Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностная инструкция механика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Перед тем, как устраиваться на работу на должность механика, к вам будут выдвинуты определенные квалификационные требования. Прежде всего, давайте разберемся что это такое. Квалификация – это специальный уровень подготовки, который предоставляют высшие или средние учебные заведения в России. Существует два вида уровня квалификации: среднее профессиональное и высшее образование. В наше время, чтобы устроится на хорошую и высокооплачиваемую работу необходимо иметь законченное высшее образование.
Новые требования по уровню образования и стажа
14.3. К контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований:
- наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
- наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
- наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
13.3. К квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта предъявляется одно из следующих требований:
- образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
- образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и профессиональная переподготовка с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, подтвержденной документом о квалификации.
13.4. К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по соответствующим профессиям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее трех лет.
К работникам, имеющим среднее профессиональное образовании по соответствующим специальностям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года (за исключением требований к стажу работы, предусмотренных третьим абзацем настоящего пункта при наличии специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»).
К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» или высшее образование, требования к стажу не предъявляются.
Кто может проводить предрейсовый технический осмотр?
7. Контроль осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее — контролер).
Технический контроль должен проводиться специальным сотрудником — контролером.
Подробные требования к контролерам приведены в отдельном нормативном документе (пункт 14.3):
Образование | Специальность | Дополнительные требования |
среднее профессиональное | 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта | — |
не ниже среднего профессионального | по специальностям группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта | стаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года |
не ниже среднего профессионального | любая специальность | диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств |
Обратите внимание на последнюю строку таблицы. Любой сотрудник организации, имеющий хотя бы среднее профессиональное образование, может пройти профессиональную подготовку, после чего он сможет выполнять работу в качестве контролера.
Например, рассмотрим самый маленький вариант организации. Индивидуальный предприниматель занимается перевозками грузов, т.е. сам выступает в роли водителя. В этом случае он может пройти профессиональную переподготовку. После этого он получит право проверять автомобиль перед выездом и ставить отметку о прохождении контроля в путевой лист.
Тем не менее есть и другой вариант. Можно заключить договор с механиком, который будет ежедневно приходить в организацию, проверять транспортные средства, ставить отметки в путевые листы и заполнять соответствующий журнал.
Механик — квалификационные требования
Для того, чтобы получить должность механик, квалификационные требования следующие. Необходимо иметь среднее техническое образование (это диплом колледжа или проф-тех училища) и определённый опыт работы – около 4-5 лет. Или же, высшее профессиональное образование (это диплом вуза) и небольшой опыт работы – около 2 лет. Естественно, квалификационные требования к механику не всегда предполагают опыт работы по профессии, устроиться можно и без него, но что точно — с высшим образование сейчас берут куда охотнее, чем без него. И все-таки в данной профессии большую роль играет опыт. Если вы опытный механик и не один год возитесь с железяками, то вам некогда будет отдохнуть.
Кто может проводить предрейсовый технический осмотр?
7. Контроль осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее — контролер).
Технический контроль должен проводиться специальным сотрудником — контролером.
Подробные требования к контролерам приведены в отдельном нормативном документе (пункт 14.3):
Образование | Специальность | Дополнительные требования |
среднее профессиональное | 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта | — |
не ниже среднего профессионального | по специальностям группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта | стаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года |
не ниже среднего профессионального | любая специальность | диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств |
Обратите внимание на последнюю строку таблицы. Любой сотрудник организации, имеющий хотя бы среднее профессиональное образование, может пройти профессиональную подготовку, после чего он сможет выполнять работу в качестве контролера.
Например, рассмотрим самый маленький вариант организации. Индивидуальный предприниматель занимается перевозками грузов, т.е. сам выступает в роли водителя. В этом случае он может пройти профессиональную переподготовку. После этого он получит право проверять автомобиль перед выездом и ставить отметку о прохождении контроля в путевой лист.
Любой руководитель, выбирая сотрудника на должность механика, обращает внимание на его уровень образования, навыки, профессиональные компетенции и соотносит их с потребностями организации.
Чаще всего предъявляют требования:
- к образованию: высшее (технического профиля) или среднее специальное (технического профиля);
- стажу работы: 3 года (для специалиста, не имеющего высшего образования, — 5 лет).
Помимо наличия образования, механику необходимы определенные знания:
- о технических характеристиках оборудования;
- правилах эксплуатации;
- алгоритмах технического обслуживания и ремонтных работ.
Основные положения инструкции
Механик по выпуску автотранспорта относится к категории специалистов. В должностной иерархии подчиняется главному инженеру, главному механику и директору автопарка. Поиском подходящего кандидата на должность и его тестированием обычно занимается главный инженер или главный механик. После того как претендент выбран, он согласовывает его кандидатуру с руководителем организации. Руководитель, в свою очередь, принимает кандидата на должность в соответствии с требованиями кадрового делопроизводства.
Все остальные процедуры, касающиеся данного работника (перемещение, увольнение, премирование и штрафы) визируются руководителем по предложению главного инженера или главного механика.
В работе механик подчиняется непосредственно главному механику, главному инженеру либо другому должностному лицу, выполняющему роль заместителя руководителя по эксплуатационной работе. Этим же должностным лицом оценивается результативность и качество работы механика, его квалифицированность, как специалиста и дальнейшая роль в организации. Если заместителю руководителя покажется, что у механика недостаточно навыков, опыта или квалификации, он может подать руководителю прошение о замене данного работника.
1.1. Механик относится к категории специалистов. Назначается на должность и увольняется с нее приказом директора предприятия по представлению [руководителя соответствующего структурного подразделения или иного должностного лица].
1.2. Механик в своей работе подчиняется непосредственно [руководителю соответствующего структурного подразделения или иному должностному лицу].
1.3. На должность механика назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее [значение] лет или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее [значение] лет.
1.4. Во время отсутствия механика (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его должностные обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, который несет полную ответственность за качественное, эффективное и своевременное их выполнение.
1.5. В своей деятельности механик руководствуется:
— нормативными документами и методическими материалами по вопросам выполняемой работы;
— уставом предприятия;
— правилами трудового распорядка;
— приказами и распоряжениями директора предприятия (непосредственного руководителя);
— настоящей должностной инструкцией.
Образование, знания и умения
В разных АТП требуют от специалиста разных уровней образования. В некоторых местах берут на работу перспективных молодых ребят, едва окончивших колледжи и ПТУ, в других же требуют специалистов с высшим образованием и трехлетним опытом работы. Должностная инструкция механика по автотранспорту предполагает прохождение курсов для автомехаников с получением диплома, сертификата или удостоверения с указанным разрядом. Главное — знание устройства подвижного состава, умение правильно собирать и разбирать важные механические узлы, выявлять причину неисправности и применять правильные методики ремонтных работ. Удостоверение механика по автотранспорту не гарантирует наличия всех этих знаний у претендента, но оно должно быть по правилам кадрового учета и трудового законодательства.
Новые требования к квалификации контролера и специалиста БДД 2021
Любой руководитель, выбирая сотрудника на должность механика, обращает внимание на его уровень образования, навыки, профессиональные компетенции и соотносит их с потребностями организации.
Чаще всего предъявляют требования:
- к образованию: высшее (технического профиля) или среднее специальное (технического профиля);
- стажу работы: 3 года (для специалиста, не имеющего высшего образования, — 5 лет).
Помимо наличия образования, механику необходимы определенные знания:
- о технических характеристиках оборудования;
- правилах эксплуатации;
- алгоритмах технического обслуживания и ремонтных работ.
Профстандарт для этой должности пока не разработан, но общее понятие дает и ЕКС. Среди них выделяют:
- обеспечение бесперебойной работы вверенного оборудования и механизмов;
- проведение плановых и внеплановых ремонтов;
- подбор, учет и закупка запасных частей и расходных материалов;
- реконструкция и модернизация оборудования, приемка и установка нового.
Конкретный функционал определяется с учетом специфики отрасли и предприятия. Если должностные обязанности механика цеха на производстве мало отличаются от стандартных, описанных в ЕКС:
- обеспечение надежной работы оборудования цеха;
- подготовка планов проверки, ремонта, замены оборудования;
- осуществление плановых текущих и капитальных ремонтов;
- устранение аварийных ситуаций, —
то должностные обязанности механика по автотранспорту на предприятии другие:
- профилактический осмотр транспорта;
- организация правильной эксплуатации автомобилей;
- организация и контроль за ходом и правильностью ремонта машин, их узлов и агрегатов;
- формирование заявок на покупку запчастей, расходных материалов, топлива и ГСМ;
- сокращение числа ремонтов, простоек, поломок и ДТП.
В дополнение к изложенным должностные обязанности механика по выпуску автотранспорта включают:
- выпуск подвижного состава на линию и приемку его по окончанию работ;
- контроль технического состояния выпускаемых транспортных средств, определение неисправностей;
- контроль наличия и правильности заполнения путевых листов, иных документов водителя и автомобиля;
- проведение инструктажей водителей: предрейсовых, внеплановых;
- участие в расследовании причин ДТП;
- учет топлива;
- контроль прохождения водителями предрейсовых медицинских осмотров.
Особняком среди подобных работников стоит инженер-механик. Такой специалист обладает более обширными знаниями в области эксплуатации, ремонта, проектирования различных механизмов, и функции его отличаются. Стандартные обязанности инженера-механика на производстве, исходя из ЕТКС, включают:
- руководство и контроль работы служб, осуществляющих закупку, установку, эксплуатацию и ликвидацию поломок различной техники и механизмов;
- разработку мероприятий по оптимизации работы в этой области с целью снижения временных и финансовых затрат, предупреждение простоев и аварийных ситуаций;
- разработку и внедрение технических условий и стандартов по эксплуатации оборудования;
- оценку предложений по модернизации оборудования и их внедрение.
Разбираясь, что входит в обязанности механика автотранспорта (и любого другого), невозможно не упомянуть и о правах. Как и всякий работник, такой специалист наделен определенными правами:
- требовать и получать информацию, необходимую для выполнения своих функций;
- вносить предложения по усовершенствованию работы;
- взаимодействовать с другими подразделениями и контрагентами предприятия в рамках решения проблем, входящих в круг его полномочий.
Пределы ответственности любого работника стандартны и определяются нормами законодательства. Механик отвечает:
- за качество исполнения своих обязанностей — в рамках текущего трудового законодательства;
- за другие нарушения, в том числе причинение ущерба, — в рамках гражданского, административного, уголовного законодательства.
Для облегчения работы по оформлению должностной инструкции механика приведем пример готового документа.
Приказ Минтранса №287. Кому теперь нужно обучаться по БДД.
Мы знаем, как важно не переплачивать, поэтому сервис предложит безопасные способы снижения налогов. Учтет вашу систему налогообложения и форму собственности бизнеса. Каждый способ — законный и не вызовет претензий у налоговой.
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
- Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 08.08.2018 г. за № 296 «Об утверждении порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств»
- Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и…
- Федеральный закон № 398-ФЗ от 21.11.11 г. «О внесении изменений в Федеральный закон О безопасности дорожного движения» от 20 декабря 2017 г.
- Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам …
Примечание: Приказ Минтранса №141 (6/04-16 г.), часто встречающийся в устаревших статьях на просторах интернета, утратил силу. Поэтому вместо прежних используйте данные нового норматива №296.
Правила и Порядок проведения обязательного технического осмотра регламентирован Приказом Минтранса №296 на базе закона №196-ФЗ. Опираясь на норматив, транспортные организации, включая ИП, должны выпускать только те автосредства, соответствующие требованиям эксплуатации: прошли предрейсовый (предсменный) техконтроль ТС, не имеют поломок.
Предрейсовый осмотр осуществляется до того, как автомобиль покинет парковку (гаража), в начале раб. дня. После того как в путевке будет стоять отметка автомеханика и штамп медработника, отправляются в рейс.
Предсменный — в начале рабочего дня сменщика. Перед каждой сменой, если авто выезжает с парковки, где проводится повторный техконтроль.
Послерейсовый не проводят. Это делается в случае, когда автомобиль снова выезжает в рейс, но с иным водителем. Оформляется другой п/л, в котором контролер делает запись.Когда на одной машине одновременно работают 2 водителя (длительная командировка), оформляют 1 путевку на обоих. Если выдано 3 путевки, механик отмечает каждую. Получается, что сколько путевых оформлено, столько раз в них должна быть запись автомеханика, отвечающего за исправность автотехники.
Обратите внимание: Если один п/л выписан сразу на двух работников, ставят 1 отметку автоконтролера, но два штампа медработника о пройденном медицинском осмотре.
Все водители, перевозящие груз или пассажиров по договоренности с заказчиком или без, даже когда используют автомобиль с личными целями, должны иметь при себе путевой лист. Существуют реквизиты документа, без которых он признается ничтожным (недействительным). К таковым относится отметка авто-контролера, проводящего предрейсовый осмотр техсостояния ТС. Если п/л обязателен, техническая оценка соответствия авто требованиям неотъемлемая обязанность, возложенная на юрлиц и ИП
Прежде чем выпустить ТС на линию, которые задействованы для перемещения грузов, доставки пассажиров должны пройти техосмотр. Проводится лицом, соответствующей квалификации. В случае обнаружения перечисленных поломок выпускать в рейс автомобиль нельзя.
Примечание: Техконтроль проводится в соответствии с нормами ГОСТа Р51709-2001 для автотранспорта. Включая Правила техбезопасности (метод и условия проверки).
Некоторые неработающие узлы и системы водитель легко устранит сам до проведения осмотра. Список проверяемых при предрейсовом осмотре элементов конструкции присутствует в ряде правовых документов. Например, в Постановлении Правительства №1090 отредактированного в марте 2020 г. приводится перечень основных неисправностей:
Нарушения:
- эффективность торможения отличается от заданных ГОСТом;
- нарушена герметичность тормоз. привода;
- падение давления воздуха при заглушенном двигателе;
- не работает монометр;
- стояночная т/с не фиксирует неподвижность.
Неисправность: суммарный люфт выше норм требуемых для каждого вида транспорта.
Нарушения:
- изменены параметры световых элементов автомобиля, которые отличаются от предусмотренных для данной модели (кроме снятых с производства) производителем;
- настройка фар отличается от заданных ГОСТом;
- грязные или неработающие элементы, в т. ч.. световозвращатели;
- использование ламп не соответствующих модели конструкции (нет отражателей);
- присутствие маячков и прочих световых сигналов, если они не предусмотрены производителем (исключая зарегистрированные и распознавательные знаки гос. служб).
Служебные обязанности механика
Профстандарт для этой должности пока не разработан, но общее понятие дает и ЕКС. Среди них выделяют:
- обеспечение бесперебойной работы вверенного оборудования и механизмов;
- проведение плановых и внеплановых ремонтов;
- подбор, учет и закупка запасных частей и расходных материалов;
- реконструкция и модернизация оборудования, приемка и установка нового.
Конкретный функционал определяется с учетом специфики отрасли и предприятия. Если должностные обязанности механика цеха на производстве мало отличаются от стандартных, описанных в ЕКС:
- обеспечение надежной работы оборудования цеха;
- подготовка планов проверки, ремонта, замены оборудования;
- осуществление плановых текущих и капитальных ремонтов;
- устранение аварийных ситуаций, —
то должностные обязанности механика по автотранспорту на предприятии другие:
- профилактический осмотр транспорта;
- организация правильной эксплуатации автомобилей;
- организация и контроль за ходом и правильностью ремонта машин, их узлов и агрегатов;
- формирование заявок на покупку запчастей, расходных материалов, топлива и ГСМ;
- сокращение числа ремонтов, простоек, поломок и ДТП.
В дополнение к изложенным должностные обязанности механика по выпуску автотранспорта включают:
- выпуск подвижного состава на линию и приемку его по окончанию работ;
- контроль технического состояния выпускаемых транспортных средств, определение неисправностей;
- контроль наличия и правильности заполнения путевых листов, иных документов водителя и автомобиля;
- проведение инструктажей водителей: предрейсовых, внеплановых;
- участие в расследовании причин ДТП;
- учет топлива;
- контроль прохождения водителями предрейсовых медицинских осмотров.
Должностная инструкция механика также содержит в себе сведения о правах, которые есть у сотрудника компании. Так, механик имеет право:
- разрабатывать и предоставлять директору на рассмотрение рациональные предложения: по повышению качества его работы; по премированию подчиненных сотрудников; по наложению дисциплинарной и на сотрудников, которые нарушили (должностная инструкция главного механика);
- формировать запросы в другие подразделения компании на информацию, которая нужна ему для качественного осуществления своих прямых обязанностей;
- изучать документы, в которых определены его права и прописаны критерии определения качества его работы;
- изучать решения директората компании, которые направлены на оценку его работы;
- выносить требования директорату компании по предоставлению содействия, включая поддержание организационно-технических условий и подготовку документов, которые нужны для осуществления его непосредственных функций.