Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФНС уточнила критерии крупнейших налогоплательщиков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Критерии причисления компаний к указанной категории определяются и периодически корректируются ФНС РФ. Действующим законодательством четко определен перечень субъектов, допускаемых к пребыванию в качестве крупнейшего налогоплательщика (КН) с разграничением их контролирования по предмету налогообложения в рамках разных (региональных, федерального) уровней (Приказы ФНС РФ №№ММ-3-06/308, ММВ-7-2/483, ММВ-7-2/582 от 16.05.2007, 19.09.2014, 26.10.2016 соответственно).
Взаимозависимость компаний и наличие лицензии для деятельности
Предприятие может быть введено в число крупнейших налогоплательщиков в ситуации, когда взаимоотношения с ним отражаются на функционировании юридической компании, показатели работы которой отвечают критериям КН. Подобного рода контакты представляют собой взаимозависимость компаний (ст. 105 НК РФ).
Администрирование налоговых сумм взаимозависимого предприятия осуществляется на уровне (региональном, федеральном), на котором ведется контроль субъекта, чье функционирование характеризуется соответствующими критериальными показателями.
Хозяйствующие субъекты, получившие государственное разрешение, т.е. лицензию, на занятие некоторыми видами деятельности, подлежат федеральному уровню контроля. При этом не принимается в расчет соответствие/несоответствие оцениваемым параметрам КН (величине налоговой выплаты или полученной выручки, размерам имеющихся активов или штатного состава, факту взаимозависимости).
К подобного рода вариантам деятельности отнесены (Приказ ФНС РФ №ММВ-7-2/274, 24.04.2012):
- банковские операции;
- пенсионное обеспечение (НПФ);
- страхование пенсионное и некоторые иные его виды, а также перестрахование;
- брокерские услуги посреднического типа;
- деятельность на профессиональном уровне в работе фондового рынка.
Что даёт статус субъекта малого бизнеса
Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:
- обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
- создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
- уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
- развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.
Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.
Организации федерального уровня
Организация будет считаться крупнейшим налогоплательщиком, если предприятие соответствует хотя бы одному из показателей экономической деятельности за отчетный год:
-
суммарный объем начисленных федеральных налогов по данным налоговой отчетности больше 1 млрд. руб. Для организаций, которые осуществляют свою деятельность в сфере оказания услуг связи, в сфере продаж или предоставления в пользование технических средств, которые обеспечивают оказание услуг связи, в сфере транспортных услуг — объем начисленных налогов должен быть выше 300 млн. руб.;
-
суммарный объем полученных доходов за год (по данным формы № 2 «Отчет о финансовых результатах» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) свыше 20 млрд. руб.;
-
размер активов организации больше 20 млрд. руб.
Для отдельных категорий налогоплательщиков установлены свои значения критериев.
Например, для организаций оборонно-промышленного комплекса и компаний, которые включены в состав стратегических предприятий, необходимо выполнение одного из следующих условий:
-
сумма по заключенным экспортным контрактам на поставку стратегической продукции должна превышать 27 млн. руб. в год;
-
сумма полученной выручки от экспортных поставок стратегической продукции должна составлять более 20% от общей суммы выручки;
-
среднесписочная численность персонала должна быть свыше 100 человек;
-
доля государства составляет более 50%.
Тенденция по переводу налогоплательщиков не достигших суммовых показателей 10 млрд. рублей в инспекции по крупнейшим налогоплательщикам
В последнее время появилась тенденция к переводу организаций в межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, несмотря на то, что у них суммовые показатели меньше 10 миллиардов рублей.
Администрирование налогоплательщиков, относящихся к категории крупнейших, происходит по особым условиям, при этом контроль за их деятельности со стороны ФНС ведется с большим вниманием, чем за деятельностью иных компаний.
Большая часть межрегиональных и межрайонных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам расположены в Москве, часть межрайонных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам расположены в таких городах, как Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Екатеринбург, Кемерово.
Принцип отраслевого администрирования, а не территориального, порождает такую ситуацию, когда налогоплательщик, место нахождения которого Сибирь или Урал, вынужден состоять на учете в межрегиональной или межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, находящейся в Москве и, соответственно, отчитываться, направлять корреспонденцию и своих представителей в другой город.
Администрирование в рамках отраслевой специализации позволяет обеспечить предметное изучение сотрудниками инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам особенностей осуществления предпринимательской деятельности в определенной отрасли.
Данное обстоятельство, в свою очередь, гарантирует более пристальный контроль в отношении крупнейших налогоплательщиков.
При этом большое внимание в работе отраслевых инспекций уделяется аналитической работе — сравнение аналогичных налогоплательщиков в сопоставимых условиях, выборки и построение гипотезы о потенциальных нарушениях, пополнение системы налоговых рисков.
Изменения, направленные на совершенствование уровня налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, с точки зрения эффективности работы Службы, себя оправдала.
Высокая доля поступлений в бюджет Российской Федерации от крупнейших налогоплательщиков, изменения в структуре межрегиональных и межрайонных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и изменения нормативных актов, регулирующих администрирование крупнейшими налогоплательщиками, свидетельствует о том, что реформа системы администрирования крупнейших налогоплательщиков продолжит развитие и в будущем.
Также, в работе с крупными налогоплательщиками ФНС России делает ставку прежде всего на налоговый мониторинг – форма налогового контроля, предполагающая не только комфортное взаимодействие между инспекцией и налогоплательщиком (в формате онлайн), но и нацеленная на возможность выявлять налоговые риски на самой ранней стадии.
Одна из функций ФНС России — ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, где представлены все организации, относящиеся к данной категории. Реестр формируется автоматически на основании сведений налоговой отчётности, которую организация или ИП представляли в налоговые органы за предшествующий календарный год с 1 по 5 июля. Документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью и отправляются в ФНС помощью онлайн-сервиса ЭДО. Данные обновляются налоговой службой ежегодно 10 августа.
Ведение реестра осуществляется налоговой службой для:
- снижения затрат предпринимателей, связанных с необходимостью подтверждения статуса малого и среднего предприятия;
- реализации «надзорных каникул»;
- повышения качества мер поддержки;
- максимального раскрытия информации о видах деятельности, производимых товарах и услугах субъектов малого и среднего бизнеса.
Показатели финансово-экономической деятельности
Показатели, установленные для стратегических предприятий, предприятий оборонно-промышленного комплекса, а также для кредитных и страховых организаций, изменений не претерпели. Приведем их значения в таблице.
Наименование показателя |
Значение показателя |
||||||||||
К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном |
|||||||||||
Сумма по заключенным контрактам по |
Более 27 млн руб. в год |
||||||||||
Сумма выручки по экспортным поставкам |
Более 20% от общей суммы |
||||||||||
Среднесписочная численность работающих |
100 человек |
||||||||||
Доля вклада учредителя (государство) |
Свыше 50% |
||||||||||
К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном |
|||||||||||
Сумма по заключенным контрактам по |
Более 27 млн руб. в год |
||||||||||
Сумма выручки по экспортным поставкам |
Более 20% общей суммы выручки |
||||||||||
Среднесписочная численность работающих |
Свыше 100 человек |
||||||||||
Доля вклада учредителя (государство) |
Свыше 50% |
||||||||||
К кредитным и страховым организациям, подлежащим налоговому |
|||||||||||
Суммарный объем начислений федеральных |
Свыше 300 млн руб. |
||||||||||
Объем чистых активов на конец года |
Не менее 25 млрд руб. |
||||||||||
Сумма страховых премий за отчетный период |
Не менее 2 млрд руб. |
||||||||||
Когда теряется статус СМП
Включение бизнеса в реестр означает, что он соответствует установленным критериям. Получается, организация или ИП могут потерять статус, если превысят лимиты по этим критериям. Статус МСП может быть потерян в начале года следующим за годом, по итогам которого был определен доход предприятия и средняя численность его сотрудников.
Также статус МСП можно потерять из-за отсутствия сведений о деятельности компании. Информацию о количестве сотрудников и доходе налоговая служба получает из отчетов, которые сдает налогоплательщик. Без отчетности налоговики не узнают о реальных показателях конкретного бизнеса и не смогут определить, подходит ли он под критерии субъектов МСП.
Среди юридических лиц частый случай исключения из реестра – это новый учредитель, который не отвечает установленным критериям.
В 2023 году на законодательном уровне выделяют три основных критерия МСП – уровень дохода, количество работников, состав учредителей для юрлиц. Уложившись в пороги лимита этих критериев, бизнес получит статус микро-, малого или среднего предприятия, что приведет вслед за собой ряд привилегий.
Правительство анонсирует, что и дальше будет корректировать меры поддержки предпринимательства, чтобы условия для МСП стали более доступные. Так, в 2023 году могут увеличиться пороговые значения для доходов малых и средних предприятий.
Под налоговым мониторингом принято понимать способ расширенного взаимодействия, при использовании которого предприятие предоставляет ФНС доступ к сведениям бухгалтерского и налогового учета, получая при этом право на запрос мотивированного мнения касательно налоговых последствий. Данный режим способствует ускорению процесса решения спорных ситуаций и позволяет предотвратить доначисление налогов в дальнейшем времени, как и получение пеней, штрафных санкций.
Процедура проводится в отношении организаций, которые подали запрос и соблюдали нормы п. 2 ст. 105.27 НК РФ, п. 3 ст. 105.26 НК РФ. Также нужно предоставить заявление и соблюсти перечень следующих условий:
- Предоставить в налоговый орган документы. В частности, речь идет о регламенте информационного взаимодействия, учетной политике, внутренней документации.
- Соблюдать условия, способствующие обращению в налоговый орган с заявлением. Их детальный перечень приведен в п. 3 ст. 105.26 НК РФ.
- Обеспечить соответствие представленного регламента нормативам.
- Обеспечить соответствие системы внутреннего контроля нормам.
Перечень крупнейших плательщиков налогов в России
Несмотря на значительные колебания цен на нефть, изменение объемов добычи сырья, основными налогоплательщиками в РФ остаются и «Газпром». Последняя по итогам 2020 г. направит в бюджет порядка 2 трлн руб. В эту сумму включены налоги со всех 56 дочерних составят примерно эту же сумму.
По данным Межрегиональной налоговой инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, в число основных «доноров» федерального бюджета входят такие , «Лукойл», «ТАИФ-НК», «Татнефть», «Сибур», «Новатэк».
Значительные средства в бюджет поступают не только от предприятий нефтегазового сектора. Крупнейшими налогоплательщиками считаются также сети розничной торговли «Магнит», «Мегаполис», X5 Retail Group. В двадцатку лидеров входят и металлургические предприятия «Норильский никель», «Северсталь», UC Rusal и др. Нельзя не сказать и о телекоммуникационных , «Вымпелком».
Общий размер активов каждого указанного предприятия превышает 500 млрд р. Такие данные приводит журнал Forbes за текущий 2020 г. Головные офисы половины этих компаний располагаются в Москве. Некоторые предприятия зарегистрированы за рубежом (например, «Вымпелком»).
Лидирующие позиции по среднесписочному количеству персонала занимают «Газпром» и «Роснефть». У первой компании в штате числится около полумиллиона человек, у второй – больше 250 тысяч человек. Среди торговых предприятий лидером является «Магнит». В его штате на 2020 г. числится более 300 тысяч человек.
Обновлены критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам
Дата публикации: 14.11.2018 09:23 ФНС России уделяет особое внимание работе с крупнейшими налогоплательщиками, учитывая их значительное влияние на формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации.Обновлены критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам, администрирование которых осуществляется на федеральном и региональном уровне.
Новый вариант критериев:
- показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации;
- признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц;
- наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида;
- проведение налогового мониторинга.
Указанные критерии принципиально отличаются от действующих ранее: скорректирован порядок отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам.Изменились показатели финансово-экономической деятельности — как качественно, так и количественно. Теперь определяющее значение имеет только объем полученных доходов: если он превышает 35 млрд руб., то организация автоматически относится к крупнейшим налогоплательщикам, администрируемым на федеральном уровне, составляет от 2 млрд до 35 млрд руб.
— на региональном уровне. При этом для регионального уровня по-прежнему имеют значение среднесписочная численность работников, величина активов либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов.Как на федеральном, так и на региональном уровне могут администрироваться в качестве крупнейших налогоплательщиков организации, которые не подпадают под установленные критерии, но в отношении которых ФНС принято решение об отнесении их к категории крупнейших налогоплательщиков.Если организация перестала соответствовать критериям крупнейшего налогоплательщика, то она не должна теперь сохранять этот статус еще два года.
Определение крупного предприятия
Определений крупного предприятия можно найти несколько. Одного быть и не может, поскольку экономика страны объемная и разнообразная. Крупной называют фирму, которая производит существенную и значительную часть всего объема отрасли. Также можно основываться на такие показатели:
- Объем продаж.
- Количество работающих.
- Размер активов.
Под крупным предприятием подразумевают любое из перечисленных ниже:
- Компания – юридическое лицо, в уставном капитале которой участие государства составляет более четверти процентов.
- Дочерние предприятия с государственным участием в капитале 50% и более.
- Компании с численностью за прошлый год больше 250 человек и доходом от реализации свыше 2000 миллионов рублей.
- Органы государственной и муниципальной власти, субъекты естественных монополий.
Налоговые льготы для предприятий
Выделяют несколько видов налоговых льгот:
- Налоговые скидки. Предприятию-плательщику предоставляется право снизить сумму прибыли, которая облагается налогом. Сумма скидки соответствует той, которая расходовалась на поощряемые государством цели, например:
- начальное профессиональное образование (НПО);
- повышение квалификации и переподготовка персонала предприятия.
- Освобождение – предусматривается снижение размера налоговой ставки. Для крупных предприятий оговорены льготы по установке энергоэффективного оборудования. Компании могут освободить от налогообложения при вводе новых объектов, которые обладают высокой энергетической эффективностью. Их перечень определяется Правительством РФ.
Местные органы вправе уменьшить предприятию ставку по налогу на прибыль. Это касается той части, которая направляется в их бюджет. Максимальная ставка 18% может быть снижена и до 13% и до 10% по решению местных властей и с позиции целесообразности.
Определение крупного предприятия
Определений крупного предприятия можно найти несколько. Одного быть и не может, поскольку экономика страны объемная и разнообразная. Крупной называют фирму, которая производит существенную и значительную часть всего объема отрасли. Также можно основываться на такие показатели:
- Объем продаж.
- Количество работающих.
- Размер активов.
Под крупным предприятием подразумевают любое из перечисленных ниже:
- Компания – юридическое лицо, в уставном капитале которой участие государства составляет более четверти процентов.
- Дочерние предприятия с государственным участием в капитале 50% и более.
- Компании с численностью за прошлый год больше 250 человек и доходом от реализации свыше 2000 миллионов рублей.
- Органы государственной и муниципальной власти, субъекты естественных монополий.
Кредитование крупных предприятий
Кредиты для предприятий приносят банкам значительные прибыли. Поэтому на рынке происходит борьба за каждого крупного клиента. Компаниям предлагают овердрафты – краткосрочные ссуды, выручающие при недостатке денежных средств. Банк может одолжить предприятию сумму, размер которой составляет до 30% среднемесячного дохода заемщика, поступающего на расчетный счет.
Крупный бизнес пользуется овердрафтом нередко, поскольку даже незначительная задержка с выплатами оборачивается большими убытками. Такое кредитование – «скорая помощь», помогающая проводить финансовые операции без малейших задержек.
Среднесрочное кредитование на более крупные суммы производится в случае приобретения предприятием оборудования, транспортных средств, недвижимости. Обеспечением по таким кредитам выступают ликвидные средства компании. Кредитование долгосрочное производится на срок до семи лет. Банк предоставляет предприятию кредитные средства для осуществления инвестиционных проектов, обоснованных бизнес-планом.
Крупные предприятия, так же как и МСБ, сталкиваются с проблемами:
- дорогих кредитов;
- необходимостью предоставления огромного пакета документов, подтверждающих финансовую стабильность компании.
Требования к средней численности сотрудников МСП
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников, установленные для каждой категории субъектов МСП.
Так, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, КФХ, ИП не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
- от 101 до 250 человек – для средних предприятий;
- до 100 человек – для малых предприятий;
- до 15-ти человек – для микропредприятий.
Если компания или ИП отвечает всем перечисленным критериям, то их могут рассматривать как субъектов МСП.
Сведения о субъектах МСП вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Наличие данных о предпринимателе в реестре субъектов МСП дает право на применение, в том числе, налоговых льгот. Например, пониженных тарифов по страховым взносам. При этом включение компании в реестр – обязательное условие для применение налоговых льгот.
Если компанию исключили из реестра МСП, свой статус она сможет восстановить. Действия предпринимателя, исключенного из ЕРСМП, по восстановлению своего статуса, зависят от того, по какой причине он был исключен из Реестра.