Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закупки по 44-ФЗ: можно ли изменить контракт после аукциона?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как для поставщика, так и для Заказчика нарушение СУК может обернуться штрафными санкциями (штрафы и пени), либо может и вовсе привести к расторжению договора. Штрафы и пени для Заказчиков и поставщиков рассчитываются в соответствии с требованиями ПП РФ № 1042 от 30.08.2017 г.
Примеры из судебной практики
Пример 1.
Заказчик и продавец оформили дополнительное соглашение, чтобы поднять цену договора на 10 %. Данные действия оказались расценены как нарушение, после чего заказчик был привлечен к административной ответственности по ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ и должен был выплатить 1 млн рублей в виде штрафа. Проверяющие посчитали недопустимым, что такие изменения условий контракта по 44-ФЗ привели к дополнительному расходованию свыше 900 000 рублей из бюджета.
Покупатель не согласился с таким решением и обратился в суд. Последний встал на сторону заказчика, отметив, что цена договора изменилась не более чем на 10 % от изначально установленной суммы. Также необходимость выполнения дополнительных работ была согласована сторонами, после чего все необходимые услуги были оказаны. Иными словами, требование пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ не нарушено (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2017 г. № Ф04-7084/2017).
Пример 2.
Достаточно часто в практике госзакупок встречается ситуация, когда исполнитель выполняет дополнительные работы, не подписав дополнительного соглашение к контракту, при этом сумма превышает 10 % от цены договора. После чего он обращается к покупателю с требованием оплаты. Однако пока отсутствуют изменения условий контракта, по 44-ФЗ у заказчика нет оснований платить продавцу.
Был подписан муниципальный контракт, по которому исполнитель должен был построить объект. Подрядчик указал, что проект не соответствует сметной документации, так как были произведены дополнительные работы, которые изначально не предполагались договором, в результате увеличились срок и его стоимость. Поэтому исполнитель направил заказчику предложение о заключении дополнительных соглашений, по которым продляется срок на выполнение работ и цена возрастает примерно на 15 %.
Заказчик подписал только соглашение об увеличении цены на 10 %. Так как исполнитель выполнил больший объем работ, он направил жалобу в суд.
Обязательные условия контракта
Часть условий контракта вносится в него ещё на этапе формирования проекта. Поэтому в Проекте контракта (договора) можно найти следующие условия:
- о неизменности цены, кроме случаев, когда применяется ориентировочное значение цены или формула её расчёта: например, для агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию;
- об ответственности сторон за невыполнение своих обязанностей по контракту;
- касающиеся оплаты предмета закупки — порядок, форма и срок оплаты, положения об авансе;
- о приёмке результатов исполнения контракта — порядок и срок её проведения;
- об обеспечении исполнения контракта — его размер, способ, срок предоставления, порядок возврата.
Изменение сроков контракта
Срок исполнения обязательств является существенным условием контракта, но при возникновении непредвиденных обстоятельств его можно изменить и установить новый с помощью допсоглашения. При изменении срока следует учитывать требования и ограничения, установленные статьёй 95 Закона №44-ФЗ. Продление контракта возможно в том случае, если его расторжение приведёт к значительным денежным потерям со стороны как заказчика, так и исполнителя, а также может нанести особый вред интересам государства. Кроме того, за расторжение контракта предусмотрены штрафы.
Если значительных финансовых потерь не будет, то контракт можно расторгнуть или заключить на новых условиях.
Если условия по продлению срока контракта устраивают обе стороны, то можно подписать дополнительное соглашение. Когда одна из сторон против изменений, можно обратиться в суд.
Необходимо соблюдать сроки, установленные ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ для направления информации и документов в реестр контрактов
В соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан направить информацию о расторжении контракта для размещения в реестре контрактов в течение 5 рабочих дней с даты расторжения контракта. Указанная норма закона обязывает заказчика также направить в реестр контрактов решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписанное с использованием ЕИС, не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем подписания решения. Кроме того, в течение 5 рабочих дней в реестр контрактов направляется информация и документы о применении мер ответственности в случае нарушения контрагентом или заказчиком условий контракта (в частности, требование заказчика об уплате контрагентом неустойки (штрафа, пени)).
За неразмещение или нарушение срока размещения сведений в реестре контрактов должностное лицо заказчика могут привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 7.31 КоАП РФ ( административный штраф в размере 20 тысяч рублей).
Если контрагент в установленный срок исправил нарушение условий контракта, заказчик обязан отменить решение об одностороннем отказе
Мы уже говорили ранее о норме ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, обязывающей заказчика отменить принятое им решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если контрагент в отведенный ему десятидневный срок устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения заказчиком. Расторжение контракта заказчиком в таком случае является неправомерным.
Ни гражданское законодательство, ни 44-ФЗ не дают определения несущественных условий. Однако, опираясь на гл.28 ГК РФ, можно сказать, что несущественные условия — это положения договора, которые не являются существенными для данной сделки и не требуют согласия каждой из сторон. Изменение несущественных условий по 44-ФЗ не влияет на результат исполнения обязательств.
Что можно изменить в договоре, не меняя ключевые положения?
- Платежные реквизиты. В ходе работ стороны вправе корректировать расчетные и корреспондентские счета, менять банк для перечисления денег.
- Местонахождение компаний. Адрес, контактные данные (телефон, электронная почта) можно менять, не уведомляя другую сторону.
- Арифметические и орфографические ошибки: опечатки в названии организации, в ФИО сторон, ошибочные расчеты в спецификации, не совпадающие с суммой договора.
Для разных этапов закупки (заключение и исполнение) характерны свои особенности внесения изменений.
По всему миру распространяется коронавирусная инфекция (COVID-19). В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в нашей стране у участников закупок возникает очень много вопросов. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. дает ответы на некоторые из них. Однако остаются неясные моменты, которые требуют отдельного разъяснения. Например, заказчики и исполнители интересуются о сроках выполнения договорных обязательств.
Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 443, принятое в развитие ст. 111 44-ФЗ, действует только в рамках 44-ФЗ: от планирования закупки до заключения договора. При этом данный нормативный документ ничего не говорит о контрактных отношениях, в том числе не поясняет, как быть сторонам со сроками работ, предусмотренных контрактом: продлевать или нет?
Ответ на этот вопрос частично дает Указ Президента РФ от 02.04.2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ № 239). В п.2 Указа говорится, что виды организаций, деятельность которых приостанавливается на территории конкретных субъектов РФ, определяются руководителями регионов. Однако эти ограничения не действуют на организации, указанные в п.4 данного регламента. Следовательно, если исполнитель относится к списку исключений по п.4 Указа № 239, либо под исключения, установленные главами субъектов РФ, такой исполнитель обязательно должен исполнить свои обязательства в сроки, обозначенные в контракте.
Однако ч.65 ст.112 44-ФЗ можно рассматривать как исключение из данного правила. Названное положение разрешает заказчикам и поставщикам оформить соглашение к контракту о корректировке его условий, если обязательства невозможно выполнить из-за COVID-19. Но такое соглашение заказчик вправе подписать только с разрешения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, а это очень затруднительно.
Вторая ситуация: исполнитель подпадает под исключения и обязан приостановить свою деятельность на основании решения главы субъекта РФ на территории такого субъекта. Моя точка зрения такова: исполнитель должен уведомить заказчика о невозможности выполнения работ, сославшись на Указ № 239 и решение главы региона. Заказчик не имеет права наложить на исполнителя штрафы в указанном случае, т.к. вины исполнителя за нарушение обязательств нет, но и не может продлить сроки контрактных работ в отсутствие положительного решения, в соответствии с ч.65 ст. 112 44-ФЗ.
У заказчика есть два пути выхода из данной ситуации:
- расторгнуть контракт с поставщиком по взаимному соглашению, сославшись на ч.8 ст.95 44-ФЗ;
- принять товар с просрочкой, формально начислить поставщику пени, включить такое начисление в реестр контрактов, а затем списать пени в порядке, установленном Правительством РФ (ч.42.1 ст.112 44-ФЗ) (прим.: на момент написания статьи Правительство РФ пока не утвердило порядок списания неустойки в 2020 г.).
Несколько иначе ситуация обстоит с продлением сроков по контракту 44-ФЗ во время карантина. В этом случае постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 443 позволяет продлить срок выполнения работ, но этот срок не должен превышать период от даты заключения договора до окончания карантина (пп.«д» п.1 Постановления № 443).
Соглашение о корректировке сроков должно быть достигнуто сторонами в процессе заключения контракта, а не после его подписания.
Какие параметры относят к несущественным
Ни в законе о контрактной системе, ни в гражданском законодательстве не дается определения несущественных условий. Опираясь на главу 28 ГК РФ, можно сформулировать определение так: «это те параметры, которые не входят в состав существенных для сделок этого вида и не требуют обязательного одобрения каждой из сторон». Внесение корректив в такие условия никаким образом не влияет на результат исполнения сделки. Мы собрали в таблицу, какие пункты гос контракта можно исправить.
Раздел | Пояснение |
Информация о платежных реквизитах сторон | В процессе исполнения госконтракта обе стороны имеют право на изменение расчетных и корреспондентских счетов и банка. |
Местонахождение компании | Телефон, адрес и прочие контактные данные, такие как телефон, электронная почта можно менять без специального разрешения второй стороны. |
Ошибки в арифметике и орфографии | Это опечатки в наименовании компании, ФИО сторон, ошибочные расчеты, сделанные в спецификации, когда они не совпадают с ценой сделки. |
Способы, которыми производится изменение условий соглашения, могут быть различны и зависят от стадии торгов.
Сроки внесения изменений в контракт
Возникают такие ситуации, при которых суд будет настаивать на действии по расторжению договора между сторонами и на выплате назначенных штрафных санкций. Это может произойти даже, если у двух сторон имеется согласие на продление срока выполнения обязательств по контракту.
Внесение изменений срока оплаты по контракту будет относиться к существенным условиям договора, который был заключен между двумя сторонами, поэтому для правки такого род изменений потребуется наличие аргументированных причин.
В некоторых из случаев возможно продление контракта, когда его расторжение может привести к значительным денежным потерям со стороны как заказчика, так и исполнителя, а также может нанести особый вред интересам государства. К тому же, если произошло расторжение контракта, то это может повлечь наложение определенных штрафов. Подробнее о том, как происходит заключение государственного контракта смотрите в этой статье.
Возможно заключение договора на новых условий или его расторжение, если не предполагается появление значительных денежных потерь. Так, если гос организация по принятию работ хочет продолжать дальнейшее сотрудничество с заказчиком, то в этом случае запрещено действие по продлению срока контракта. Но есть выход и можно заключить новый контракт на тех же самых условиях.
Если условия по продлению срока контракта устраивают две стороны, то можно при этом подписать дополнительное соглашение. Когда одна из сторон не дает свое согласие и ее не устраивают новые изменения, то в этом случае можно решить возникшее противоречие, только при помощи суда.
При любом исходе, требуется соблюсти досудебный порядок и направить второй стороне обращение с указанием обстоятельств изменения сроков.
Но стоит учесть, что все причины должны обладать обоснованность и не иметь зависимости от желания исполнителя. При наличии существенных причин, то это будет выступать в качестве доказательной базы при судебном разбирательстве.
Со стороны законодательства ситуация связанная с контрактами по 44 ФЗ является неоднозначной и единой трактовки в данном случае не разработано. Поэтому каждый случай должен рассматриваться в индивидуальном порядке, так как в общих правилах по внесению изменений существует множество исключений.
Изменения по инициативе работника
Если работник полагает, что в договор необходимо внести изменения, ему следует обратиться к работодателю. Желательно подготовить проект нового договора или допсоглашения к нему: так работодателю будет проще принять решение по поводу внесения изменений.
Само обращение оформляется заявлением, где излагается суть предложений, мотивы, приведшие к необходимости внесения изменений, а также предполагаемые сроки внесения изменений.
Важно! Если работодатель согласен с предложением, он ставит соответствующую отметку на заявлении и издает приказ. Если работодатель соглашается только с частью вносимых изменений, то возвращает заявление работнику с предложением иначе изложить требования. В случае несогласия работодателя заявление с отметкой об отказе возвращается работнику.
Работник может требовать внесения изменений путем обращения в суд с иском о понуждении работодателя согласиться с требованиями и принять их. Но положительная практика правоприменения по этому вопросу пока однозначно не сформировалась.
Если работник отказался принимать вносимые изменения
Отказ работника может им никак не мотивироваться. Достаточно его наличия. Работник либо не подписывает уведомление о грядущих изменения (проект приказа или проект нового локального акта), о чем комиссия из трех человек составляет акт, либо ставит подпись и сопровождает ее припиской «не согласен».
Если работник выражает несогласие и отказывается работать в новых условиях, работодатель предлагает ему работать в другой должности с возможным изменением функционала, если этих должностей не коснулись вводимые новшества.
Особенно это разумно, когда работник не соглашается с уменьшением или новым расчетом зарплаты или с новым графиком. Перейдя на должность с примерной равной прежней оплатой, он ничего не теряет, разве что может исполнять иную — в рамках квалификации — трудовую функцию.
Внимание! Если сотрудник выступает против смены работы, то ему предлагаются свободные вакансии в желаемой им местности или на желаемой территории.
Если же работник в принципе не согласен с проводимыми изменениями, не принимает новшества и отказывается работать в новых организационных и/или производственных условиях, то в таком случае работодатель вправе в порядке п. 7 статьи 77 ТК РФ уволить его.
В п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса приведено понятие существенных условий. Под такими условиями здесь понимаются условия о предмете контракта; условия, названные существенными или необходимые для включения в договора этого вида, и все условия, относительно которых стороны должны договориться.
Существенные условия закреплены в госконтракте и не могут изменяться (за некоторыми исключениями). Если контракт не содержит существенные условия, то он считается недействительным.
Для того чтобы между заказчиками и победителями закупки не возникало спорных ситуаций по вопросу существенных условий, они заранее оговаривают между собой, что подлежит отнесению к таким условиям. Это позволяет сторонам избежать судебного урегулирования возникших разногласий.
Изменение цены контракта по 44-ФЗ
Закон 44-ФЗ позволяет назначить новую цену договора в ряде случаев:
- При подписании соглашения с иностранной организацией, по которому гражданину РФ будут предоставляться медицинские услуги за пределами страны. Тогда цена может измениться в любую сторону при наличии соответствующих медицинских показаний. Отметим, что данную возможность нужно изначально зафиксировать в договоре.
- При наличии соответствующего решения Правительства РФ, если цена контракта, целью которого является обеспечение федеральных нужд в течение минимум 3 лет, равна либо превышает установленный Правительством РФ предел в 10 миллиардов рублей. При этом работа по соглашению является невозможной по независящим от его участников обстоятельствам без поправки условий.
- На основании решения высшего исполнительного органа региональной власти, если для обеспечения нужд субъекта был заключен контракт на 3 года и более, а его цена составляет или превышает размеры, зафиксированные на правительственном уровне. Такая максимальная сумма составляет 1 млрд рублей. Кроме того, без изменения условий контракта по 44-ФЗ его исполнение невозможно по независящим от сторон обстоятельствам.
- После решения городской администрации, когда для обеспечения муниципальных нужд заключен договор на год и более, а его цена равна или выше 500 миллионов рублей, что является предельным порогом, установленным Правительством РФ для такого типа контрактов. В данном случае работы по соглашению также должны быть неосуществимы без изменения условий по причине обстоятельств, на которые стороны не могут повлиять.
Нарушение существенных условий
Ненадлежащее исполнение обязательств по контракту заказчиком или исполнителем в крайнем случае приводит к его расторжению в одностороннем порядке или через суд. Для поставщика это опасно не только потерей заказа, штрафами, но и попаданием в список РНП.
Если условия договора нарушает заказчик (не платит или не торопится с приемкой), направьте ему официальную претензию способом, который позволяет подтвердить факт получения письма адресатом (например, заказное с уведомлением о вручении).
- Укажите реквизиты: ваши, заказчика, контракта.
- Изложите суть нарушений с конкретными фактами, доказательствами, приложите документы.
- Уведомьте о своем намерении обратиться в суд, если заказчик не исполнит требования в определенный вами период времени.
- Приведите расчет пени и штрафа за образовавшуюся неустойку. Их размер рассчитывается на основании ПП №1042. Пеня составляет 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Штраф зависит от суммы договора.
Изменение существенных условий
Согласно общему правилу менять существенные условия запрещено. Однако, в ч.1 ст.95 и ч.54 ст.112 44-ФЗ указаны основания, по которым это правило можно нарушить.
Основания | Условия | НПА |
Цена уменьшается, а объемы ТРУ остаются неизменными. | Отражается в документации и контракте или только в контракте, если закупка проводится у единственного поставщика (ЕП). | п.п.«а» п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ |
Увеличиваются или уменьшаются по предложению заказчика объемы ТРУ, пропорционально происходит изменение суммы договора. |
Цена уменьшается либо увеличивается в пределах 10% в обе стороны. Возможность указывается в документации и контракте или только в контракте, если закупка –у ЕП. Изменение договора по 44-ФЗ по этому основанию не дает сторонам право дополнять спецификацию новыми пунктами или убирать из нее уже утвержденные. |
п.п. «б» п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ |
Изменяются условия из-за возникших по не зависящим от сторон обстоятельств, и продолжать исполнять обязательства не представляется возможным. | Контракт заключен на срок не менее 3-х лет. Его стоимость равна или превышает размер стоимости, обозначенной в п.1 Постановления Правительства № 1186 от 19.12.2013 г. для обеспечения: · федеральных потребностей — 10 млрд. руб.; · региональных нужд — 1 млрд. руб.; · местных нужд – 0,5 млрд. руб. Для закупок по проведению клинических исследований лекарственных средств для медицинского предназначения сумма договора должна быть не менее 40 млн. руб. Внесение изменений в госконтракт происходит по решению правительства, высшего органа исполнительной власти региона или местной администрации соответственно. |
п.2,3 ч.1 ст.95 44-ФЗ |
Изменяются цены (тарифы) на ТРУ. | Эти тарифы должны регламентироваться действующим законодательством. | п.5 ч.1 ст.95 44-ФЗ |
Уменьшаются лимиты бюджетных обязательств заказчика. | Стороны готовят допсоглашение на изменение договора. Так согласовываются новые условия контракта, в том числе цена, сроки исполнения обязательств и объемы ТРУ. Изменение спецификации контракта по 44-ФЗ для уменьшения объемов обязательств осуществляется в соответствии с Методикой, разработанной Постановлением Правительства № 1090 от 28.11.2013 г. |
п.6 ч.1 ст.95 44-ФЗ |
Изменяется сумма обязательств, заключенных с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за рубежом. | Сумма договора уменьшается или увеличивается по медпоказаниям списка услуг, которые связаны с лечением. Важно предусмотреть эту возможность в договоре. | п.7 ч.1 ст.95 44-ФЗ |
Изменяется контракт с единственным поставщиком. | Существенные условия можно менять, если контракт был заключен на основании п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч.1 ст.93 44-ФЗ. | п.10 ч.1 ст.95 44-ФЗ |
Памятка – Изменения условий контракта (ч.7 ст.95)
Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в определённых Законом 44-ФЗ случаях[1]. Одним из таких случаев является возможность улучшить характеристики товаров, работ, услуг в соответствии с ч.7 ст.95 Закона 44-ФЗ:
При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Подобрать код для описания объекта закупки, моментально проверить на 17 постановлений, узнать рекомендации по их применению, все это доступно в программе Эконом-Эксперт.Online
Что такое существенные условия контракта по №44-ФЗ?
Участники рынка Госзакупок хорошо знают, что изменение существенных условий контракта, заключенного в рамках №44-ФЗ допускается только в исключительных случаях и по соглашению сторон. При этом даже самые опытные из них зачастую не смогут ответить вам на вопрос: «Какие именно условия контракта являются существенными?».
Дело в том, что №44-ФЗ лишь использует этот термин, но не раскрывает его.
За ответом приходится обращаться к статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой сказано: «Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение». Попробуем, опираясь на данное определение и раскладывая его на составляющие, разобраться и дать конкретный ответ на этот, на самом деле, не простой вопрос.
- Условия о предмете договора.
- Сразу можно утверждать, что предмет контракта по №44-ФЗ является существенным условием.
- Условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.
- №44-ФЗ, как уже было сказано, не именует никакие условия контракта существенными, однако говорит об обязательных (то есть необходимых) условиях. Относящиеся к данной группе условия для лучшего понимания удобнее всего разделить на 2 типа:
- 1) Условия, обязательные (необходимые) для всех контрактов по №44-ФЗ;
- 2) Условия, которые обязательно включаются в контракт по №44-ФЗ в определённых случаях.
- Возвращаемся в №44-ФЗ и после изучения частей 2, 4 и 13 статьи 34, к 1-му типу обязательных, а значит и существенных условий, мы отнесём:
- цену контракта (в общем случае) или цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта (для закупок с неопределённым объёмом) или цену каждого этапа контракта (в случае, если контракт исполняется поэтапно), а также условие о том, что сумма, оплачиваемая исполнителю, уменьшается на размер налоговых платежей, которые платит заказчик;
- условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств;
- условия о порядке и сроке оплаты;
- условия о порядке и сроке приёмки;
- условия о порядке и сроке оформления результатов приёмки;
Собирая по всей статье 34 условия для отнесения ко 2-му типу, результат получается следующим:
- порядок определения количества товара (для закупок с неопределённым объёмом — часть 1 статьи 34);
- график исполнения контракта (если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей — часть 12 статьи 34);
- порядок и срок предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (в случае установления требования к такому обеспечению — часть 13 статьи 34);
- размер, порядок и срок выплаты аванса, в том числе в отношении каждого этапа контракта (в случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса — часть 13 статьи 34);
- условие об обязанности поставщика предоставлять информацию о всех субподрядчиках, заключивших договоры с поставщиком, общая цена которых составляет более чем 10 % цены контракта (для федеральных закупок с начальной максимальной ценой контракта (НМЦК) более 1 млрд. руб. и для закупок для нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд с НМЦК более 100 млн. рублей — часть 23 статьи 34);
- условие о банковском сопровождении контракта (в случае, если необходимо банковское сопровождение — часть 26 статьи 34);
- срок возврата обеспечения исполнения контракта (в случае требования такого обеспечения — часть 27 статьи 34);
- условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины (для контрактов по охране, защите, воспроизводству лесов — часть 28 статьи 34);
- условие об обязательстве поставщика предоставить новое обеспечение исполнения контракта, если перестало действовать старое (в случае требования такого обеспечения — часть 30 статьи 34).
- Фактически, если проект контракта был составлен без избыточных условий, но в соответствии со всеми требованиями законодательства, то в случае присутствия в контракте вышеперечисленных условий, все они являются существенными.
- Контракты, заключенные в рамках №44-ФЗ, но регулируемые при этом другими нормативными актами (например, №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе») могут иметь дополнительные существенные условия, исходя из требований этих нормативных актов (например, положения о казначейском сопровождении контракта).
- А также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Сложный для понимания момент. Однако, задумавшись об этом, можно рассудить, что на этапе заключения контракта по №44-ФЗ все соглашения между участником закупки и заказчиком уже достигнуты (участник закупки согласился на условия документации, а заказчик согласился на условия, которые изложил поставщик в своей заявке).
Это подтверждается частью 1 статьи 34, в которой сказано, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением, документацией и заявкой.
Вывод напрашивается сам собой: все условия, включённые в контракт непосредственно из извещения, документации заказчика и заявки участника являются существенными (к ним относятся такие условия как источник финансирования контракта, конкретные показатели товаров(материалов) из заявки и другие).
Взглянув на такие условия под другим углом, можно отнести их и в предыдущий раздел названных законом обязательными (необходимыми) условий.
Однако мы предпочитаем выделить их в эту отдельную группу именно по причине наличия при осуществлении закупочной процедуры своеобразного процесса направления оферты и её акцепта, который приводит к достижению соглашений по таким условиям и заключению контракта.
- Резюмируя всё вышеизложенное, представляем единый компактный список существенных условий контракта, заключённого по №44-ФЗ:
- Существенные условия, содержащиеся в любом контракте по №44-ФЗ:
- 1) предмет контракта;
- 2) цена контракта;
- 3) ответственность сторон;
- 4) порядок и срок оплаты;
- 5) порядок и срок приемки;
- 6) порядок и срок оформления результатов приемки;
- 7) все условия, включённые в контракт из извещения, документации и заявки
- Условия, которые должны содержаться в контракте по №44-ФЗ в отдельных определённых законом случаях, и в этом случае являются существенными:
- 8) порядок определения количества товара;
- 9) график исполнения контракта;
- 10) порядок и срок предоставления обеспечения гарантийных обязательств;
- 11) размер, порядок и срок выплаты аванса в отношении каждого этапа контракта;
- 12) обязанность поставщика предоставлять информацию о субподрядчиках, заключивших договор с поставщиком более чем на 10 % цены контракта;
- 13) банковское сопровождение контракта;
- 14) срок возврата обеспечения исполнения контракта;
- 15) о продаже лесных насаждений;
- 16) обязательство поставщика предоставить новое обеспечение исполнения контракта, если перестало действовать старое;