Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Всё ли по ГОСТу? Какие стандарты гарантируют качество». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.
Гост это нормативно правовой акт или нормативный документ
Поясните ситуацию по применению термина «нормативный документ». Единственный документ в котором дано определение этого понятия — ГОСТ 1.1-2002.
Правильно ли понимать, что межгосударственные стандарты — это «нормативные документы», а остальные, в соответствии с законом «О стандартизации в РФ», «документы по стандартизации»?
Пункт 4.1 ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения гласит: «Нормативный документ: Документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов».
Применительно к сфере капитального строительства в МДС 12-9.2001 (Положение о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории Российской Федерации) дано определение «Нормативной документации» — «документация, устанавливающая комплекс норм, правил, положений, требований, обязательных при проектировании, инженерных изысканиях и строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений, расширении и техническом перевооружении предприятий, а также при изготовлении строительных конструкций, изделий и материалов».
Пункт 4.1.1 ГОСТ 1.1-2002 гласит: «Стандарт: Нормативный документ, который разработан на основе консенсуса, принят признанным на соответствующем уровне органом и устанавливает для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области».
В соответствии с пунктом 15 «Разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (приказ Минюста от 14.7.1999), не подлежат государственной регистрации «технические акты (ГОСТы, СниПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т. п.), если они не содержат правовых норм;..»
1. Термин « нормативный документ» является общим понятием , которое охватывает различные виды документов в различных сферах деятельности.
2. Нормативные документы могут иметь обязательный и добровольный характер применения.
3. Нормативные документы могут иметь статус нормативно-правового акта, если они содержат правовые нормы.
4. «Документы по стандартизации», предусмотренные статьей 14 Федерального закона №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»- это разновидность нормативных документов, как правило, добровольного применения, разрабатываемых в целях стандартизации. В отдельных случаях «документы по стандартизации» могут иметь обязательный характер применения (ФНиП, стандарты и своды правил включенные в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона ‘Технический регламент о безопасности зданий и сооружений’).
Если «документы по стандартизации» включены в перечень документов, при соблюдении которых на добровольной основе выполняются положения соответствующего технического регламента, то дополнительных доказательств для оценки соответствия созданной продукции не требуется (ст. 16.1 пункт 4 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании»).
С характером нормативных документов, не входящим в «документы по стандартизации», можно ознакомиться на примере Приказа Ростехнадзора от 17.10.2016 № 421 «Об утверждении перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору».
Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.
Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ).
Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.
Начало и срок действия нормативных актов
Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.
В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:
-
нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
-
время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
-
нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.
В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:
-
на временные акты;
-
акты неопределенно длительного действия.
Порядок принятия локальных актов
Нетрудно догадаться, что разработка ЛНА — это процедура, реализуемая в соответствии с максимально комплексным, пошаговым и всесторонним подходом. Эксперты, отвечающие за делопроизводство в рамках тех или иных крупных фирм, всегда делят подобную работу на перечень основных, самых важных этапов:
- первичное, базовое оформление;
- согласование и аналитика;
- внесение необходимых поправок;
- утверждение со стороны руководства;
- введение в правоприменительное поле;
- контроль исполнения.
Причем согласно ст. 372 ТК РФ, человек, ответственный за реализацию всего комплекса операций, должен направить итоговый, готовый к запуску бланк на рассмотрение в орган первичной профорганизации. В роли таковой также может выступать любая другая аналогичная структура, которая занимается представлением интересов сотрудников в течение всего времени их взаимоотношений с работодателями.
Локальным нормативным актом организации не является документ, не принятый специалистами указанной надзорной службы. Конечно, отказать во вступлении той или иной бумаги в силу профсоюз (или его аналог) может исключительно при наличии веских оснований. Кроме того, при появлении каких-либо проблем, связанных с корректностью и грамотностью заверяемого шаблона, представители данного ведомства с легкостью обращаются к вышестоящим органам правительственной инспекции. Государственные специалисты в области взаимодействия с ТК обладают правоприменительными полномочиями, позволяющими им отменить унификацию, оформленную без согласия с текущими нормами законодательства страны.
Всё ли по ГОСТу? Какие стандарты гарантируют качество
Учитывая многообразие жизненных ситуаций и объемность нашего законодательства наши публикации мы рассматриваем не как руководство к действию, а скорее как информацию к размышлению.
Важность определения признаков НПА заключается в том, что не все издаваемые акты можно отнести к нормативным правовым. Именно указанные признаки позволяют отнести тот или иной акт к НП.
НПА — это письменный официальный документ, принятый или изданный в соответствии с указанным ФЗ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий ПН как обязательные предписания государства, носящие временный или постоянный характер, применимые многократно.
Наряду с инструкцией по делопроизводству в организациях могут разрабатывать и иные нормативные документы по делопроизводству: правила, положения, регламенты, порядки, которые регулируют работу с отдельными видами или комплексами документов (например, положение о внутренних нормативных документах организации, положение о ведении договорной работы и т.д.).
Типовой формуляр акта
Пореквизитный анализ акта помогает не только при оформлении документа, но и при проектировании необходимых бланков актов и электронных шаблонов форм в информационных системах.
Типовой формуляр акта состоит из следующих реквизитов:
1. Наименование организации – автора документа. Это прежде всего полное наименование с указанием организационно-правовой формы в соответствии с уставом или положением об организации. Сокращенное наименование является факультативным, его можно не указывать.
Факультативными реквизитами акта при необходимости могут быть:
- Государственный герб Российской Федерации или
- герб субъекта Российской Федерации,
- эмблема, товарный знак.
2. Наименование структурного подразделения – автора документа оформляется только в актах, составляемых:
- в деятельности внутренних структурных подразделений (например, акт проверки трудовой дисциплины, непредставления работником объяснений и т.п.), а также
- в деятельности филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений, если их руководители создают комиссии для фиксации фактов по основным направлениям деятельности (акт инвентаризации, аттестации, установления квалификации работников и т.п.).
3. Название вида документа «АКТ» всегда оформляется на отдельной строке прописными буквами. Методические рекомендации допускают как слитное оформление, так и вразрядку. Опыт лучших практик показал, что лучше это делать вразрядку центрованным способом (посередине соответствующей строки) как при продольном, так и при угловом расположении реквизитов (см. Примеры 2 и 3).
4. Дата может являться не только датой подписания акта (05.02.2020), т.е. фактического окончания работы комиссии, но и отражать период ее работы (05.02.2020-07.02.2020). Методические рекомендации одинаково допускают цифровой и буквенно-цифровой способы оформления даты, второй способ является преимущественным при оформлении актов по исполнению договоров (в самих договорах, как правило, даты оформляются так же, например 15 января 2020 г.).
5. Регистрационный номер (индекс) в актах является факультативным реквизитом. Акты обычно нумеруются в пределах своего конкретного документопотока и конкретного…
§5 Категории нормативных документов
В этой теме рассмотрены виды нормативных документов, даны их определе-ния и сферы применения.
Нормативный документ о стандартизации – документ, устанавливающий правила (нормы, принципы, характеристики) касающихся объектов стандартизации различных видов деятельности, который доступен широкому кругу пользователей.
Стандарт – нормативный документ, по стандартизации разработанный на ос-нове согласия по основным вопросам большинства заинтересованных стран и при-нятых официальным органом (государственный стандарт или его подразделения).
Стандарты делятся на: международный, региональный международный стан-дарт.
Международный стандарт – стандарт, принятый какой-либо международной организацией по стандартизации. Статус таких стандартов добровольный (носят ре-комендательный характер).
Региональный международный стандарт – стандарт, принятый международ-ной, межправительственной, региональной организацией по стандартизации. Статус такого стандарта для стран входящих в это региональное объединение обязательно.
ГОСТ – бывший стандарт СССР, который действует. Межгосударственный стандарт для стран бывших республик.
ГОСТ—Р – стандарт, принимаемый государственным стандартом России или государственным строем. К объектам этого стандарта относятся организационно методические и обще технические объекты, а также работа, продукция и услуги, имеющие межотраслевое общенародное хозяйственное назначение.
ОСТ – отраслевой стандарт, его объектами являются аналогичные с ГОСТ-Р и ГОСТ объекты, имеющие, однако исключительно отраслевое значение. Отраслевые стандарты могут устанавливать ограничения на ГОСТ-Р и ГОСТ, части номенкла-туры (перечня), типа размеров и требований, не снижая при этом качество продук-ции. Такие стандарты называются ограничителями. Отраслевые стандарты приме-няют предприятия или организации употребляющие продукцию данной отрасли.
СТО – стандарты научно-технических и инженерных обществ. Объектами этих стандартов являются оригинальные или новые виды продукции и услуг, а также методы испытаний, новые принципы организации и управления.
СТП – стандарты предприятий (организаций). Стандарты, которые применя-ются на предприятии. Объектами этих стандартов являются детали, узлы изготавли-ваемых изделий, нормы и правила в области организации и управления производст-вом. Эти стандарты могут ограничивать ГОСТ, ГОСТ-Р, ОСТ без ухудшения качест-ва продукции.
Правила по стандартизации – нормативный документ по стандартизации применяемый ГОСТ-Р. Эти стандарты разрабатываются на конкретные производст-венные процессы, связанные с решением задач по организации работ по стандарти-зации, метрологии, сертификации.
Норма – нормативный документ, содержащий положения, устанавливающая количественные меры или качественные критерии, которые должны быть удовле-
30
творены в процессе производства.
Рекомендации – нормативный документ, содержащий добровольное для при-менения правило и методы выполнения работ.
Технические условия – документ, разрабатываемый предприятием или органи-зацией в том случае, когда разрабатывать стандарт не целесообразно. Объектом технических условий может быть пробная продукция или продукция разовой достав-ки.
Статья 15. Структура постановлений и распоряжений
Статья 15. Структура постановлений и распоряжений
1. Текст проекта постановления (распоряжения) содержит, как правило, констатирующую и постановляющую (распорядительную) части и может иметь приложения.
2. В констатирующей части постановления (распоряжения) дается краткий, но исчерпывающий анализ положения дел по рассматриваемому вопросу, оценка сложившегося положения, основания, цели и задачи предписываемых действий, факты и события, цифровые данные (по основным показателям), послужившие причиной издания постановления или распоряжения.
Если проект постановления, распоряжения подготавливается в дополнение или изменение ранее изданного, то в констатирующей части указываются дата, номер, заголовок, дополняемого или изменяемого постановления, распоряжения.
Если предписываемые действия не нуждаются в разъяснениях, то констатирующая часть может отсутствовать.
3. Постановляющая (распорядительная) часть постановления (распоряжения) должна четко определять исполнителей, сроки исполнения и представления информации, должностных лиц или органы, на которые возложен контроль.
Постановляющая (распорядительная) часть документа излагается в повелительной форме, состоит из пунктов и подпунктов. Отдельный пункт, как правило, объединяет действия одного характера и может относиться к разным исполнителям, подпункт определяет отдельные конкретные действия.
Каждый пункт должен начинаться указанием исполнителя или конкретного действия, выраженного глаголом в повелительной форме, а также иметь конкретный срок выполнения этого действия.
В качестве исполнителей указываются структурные подразделения администрации города или юридические лица с фамилиями и инициалами руководителей. Должностное лицо указывается в качестве исполнителя лишь в случаях, если ему предписано выполнение этого действия.
4. Постановление (распоряжение) может иметь приложения, которые оформляются в виде текста (положение, порядок и т.д.), а также планов мероприятий, перечней, списков, таблиц и т.д.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Издание указов и распоряжений, кто занимается этим?
По статье № 90, в Российской Федерации издает и принимает указы Президент России. Принятые законы входят в список обязательных для исполнения, и исполняются по всей территории государства. При этом законы и указы, которые хочет принять глава державы, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным утверждениям.
Указы могут носить нормативный и ненормативный характер. Нормативные законы вступают в действие сразу после их подписания. В течение 7 дней распространяются по всей территории страны.
Все нормативные акты строятся на политической иерархии. Все зависит от юридической силы документа. Царит над любым правовым, нормативным актом Конституция России, поэтому указы должны быть подзаконными и не противоречить правилам Конституции.
Что относится к нормативным документам?
В соответствии с ГОСТ Р 1.0 – 92 принято следующее определений нормативного документа: “Нормативный документ − документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кpyгy потребителей (пользователей)”.
Закон РФ “О стандартизации” определяет следующие категории нормативных документов по стандартизации:
– государственные стандарты Российской Федерации − ГОСТ Р;
– применяемые в соответствии с правовыми нормами международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации;
– отраслевые стандарты − ОСТ;
– стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений) − СТП;
– стандарты научно-технических и инженерных обществ (союзов, ассоциаций и других общественных организаций) − СТО.
К нормативным документам по стандартизации относят также общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ), а также стандарты СССР, если они не противоречат законодательству РФ.
Кроме стандартов, нормативными документами являются также ПР − правила по стандартизации, Р − рекомендации по стандартизации и ТУ − технические условия. Особое требование предъявляется к нормативным документам на продукцию, которая, согласно российскому законодательству, подлежит обязательной сертификации. В них должны быть указаны те требования к продукции (услуге), которые подтверждаются посредством сертификации, а также методы контроля (испытаний), которые следует применять для установления соответствия, правила маркировки такой продукции и виды сопроводительной документации.
Что такое локальные нормативные акты?
Локально-нормативные акты организации – это внутренние документы, в которых установлены права и обязанности работодателя и нанятых сотрудников в части, не урегулированной действующим законодательством. Полное определение указано в ст. 8 ТК РФ. Работодатель имеет право разрабатывать любые ЛНА с учетом своих потребностей. Документы не должны содержать норм, снижающих уровень прав и гарантий рабочего персонала, утвержденных законом. Обязанность разрабатывать данную документацию возложена на кадровую службу организации.
Документы составляются с целью адаптации трудового законодательства к особенностям конкретной компании. Локальные акты касаются трудового коллектива в целом, а также применяются для индивидуальной работы с каждым работником. Необходимо отметить, что в ТК РФ не указаны виды локальных нормативных актов и перечень документов, которые являются таковыми. Кроме того, в нем нет определения данного термина.
Стоит отдельно остановиться на документации в общеобразовательных учреждениях, которые могут самостоятельно создавать собственные локальные нормативные базы из актов потому, что Закон «Об образовании» Российской Федерации гласит, что устав общеобразовательного учреждения должен иметь определённый перечень локальных актов. Но при создании дополнительных документов, что вносят дополнения к существующему уставу (например, это могут быть новые локальные акты школы), необходимо обязательно зарегистрировать их в ИФНС. В противном случае возникнут несоответствия в нормативно-правовой базе организации.
Локальные акты учреждения общего образования являются законными и официальными правовыми документами. Они принимаются в надлежащей последовательности для регулирования отношений внутри школьной деятельности, отражённой в уставе организации.
Локальные акты школы должны отражать следующие принципы:
- Они созданы для определённого образовательного учреждения и действуют, соответственно, в стенах одной организации.
- Они представляют собой официальные письменные правовые документы, содержащие в себе все обязательные реквизиты.
- В процессе создания и введения локального акта задействованы все субъекты процесса образования.
Какие документы относятся к локальным школьным актам?
Локальные акты об образовании представляют собой постановления, решения, приказы, инструкции, правила, положения и договоры. Они отражают и регулируют разные стороны деятельности школы. К сведению, такую же разновидность документации имеют локальные акты доу. Рассмотрим каждый документ.
- Постановления: эти локальные акты могут быть индивидуальными правовыми документами и нормативными. Они отражают в себе решение управляющего органа школы.
- Решения: общее собрание сотрудников принимает локальные Такие документы очень часто носят характер рекомендаций.
- Приказы: такой документ издаёт директор образовательного учреждения для разрешения основных задач. Например, ниже, на фото, приведён образец акта — приказ об утверждении правил внутреннего распорядка школы.
Органы, которые управляют школой, такими документами, как постановления и приказы, утверждают положения, правила, инструкции.
В январе 2023 года в России пока не объявляют всеобщую мобилизацию. Возможна ли отправка с военных сборов в зону проведения специальной операции, данные на 06.02.2023
По существующему законодательству отправка с военных сборов к месту проведения СВО не допускается. Цель сборов, это проверка боевой подготовки призванных или обучение работе с новой военной техникой.
О том, что призыв в рамках объявленной ранее частичной мобилизации завершён, на днях в очередной раз напомнил Дмитрий Песков.
Помимо этого, ситуацию с призывниками разъяснил Михаил Романов, первый зам. председателя комитета Государственной думы РФ по контролю и регламенту:
«Призывники на срочную службу и призванные для военных сборов граждане — это 2 абсолютно разные категории. В отношении призывников на срочную службу существует принципиальная позиция, озвученная официальными лицами Министерства обороны, о том, что проработка повышения призывного возраста сегодня уже ведётся. По поводу каких-то изменений касающихся сборов резервистов, таких заявлений я ещё не видел. Но в связи с повышением статуса спецоперации вполне допускаю, что новое руководство СВО может поставить задачу для подготовки более широкого круга резервистов. Вполне возможно, что кто-то из этих граждан получит предложение заключить контракт, но если это и будет происходить, то только исключительно на добровольной основе».
В настоящее время является межгосударственным стандартом в СНГ. Утверждается Межгосударственным советом по стандартизации, сертификации и метрологии. ГОСТ – это была основная категория стандартов еще в СССР.
Федеральный закон № 184, принятый 27 декабря 2002 года, «О техническом регулировании» разделил понятия «стандарт» и «технический регламент», поэтому все ГОСТ утратили обязательный характер и должны применяться добровольно.
Но в переходный период, которым и характеризуется сейчас система стандартизации в России, закон подразумевает обязательное выполнение требований стандартов ГОСТ. Особенно в части, которая соответствует целям сохранения здоровья и жизни граждан, защиты муниципального или государственного имущества, имущества физических и юридических лиц, охраны окружающей среды, здоровья или жизни растений и животных, а также и предупреждения действий, которые вводят в заблуждение приобретателей. В дальнейшем стандарт ГОСТ должен быть заменен на технические регламенты по каждому виду продукции и деятельности.
На официальном сайте Росстандарта возможен бесплатный просмотр ГОСТов и изменений, принятых с января 2006 года по настоящее время. «Классификатор государственных стандартов СССР» является известным классификатором ГОСТ. В настоящее время используется название «Классификатор государственных стандартов» (КГС).
Классификатор представлен в буквенно-цифровой системе кодов на трёх (редко четырёх) уровнях. 1-ый раздел (уровень) построен из 19 букв русского алфавита в заглавном виде, 2-ой и 3-ий уровни являются цифровыми. 4-ый уровень добавляется после точки. В код ГОСТ включены номер и год утверждения стандарта, которые разделёны дефисом.
Номер состоит из кода семейства продукции, и ее номера внутри семейства.