Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Казахстанские импортеры обязаны заполнять СНТ с 01.10.2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Внимание, импортеры из Казахстана!
Уведомляем вас о том, что с 01.10.2021 в Республике Казахстан для юридических лиц появилась обязанность по предоставлению оформленной сопроводительной накладной (далее – СНТ) на товары, ввозимые на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Евразийского экономического союза.
Правила движения товаров из стран Таможенного Союза вводятся согласно приказу Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года No 1424 в редакции приказа Министра финансов РК от 04.06.2021 No 531.
Данное нововведение планировалось начать раньше — с 31 декабря 2020 года, но сроки не удалось соблюсти по причине неготовности налогоплательщиков и кризис, вызванный пандемией.
Получатель – юридическое лицо – обязан предоставить в налоговые органы оформленную СНТ (сопроводительную накладную на товар). СНТ оформляется получателем самостоятельно, посредством модуля «Виртуальный склад» информационной системы электронных счетов-фактур на государственном или русском языках, подписывается электронной цифровой подписью) в порядке, определенном для подписания электронных счетов-фактур и Законом Республики Казахстан «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».
СНТ оформляется в электронной форме, за исключением некоторых случаев, когда налогоплательщик вправе оформить СНТ на бумажном носителе.
Без предоставления данного документа грузы не пропустят через таможенную границу. Таким образом, если казахстанская компания покупает товар в России и оформляет его доставку, то она должна оформить сопроводительную накладную. Желательно, сразу как станет известна информация о транспорте, на котором товар пересечет границу — эти данные должна быть указаны в СНТ.
Начало пилота по СНТ для товаров включенных в Перечень изъятий делится на несколько этапов. Коды ТН ВЭД вводятся поэтапно, чтобы не было излишней нагрузки на НП в следующем порядке:
- первый этап введен 1 октября;
- второй этап введен 1 ноября;
- третий этап введен 1 декабря.
При вводе товаров в пилот в справочнике ГСВС для ТН ВЭД ЕАЭС ставится отметка Ведение ВС (в ИС ЭСФ она обозначается символом «черный ящик»).
Для проверки списка товаров из Перечня изъятий вошедших в пилот СНТ с 1 октября, в системе ИС ЭСФ в справочнике ГСВС можно установить отбор:
- Товар из перечня – значение «Да»;
- Ведение ВС – значение «Да».
Понятие «сопроводительная накладная на товар» (СНТ) появилось в НК РК с 2020 г. (пп.63 ст.1 НК РК). Под ней понимается электронный документ, который оформляется в определенных случаях на конкретные виды товаров.
Применяется СНТ для:
- упрощения документооборота;
- расчета налогооблагаемой базы;
- таможенного и налогового администрирования.
СНТ, несмотря на свою исключительно электронную форму, признается полноценным первичным бухгалтерским документом и входит в состав пакета товаросопроводительных документов. Это значит, что продавец (импортер) может применять СНТ при ввозе или отгрузке товаров, при этом не предоставляя в налоговые и таможенные органы бумажные накладные.
Оформляется СНТ казахстанскими предпринимателями и организациями в следующих случаях:
- при продаже, отгрузке, перемещении товаров внутри страны;
- при импорте товаров в Казахстан;
- при экспорте товаров за границу РК.
Фактически, на практике оформлять документ придется при любом движении товара. Однако, распространяется это не на все реализуемые товары, а только на ограниченный перечень, который разрабатывается и утверждается Минфином РК. Перечень категорий товаров, на которые необходимо выписывать СНТ, а также Правила оформления этого вида документов утверждены Приказом МФ РК №1424 от 26.12.2019 г. В Приложении к этому же документу содержится и утвержденная унифицированная форма накладной. Позже в Перечень были внесены дополнения Приказом №379 от 13.04.2020 г.
Обязанность по выписке СНТ возложена на всех налогоплательщиков, реализующих, ввозящих и вывозящих товары, указанные в Перечне, независимо от их от организационной формы (ИП, ТОО). Контроль за порядком оформления накладных лежит на УГД МФ РК (ст.176 НК РК).
Выписывается документ по умолчанию в тенге, кроме случаев:
- наличия соглашения о разделе продукции;
- экспорта по ставке НДС 0% (ст.386, 446, 449 НК РК);
- оборота по ставке НДС 0% (п.3 ст.393 НК РК).
Когда у казахстанских предпринимателей и организаций появляется обязанность оформления СНТ?
Установлены различные сроки введения обязательств для налогоплательщиков по выписке СНТ. Точная дата возникновения обязательств по оформлению электронной накладной зависит от категории товара.
Касательно биотоплива, такая обязанность появилась у предпринимателей и организаций с 01.01.2020 г.
По остальным категориям товаров ввести такую обязанность изначально предполагалось с 01.04.2020 г. Однако, в связи с текущей экономической ситуацией и многочисленными обращениями предпринимателей в МФ РК было принято решение отсрочить дату до 01.07.2020 г., а по маркированным товарам и товарам с пониженной пошлиной –до 01.01.2021 г. Затем срок был сдвинут до 01.10.2020 г. и 01.07.2020 г. соответственно (Приказ Минфина №615 от 19.06.2020 г.).
На текущий момент на публичном обсуждении находится еще один проект приказа, предусматривающий поправки в первоначальную форму списка и сдвигающий даты внедрения СНТ на более поздние даты.
Согласно предложенным поправкам сроки выписки всех СНТ сдвинуты на 01.03.2021 г. (для подакцизных товаров), на 01.05.2021 г. (для товаров из Перечня изъятия) и на 01.07.2021 г. (для маркированных товаров).
Данный проект приказа находится на публичном обсуждении на сайте «Открытые НПА» до 23.09.2020 г.
Если он не будет принят, сроки сохранятся в соответствии с приказом Минфина №615 от 19.06.2020 г. (октябрь 2020 и январь 2021 г.). Окончательные сроки возникновения обязанности у казахстанских налогоплательщиков по выписке СНТ будут ясны после принятия (либо отклонения) нового проекта приказа.
Перечень товаров, на которые распространяется обязанность по оформлению сопроводительных накладных на товары
Наименование товара | |
Биотопливо, производство и оборот которого регулируется Законом Республики Казахстан от 15 ноября 2010 года «О государственном регулировании производства и оборота биотоплива» | |
Этиловый спирт и (или) алкогольная продукция, производство и оборот которых регулируется Законом Республики Казахстан от 16 июля 1999 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» | |
Отдельные виды нефтепродуктов, производство и оборот которых регулируется Законом Республики Казахстан от 20 июля 2011 года «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» | |
Табачные изделия, производство и оборот которых регулируется Законом Республики Казахстан от 12 июня 2003 года «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий» | |
Товары, код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС) и наименование которых включены в Перечень товаров, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утвержденный в соответствии с международным договором, участником которого является Республика Казахстан (кроме указанных в пункте 9 настоящего Перечня) | |
Товары, ввозимые на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Евразийского экономического союза | |
Товары, вывозимые с территории Республики Казахстан на территорию государств-членов Евразийского экономического союза | |
Товары, подлежащие маркировке в соответствии с международными договорами и законодательством Республики Казахстан | |
Товары, код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС) и наименование которых включены в Перечень товаров, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утвержденный в соответствии с международным договором, участником которого является Республика Казахстан, и по которым электронные счета-фактуры выписываются посредством модуля «Виртуальный склад» информационной системы электронных счетов-фактур |
Таким образом, времени на подготовку остается немного, поэтому рассмотрим порядок подготовки перехода к учету товаров по виртуальному складу, а также ввод СНТ на товары в конфигурации.
Экспорт товаров в Казахстан при УСН
Все государства, которые состоят в Евразийском экономическом союзе, соблюдают единые правила налогообложения экспорта и импорта товаров. Когда речь идет об экспорте товаров из России в Белоруссию, Армению, Казахстан и Киргизию, эти требования применяются только к НДС. Что же касается остальных налогов по такой операции, то они должны быть выплачены в том же порядке, что и при реализации товаров контрагентам из России.
Если брать за основу точку зрения налоговой политики, то нет существенной разницы между экспортом в любое государство из ЕАЭС и прочие страны. Это означает, что в любом случае будет применяться нулевая ставка, и ее нужно подтвердить, подав соответствующую документацию в налоговую инспекцию.
Следует понимать, что при экспорте товаров в Казахстан эти правила применяются в отношении лиц/организаций, которые работают по общей системе налогообложения – ОСНО. А что касается УСН, то организации, которые работают на «упрощенке», практически не испытывают никаких сложностей при выходе на рынки других стран. Это происходит потому, что НДС за экспорт не включен в список исключений для лиц, использующих УСН (статья 346.11 НК РФ). Значит, им не стоит беспокоиться о сборе документации, «нулевых» счетах-фактурах, заявлениях, специальных декларациях и т. д. Все так, как будто товар продан в Россию.
Дивиденды собственнику
В случае успешной деятельности иностранной компании, созданной в Казахстане, рано или поздно возникнет потребность в изъятии у такой компании прибыли. Сделать это можно посредством выплаты дивидендов её учредителям.
Независимо от того, являются ли участниками иностранной компании физ. лицо-нерезидент или же российская компания, при выплате дивидендов необходимо удержать налог у источника. Размер удержания не может превышать 10% от суммы дивидендов.(См. п. 3 ст. 10 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения). При этом данный налог может быть зачтён при налогообложении данного вознаграждения в России. То есть, в России необходимо будет доплатить 3 %.
Важно, что Налоговый Кодекс Республики Казахстан предусматривает освобождение от уплаты налога с дивидендов для физических лиц-нерезидентов, при условии, что на момент их начисления срок владения долей (акциями) составляет более 3-х лет, а иностранная компания (плательщик дивидендов) не ведёт деятельность в сфере недропользования.(См. п. 4, ст. 7 654 НК РК).
Таким образом, если необходимо создать офис в Казахстане, выгоднее зарегистрировать там компанию — резидента Казахстана. В этом случае 10%-ый налог будет уплачиваться только по факту выплаты дивидендов, а не автоматически, как при образовании постоянного учреждения.
Документы для подтверждения экспорта в Казахстан
Документы, подтверждающие экспорт в Казахстан аналогичны для всех стран, входящих в ЕАЭС (Евразийский Экономический Союз), среди которых: Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия и Россия.
Какие документы необходимы:
Контракт, на основании которого производился экспорт продукции. Важно, чтобы все реквизиты и подписи хорошо читались и не могли вызвать вопросов у российской налоговой, а стоимость товара соответствовала рыночной.
Заявление о ввозе товара и уплате ввозного НДС покупателем, с отметкой налоговой службы. Покупатель, при ввозе товара из России обязать уплатить НДС до 20 числа месяца, следующего за месяцем фактического ввоза товара. При этом российскому экспортеру необходимо получить от него копию заявления с отметкой налогового органа.
Товаросопроводительные (транспорные) документы. На УПД либо товаро-транспортной накладной должна быть подпись водителя и номер ТС, фактически осуществлявшего перевозку товара на территорию РК (к сожалению, до сих пор не все транспортные компании могут предоставить все документы в соответствующем виде, для подтверждения экспорта товара).
Иные документы, предусмотренные законодательством. В частности, при сумме контракта более 6 000 000 рублей необходимо открывать паспорт сделки.
Возврат НДС при экспорте в Казахстан после подачи декларации в налоговую зависит не только от правильного и своевременно оформления всех перечисленных документов. Если Ваш поставщик не оплатил НДС за поставленный Вам товар – это так же послужит поводом для отказа в возврате налоговой. Так же, необходимо учесть, что для Киргизии подтверждение экспорта поставщику – процедура новая, и необходимо заблаговременно обговорить вопрос предоставления заявления об уплате косвенных налогов.
Экспорт в Казахстан / Какие изменения нас ждут?
На законодательном уровне, никаких изменений в процедуре экспорта в 2020 году не произошло. На сегодняшний день необходим тот же пакет документов в срок не позднее 180 дней с момента отгрузки. В случае же, если подтвердить нулевую ставку в срок не удалось, и Вы оплатили НДС по экспортной операции, можете учесть уплаченный НДС по налогу на прибыль – основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (письмо Минфина России от 27.07.2015 № 03-03-06/1/42961).
Самостоятельное оформление экспорта из РФ в Казахстан не всегда приводит к положительному результату. Зачастую, возврат НДС затягивается налоговыми органами или вовсе поступает отказ в возврате. Не предоставленное покупателем заявление об уплате косвенных налогов, неуплаченный поставщиком НДС – все это так же является причиной отказа.
Мы предлагаем возврат НДС уже в день отгрузки, независимо от решения налоговой. Это ускоряет оборачиваемость средств для наших клиентов и снимает все риски по экспортной сделке.
Порядок подтверждения
Для того чтобы собрать весь пакет документов, у экспортера есть 180 календарных дней с даты отгрузки. Это правило установлено в пункте 5 Протокола о взимании косвенных налогов. Если в установленный срок документы не будут поданы в ИФНС, придется платить обычный НДС по ставке 18 или 10%. Его следует начислить в том периоде, в котором состоялась экспортная операция. Начиная со 181-го дня после отгрузки, при неподтверждении нулевой ставки и неуплате налога будут начисляться пени.
Бывает, что документы все же удается собрать, хоть и с опозданием. В этом случае уплаченный НДС может быть зачтен или возвращен по правилам статьи 78 НК РФ.
Но если подтвердить нулевую ставку никакой возможности нет, стоит знать — уплаченный НДС можно списать на расходы по налогу на прибыль. Это право подтверждено ФНС в письме от 24.12.13 № СА-4-7/23263 и Минфином в письмах от 20.10.15 № 03-03-06/1/60045 и от 27.07.15 № 03-03-06/1/42961. Объяснение простое: в этом случае налог не был предъявлен покупателю, а оплачивался поставщиком из собственных средств, поэтому запрет из пункта 19 статьи 270 НК РФ не действует.
Экспорт в Казахстан: НДС и бухгалтерский учет
Налоговая сумма выставляется продавцом по документации, в соответствии с действующим законодательством.
На этом фоне человек, приобретающий товары, определяет НДС самостоятельно, и затем вносит оплаты в ФНС.
Налоговая база обязательно рассчитывается на дату, когда товары были приняты к учёту.
Исходить надо из конечной цены продукции. Если она приобреталась за инвалюту, то сумма в рублях может быть определена посредством пересчёта в валюте по курсу Центробанка. При этом учитывается дата, когда импортируемая продукция была принята к учёту.
Эта база умножается на налоговую ставку. Затем определяется сумма, которую требуется внести.
Порядок представлен в табличке:
Операция | Дебет | Кредит |
Цена товаров, которые импортируются из РК | 42 | 61 |
Оплаченная импортируемая продукция | 61 | 52 |
Налог начислен к оплате | 20 | 69 |
Отдача выручки от продажи | 63 | 90-2 |
Ставка НДС в Казахстане в 2021 году
- при реализации товаров в розничной торговле, за исключением случая, предусмотренного п.72 Правил выписки СНТ;
- при ввозе/вывозе товаров в РК по системе магистральных трубопроводов и (или) по линиям электропередачи;
- при перемещении товаров в пределах одного лица и (или) между структурными подразделениями одного лица на территории РК, за исключением подакцизных товаров;
- при отгрузке возвратной тары, за исключением случаев, когда такая тара включена в перечень изъятия ВТО;
- при ввозе товаров в РК с территории ЕАЭС, по которым местом начала транспортировки является территория государств, не являющихся членами ЕАЭС;
- при вывозе товаров с РК на территорию ЕАЭС, по которым страной назначения является территория государства, не являющегося членом ЕАЭС, за исключением товаров из перечня изъятия ВТО и (или) подакцизных товаров и (или) товаров, по которым ЭСФ подлежат выписке посредством ВС.
Не позднее начала перемещения, реализации товаров:
- при перемещении, реализации товаров по территории РК;
- при ввозе товаров на территорию РК с территории государств, не являющихся членами ЕАЭС (по товарам, которым произведена таможенная очистка);
- при вывозе товаров с территории РК;
До пересечения Государственной границы РК:
- при ввозе товаров на территорию РК с территории государств-членов ЕАЭС;
Ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем реализации:
- при реализации золотосодержащей продукции посредством трубопровода;
В течение 15 календарных дней со дня реализации:
- в розничной торговле (с идентификацией и без идентификации получателя).
То есть если компания импортирует товары, то выписать СНТ по таким товарам нужно до того, как он пересечёт границу Казахстана и будет перемещаться по Казахстану. Таким образом, нужно заранее запрашивать информацию о товаре у поставщика.
Получатель СНТ в течение 20 рабочих дней после даты регистрации СНТ в ИС ЭСФ, подтверждает или отклоняет СНТ.
Подтверждение СНТ получателем не требуется в следующих случаях:
- при реализации товаров физическому лицу, не являющемуся ИП;
- при реализации товаров получателю, осуществляющему реализацию товаров в розничной торговле, за исключением реализации подакцизных товаров, реализации товаров на территорию СЭЗ, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы ЕАЭС;
- при оформлении СНТ в адрес получателей, зарегистрированных в административно-территориальных единицах РК, на территории которых отсутствуют сети телекоммуникаций общего пользования (Перечень);
- при реализации товаров на экспорт;
- при реализации ГСМ, осуществляемой аэропортами при заправке воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих международные полеты, международные воздушные перевозки.
То есть если вы занимаетесь розничной торговлей, то у вас отсутствует обязательство по подтверждению СНТ, за исключением реализации алкогольной продукции, табачных изделий, отдельных видов нефтепродуктов и биотоплива.
В случае нарушения, в период Пилотного проекта, порядка и сроков оформления (подтверждения, отклонения) СНТ, КГД МФ РК формирует извещение «О нарушении порядка и (или) сроков оформления (подтверждения, отклонения) сопроводительной накладной на товары», которое направляется нарушителю в электронной форме или на бумажном носителе.
Получение Извещения, а также ознакомление с ним не освобождает получателя от оформления, подтверждения или отклонения получения СНТ.
Инструкция по регистрации в тестовом стенде ИС ЭСФ для выписки СНТ в пилотном проекте
Статья: «ТОП-10 вопросов по внедрению пилотного проекта оформления СНТ»
Вебинар «Что нужно знать о работе с остатками товара и складами в Виртуальном складе?»
Вебинар: «СНТ: ответы на актуальные вопросы от специалистов КГД МФ РК»
Вебинар: «Ввоз товаров с ЕАЭС и СНТ в модуле Виртуальный склад ИС ЭСФ»
Телеграм-чат по пилотному проекту СНТ, где можно получить ответы экспертов
Разъяснение: «Оформление исправленной СНТ по факту принятия импортированных товаров на учет»
Видеоуроки по работе с СНТ
Согласно п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса таможенного союза единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Основными документами, регулирующими порядок взимания НДС при вывозе товаров с территории РФ в Казахстан, являются:
- Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее — Соглашение);
- Протокол от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» (далее — Протокол);
- НК РФ (в частности глава 21 НК РФ).
При этом приоритет имеют нормы Соглашения и Протокола (ст. 7 НК РФ).
В соответствии со ст. 1 Соглашения экспортом товаров является вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками (плательщиками), с территории одного государства — участника таможенного союза на территорию другого государства — участника таможенного союза.
При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта (ст. 2 Соглашения).
В силу п. 1 ст. 1 Протокола при экспорте товаров с территории РФ на территорию Казахстана применяется нулевая ставка НДС при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола.
На основании п. 2 ст. 1 Протокола для подтверждения нулевой ставки НДС организация-экспортер представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией следующие документы (их копии):
- договор (контракт) с учетом изменений, дополнений и приложений к нему, на основании которого осуществляется экспорт товаров;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке, исполнения налоговых обязательств) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств — членов таможенного союза);
- транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию Казахстана. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством РФ (отметим, что по мнению контролирующих органов, на транспортных и товаросопроводительных документах, представляемых в налоговые органы, не предусмотрено каких-либо отметок таможенного органа о вывозе товара (письмо УФНС РФ по г. Москве от 17.08.2010 N 16-15/086789));
- иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренные законодательством РФ (уточним, что под иными документами следует понимать, например, договоры комиссии (агентские договоры, договоры поручения), если товары с территории РФ в государства — члены таможенного союза поставляются через посредников).
Отметим, что в настоящее время выписку банка при экспорте товаров в Республику Беларусь и Республику Казахстан в налоговый орган представлять не требуется (пп. 2 п. 2 ст. 1 Протокола, п. 1 ст. 165 НК РФ).
Вопросы и ответы по СНТ с 16 января 2021 года
При планировании экспорта товара в Республику Казахстан частично можно руководствоваться общей инструкцией по экспорту товаров.
Рекомендуем ознакомиться: «Пошаговая инструкция: с чего начать экспорт товаров?»
При этом в экспортно-импортных операциях с Казахстаном, как государством-членом ЕАЭС, есть ряд важных отличий. Схематично инструкция по таким поставкам может выглядеть следующим образом:
- Поиск, проверка контрагента в Казахстане и согласование с ним условий поставки и оплаты товаров;
- Проработка экономической составляющей сделке: определения кода ТН ВЭД ЕАЭС на товар, расчёт расходов;
- Составление экспортного контракта на поставку товаров;
- Подготовка необходимых товаросопроводительных документов, разрешительной документации при необходимости;
- Сдача статистической отчётности в таможенные органы РФ;
- Подготовка необходимых документов и отчётов для налоговых органов России для применения нулевого тарифа налогообложения;
- Представление документов для валютного контроля банка
В части налогообложения сделок между контрагентами ЕАЭС рекомендуем ознакомиться с Приложением № 18 к Договору о ЕАЭС. В соответствии с положениями документа применение нулевой ставки НДС возможно при условии документального подтверждения права на получение налоговой преференции.
При планировании экспортной поставки в Казахстан помимо требований налоговых регуляторов необходимо изучить действующее таможенное и валютное законодательство, изменения в которых происходят на регулярной основе.
Рекомендуем ознакомиться: «Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 218-ФЗ смягчил валютное законодательство».
Кроме того, необходимо проверить действующие ограничения на перемещения отдельных категорий товаров внутри ЕАЭС.
Импортные поставки товаров из Республики Казахстан, как страны-участницы ЕАЭС, также отличаются упрощённым порядком ввоза: отсутствует необходимость в таможенном оформлении и уплате таможенных пошлин. Вместе с тем необходимо своевременно сдавать статистическую отчётность и правильно уплачивать косвенные налоги.
Инструкция по организации импорта товаров из Казахстана может быть представлена в следующих шагах:
- Выбор поставщика, проверка его благонадёжности и согласование всех условий импортной поставки;
- Калькуляция расходов на ввоз товара, определение мер нетарифного регулирования на импортируемый товар (при необходимости получение необходимых разрешительных документов на товар);
- Подготовка и заключение внешнеторгового импортного контракта на поставку;
- Подготовка необходимых коммерческих и иных документов;
- Подача статистических форм отчётности в таможенные органы РФ;
- Подготовка необходимой налоговой отчётности (декларации по косвенным налогам, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и проч.);
- Выполнение требований регулятора в части валютного контроля сделки
Частично порядок импорта из Республики Казахстан совпадает с этапами общей последовательности действий при организации внешнеэкономической сделки.
Рекомендуем ознакомиться: «Пошаговая инструкция импорта: как начать импорт товаров?»
В поиске поставщика возможное содействие импортёру в России могут оказать специальные программы поддержки, инициируемые Министерством торговли и интеграции Республики Казахстан. По всем вопросам таможенного, налогового, валютного законодательства и реализации внешнеэкономической сделки с казахским контрагентом можно получить профессиональную консультацию у юристов по ВЭД.
Перечень документов, необходимых для реализации экспортно-импортных сделок с контрагентами из Республики Казахстан может варьироваться в зависимости от специфики продаваемого товара и условий внешнеторговой сделки. Кроме того, законодательство, регулирующее взаимную торговлю внутри ЕАЭС подвижно, поэтому требуется регулярный мониторинг его изменений.
Например, к моменту подготовки данного материала с 1 июля 2020 года Минфин Казахстана ввёл сопроводительные накладные на товар, а Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики от 16 июня 2020 года были внесены изменения в правила лицензирования экспорта и импорта продукции.
Подобные изменения в перечне необходимых документов для импорта или экспорта различных групп товаров возможны как на национальном уровне стран-участниц ЕАЭС, так и в рамках наднационального регулирования.
Ориентировочный перечень документов, необходимых для торговли с казахскими организациями, может включать в себя следующую документацию:
- Внешнеторговый контракт;
- Инвойс и спецификацию к договору поставки;
- Разрешительную документацию на товар (лицензии, сертификаты, паспорт качества и проч.);
- Товарную накладную со счётом-фактурой;
- Транспортные документы;
- Документы по валютному контролю;
- Иные документы (упаковочный лист, заявления и проч.)
В случае отнесения товара к товарам двойного назначения или поставкам через посредника список необходимых документов будет изменяться. Особое внимание необходимо уделить мерам нетарифного регулирования (необходимой разрешительной документации на товар).
Перемещение товаров внутри ЕАЭС производится без таможенного оформления, декларирование отгрузок при импорте и экспорте осуществляется посредством статистической отчётности.
С 24 июля 2020 года порядок сдачи статистической отчётности изменится. Рекомендуем ознакомиться с новым порядком подачи статформ в таможню.
Документы необходимые для экспорта в Казахстан такие же, как и для других стран СНГ.
Если экспорт производится в страну, входящую в состав Таможенного союза, то можно обойтись без таможенной декларации, но потребуется заявление от заказчика о ввозе товара (отсылается после уплаты получателем ввозного НДС).
оформленный внешнеторговый контракт; документ, подтверждающий, что товар прошел проверку на лицензирование и не входит в списки товаров дойного назначения; договор с транспортной компанией, организующей доставку; если сумма сделки превышает $50000, то необходимо открыть паспорт сделки; документы и заявление в налоговую службу (необходимы, чтобы возвратить экспортный НДС). Помимо этого для экспорта могут потребоваться и другие документы (в зависимости от кода ТН ВЭД), а именно: лицензия МЭРТ; разрешения от специальных
Казахстанские импортеры обязаны заполнять СНТ с 01.10.2021
Заполнение деклараций на товары в обычном режиме на грузы, перемещаемые между государствами ЕАЭС упразднено, учет производится через подачу формы статистического декларирования (статформы) в таможню государства вывоза. Подача статистических форм производится в целях учета перемещения грузов при внешней торговле России со странами-участниками Евразийского экономического союза. Статформа оформляется тем лицом, которое совершило сделку, или по поручению которого была совершена данная сделка, или которое наделено правом владения, распоряжения товарами.
Статформа подается в таможню не позднее восьмого рабочего дня месяца, который следует за месяцем, когда осуществлена отгрузка товаров.
Важно! За нарушение сроков подачи статистической формы учета экспорта в Казахстан может быть назначен штраф по статье 19.7.13 КоАП РФ на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Не взирая на упрощенный порядок оформления экспортно-импортных операций в государствах ЕАЭС, существует масса особенностей. Например:
- При отсутствии подтверждения 0% ставки Налога на добавленную стоимость в определённый срок экспортеру может быть доначислен Налог по внутренней ставке на сумму отпущенного на экспорт в Казахстан товара.
- Проверка налоговой инспекцией — нужно подготовиться к серьезной камеральной проверке компании-экспортера и ее контрагентов.
- Некоторые товары попадают в контрольные списки, и для их экспорта требуется получение разрешений или лицензий в различных государственных организациях. Установить принадлежность продукта к контрольным спискам сможет лишь опытный таможенный представитель.
Наша компания гарантирует выполнение принятых на себя обещаний по организации ВЭД. Таможенное оформление вывоза вашей продукции в Казахстан из России с нашей помощью будет лёгким и прозрачным, а так же существенно расширяет количество потенциальных партнеров в обоих государствах.
Пилотный проект по СНТ: что изменилось
При этом на территории Казахстана не предполагается создание какой-либо инфраструктуры, продукция доставляется напрямую покупателю с территории РФ.
Постольку в описанных условиях на территории Казахстана деятельность не ведётся, использование существующей российской компании вполне допустимо и не вызывает каких-то дополнительных налоговых последствий. Вместе с тем, подтверждение «нулевой ставки» по НДС сопряжено с прохождением камеральной проверки.
Если же возникают основания для возмещения НДС из бюджета, будьте готовы к тому, что налоговые органы проверят контрагентов и операций с особой тщательностью. Их цель — найти хоть малейшую зацепку для отказа в подтверждении налогового вычета.
Если при таких вводных торговать станет российская компания, это приведёт к образованию так называемого постоянного учреждения. В данном случае российская компания обязана в течение 30 дней с даты начала ведения деятельности подать в налоговый орган РК заявление о постановке на регистрационный учёт. (См. п. 1, ст. 76 НК РК).
С точки зрения налоговых последствий, подобная организация деятельности ведёт к обложению доходов постоянного учреждения корпоративным подоходным налогом (КПН). При этом по правилам Республики Казахстан налог фактически оплачивается дважды, поскольку нерезиденты облагают КПН налогооблагаемые доходы по ставке 20% и чистые доходы (чистую прибыль) по ставке 10%.(Ставка для российских компаний отличается от общей ставки, установленной НК РК (предусматривает 15%), ввиду положений п. 6, ст. 10 и ст. 24 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения, что также подтверждает позиция Минфин РФ в письме от 19 января 2012 г. № 03-08-05).
Важно, что уплаченный КПН может быть зачтён на территории РФ, однако сумма такого зачёта ограничена суммой налога, которую бы пришлось уплатить с такого дохода в России. В этой связи, фактически зачесть КПН с чистого дохода (10%) не получится.
Что же касается НДС, то общий порядок не меняется: российская организация имеет право на применение ставки 0 % при экспорте при условии надлежащего подтверждения. Казахстанский покупатель уплачивает импортный НДС самостоятельно.
Второй вариант — это создание компании на территории Республики Казахстан. В таком варианте предполагается, что текущая российская организация будет поставлять товар своей иностранной партнёрской организации, которая в свою очередь реализует его покупателю. (См. п. 1 ст. 400 НК РК).
Использование данного варианта позволяет облагать доходы в общем, привычном нам порядке, по ставке 20%. При этом появляется обязанность самостоятельно уплатить в бюджет Казахстана при ввозе товара НДС по ставке 12%, который пойдёт в зачёт при уплате налога с реализации покупателю.
Важной особенностью реализации данного варианта является обязанность учредителя такой иностранной компании сообщить в российский налоговый орган: (1) о своём участии и (2) о наличии контролируемой иностранной компании. Сделать это необходимо (1) не позднее трёх месяцев с даты возникновения участия и (2) не позднее 20 марта года следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании. При этом сама прибыль КИК в данном случае освобождается от налогообложения на территории РФ, поскольку иностранная компания является резидентом страны из ЕАЭС.(См. пп. 2, п. 1, ст. 25.13-1 НК РФ).
При оказании услуг (работ) от лица российской компании, налогообложение доходов, по аналогии с торговой деятельностью, зависит от возникновения постоянного учреждения на территории Казахстана. Порядок же обложение налогом на добавленную стоимость определяется исходя из места реализации услуг. Оба названных фактора зависят от видов деятельности, реализуемых компанией.
В отношении работ данного вида Конвенция об устранении двойного налогообложения отдельно указывает, что для возникновения постоянного учреждения строительная площадка, на которой ведутся работы, должна существовать более 12 месяцев.(См. п. 3 ст. 5 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения). В отношении шефмонтажа те же условия — услуги должны оказывать более 12 месяцев.
Таким образом, всё зависит от срока. Если он не превышает указанный, налог на прибыль уплачивается в Российской Федерации. В противном случае, последствия такие же, как и для торговли: 20% + 10%.
При условии, что площадка и/или оборудование находятся на территории Республики Казахстан, обязанность уплатить НДС в РФ не возникает. Его (по ставке 12%) заплатит заказчик,(См. п. 1, ст. 373 НК РК) что необходимо учесть при ценообразовании.
«Освобождение» от уплаты НДС в данном случае имеет последствия. Так, входящий налог от всех поставщиков, субподрядчиков, арендодателей и прочих контрагентов, привлечение которых направлено на выполнение работ, не может быть принят к вычету юр.лицом-исполнителем работ.
При этом налоговый орган пошёл дальше и отказал в возмещении НДС арендодателю спецтехники, используемой российской компанией для работ в Казахстане. Компания-арендодатель попыталась обжаловать данное решение налоговой, однако суд встал на сторону налогового органа. В действиях арендодателя и арендатора была установлена налоговая схема, направленная на необоснованное получение возмещения НДС из бюджета.
Под it-услугами мы подразумеваем разработку программного обеспечения и его техническую поддержку. Место реализации таких услуг для целей исчисления НДС признаётся Казахстан, а, значит, обязанность уплатить налог также возлагается на заказчика.
Что касается налогообложения доходов, то всё зависит от возникновения постоянного учреждения. Если услуги оказывают удалённо, не в Казахстане, налог платится в РФ.
Здесь необходимо отдельно проговорить налогообложение лицензионных платежей, именуемых в Конвенции об устранении двойного налогообложения как роялти. Дело в том, что взимая с резидента Республики Казахстан лицензионные платежи за использование программного обеспечения, пользователь в соответствии с конвенцией и Налоговым кодексом Казахстана обязан удержать из вознаграждения налог у источника в размере 10% от общей суммы выплаты. При этом данное удержание российская компания вправе зачесть в счёт уплаты налога в РФ.
Важно, что контролирующие ведомства в Казахстане относят к роялти не только лицензионное вознаграждение, но также плату за доработку и модификацию ПО, используемого по лицензии.(См. ответ Председателя КГД МФ РК от 26.09.2019 года на вопрос от 20.09.2019 года № 570477). Обоснование здесь следующее: поскольку изменять и дорабатывать программный продукт, можно исключительно при предоставлении правообладателем специальной лицензии, предполагается, что такая плата включена в платёж за услугу.
Использование местной компании для выполнения работ на территории Казахстана видится возможным лишь при условии реализации долгосрочного проекта и лишь в определённых сферах, поскольку, например, в части оказания IT-услуг, подобные решения неактуальны.