Должностная инструкция механика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностная инструкция механика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Перед тем, как устраиваться на работу на должность механика, к вам будут выдвинуты определенные квалификационные требования. Прежде всего, давайте разберемся что это такое. Квалификация – это специальный уровень подготовки, который предоставляют высшие или средние учебные заведения в России. Существует два вида уровня квалификации: среднее профессиональное и высшее образование. В наше время, чтобы устроится на хорошую и высокооплачиваемую работу необходимо иметь законченное высшее образование.

Новые требования по уровню образования и стажа

14.3. К контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований:

  • наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

13.3. К квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта предъявляется одно из следующих требований:

  • образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
  • образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и профессиональная переподготовка с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, подтвержденной документом о квалификации.

13.4. К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по соответствующим профессиям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее трех лет.

К работникам, имеющим среднее профессиональное образовании по соответствующим специальностям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года (за исключением требований к стажу работы, предусмотренных третьим абзацем настоящего пункта при наличии специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»).

К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» или высшее образование, требования к стажу не предъявляются.

Кто может проводить предрейсовый технический осмотр?

7. Контроль осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее — контролер).

Технический контроль должен проводиться специальным сотрудником — контролером.

Подробные требования к контролерам приведены в отдельном нормативном документе (пункт 14.3):

Образование Специальность Дополнительные требования
среднее профессиональное 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
не ниже среднего профессионального по специальностям группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта стаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года
не ниже среднего профессионального любая специальность диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств

Обратите внимание на последнюю строку таблицы. Любой сотрудник организации, имеющий хотя бы среднее профессиональное образование, может пройти профессиональную подготовку, после чего он сможет выполнять работу в качестве контролера.

Например, рассмотрим самый маленький вариант организации. Индивидуальный предприниматель занимается перевозками грузов, т.е. сам выступает в роли водителя. В этом случае он может пройти профессиональную переподготовку. После этого он получит право проверять автомобиль перед выездом и ставить отметку о прохождении контроля в путевой лист.

Тем не менее есть и другой вариант. Можно заключить договор с механиком, который будет ежедневно приходить в организацию, проверять транспортные средства, ставить отметки в путевые листы и заполнять соответствующий журнал.

Механик — квалификационные требования

Для того, чтобы получить должность механик, квалификационные требования следующие. Необходимо иметь среднее техническое образование (это диплом колледжа или проф-тех училища) и определённый опыт работы – около 4-5 лет. Или же, высшее профессиональное образование (это диплом вуза) и небольшой опыт работы – около 2 лет. Естественно, квалификационные требования к механику не всегда предполагают опыт работы по профессии, устроиться можно и без него, но что точно — с высшим образование сейчас берут куда охотнее, чем без него. И все-таки в данной профессии большую роль играет опыт. Если вы опытный механик и не один год возитесь с железяками, то вам некогда будет отдохнуть.

Кто может проводить предрейсовый технический осмотр?

7. Контроль осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее — контролер).

Технический контроль должен проводиться специальным сотрудником — контролером.

Подробные требования к контролерам приведены в отдельном нормативном документе (пункт 14.3):

Образование Специальность Дополнительные требования
среднее профессиональное 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
не ниже среднего профессионального по специальностям группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта стаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года
не ниже среднего профессионального любая специальность диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств

Обратите внимание на последнюю строку таблицы. Любой сотрудник организации, имеющий хотя бы среднее профессиональное образование, может пройти профессиональную подготовку, после чего он сможет выполнять работу в качестве контролера.

Например, рассмотрим самый маленький вариант организации. Индивидуальный предприниматель занимается перевозками грузов, т.е. сам выступает в роли водителя. В этом случае он может пройти профессиональную переподготовку. После этого он получит право проверять автомобиль перед выездом и ставить отметку о прохождении контроля в путевой лист.

Требования к знаниям и навыкам работника

Любой руководитель, выбирая сотрудника на должность механика, обращает внимание на его уровень образования, навыки, профессиональные компетенции и соотносит их с потребностями организации.

Чаще всего предъявляют требования:

  • к образованию: высшее (технического профиля) или среднее специальное (технического профиля);
  • стажу работы: 3 года (для специалиста, не имеющего высшего образования, — 5 лет).

Помимо наличия образования, механику необходимы определенные знания:

  • о технических характеристиках оборудования;
  • правилах эксплуатации;
  • алгоритмах технического обслуживания и ремонтных работ.

Основные положения инструкции

Механик по выпуску автотранспорта относится к категории специалистов. В должностной иерархии подчиняется главному инженеру, главному механику и директору автопарка. Поиском подходящего кандидата на должность и его тестированием обычно занимается главный инженер или главный механик. После того как претендент выбран, он согласовывает его кандидатуру с руководителем организации. Руководитель, в свою очередь, принимает кандидата на должность в соответствии с требованиями кадрового делопроизводства.

Все остальные процедуры, касающиеся данного работника (перемещение, увольнение, премирование и штрафы) визируются руководителем по предложению главного инженера или главного механика.

В работе механик подчиняется непосредственно главному механику, главному инженеру либо другому должностному лицу, выполняющему роль заместителя руководителя по эксплуатационной работе. Этим же должностным лицом оценивается результативность и качество работы механика, его квалифицированность, как специалиста и дальнейшая роль в организации. Если заместителю руководителя покажется, что у механика недостаточно навыков, опыта или квалификации, он может подать руководителю прошение о замене данного работника.

1.1. Механик относится к категории специалистов. Назначается на должность и увольняется с нее приказом директора предприятия по представлению [руководителя соответствующего структурного подразделения или иного должностного лица].

1.2. Механик в своей работе подчиняется непосредственно [руководителю соответствующего структурного подразделения или иному должностному лицу].

1.3. На должность механика назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее [значение] лет или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее [значение] лет.

1.4. Во время отсутствия механика (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его должностные обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, который несет полную ответственность за качественное, эффективное и своевременное их выполнение.

1.5. В своей деятельности механик руководствуется:

— нормативными документами и методическими материалами по вопросам выполняемой работы;

— уставом предприятия;

— правилами трудового распорядка;

— приказами и распоряжениями директора предприятия (непосредственного руководителя);

— настоящей должностной инструкцией.

Образование, знания и умения

В разных АТП требуют от специалиста разных уровней образования. В некоторых местах берут на работу перспективных молодых ребят, едва окончивших колледжи и ПТУ, в других же требуют специалистов с высшим образованием и трехлетним опытом работы. Должностная инструкция механика по автотранспорту предполагает прохождение курсов для автомехаников с получением диплома, сертификата или удостоверения с указанным разрядом. Главное — знание устройства подвижного состава, умение правильно собирать и разбирать важные механические узлы, выявлять причину неисправности и применять правильные методики ремонтных работ. Удостоверение механика по автотранспорту не гарантирует наличия всех этих знаний у претендента, но оно должно быть по правилам кадрового учета и трудового законодательства.

Читайте также:  Транспортный налог для многодетных семей. Льготы в регионах в 2023 году

Новые требования к квалификации контролера и специалиста БДД 2021

Любой руководитель, выбирая сотрудника на должность механика, обращает внимание на его уровень образования, навыки, профессиональные компетенции и соотносит их с потребностями организации.

Чаще всего предъявляют требования:

  • к образованию: высшее (технического профиля) или среднее специальное (технического профиля);
  • стажу работы: 3 года (для специалиста, не имеющего высшего образования, — 5 лет).

Помимо наличия образования, механику необходимы определенные знания:

  • о технических характеристиках оборудования;
  • правилах эксплуатации;
  • алгоритмах технического обслуживания и ремонтных работ.

Профстандарт для этой должности пока не разработан, но общее понятие дает и ЕКС. Среди них выделяют:

  • обеспечение бесперебойной работы вверенного оборудования и механизмов;
  • проведение плановых и внеплановых ремонтов;
  • подбор, учет и закупка запасных частей и расходных материалов;
  • реконструкция и модернизация оборудования, приемка и установка нового.

Конкретный функционал определяется с учетом специфики отрасли и предприятия. Если должностные обязанности механика цеха на производстве мало отличаются от стандартных, описанных в ЕКС:

  • обеспечение надежной работы оборудования цеха;
  • подготовка планов проверки, ремонта, замены оборудования;
  • осуществление плановых текущих и капитальных ремонтов;
  • устранение аварийных ситуаций, —

то должностные обязанности механика по автотранспорту на предприятии другие:

  • профилактический осмотр транспорта;
  • организация правильной эксплуатации автомобилей;
  • организация и контроль за ходом и правильностью ремонта машин, их узлов и агрегатов;
  • формирование заявок на покупку запчастей, расходных материалов, топлива и ГСМ;
  • сокращение числа ремонтов, простоек, поломок и ДТП.

В дополнение к изложенным должностные обязанности механика по выпуску автотранспорта включают:

  • выпуск подвижного состава на линию и приемку его по окончанию работ;
  • контроль технического состояния выпускаемых транспортных средств, определение неисправностей;
  • контроль наличия и правильности заполнения путевых листов, иных документов водителя и автомобиля;
  • проведение инструктажей водителей: предрейсовых, внеплановых;
  • участие в расследовании причин ДТП;
  • учет топлива;
  • контроль прохождения водителями предрейсовых медицинских осмотров.

Особняком среди подобных работников стоит инженер-механик. Такой специалист обладает более обширными знаниями в области эксплуатации, ремонта, проектирования различных механизмов, и функции его отличаются. Стандартные обязанности инженера-механика на производстве, исходя из ЕТКС, включают:

  • руководство и контроль работы служб, осуществляющих закупку, установку, эксплуатацию и ликвидацию поломок различной техники и механизмов;
  • разработку мероприятий по оптимизации работы в этой области с целью снижения временных и финансовых затрат, предупреждение простоев и аварийных ситуаций;
  • разработку и внедрение технических условий и стандартов по эксплуатации оборудования;
  • оценку предложений по модернизации оборудования и их внедрение.

Разбираясь, что входит в обязанности механика автотранспорта (и любого другого), невозможно не упомянуть и о правах. Как и всякий работник, такой специалист наделен определенными правами:

  • требовать и получать информацию, необходимую для выполнения своих функций;
  • вносить предложения по усовершенствованию работы;
  • взаимодействовать с другими подразделениями и контрагентами предприятия в рамках решения проблем, входящих в круг его полномочий.

Пределы ответственности любого работника стандартны и определяются нормами законодательства. Механик отвечает:

  • за качество исполнения своих обязанностей — в рамках текущего трудового законодательства;
  • за другие нарушения, в том числе причинение ущерба, — в рамках гражданского, административного, уголовного законодательства.

Для облегчения работы по оформлению должностной инструкции механика приведем пример готового документа.

Приказ Минтранса №287. Кому теперь нужно обучаться по БДД.

Мы знаем, как важно не переплачивать, поэтому сервис предложит безопасные способы снижения налогов. Учтет вашу систему налогообложения и форму собственности бизнеса. Каждый способ — законный и не вызовет претензий у налоговой.

  1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
  2. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)
  3. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 08.08.2018 г. за № 296 «Об утверждении порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств»
  4. Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и…
  5. Федеральный закон № 398-ФЗ от 21.11.11 г. «О внесении изменений в Федеральный закон О безопасности дорожного движения» от 20 декабря 2017 г.
  6. Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам …

Примечание: Приказ Минтранса №141 (6/04-16 г.), часто встречающийся в устаревших статьях на просторах интернета, утратил силу. Поэтому вместо прежних используйте данные нового норматива №296.

Правила и Порядок проведения обязательного технического осмотра регламентирован Приказом Минтранса №296 на базе закона №196-ФЗ. Опираясь на норматив, транспортные организации, включая ИП, должны выпускать только те автосредства, соответствующие требованиям эксплуатации: прошли предрейсовый (предсменный) техконтроль ТС, не имеют поломок.

Читайте также:  Подготовка гражданского дела к судебному разбирательству

Предрейсовый осмотр осуществляется до того, как автомобиль покинет парковку (гаража), в начале раб. дня. После того как в путевке будет стоять отметка автомеханика и штамп медработника, отправляются в рейс.

Предсменный — в начале рабочего дня сменщика. Перед каждой сменой, если авто выезжает с парковки, где проводится повторный техконтроль.

Послерейсовый не проводят. Это делается в случае, когда автомобиль снова выезжает в рейс, но с иным водителем. Оформляется другой п/л, в котором контролер делает запись.Когда на одной машине одновременно работают 2 водителя (длительная командировка), оформляют 1 путевку на обоих. Если выдано 3 путевки, механик отмечает каждую. Получается, что сколько путевых оформлено, столько раз в них должна быть запись автомеханика, отвечающего за исправность автотехники.

Обратите внимание: Если один п/л выписан сразу на двух работников, ставят 1 отметку автоконтролера, но два штампа медработника о пройденном медицинском осмотре.

Все водители, перевозящие груз или пассажиров по договоренности с заказчиком или без, даже когда используют автомобиль с личными целями, должны иметь при себе путевой лист. Существуют реквизиты документа, без которых он признается ничтожным (недействительным). К таковым относится отметка авто-контролера, проводящего предрейсовый осмотр техсостояния ТС. Если п/л обязателен, техническая оценка соответствия авто требованиям неотъемлемая обязанность, возложенная на юрлиц и ИП

Прежде чем выпустить ТС на линию, которые задействованы для перемещения грузов, доставки пассажиров должны пройти техосмотр. Проводится лицом, соответствующей квалификации. В случае обнаружения перечисленных поломок выпускать в рейс автомобиль нельзя.

Примечание: Техконтроль проводится в соответствии с нормами ГОСТа Р51709-2001 для автотранспорта. Включая Правила техбезопасности (метод и условия проверки).

Некоторые неработающие узлы и системы водитель легко устранит сам до проведения осмотра. Список проверяемых при предрейсовом осмотре элементов конструкции присутствует в ряде правовых документов. Например, в Постановлении Правительства №1090 отредактированного в марте 2020 г. приводится перечень основных неисправностей:

Нарушения:

  • эффективность торможения отличается от заданных ГОСТом;
  • нарушена герметичность тормоз. привода;
  • падение давления воздуха при заглушенном двигателе;
  • не работает монометр;
  • стояночная т/с не фиксирует неподвижность.

Неисправность: суммарный люфт выше норм требуемых для каждого вида транспорта.

Нарушения:

  • изменены параметры световых элементов автомобиля, которые отличаются от предусмотренных для данной модели (кроме снятых с производства) производителем;
  • настройка фар отличается от заданных ГОСТом;
  • грязные или неработающие элементы, в т. ч.. световозвращатели;
  • использование ламп не соответствующих модели конструкции (нет отражателей);
  • присутствие маячков и прочих световых сигналов, если они не предусмотрены производителем (исключая зарегистрированные и распознавательные знаки гос. служб).

Служебные обязанности механика

Профстандарт для этой должности пока не разработан, но общее понятие дает и ЕКС. Среди них выделяют:

  • обеспечение бесперебойной работы вверенного оборудования и механизмов;
  • проведение плановых и внеплановых ремонтов;
  • подбор, учет и закупка запасных частей и расходных материалов;
  • реконструкция и модернизация оборудования, приемка и установка нового.

Конкретный функционал определяется с учетом специфики отрасли и предприятия. Если должностные обязанности механика цеха на производстве мало отличаются от стандартных, описанных в ЕКС:

  • обеспечение надежной работы оборудования цеха;
  • подготовка планов проверки, ремонта, замены оборудования;
  • осуществление плановых текущих и капитальных ремонтов;
  • устранение аварийных ситуаций, —

то должностные обязанности механика по автотранспорту на предприятии другие:

  • профилактический осмотр транспорта;
  • организация правильной эксплуатации автомобилей;
  • организация и контроль за ходом и правильностью ремонта машин, их узлов и агрегатов;
  • формирование заявок на покупку запчастей, расходных материалов, топлива и ГСМ;
  • сокращение числа ремонтов, простоек, поломок и ДТП.

В дополнение к изложенным должностные обязанности механика по выпуску автотранспорта включают:

  • выпуск подвижного состава на линию и приемку его по окончанию работ;
  • контроль технического состояния выпускаемых транспортных средств, определение неисправностей;
  • контроль наличия и правильности заполнения путевых листов, иных документов водителя и автомобиля;
  • проведение инструктажей водителей: предрейсовых, внеплановых;
  • участие в расследовании причин ДТП;
  • учет топлива;
  • контроль прохождения водителями предрейсовых медицинских осмотров.

Должностная инструкция механика также содержит в себе сведения о правах, которые есть у сотрудника компании. Так, механик имеет право:

  • разрабатывать и предоставлять директору на рассмотрение рациональные предложения: по повышению качества его работы; по премированию подчиненных сотрудников; по наложению дисциплинарной и на сотрудников, которые нарушили (должностная инструкция главного механика);
  • формировать запросы в другие подразделения компании на информацию, которая нужна ему для качественного осуществления своих прямых обязанностей;
  • изучать документы, в которых определены его права и прописаны критерии определения качества его работы;
  • изучать решения директората компании, которые направлены на оценку его работы;
  • выносить требования директорату компании по предоставлению содействия, включая поддержание организационно-технических условий и подготовку документов, которые нужны для осуществления его непосредственных функций.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *