Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Определение налогового резидентства в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.
В настоящее время интересующий нас Законопроект пока не внесен в Госдуму на рассмотрение. Таким образом до его подписания может пройти много или очень много времени. Как известно, в экстренном порядке там рассматриваются более неотложные вопросы и с этим следует считаться. Например:
В первую очередь, разумеется, забота о будущем России. Например, о недопустимости подзатыльников детям со стороны родителей или запрете называть детей экзотическими именами.
Не менее глобальными являются вопросы текущего управления государством. Например — вопрос увеличения количества помощников у депутатов Государственной Думы.
Конечно, пенсионное обеспечение почти на самом первом месте должно быть. Например — о единовременной выплате пенсионерам в 2016г. 5,0 тысяч рублей (потом перенесли по уважительной причине —денег пока нет).
Ключевые проблемы, касающиеся здоровья нации — ограничение количества сигарет в пачке или химическая, а не физическая (ни в коем случае) кастрация педофилов.
Основные общегражданские вопросы — новый порядок получения водительских удостоверений.
Другие не менее актуальные и масштабные законопроекты.
Например, «Пакет Яровой». Терроризмом начали заниматься с 31 декабря 1999 г. и будем продолжать в обозримом будущем, так как в данном направлении очень много дорогостоящей работы, что, разумеется, имеет принципиальное значение для ограниченного круга задействованных лиц.
Но может быть, что после не просто общественного, а всенародного обсуждения, интересующий нас Законопроект, в конце концов, все же станет Законом. Если это, в конце концов, произойдет в той редакции, которая будет соответствовать официально озвученным целям (см. выше), то это будет замечательно. А если будет соответствовать фактическими и неявным целям обсуждаемого законопроекта, то голь на выдумки хитра.
То есть — опять ничего страшного.
Но, тем не менее, как свидетельствуют заслуживающие доверия источники, у людей начались у кого паника, у кого — озлобление. При этом, иначе, как ужесточением валютного законодательства поправки никем не воспринимаются. Однако, рассматривая реальные последствия законопроекта, следует трезво различать две ситуации.
Первая — это когда гражданин РФ постоянно проживает в иностранном государстве и является как налоговым, так и валютным резидентом РФ.
Но не является налоговым резидентом того иностранного государства, в котором постоянно проживает. Например, это лица, которые не получают официальных доходов в иностранном государстве, а пользуются лишь средствами, поступающими на их счет из каких-то внешних легальных источников. В том числе — из России.
Именно для таких лиц требования валютного законодательства (с поправками или без) о представлении в налоговый орган Уведомлений об имеющихся зарубежных счетах и Отчетов о движении по ним денежных средств имеют значение и могут сопровождаться последствиями с реальной ответственностью. Потому что властям иностранного государства, незачем будет упрямиться в представлении информации, так как налогоплательщиками такие лица не являются. Конечно, как это будет происходить при автоматическом обмене информацией, — надо изучать.
Вторая — граждане РФ постоянно проживают в иностранном государстве и являются налоговыми резидентами иностранного государства, в котором постоянно проживают. Такие лица никак не понимают — зачем им давать информацию о своих счетах, если они давно живут, допустим, в Испании, являются налоговыми резидентами Испании и платят положенные налоги. И беспокоятся.
Можно, конечно, беспокоиться на данную тему, чтобы быть в курсе, но реальные негативные последствия таким лицам при нарушении Закона о валютном контроле (с поправками или без) не грозят не только в период их нахождения за границей, но даже если они приезжают в Россию и превышают при этом трехмесячный срок своего пребывания. Если, конечно, для возникновения негативных последствий не возникнет каких-либо особых причин уголовного или политического характера.
А в обычном порядке можно быть почти уверенным, — никакой иностранный банк, даже того государства, у которого имеется договор с Россией о двустороннем обмене информацией, не станет представлять сведений о налоговых резидентах своей страны стране их гражданства.
Еще более указанное относится к лицам, которые получили паспорт этой страны. По этим же причинам можно также почти не сомневаться, что какие-либо претензии со стороны России по валютным основаниям не будут активно поддерживаться иностранным государством в качестве нарушений, которые подлежат преследованию на его территории с оказанием надлежащей помощи. Поэтому такие лица, если, опять же, не найдется уголовной или политической подоплеки, будут находиться в относительной безопасности, даже если вернутся в Россию на ПМЖ.
Но!
Если только они сами не представят властям соответствующую информацию. Такой вариант является достаточно возможным, так как многие думают, что им такие обязательства, действительно, нужно выполнять. Потому что, если они не знают в силу российской привычности к бесправию, какой реальной поддержки (пусть неявной или косвенной) можно ожидать от властей иностранных государств в защите от бесцеремонного изъятия их собственности , зато знают:
- По внешним признакам происходит планомерное ужесточение контроля над финансовыми операциями граждан РФ, что, среди прочего, может усложнить их расчеты с негражданами РФ. А это по естественным причинам — чрезвычайно важно.
- РФР
- Что штрафы могут бухнуть от 75% до 100% от суммы валютной операции. А потом — доказывай в судебном порядке — законная она или нет?
- При задержках в гостевых заездах в Россию более чем на 3 месяца потребуют отчеты по счетам, минимум, за три года (срок давности по налоговой ответственности).
А если понадобится при определенных обстоятельствах (как показывает опыт) — то любую налоговую и финансовую отчетность за любое время пребывания в иностранном государстве, имея ввиду не только налоговую ответственность, но также и совокупную ответственность по валютному, административному и уголовному законодательству.
Поэтому массовая волна сдачи российских паспортов может стать более чем вероятным следствием предлагаемых поправок в Закон о валютном контроле в предлагаемой редакции. Такая перпектива является особенно пугающей, потому что некорректные положения Закона о валютном контроле и рассматриваемого Законопроекта касаются интересов не
Такой сценарий, если произойдет, может стать последним гвоздем в оценке заслуг российской власти также и в рассматриваемом вопросе. Может сложиться впечатление, что автор пытается доказать, что закон хороший, а законопроект плохой. На самом деле — Закон плохой, а поправки — еще хуже.
- Руководство ООО МФК «ИнкассоЭксперт» выражает благодарность Аудиторской компании «Камертон-АК» за проведение аудита за 2017 год. Аудиторская проверка показала, что специалисты «Камертон-АК» обладают высоким профессиональным уровнем, доброжелательны, дисциплинированы и ответственны Ясаков С.С Генеральный директор ООО МФК «ИнкассоЭксперт»
- Специалисты компании «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы бухгалтерского учета и финансового обеспечения нашего учреждения; разъяснили требования действующего законодательства, провели качественный правовой анализ заключенных учреждением хозяйственных договоров; оказали необходимую консультационную помощь администрации учреждения в организации и учета финансово-хозяйственной деятельности. Майоров А.Н. Директор ГБУ ЦД «Личность»
- При оказании услуги по разработке проектов Учетной политики, специалисты «Камертон- АК» провели качественный анализ системы бухгалтерского учета и налогообложения нашего учреждения; оказали необходимую консультационную помощь администрации и бухгалтерии в организации учета финансово-хозяйственной деятельности. Прохорова Н.Д. Главный бухгалтер ФБУЗ «Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации»
- Консультационные услуги в сфере организации бухгалтерского учета и налогообложения. оказывались специалистами ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» своевременно и на высоком качественном уровне. Учитывая результаты анализа качества и своевременности оказания консультационных услуг, мы предлагаем продолжить сотрудничество с ООО Аудиторская компания «Камертон-АК», заключив консультационный договор на 2013 год Урин В.Г. Генеральный директор ГБУК г. Москвы «МАМТ»
- В процессе осуществления аудиторских мероприятий специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» оказывали необходимую консультационную помощь в организации бухгалтерского учета нашего автономного учреждения, разъясняли положения и требования действующего законодательств, недостаточно четко прописанные в нормативных документах, давали полезные советы по решению текущих проблем финансово-хозяйственной деятельности. Дытынис Г.Д. Директор ГАУ НО «Управление госэкспертизы»
- В период аудиторской проверки специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы налогового и бухгалтерского учета нашего учреждения. Оказали необходимую консультационную помощь, разъяснили требования действующего законодательства, недостаточно четко прописанные в нормативных документах. Османов С.П. Начальник ФАУ «Главгосэкспертиза России»
- Специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» провели детальный анализ остатков по счетам бухгалтерского учета КП «Спортивный комплекс «Крылатское» с целью качественного и полного переноса их на счета бухгалтерского учета созданного на его базе ГБУ «Спортивный комплекс «Крылатское» Москомспорта Будилин В.Г. И.О. Генерального директора ГБУ «Спортивный комплекс «Крылатское» Москомспорта
- В период аудиторской проверки специалисты Аудиторской компании «Камертон- АК» на достаточно высоком уровне произвели все необходимые аудиторские процедуры в отношении системы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности нашего учреждения. По результатам проверки отмечаем высокий профессиональный уровень специалистов ООО «Камертон-АК», а также достойное качество оказанных ими аудиторских услуг Молодкин К.А. Генеральный директор ООО «Лидера»
- Сотрудники «Камертон-АК» провели качественный анализ системы бухгалтерского учета и налогообложения нашего учреждения; определили и порекомендовали наиболее оптимальные в условиях нашей финансово-хозяйственной деятельности методики организации и ведения бухгалтерского учета и налогообложения оказали необходимую консультационную помощь администрации и бухгалтерии в организации учета финансово-хозяйственной деятельности Домогарова Т.В. ФГБУ «ФНИЦЭМ им Н.Ф. Гамалеи»
- В период аудиторской проверки, несмотря на определенные сложности в получении необходимой информации в связи со сменой руководства бухгалтерией нашего учреждения, а также периодической смены в проверяемом периоде применяемых нами бухгалтерских баз данных, специалисты ООО Аудиторскакя компания «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы финансового обеспечения, бухгалтерского и налогового учета. Мазур А.И., Московский драматический театр имени А.С.Пушкина
Как стать налоговым резидентом иностранного государства
В течение последнего года в СМИ активно муссируется информация о присоединении России к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В ее рамках более сотни стран обязуются обмениваться информацией о налоговых резидентах. Чем это грозит для состоятельных людей, имеющих два и более гражданства или ВНЖ? В общем-то, ничем.
Вам просто нужно определиться, в какой стране вы платите налоги.
Оформление второго паспорта в Европе или на Карибах автоматически не делает вас налоговым резидентом. Чтобы стать им, нужно проживать в стране более 6 месяцев в году, точнее – более 183 дней. Если же вы провели за рубежом меньше времени, то по-прежнему будете считаться налоговым резидентом России (Украины/Белоруссии/Казахстана).
Статус налогового резидента и его особенности
От того, является ли лицо резидентом страны, зависит, в какой стране оно будет платить налог на доходы и какие правила налогообложения будут для него применяться. Статьи 207, 209, 210 и 224 Налогового кодекса регулируют вопросы резидентства в России.
Резидент РФ обязан декларировать все доходы, в том числе полученные за пределами страны и уплачивать с них налоги; налоговая база рассчитывается как сумма всех доходов облагаемых налогом, за исключением сумм положенных налоговых вычетов. Сумма налога для резидента исчисляется нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца. Нерезидент уплачивает налог только с тех доходов, которые получены на территории России; налоговый вычет не предоставляется. Сумма налога для нерезидента исчисляется отдельно по каждой сумме начисленного дохода (за месяц).
Первичный налоговый статус
Человек, который устраивается на работу, может иметь статус как резидента, так и нерезидента. Ведь ни гражданство, ни место его постоянного жительства за редким исключением на налоговый статус не влияют. И по какой ставке НДФЛ будут облагаться его доходы, зависит только от фактического времени его нахождения на территории России, которое должно быть документально подтверждено ().
() письма Минфина России от 19.07.2010 № 03-04-05/6-401, от 31.05.2012 № 03-04-05/6-670
Также нужно учитывать, что налоговый статус работника определяется на дату фактической выплаты дохода. Если это доход по трудовому договору, то 183-дневный срок нужно рассчитать на последний день месяца, за который была начислена заработная плата (при условии, что в течение этого месяца трудовой договор не был расторгнут) ().
() п. 2 ст. 223 НК РФ
Пример
Гражданин Узбекистана оформлен на работу по трудовому договору 16 января, но его налоговый статус, а значит, и ставка НДФЛ, по которой будет облагаться его заработная плата, определяются по состоянию на 31 января (то есть за период с 30 января прошлого по 30 января текущего года).
Причем поскольку налоговый период по НДФЛ — календарный год, то для правильного расчета суммы налога необходимо определить еще и так называемый окончательный налоговый статус работника.
Налоговое резидентство физического лица
Налоговый резидент в статусе физического лица — это гражданин государства, иностранец или апатрид, который выполняет обязательства перед контролирующим органом государства, согласно действующего национального законодательства.
Разные страны устанавливают свои критерии определения и подсчета налогов для физических лиц.
Например, чтобы иметь статус налогового подданного в РФ, нужно соответствовать следующим требованиям:
- безвыездное непрерывное проживание на территории РФ от 183 и более календарных дней в течение года;
- иметь место постоянной регистрации и выполнять налоговые обязательства, предусмотренные нормами;
- иметь данный статус могут быть как граждане нашей страны, так и люди, не являющимися ими, или лица без гражданства, выполняющие налоговые обязательства ввиду их длительного пребывания и деятельности на территории РФ;
- военнослужащие и государственные служащие, пребывающие за границей по долгу службы или работы, вне зависимости от длительности отсутствия.
Согласно статье 224 НК РФ, для физических лиц–резидентов, ставка подоходного налога составляет 13%, а для лиц-нерезидентов — 30%. В некоторых случаях процент может варьироваться. Так, к примеру, предусмотрено снижение процентной ставки на доходы лиц в виде дивидендов до 9%.
Ниже в табличной форме приведен размер процента налогообложения для разных категорий населения.
Статус физического лица | Ставка налога, % |
Резидент | 13 |
Нерезидент | 30 |
Физические лица, получающие доходы в виде дивидендов в качестве участников компаний-резидентов | 15 |
Иностранные граждане, работающие по патенту и относящиеся к категории высококвалифицированных специалистов | 13 |
Другие государства могут руководствоваться дополнительными критериями при выдаче статуса налогового резидента, среди которых весомую роль играет наличие гражданства, собственного или съемного жилья, прописка семьи, сроки нахождения в том или ином месте и экономические интересы физических и юридических лиц.
Как определить налогового резидента
В российском законодательстве нет требования обязательного выполнения определенных правил, чтобы определить налогового резидента. Если физическое или юридическое лицо соответствует критериям, то его статус необходимо подтвердить следующими документами:
- справки, подтверждающие место жительства и регистрации физических лиц;
- удостоверение личности (паспорт);
- отметка в паспорте о прохождении пограничного контроля и пересечения границы;
- данные миграционных карт;
- контрольный документ, в котором ведется учет времени работы на территории страны;
- заявления в учреждение (Межрегиональную инспекцию) Федеральной Налоговой Службы.
Физические лица: нерезиденты и резиденты
Запланировав инвестиционные операции на территории РФ (приобретение или продажу недвижимости, ценных бумаг или других активов), необходимо понимать, что они влекут за собой налоговые последствия. Каким образом определяется статус резидента в России?
-
Резидент – физическое лицо (далее – ФЛ), находящееся в РФ на протяжении не менее 183-ех дней в течение любого непрерывного периода в 12 месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).
- Нерезидент – физическое лицо, не являющееся резидентом РФ и получающее доход от источников в Российской Федерации.
Что говорит валютное законодательство?
Данные понятия достаточно подробно рассмотрены в нашем законодательстве. Однако они имеют немного разную интерпретацию даже среди российских правовых актов. Так, несколько разные углы зрения на данные термины предлагают валютное и налоговое законодательства.
Если взять закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» № 177-ФЗ, то, согласно данному нормативному акту, в качестве резидентов выделены следующие категории:
- официальные граждане РФ кроме тех, кто проживают на территории зарубежных стран постоянно;
- иностранные представители других стран и физлица, которые не имеют гражданства в РФ, но живут на территории РФ постоянно.
В остальных случаях физическое лицо признается нерезидентом.
В соответствии с выявленным статусом к лицу будут применяться различные условия и требования при совершении операций на территории государства РФ, например, при открытии и обслуживании счетов в банке, проведении операций с валютой, осуществлении переводов денег и т. д.
Особенности резидентства в налоговом законодательстве
Если взять НК РФ, то исследуемые понятия четко разграничены в ст. 207. В рамках данной статьи закона к понятию резидента относят:
- Граждане РФ, иностранные лица с отсутствием гражданства, которые проживают в пределах РФ не менее 183 дней, то есть почти полгода.
- Физические лица, являющиеся военнообязанными, а также государственные чиновники, даже в ситуации их нахождения за пределами РФ в случае командировки.
К нерезидентам страны относят все остальные категории граждан, в частности те, кто пребывают на ее территории менее 6 месяцев.
Если иностранец находится в России, то он может быть нерезидентом по валютному законодательству и резидентом по налоговому законодательству.
Основные обязанности, которые лежат на налоговом резидентстве физических лиц в РФ:
- сообщить в органы о факте открытия новых счетов за границей;
- сообщить в инспекцию о тех операциях, которые по этим счетам были проведены.
Критерии налогового резидентства в России и международном праве
01.06.2018 # КИК и амнистия — публикации
Светлана Дорн — руководитель практики аудита Управляющий партнер. Руководитель практики аудита.
Налоговое резидентство — одна из важнейших тем в международном налогообложении. По сути, данный статус определяет налоговые обязанности в государстве, налоговым резидентом которого является или становится физическое лицо. В современном мире, когда трансграничная деятельность человека становится более прозрачной, необходимо четко понимать свой статус налогового резидента.
Стоит отметить, что в различных странах могут существовать не идентичные критерии признания налоговым резидентом. Например, в США для признания налоговым резидентом достаточно иметь гражданство, что побудило одного из известных российских банкиров от него отказаться.
Как определить налогового резидента
В российском законодательстве нет требования обязательного выполнения определенных правил, чтобы определить налогового резидента. Если физическое или юридическое лицо соответствует критериям, то его статус необходимо подтвердить следующими документами:
- справки, подтверждающие место жительства и регистрации физических лиц;
- удостоверение личности (паспорт);
- отметка в паспорте о прохождении пограничного контроля и пересечения границы;
- данные миграционных карт;
- контрольный документ, в котором ведется учет времени работы на территории страны;
- заявления в учреждение (Межрегиональную инспекцию) Федеральной Налоговой Службы.
Резидентство – что это такое
В широком смысле под резидентством юридического лица понимается его принадлежность к налоговой системе определенного государства, пребывание на учете и выплачивание налогов. Режим «налогового резидентства» юридических лиц в Налоговом кодексе РФ был введен в 2014 году с принятием 24 декабря закона № 376-ФЗ .
Согласно российскому законодательству (ст. 246.2 НК РФ), налоговые резиденты РФ – это компании:
- российские (зарегистрированные в России российскими гражданами в соответствии с российскими законами);
- иностранные, которые признаны резидентами в соответствии с международными договорами (РФ заключила более 100 подобных договоров);
- иностранные компании, которые управляются с территории России.
В мировой практике существует несколько критериев определения резидентства юридического лица:
- место регистрации компании или фирмы (независимо от того, где она осуществляет свою деятельность);
- местонахождение органа реального управления юридическим лицом (совета директоров, главного офиса, центральной бухгалтерии);
- место деятельности.
Компания-нерезидент – это юрлицо, которое:
- создано и зарегистрировано за пределами РФ согласно требованиям законодательства соответствующего иностранного государства, но чья деятельность распространяется на территорию России, в том числе через представительства и филиалы;
- имеет местонахождение за границей.
Принцип резидентства и юридические лица
Немного проще обстоят дела с определением налогового резидентства юридических лиц, поскольку единственным определяющим критерием является регистрации компании в РФ. Таким образом, нет отдельного определения налогового резидентства юридического лица в законодательстве. Есть определение только для иностранных компаний, ведущих деятельность на территории РФ через постоянные представительства, что позволяет признать их налогоплательщиками в соответствии с налоговым законодательством РФ. Именно здесь и возникают вопросы, которые мы рассмотрим далее. Выходит, что все компании, зарегистрированные в РФ, являются налоговыми резидентами (т.е. понятия «место регистрации» и «налоговый резидент» идентичны, единственным признаком является регистрация на территории России), и подоходным налогом облагаются все доходы, вне зависимости от источника их получения. Профессор государственный советник налоговой службы I ранга Д.Г. Черник называет критерии резидентства. Он пишет, что «при определении налоговой юрисдикции того или иного государства в отношении иностранных юридических лиц, уплачивающих налог на прибыль, используются два критерия — критерий резидентства и критерий территориальности. Первый критерий предусматривает, что доходы резидентов данной страны (полученные как на территории страны, так и за ее пределами) подлежат обложению в этой стране. У нерезидентов облагаются только доходы, полученные в этой стране. Критерий территориальности основывается на национальной принадлежности источника дохода. Он устанавливает, что налогообложению в данной стране подлежат только доходы, извлеченные на ее территории. При этом любые доходы, полученные за рубежом, освобождаются от налогов в этой стране. Разные государства применяют эти критерии по-разному» . Исходя из данного Д.Г. Черником определения, в РФ применяется критерий резидентности. А вот критерий территориальности применяется, например, в Гонконге. Рассмотрим подробнее два этих критерия на примере двух государств — Республики Кипр и Гонконга.
Налоги: уч. пос. / под ред. Д.Г. Черника. М.: Финансы и статистика, 1997. С. 190.
Если компания зарегистрирована на территории Кипра, но при этом не обладает признаками налогового резидента (в соответствии с гл. I Закона о подоходном налоге (The Income Tax law 2002, No 118 (I)/2002 Part I) резидентом Кипра признается компания, управление и контроль которой осуществляется на территории Кипра), то доходы, полученные за пределами Кипра, облагаться налогом не будут. Таким образом, на Кипре критерием определения налоговой резидентности организации является место осуществления управления и контроля компанией, как в большинстве стран с англосаксонской системой права.
В Гонконге налогом облагается только доход, полученный зарегистрированными на территории этого государства компаниями от деятельности, осуществляемой на территории Гонконга. Все остальные доходы компаний, полученные за пределами Гонконга, налогом на доходы организаций не облагаются. То есть применяется критерий территориальности.
Необходимо отметить, что на Всероссийском налоговом форуме, который впервые прошел в Москве в ноябре 2010 г., было отмечено, что в гл. 25 НК РФ планируется внести изменение, которое дополнит определение налогового резидентства юридических лиц. По словам заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулина: «Нововведение позволит взимать налог с организаций, которые для минимизации российских налоговых обязательств учреждают юридическое лицо в другом государстве, где приняты более низкие ставки налога на прибыль. В основу определения налогового резидентства войдут такие критерии, как место нахождения органов управления фирмой и резидентство участников юридического лица, которые владеют в организации контрольным пакетом. Если зарегистрированная в офшорной зоне компания окажется налоговым резидентом РФ, ей придется доплатить в российский бюджет налог на прибыль. Ставка налога будет рассчитываться как разница между ставкой налога на прибыль в государстве, в котором зарегистрирована компания, и российской ставкой» . Но это же определение можно применить и в отношении российских компаний, и в случае нахождения органов управления в другом государстве такая компания не будет признана налоговым резидентом в РФ. Кроме того, не стоит забывать, что Россией не подписаны соглашения об обмене налоговой информацией с большинством офшорных государств, в связи с чем возникает вопрос: как определить, что органы управления офшорной компании и акционеры являются налоговыми резидентами РФ? Более того, информация о директорах и владельцах компании в офшорных государствах не является публичной, поскольку даже не передается в государственные органы при регистрации компании.
Критерии налогового резидентства в России и международном праве
Налоговое резидентство — одна из важнейших тем в международном налогообложении. По сути, данный статус определяет налоговые обязанности в государстве, налоговым резидентом которого является или становится физическое лицо. В современном мире, когда трансграничная деятельность человека становится более прозрачной, необходимо четко понимать свой статус налогового резидента.
Стоит отметить, что в различных странах могут существовать не идентичные критерии признания налоговым резидентом. Например, в США для признания налоговым резидентом достаточно иметь гражданство, что побудило одного из известных российских банкиров от него отказаться.
В российском и международном налоговом законодательстве сформировано несколько критериев определения налогового резидентства, применяемых последовательно:
- По периоду времени пребывания. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Важно понимать, что данный период не прерывается на определенные краткосрочные выезды;
- Критерий постоянного жилья. Налоговое резиденство определяется по местонахождению постоянного жилья физического лица;
- Критерий центра жизненных интересов. Налоговое резидентство определяется на основании тесных личных и экономических связей. Например, где у физического лица живет семья или ведётся бизнес.
- Критерий места обычного проживания. То есть, где физическое лицо обычно проживает.
- Гражданство. Если физическое лицо соответствует всем критериям в двух странах, то в таком случае резидентство определяется по критерию гражданства.
Критерии применяются последовательно. К данному выводу приходит и Минфин России в своих письмах.
В Письме Минфина России от 03.07.2017 N 03-08-05/41848 рассматривается вопрос о признании физического лица налоговым резидентом РФ при применении международной российско-испанской Конвенции. В Письме сделан вывод о том, что физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом РФ в соответствии со ст. 207 НК РФ, также не рассматривается в качестве резидента в целях применения данного международного соглашения.
Если физическое лицо находится на территории РФ менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, то оно не признается налоговым резидентом РФ. В такой ситуации проблемы «двойного резидентства» не возникает и, соответственно, не применяются критерии определения резидентства по месту нахождения жилья и центру жизненных интересов (Письмо Минфина России от 08.12.2014 N 03-04-06/62838).
В Письме от 05.08.2015 N 03-04-05/45277 также подчеркивается, что критерии для определения налогового статуса физического лица, предусмотренные в договорах об избежании двойного налогообложения, в том числе критерии места нахождения «постоянного жилища» или «центра жизненных интересов», используются для целей применения таких договоров только в случаях, когда в соответствии с положениями национального законодательства физическое лицо признается налоговым резидентом в обоих государствах.
Существовала спорная позиция ФНС России. Так, в 2015 году в нескольких письмах ФНС была изложена позиция, в соответствии с которой из положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем. При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности. Сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение налогового периода (календарного года), по мнению ФНС России, не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента РФ (Письмо ФНС России от 11.12.2015 N ОА-3-17/4698@, от 29.10.2015 N ОА-3-17/4072@, от 16.01.2015 N ОА-3-17/87@).
Однако в 2016 году данное мнение ФНС было признано несоответствующим законодательству (Письмо Минфина России от 21.04.2016 N 03-08-РЗ/23009).
Судебная практика по вопросам налогового резидентства физических лиц сводится к анализу судами количества дней пребывания на территории РФ (например, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2009 N 15АП-9658/2009 по делу N А32-16505/2009, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.07.2015 N Ф07-4905/2015 по делу N А21-1107/2014, Апелляционное определение Московского городского суда от 30.06.2014 по делу N 33-24651/2014,).
Документальное подтверждение
Согласно официальным разъяснениям (Письма ФНС России от 19.09.2016 N ОА-3-17/4272@, от 06.09.2016 N ОА-3-17/4086, Минфина России от 12.07.2017 N 03-04-05/44434 и др.), документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц за пределами РФ, могут являться:
- копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы,
- квитанции о проживании в гостинице и другие документы, на основании которых можно установить фактическое нахождение физического лица за пределами РФ.
Резиденты и нерезиденты
Для целей обложения налогом на доходы физических лиц граждане подразделяются на два статуса получателей дохода: резидент, нерезидент (гл. 23 НК РФ).
Налоговым резидентом РФ является человек, который находился на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12-ти следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Также налоговыми резидентами являются российские военные, служащие за границей, и сотрудники органов государственной власти, органов местного самоуправления, которые находятся в командировке за пределами РФ, независимо от фактического времени нахождения их на территории России (п. 3 ст. 207 НК РФ).
Налоговым нерезидентом РФ признается человек, который находился на территории России менее 183 календарных дней в течение 12-ти следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).