Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обгон на перекрестках: когда можно, а когда нет?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Всем известно, что обгон, совершаемый на перекрестке, связан с большой опасностью в том, что можно попасть на штраф. При этом КоАП не имеет в тексте наказания за то, что автомобиль обгоняет там, где это запрещено на перекрестке. Кроме этого, именно за данный маневр наказания не существует, но есть выезд на «встречку» в нарушение Правил.
Как вы успели заметить, такой манёвр, как обгон на перекрёстке сопряжён с огромным риском нарваться на наказание. При этом, Административный кодекс не содержит наказания за запрещённый обгон конкретно на перекрёстке. Более того, непосредственно за манёвр обгона нет наказания – есть за выезд на встречную полосу в нарушение ПДД.
Действующая редакция КоАП предусматривает 2 меры ответственности за такое нарушение в зависимости от того:
- совершено ли правонарушение впервые,
- совершено ли повторное нарушение в течение года после полного погашения (окончания срока лишения или полной оплаты штрафа) после первого.
Итак, если вы впервые попались инспектору или на камеру автофиксации, то вас ждёт либо штраф в размере 5 000 рублей, либо лишение прав на 4-6 месяцев – в зависимости от того, что назначит суд. Это предусматривает часть 4 статьи 12.15 КоАП.
Обратите внимание, если нарушение зафиксировано на камеру автофиксации, то будет назначен только штраф.
Обгон запрещён при пересечении главной дороги второстепенной улицей. Такая ситуация характерна для заторов в часы пиковых периодов, когда автомобили движутся вплотную и водители часто об этом правиле забывают. Исключением становятся дороги с выделенными полосами для поворота.
Нельзя обгонять также не перекрёстке равнозначных дорог.
Ситуация характерна для второстепенных дорог небольших городов. Также это касается главных улиц небольших городов со множеством малозначимых отклонений. Любой из них равнозначен, а значит и обгон на них неправомерный.
Запрет на обгон на регулируемом перекрёстке вызван отсутствием понятий главная и второстепенная дорога по известной модели. То есть правило аналогично равнозначным перекресткам.
Какая водителя ждет ответственность за нарушение
Обгон на перекрестке с выездом на полосу встречного движения, расценивается сотрудниками Госавтоинспекции, не просто как неправильный маневр, а в качестве злостного правонарушения ПДД. Согласно КоАП за подобное деяние водителю грозит штраф – 5 тыс. рублей или изъятие ВУ сроком до 5 месяцев. Это касается только тех ситуаций, при которых автолюбитель создает помехи другим участникам.
Повторное деяние, предусматривает лишение ВУ – 12 месяцев, при записи маневра на регулируемом перекрестке видеокамерами – штраф в размере 5 тыс. рублей.
Сотрудники Госавтоинспекции очень часто к наказанию за обгон в населенном пункте добавляют штрафы за другие правонарушения. Автолюбителю могут предъявить, что он не держал необходимую дистанцию во время движения (1,5 тыс.), бала нарушена очередность, он помешал водителю, идущему по встречной полосе проехать первым (500 рублей).
Дорожная разметка может запрещать или разрешать определенные маневры. При движении необходимо внимательно следить за предупреждающими знаками, чтобы избежать штрафов или лишения ВУ.
Маневр разрешен тем автолюбителям, которые идут по основной дороге, в отсутствии светофоров, указателей и сплошной линии. Все участники дорожного движения, передвигающиеся по второстепенной трассе, обязаны пропускать авто с основной дороги.
Совершать обгон на Т-образном перекрестке не рекомендуется. Иначе возможны не только штрафы, но и неприятности, которые могут повлечь расходы. Соблюдая правила обгона, водитель сможет предотвратить серьезное ДТП.
В каких случаях маневр допустим
Правила дорожного движения предусматривают лишь 2 ситуации, когда обгон допускается — если ваш автомобиль передвигается по главной дороге или светофор на пересечении отсутствует.
При этом важно учитывать, что подобные зоны для проезда находятся вне городской черты.
Перед тем, как обгонять другой автомобиль, водитель обязан тщательно осведомиться в отсутствии других транспортных средств на сопутствующей движению полосе.
ВНИМАНИЕ! Для многих зеленый свет означает движение по главной дороге, однако это не так. Если пересечение регулируется, на нем нет главной и второстепенной дорог.
Разрешен или запрещен обгон на нерегулируемом перекрестке
Таким образом, возможен обгон на нерегулируемом перекрестке. Правила дорожного движения гласят, что:
- Обгон запрещен в следующих ситуациях:
- впереди идущие автомобили уже совершают или намереваются (по указателю поворота) обгон, либо двойной обгон запрещен;
- следующая машина уже начала маневр;
- обгоняющий автомобиль не имеет возможности беспрепятственно выехать на свою полосу движения (не мешая другим транспортным средствам.
- Обгон запрещен в следующих местах:
- на регулируемых перекрестках;
- на нерегулируемых перекрестках при движении автотранспорта по второстепенной дороге;
- на железнодорожных переездах с железнодорожными путями;
- 100 м до железнодорожного переезда;
- на мостах;
- на путепроводах;
- на путепроводах (и под путепроводами);
- в туннелях;
- в любом месте с недостаточной видимостью;
- в конце подъема на мост, эстакаду, эстакаду и так далее;
- в местах с опасными поворотами дороги.
Поэтому обгон на нерегулируемом перекрестке запрещен правилами только в одном случае: когда транспортное средство движется по дороге, не являющейся основной. Рассмотрим подробнее остальные ситуации.
Можно ли обгонять на дороге тихоход, если есть разметка и знак 3.20 «Обгон запрещен» запрещает это?
Напомним, что тихоходные транспортные средства — это механические транспортные средства, которые в силу своих конструктивных характеристик не могут развивать скорость более 30 км / ч. Согласно правилам дорожного движения, такие автомобили должны быть обозначены специальным треугольным знаком (красный равносторонний треугольник с желтой каймой), который предупреждает других участников дорожного движения о том, что транспортное средство относится к медленно движущимся транспортным средствам.
Согласно правилам дорожного движения, водители могут обгонять тихоходные автомобили даже в зоне знака «Обгон запрещен». Кроме того, при наличии сплошной разделительной линии со знаком «Обгон запрещен» также допускается обгон.
Однако водителям следует обратить внимание на то, что при наличии на дороге только одной сплошной линии разметки 1.1 или 1.11, то есть без знака «Обгон запрещен», тихоходные автомобили невозможно обгонять.
Можно ли мне обгонять – быстрый ответ
1. Вы выезжаете на встречную полосу во время маневра? Да Нет 2. Регулируется ли перекресток светофором или диспетчером? Да Нет 3. Является ли это эквивалентом? Да Нет 4. Вы едете по главной дороге? Да Нет 5. На перекрестке главная дорога идет прямо или поворачивает? Приспосабливается ли пешеходный переход к вашей траектории, когда вы едете по встречной полосе? Нет Да 7. Есть ли сплошная линия разметки на перекрестке или вдоль вашей «встречной» траектории? Нет Да 8. Сколько полос на вашей улице на перекрестке? Меньше 4 Больше 4 Вы продвигаетесь, а не обгоняете. Движение, не выезжая на «спорную», можно делать по любой дороге и не запрещено правилами дорожного движения. Повторный обгон Обгон невозможен, так как правила дорожного движения запрещают обгон:
- На регулируемых перекрестках
- На нерегулируемом, если вы не едете на основном или аналогичном
- На нерегулируемых, если вы едете по главной дороге, но главная дорога поворачивает налево или направо (нарушен пункт 8.6 ПДД)
- На пешеходных переходах
- Через твердую
- Если на вашей улице больше 4 полос.
Штраф за обгон под знак «обгон запрещён» в 2021 году
Отдельно обозначим ситуацию, когда обгонять нельзя в силу особых конструктивных особенностей дороги. Они перечислены в таблице ниже:
Штраф за обгон на пешеходном переходе |
Есть на переходе светофор или нет, теперь неважно. Любой пешеходный переход запрещает обгонные маневры |
Штраф за обгон на перекрестке |
Регулируемые перекрестки запрещают обгон, а нерегулируемые — обгонный маневр при движении по второстепенной дороге. Даже если обгон по главной законом разрешен, с точки зрения безопасности он всё равно остается рискованным. Нужно одновременно контролировать полосу встречного движения и второстепенную дорогу, что не всегда удается делать эффективно |
Элементы дорожного благоустройства |
Штраф за обгон обеспечен, если выполнять его на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях. Сюда же следует отнести железнодорожные переезды и радиус в 100 метров вокруг них |
Обгон запрещен в любой ситуации, когда участок дороги не обеспечивает хорошую видимость. Например, это может быть опасный подъем или крутой поворот. Обзор даже в условиях не очень крутого подъема резко снижен, поэтому безопаснее сначала преодолеть его, а только затем обгонять.
Штраф за знак «Обгон запрещен» не будет назначен, если впереди движется тихоходный объект. К таким объектам относятся ТС, которые из-за своей конструкции не могут разогнаться быстрее 30 км/ч. Частый пример — трактор, который выехал с поля или проселочной дороги. Распознать их можно по специальному обозначению на кузове — равносторонний красный треугольник с желтой каймой. Если обозначение отсутствует, то ТС необязательно является тихоходным, даже если фактически едет медленно.
Обгон на перекрестке: особенности, ответственность
Вы подъехали к перекрестку и вам необходимо повернуть налево. Дождавшись момента, когда маневр можно совершить совершенно безопасно, вы поворачиваете, однако, немного не рассчитав, автомобиль пересекает сплошную линию разметки.
Возможна также другая ситуация, когда вы останавливаетесь на регулируемом перекрестке, но впереди вас стоит другой автомобиль, который поворачивать не собирается. Тут на светофоре загорается зеленый свет для поворота налево, а для движения прямо все еще красный. Так как вам надо налево, то вы попросту выезжаете на встречную полосу движения и поворачиваете.
Вокруг трамвайных путей уже было собрано немало споров. Чтобы понять, можно ли выезжать на них, мы решили разобраться в этом. Для начала обратимся к ПДД и рассмотрим поворот налево при наличии трамвайных путей попутного направления.
При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 14.12.2005 N 767)
Абзац 2 пункта 8.5 ПДД
При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.
Абзац 1 пункта 8.8 ПДД
Исходя из этого можно сделать вывод, что поворот налево и разворот разрешается через трамвайные линии, если конечно знаками не предписано иное движение автотранспорта. Также хочется отметить, что по попутным рельсовым путям можно передвигаться и разворачиваться, а вот на встречные пути уже выезжать запрещается.
Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 14.12.2005 N 767, от 28.03.2012 N 254)
Пункт 9.6 ПДД
Но если вы решите выехать на рельсовую часть дороги, предназначенную для движения трамвая во встречном направлении и объехать, предположим, пробку, то это будет считаться выездом в нарушении правил на полосу, предназначенную для встречного движения.
Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, (в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 175-ФЗ) влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 252-ФЗ)
Часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ
Внимательно следим за дорожными знаками, которые указывают направление движения трамвая, запрещают движение по ним через перекрестки и на те, которые предписывают правильный маршрут движения.
Рассмотрим ситуацию, когда вы решили развернуться, но начали маневр не с трамвайных путей попутного направления, а с проезжей части. В этом случае вам будет выписан штраф в размере 500 рублей.
Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
Часть 1.1 статьи 12.14 КоАП РФ
При развороте с рельс, предназначенных для движения встречному трамваю, вам будет назначено либо лишение прав от 4 до 6 месяцев, либо будет наложен штраф в размере 5000 рублей.
Если с двух сторон трамвайных путей нанесена сплошная линия разметки, то вам придется нести ответственность на основании части 2 статьи 12.16 КоАП РФ.
Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Часть 2 статьи 12.16 КоАП РФ
Исходя из этого можно сделать вывод, что выезжать на встречные трамвайные пути строго запрещено.
Сколько бы ситуаций не было на дороге, водитель всегда с неизменной периодичностью будет задаваться вопросом, сколько придется заплатить за выезд и обгон по встречке. Законы меняются каждые полгода или год, соответственно, не исключено, что штраф может вырасти, а наказание ужесточено.
Самым популярным нарушением, которое зачастую наблюдается на дорогах нашей страны, это совершение обгона через сплошную линию разметки. Конечно, понять можно многих водителей, которые уставшие едут в колонне за грузовиком со скоростью 30-40 км/ч. Но не исключено, что случайно выедет встречная машина.
Любая прилегающая территория, будь то двор, парковка или заправка, является второстепенной дорогой. Порой водители не обращают внимания на знаки или на разметку, что в дальнейшем приводит к разборкам с инспектором. Чтобы разобраться в данной ситуации мы приведем несколько примеров ситуаций, за которые будет одно и то же наказание.
Ситуация 1. Вы передвигаетесь по главной дороге, доехав до перекрестка, вы хотите повернуть налево, но для этого придется пренебречь разметкой и дорожным знаком.
Наверное, все водители знают, что существуют непререкаемые истины в правилах дорожного движения. Например, нельзя ехать на красный свет; пешеходам на пешеходных переходах надо уступать; тем, кто справа на перекрестках равнозначных дорог, где нет светофора, тоже надо уступать и так далее.
Многие также слышали, что обгон на перекрестке запрещен. Это такая же непреложная истина, как и другие вышеперечисленные. Так ли это на самом деле? И да, и нет. Как и в большинстве правил бывают исключения, так и здесь без них не обошлось. Поэтому водители часто задаются вопросом: «А можно ли обгонять на перекрестках? И если да, то в каких случаях?»
Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо обратиться к своду ПДД, а именно к тому разделу, который описывает непосредственно нюансы обгона. Там сказано, что обгон запрещен на регулируемых перекрестках и на нерегулируемых при движении не по главной дороге. Если прочитать это буквально, то получается, что обгон на перекрестке при движении по дороге, являющейся главной, разрешен. Однако не все так просто. Для того чтобы выполнить обгон в такой ситуации по правилам и с минимальным риском, необходимо учитывать много дополнительных факторов. В результате все-таки можно сделать вывод, что при определенных обстоятельствах и убедившись, что не создается никаких помех, обгон на перекрестке по главной дороге осуществлять не запрещается.
Советы опытных автолюбителей
Даже несмотря на то что обгон на перекрестке запрещен не во всех случаях, опытные автомобилисты не советуют рисковать. Они мотивируют это возможностью столкновения и тяжелыми последствиями в результате ДТП. Всегда надо иметь в виду, что перекресток – это участок дороги с повышенной опасностью, и выезжающий автомобиль, даже если он должен уступить дорогу, не всегда принимает в расчет или видит авто, совершающее обгон по встречной полосе.
Это может привести к тому, что он выедет на главную дорогу «наперерез» обгоняющему, и тот вынужден будет либо резко тормозить, либо уходить в сторону, что чревато «вылетом» в кювет. Затормозить в такой ситуации можно и не успеть, тогда произойдет боковое столкновение, что грозит трагедией.
Таких случаев, к сожалению, великое множество. Поэтому, учитывая, что перекрестки не встречаются через каждые сто метров пути, можно выждать и совершить обгон в менее опасной ситуации.
Последствия нарушения правил при обгоне
Ни для кого не секрет, что обгон на перекрестке может завершиться плачевно в силу многих факторов. К сожалению, часто встречаются случаются ДТП при выполнении этого маневра на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге, которое правилами прямо не запрещено. В основном это боковые столкновения с тяжелыми последствиями для тех, кто выезжал на перекресток.
В таком случае боковая часть автомобиля, слабо защищенная от столкновения, получает сильнейший удар, что чревато серьезными травмами или даже гибелью пассажиров. Другой не менее частый вариант, когда обгоняющий автомобиль, уходя от столкновения, улетает в кювет. Из-за этого он может перевернуться или врезаться в дерево, что тоже чревато серьезными травмами или гибелью людей в салоне.
Возможность безопасного обгона регулируется пунктами 11.1 – 11.4 Правил движения. А именно:
- пункт 11.1 устанавливается возможность совершения маневра, если на встречной полосе отсутствую иные участники движения и при выполнении обгона водителем не будет создана помеха впереди идущему автомототранспорту;
- пунктом 11.2 запрещается «двойной» обгон и обгон в случае создания помех;
- пункт 11.3 запрещает обгон с применением повышения скоростного режима более установленных для данного участка дороги пределов. Ограничением скоростного режима могут выступать установленные знаки, правила максимальной скорости в населенном пункте (не более 60 км/ч) и за пределами населенных пунктов (не более 90 км/ч). Исключением является движением по автомагистрали (не более 110 км/ч), но автомагистралях, как правило, отсутствуют нерегулируемые перекрестки;
- пунктом 11.4 приводится подробный перечень мест, в которых запрещено совершать обгон (железнодорожные переезды, мосты, пешеходные переходы и так далее).
Возможность безопасного обгона регулируется пунктами 11.1 – 11.4 Правил движения. А именно:
- пункт 11.1 устанавливается возможность совершения маневра, если на встречной полосе отсутствую иные участники движения и при выполнении обгона водителем не будет создана помеха впереди идущему автомототранспорту;
- пунктом 11.2 запрещается «двойной» обгон и обгон в случае создания помех;
- пункт 11.3 запрещает обгон с применением повышения скоростного режима более установленных для данного участка дороги пределов. Ограничением скоростного режима могут выступать установленные знаки, правила максимальной скорости в населенном пункте (не более 60 км/ч) и за пределами населенных пунктов (не более 90 км/ч). Исключением является движением по автомагистрали (не более 110 км/ч), но автомагистралях, как правило, отсутствуют нерегулируемые перекрестки;
- пунктом 11.4 приводится подробный перечень мест, в которых запрещено совершать обгон (железнодорожные переезды, мосты, пешеходные переходы и так далее).
Обгон на главной дороге
Если машина двигается по главной дороге, обгон разрешён. Но такое возможно в основном только за чертой города. Но при наличии сплошной разметки перед перекрёстком пересекать её (а, значит, совершать обгон) запрещено.
Есть заблуждение, что зелёный цвет светофора сигнализирует о движении по главной дороге. На самом деле на регулируемых перекрёстках отсутствуют главные и второстепенные полосы.
Иногда главная дорога меняет своё направление в одну из сторон. Согласно п. 13.10 ПДД, водители, которые едут по приоритетным и второстепенным дорогам, должны ориентироваться на правила проезда перекрёстков с равнозначными дорогами. Значит, преимущество у того ТС, которое расположено справа, тогда обгон запрещён. Это небезопасный манёвр, который может закончиться ДТП.