Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как организации должны исчислять земельный налог в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговая база для земельного участка за налоговый период 2023 года – это его кадастровая стоимость, внесенная в Единый госреестр недвижимости (ЕГРН) и применяемая с 1 января 2022 года, если кадастровая стоимость участка с 01.01.2023 превышает эту стоимость, применяемую с 01.01.2022.
Сроки уплаты транспортного налога в 2023 году
Вид налога | Период уплаты | Срок уплаты |
---|---|---|
Транспортный налог | За 2022 год | 28.02.2023 |
За I квартал 2023 г. | 28.04.2023 | |
За II квартал 2023 г. | 28.07.2023 | |
За III квартал 2023 г. | 30.10.2023 | |
За 2023 год | 28.02.2024 |
Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.
-
Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).
-
Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:
-
с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;
-
с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.
-
Оформлением декларации по земельному налогу в 2023 году компаниям заниматься не придется. Закон не требует представлять ее в налоговые органы начиная с отчетности за 2022 год.
Авансы и итоговый налог компания уплачивает по собственным расчетам. А после наступления платежного срока по итогам года следует свериться с налоговиками – они сделают свой вариант расчета и вышлют в ваш адрес.
Существует три способа получения сообщений от контролеров: личное посещение инспекции, по почте или по ТКС. Чтобы изменить способ, контролерам нужно подать заявление.
При выявлении расхождений между самостоятельно вычисленным налогом и данными инспекторов, нужно выяснить причин и оспорить исчисленную инспекторами сумму либо доплатить разницу в бюджет.
Если от отчетности компании теперь избавились, то вопрос о том, когда платить земельный налог в 2023 году, по-прежнему актуален (см. далее).
Что делать, если ФНС прислали неверно рассчитанный земельный налог за 2 квартал 2023
Может быть три варианта развития событий по результатам сверки:
- суммы, указанные в уведомлении совпадают с размером уплаченного земельного налога. В этом случае ничего делать не нужно;
- сумма в уведомлении меньше, чем уплаченный налог. Тогда переплату можно вернуть или зачесть в счёт будущих платежей;
- сумма в уведомлении больше уплаченного налога. Если вы согласны с расчётом ИФНС, нужно доплатить сумму налога и пени. Если не согласны, нужно в течение 10 дней направить в инспекцию возражения и представить пояснения с документами подтверждения. ИФНС рассматривает возражения в течение месяца, и по итогам может пересчитать налог или оставить решение без изменений.
Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг в 2023 гoдy
Pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa пpoиcxoдит иcxoдя из кaдacтpoвoй cтoимocти yчacткa. Этa cтoимocть ycтaнaвливaeтcя в нaчaлe нaлoгoвoгo пepиoдa — 1 янвapя. КC и cтaвкy oпpeдeляют гocyдapcтвeнныe или мyниципaльныe opгaны.
Cyщecтвyeт cпeциaльнaя фopмyлa pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa:
Cн = KC x Нcт, гдe:
- Cн — cyммa нaлoгooблoжeния;
- КC — кaдacтpoвaя cтoимocть 3У;
- Нcт — нaлoгoвaя cтaвкa нa кoнкpeтнoй тeppитopии в oтнoшeнии кoнкpeтнoй кaтeгopии зeмeльнoгo yчacткa.
Чтoбы oпpeдeлить вeличинy зeмeльнoгo нaлoгa в 2023 гoдy, пoтpeбyeтcя yзнaть КC зeмeльнoгo yчacткa нa 01.01. 2023 гoдa. Этy цифpy (КC) пoнaдoбитcя yмнoжить нa нaлoгoвyю cтaвкy. Oбpaтитe внимaниe, чтo измeнeниe cтaвки вoзмoжнo пpи пepeвoдe зeмли в дpyгyю кaтeгopию пo peшeнию влacтeй.
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п.
9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
IV. Распределение ЕНП
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).
- госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
- авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).
- налог на профессиональный доход,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Ставки земельного налога
Налоговая ставка не может превышать 0,3% от кадастровой стоимости участков:
- расположенных на землях сельхозназначения или в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ и приобретенных для жилищного строительства, кроме участков, используемых в предпринимательской деятельности;
- приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. В 2023 году ставка распространяется на участки этой группы в случае, если они не используются в предпринимательской деятельности;
- земельные участки общего назначения, предназначенные для ведения гражданами садоводства и огородничества либо предназначенные для размещения иного имущества общего пользования.
Главное о земельном налоге в 2023 году
В числе других природных ресурсов земля относится к объектам налогообложения (статья 389 НК РФ). Юрлица, которые владеют участками на правах официально зарегистрированной собственности, бессрочного пользования или наследуемого владения, обязаны исчислять и уплачивать государству земельный налог. Не требуется платить налог арендаторам участков.
Некоторые категории предприятий освобождаются от уплаты в соответствии с нормами статьи 395 НК РФ. Кроме того, поскольку налог на землю относится к местным фискальным платежам, власти муниципальных образований (села, поселения, города и т.д.) вправе устанавливать дополнительные льготы для отдельных категорий организаций.
Налоговой базой для расчетов в 2023 году принимается кадастровая стоимость в ЕГРН по состоянию на 1-ое января 2022 года. Исключение – случаи повышения этого показателя из-за изменений характеристик объекта. Тогда для расчетов нужно брать увеличенную кадастровую стоимость.
Срок для перечисления налога одинаковый по всем регионам. За 2022 год необходимо уплатить сумму до 28-ого февраля 2023. Если в регионе предусмотрены авансы, перечислять их требуется до 28-ого числа месяца за отчетным кварталом.
Подавать декларацию не нужно. Эта обязанность отменена с 01.01.2021 (Письмо Минфина России от 19.06.2019 N 03-05-05-02/44672).
Администрирование земельного налога
В целях совершенствования администрирования земельного налога для организаций с 2023 года начинает применяться система префайлинга по земельному налогу, то есть предварительное заполнение налоговой декларации (расчета) по земельному налогу налоговым органом на основании имеющихся в налоговых органах сведений.
В связи с этим статья 244 НК изложена в новой редакции, а также статья 5 Закона содержит переходные нормы для 2023 года, в соответствии с которыми определено следующее:
- отменена для плательщиков-организаций обязанность по представлению ими налоговых деклараций (расчетов) по земельному налогу в налоговый орган в начале отчетного года;
- налоговый орган по истечении налогового периода, то есть в 2024 году, на основании имеющихся у него сведений будет производить предварительное заполнение налоговой декларации (расчета) по земельному налогу за прошедший год, то есть за 2023 год, и направлять ее 30 января 2024 г. плательщикам-организациям для подписания электронной цифровой подписью и представления такой налоговой декларации (при необходимости с внесенными изменениями и (или) дополнениями) в налоговый орган не позднее 20 февраля 2024 года (части первая, третья пункта 2 статьи 244 НК).
Справочно
Предварительно заполненная декларация в 2024 году за 2023 год не будет направляться (часть вторая пункта 2 статьи 244 НК):
- организациям, в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации;
- организациям, находящимся в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
- организациям при отсутствии у них земельных участков, являющихся объектом налогообложения, согласно имеющимся в налоговом органе сведениям о земельных участках за истекший налоговый период;
- организациям, указанным в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления;
- крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 384 НК освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК;
- в течение 2023 года устанавливается обязанность уплаты организациями авансовых платежей по земельному налогу по срокам не позднее 22 февраля, 22 мая, 22 августа и 22 ноября (подпункт 5.3 пункта 5 статьи 5 Закона).
Авансовые платежи в течение налогового периода не уплачиваются:
- бюджетными организациями;
- организациями, на которые распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК.
Размер авансовых платежей определяется:
- уполномоченными лицами, указанными в части второй пункта 12 статьи 243 НК, по обязательствам организаций, указанных в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления — в размере фактически полученных от нанимателей или собственников жилых помещений, нежилых помещений, машино-мест в жилых домах сумм земельного налога;
- иными плательщиками-организациями — в размере одной четвертой суммы земельного налога, исчисленного за предыдущий налоговый период, проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на текущий налоговый период.
Подпунктом 5.1 пункта 5 Закона определено, что в 2023 году налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу за 2022 год представляются либо соответствующие изменения и (или) дополнения вносятся в налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу за 2022 год не позднее 20 февраля 2023 года плательщиками-организациями, на которых:
- в четвертом квартале 2022 года распространялись положения части второй пункта 7 статьи 243 НК;
- по итогам 2022 года распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК.
Уплата (доплата) земельного налога вышеуказанными организациями будет производиться не позднее 22 февраля 2023 года (подпункт 5.2 пункта 5 статьи 5 Закона).
Также нормами пунктов 3 и 4 статьи 244 НК определено, что плательщики-организации не позднее 1 декабря 2023 года направляют в налоговые органы по месту постановки на учет уведомления о земельных участках.
Так, пункт 3 статьи 244 НК содержит перечень уведомлений о земельных участках, которые плательщики-организации обязаны представлять в налоговый орган, а именно:
- о передаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на земельных участках, предоставленных бюджетным организациям;
- о земельных участках, занятых конструктивными элементами воздушных линий электропередачи напряжением ниже 35 киловольт, которые не являются капитальными строениями или государственная регистрация которых не является обязательной, используемых энергоснабжающими организациями, входящими в состав государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго»;
- о земельных участках, предоставленных организациям для строительства или строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений) (целевое назначение которых изменено на целевое назначение для строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений)), на которых после истечения трех лет с даты их предоставления или государственной регистрации перехода прав на такой земельный участок (изменения целевого назначения земельного участка) принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и (или) передаточных устройств;
- о земельных участках, части которых имеют разное функциональное использование (разные виды оценочных зон) и разные ставки налога;
- о служебных земельных наделах, предоставленных физическим лицам по решению районных исполнительных и распорядительных органов для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома или обслуживания зарегистрированных организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартир в блокированном жилом доме, для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, дачного строительства.
Пункт 4 статьи 244 НК содержит перечень уведомлений о земельных участках, которые плательщики-организации вправе представлять в налоговый орган, а именно:
- о земельных участках, в отношении которых применяются льготы по земельному налогу;
- о фактическом использовании земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, самовольно занятых, а также находящихся в государственной собственности земельных участках, предоставленных в аренду и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством;
- о земельных участках, в отношении которых для организаций установлены увеличенные (уменьшенные) ставки земельного налога в соответствии с пунктом 10 статьи 241 НК;
- о земельных участках, в отношении которых организации вправе применить коэффициенты к годовой ставке земельного налога, установленные в соответствии с пунктом 12 статьи 241 НК.
Вместе с тем для организаций, на которых распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК, установлен частью первой пункта 5 статьи 244 НК иной срок представления в налоговые органы вышепоименованных уведомлений о земельных участках, а именно: не позднее 20 января текущего налогового периода.
При этом вышеуказанные уведомления о земельных участках не представляются (часть вторая пункта 5 статьи 244 НК):
- организациями, в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации;
- организациями, находящимися в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
- организациями при отсутствии у них земельных участков, являющихся объектом налогообложения, согласно имеющимся в налоговом органе сведениям о земельных участках за истекший налоговый период;
- организациями, указанными в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления;
- крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 384 НК освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК.
Срок уплаты земельного налога для физических лиц в 2023
Земельный налог подлежит уплате в том регионе, на территории которого располагается облагаемый им участок земли. Сроки, в течение которых налог подлежит перечислению в бюджет, утверждаются властями субъекта.
В 2017г. планируется взимание налога не частично, а в полной мере (увеличение суммы на 100%, на 20% ежегодно вплоть до 2023г.), и пилотными районами станут наиболее крупные регионы. В первую очередь новые квитанции на оплату налога на землю придут налогоплательщикам города Москвы.
Физлица и ИП должны своевременно уплачивать те суммы, которые прописаны в присылаемых налоговым органом уведомлении. Там же будет указан и день, до которого они должны быть перечислены. На сегодняшний день это 1-ое декабря года, следующего за годом, сбор за который предполагается уплатить. Например, за 2017 год полная сумма сбора должна быть отправлена в бюджет до 1.12.2023.
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1: Должен ли пользователь земельного участка перечислять налог на землю, если он использует его по срочному договору безвозмездного пользования?
Ответ: Нет, в данной ситуации налог на земельный участок должен перечислять в бюджет собственник земли.
Вопрос №2: Крайним сроком уплаты земельного налога для юрлиц является первое февраля. Будут ли налоговые органы штрафовать организации, которые заплатили налог раньше срока, например, по причине региональных особенностей порядка уплаты налогов?
Ответ: Хотя земельный налог и является региональным, и власти на местах имеют право устанавливать собственные порядки перечисления платежей, они не могут установить срок уплаты налога на землю ранее 1 февраля, так как данное требование утверждено законодательно на высшем уровне.
Вопрос №3: Как и когда следует уплачивать земельный налог, если кадастровая стоимость земли изменилась в течение отчетного периода?
Ответ: Налог на землю рассчитывается на основании сведений о кадастровой стоимости на первое января, которые остаются актуальными на протяжении всего последующего года. Поэтому сроки и порядок оплаты земельного налога не меняется в течение отчетного периода (календарного года). Исключением составляют изменения сумм кадастровой оценки вследствие обнаружения технической ошибки или по решению суда.
Для расчета налога на имущество за налоговый период 2022 года во всех регионах (за исключением ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области) в качестве налоговой базы используется кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога действуют понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:
- 0,4 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
- 0,6 — для десяти регионов (Республики Алтай, Крыма, Алтайского и Приморского краев, Волгоградской, Иркутской, Курганской, Свердловской и Томской областей, Чукотского автономного округа), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
- 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
- 0,6 в отношении объекта, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости — применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
Срок уплаты земельного налога за 3 квартал 2022
С начала 2021 года введены новые правила уплаты земельного налога. Теперь не нужно подавать декларацию до 1 февраля следующего года и затем уплачивать налог в срок, который установит местное муниципальное образование. В 2022 году платить нужно в единые сроки:
Вид платежа | Срок уплаты |
---|---|
Уплата налога за 2021 год | до 1 марта 2022 года |
Авансовый платёж за 1 квартал | до 4 мая 2022 года |
Авансовый платёж за 2 квартал | до 1 августа 2022 года |
Авансовый платёж за 3 квартал | до 31 октября 2022 года |