Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие лицензирующие органы действуют в РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.
Перечень отдельных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных, специализированных видов деятельности
ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ
Это не полный список лицензирующих органов — предоставляющих лицензии на осуществление отдельных видов деятельности.
МЧС России
Деятельность по тушению пожаров
Производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений
ФСТЭК России
Деятельность по технической защите конфиденциальной информации
ФСТЭК России, ФСБ России
Деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации
ФСБ России
Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность
Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)
Деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств
Деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств
Предоставление услуг в области шифрования информации
Разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем
Росохранкультура (до 2012 года)
Деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
ГИОП (КГИОП) Санкт-Петербург (до 2012 года)
Реставрация объектов культурного значения (памятников архитектуры).
Минкультуры (Министерство Культуры)
Деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов России).
Ространснадзор (Госжелнадзор, Минтранс)
Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте
Росприроднадзор
деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.
Ростехнадзор
эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности.
деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.
производство маркшейдерских работ.
Федеральным законодательством определено: при изменении какой-либо информации, следует обратиться в лицензирующий орган для переоформления разрешения. Его необходимо осуществить при:
- изменении названия организации и ее юр. адреса;
- смене адреса, по которому осуществлялся бизнес, подлежащий лицензированию;
- создании новой организации через реорганизацию ранее действующего юр. лица;
- смене места жительства бизнесмена, а также изменении персональных данных.
Кому нужно получать лицензию
В статье 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ приводится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Всего их 53, среди них:
- деятельность, связанная с шифрованием и защитой информации;
- деятельность, связанная с оружием и военной техникой;
- производство лекарств и медтехники;
- охранная и детективная деятельность;
- оказание услуг связи, телевидение и радиовещание;
- деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм на любых носителях;
- образовательная деятельность;
- фармацевтическая и медицинская деятельность;
- перевозки водным и воздушным транспортом;
- перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и опасных грузов;
- перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Документы для получения лицензии
В лицензирующий орган надо подать заявление о выдаче лицензии и пакет подтверждающих документов, указанных в ст. 13 закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Учитывая, что лицензированию подлежат виды деятельности, контролируемые разными службами, формы таких заявлений будут отличаться.
В заявлении должны быть указаны наименование, организационно-правовая форма, место нахождения соискателя; лицензируемый вид деятельности; ИНН; данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ; сведения об оплате госпошлины.
Кроме заявления подаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензионным требованиям, а также опись всех документов. О том, какие именно нужны документы, надо узнавать в лицензирующем органе или самостоятельно найти соответствующий нормативно-правовой акт.
Перечень сведений, указываемых в заявлении, и список документов, прилагаемых к нему, является исчерпывающим (ст. 13 (4) закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ), то есть от вас не должны требовать другие документы.
Кому нужно получать лицензию?
В статье 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ приводится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Всего их 51, среди них:
- деятельность, связанная с шифрованием и защитой информации;
- деятельность, связанная с оружием и военной техникой;
- производство лекарств и медтехники;
- охранная и детективная деятельность;
- оказание услуг связи, телевидение и радиовещание;
- деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм на любых носителях;
- образовательная деятельность;
- фармацевтическая и медицинская деятельность;
- перевозки водным и воздушным транспортом;
- перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и опасных грузов;
- перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Кроме этого существует ряд видов деятельности, подлежащих лицензированию, которые регулируются отдельными законами, такие как деятельность кредитных организаций и участников рынка ценных бумаг, страховая деятельность и деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 1 закона № 99-ФЗ).
Если вы обнаружили в этих списках ту деятельность, которой планируете заниматься, надо будет получить на нее лицензию. Для малого бизнеса актуальным является получение лицензий на образовательную, медицинскую, охранную деятельность, пассажирские перевозки (в порядке, предусмотренным законом № 99-ФЗ) и получение лицензии на розничную торговлю алкоголем, которую мы рассмотрим отдельно.
Понятие, основы правового регулирования, субъекты и объекты административной процедуры лицензирования
Происходящие в России глубокие социально-экономические преобразования, закономерные процессы демократизации общества и государства создают необходимые условия для реализации конституционных прав и свобод граждан в различных сферах деятельности. Упразднение государственной монополии на осуществление отдельных видов деятельности, производств и услуг обусловило не только предпринимательскую активность, но и необходимость создания четкой системы правового регулирования общественных отношений, складывающихся в новых сферах деятельности юридических и физических лиц. В этих условиях возникает объективная необходимость совершенствования механизма правового регулирования и поиска новых форм и методов правового воздействия на складывающиеся общественные отношения в целях их упорядочения, охраны и дальнейшего развития. Решение этой сложной задачи вызывает потребность не только обновления, улучшения российского законодательства, но и формирования многих принципиально важных правовых институтов, отвечающих новым экономическим отношениям, к числу которых относятся административные процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации.
Органы внутренних дел занимают важное место в системе государственного лицензирования. В рамках разрешительной системы полиция выдает разрешения: на хранение или ношение гражданского и служебного оружия, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему; на хранение и использование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия, полученного во временное пользование в органах внутренних дел; на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного применения. Кроме того, органы внутренних дел контролируют соблюдение установленных федеральным законом правил оборота служебного и гражданского оружия.
Понятие и стадии административной процедуры аккредитации
Понятие аккредитации следует рассматривать в двух аспектах: международно-правовом и административно-правовом.
Под аккредитацией в международном праве понимается процесс наделения лица полномочиями представлять одно государство в другом, возглавляя дипломатическое представительство.
В административно-процессуальном праве под аккредитацией понимается процедура официального признания (подтверждения) государственными органами особых полномочий различного рода субъектов (образовательных учреждений, научных организаций, медицинских учреждений, коммерческих банков и т.д.) в определенной области деятельности.
Из данного определения следует, что по своей правовой природе аккредитация является особой формой государственного регулирования, в рамках которой специально уполномоченные органы государственной власти наделяют определенных субъектов особыми полномочиями.
Выделение аккредитации в качестве самостоятельного института административно-процессуального права подразумевает наличие механизма нормативно-правового регулирования возникающих в этой связи общественных отношений, субъектами которых выступают, с одной стороны, государственные органы, а с другой — органы (учреждения), претендующие на получение разрешения обладать особыми полномочиями.
Правовую основу аккредитации составляют ряд федеральных законов, постановлений Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Учитывая, что процедуру аккредитации мы будем рассматривать на примере аккредитации образовательных учреждений, то основными нормативными актами, регламентирующими эту деятельность, являются федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации», указ Президента РФ от 24 января 2011года №86 «О единой национальной системе аккредитаций», постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 года №184 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».
Говоря о субъектах процедуры аккредитации, следует отметить, что ими являются, с одной стороны, аккредитационный орган — Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования, с другой стороны — соответствующее образовательное учреждение.
Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
На кого не распространяется?
Действие данного закона никак не распространяется на проведение внешнеторговой и таможенной деятельности. Кроме того, он не имеет отношения к деятельности, связанной с охраной окружающей среды и применением природных ресурсов. Также этим законом не контролируются отношения, которые возникают в связи с применением результатов интеллектуальной деятельности. К лицензирующим органам относят органы исполнительной власти субъектов России, которые действуют на основании настоящего Федерального закона (МВД России, МЧС России, Роспром, ФСБ России, ФМС России, Минфин России, Роспотребнадзор).
К лицензируемым видам относят деятельность, осуществление которой может повлечь за собой причинение ущерба правам, а, кроме того, законным интересам, граждан, их нравственности и здоровью, а также обороне страны наряду с безопасностью государства.
Осуществление лицензионного контроля
В соответствии со статьей 19 Закона, к отношениям, непосредственно связанным с реализацией лицензионного контроля, используется положение Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В отношении соискателя или лицензиата лицензирующим органом могут проводится внеплановые проверки. Основанием для проведения проверки является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или о переоформлении лицензии. Предметом проверки является состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования и других объектов, которые предполагается использовать соискателем или лицензиатом при осуществлении деятельности. Также проводятся документарные проверки, плановые (в соответствии с ежегодным планом) и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры.
Для включения лицензиата в ежегодный план проверки должны быть основания. Ими являются:
- истечение 1 года со дня принятия решения о регистрации лицензии или ее переоформлении;
- истечение 3-х лет с момента окончания последний плановой проверки;
- истечение срока установленного Правительством РФ со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, который осуществляет деятельность в области образования, здравоохранения или в социальной сфере;
- в соответствии с периодичностью, установленной положением о лицензировании для лицензионного контроля, осуществляемого с применением риск-ориентированного подхода.
Внеплановая проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:
- истек срок исполнения предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;
- поступление в лицензионный орган сведений или обращений о фактах грубых нарушений лицензиатом законных требований (обратиться могут как граждане, так и другие компании или ИП, средства массовой информации, органы власти);
- истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;
- при досрочном исполнении лицензиатом предписания лицензирующего органа, при наличии соответствующего ходатайства;
- при наличии приказа лицензирующего органа, изданного согласно поручения Правительства РФ или Президента РФ.
Пункт 11 статьи 19 Закона устанавливает, что полный перечень грубых нарушений лицензионных требований фиксируется специальным положением о лицензировании конкретного вида деятельности, при этом к ним относятся те требования, нарушение которых может повлечь за собой:
- возникновение угрозы жизни человека или вреда животным и растениям, вреда окружающей среде или объектам культурного наследия, угрозы чрезвычайной ситуации;
- человеческие жертвы либо причинение тяжкого вреда здоровью человеку, вреда средней тяжести двух и более граждан;
- нанесение ущерба правам и законным интересам граждан, обороне и безопасности страны.
На кого не распространяется?
Действие данного закона никак не распространяется на проведение внешнеторговой и таможенной деятельности. Кроме того, он не имеет отношения к деятельности, связанной с охраной окружающей среды и применением природных ресурсов. Также этим законом не контролируются отношения, которые возникают в связи с применением результатов интеллектуальной деятельности. К лицензирующим органам относят органы исполнительной власти субъектов России, которые действуют на основании настоящего Федерального закона (МВД России, МЧС России, Роспром, ФСБ России, ФМС России, Минфин России, Роспотребнадзор).
К лицензируемым видам относят деятельность, осуществление которой может повлечь за собой причинение ущерба правам, а, кроме того, законным интересам, граждан, их нравственности и здоровью, а также обороне страны наряду с безопасностью государства.
Сфера применения закона о лицензировании отдельных видов деятельности
Статья 1 Закона устанавливает сферу его применения. Нормативный акт регулирует отношения, возникающие между организациями, индивидуальными предпринимателями и федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов РФ в связи реализации отдельных видов деятельности требующих лицензирования. Сегодня лицензированию подлежат свыше 50 видов работ и услуг, вот некоторые из них:
- услуги в сфере образования;
- тушение пожаров;
- частная охранная деятельность;
- услуги связи;
- реализация и проектирование авиационной техники;
- утилизация химического оружия;
- производство и установка медицинской техники;
- фармацевтическая деятельность;
- производство и испытание огнестрельного оружия, военной техники;
- перевозка пассажиров и другие услуги и работы в иных сферах.
Полный перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, представлен в статье 12 Закона. Однако положения нормативного акта четко разграничивают виды деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с ним и с другими законами. Так, положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования:
- деятельности, непосредственно связанной с защитой государственной тайны (Закон РФ № 5485-I от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»);
- использования атомной энергии (Федеральный закон № 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии»);
- деятельности кредитных организаций (Федеральный закон № 395-I от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности»);
- производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Федеральный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»);
- видов деятельности на рынке ценных бумаг и репозитарной деятельности (Федеральный закон № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг»);
- деятельность по проведению организованных торгов (Федеральный закон № 325-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об организованных торгах»);
- деятельности депозитариев и паевых инвестиционных фондов, а также аукционных инвестиционных фондов (Федеральный закон № 156-ФЗ от 29 ноября 2001 г. «Об инвестиционных фондах»);
- деятельности негосударственных пенсионных фондов, в том числе, по пенсионному обеспечению и страхованию (Федеральный закон № 75-ФЗ от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах»);
- страховой деятельности (Закон РФ № 4015-I от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);
- клиринговой деятельности (Федеральный закон № 7-ФЗ от 7 февраля 2011 г. «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»);
- космической деятельности (Закон РФ № 5663-I от 20 августа 1993 г. «О космической деятельности»);
- энергосбытовой деятельности ( Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
Лицензирование указанных видов деятельности производится в порядке, предусмотренном законодательными актами, регулирующими отношения в соответствующей сфере.
Кроме того, особенности лицензирования, в части касающейся срока действия лицензии, порядка продления срока действия и принятия решения о ее предоставлении, аннулировании или возобновлении действия, могут регулироваться отдельными законодательными актами по следующим видам деятельности:
- оказание услуг связи, теле- и радиовещания (Федеральный закон. № 126-ФЗ от 7 июля 2003 г. «О связи», Закон РФ № 2124-I от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»;
- частная охранная и детективная деятельность (Закон РФ № 2487-I от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»);
- образовательная деятельность (исключение – частная организация, расположенная на территории центра «Сколково») (Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»);
- частная деятельность по управлению многоквартирными домами (ст.ст 192-202 Жилищный кодекс РФ);
- сбор, обработка, транспортировка, утилизация и размещение отходов 1-4 класса опасности (Федеральный закон № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления»).
Решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении
Как правило, процесс рассмотрения вопроса о выдаче лицензии занимает около месяца (срок может быть продлен в рамках, предусмотренных законом). Согласно статьи 14 Закона, в срок, не превышающий 45 рабочих дней с момента приема документов, лицензирующий орган должен осуществить проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении и принять решение о предоставлении лицензии или отказе в предоставлении.
Решение оформляется приказом лицензирующего органа, при этом лицензия оформляется одновременно с приказом, если было принято решение о ее выдаче. Приказ подписывается руководителем или заместителем руководителя лицензирующего органа и регистрируется в специальном реестре. В течении 3 дней после подписания документ вручается лицензиату или направляется ему по почте заказным письмом с уведомлением.
В случае принятия решения об отказе в лицензировании, соответствующее уведомление вручается соискателю в течении 3-х рабочих дней с момента его принятия, где обязательно указывается обоснованная причина такого отказа.
Основанием для отказа в лицензировании может быть:
- наличие искаженной или недостоверной информации в заявлении соискателя или в прилагаемых документах;
- установленное в ходе проверки несоответствие соискателя соответствующим лицензионным требованиям;
- представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в пункте 38 части 1 статьи 12 Закона вид деятельности, если в отношении соискателя имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.
Решение об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано соискателем в установленном законом порядке.
Согласно статье 15 Закона в приказ о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении обязательно включаются следующие сведения:
- полное наименование лицензирующего органа;
- ФИО ИП, данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства и места осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, номер записи о государственной регистрации в качестве ИП;
- полное и сокращенное наименование компании, организационно-правая форма, адрес места нахождения и места реализации лицензируемой деятельности, регистрационный номер записи о создании юридического лица;
- ИНН юридического или физического лица;
- вид деятельности, подлежащей лицензированию с указанием выполняемых работ или оказываемых услуг;
- номер и дата регистрации лицензии, а также номер и дата приказа лицензирующего органа.
Лицензия по общему правилу действует бессрочно. Специальными законами может устанавливаться срок действия лицензии.
Статьей 16 Закона регламентируется порядок ведения лицензионного дела, в который орган, осуществляющий процедуру лицензирования, включает:
- заявление соискателя или лицензиата и прилагаемые документы;
- приказ о предоставлении лицензии или отказ в предоставлении документа, а также приказ о переоформлении или продлении срока действия;
- копия зарегистрированной лицензии;
- приказы лицензирующего органа о назначении проверок соискателя лицензии, лицензиата, копии актов проверок и предписания об устранении нарушений требований, а также протоколы об административных правонарушениях и постановления о назначении административных наказаний;
- выписки из решений суда об административном приостановлении деятельности лицензиата или аннулировании лицензии;
- копии других документов, напрямую связанных с осуществлением лицензирования документов.
Осуществление лицензионного контроля
В соответствии со статьей 19 Закона, к отношениям, непосредственно связанным с реализацией лицензионного контроля, используется положение Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В отношении соискателя или лицензиата лицензирующим органом могут проводится внеплановые проверки. Основанием для проведения проверки является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или о переоформлении лицензии. Предметом проверки является состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования и других объектов, которые предполагается использовать соискателем или лицензиатом при осуществлении деятельности. Также проводятся документарные проверки, плановые (в соответствии с ежегодным планом) и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры.
Для включения лицензиата в ежегодный план проверки должны быть основания. Ими являются:
- истечение 1 года со дня принятия решения о регистрации лицензии или ее переоформлении;
- истечение 3-х лет с момента окончания последний плановой проверки;
- истечение срока установленного Правительством РФ со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, который осуществляет деятельность в области образования, здравоохранения или в социальной сфере;
- в соответствии с периодичностью, установленной положением о лицензировании для лицензионного контроля, осуществляемого с применением риск-ориентированного подхода.
Внеплановая проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:
- истек срок исполнения предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;
- поступление в лицензионный орган сведений или обращений о фактах грубых нарушений лицензиатом законных требований (обратиться могут как граждане, так и другие компании или ИП, средства массовой информации, органы власти);
- истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;
- при досрочном исполнении лицензиатом предписания лицензирующего органа, при наличии соответствующего ходатайства;
- при наличии приказа лицензирующего органа, изданного согласно поручения Правительства РФ или Президента РФ.
Пункт 11 статьи 19 Закона устанавливает, что полный перечень грубых нарушений лицензионных требований фиксируется специальным положением о лицензировании конкретного вида деятельности, при этом к ним относятся те требования, нарушение которых может повлечь за собой:
- возникновение угрозы жизни человека или вреда животным и растениям, вреда окружающей среде или объектам культурного наследия, угрозы чрезвычайной ситуации;
- человеческие жертвы либо причинение тяжкого вреда здоровью человеку, вреда средней тяжести двух и более граждан;
- нанесение ущерба правам и законным интересам граждан, обороне и безопасности страны.
Как обращаться за лицензией?
Чтобы получить лицензию на выбранный вид деятельности, можно обратиться непосредственно в профильный территориальный орган исполнительной власти. Структура правительства в разных регионах отличается, поэтому надо выяснить, какой именно департамент вам нужен. Можно отправить заявление и полный пакет документов по почте или записаться на личный прием. Также выдать лицензию могут в многофункциональном центре (МФЦ). Оплачивать нужно лишь госпошлину за сам документ, это 7500 рублей.
В последнее время появилась возможность получить лицензию с помощью портала «Госуслуги». Однако в разных регионах там размещен свой список доступных сфер бизнеса. Если нужной вам там не окажется, получить услугу онлайн не удастся.
Существуют и частные компании, занимающиеся подготовкой документов для лицензирования. При обращении к ним, помимо госпошлины, придется оплатить стоимость услуги. Какой бы способ вы ни выбрали, список документов для соискателей будет одинаковым. И лицензия будет единого образца, который каждое ведомство разрабатывает самостоятельно.
На кого не распространяется?
Действие данного закона никак не распространяется на проведение внешнеторговой и таможенной деятельности. Кроме того, он не имеет отношения к деятельности, связанной с охраной окружающей среды и применением природных ресурсов. Также этим законом не контролируются отношения, которые возникают в связи с применением результатов интеллектуальной деятельности. К лицензирующим органам относят органы исполнительной власти субъектов России, которые действуют на основании настоящего Федерального закона (МВД России, МЧС России, Роспром, ФСБ России, ФМС России, Минфин России, Роспотребнадзор).
К лицензируемым видам относят деятельность, осуществление которой может повлечь за собой причинение ущерба правам, а, кроме того, законным интересам, граждан, их нравственности и здоровью, а также обороне страны наряду с безопасностью государства.