Экспертиза при обращении по ОСАГО и к виновнику: по ЕМР или рыночным расценкам?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экспертиза при обращении по ОСАГО и к виновнику: по ЕМР или рыночным расценкам?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При назначении производства судебных строительно-технических экспертиз (СТЭ) в определении судей часто встречается вопрос: «Какова рыночная стоимость восстановительного ремонта квартиры, пострадавшей в результате протечек или заливов с учётом износа отделочных материалов?» При этом под стоимостью восстановительного ремонта, определяемой в рамках судебной строительно-технической экспертизы, экспертами и юристами понимаются расходы, которые собственник должен будет произвести для восстановления поврежденных (замены уничтоженных) в результате залива элементов отделки.

Преимущества для пользователей клиентов

  • Формирование/подтверждение собственной позиции по практическим вопросам на основе самостоятельно найденной в КонсультантПлюс информации с обоснованием судебной практикой и финансовыми консультациями для принятия решений, обсуждения с сотрудниками, планирования и контроля выполнения стратегических решений;
  • В решающий момент системы и сервис не подведут: нужная информация будет найдена оперативно;
  • Минимизация рисков – работа с системой позволяет избежать ошибок и штрафов, грамотно подготовиться сотрудникам к сдаче отчетности и обоснованию финансовых предложений;
  • Знание изменений в нормативных актах, особенностей бухгалтерского учета и налогообложения, применения льгот и использование с выгодой для компании, в том числе при стратегическом планировании;
  • Обеспечение конфиденциальности информации о бизнесе;
  • Экономия затрат и времени на информационно-правовое обслуживание

Верховный суд: судебный эксперт-автотехник должен иметь аттестацию МАК

Документы / Лицензии / Сертификаты
Внутренние видеотренинги
Внешние видеотренинги и аудиотренинги
Пожертвования
Спецоценка условий труда

Относительно недавно увидела свет новая методика Минюста «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ СУДЕБНЫХ АВТОТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ И ИССЛЕДОВАНИЙ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА УЩЕРБА, СТОИМОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА И ОЦЕНКИ
» (далее по тексту МР2018). Данная методика рекомендована для государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России (СЭУ МР).

До появления МР2018 была актуальна другая методика данного ведомства, известная как МР2013 в редакции 2015 года. Как сказано в преамбуле МР2018 с момента ее выхода все прежние методические рекомендации утрачивают свою силу.

Интересно, что новая методика не распространяется в открытом виде, что само по себе уже является достаточно противоречивым моментом. Эта методика, рекомендованная для проведения судебных экспертиз, по сути, скрыта от судей, экспертов и иных заинтересованных лиц (методика распространяется платно).

Надо сказать, что рабочая версия методики это набор противоречий, опечаток и забавных терминов. Но одним из самых скандальных пунктов стал пункт 8.3 «ж», касающийся вопроса расчета УТС (утраты товарной стоимости), при перечислении условий, когда расчет УТС не предусмотрен, всплывает тот самый пункт «ж»:

Ж) Если КТС ранее подвергалось восстановительному ремонту (в том числе окраске – полной, наружной, частичной; «пятном с переходом») или имело аварийные повреждения, кроме повреждений, указанных в пункте 8.4.

Для сравнения выдержка из прежней методики Статья 7.1 МР2013:

Детали, рассматриваемые в рамках определения УТС, не должны быть повреждены в других авариях. Компенсация предусматривается только для новых деталей.

Т.е. если раньше получить УТС можно было на каждую деталь, если она ранее не ремонтировалась, то на сегодняшний день любой ремонт лишает вас возможности получения УТС в будущем, даже если будут повреждены совсем другие детали.

Мы считаем, что это в корне несправедливо, т.к. если авто, к примеру, в первом ДТП имеет царапину крыла, которую подкрасили, то УТС составит копеечную сумму, но если в другом ДТП будет «снесена» вся боковая сторона, потерпевший не получит ничего.

Естественно, первыми «в теме» оказались страховщики, которые уже стали рассылать письма с отказами в компенсации УТС со ссылкой на п. 8.3 новой МР2018.

При этом, в силу того, что методика не находится в свободном доступе и даже найти ее текст в интернете довольно затруднительно, у потерпевших и даже экспертов и юристов возникает слишком много вопросов.

Четко установленного периода, в течение которого проводится проверка, не содержит ни один Федеральный Закон. Обычно суд назначает дату и время, к которой эксперт или команда исследователей должны подготовить заключение. Исключение составляет комплексное исследование состояния здоровья, проводящаяся в стационарных условиях. Статья 30 ФЗ №73-ФЗ, принятого 31 мая 2001 года, устанавливает, что на прохождение медицинской или психиатрической экспертизы отводится определенный срок — 30 дней. Все необходимые проверки человек должен пройти за указанное время, дольше больница задерживать гражданина не вправе. А значит на разрешение проблем у медперсонала не больше месяца.

Читайте также:  Перечень документов для получения гражданства РФ в 2023 году

Нормативное регулирование платной деятельности

В соответствии с Положением о лабораториях судебной экспертизы и центральных лабораториях судебной экспертизы системы Минюста России, утвержденным Приказом Минюста России от 17.01.1995 N 19-01-7-95 (далее — Положение), лаборатории судебной экспертизы и центральные лаборатории судебной экспертизы являются государственными учреждениями, выполняющими экспертные исследования для судов и правоохранительных органов. В своей деятельности они руководствуются федеральным законодательством, настоящим Положением, приказами Минюста и иными нормативными актами данного министерства (п. 4 Положения).

Основные задачи лабораторий изложены в п. 6 Положения:

 V производство экспертиз по заданиям судов, органов дознания и
предварительного следствия;
-----------------------------------------------------------------------
V производство экспертиз по поручениям нотариусов, других должностных
лиц, наделенных правом назначения судебных экспертиз;
-----------------------------------------------------------------------
V участие в разработке и совершенствовании методик и методов экспертных
исследований.

В соответствии с возложенными на них задачами лаборатории (п. 8 Положения):

  • используют методические материалы, рекомендованные к внедрению соответствующими научно-методическими советами или ученым советом Российского федерального центра судебной экспертизы;
  • обобщают и анализируют практику экспертной работы; сотрудничают с экспертными учреждениями (службами) других министерств и ведомств, а также с научными организациями и учебными заведениями; изучают достижения зарубежной науки и практики в области судебной экспертизы;
  • могут привлекать на договорной основе для участия в исследованиях, проводимых лабораториями, специалистов учреждений (служб) других министерств и ведомств РФ.

Центральные лаборатории судебной экспертизы наряду с указанными выше функциями (п. 9 Положения):

  • осуществляют производство наиболее сложных первичных и повторных экспертиз, которые не могут быть выполнены в лабораториях, входящих в регион деятельности данной центральной лаборатории;
  • присваивают и подтверждают квалификации судебного эксперта специалистам центральной лаборатории и курируемых ею лабораторий в порядке, установленном Минюстом;
  • оказывают курируемым лабораториям методическую помощь в экспертной и научно-исследовательской работе, координируют ее в пределах своего региона, а также содействуют внедрению научных разработок, рекомендованных в установленном порядке к использованию;
  • представляют в Минюст предложения в проекты республиканских планов рецензирования экспертных заключений, подготовки и повышения квалификации экспертов центральной лаборатории и курируемых ею лабораторий.

Пунктом 7 Положения определено, что лаборатории могут выполнять по договорам с юридическими и физическими лицами платные исследования с использованием методов, применяемых в экспертных учреждениях, а также проводить на договорной основе экспертизы и другую работу, соответствующую их профилю, для судов, органов следствия и экспертных учреждений зарубежных государств.

Средства, полученные за выполнение платных исследований, направляются на оплату труда и материальное поощрение сотрудников, развитие материально-технической базы, хозяйственные нужды, решение социальных вопросов коллектива соответствующей лаборатории.

Законопроект Минюста готовит новый переворот на рынке судебной экспертизы

«Вторая цель — получить возможность дополнительного контроля и воздействия на негосударственные экспертные организации за рамками данного закона, — продолжил эксперт. — Для этого предлагается возможность участия негосударственных экспертов в судебной экспертизе только в тех организационно-правовых формах, которые подлежат обязательной регистрации в Минюсте — то есть НКО. Хотя на самом деле название «некоммерческий» обозначает всего лишь порядок распределения прибыли, но не имеет никакого отношения к словам «бесплатно» и «бескорыстно».

«Третья цель Минюста — получить гарантированный источник внебюджетных доходов, — предупредил Волощук. — Для этого предполагается ввести вместо обязательной и бесплатной государственной профессиональной аттестации условно-добровольную и платную сертификацию негосударственных экспертных организаций в дочерней структуре министерства — Российском федеральном центре судебной экспертизы. Там же и тоже за деньги негосударственные эксперты обязаны будут проходить обучение и переквалификацию, а также платную валидацию методик проведения экспертиз».

Что такое метод Хальбгевакса?

Данный метод распространен среди европейских стран и отличается своей простотой в сравнении с минюст. Российские эксперты считают его не точным, поскольку он охватывает только общие показатели.

Методика применима к следующим автомобилям:

  • отечественные автомобили — не более трех лет;
  • иностранные бренды — не более пяти лет;
  • пробег российского автомобиля — до 50 000 километров;
  • пробег иностранного — до 100 000 километров.

Расчет производится по формуле:

  1. УТС = (К÷100) * (ЦР + СО)

Составляющие формулы:

  • К — максимально утраченная стоимость первоначальная стоимость транспорта;
  • ЦР — рыночная стоимость с учетом износа деталей после эксплуатации;
  • СО — полная сумма за необходимый ремонт.

Коэффициент утраты стоимости определяется следующим образом:

  1. относительная цена за ремонт — А;
  2. коэффициент стоимости работ по отношению к цене за материалы и детали — В.

Тогда применяя суммы получаем коэффициент с помощью формул:

  • А = (СО/ЦР) * 100%;
  • В = (СР/СМ) * 100%.

В которых:

  1. СР — полноценная стоимость ремонта;
  2. СМ — цена за замену деталей и материалов.

Какие методики применяются

Утрата товарной стоимости – это денежная оценка ухудшения состояния автомобиля после проведения ремонтных работ или дорожного происшествия.

Компенсацию УТС можно получить, если соблюдаются следующие условия:

  • повреждения автомобиля получены в результате ситуации, признанной страховым случаем;
  • оформление страхового случая произведено с учетом всех правил, установленных законодательно (в случае с полисом ОСАГО) и правилами отдельной страховой компании (в случае с КАСКО);
  • возраст поврежденного автомобиля находится в пределах, установленных компанией для расчета УТС. Чаще всего по правилам автостраховщиков утрата стоимости выплачивается, если возраст отечественного авто не превышает 3 лет, а возраст автомашины иностранного производства менее 10 лет;
  • износ авто не превышает установленные правилами показатели (35% для отечественного авто и 40% для автомобиля иностранного изготовления);
  • пробег автомашины не превышает допустимых значений (50 000 км – отечественные и 100 000 км – иностранные).
Читайте также:  Пенсионный налог ИП: как и когда платить

Возмещение утраты товарной стоимости не производится, если:

  • данный фактор прямо зафиксирован в страховом договоре, заключенном между компанией и автовладельцем;
  • размер выплаченной ранее компенсации превышает максимально допустимую суммы выплат по данному страховому договору;
  • для осуществления выплаты не хватает поданного ранее пакета документов;
  • по каким-либо причинам экспертная компания не может произвести оценку.

Расчет УТС может быть произведен тремя способами:

  • по методике Минюста;
  • по методу Хальбгевакса;
  • по методу Руководящего документа.

Методика определения утс минюст

Утеря товарной (УТС) автомобиля это не какой-то бонус и далеко не моральный вред за участие в ДТП, это уменьшение цены машины потерпевшего из-за его участия в ДТП, а, точнее, из-за восстановления и ремонта машины, ведь ремонт машины как таковой означает уменьшение её долговечности, и любой ремонт, соответственно, уменьшает цену на автомобиль на определённую величину.

Страховщики с самого начала были против компенсации УТС в ОСАГО, поскольку в законе об ОСАГО нет прямого указания на необходимость оплачивать утрату товарной стоимости Центробанк вчера опубликовал проект методики расчета УТС, которой обязаны будут следовать все автостраховщики. Единую методику ждут и страховщики ОСАГО, и автовладельцы, и суды, отмечает исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.

Методика Минюста Для Судебных Экспертов 2021 Скачать Word

  1. К1 — коэффициент изменения УТС, что зависит от способа ремонтных работ или их характера;
  2. m — количество деталей, которые подлежат ремонту.
  3. Цi — цена детали в розницу, что подлежит ремонту;
  4. К2 — коэффициент изменения КТС, что зависит от уровня износа детали;
  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 29
  • Дверь передняя правая
  • Не влияет
  • 29.1
  • Дверь передняя правая
  • Не влияет
  • 29.2
  • Дверь передняя правая
  • Не влияет
  • 29.3
  • Дверь передняя правая
  • Не влияет
  • 30
  • Перекосы
  • Не влияет
  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 27
  • Полная окраска кузова
  • Полная

01 января 2021 г., с одновременным прекращением действия методических рекомендаций «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки», изданных в 2021 году (с изменениями от 2021 года), вступают в силу «Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки» (далее — «Методические рекомендации»). Настоящие Методические рекомендации устанавливают методику проведения автотехнических экспертиз и исследований в системе судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации. Методические рекомендации могут быть использованы также другими экспертными организациями (экспертами, специалистами) при определении стоимости восстановительного ремонта и оценки стоимости колесных транспортных средств.

— в случае нахождения колесного транспортного средства на гарантийном периоде эксплуатации должны использоваться расценки авторизованных исполнителей ремонта на запасные части, материалы и нормо-часы ремонтных работ, если иное не указано в договоре о страховании;

Верховный суд утвердил Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В нем есть ряд положений по вопросам применения Единой методики расчета ущерба в ОСАГО.

Согласно единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства в рамках ОСАГО утвержденной Положением Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2021.

«Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется… путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре)»

КС не стал признавать оспариваемые нормы противоречащими Конституции. Положения ГК не предполагают, что правила Закона об ОСАГО распространяются и на деликтные отношения, считает КС. А выплата страхового возмещения не освобождает причинителя вреда от гражданско-правовой ответственности по правилам гл.

С 28 апреля 2021 года владельцам легковых транспортных средств больше не предоставляется возможность выбора между денежным и натуральным возмещением. Со вступлением в силу поправок в закон об ОСАГО страховое возмещение предполагает только организацию и оплату восстановительного ремонта пострадавшего авто.

Тем не менее стоит принимать во внимание, что хотя максимальная сумма возмещений на сегодняшний день составляет 400 000 рублей, но на практике выплаты составляют гораздо меньшую сумму. Если вы попали в такую ситуацию, то предлагаем вам свою профессиональную юридическую помощь. Мы поможет вам разобраться в ситуации, отстоять свою позицию и выиграть дело.

а). Рабочий объем двигателя КТС определяется по данным о модели двигателя, содержащимся в его маркировке.
Например, при осмотре КТС — Alfa Romeo 145 установлено обозначение на маркировочной площадке блока двигателя — «AR 32302».

Читайте также:  Материальная помощь при смерти сотрудника

3.13. Все полученные в результате экспертного осмотра данные, подлежат фиксации в текстовой форме, с помощью фото- или видеоаппаратуры. Допускается использование схем или рисунков КТС. Текстовая форма фиксации и фотографические изображения являются обязательными для всех видов исследований, проводимых экспертом-автотехником по специальности 13.4.

2. Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию в «Вестнике Банка России» и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 16 сентября 2021 года N 27) вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2021 года N 361 «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 22, ст. 2774; 2021, N 32, ст. 4490).

В исключительных случаях, когда осмотр автомобиля не возможен, повреждения могут устанавливаться без осмотра (при согласии на это потерпевшего и страховщика) на основании представленных материалов и документов (с обязательным приложением фото- или видеоматериалов).

Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС) – это, если говорить простым языком, снижение стоимости автомобиля при продаже относительно аналогичных автомобилей, которые не подвергались кузовным ремонтным работам, в том числе окраске наружных элементов.

В свою очередь, определение термина Утраты Товарной Стоимости приведено в методике Минюста: «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов» (утв. Минюстом России, 2013) (ред. от 22.01.

2015) Существует несколько различных методик для расчета Утраты Товарной Стоимости: 1.

  1. К1 — коэффициент изменения УТС, что зависит от способа ремонтных работ или их характера;
  2. m — количество деталей, которые подлежат ремонту.
  3. Цi — цена детали в розницу, что подлежит ремонту;
  4. К2 — коэффициент изменения КТС, что зависит от уровня износа детали;

Предметом судебных автотовароведческих экспертиз является установление фактических данных о техническом состоянии АМТС, дате выпуска транспортного средства, принадлежности его к определенной марке и модели, наличия и характера технических повреждений, причин их возникновения, стоимости транспортного средства и отдельных деталей, узлов, агрегатов, стоимости восстановительного ремонта и утраты товарной стоимости транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия или при иных обстоятельствах.

Единая методика расчета ущерба минюст 2022

где:
Ики — износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) (процентов);
e — основание натуральных логарифмов (e ≈ 2,72);
Δ T — коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата), его срока эксплуатации;
Tки — срок эксплуатации комплектующего изделия (детали, узла, агрегата);
Δ L — коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего (детали, узла, агрегата) величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием;
Lки — пробег транспортного средства на дату дорожно-транспортного происшествия.

Ранее система была несколько иначе: водитель попадал в аварию, после чего требовал денежную компенсацию со страховой компании виновника, которая в свою очередь могла выплатить только ту сумму, которая была разрешена законодательством. Еще относительно недавно, суды, если потерпевшему не хватало денег на ремонт, принимали его сторону, так как истец предоставлял чеки и квитанции, которые подтверждали произведенные затраты.

Новости оценочной деятельности

3. Результаты расчетов по любой из представленных методик рекомендуется всегда дополнительно проверить на соответствие существующим рыночным данным и разуму. Проводя анализ рынка можно разобраться в уровне (порядке), на который понижается стоимость транспорта после ремонта, а также осознать целесообразность выполнения данных ремонтных работ. Таким образом, отказаться от применения одной из методик выполнения расчетов УТС и обосновать это можно, соотнеся результаты расчетов с наличествующими рыночными данными.

Методика НАМИ с изменениями 1-6 базируется на методике расчета УТС, которая изначально была разработана Эрнстом Хальбгеваксом, являющимся немецким инженером, для автотранспорта, произведенного заграницей, а не в России. Однако, в данном издании изложена самая последняя редакция методики Хальбгевакса, которая уже может применяться для расчетов УТС автотранспорта как отечественного, так и иностранного выпуска.

Под утратой товарной стоимости (УТС) подразумевается снижение действительной рыночной стоимости автомобиля в результате ухудшения его потребительских качеств. При расчете УТС предметом оценки является преждевременное ухудшение внешнего вида и эксплуатационных качеств транспортного средства по причине износа его отдельных деталей, защитных покрытий, узлов и соединений вследствие ДТП. УТС относится к реальному ущербу и учитывается при определении размера страховой выплаты.

Методика Минюста РФ применяется для оценки УТС автомобилей иностранного и отечественного производства до 5 лет, с износом менее 35 %. Расчет УТС по методу Хальбгевакса производится только для автомобилей иностранного производства не старше 5 лет, с износом не более 40 %. УТС автомобиля может достигать 10 % по отношению к его рыночной стоимости.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *