Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расстояние между столбами освещения: в городах и на трассах по ГОСТу и СНиП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Существуют определенные нормы и стандарты освещенности, которые обязательны для правильного подбора оборудования. В России конкретно таким документом является СНИП 23-05-95. Он постоянно пополняется и обновляется согласно современным требованиям. Самый свежий свод правил датируется 2011 годом. Он определяет следующие параметры.
Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования
Обозначение: | ГОСТ Р 52766-2007 |
---|---|
Статус: | действующий |
Тип: | ГОСТ Р |
Название русское: | Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования |
Название английское: | Аutomobile roads of general use. Road facilities. General requirements |
Дата актуализации текста: | 01.06.2021 |
Дата актуализации описания: | 01.01.2023 |
Дата регистрации: | 00.00.0000 |
Дата издания: | 25.12.2007 |
Дата введения в действие: | 01.07.2008 |
Область и условия применения: | Настоящий стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог |
Список изменений: | №1 от (рег. ) «Текстовое изменение; Изменены ссылочные НД» |
Расположен в: | Общероссийский классификатор стандартов → Гражданское строительство → Строительство дорог → Дорожное оборудование и установкиКлассификатор государственных стандартов → Транспортные средства и тара → Автомобили, тракторы и тягачи → Оборудование автостанций и колонок. Знаки сигнальные и дорожныеОбщероссийский классификатор продукции → Оборудование для регулирования дорожного движения, обслуживания сельхозтехники и вспомогательное средств связи, конструкции строительные металлические → Оборудование для регулирования и обеспечения безопасности дорожного движенияТехнические регламенты Таможенного союза → Безопасность автомобильных дорог → Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» |
Приложение №0: | Изменение №1 к ГОСТ Р 52766-2007 |
Приложение №1: | Изменение №2 к ГОСТ Р 52766-2007 |
Приложение №2: | Поправка к ГОСТ Р 52766-2007 |
Принципы организации уличного освещения
Основной фактор, который согласно СНиП влияет на расстояние между двумя столбами освещения — это пересечение двух соседних конусов света. Осветительный конус — это условный пучок света, который излучается источником, и падает на освещаемую территорию. При расчёте расстояния между опорами два соседних пучка света должны в итоге пересекаться таким образом, чтобы в зоне их действия минимальный уровень освещённости был не ниже установленных требований.
Осветительный конус с увеличением высоты опоры сильнее расширяется, обеспечивая освещение большей площади. Однако, следует учитывать, что одновременно с этим слабеет интенсивность освещение территории. Регулировать все эти параметры можно несколькими способами. В том числе:
- путём подбора мощности и типа осветительных приборов;
- изменением высоты опор;
- добавлением дополнительных источников света на каждую опору;
- подбором оптимального расстояния между двумя соседними опорами.
Кроме того, при расчёте расстояния между столбами освещения на трассах, например, учитывается ряд других, второстепенных факторов:
- высота подвеса фонарей;
- вылет светильника от края дороги;
- ширина дорожного полотна;
- угол наклона лицевой части светильника относительно освещаемой территории;
- конфигурация дороги и особенности организации движения на ней.
Также при определении расстояния между фонарными столбами учитывается их оптимальное соотношение к высоте. Этот параметр сильно зависит от конфигурации расстановки опор, которая может быть шахматной, односторонней и осевой. Шахматный порядок установки опор — это когда каждая следующая располагается на противоположной стороне улицы или дороги. При такой конфигурации оптимальным соотношением пролёта и высоты столба является 7:1.
Источники света, установка осветительных приборов и опор
6.3.1. Для наружного освещения могут применяться любые источники света (см. п. 6.1.11).
Для охранного освещения территорий предприятий применение разрядных ламп не допускается в случаях, когда охранное освещение нормально не включено и включается автоматически от действия охранной сигнализации.
6.3.2. Осветительные приборы наружного освещения (светильники, прожекторы) могут устанавливаться на специально предназначенных для такого освещения опорах, а также на опорах воздушных линий до 1 кВ, опорах контактной сети электрифицированного городского транспорта всех видов токов напряжением до 600 В, стенах и перекрытиях зданий и сооружений, мачтах (в том числе мачтах отдельно стоящих молниеотводов), технологических эстакадах, площадках технологических установок и дымовых труб, парапетах и ограждениях мостов и транспортных эстакад, на металлических, железобетонных и других конструкциях зданий и сооружений независимо от отметки их расположения, могут быть подвешены на тросах, укрепленных на стенах зданий и опорах, а также установлены на уровне земли и ниже.
6.3.3. Установка светильников наружного освещения на опорах ВЛ до 1 кВ должна выполняться:
1. При обслуживании светильников с телескопической вышки с изолирующим звеном, как правило, выше проводов ВЛ или на уровне нижних проводов ВЛ при размещении светильников и проводов ВЛ с разных сторон опоры. Расстояние по горизонтали от светильника до ближайшего провода ВЛ должно быть не менее 0,6 м.
2. При обслуживании светильников иными способами — ниже проводов ВЛ. Расстояние по вертикали от светильника до провода ВЛ (в свету) должно быть не менее 0,2 м, расстояние по горизонтали от светильника до опоры (в свету) должно быть не более 0,4 м.
6.3.4. При подвеске светильников на тросах должны приниматься меры по исключению раскачивания светильников от воздействия ветра.
6.3.5. Над проезжей частью улиц, дорог и площадей светильники должны устанавливаться на высоте не менее 6,5 м.
При установке светильников над контактной сетью трамвая высота установки светильников должна быть не менее 8 м до головки рельса. При расположении светильников над контактной сетью троллейбуса — не менее 9 м от уровня проезжей части. Расстояние по вертикали от проводов линий уличного освещения до поперечин контактной сети или до подвешенных к поперечинам иллюминационных гирлянд должно быть не менее 0,5 м.
6.3.6. Над бульварами и пешеходными дорогами светильники должны устанавливаться на высоте не менее 3 м.
Наименьшая высота установки осветительных приборов для освещения газонов и фасадов зданий и сооружений и для декоративного освещения не ограничивается при условии соблюдения требований п. 6.1.15.
Установка осветительных приборов в приямках ниже уровня земли разрешается при наличии дренажных или других аналогичных устройств по удалению воды из приямков.
6.3.7. Для освещения транспортных развязок, городских и других площадей светильники могут устанавливаться на опорах высотой 20 м и более при условии обеспечения безопасности их обслуживания (например опускание светильников, устройство площадок, использование вышек и т.п.).
Допускается размещать светильники в парапетах и ограждениях мостов и эстакад из негорючих материалов на высоте 0,9-1,3 м над проезжей частью при условии защиты от прикосновений к токоведущим частям светильников.
6.3.8. Опоры установок освещения площадей, улиц, дорог должны располагаться на расстоянии не менее 1 м от лицевой грани бортового камня до внешней поверхности цоколя опоры на магистральных улицах и дорогах с интенсивным транспортным движением и не менее 0,6 м на других улицах, дорогах и площадях. Это расстояние разрешается уменьшать до 0,3 м при условии отсутствия маршрутов городского транспорта и грузовых машин. При отсутствии бортового камня расстояние от кромки проезжей части до внешней поверхности цоколя опоры должно быть не менее 1,75 м.
На территориях промышленных предприятий расстояние от опоры наружного освещения до проезжей части рекомендуется принимать не менее 1 м. Допускается уменьшение этого расстояния до 0,6 м.
6.3.9. Опоры освещения улиц и дорог, имеющих разделительные полосы шириной 4 м и более, могут устанавливаться по центру разделительных полос.
6.3.10. На улицах и дорогах, имеющих кюветы, допускается устанавливать опоры за кюветом, если расстояние от опоры до ближайшей границы проезжей части не превышает 4 м.
Опора не должна находиться между пожарным гидрантом и проезжей частью.
6.3.11. Опоры на пересечениях и примыканиях улиц и дорог рекомендуется устанавливать на расстоянии не менее 1,5 м от начала закругления тротуаров, не нарушая линии установки опор.
6.3.12. Опоры наружного освещения на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах, транспортных эстакадах и т.п.) следует устанавливать в створе ограждений в стальных станинах или на фланцах, прикрепляемых к несущим элементам инженерного сооружения.
6.3.13. Опоры для светильников освещения аллей и пешеходных дорог должны располагаться вне пешеходной части.
6.3.14. Светильники на улицах и дорогах с рядовой посадкой деревьев должны устанавливаться вне крон деревьев на удлиненных кронштейнах, обращенных в сторону проезжей части улицы, или следует применять тросовую подвеску светильников.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 32759-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные тумбы. Технические требования
ГОСТ 32838-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Экраны противоослепляющие. Технические требования
ГОСТ 32843-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Столбики сигнальные дорожные. Технические требования
ГОСТ 32846-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация
ГОСТ 32865-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки переменной информации. Технические требования
ГОСТ 32866-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Световозвращатели дорожные. Технические требования
ГОСТ 32945-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования
ГОСТ 32947-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Опоры стационарного электрического освещения. Технические требования
ГОСТ 32953-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования
ГОСТ 32957-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Экраны акустические. Технические требования
ГОСТ 32964-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Искусственные неровности сборные. Технические требования. Методы контроля
ГОСТ 33025-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Полосы шумовые. Технические условия
ГОСТ 33062-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса
ГОСТ 33128-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования
ГОСТ 33144-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные зеркала. Технические требования
ГОСТ 33150-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования
ГОСТ 33151-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения
ГОСТ 33176-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования
ГОСТ Р ИСО 23600-2013 Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров
ГОСТ Р 50597-2017 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля
ГОСТ Р 50970-2011 Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения
ГОСТ Р 50971-2011 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения
ГОСТ Р 51256-2018 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования
ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
ГОСТ Р 52605-2006 Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения
ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования
ГОСТ Р 52765-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация
ГОСТ Р 55706-2013 Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы
ГОСТ Р 56350-2015 Интеллектуальные транспортные системы. Косвенное управление транспортными потоками. Требования к динамическим информационным табло
ГОСТ Р 56351-2015 Интеллектуальные транспортные системы. Косвенное управление транспортными потоками. Требования к технологии информирования участников дорожного движения посредством динамических информационных табло
ГОСТ Р 57144-2016 Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования
ГОСТ Р 57145-2016 Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
Расстояние между столбами освещения в городе и на трассе
При определении оптимальной длины пролета важно брать во внимание и необходимые промежутки до объектов архитектурного и дорожного строительства, в частности, расстояние от дороги до опоры с учетом характеристик проводов ОСТ.
Числовые показатели таких параметров также регламентируются требованиями руководящих документов, и наиболее распространенные из них представлены в таблице.
№ п/п | Наличие бордюра | Тип объекта | Минимальное расстояние от опоры, м |
1. | Да | Магистральная дорога | 1 м |
2. | Да | Остальные виды дорог | 0,5 м |
3. | Нет | Все типы трасс | 1,75 м |
4. | Нет | Не предназначенные для крупного автомобильного движения дороги | 0,3 м |
5. | Нет | Балкон, окна жилых домов, металлоконструкции, металлические рамы | 1 м |
Кроме представленных характеристик, технической документацией также закреплен показатель интенсивности и загруженности дорожных трасс, относящийся и к установкам транспортных развязок.
Главные факторы в определении пролета между фонарными столбами
Основной фактор в определении по СНиПу расстояния между опорами освещения – формирование пересекающихся осветительных конусов. С учетом этого при расчете необходимо брать во внимание следующие параметры:
- требуемая освещенность в районе, где будет произведен монтаж (центр или окраина города, дача или деревня);
- мощность и тип источников света, а также их количество;
- вид устанавливаемых линз на светодиодных матрицах;
- высоту расположения источника освещения на опоре.
На схеме представлена большая часть данных, которые необходимы для определения шага опор освещения. В числе параметров:
- высота подвеса светодиодного светильника на опорах Н (м);
- шаг мачтовых опор вдоль дороги L (м);
- вылет середины светильника от края проезжей части l (м);
- ширина дорожного полотна W (м);
- угол наклона консоли со светильником α (°).
Но здесь важно не забывать про мощность используемых ламп. Даже если источник света будет установлен выше, расстояние между электрическими столбами в городе или другой местности можно не менять, а выбрать более мощные источники света, которые обеспечат нормативную освещенность дорожного полотна. Зависимость пролета от величины подвеса и мощности светильника наглядно представлена в таблице ниже.
Как определяют интервал между опорами освещения
Существует среднее значение пролета между фонарями, которое находится в пределах 35-45 м. Максимально этот параметр может достигать 65 м. При расчете обязательно принимают во внимание требования к средней горизонтальной освещенности дорожного покрытия. Она измеряется в люксах (лк) и определяется несколькими параметрами:
- загруженностью трассы – наибольшей интенсивностью движения в обоих направлениях;
- категорией объекта по освещению;
- типом автомобильной дороги.
Требования к средней горизонтальной освещенности автодороги отражены в пункте 4.1, таблице 1 ГОСТ Р 54305-2011. Для удобства данные приведены в виде таблицы.
Еще одно правило при расчете расстояния между столбами освещения на трассе или в городе – зависимость шага от высоты подвеса светильников. Оно не должно превышать следующих соотношений:
- 7:1 – при шахматном размещении;
- 5:1 – при осевом, прямоугольном и одностороннем расположении.
Общие особенности определения расстояния на трассе и в городе
Расстояние от одного столба до другого называют пролетом. Оно меняется в зависимости от ряда условий, поэтому нет четких норм, которыми можно руководствоваться везде. В первую очередь нужно учесть следующее:
- Какая зона освещается. Это может быть трасса с разной интенсивностью движения, городские улицы различной ширины или парковые зоны. Нормы для каждого из видов отличаются.
- Тип столбов и их высота. Тут важно не только расстояние от фонаря до земли, но и количество плафонов на опоре, их расположение относительно проезжей части и т.д.
- Тип источников света и характеристики используемых ламп. Очень часто после замены лампы освещенность меняется, если был использован вариант с другими характеристиками. Поэтому расчеты всегда проводятся под конкретное оборудование, чтобы менять вышедшие из строя лампы на такие же.
- Расположение столбов относительно освещаемых участков. Тут важно соблюдать нормы, так как слишком близко ставить опоры нельзя, а если сдвинуть их далеко, то качество света снизится.
- Рельеф местности и другие особенности, которые могут влиять на освещенность. Например, на спусках и подъемах нужно располагать фонари так, чтобы ни один участок не остался без света и при этом световой поток не бил в глаза.
- Схема расположения столбов. От этого напрямую зависит освещенность дорожного полотна
Вспомогательные факторы
Во время монтажа осветительных опор следует учитывать не только расстояние между соседними опорами, но и дистанцию до объектов архитектурного и дорожного назначения по всей улице. Поэтому следует обращать внимание на прописанные требования перед тем, как планировать размещение фонарных столбов. К этим нормативам относятся следующие факторы:
- Во время установки освещения вдоль магистральных дорог дистанция от столба до бордюра должно быть не менее одного метра. Для всех остальных трасс этот параметр составляет 50 см. Разрешается устанавливать опоры на разделяющей полосе при ее ширине не меньше 5 метров.
- При отсутствии бордюра допустимо не менее 1,75 м от столба до дороги.
- По автомобильным трассам, на которых не ездят крупногабаритные машины, допустима дистанция в 30 см.
- При подводке электрокабеля к фонарям посредством воздушных ЛЭП требуется промежуток от столбов до балконов не менее одного метра.
Особенности наружной подсветки
Уже много лет для наружного варианта освещения в городах и селах активно используются фонарные столбы. На сегодняшний день они могут изготавливаться различными способами и из разных материалов (бетон, железобетон, металл). Целью уличного варианта освещения является создание полноценного светового потока для различных участков города:
- проезжей части магистралей, автомобильных дорог;
- тротуаров и пешеходных дорог;
- парков и скверов;
- территории государственных, общественных и образовательных сооружений;
- парковок;
- заправок и т. д.
Где бы ни была потребность в установке наружного типа освещения, всегда возникает справедливый вопрос – каково должно быть расстояние, которое будет между двумя соседними столбами. Чтобы понять, почему это расстояние так важно, необходимо знать, что собой представляет опора для уличного варианта освещения. Такая опора состоит из двух частей:
- источник света. На вершине фонарного столба всегда размещаются осветительные приборы. Какими светильниками будет увенчана опора зависит от того места, где он размещен. Для освещения автомобильных дорог следует использовать мощные прожекторы, а вот для парков и скверов подойдут декоративные фонари;
Глава 6.3. ПУЭ-7. НАРУЖНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
На расстояние между опорами уличного освещения в городе, пригороде и сельской местности влияют ширина дорожного покрытия, технические характеристики светильников, источник света (светодиодный, лампа накаливания, газоразрядная лампа и так далее), высота установки, мощность трансформаторной подстанции, количество опорных стоек, технические условия на объекте и другие параметры.
Все требования к размещению опорных конструкций, в том числе расстояния до зданий, кабелей, канализаций и других инженерных сооружений отражены в документах ПУЭ, СНиП, ГОСТ и других. Основные пункты из них:
• расстояние от опорной конструкции до бордюра на обычной дороге – 0.6 м, при интенсивном движении – 1 м, при движении только легковых машин без грузового, электротранспорта – 0.3 м. Если бордюра нет, опорную конструкцию размещают на расстоянии 1.7 м;
• освещенность: для магистралей, улиц общегородского значения А1-А4 – 15-30 лк, для улиц с жилыми зданиями, торговыми центрами – 6-10 лк, для улиц, дорог местного значения В1-В3 – 6-15 лк, для второстепенных дорог Б1-Б2 – 15-20 лк. При подборе освещенности учитывают интенсивность движения в обоих направлениях, схему, по которой располагаются светильники, среднюю яркость покрытия;
• на пешеходных аллеях опоры ставят вне дороги. При ширине аллеи до 10 м столбы ставят по односторонней схеме. При большей ширине выбирают двухрядную шахматную или прямоугольную;
• для улиц и дорог с кюветами можно размещать опоры за кюветом. При условии, что расстояние от нее до проезжей части не больше 4 м;
• нельзя размещать опорную конструкцию между проезжей частью и пожарным гидрантом;
• расстояние от опоры до начала закругления тротуара на участках с пересечениями, примыканиями улиц – от 1.5 м;
• на мостах, транспортных эстакадах, путепроводах опору размещают на фланец или станину, который крепят к инженерному сооружению;
• при наличии деревьев опоры ставят вне их крон на удлиненные кронштейны. Либо используют светильники с тросовой подвеской;
• расстояние от столбов до балконов, окон зданий при воздушной прокладке кабеля для светильников – от 1 м;
• для столбов напряжением 1 000 В среднее расстояние между опорами составляет 35-45 м. При напряжении 6-10 кВ – 60 м;
• при двухсторонней шахматной схеме отношение шага к высоте подвеса составляет до 7:1, при остальных – до 5:1;
• опорные конструкции можно устанавливать по центру разделительной полосы, если ее ширина не меньше 4 м;
• минимальная высота светильников относительно проезжей части – 6.5 м;
• опоры для аллей, пешеходных дорог ставят вне пешеходной части;
• высота уличного источника света – 6-7 м.
Соблюдение регламентированных требований и правильный расчет интервалов между опорами позволит снизить риск аварийных ситуаций и уровень преступности, обеспечить качественное освещение в темное время суток, улучшить восприятие парков и достопримечательностей.
Согласно требованиям СНиП и ГОСТа дистанцию между соседними опорами принято называть пролетом. Если планируется устанавливать столбы освещения вдоль дорог, то этот показатель в зависимости от мест расположения фонарей необходимо устанавливать на основе следующих параметров:
- требуемого уровня света;
- числа, типа и мощности фонарей, установленных на одной мачте;
- необходимой высоты.
Для наружного освещения могут применяться любые источники света (см. п. 6.1.11).
Для охранного освещения территорий предприятий применение разрядных ламп не допускается в случаях, когда охранное освещение нормально не включено и включается автоматически от действия охранной сигнализации.
Сколько расстояние между опорами освещения, столбами фонарными
Установка опор уличного освещения вдоль дорог, улиц, площадей должна быть выполнена на расстоянии не менее 1 метра от бордюра дороги на магистральных улицах с интенсивным автомобильным движением, и осветительные опоры располагают на расстоянии не менее 0,6 метра от бордюра на других дорогах. Это расстояние допускается уменьшить до 0,3 метра при отсутствии маршрутов движения городского транспорта и грузовых автомобилей, что допускают нормы. При отсутствии бордюра расстояние от дороги до опоры освещения должно быть не менее 1,75 метра. На территориях предприятий расстояние от осветительной опоры до проезжей части принимается не менее 1 метра. Опоры освещения улиц и дорог допускается устанавливать на центральной разделительной полосе при ее ширине 5 м и более, а также на разделительной полосе шириной 4 м при наличии стационарного ограждения и размещения опор в створе этого ограждения. Осветительная опора не должна находиться между пожарным гидрантом и проезжей частью улицы или дороги (запрещают нормы ПУЭ). Осветительные столбы на пересечениях и примыканиях улиц и дорог должны устанавливаться не ближе 1,5 м до начала закругления, не нарушая единого строя линии установки опор.
Электромонтаж светильников наружного освещения осуществляется на опорах уличного освещения, мачтах осветительных, столбах линий электропередач и других сооружениях. Чтобы осветить ту или иную часть территории улицы, требуется смонтировать систему наружного освещения согласно нормам установки электроопор.
Нормы уличного освещения в городе
Ниже приведем перечень норм освещения в городе. Их обязательно стоит учесть при проектировании уличного освещения.
Высота размещения светильников на улицах городов, дорогах и площадях с трамвайным и троллейбусным движением следует принимать с учётом высоты подвешивания контактных проводов по СП 98.13330.2012. Но в любом случае высота установки светильников должна быть не менее 8 м. до головки рельса для трамвайных путей и не менее 9 м от уровня проезжей части для троллейбусных маршрутов. Таблица взята
Нормы уличного освещения
№ | Освещаемые объекты | Средняя освещенность Еср, лк не менее | Распределение освещенности Емин / Еср не менее |
1 |
А1 . Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города (за пределами центра города) — с пропускной способностью более 10 000 ед/ч |
30 | 0,35 |
2 |
А2 . Прочие федеральные дороги и основные улицы (за пределами центра города) — с пропускной способностью 7 000 — 9 000 ед/ч |
20 | 0,35 |
3 |
А3 . Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1 (в центре города) — с пропускной способностью 4 000 — 7 000 ед/ч |
20 | 0,35 |
4 |
А4 . Основные исторические проезды центра, внутренние связи центра (в центре города) — с пропускной способностью 3 000 — 5 000 ед/ч |
20 | 0,35 |
Магистральные дороги и улицы районного значения. Клас дороги — Б | |||
5 |
Б1 . Основные дороги и улицы города районного значения (за пределами центра города) — с пропускной способностью 3 000 — 5 000 ед/ч |
20 | 0,35 |
6 |
Б2 . Основные дороги и улицы города районного значения (в центре города) — с пропускной способностью 2 000 — 5 000 ед/ч |
15 | 0,35 |
Улицы и дороги местного значения. Клас дороги — В | |||
7 |
В1 . Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением (жилая застройка за пределами центра города) — с пропускной способностью 1 500 — 3 000 ед/ч |
15 | 0,25 |
8 |
В2 . Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах и выход на магистрали (жилая застройка в центре города) — с пропускной способностью 1 500 — 3 000 ед/ч |
10 | 0,25 |
9 |
В3 . Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон (в городских промышленных, коммунальных и складских зонах) — с пропускной способностью 500 — 2 000 ед/ч |
6 | 0,25 |
Обособленный трамвайный путь | |||
10 | Обособленный трамвайный путь | 10 | — |