Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная социальная помощь: как получить, сроки предоставления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Актуальность исследования проблем правового регулирования социальной помощи обусловлена конституционно провозглашенными целями (ст. 7 Конституции РФ) формирования социального государства и обеспечения каждому человеку достойной жизни.
Круг бытовых дел, которые может выполнять социальный работник, достаточно широк. Должностные обязанности социального работника в каждой конкретной ситуации зависят от насущной необходимости и степени самостоятельности подопечного. Перечислим основные обязанности:
- Покупка продуктов или горячей еды в ближайших магазинах или на ближайших предприятиях питания.
- Приготовление пищи. При необходимости – помощь в ее употреблении (если состояние здоровья подопечного этого требует).
- Доставка воды в тех случаях, когда нет центрального водоснабжения или вода оттуда непригодна для питья, топка печей, покупка топлива.
- Помощь в уборке квартиры. В случае необходимости – организация ремонта.
- Забота об одежде: сдача в стирку, химчистку и ремонт.
- Оплата жилья и коммунальных услуг.
- Покупка и доставка книг, газет, журналов, помощь в отправке писем.
- Помощь в организации посещения культурных мероприятий – кино, театров, выставок. В случае необходимости сопровождение на такие мероприятия.
- Санитарно-медицинская и санитарно-гигиеническая помощь.
- Помощь в получении образования и устройстве на работу.
- Помощь в получении путевок в санатории, на лечение, оказание содействия в организации таких поездок.
- Правовая поддержка (помощь в оформлении документов, получении услуг адвоката и т. д.).
- Психологическая поддержка.
Если это необходимо, социальный работник может выполнять и другие обязанности:
- Оказание экстренной доврачебной помощи.
- Наблюдение за состоянием здоровья.
- Выполнение некоторых медицинских процедур.
- Кормление.
Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи установлен соответствующим Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ.
Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.
Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (расчетный период).
В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.
При расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются:
— военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы;
— лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;
— лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.
Среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период.
При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.
Доходы, полученные семьей или одиноко проживающим гражданином от организаций, индивидуальных предпринимателей, использования земельных участков в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, определяются как стоимость этих товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, установленном статьей 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. В указанные доходы не включаются плоды и продукция, которые получены на земельном участке и использованы для личного потребления членов семьи или одиноко проживающего гражданина.
Доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сумма заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренная системой оплаты труда и выплачиваемая по результатам работы за месяц, учитывается в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина в месяце ее фактического получения, который приходится на расчетный период. При иных установленных сроках расчета и выплаты заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, сумма полученной заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, делится на количество месяцев, за которые она начислена, и учитывается в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
Суммы оплаты сезонных, временных и других видов работ, выполняемых по срочным трудовым договорам, доходов от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской и иной деятельности делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
Доходы, полученные членом крестьянского (фермерского) хозяйства, учитываются в его доходах или в доходах его семьи исходя из размеров, установленных заключенным в определенном законодательством Российской Федерации порядке соглашением (договором) между членами крестьянского (фермерского) хозяйства об использовании плодов, продукции и доходов, которые получены в результате деятельности этого хозяйства.
Доходы, полученные от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства, учитываются в сумме доходов семьи или одиноко проживающего гражданина исходя из утверждаемых в субъектах Российской Федерации нормативов чистого дохода в стоимостном выражении от реализации полученных в личном подсобном хозяйстве плодов и продукции.
Суммы доходов от сдачи в аренду (наем) недвижимого и иного имущества делятся на количество месяцев, за которые они получены, и учитываются в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
Трудная жизненная ситуация
Социальная услуга предоставляется при наступлении конкретных юридических фактов, которые в документах называются трудной жизненной ситуацией.
Трудная жизненная ситуация — ряд обстоятельств, нарушающих жизнедеятельность человека, которые он не в состоянии преодолеть сам.
Если обратиться к юридической литературе, то тяжелыми жизненными обстоятельствами называют события, которые значимы для человека и связаны с его потребностями, ценностями. Эти события оказывают влияние на поведение, состояние, мировоззрение человека. Жизненные ситуации бывают устоявшимися и трудными. Трудные ситуации нарушают привычный порядок жизни, ставят перед человеком неразрешимые проблемы. Если такая ситуация наступает, человек чувствует себя беспомощным, его будущее неопределенно, возникает новая система требований к субъекту, а в результате стресс, психологический срыв, психическое расстройство.
Тяжелые обстоятельства могут наступить в связи с болезнью, травмой, частичной или полной утратой способности обслуживать себя, потерей родителей, семейным неблагополучием (жестокое обращение, асоциальное поведение членов семьи), наличием ВИЧ у члена семьи, наркотической , алкогольной зависимостью, наличием в семье инвалидов, в том числе и детей-инвалидов, бедностью, потерей жилья, ущербом в результате ЧП, стихийных бедствий, войн и по другим причинам.
Когда человек не в состоянии справиться с наступившими обстоятельствами, государство оказывает помощь в их преодолении.
Потеря имущества в результате стихийного бедствия требует немедленных социальных действий: размещения пострадавших, организации питания, медицинской помощи, мероприятий по восстановлению документов, обеспечения одеждой и предметами первой необходимости.
В трудной жизненной ситуации может оказаться как отдельный человек, так и семья. Можно выделить несколько категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи государства:
- граждане, имеющие инвалидность;
- пожилые граждане, лишенные способности обслуживать себя;
- дети, потерявшие родителей, безнадзорные и беспризорные дети, подвергшиеся жестокому обращению в семье, находящиеся в социально-опасном положении;
- малоимущие граждане;
- граждане, потерявшие жилье;
- женщины, подвергшиеся физическому и психологическому насилию;
- граждане, оказавшиеся в эпицентре катастроф, стихийных бедствий, войн, беженцы, вынужденные переселенцы.
Социальные услуги могут быть предоставлены семьям следующих категорий:
- малоимущие;
- имеющие в своем составе детей-сирот;
- состоящие из пожилых людей;
- оказавшиеся в чрезвычайной ситуации;
- имеющие детей-инвалидов;
- имеющие детей с умственными, физическими и психическими отклонениями.
В соответствии с законодательством о государственной социальной помощи специальным органом является ст. 7 Конституции Российской Федерации, в которой говориться, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека. Хотя Конституция прямо не регулирует правоотношения в области государственной социальной помощи, в ней закреплены основополагающие принципы, на которых основывается этот вид социальной помощи и социальное обеспечение в целом. Например, статья 39 гарантирует социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, государство оказывает государственную поддержку всем гражданам нашей страны в тех случаях, когда законом установлено его жизнеобеспечение. На основе принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и международных договорах, Россия принимает ряд других законодательных актов, регулирующих государственную социальную помощь.
В условиях особое место занимает федеральный закон от 17 июля 1999 года, № 178-ФЗ «О государственной системе социальной помощи». Этот закон устанавливает правовые и организационные основы государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноким гражданам.[1]
Закон о государственной социальной помощи определяет понятие государственной социальной помощи, ее источники, виды и размеры, а также порядок назначения, категорию получателей и другие важные вопросы. Этот важнейший федеральный закон также признает компетенцию Российской Федерации в вопросах социальной помощи. Согласно ст. 4 к лидерам Российской Федерации в области государственной социальной помощи относятся:
– Принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих основы правового регулирования в сфере государственной социальной помощи гражданам;
– Разработка и реализация федеральных государственных программ социальной помощи на всей территории Российской Федерации
– Обучение федерального бюджета части затрат на данный вид помощи;
– создание видов государственной социальной помощи, оказание которой обязательно на территории Российской Федерации.
14 статья Федерального закона «О государственной социальной помощи» данный законопроект вступил в силу с момента принятия Конституцией Российской Федерации размера прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».[2]
Следующим законодательным актом, регулирующим государственную социальную помощь, является Федеральный закон от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»[3]
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных доходов, и для применения других мер социальной защиты граждан нашей страны.
Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», который регулирует следующие вопросы: Назначение прожиточного минимума, определение размера прожиточного минимума, порядок его создания, размер прожиточного минимума, периодичность его исчисления и порядок его создания и учет величины прожиточного минимума при оказании населению социальной помощи гражданам субъектов Российской Федерации.
Также необходим еще один важный документ Федерального закона от 5 апрель 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и исчисления среднего дохода семьи и доходов одиночки, проживающего гражданином, закрепить, чтобы мало признавать и государственную социальную помощь оказывать».
Этот закон определяет виды доходов, которые должны учитываться при определении среднего дохода, а также порядок исчисления среднего дохода для предоставления категориям граждан государственной социальной помощи, указанной в законе. Этот закон также определяет период, в течение которого должен учитываться доход, каким именно должен быть доход и как рассчитывается средний доход малоимущей семьи или одинокого и малоимущего лица в течение необходимого ликвидационного периода.
Издание данного закона дополняет федеральный закон Российской Федерации «О социальной помощи государству», поскольку предыдущий закон не устанавливает порядок расчета среднего дохода домохозяйства. Этот закон обеспечивает необходимую ясность как для органов социальной защиты населения и для граждан, обращающихся в эти органы за необходимой помощью.
В соответствии с регламентом необходимо реализовать федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ О корзине потребления в Российской Федерации.[4]
Настоящий Федеральный закон устанавливает потребительскую корзину основных социально-демографических факторов групп населения (рабочая сила, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации не реже одного раза в пять лет определяется и в частности состав и объем (природные, показатели) устанавливается.
Оказание государственной социальной помощи также регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.
Примером региональной нормальности в этой области может служить Закон Самарской области «О социальной помощи в Самарской области» № 16-ГД от 06.05.2000 г.
Данный закон является системообразующим документом, все процессы и отношения в данной сфере необходимо регулировать: основные принципы адресной социальной помощи, категорию семей и граждан, для данного вида помощи, ее размер, источники финансирования, порядок назначения и контроль за использованием денежных средств квалифицированных специалистов.
Этот закон предусматривает оказание социальной помощи некачественным гражданам в экстремальных ситуациях. Комиссия будет отвечать за выделение 277 млн рублей из средств областного бюджета на эти цели. Исходя из этого, можно сказать, что на сегодняшний день законодательная система О государственной социальной помощи достаточно широка, что обусловлено характером законодательства в этой сфере.
Небольшие зарплаты и рост безработицы приводят к тому, что граждане вынуждены обращаться в органы соцзащиты для оформления льгот, пособий, субсидий, чтобы как-то прокормить себя и семью. Для того чтобы человека признали малоимущим, ему необходимо предоставить справку об очень низком доходе. После присвоения гражданину данного статуса он сможет получать различные пособия и льготы. Если малоимущей будет признана семья, то дети, проживающие в ней, получат талоны на бесплатное питание в школе.
Малоимущие граждане — это лица, имеющие доход ниже установленного субъектом прожиточного минимума и нуждающиеся в материальной поддержке государства. Для того чтобы получить статус малообепеченного человека, нужно прийти в органы соцзащиты своего населенного пункта и предоставить справки, документы, подтверждающие небольшой доход. [18]
Необходимо посчитать все имеющиеся в семье доходы. К которым относятся:
– пенсия;
– стипендия;
– алименты;
– зарплата;
– иные средства, полученные от коммерческой деятельности.
Если при суммарном подсчете окажется, что прожиточный минимум всей семьи не достигает положенного предела, можно смело обращаться за государственной поддержкой. Здесь также нужно помнить о том, что если человек живет один, то будут считать только его доходы. А если у него есть семья, то все денежные поступления. Малоимущие граждане — это только те люди, у которых не выходит на всю семью доход, равный прожиточному минимуму. Вот это и потребуется доказать в органах соцзащиты.
Итак, малоимущие граждане — это те, чьи доходы не достигают даже установленного минимума, необходимого для нормальной, человеческой жизни. Если такой статус хочет приобрести семья, то нужно будет собрать справки о доходах всех ее членов. В случае, когда человек одинок, ему необходим только документ, подтверждающий его небольшой заработок. Здесь не стоит забывать о том, что малоимущий гражданин — это лицо, чей доход не достигает прожиточного минимума. Но этот факт должен быть подтвержден документально. Также нужно помнить о том, что за государственной поддержкой могут обратиться только те граждане, которые попали в тяжелую жизненную ситуацию, а не просто лица, не работающие без определенных причин. К женщинам, находящимся в декретном отпуске, это не относится. Итак, если человек решил приобрести статус малоимущего, первое, что ему необходимо сделать — это прийти за помощью в органы соцзащиты. После консультации со специалистом на руки выдают список документов, которые нужно предоставить.[19]
За назначением помощи заявителю необходимо обратиться в территориальный орган социальной защиты по месту проживания либо написать заявление и подкрепить его документами, подтверждающими низкий уровень доходов (справка с работы о заработной плате), в МФЦ.
Срок рассмотрения обращения составляет 10 рабочих дней, после чего в адрес заявителя направляется письмо с информацией о назначении льготы или оказании адресной социальной помощи.
Для того чтобы граждан признали малоимущими, им нужно лично прийти на прием в орган соцзащиты своего населенного пункта. Там нужно предоставить определенный список документов:
– справку о всех проживающих лицах;
– документы личности взрослых и детей, их копии;
– неработающие граждане предоставляют справку с центра занятости и с пенсионного фонда о том, что они не занимаются коммерческой деятельностью;
– документы о вступлении брак, а также о его расторжении, смерти мужа или жены;
– заявление (заполняется прямо на месте).[20]
Порядок признания граждан малоимущими достаточно прост, необходимо только собрать нужные бумаги и передать специалисту, работающему в органе социальной защиты. После чего подождать 10 дней. В течение этого времени специалисты производят подсчеты доходов по представленным документам. Если нужно, то делают специальные запросы. Если оказывается, что доход граждан не достигает прожиточного минимума, их признают малоимущими. Затем назначают льготы и пособия. Малоимущие граждане — это те люди, которые имеют очень низкие доходы, не достигающие даже установленного в регионе минимума. Именно по этой причине государство поддерживает таких граждан и оказывает им материальную помощь.[21]
После того как граждане получают данный статус, они имею право на:
– зачисление малышей в детские сады (в первую очередь);
– дотации в школе; бесплатную юридическую помощь;
– льготы при оплате налогов; получение путевки в оздоровительные лагеря и санатории;
– на бесплатное получение лекарств нуждающимся членам семьи.
К причинам для вынесения отрицательного вердикта можно отнести лишь одно серьёзное основание – недостоверность фактов. Если уровень доходов семьи не был подтверждён или статус льготника, то социальные службы вправе отказать в предоставлении преференций.
Государственная политика направлена на поддержание населения с низкими доходами. О мерах социальной помощи необходимо знать и пользоваться, если статус это позволяет делать. Обновлённая информация имеется на официальном сайте местного органа. С ней следует ознакомиться и подать своевременно заявление.
Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:
-
пенсионеры, в том числе одинокие;
-
инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;
-
безработные;
-
чернобыльцы;
-
инвалиды;
-
дети сироты;
-
многодетные семьи;
-
малообеспеченные граждане;
-
матери-одиночки;
-
граждане, не имеющие постоянного места проживания;
-
инфицированные ВИЧ.
Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:
-
партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;
-
экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;
-
адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;
-
приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;
-
превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.
Пособие на погребение
Это денежное пособие выплачивается в качестве компенсации расходов, связанных с похоронами умерших лиц. Размер данной выплаты соответствует величине затрат, связанных с организацией этого дела. Пособие по погребению предусмотрено Федеральным законом «О погребении и похоронном деле», но оно не может превышать 10 минимальных размеров оплаты труда. Условием для выплаты данного пособия является срок не более 6 месяцев со времени смерти.
Средства для выплаты пособия на погребение берутся из Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ, регионального бюджета субъектов РФ.
В 2020 году размер пособия на погребение составлял 5277 рублей.
Для выплаты пособия необходимо предъявить 4 документа: заявление на выплату пособия, справку о смерти, паспорт получателя пособия и документ, указывающий на отсутствие работы у умершего пенсионера.
Пакет документов для оформления
Комплект бумаг для оформления соцпенсии представлен заявлением с прилагаемыми к нему подтверждающими факты документами:
- Паспорт – для подтверждения личности, адреса регистрации и гражданства заявителя; Выписка из акта МСЭ – для констатации инвалидности и срока действия категории.
Если документальное оформление происходит на ребёнка, то вместо паспорта будет фигурировать свидетельство о рождении, а проживание на территории РФ будет подтверждено соответствующей справкой из паспортного стола.
Поскольку в отношении несовершеннолетнего льготника оформлением будет заниматься родитель или законный представитель, то понадобится документ, обосновывающий полномочия заявителя:
- Родственные связи отражены в свидетельстве о рождении ребёнка – дополнительно понадобится только паспорт родителя;
- Приказ об установлении опеки или попечения подтвердит права законного представителя.
Основной документ – заявление о назначении пенсии, оформляемое на специальном бланке и содержащее следующие сведения о потенциальном получателе:
- Фамилия, имя, отчество;
- СНИЛС;
- Адрес проживания;
- Номер телефона;
- Серия, номер, дата и место выдачи паспорта; Дата и место рождения; Пол.
Процедура заполнения бланка проста:
- Указание адресата – отделения ПФР;
- Внесение сведений о заявителе в соответствующие графы;
- Выбор среди предложенных вариантов обеспечения социальной пенсии;
- Сообщение дополнительных сведений – выполнение трудовой функции, информация об иждивенцах, получение других видов пенсии, наличие постоянного места жительства за пределами РФ;
- Проставление отметки, подтверждающей информирование о необходимости извещать ПФР о любых изменениях в жизни, влияющих на назначение и размер пенсиона;
- Перечисление прилагаемых документов;
- Отметка способа информирования о приёме заявления и ходе его рассмотрения;
- Дата заполнения с подписью и расшифровкой.
Перечислим следующие:
- Обеспечение реализации гос. политики в области труда, пенсионных выплат, поддержки инвалидов, пенсионеров, семьи и детей, а также функционирования системы социального обслуживания жителей.
- Взаимодействие с местными органами власти, внебюджетными государственными фондами, предприятиями, организациями, учреждениями, центрами связи, банками, общественными кооперативами и людьми. Деятельность управления базируется на законах РФ, указах и распоряжениях президента РФ, постановлениях правительства РФ и области (края), глав администрации области (края) и города, постановлениях, приказах и указах вышестоящего органа социальной поддержки и прочих актах.
- Создание, трансформация и ликвидация управления осуществляется в соответствии с решением органов местного самоуправления.
- Управление финансируется из бюджета города.
- Управление числится как юридическое лицо, имеющее свой счет, финансовый баланс, штампы, бланки, печать, собственное имущество и т. д.
Социальным страхованием называют один из видов социальной защиты населения, главная цель которого – выполнение конституционного права людей на материальную помощь в случае утраты здоровья или трудоспособности, безработицы и других подобных проблем.
Социальное страхование может быть коллективным, государственным или смешанным. В отличие от государственного, коллективное страхование организуется профсоюзами. По времени возникновения оно является более древним, чем государственное.
В России обязательное социальное страхование является одним из инструментов по реализации социальных программ государства. Оно финансируется из внебюджетных фондов социального страхования и других источников. Социальное страхование предусматривает выплаты государственных пособий и пенсий.
Среди пособий наиболее часто используется пособие по временной нетрудоспособности. Основанием для его выплат является выписка, получаемая в медицинском учреждении. Еще одним видом пособий является пособие по беременности и родам. Его размер приравнивается к размеру заработной платы. Также есть пособие по уходу за маленьким ребенком.
Среди других выплат можно выделить пособие по безработице, которое не пользуется популярностью у населения, вследствие чисто символического размера выплаты.
Так, например, при заключении контракта на трудоустройство сначала программа предусматривает стажировку или переобучение, выплачивая человеку ежемесячные деньги на поддержку, даже уже и при трудоустройстве, чтобы избежать рисков в испытательный период. Максимальный срок заключения соцконтрактов на профессиональное обучение – 9 месяцев.
Например, программа помощи предпринимателям предоставляет финансирование на 12 месяцев. Здесь же возможно оказание помощи и при составлении бизнес-плана, поиска потенциальных рынков сбыта. Такое направление соцконтракта для будущих предпринимателей рассчитано на возможность оказания помощи до 250 000 рублей. Использование денег возможно, например, на приобретение оборудования или аренду помещений.
В сельской местности часто берут соцконтракт на ведение личного подсобного хозяйства. Помощь оказывается на сумму до 100 000 рублей и по срокам до года. Целевое назначение выделяемых средств рекомендуется на товары начинающему фермеру.
Соцконтракт как выплата на преодоление сложной жизненной ситуации или приобретение одежды обуви к зиме рассчитан на 6 месяцев.
Надо сказать, что такая форма помощи нуждающимся гражданам, внедряемая у нас как соцконтракт, давно и успешно работает во многих странах. Причем развивается все более адресный подход, в зависимости от характера сложности жизненной ситуации. Именно так можно глубже понять проблему человека и помочь ее решить.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» под набором социальных услуг понимается перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом.
В состав предоставляемого набора услуг включены следующие социальные услуги:
- дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача;
- предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте;
- бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.