зависит от того, был это арбитражный суд, либо суд общей юрисдикции), он сможет подать жалобу в специальные кассационные суды.
Рассмотрение кассационной жалобы происходит в открытом судебном заседании с участием сторон. К слову, в рамках указанного производства можно приостановить исполнение решения суда до разрешения дела.
Кассационный суд проверяет законность ранее вынесенных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, а также соблюдение норм материального права и арбитражного/гражданского/административного или уголовного процесса.
Ну, и наконец, мы добрались до «царицы полей» в мире юриспруденции, называемой в обиходе «вторая кассация» – до Верховного суда Российской Федерации, который также рассматривает дела в кассационном порядке.
Рассмотрение основного объема споров, исковых и приказных производств ложится на районные суды.
Первое, с чем сталкивается подавляющее количество граждан, которые вынуждены отстаивать свои интересы через исковое или приказное производство, – это районные суды. Под этим общим названием скрываются не только районные, но и городские, межрайонные суды.
Кроме них предусмотрены и другие виды судов общей юрисдикции согласно закону, к которым относятся военные и специализированные. Также систему судов общей юрисдикции составляют:
- Верховные каждого субъекта РФ;
- краевые, областные;
- городов федерального значения;
- автономной области, округов;
- мировые.
Суды общей юрисдикции РФ (СОЮ) отличаются между собой компетенциями. В зависимости от их объемов формируются звенья системы СОЮ. Всего их четыре, а именно:
- мировые;
- районные;
- верховные каждого субъекта РФ;
- Верховный Суд страны (ВС).
Рассмотрение основного объема споров, исковых и приказных производств ложится на районные суды. Вышестоящие инстанции проверяют законность принятия решения нижестоящими.
Поэтому законность действий районных судов проверяется Верховным судом республики, края или области. А законность их решений – ВС РФ.
В свою очередь, решения мировых судей обжалуются в районные суды, которые для первых являются вышестоящей инстанцией.
Для справки! Ежегодно суды общей юрисдикции рассматривают свыше 25 млн дел. Например, в 2017 году ими приняты решения по 915 тысячам уголовных дел, 14,5 млн гражданских споров, 6,5 млн дел об административных проступках, а также 4,3 млн дел в порядке административного судопроизводства.
В подсистеме военных судов, которые осуществляют правосудие среди военнослужащих, отсутствует звено мировых представителей Фемиды. Основная нагрузка приходится на первое звено – суды гарнизонов. Их решения можно обжаловать в вышестоящую инстанцию – военные суды округов/флотов. Высшая инстанция – Судебная коллегия ВС РФ по делам военнослужащих.
Суды общей юрисдикции также классифицируются по процессуальной компетенцией.
Все СОЮ разделены как по иерархии, так и по процессуальной компетенцией следующим образом:
- первая инстанция;
- апелляция;
- кассация и надзор.
К первым относятся суды, которые рассматривают дела и принимают решения по существу его основных вопросов. Например, о применении санкций, наказания, определения вины, удовлетворении исковых требований и т.п.
Место в звене и процессуальная компетенция может не совпадать. Любой из судов – не только районный или мировой – может выступать в качестве первой инстанции.
Понятие о Конституционном суде
Согласно Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации», данный орган имеет определение, как судебная структура конституционного контроля. Конституционное судебное производство выполняет свои функции независимо от других структур. Данные положения указаны в статье 1 вышеупомянутого закона.
Главные параметры Конституционного Суда РФ, фиксируемые в объединяющей форме, это:
- его моральное предопределение(выполнение законного контролирования);
- положение и роль в структуре классификации власти (судебный орган);
- основные и решающие правила функционирования (законодательная сила принимаемых им актов определена самостоятельной и независимой реализацией судебной власти);
- регламентирующая модель функционирования (конституционное судебное производство).
Конституционные основы судебной власти
Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10). Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть может разрешать споры о компетенции между органами других ветвей государственной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие как особый вид юридической деятельности осуществляется только судом. Под термином «суд» Конституция РФ и другие законы понимают судебный орган (или судью), осуществляющий правосудие в соответствии с установленной законом юрисдикцией. В России нет, и не может быть иных (как государственных, так и негосударственных) органов, осуществляющих правосудие. Отсюда следует, что товарищеские суды, спортивные арбитражи, церковные суды, учрежденные Русской православной церковью, шариатские суды и т. п. правосудие не отправляют.
Судебная система рф 2021 схема по действующему законодательству
Судебная система РФ, схема которой относительно проста, имеет горизонтальное и вертикальное разделение власти. Горизонталь данной структуры формируют три ключевые ветви системы: арбитражный, Конституционный суд, а также суды общей юрисдикции.
В основе такого разделения лежит существенное различие специфики каждого из направлений. Конституционный суд РФ занимает особое место: он является судебным органом, призванным контролировать конституционность законов и иных правовых актов.
Судебная реформа, полным ходом идущая в нашей стране, вступает в заключительную фазу. Не позже 01 октября 2021 г.
в России начнут действовать иные апелляционные и кассационные суды, а также вступят в силу различные процессуальные поправки.
Большинству судебные расходы на апелляционные и кассационные инстанции теперь обходиться будут значительно дороже. Расскажу о самых значимых изменениях в системе российского судопроизводства.
По каждому гражданскому делу между судом, с одной стороны, и иными участниками процесса, с другой, складывается совокупность…
В Советском Союзе судебная власть зачастую представляла собой не оружие защиты права, а инструмент расширения бесправия. Суд, в особенности, когда речь…
В этой инстанции производится повторное и полное рассмотрение дела, по которому судебное решение не вступило в законную силу. Основанием для рассмотрения служит апелляционная жалоба одной из сторон.
В апелляционной жалобе не могут быть заявлены новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции. До 2014 года независимый блок также представлял собой Высший арбитражный суд — судебный орган по разрешению экономических споров.
О преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также лицами офицерского состава, мичманами, сержантами и матросами органов Федеральной службы безопасности, иных органов государственной власти где Законом РФ предусмотрена военная служба, а также граждан, призванных в установленном Законодательством РФ на военные сборы.
К федеральным судам в судах общей юрисдикции относятся также специализированные суды (это не чрезвычайные суды, и их создание не вызвано чрезвычайной ситуацией).
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».
Пленум ВС РФ постановил внести в Госдуму проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». По гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий, которые более или менее четко определены в законе.
Точно также вследствие данной судебной реформы «повезло» и петербуржцам. Именно в их городе создаётся третий кассационный суд. Зона его деятельности охватит север и запад России. Он станет отвечать за пересмотр дел в Карелии, Коми, в Архангельской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской и Псковской областях, а также в Санкт-Петербурге и Ненецком автономном округе. Жители и юрлица, зарегистрированные в этих субъектах РФ будут направлять свои жалобы в Санкт – Петербург.
Остальные кассационные суды разместятся в Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерово и во Владивостоке.
Высшей инстанцией является ВС РФ (ст. 3 ФКЗ № 3 05.02.2021). В зависимости от специфики дела его рассматривает коллегия по экономическим спорам, административным, уголовным и т. п. Президиум ВС РФ служит финальной инстанцией для рассмотрения любого спора и ведет дела в порядке кассации либо надзора.
По действующему законодательству в системе судов общей юрисдикции действуют мировые, районные, областные, а также верховные суды республик, суды автономного округа, автономной области, города федерального значения, рассматривающие дела в первой инстанции. «Вынесенные ими решения можно оспорить в апелляционной инстанции. Так, вердикты районных судов можно обжаловать в областных.
6) применение типового должностного регламента государственных гражданских служащих суда, управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, ответственных за взаимодействие с общественностью и СМИ, предусматривающего требования к их профессиональным, деловым, этическим качествам, либо положения суда о пресс-службе;
Информационная политика должна быть частью общей стратегии развития судов. Популяризация знаний о судебной системе повышает имидж суда, расширяет возможности профориентации, является действенным инструментом для расширения кругозора в области судебной деятельности среди широкой общественности. Популяризация предполагает нацеленность на различные возрастные и социальные группы населения и включает в себя ряд мероприятий.
Установите соответствие между полномочиями судебной власти и судебными органами, которые ее осуществляют. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ | СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ |
А) осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции по гражданским делам (видим ключевое словосочетание надзор за деятельность судов общей юрисдикции- Верховный Суд РФ) | 1) Конституционный Суд Российской Федерации |
Б) дает разъяснения по вопросам судебной практики (возвращаемся к нашей таблице и видим, что это полномочие Верховного Суда РФ) | 2) Верховный Суд Российской Федерации |
В) является высшим судебным органом по уголовным делам, подсудным судам общей юрисдикции (как мы уже знаем высшим судебным органом по данным делам являются Верховный Суд РФ) | |
Г) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти (споры о компетенциях между федеральными органами власти разрешает Конституционный Суд РФ) | |
Д) разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов Конституции РФ (Именно Конституционный суд занимается проверкой Конституционности нормативных актов) |