Как наказать судью и привлечь к ответственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как наказать судью и привлечь к ответственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как закон «о статусе судей» характеризует самого судью? Согласно его первой статье, судьями являются лица, имеющие полномочия осуществлять правосудие на условиях получения специального удостоверения профессионала. Судьи являются независимыми, подчиняются они только Конституции и прочим нормативным актам. Требования или распоряжения, поступаемые от судей, обязательны для исполнения всеми должностными лицами, государственными организациями, общественными объединениями и т. д.

К вопросу о дисциплинарной ответственности судей за нарушение единообразия судебной практики

Вернуться к опубликованному 14.02.2020 года на портале закон.ру очень интересному и содержательному интервью Александра Верещагина с Артемом Карапетовым и Юлием Таем относительно формального и фактического статуса правовых позиций Верховного Суда РФ, их прецедентного или квазипрецедентного значения в контексте единообразия судебной практики, меня подстегнуло высказанное спустя два месяца в юридической прессе предложение о введении дисциплинарной ответственности судьи за нарушение такого единообразия, весьма вероятно в качестве альтернативного варианта тщетных надежд на процессуальную революцию.

В апрельской статье «Дисциплинарная ответственность судьи за нарушение единства судебной практики»[1] аналитик Института экономических стратегий Отделения общественных наук РАН, эксперт НИИ Корпоративного и проектного управления С.И. Луценко предлагает закрепить механизм дисциплинарной ответственности судьи за нарушение единства судебной практики.

Свое предложение С.И. Луценко основывает на следующем тезисе:

«В основу любого судебного акта должно быть положено требование единообразия правоприменительной практики – в противном случае девальвируется сущность такого института, как суд. Суды обязаны мотивировать свои решения с применением устоявшейся судебной практики, отражающей принцип, связанный с надлежащим отправлением правосудия».

Безотносительно споров о том, является ли судебная практика «в форме выражаемых высшими судебными инстанциями правовых позиций в качестве источника российского права»[2] или нет, необходимо признать, что до настоящего времени норма, которая бы прямо закрепляла обязательность разъяснений Верховного Суда для судов нижестоящих инстанций, отсутствует.

Так, обязательность разъяснений судебной практики Верховного Суда РФ закреплена только самим Верховным Судом, но не законодателем, который последовательно и аккуратно избегает темы общеобязательности разъяснений судебной практики, а тем более придания им силы нормативно-правового акта, хотя некоторые юристы признают, что все предпосылки для этого сложились.

В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 (ред. от 23.06.2015) «О судебном решении» указано, что «суду также следует (лишь) учитывать постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, принятые на основании статьи 126 Конституции Российской Федерации и содержащие разъяснения вопросов, возникших в судебной практике при применении норм материального или процессуального права, подлежащих применению в данном деле».

Действительно, на судей возложена обязанность систематически изучать правоприменительную практику, в том числе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека (статья 5 Кодекс судейской этики» (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012) (ред. от 08.12.2016).

Добросовестное исполнение этой обязанности само по себе не порождает неизбежность ссылок суда в итоговом акте по делу на результаты обобщения судебной практики, доводимые в различных формах до нижестоящих судов Верховным Судом РФ.

Отставка и прекращение полномочий

Отставка — это не наказание, а основание выхода на пенсию. У слуги закона сохраняются все льготы и полномочия, он также остается неприкосновенным и считается принадлежным к сообществу судей.

В отставку гражданин подает сам, основанием для этого являются:

  • достижение пенсионного возраста;
  • участие в любых выборах в качестве кандидата;
  • приобретение заболевания, делающего невозможным дальнейшую работу на данной должности.

Предлагаем ознакомиться: Субсидиарная ответственность директора муп при банкротстве

Приостановление же полномочий бывает как дисциплинарной мерой, так и следствием решения самого человека. После этого гражданин лишается высокого статуса, льгот, и неприкосновенности.

Это может произойти по следующим причинам:

  1. Получение второго гражданства или утрата гражданства РФ.
  2. Признание человека судом без вести пропавшим.
  3. Заведение в отношении лица уголовного дела.
  4. Нарушение им или его близкими родственниками норм и правил, принятых законом. Например, открытие счетов в зарубежных банках, ведение бизнеса.
  5. Истечение срока полномочия, если он предусмотрен договором.
  6. Приобретение недееспособности.
  7. Смерть.
  8. Отказ от перехода на другое место работы, если прежнее упразднено.
  9. Обвинительный приговор, который вступил в силу.
Читайте также:  Льготы На Жилье Молодым Семьям 2023 Году Беларусь

Как закон «о статусе судей» характеризует самого судью? Согласно его первой статье, судьями являются лица, имеющие полномочия осуществлять правосудие на условиях получения специального удостоверения профессионала.

Судьи являются независимыми, подчиняются они только Конституции и прочим нормативным актам.

Требования или распоряжения, поступаемые от судей, обязательны для исполнения всеми должностными лицами, государственными организациями, общественными объединениями и т. д.

Закон устанавливает единство статуса судей. При этом существует и определенное квалификационное разделение, зависящее от занимаемой должности. Например, мировому судье должно быть не менее 30 лет, а судье Конституционного суда – не менее 40 лет, вкупе с пятнадцатилетним стажем работы юристом.

Как закон «о статусе судей» характеризует самого судью? Согласно его первой статье, судьями являются лица, имеющие полномочия осуществлять правосудие на условиях получения специального удостоверения профессионала. Судьи являются независимыми, подчиняются они только Конституции и прочим нормативным актам. Требования или распоряжения, поступаемые от судей, обязательны для исполнения всеми должностными лицами, государственными организациями, общественными объединениями и т. д.

Закон устанавливает единство статуса судей. При этом существует и определенное квалификационное разделение, зависящее от занимаемой должности. Например, мировому судье должно быть не менее 30 лет, а судье Конституционного суда – не менее 40 лет, вкупе с пятнадцатилетним стажем работы юристом.

Уголовная ответственность

Разрешение о возбуждении уголовного процесса в отношении судьи Конституционного Суда РФ берет на себя Председатель Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда РФ. Решение о возбуждении уголовного процесса в отношении арбитров и иных судов принимает Руководитель следственного комитета России в согласии с Высшей квалификационной коллегией судей РФ, либо ККС надлежащего субъекта Российской Федерации.

Замечание 1

В промежуток 2009-2011 гг. квалификационные коллегии судей предоставили согласие на возбуждение уголовного дел в отношении 45 судей и 1-го присяжного заседателя, отказали в даче соответствующего согласия в отношении 26 судей.

Действуют следующие принципы:

  • в случае, если личность судьи, арестованного по подозрению в совершении нарушения закона, согласно другой причине, или принудительно доставленного в любой государственный орган, не может быть установлена во время задержания, то после установления его личности судья обязан быть незамедлительно освобожден;
  • не разрешается личный досмотр судей, кроме случаев, которые были предусмотрены общегосударственными законами с целью предоставить защиту другим людям;
  • уголовное дело должно быть рассмотрено по 1-ой инстанции – Верховным судом российской Федерации, в отношении судьи, согласно его ходатайству, вплоть объявленного до основания судебного процесса;
  • зависимо от того, возбуждено ли в отношении судьи уголовное дело и привлечен ли он в качестве обвиняемого по иному уголовному делу зависит порядок реализации оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;
  • оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия (кроме заточения судьи под арест) станут выполняться в обычном предусмотренном для этого порядке. Если касаемо судьи возбуждено уголовное дело, либо он привлечен в качестве обвиняемого по иному уголовному процессу, положения предусмотрены УПК РФ и Федеральным законодательством от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно розыскной деятельности».

ОСОБЫЙ ПОРЯДОК СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

По делам частного обвинения ходатайство об особом порядке судебного разбирательства может быть заявлено обвиняемым в период от момента вручения ему заявления потерпевшего о привлечении его к уголовной ответственности до вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания.

Особый порядок [1] судебного разбирательства при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением может проводиться при соблюдении следующих условий (рис. 5):

Если по уголовному делу обвиняется несколько лиц, а ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства заявили лишь некоторые из них либо хотя бы один из обвиняемых является несовершеннолетним, то при невозможности выделить дело в отношении лиц, заявивших ходатайство об особом порядке судебного разбирательства, и несовершеннолетних в отдельное производство такое дело в отношении всех обвиняемых должно рассматриваться в общем порядке. В целях правильного применения судами особого порядка судебного разбирательства при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением Пленум Верховного Суда РФ принял постановление от 05.12.2006 № 60 «О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел». Порядок привлечения судей районного суда к уголовной ответственности? Судебное разбирательство в особом порядке состоит из тех же этапов, что и судебное разбирательство в общем порядке.

Читайте также:  Оформление рапорта на увольнение из полиции

Отличием особого порядка судебного разбирательства от общего порядка является упрощенная процедура судебного следствия, которая не предполагает исследования судьей доказательств виновности подсудимого в совершении преступления. Такая виновность презюмируется в силу заявленного подсудимым согласия с предъявленным обвинением.

Дисциплинарная ответственность судей

Порядок и основания привлечения судьи к дисциплинарной ответственности определены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральным законом от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации») и распространяются в том числе на судью, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности, продолжающего осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до назначения нового судьи в данный суд.

Наказать судью можно путем привлечения к ответственности закрепленной в статьей 12.1 «Дисциплинарная ответственность судей» ФЗ «О статусе судей в РФ», в большинстве случае это нарушения процессуального характера, материального права, неверное толкование закона и ошибки при анализе вещественных доказательств.

Кто может стать судьей?

Судьей может стать только российский гражданин, у которого имеется высшее юридическое образование с квалификацией «магистр». У кандидата в судьи не должно быть судимости и иностранного гражданства.

Устанавливаются к судьям и следующие возрастные ограничения:

  • работник Конституционного Суда — возраст более 40 лет; стаж работы не должен составлять менее 15 лет;
  • судье Верховного Суда должно быть не менее 35 лет, а его рабочий стаж не может составлять менее 10 лет;
  • судье регионального суда общей юрисдикции должно быть не менее 35 лет, рабочий стаж здесь не менее 7 лет;
  • работник арбитражного суда должен быть старше 25 лет.

В общий стаж работы может быть включена работа преподавателем юридических дисциплин, адвоката, нотариуса, государственного служащего на отдельных должностях.

Закон «о статусе судей», в частности, третья его статья, гласит о необходимости исполнять определенные требования, без которых была бы невозможна судейская профессиональная деятельность. Так, каждый судья обязан чтить и соблюдать основной закон государства, федеральные и федеральные конституционные законы. Региональные судьи должны соблюдать устав или конституцию того субъекта, где они работают. В противном случае вероятным станет привлечение к ответственности судей, не исполнявших нормы закона.

Какие еще требования выдвигает Федеральный закон?

  1. Работник суда должен исполнять свои обязанности так, чтобы не умалять авторитет судебной ветви власти.
  2. Судья обязан грамотно разрешать конфликты интересов.

При этом судья не вправе:

  • замещать любые другие должности на государственной службе;
  • принадлежать к движениям или партиям политического типа;
  • публично выражать свое отношение к той или иной политической партии;
  • заниматься предпринимательской или любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме судейской;
  • разглашать информацию ограниченного доступа.

Представляется ли возможным привлечение к уголовной ответственности судей за нарушение вышеперечисленных требований? Закон говорит, что нет. Это относится, скорее, к ответственности дисциплинарного типа, о которой будет рассказано далее.

Особенности работы судьи

Судьи должны действовать в точном соответствии с законом. Рассматривая спор, председательствующий должен беспристрастно оценивать аргументы сторон и выявить, были ли нарушены права истца. Итоговое решение выносится в соответствии с нормами права, и неважно, кто ярче выступал. Вопросы этики и морали также отходят на второй план, ведь важнее всего правосудие.

Многие люди идеализируют служителей Фемиды, забывая, что судьи – такие же люди. Поэтому они могут совершать ошибки и не замечать, казалось бы, очевидных фактов.

На практике судья принимает решения, опираясь не только на законы, но и на личные убеждения. Поэтому он не должен нести ответственность за то, что его мнение не сходится с вышестоящим судом. Наказать судью за принятое решение не представляется возможным. В данном случае срабатывает судейская неприкосновенность, поэтому лицам, несогласным с мнением суда, вряд ли удастся увидеть судью за решеткой.

Кроме того, по решению Верховного суда, судей нельзя наказывать и за допущенные ошибки, ввиду которых был принят неверный судебный акт. Таким образом, даже если служитель Фемиды принял противозаконное решение, его все равно не накажут.

Читайте также:  Как получить гражданство РФ в упрощенном порядке в 2022 году

Тем не менее, судья ответит за нарушение самого процесса принятия решения. Например, пострадавшая сторона вправе требовать денежную компенсацию, если была допущена серьезная судебная ошибка. Если такой иск удовлетворят, то деньги будет платить не конкретный судья, и даже не суд, в котором он работает, а государство.

Процесс привлечения судей к ответственности уголовного типа был несколько изменен в 2010 году путем внесения изменений в статью 16 ФЗ «О статусе судей». Статья 16 гласит о неприкосновенности всех судей. Что включается в понятие неприкосновенности? Личность, служебные помещения, служебные транспортные средства, багаж, документы, переписка и различное казенное имущество — все это обладает согласно закону статусом неприкосновенности.

Если судом не установлено злоупотребление судьей своими полномочиями, то за любое вынесенное решение, за любое высказанное мнение судья не может быть привлечен к ответственности. Подобное правило также внесено в закон.

Влияет ли как-то статус неприкосновенности на привлечение судей к уголовной ответственности? Согласно законопроекту, не влияет никак.

Лишение судьи статуса за процессуальные ошибки

Судьи совершают и такие проступки, которые напрямую связаны с осуществлением ими своих полномочий. Так, заместитель председателя Арбитражного суда Республики Дагестан Цахаев С.А. после принятия решения о привлечении ликеро-водочного завода к административной ответственности и конфискации у завода продукции, вместо исполнения принятого решения, сдал дело в архив, что сделало исполнение решения невозможным, и привело к тому, что ликеро-водочный завод реализовал всю «конфискованную» продукцию.

Как известно, судьи имеют особый статус, который включает в себя неприкосновенность, а это значит, что привлечь судью к ответственности можно только в особом порядке. Но особый статус – это и особые требования. Потому случаи выявления проступков судей можно продолжать долго.

Куда обращаться, чтобы наказать судью

Для начала, стоит попробовать заявить в корректной форме самому судье о том, что он поступает неправильно. Если это не подействует, у граждан всегда есть право обратиться в ККС — квалификационную коллегию судей. Именно этот орган занимается рассмотрением жалоб на нарушения в работе судей.

Однако потребуется иметь веские основания для обращения (к примеру, незаконное вынесение судебного акта), поскольку для более лёгких случаев (таких как неэтичное поведение, процессуальные нарушение, к примеру подсудности) потребуется огромное количество усилий, чтобы доказать свою правоту и привлечь судью к ответственности.

Важно помнить, что в вопросе о вынесении судьёй заведомо неправомерного решения также потребуется немало усилий со стороны граждан. Это обосновано тем, что Конституционный Суд принял решение о том, что никто не в праве нарушать принцип самостоятельности судебной власти. То есть, любое вмешательство в вынесении судом своего решения говорит уже о нарушении законных прав на самостоятельность судебной власти. Таким образом, очень велика вероятность того, что судья не будет привлечен ни к какому виду ответственности.

Также есть еще несколько вариантов решения вопроса о том, как наказать судью. Можно пригласить на заседание представителя журналистики, желательно — печатных изданий. Заметив правонарушения, журналист сможет высказать свою точку зрения в статье печатного издания, таким образом внимание общественности будет привлечено к этому инциденту.

Права и обязанности блюстителей закона прописаны в ФЗ 3132-1. Также существует «Кодекс судебной этики» от 2012 г. Судья подчиняется Конституции и не подотчетен никому.

В работе представитель власти имеет право:

  1. Исследовать материалы дела, доказательства, опрашивать подсудимого, потерпевшего и свидетелей.
  2. Принимать или отклонять заявления, ходатайства. Выносить решения и приговоры.
  3. Истребовать доказательства, делать запросы в органы госвласти и другие организации.

Также граждане, наделенные властью, имеют серьезные обязанности:

  1. Строго следовать закону.
  2. Защищать права и свободы гражданина, нести справедливость и гуманизм.
  3. Досконально изучить практику судопроизводства.
  4. Не совершать действий, наносящих ущерб правосудию, порочащих честь и достоинство судебной системы.
  5. Хранить тайну следствия и другие сведения.

Судьи не имеют права:

  • работать на других работах;
  • заниматься политикой;
  • заниматься предпринимательской деятельностью.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *