Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности и права социального работника по уходу за престарелыми на дому». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2018 году оплата труда этой категории сотрудников государственных и муниципальных бюджетных организаций, в т. ч. учреждений социальной защиты населения, осуществляется соответственно Единой тарифной сетки (ETC), утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.10 92 No 785 «О разделении в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы…».
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
- Выявление граждан, нуждающихся в обслуживании и поддержке.
- Проведение анкетирования на предприятии среди сотрудников.
- Участие в оформлении документов служащих, нуждающихся в этом.
- Информирование работников об их обязанностях, правах и условиях оказания услуг.
- Соблюдение конфиденциальности в отношениях с подопечными.
- Исполнение распоряжений и поручений руководства ЦСО.
- Согласование своей деятельности с начальством.
- Своевременное предупреждение о наступлении нетрудоспособности.
- Ходатайство о выделении материальной помощи сотрудникам, нуждающимся в этом.
- Заполнение документации, согласно с рекомендациями по ведению дел, своевременное внесение дополнений и изменений.
- Участие в общественной жизни ЦСО.
Права и обязанности социального работника регламентируются ТК РФ.
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Социальный работник».
2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 677н «Об утверждении профессионального стандарта «Социальный работник» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2013 г., регистрационный № 30627).
Министр | А.О. Котяков |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 июля 2020 г.
В данном случае на его плечах лежит большая ответственность. Человек, находящийся в лечебном учреждении, требует к себе максимальной чуткости, заботы, помощи. В этом случае соцработник не только выполняет свои обязанности по обслуживанию подопечного. Он также исполняет роль сторонника или посредника в преодолении дезорганизации личности, апатии в тех случаях, когда больному человеку сделать это самостоятельно не представляется возможным. Фасилиативный подход направлен на объяснение ситуации, подбадривание и ориентирование на мобилизацию имеющихся внутренних ресурсов подопечного. В период восстановления или реабилитации это имеет фундаментальное значение. Существует также адвокативный подход к осуществлению деятельности соцработником. В этом случае сотрудник выступает в качестве представителя от подопечного или группы лиц, нуждающихся в этом. В данном случае в обязанности социального работника входит, кроме прочего, помощь в выдвижении аргументов, подборе обоснованных обвинений.
Обязанности работников социальной защиты состоят не только в обеспечении необходимой помощи подопечным. Для наиболее эффективного осуществления своей деятельности сотрудникам предписано в соответствии с Инструкцией разрабатывать и внедрять различные методы, позволяющие более глубоко и детально изучить проблемы, выбрать оптимальные средства их решения. Так, социальный работник в школе, обязанности которого связаны с оказанием помощи детям, должен выступать, кроме прочего, в качестве консультанта и, в некотором роде, учителя. Используя воспитательный подход в своей деятельности, сотрудник дает рекомендации, обучает демонстрации и моделированию правильного поведения, использует ролевые игры, устанавливает взаимодействие между учеником и педагогом. Особого внимания заслуживают обязанности социального работника в больнице.
Большая часть граждан с ограниченными возможностями не могут сами себя обслуживать в полном объеме, включая элементарную гигиену. По этой причине социальный работник в обязательном порядке должен обеспечивать должный уход за такой категорией граждан с учетом его непосредственного состояния здоровья.
- оказание помощи в организации питания, досуга или быта;
- оказание посильной помощи в приобретении продуктов питания, средств личной гигиены и другой бытовой химии;
- оказание помощи в закупке лекарственных препаратов;
- в случае если нуждающийся проживает в доме без центрального отопления (в частном доме), то может быть оказана помощь в разжигании печи либо же доставки питьевой воды (если отсутствует водопровод);
- оказание помощи по уборке в доме, включая помощь при косметическом ремонте;
- помощь в оплате коммунальных услуг, совместный поход в различные места отдыха, включая санаторно-курортные лечения;
- предоставление помощи в вызове лечащего врача на дом.
3.1. Во время служебных разъездов необходимо соблюдать следующие правила дорожного движения для пешеходов:
— ходить только по тротуару, а где его нет – по краю проезжей части;
— переходить проезжую часть в обозначенных местах (дорожный знак – пешеходный переход, дорожная разметка – «зебра»), а там где их нет – на перекрестках улиц;
— прежде, чем переходить улицу или дорогу, следует убедиться в отсутствии транспортных средств слева, а дойдя до середины проезжей части – справа;
— при наличии светофора переходить дорогу только по разрешающему (зеленому) сигналу. Пешеход, не успевший закончить переход по разрешающему сигналу светофора, должен ждать разрешающего сигнала светофора на островке безопасности, при его отсутствии – на середине улицы;
— ожидать общественный транспорт разрешается на посадочных площадках (остановках), а там где их нет – на тротуаре (обочине дороги).
— при обходе транспортных средств и других препятствий, ограничивающих видимость проезжей части, соблюдать осторожность.
— входить (выходить) в общественный транспорт разрешается только на остановках и при полной остановке транспорта;
— не следует использовать попутный транспорт, не предназначенный для перевозки людей;
— переходить через железнодорожные пути только в предназначенных для этого местах;
— при наличии сосулек на крышах домов, запрещается стоять и проходить близко к зданию, заходить за предупреждающие ограждения;
— при нахождении на территории и в помещениях посещаемых учреждений, социальный работник обязан ознакомиться с правилами безопасности, действующими в данной организации, со схемами движения по территории и расположением помещений, схемами пожарной эвакуации и выполнять их требования.
3.2. Во время служебных разъездов запрещается:
— наступать на крышки колодцев (без крайней необходимости);
— стоять и проходить под грузом, перемещаемым грузоподъемным механизмом, под настилами лесов, под приставными лестницами;
— заходить в опасные зоны производства работ, зоны действия машин и механизмов, работающего оборудования, за ограждения;
— ходить без надобности по территории и помещениям, отвлекаться от работы самому и отвлекать других;
— курить вне специально оборудованных и обозначенных мест.
3.3. По лестничным маршам следует идти, держась за перила, а при пользовании лифтом соблюдать правила пользования лифтами и заходить в кабину лифта без посторонних лиц. Бегать по лестничным маршам, придерживать дверки лифтов и перегружать лифт запрещается.
3.4. Во время уборки квартир необходимо соблюдать следующие правила безопасности:
— пользоваться спецодеждой;
— применять исправное уборочное оборудование и инструмент, использовать их только для тех работ, для которых они предназначены;
— отключать от электрической сети используемое уборочное оборудование и электроприборы при перерывах в работе (окончании работы) или в подаче электроэнергии;
— протирать влажной тряпкой электролампы и электроприборы только отключив их от сети (вынув вилку из розетки);
— расположенные в помещении закрытые (открытые) электрощиты, розетки, выключатели протирать только сухой ветошью;
— при работе электрический кабель приборов (пылесоса, полотера и т.д.) не должен находиться под ногами и прикасаться к острым или горячим предметам (утюг, электрокамин и т.д.);
— прежде чем передвигать столы и другую мебель, убрать с их поверхности предметы, которые могут упасть;
— наполняя ведро водой, сначала нужно наливать холодную, а затем горячую воду;
— переносить горячую воду в закрытой посуде, а если применяется посуда без крышки, то заполнять ее не более чем на три четверти вместимости;
— перед мытьем полов подмести их и удалить травмоопасные предметы, используя щетку и совок (гвозди, битое стекло, иглы и другие острые предметы);
— мытье полов производить ветошью с применением швабры, выжимать только промытую ветошь;
— мытье окон при помощи тряпки и моющих средств производить только с внутренней стороны, с внешней стороны окна моются специальными приспособлениями.
3.5. При уборке помещений запрещается:
— оставлять без присмотра включенные электроприборы;
— пользоваться электроприборами при обнаружении неисправностей штепсельного соединения, изоляции кабеля, нечеткой работы выключателя, появлении дыма и (или) характерного запаха горелой изоляции, трещин в корпусе машины (прибора);
— носить неустойчивую обувь (на высоких каблуках, без задников и т.д.);
— производить уборку мусора и уплотнять его в урне (ведре, бачке и подобном) непосредственно руками;
— прикасаться тряпкой или руками к открытым токоведущим частям машин и оборудования, подвижным контактам рубильника, оголённым и с поврежденной изоляцией проводам;
— пользоваться неисправными вентилями и кранами;
— применять для уборки воду с температурой выше 50 градусов, а также сильнодействующие ядовитые и горючие вещества (кислоты, растворители, бензин и т.п.);
— мыть окна с подоконника, держась за раму.
В профессиональном стандарте сформулированы общие сведения о трудовой деятельности социального работника и выделены его трудовые функции с подробным пояснением необходимых знаний и навыков.
Особое внимание стоит обратить на требования к образованию и опыту работы:
— среднее профессиональное образование — программы подготовки рабочих и служащих (профессиональное обучение)
— среднее общее образование и стажировка на рабочем месте;
Особые условия допуска к работе: отсутствие судимости и обязательное прохождение медицинских осмотров.
Введение профстандарта соцработника было необходимой мерой для решения ряда основных проблем в этой отрасли:
- отсутствие профильного образования у работников
До принятия профстандарта социальным работником мог работать практически кто угодно (с любым уровнем образования и опытом работы в этой сфере), что негативно сказывалось на качестве социальных услуг.
- разобщенные требования к образованию и опыту работы при трудоустройстве
Эти требования руководители социальных служб определяли самостоятельно, что приводило к недопонимаю и конфликтам между работодателями и сотрудниками.
- сложности у работодателей в проведении аттестации сотрудников
Установлены следующие категории:
- Пятый разряд. Он присваивается сотруднику, имеющему профессиональное (начальное) образование. При этом требований к его стажу не предъявляется. Также 5 разряд имеют служащие с полным средним (общим) образованием. В этом случае им необходимо осуществлять деятельность по профилю на протяжении не менее трех лет.
- Шестой-седьмой разряды. Для получения данной категории сотрудник может иметь профессиональное высшее образование. В этом случае требований к его стажу не предъявляется. Также служащий может иметь среднее специальное образование. В этом случае он должен находиться в штате в течение не менее трех лет.
- Восьмой разряд. Он присваивается сотрудникам, стаж работы которых не меньше пяти лет, и они имеют высшее образование по своей специальности.
Используемые методы в деятельности
Обязанности работников социальной защиты состоят не только в обеспечении необходимой помощи подопечным. Для наиболее эффективного осуществления своей деятельности сотрудникам предписано в соответствии с Инструкцией разрабатывать и внедрять различные методы, позволяющие более глубоко и детально изучить проблемы, выбрать оптимальные средства их решения. Так, социальный работник в школе, обязанности которого связаны с оказанием помощи детям, должен выступать, кроме прочего, в качестве консультанта и, в некотором роде, учителя. Используя воспитательный подход в своей деятельности, сотрудник дает рекомендации, обучает демонстрации и моделированию правильного поведения, использует ролевые игры, устанавливает взаимодействие между учеником и педагогом. Особого внимания заслуживают обязанности социального работника в больнице.
Соцработник оказывает помощь и поддержку людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию: одинокие пожилые люди, сироты и беспризорные дети, малообеспеченные семьи, инвалиды, те, кто лишился крова или в силу болезни неспособны о себе позаботиться.
Наиболее важные качества, которыми должен обладать такой специалист: доброта, чуткость, милосердие, альтруизм, общительность.
Соцработник, подобно доктору или медсестре, должен уметь сохранять спокойствие и невозмутимость в любой сложившиеся ситуации, как мудрый наставник быть терпимым к человеческим слабостям, и самое важное, чувствовать в себе желание помогать людям.
Если вы обладаете такими качествами, то можете смело приступать к освоению этой благородной профессии.
Соцработник и его обязанности
Третий раздел сборника профессиональных стандартов содержит описание того, кто такой социальный работник и чем он занимается в различных учреждениях, перечень должностей и профессий.
Специалисты данного профиля востребованы в государстве и заняты в центрах поддержки и обслуживания населения, в обществах инвалидов и их предприятиях, в реабилитационных учреждениях. Приведенный перечень профессий с социальной специализацией поможет понять, кто такие соцработники и чем занимаются:
Важно. Полный перечень платных и бесплатных услуг соцработника, условия предоставления, размер оплаты фиксируются в договоре о предоставлении услуг. Размер ежемесячной платы рассчитывается на основе тарифов, утверждаемых региональными органами исполнительной власти.
Один из 15 утвержденных, стандарт 03.002 — его название «Социальный работник». Цель этого вида деятельности и сферы занятости работников по ОКВЭД следующие.
Данная штатная позиция — нижняя ступень в профессионально-квалификационной линейке этой категории сотрудников. В ЕКСД аналога нет. При подготовке ДИ рекомендуется использовать профстандарт 03.002 — он детально описывает, что делает социальный работник, подготовлен и утвержден в 2020 году и соответствует современным требованиям.
Важно. Работодатели самостоятельно определяют название должностей в штатном расписании и перечень обязанностей, которые они делегируют. Использовать профстандарты они не обязаны. Правило не распространяется на ситуации, отдельно оговоренные в ФЗ РФ и отраслевых НПА (Письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что входит в обязанности классного руководителя. Используйте эти инструкции бесплатно.
В данном случае на его плечах лежит большая ответственность. Человек, находящийся в лечебном учреждении, требует к себе максимальной чуткости, заботы, помощи. В этом случае соцработник не только выполняет свои обязанности по обслуживанию подопечного. Он также исполняет роль сторонника или посредника в преодолении дезорганизации личности, апатии в тех случаях, когда больному человеку сделать это самостоятельно не представляется возможным. Фасилиативный подход направлен на объяснение ситуации, подбадривание и ориентирование на мобилизацию имеющихся внутренних ресурсов подопечного. В период восстановления или реабилитации это имеет фундаментальное значение. Существует также адвокативный подход к осуществлению деятельности соцработником. В этом случае сотрудник выступает в качестве представителя от подопечного или группы лиц, нуждающихся в этом. В данном случае в обязанности социального работника входит, кроме прочего, помощь в выдвижении аргументов, подборе обоснованных обвинений.
Обязанности работников социальной защиты состоят не только в обеспечении необходимой помощи подопечным. Для наиболее эффективного осуществления своей деятельности сотрудникам предписано в соответствии с Инструкцией разрабатывать и внедрять различные методы, позволяющие более глубоко и детально изучить проблемы, выбрать оптимальные средства их решения. Так, социальный работник в школе, обязанности которого связаны с оказанием помощи детям, должен выступать, кроме прочего, в качестве консультанта и, в некотором роде, учителя. Используя воспитательный подход в своей деятельности, сотрудник дает рекомендации, обучает демонстрации и моделированию правильного поведения, использует ролевые игры, устанавливает взаимодействие между учеником и педагогом. Особого внимания заслуживают обязанности социального работника в больнице.
Обязанности социального работника не предусматривают посещение квартир и поиск нуждающихся в уходе.
Сотрудники службы предоставляют помощь лишь тем гражданам, которые сами просят об этом. Заявку на квалифицированный уход необходимо оформить письменно. Престарелый гражданин (или доверенное лицо) составляет обращение в органы социальной защиты (обязанность работника учреждения – предоставить образец заявления).
Заявление подают вместе со следующими документами: 1.
Медицинское заключение, в котором указано, что пожилой человек не имеет ограничений для получения социальной помощи.
2.
Документ из Пенсионного фонда РФ, в котором указана величина пенсионных отчислений.
3.
Документ из ЖЭКа, содержащий сведения обо всех проживающих с престарелым человеком.
4.
Паспорт гражданина, подающего заявление. Если пенсионера представляет его доверенное лицо, то он также показывает документ, удостоверяющий личность. После принятия заявления создается специальная комиссия. Она обсуждает, какой уход требуется престарелому гражданину. Например, необходимо покупать продукты, медикаменты, делать уборку в квартире, ходить на прогулку. Обязанность комиссии – тщательно рассматривать каждый случай, разбираться в ситуации. На основании полученных данных планируется индивидуальный список предоставляемых социальных услуг. Составляется акт проверки бытовых условий престарелого человека.
Обязанности получателей социальных услуг
Статья 22. Права получателей социальных услуг
Глава VI. Права и обязанности получателей социальных услуг
1. При получении социальных услуг граждане (семьи), либо их законные представители, имеют право на:
1) получение информации о своих правах, обязанностях, видах предоставляемых социальных услуг и условиях их предоставления;
2) своевременную и объективную оценку индивидуальной нуждаемости в социальных услугах;
3) выбор видов социальных услуг, условий получения социальных услуг, поставщиков социальных услуг, а также на отказ от предоставления социальных услуг;
4) получение социальной услуги в полном объёме в соответствии с условиями договора;
5) обеспечение конфиденциальности информации, предоставляемой в целях получения социальной услуги;
6) защиту своих прав и законных интересов, в т.ч. в судебном порядке;
7) получение социальных услуг сверх предоставляемых в рамках государственного задания на платной основе.
2. Дети-инвалиды, получающие социальные услуги в стационарных условиях, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями.
Граждане (семьи), получающие социальные услуги (либо их законные представители), обязаны:
1) предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении социальных услуг;
2) своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении жизненной ситуации, влияющей на получение социальных услуг;
3) при получении социальных услуг в стационарных условиях соблюдать правила общежития и общественного порядка;
4) воздерживаться от угроз, грубости, оскорбительных выражений, нецензурной речи, предъявления неправомерных и незаслуженных обвинений в адрес социальных работников.
Поставщик социальных услуг вправе:
1. Поставщик социальных услуг обязан:
2. Поставщик социальных услуг не имеет права использовать лекарственные препараты в целях физического сдерживания, а также ограничивать свободу получателей социальных услуг и/или применять насилие (физическую силу) в отношении получателей социальных услуᴦ. Лица, виновные в нарушении законных прав получателей социальных услуг, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Социальные работники, осуществляющие профессиональную деятельность по предоставлению социальных услуг, имеют право на:
1) защиту профессиональной чести, достоинства и деловой репутации, в т.ч. в судебном порядке;
2) соблюдение норм труда и отдыха;
3) оплату труда в соответствии с квалификацией, сложность, количеством и качеством выполненной работы;
4) профессиональную переподготовку и повышение квалификации;
5) создание профессиональных общественных объединений.
[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного [число, месяц, год] М. П. |
Права
Социальный работник дома-интерната имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию и документы от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.
3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы.
3.4. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.
3.5. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.
3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].