Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Представление на аттестацию педагогического работника». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Неуспешное прохождение процедуры аттестации может служить законным основанием для увольнения сотрудника, как несоответствующего занимаемой должности. При этом в законах нигде не прописано, как правильно необходимо проводить проверку. Многие предприятия формируют свои Положения об аттестации, которые не должны идти вразрез с приказами министерского уровня и отраслевых ведомств.
Как опротестовать представление на соответствие должности
Итак, если документ оформляется по всем правилам, то перед тем как подписать его, руководитель дает возможность аттестуемому детально ознакомиться с ним. Внизу, после результатов производительности труда, сотрудник должен поставить отметку «с представлением ознакомлен» и свою подпись, указать дату. За месяц до аттестации на руки выдается копия документа. Если подчиненного устраивает характеристика, составленная руководителем, представление передается не позже, чем за 14 дней до проведения комиссии вместе с аттестационным листом.
Если же работник отказывается подписывать документ, руководитель вызывает свидетелей, подтверждающих факт несогласия с представлением, и составляет соответствующий акт. Данный акт никак не повлияет на проведение аттестации, но даст право работнику представить свою версию документа. Причем к ней необходимо будет приложить заявление с объяснением причин несогласия. Если срок нарушения был нарушен и работник получил представление на руки менее, чем за месяц до запланированного дня аттестации, он вправе пройти комиссию позже.
Раздел 2. Мероприятия подготовительного характера
Этот раздел поясняет алгоритм действий по организации процедуры в компании.
Часть 1. Определение состава комиссии.
Определяет состав и функции членов комиссии.
Как правило, аттестационная комиссия на соответствие занимаемой должности состоит из:
- председателя;
- членов;
- секретаря.
В составе комиссии должен присутствовать представитель профсоюза (при наличии).
Нужно четко определить:
- круг полномочий каждой категории, включая случаи, когда вместо председателя аттестационной комиссии документы подписывает его заместитель;
- наличие или отсутствие права голосования;
- принадлежность решающего голоса при их общем равенстве.
Полномочия можно распределить так:
- председатель — возглавляет комиссию, организует ее деятельность, устанавливает сроки процедуры, порядок работы;
- члены комиссии — принимают участие в проверке уровня квалификации сотрудников, голосуют, коллегиально решают, какой будет результат по конкретному сотруднику;
- секретарь — собирает пакет документов для процедуры, сообщает о месте и времени ее проведения, формирует протокол, учитывает сотрудников, прошедших процедуру.
Состав комиссии постоянный, может быть скорректирован в случае конфликта интересов или смены состава персонала.
Часть 2. Установить порядок проведения аттестации работников.
В эту часть можно включать сведения:
- о лицах, ответственных за формирование графиков;
- перечне сотрудников, подлежащих аттестации;
- порядке информирования членов комиссии и сотрудников, подлежащих аттестации;
- дате и месте проведения процедуры;
- сроках и ответственных за направление требующихся для представления работников документов.
Кто входит в состав комиссии
Стандартный состав аттестационной комиссии: председатель, члены комиссии, секретарь. В случае с образовательными учреждениями – еще и представитель профсоюзной организации.
Возможность проведения внеочередной аттестации
В ряде случаев, например, если на работника неоднократно поступают жалобы либо руководством предприятия неоднократно зафиксировано ненадлежащее исполнение им своих обязанностей, может быть проведена внеочередная аттестация.
Результатом такой аттестации должно стать положительное либо отрицательное решение комиссии. Если комиссия решила, что работник не соответствует должности, то, согласно статье 192 ТК РФ (именно ей следует руководствоваться в подобных случаях) работодатель имеет право назначить взыскание: выговор, увольнение по основанию или же просто замечание.
Проведение аттестации
Порядок формирования аттестационной комиссии законодательно не регламентирован. Однако, есть одно условие, пренебрегать которым нельзя. Если в организации действует профсоюз, то его представитель должен быть включен в состав комиссии.
В остальном, установление порядка проведения аттестации и формирования аттестационной комиссии отдается на откуп работодателям. Учитывая это, можно сказать, что законодательство предоставляет руководителям некоторую свободу действий в решении вопросов, связанных с аттестацией. Однако отсутствие требований не означает, что порядок не должен быть установлен.
Руководитель организации должен разработать и утвердить соответствующий порядок для аттестации сотрудников и руководствоваться данным локальным актом при проведении подобных мероприятий. Кроме того, существуют федеральные требования на соответствие определенным профессиям, которые должны быть учтены во время проведения аттестации.
Понятие Представления на аттестацию на соответствие занимаемой должности
Представление на аттестацию на соответствие занимаемой должности – это специфический документ, который оформляется нанимателем сотрудника перед непосредственным проведением процедуры оценки. Подобное, в частности, характерно для:
- служащих образовательной сферы. Представление на аттестацию на соответствие занимаемой должности учителя должно составляться в контексте ФЗ № 273 от 29.12.2012г. Исходя из ст. 51 ФЗ № 273, аттестация директора образовательного учреждения – также обязательная процедура;
- работников государственного сектора. Исходя из ФЗ № 342 от 30.11.2011г., ФЗ № 141 от 23.05.2016г., ФЗ № 79 от 27.07.2004г., а также из ФЗ № 25 от 02.03.2007г., аттестация для работников муниципальных структур обязательна;
- в соответствии с текстом ФЗ № 78 в редакции от 03.07.2016г., аттестации также подвергаются сотрудники библиотек.
Профессиональная оценка также может проводиться относительно сотрудников, перечень которых закреплен в специальных отраслевых документах. Например, пожарники, спасатели, таможенники и т.д.
Для прочих категорий трудоустроенных граждан аттестация не является обязательной, однако может проводиться по инициативе нанимателя. В таких обстоятельствах конкретные правила проведения процедуры необходимо искать в локальных нормативах.
Представление должно оформляться на каждого аттестуемого субъекта отдельно, после чего документ необходимо направлять в соответствующую комиссию.
Что это за процедура: общие понятия
Для представителей некоторых специальностей аттестация не является обязательным условием, и носит, скорее рекомендательный характер. Однако госслужащим, руководителям, врачам, учителям избежать ее прохождение невозможно. Порядок проведения аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности регламентируется Трудовым кодексом РФ, приказами Министерства труда РФ и другими профильными ведомствами. Также в данном вопросе могут иметь значение местные нормативные документы, принятые непосредственно руководством предприятия.
Представление на соответствие занимаемой должности – это прямое основание для прохождения аттестации работника. Это документ, который имеет особую форму и в корне отличается от характеристики сотрудника, резюме или рекомендательного письма. Соответствие работника занимаемой должности проверяется путем социально-психологического анализа его личности и направлений профессиональной деятельности. Учитываются также достигнутые в работе положительные результаты.
Если говорить о представлении на соответствие занимаемой должности учителя (педагогические сотрудники проходят переаттестацию чаще других специалистов), то оно представляет собой письменную характеристику повседневной занятости работника. Этот документ составляется не учителем, который проходит аттестацию, а его непосредственным начальником.
Правила составления аттестационного листа
Аттестационный лист не имеет унифицированного, обязательного к применению образца, поэтому писать его можно в свободном виде. Однако при его оформлении следует придерживаться некоторых правил. В частности, нужно обязательно указывать
- дату аттестации,
- данные сотрудника, который подвергся проверке: его фамилию, имя, отчество, должность (она должна соответствовать штатному расписанию, а ее функции, права и ответственность – должностной инструкции),
- далее следует фиксировать контрольные вопросы (они должны напрямую касаться практической деятельности работника),
- ответы на них
- и вердикт комиссии.
При необходимости каких-то дополнений и примечаний со стороны экзаменаторов их также необходимо регистрировать в аттестационном листе.
Может ли сотрудник написать представление на самого себя
Неуспешное прохождение процедуры аттестации может служить законным основанием для увольнения сотрудника, как несоответствующего занимаемой должности. При этом в законах нигде не прописано, как правильно необходимо проводить проверку. Многие предприятия формируют свои Положения об аттестации, которые не должны идти вразрез с приказами министерского уровня и отраслевых ведомств.
Ни в одном приказе или распоряжении нет четко установленного прямого запрета на самостоятельное формирование представления, то есть оформление документа не начальником, а самим аттестуемым работником. По умолчанию указывается, что документ формируется руководителем и менеджером по персоналу, а по факту работник вправе представить в аттестационную комиссию собственную версию документа. Он имеет право составить личный свод данных, но вся информация, которая касается показателей производительности труда, им формироваться не может. К написанию данной части может быть причастен только прямой руководитель, который, в отличие от самого работника, даст объективную оценку проделанной работе и личностным, деловым и профессиональным качествам. Если же аттестацию проходит руководитель отдела, то для него представление может подготовить его заместитель с целью соблюдения объективности.
Преставление на аттестацию сотрудника является краткой характеристикой, в которой выполняется анализ общей производительности труда. Важно понимать, что в случае неудачного прохождения комиссии, руководитель имеет полное право уволить сотрудника или снизить ему размер заработной платы, лишить премий или надбавок за интенсивность труда.
Готовим представление на аттестацию на соответствие занимаемой должности
Аттестация работников на соответствие занимаемой должности 2019 года — это процедура периодической оценки компетентности кадрового состава организаций. Регулярное проведение данного мероприятия зарекомендовало себя эффективной мерой стимуляции профессионального развития сотрудников, повышения личной ответственности за результаты работы, способствующей росту инициативы, деловой активности. Представление — один из основных документов сотрудника.
Аттестация на соответствие занимаемой должности не является обязательной. Однако для отдельных категорий, таких как педагогические работники (ст. 49 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ), сотрудники государственных и муниципальных служб (ст. 33 Закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, ст. 33 Закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ, ст. 48 Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, ст. 18 Закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ), процедура закреплена на законодательном уровне. Это связано, в первую очередь, с повышенными требованиями к уровню профессионализма и подготовки указанных категорий работников. В части 4 ст. 51 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ четко прописано требование об оценке руководителей всех образовательных организаций. Данное требование обозначает, что и аттестация директора школы на соответствие занимаемой должности проводится обязательно.
Другие работодатели также имеют право и возможность внедрить в практику управления персоналом подобный вид контроля профессиональной компетентности своих сотрудников и самостоятельно принимают решение о его необходимости.
Ответственность за качество, своевременность и квалифицированную оценку профессиональных качеств сотрудников возлагается на аттестационные комиссии.
Порядок и сроки проведения аттестации работников на соответствие занимаемой должности устанавливаются в «Положении об аттестации». Приказом руководителя утверждается состав аттестационных комиссий и график проведения заседаний. В зависимости от специфики должностных обязанностей может быть создано несколько аттестационных комиссий.
В состав комиссий входят: председатель, заместитель председателя, члены комиссии и секретарь. В состав избираются наиболее компетентные сотрудники организаций, как правило, ими являются руководители или заместители руководителей подразделений, также обычно включаются сотрудники кадровых и юридических служб, члены выборного профсоюзного органа. Могут привлекаться независимые эксперты.
Базовым документом для начала аттестации сотрудников на соответствие занимаемой должности является представление на проверку на соответствие занимаемой должности. Документ имеет и другие названия: отзыв о профессиональной деятельности, характеристика.
Документ составляется непосредственным руководителем. В нем отражаются результаты работы аттестуемого, его отношение к исполнению обязанностей, дается всесторонняя оценка его деловых качеств. Именно представление является тем вектором, который задает направление, определяет ход, и от которого зависит итоговое решение, принимаемое комиссией. Поэтому рекомендуется ответственно относиться к его составлению, исключить формализм и поверхностность суждений.
Ни Трудовой кодекс, ни Закон об образовании, ни иные нормативно-правовые акты не предусматривают готовой формы. Образовательная организация разрабатывает ее самостоятельно.
Важно отразить в документе такую информацию:
- название организации;
- время и место проведения аттестационного мероприятия;
- Ф.И.О. сотрудника, чья профпригодность оценивается (если их несколько, то перечисляем всех в одном документе);
- его место работы и профессия;
- Ф.И.О. председателя, секретаря и членов;
- повестка дня;
- кто выступил и с чем;
- результаты голосования (если аттестуемых несколько — по каждому отдельно);
- принятые решения.
Обязательна ли аттестация
Аттестация на соответствие занимаемой должности не является обязательной. Но для отдельных категорий, таких как педагогические работники (ст. 49 закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ), сотрудники государственных и муниципальных служб (ст. 33 закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, ст. 33 закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ, ст. 48 закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, ст. 18 закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ), процедура закреплена на законодательном уровне. Это связано, в первую очередь, с повышенными требованиями к уровню профессионализма и подготовки указанных категорий работников. В части 4 ст. 51 закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ четко прописано требование об оценке руководителей всех образовательных организаций. Это означает, что и аттестация директора школы на соответствие занимаемой должности проводится обязательно.
Другие работодатели имеют право и возможность внедрить в практику управления персоналом подобный вид контроля профессиональной компетентности своих сотрудников и самостоятельно принимают решение о его необходимости.
Комментарии к критериям и показателям
- Педагог за последние три года освоил программу по охране труда в объеме 40 часов, прошел курсовую подготовку по теме «ФГОС: применение электронных общеобразовательных ресурсов в преподавании химии» (ПК по НС), 108 ч., а также курсы по теме «ФГОС ОО: профессиональная компетентность классного руководителя», 72 ч.
- Экспертами был посещен урок в десятом классе по теме «Углеводы: благо или зло?». В рамках оценки компетентности учителям членами экспертной группы было отмечено владение педагогом навыков проектирования целей обучения, развития, воспитания.
- При анализе образовательной деятельности установлено, что аттестуемый педагог умело отбирает методы и основные средства обучения. В своей профессиональной деятельности применяет различные методики активизации познавательной деятельности, обучения и формирования творческих способностей, обращает внимание на стабилизацию эмоциональной сферы.
- Рабочие программы составлены педагогом с учетом требований стандарта, примерных программ, программ регионального компонента по биологии и химии, авторских программ Новошинского И. И., Новошинской Н. С. (химия), Пономаревой И. Н. (биология, 5 класс), Сонина Н. И. (биология, 6-11 классы)
Учителем разработаны собственные программы элективных курсов «Химия в быту», «Познай себя», «Тайны пола». Разработана программа исследовательской деятельности, реализуемая в ДОЛ с дневным пребыванием детей «Боровичок» при МБОУ «СОШ №1». Сопровождение каждого обучающегося, испытывающего трудности с освоением ООП, осуществляется по индивидуальному плану.
Единого закона, которым регулируется проведение аттестации, нет. При определении квалификационного уровня специальная комиссия работодателя должна опираться на существующие профессиональные стандарты. К примеру, аттестация сотрудников на соответствие занимаемой должности в области культуры регулируется отраслевым документом — письмом Минкультуры от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ. Для руководителей ФГУП предусмотрены другие нормы: аттестация проводится по постановлению правительства РФ № 234 от 16.03.2000.
В целом, аттестация — не обязательная процедура. Но для некоторых работников периодическая аттестация работников проводится в обязательном порядке. К ним относятся:
- педагогические работники (ст. 49 273-ФЗ от 29.12.2012);
- государственные и муниципальные служащие (ст. 33 342-ФЗ от 30.11.2011, ст. 33 141-ФЗ от 23.05.2016, ст. 48 79-ФЗ от 27.07.2004, ст. 18 25-ФЗ от 02.03.2007).
К таким служащим предъявляются повышенные требования по уровню квалификации и профессионализма.
Проверка проводится согласно утвержденному в организации положению об аттестации. В нем необходимо прописать:
- предъявляемые требования к сотрудникам;
- категории работников, подлежащих проверке;
- сроки и периодичность;
- основания для проведения аттестации;
- состав аттестационной комиссии;
- правила оформления результатов контроля.
Для назначения аттестации работодатель издает приказ, в котором указаны фамилия, имя, должность, наименование подразделения, в котором работает претендент, даты проведения, список документов, предоставленных для оценки, фамилии сотрудников, ответственных за их подготовку. Также в приказе указывают состав аттестационной комиссии.
Традиционная система аттестации
Под традиционной системой понимается комплекс мероприятий по подготовке и проведению оценки квалификационного уровня работника в соответствии с положением об аттестации. Оценку проводит специально созданная комиссия работодателя.
Инструкция, как провести аттестацию работника на соответствие занимаемой должности в учреждении:
- Разработать положение об аттестации.
- Подготовить график проверки.
- Издать приказ по учреждению и утвердить членов комиссии.
- Сформировать обязательные документы.
- Проинформировать сотрудников.
- Провести экзамен.
- Запротоколировать ход оценки и подвести итоги.
Рассмотрим некоторые этапы более детально.
Протокол аттестации работников
Протокол — главный документ, в котором содержатся сведения об экзаменуемом и о самом процессе оценивания. В нем фиксируется весь ход опроса, его результат. В завершении работник ставит подпись под протокол. Унифицированной формы не существует, он разрабатывается работодателем самостоятельно и включается в состав положения об аттестации. Обычно протокол печатается на фирменном бланке компании и содержит следующие сведения:
- название документа;
- дата и номер;
- место проведения оценки;
- состав аттестационной комиссии и список приглашенных работников;
- основная информация об аттестуемом — Ф.И.О., должность, подразделение;
- краткое описание ответов на вопросы экзамена;
- итоговое решение комиссии с перечислением голосов «за» и «против».
Протокол подписывается всеми членами комиссии, последним ставит подпись ее глава. Результаты оценки вносятся в аттестационный документ работника.
Материал на тему: Описание профессиональной деятельности педагога-психолога для аттестации
Описание профессиональной педагогической деятельности
педагога-психолога
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
« Тасеевская средняя общеобразовательная школа №1»
Есиной Ольги Давыдовны
Важно не столько учить детей, сколько создавать ситуацию, в которой ребёнок просто не мог бы не учиться сам и делал бы это с удовольствием.
К. Роджерс.
Каждый ребёнок талантлив, каждый ребёнок – это целый мир, необходимо только заметить и помочь раскрыть свой талант, исходя из его индивидуальности и личностных качеств.
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основывается на гармонии и сотрудничестве», — гласит Всемирная декларация защиты прав и развития детей. На гармонии и сотрудничестве я строю свои отношения с детьми. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса, сохранение и сбережение психического здоровья школьников является основной целью моей педагогической деятельности, в основе которой лежит развитие эмоционально-личностной, познавательной сферы учащихся в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями и потребностями каждого. Каждый из нас хочет быть успешным в своей профессии. Человеку необходимо сознавать, что он нужен людям, что делает свое дело хорошо. В качестве практического примера я бы привела восточную мудрость: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь». Этой мудрости я придерживаюсь постоянно. Трудно «учить человека ловить рыбу», гораздо легче накормить его «рыбой», но, поверьте, результат оправдывает затраченное время. Это стало моим внутренним законом. Работая педагогом-психологом, с детьми и их родителями я стараюсь не поучать, не руководить, не командовать, не запрещать, а вдохновить и побудить ребенка, родителя к действию, к инициативе, помочь в совместной деятельности установить доброжелательные, гуманные отношения, устранить дефицит общения, проявить доброту и милосердие по отношению друг к другу.