Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое накопительная пенсия?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ваша накопительная пенсия формируется с 2003 года или позже – в зависимости от того, когда началась ваша карьера. До 2002 года пенсионная система в России была устроена так: работодатели уплачивали за своих сотрудников так называемые страховые взносы, за счет которых формировались страховые пенсии. Их размер никак не зависел от зарплаты работника – только от его стажа. Начиная с 2002 года пенсии были разделены на три части: фиксированную (базовую), страховую и накопительную.
Откуда взялась накопительная пенсия?
Накопительная пенсия – это важная составляющая вашей будущей пенсии, которая формируется на индивидуальном пенсионном счете гражданина за счет двух источников:
- взносов работодателя по ставке 6% от начисленной зарплаты (начислялись до 2014 года);
- дохода от инвестирования накоплений вашим страховщиком.
Заморозка пенсионных накоплений
Но все же, несмотря на все сказанное выше о формировании накопительных пенсий в 2022 году, на деле никакого накопления в данный момент не происходит! В этой части пенсионная реформа пока «не сработала», как было запланировано.
Когда средства, перечисляемые работодателями в ПФР средств стали делить на 10% страховых и 6% накопительных, выяснилось, что это больно ударило по бюджету ПФР. Он оказался не готов отдавать в НПФ положенный процент, и ушел в глубокий дефицит.
Предпосылки к этому были и раньше, поскольку именно дефицит средств в ПФР и вызвал необходимость пенсионной реформы – платить всем пенсионерам России (которых на данный момент примерно 30% населения) было попросту нечем.
Поэтому Правительство решило заморозить накопительную пенсию, и разрешить ПФР пустить все 16% исключительно на формирование страховой части пенсионного обеспечения. На 2022 и 2022 мораторий продлен. Застрахованным в ОПС гражданам обещают, что после снятия моратория все средства накопительных пенсий будут индексированы и учтены.
Попутно проводится тотальная проверка всех существовавших ранее НПФ и УК. Лицензии некоторых НПФ аннулированы.
Учитывая, что Правительство уверяет, что накопительные пенсии в принципе, отменены не будут, можно предположить, что оно стремится сформировать список «надежных» и лояльных НПФ и УК, которые будут действовать в точном соответствии с российским законодательством и не подвергать средству пенсионеров неоправданным рискам. Поскольку пенсионные вклады застрахованы государством, и выплачивать их людям (пусть и без индексации), в случае чего, предстоит из бюджета.
В настоящее время идет активное обсуждение предложения ЦБ и Минфина изменить способ формирования накопительных пенсий. То есть, брать отчисления на них не с работодателей, а с самих потенциальных пенсионеров в некоем «добровольно-обязательном» порядке, как сейчас удерживается из зарплаты НДФЛ, прямо из зарплаты до ее выдачи работнику.
Однако при выходе на пенсию та часть накопительной пенсии, что была накоплена до моратория, выплачивается. Существующие НПФ и УК продолжают работать со средствами, которые были получены ранее, до «заморозки». То есть, приращивать их.
У кого формируются пенсионные накопления?
Накопительная пенсия может формироваться у людей 1967 года рождения и моложе. При этом они имеют право одновременно и на страховую, и на накопительную пенсии. Страховые взносы на накопительную пенсию уплачивались в системе обязательного пенсионного страхования с 2002 по 2014 год.
«Еще они формируются у мужчин, рожденных в 1953-1966 годах и женщин 1957-1966 года рождения, за которых в период с 2002 по 2004 год уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. Иными словами, работавших в этот период. С 2005 года эти отчисления были прекращены из-за корректировки законодательной базы. Таким образом, у читательницы Марии Кизляковой, рожденной в 1959 году могут быть сформированы накопления», — отмечает Оксана Аханова.
Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения
Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1
Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».
В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.
В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).
Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.
Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3
Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.
Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.
В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.
Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.
С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.
Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.
Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.
Возможности самостоятельного формирования альтернативных источников пенсионного обеспечения
Обеспечить себя в старости можно разными способами. Помимо негосударственной пенсии от НПФ можно накопить денег с помощью банковского вклада, индивидуального инвестиционного счета (ИИС), государственных облигаций, накопительного страхования жизни.
В качестве источника пенсионного обеспечения лучше всего подходит пополняемый банковский вклад с капитализацией процентов.
Индивидуальный инвестиционный счет позволяет не только получить доход от инвестирования, но и льготу в виде возврата налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на ту сумму, которая была использована для инвестирования. Однако в отличие от банковского вклада этот способ несет в себе риск убытков, поскольку никто не гарантирует получения инвестиционного дохода.
В качестве пенсионного капитала можно приобрести государственные облигации – они гарантируют доход, сравнимый с доходом по банковскому вкладу.
Накопительное страхование жизни позволяет сформировать капитал и одновременно гарантирует владельцу полиса финансовую поддержку в случае проблем со здоровьем. Срок страхования составляет, как правило, от 5 до 20 лет. При заключении договора страхования каждый сам определяет, какую сумму и за какой период времени хочет накопить. По окончании срока действия договора страхования можно единовременно получить всю сумму накоплений или получать накопления частями в виде пожизненной пенсии.
Виды выплат за счет средств пенсионных накоплений
В соответствии со ст.ст. 30–33 Федерального закона от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» обратиться за выплатами пенсионных накоплений могут застрахованные лица:
- мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет;
- получатели страховой пенсии по старости, в т. ч. досрочно (ранее общеустановленного пенсионного возраста) в соответствии со ст. 30, 31, 32, ч.2 ст.33 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»)
Предусмотрены следующие виды выплат:
- единовременная выплата
- накопительная пенсия
- срочная пенсионная выплата
- правопреемство
Когда назначать единовременную выплату накопительной пенсии
Использование прожиточного минимума пенсионера для определения схемы выплаты накопительной пенсии выглядит нарушением базовых принципов пенсионной системы. А вот индивидуальный расчет срока дожития кажется вполне обоснованным
Пенсионный фонд России пришел к выводу, что подавляющая часть накопительных пенсий, которые должны получить будущие пенсионеры, настолько мала, что лучше выдавать их сразу, в виде единовременной выплаты. Сейчас при назначении накопительной пенсии необходимо заблаговременно получить расчет страховой пенсии в ПФР.
В дальнейшем Пенсионный фонд берет все накопленные средства человека и делит их на так называемый период дожития, который сейчас составляет 252 месяца, а в 2020 году вырастет до 258 месяцев. Если результат превышает 5% от размера рассчитанной ПФР с учетом всех доплат страховой пенсии, то назначается выплата ежемесячной пожизненной накопительной пенсии.
В противном случае производится единовременная выплата.
В свое время из накопительной системы исключили людей старше 1967 года рождения, успевших отложить лишь небольшую сумму.
Расчеты показывают, что для подавляющего большинства из них ежемесячная накопительная пенсия не превысит 5% от страховой, поэтому пенсионные фонды практически всегда выплачивают накопленные средства целиком.
Такая ситуация будет продолжаться до 2023 года, когда на пенсию станут выходить люди, родившиеся после 1967 года, — с куда большими сбережениями.
В ПФР предложили пойти дальше и рассчитывать единовременные выплаты не от размера страховой пенсии, а от прожиточного минимума пенсионера. И если накопительная пенсия при расчете оказывается меньше 20% от этого показателя — выдавать все накопленное единовременной выплатой.
Прожиточный минимум пенсионера в 2020 году составит 9311 руб. Предлагаемая методика приведет практически к полному отказу от назначения пожизненной накопительной пенсии даже после 2023 года. Для получения пенсии нужно будет накопить порядка 480 тыс. руб.
Такие суммы есть лишь приблизительно у 0,1% участников накопительной системы.
Можно предположить, что ПФР предложил новую методику только из-за повышения пенсионного возраста.
Теперь при назначении выплат из пенсионных накоплений (в этом случае применяется прежний возраст) требуемый расчет стал носить условный характер, так как он делается до фактического назначения этой самой страховой пенсии. Однако в остальном для госфонда ничего не изменилось.
На мой взгляд, нельзя менять базовые принципы пенсионной системы только из-за возникновения условности расчета. Ведь в новых реалиях применение «старого» пенсионного возраста — это льгота для смягчения последствий пенсионной реформы.
Понятно, что если накопления невелики, то единовременные выплаты выглядят предпочтительнее в том числе и для НПФ, поскольку расходы на обеспечение многолетних мизерных выплат чрезмерно велики. Но давайте вспомним, что пенсия — это пожизненные выплаты, предназначенные для страхования человека от риска бедности. Единоразовые выплаты даже крупных сумм такую проблему не решают.
Накопительная пенсия может формироваться у граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если до конца 2015 был сделан выбор в ее пользу.
Гражданам 1967 года рождения и моложе, в пользу которых страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию начнут начисляться работодателем впервые после 1 января 2014 года, предоставляется возможность выбора варианта пенсионного обеспечения (формировать только страховую пенсию или формировать и страховую пенсию, и накопительную) в течение пяти лет с момента первого начисления страховых взносов. Если гражданин не достиг возраста 23 лет, указанный период увеличивается до окончания года, в котором ему исполняется 23 года.
У граждан 1966 года рождения и старше* формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии.
* Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.
Размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия. Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица, взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результат от их инвестирования и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, а также результат от их инвестирования включаются в состав средств пенсионных накоплений и учитываются по выбору застрахованного лица при определении размера накопительной пенсии либо размера срочной пенсионной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».
Размер накопительной пенсии рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты с 2021 года – 264 месяца. Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 264 месяца.
Размер накопительной пенсии будет выше, если обратиться за назначением пенсии позднее приобретения права на указанную пенсию. Например, если обратиться за назначением пенсии на три года позднее, то сумма пенсионных накоплений будет делиться уже на 216 месяцев.
Что такое накопительная часть пенсии
Накопительная часть — это прибавка к пенсионным выплатам по старости. Она формировалась на специальном лицевом счете с 2002 года за счет страховых взносов от работодателя — 6% со всех взносов.
С 2014 года власти ввели мораторий: заморозили накопительную часть пенсии и все страховые взносы стали уходить на формирование только страховой части. Мораторий периодически продлевают. В декабре 2020 года его продлили до конца 2023 года. Накопительный компонент пенсии со взносов работодателя сейчас не формируется ни у кого. Но те деньги, что успели накопиться, остались за вами и составят прибавку к страховой пенсии.
Накопительная пенсия растет за счет инвестиционного дохода. С пенсионными накоплениями работают негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и Пенсионный фонд России (ПФР). Эти организации называют страховщиками по обязательному пенсионному страхованию. Страховщики вкладывают накопления в акции и облигации, инвестиции приносят доход — будущая пенсия увеличивается.
Еще можно пополнять пенсионные накопления добровольно:
Участники программы государственного софинансирования пенсионных сбережений вносят деньги на накопительную часть самостоятельно, а государство удваивает их взносы. Но есть лимит: удваиваются взносы только от 2 до 12 тысяч рублей.
Кто родился в 1966 году и раньше. Страховая пенсия начислялась с 2002 по 2004 год по умолчанию, если застрахованный работал официально и работодатель делал взносы в пенсионный фонд.
Пример расчета срочной пенсионной выплаты
На момент обращения за страховой пенсией по старости на индивидуальном лицевом счете гражданина в ПФР числится 140 000 руб. пенсионных накоплений. Они поступили за счет добровольных взносов самого гражданина и суммы софинансирования от государства.
Гражданин решил получать эти средства в виде срочной пенсионной выплаты в течение 10 лет. В этом случае ежемесячно ему будет выплачиваться 1166,67 руб. дополнительно к страховой пенсии по старости (140 000 руб. / 120 мес. = 1166,67 руб.).
Чтобы получить срочную пенсионную выплату, обратитесь в ТО ПФР или в НПФ, в который вы передали пенсионные накопления, и представьте заявление и необходимые документы.
В настоящий момент утверждена только форма заявления в НПФ. В заявлении (в п. 3) укажите количество месяцев периода получения выплаты срочной пенсионной выплаты (не менее 120 месяцев — 10 лет) со дня назначения.
Заявление застрахованного лица о назначении срочной пенсионной выплаты — форма
Заявление в ТО ПФР можно составить на основе указанной формы или обратиться за образцом в ТО ПФР (НПФ). В фонде можно уточнить и список необходимых документов.
Заявление можно представить в ТО ПФР (НПФ) непосредственно, по почте, через МФЦ (при наличии соответствующего соглашения между ТО ПФР и МФЦ) или в электронной форме, в том числе через Портал госуслуг или личный кабинет на сайте ПФР.
После получения заявления ТО ПФР (НПФ) должен выдать вам уведомление о приеме заявления. В течение 10 дней после получения заявления и документов ПФР (НПФ) примет соответствующее решение.
При положительном решении срочная выплата назначается со дня подачи заявления и необходимых документов или с даты отправки письма, указанной на почтовом штемпеле по месту отправления, если вы отправили заявление и документы по почте, но не ранее чем со дня возникновения права на накопительную пенсию.
Средства будут выплачиваться в течение указанного в заявлении периода.
Если при выходе на пенсию вы не подадите заявление о назначении срочной пенсионной выплаты, то средства в этой части будут выплачиваться вам в составе накопительной пенсии.
Получение накопительной пенсии
Накопительная пенсия — это ежемесячная денежная выплата, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений и назначаемая в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости.
По общему правилу вам назначат накопительную пенсию по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии страхового стажа и величины ИПК, дающих право на страховую пенсию по старости.
При этом размер накопительной пенсии должен составлять более 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты и ее повышений) и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии.
Чтобы получить накопительную пенсию, обратитесь в ТО ПФР или в НПФ, в который вы передали пенсионные накопления, и представьте заявление и необходимые документы.
Заявление о назначении накопительной пенсии подается в том же порядке, что и заявление о назначении срочной пенсионной выплаты.
После получения заявления ТО ПФР (НПФ) должен выдать вам уведомление о приеме заявления. В течение 10 дней после получения заявления и документов ПФР или НПФ принимает решение о назначении выплаты или об отказе в выплате.
При положительном решении накопительная пенсия, по общему правилу, назначается со дня подачи заявления и необходимых документов, но не ранее чем со дня возникновения права на накопительную пенсию.
Чтобы рассчитать ежемесячный размер накопительной пенсии, надо разделить общую сумму ваших пенсионных накоплений на ожидаемый период выплаты, который определяется федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни пенсионеров.
На 2021 г. ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, применяемый для расчета ее размера, установлен продолжительностью 264 месяца.
Накопительная пенсия назначается пожизненно.
Индексация и перерасчет пенсионных сбережений
Индексируется только страховая пенсия. Накопительная увеличивается в зависимости от доходности управляющей компании или НПФ.
Накопительная часть пенсий формируется из взносов и результатов инвестирования. Взносы делаете вы, инвестирует управляющая компания или пенсионный фонд, который вы выбрали.
Если вы ничего не делали или выбрали ПФР, то накопительную пенсию инвестирует управляющая компания «Внешэкономбанка» — «Вэб-рф».
Накопительная часть пенсии растет в зависимости от доходности портфеля: у «Внешэкономбанка» она в среднем равна 7,7%, у НПФ — 6,9% за 2011—2019 годы. Для расчета я взяла только фонды, которые работали по ОПС с 2011 по 2020 год. Данные об инвестдоходе за 2020 год будут к апрелю 2021 года.
Перерасчет. Если пенсионные выплаты уже назначены, их размер корректируется каждый год 1 августа при условии, что:
Накопительная часть пенсий корректируется по формуле: сумму общих накоплений на 31 июля того года, в котором происходит корректировка, и количество поступивших денег на 1 июля делят на оставшийся ожидаемый период выплаты накопительного компонента пенсии на 31 июля того же года.
У нее останется: 400 000 Р − 15 151,5 Р = 384 848,5 Р накоплений.
Из ожидаемого периода выплаты отнимаем 10 — останется 254 месяца.
Что происходит с накопительной пенсией после смерти
Если застрахованный умер до выхода на пенсию, накопительной частью его пенсионных выплат могут распорядиться правопреемники. Правопреемник может быть по заявлению или по степени родства.
Правопреемники по степени родства делятся на две очереди: первую и вторую.
К первой очереди относятся дети, родные и усыновленные, супруги и родители. Ко второй — братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки.
Если умерший не оставил заявления о распределении накопительной части, деньги распределяются между преемниками из первой очереди в равных долях. Если таких нет, то деньги распределяются между правопреемниками из второй очереди.
Если заявление о распределении пенсионных накоплений есть, в пенсионный фонд за накопительной частью пенсии идут те, кому это завещали.
Если правопреемник подает документы для получения накопительной части лично, ему нужно принести оригиналы документов. Если почтой — копии, заверенные нотариусом.
Если на накопительной части пенсии умершего был материнский капитал, то получить его могут только второй родитель или дети.
Страховая и накопительная части пенсии
Пенсия состоит из двух частей: страховой и накопительной. Но в чем между ними разница (а она существенная), многие не понимают. Хотя этим вопросом уже сейчас должны задаваться не только люди старшего возраста, но и молодежь, которая стремится заложить надежный фундамент своего будущего. По большому счету, эта тема актуальна для любого человека. Поэтому есть смысл разобраться, как начисляют страховую и накопительную части и чем отличаются между собой два варианта.
Вариант пенсионных накоплений № 1.
У большинства граждан накопления формируются исключительно в части страховой пенсии – этот механизм Пенсионный фонд РФ предлагает как основной и сам собой разумеющийся. За теми, кто пошел по данному пути, закрепилось неофициальное наименование «молчуны». Эти люди никогда не заявляли о своем намерении самостоятельно выбрать вариант обязательного страхования или переходили в негосударственный фонд, но позже возвращались к прежнему способу формирования пенсии.
Вспомните, подписывали вы когда-нибудь заявление или договор о перечислении накоплений в НПФ? Если нет, то ваши взносы в размере 16 % с индивидуальной части участвуют в формировании только страховой пенсии. Такой вариант управления страховыми средствами предусматривает перевод всех взносов в индивидуальные коэффициенты – по-другому «пенсионные баллы». Каждый застрахованный имеет собственный запас накопленных баллов. Проверить их можно по лицевому счету гражданина.
Наследование пенсии умершего родственника
В некоторых случаях пенсионный капитал может быть завещан родственникам застрахованного лица. Гражданин имеет право самостоятельно определить тех, кто сможет получить эти сбережения. Чтобы установить правопреемников, гражданин должен обратиться в пенсионный фонд, в котором находятся деньги, и указать круг наследников и доли, которые будут им переданы. Тем придётся лишь предоставить документы, удостоверяющие их личность.
Если такого заявления нет – накопительная часть положена к унаследованию родственникам застрахованного двух первых очередей:
- Детьми, супругами и родителями умершего.
- Сёстрами, братьями, внуками, а также бабушками и дедушками.
Если гражданину была назначена бессрочная выплата указанного пособия, то в случае его смерти наследники будут лишены права получения остатков средств со счёта.
Деньги могут быть выплачены правопреемникам в том случае, если:
- застрахованное лицо скончалось до того, как ему были установлены платежи из пенсионных накоплений или до того, как был сделан перерасчёт с учётом доп. капитала;
- после того как были установлены срочные выплаты. В этом случае наследники получат остаток средств со счёта гражданина;
- после того как была установлена сумма единовременной выплаты, но до её фактического перечисления на счёт застрахованного.
Отчисления В Пфр 22 Как Распределяются 2019 Год
Сообщить об опечатке Текст, который будет отправлен нашим редакторам:. Ваш комментарий необязательно :. Отправить Отмена. На социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства ФСС. Компании, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности Компании, работающие в технико-внедренческих, туристско-рекреационных зонах.
Организации и физические лица, которые согласно Налоговому кодексу относятся к плательщикам страховых взносов, должны в обязательном порядке производить отчисления в Пенсионный фонд. Во-первых, с помощью этих платежей пополняется бюджет ПФР, из которого выплачиваются пенсии нынешним пенсионерам, а во-вторых, уплата работодателем страховых взносов на ОПС гарантирует работникам получение пенсии в будущем. В зависимости от категории, к которой относится плательщик, и вида деятельности устанавливается свой тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, а также порядок и сроки их уплаты. Важно понимать, что сам работник не осуществляет отчислений в Пенсионный фонд — этим занимается его работодатель. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:. Эти средства выплачиваются за счет работодателя, а их сумма рассчитывается исходя из размера фонда оплаты труда. Они устанавливаются в отношении работников, которые трудятся в опасных или вредных условиях труда.
Рекомендуем прочесть: Очередность вступления в наследство после смерти