Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В Самарской области установили прожиточный минимум на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России чуть меньше сорока миллионов пенсионеров, как работающих, кто после выхода на пенсию не вышел на заслуженный отдых, а продолжает трудиться, так и неработающих, и все они получают от государства пенсионные выплаты и согласно действующим правилам (законодательству).
Для чего используется прожиточный минимум?
К прожиточному минимуму (ПМ) привязаны многие федеральные и региональные пособия и выплаты. ПМ — это минимальная сумма доходов гражданина, необходимая для обеспечения жизнедеятельности.
Так, например, прожиточный минимум на душу населения используется для определения малоимущей семьи. Обычно малоимущие семьи имеют право на различные социальные пособия.
Прожиточный минимум на ребёнка используется для расчёта размера таких пособий, как региональное пособие на ребёнка до 3 лет или пособие на детей от 3 до 7 лет и пособие на детей от 8 до 17 лет.
Размер ежемесячного пособия беременным женщинам привязан к прожиточному минимуму трудоспособного населения. А федеральную ежемесячную выплату на первого и второго ребёнка до 3-х лет могут получить только семьи, чей среднедушевой доход не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения.
Ну а прожиточный минимуму для пенсионеров используется для доплаты к пенсии, если она оказывается меньше этого минимума. Этот ПМ ещё называют минимальной пенсией.
Для справки: федеральный прожиточный минимум в расчете на душу населения с 1 июня 2022 года составляет 14 375 ₽, то есть ПМ в Самаре на 862 ₽ ниже общероссийского.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. № 973
В соответствии с пунктами 17 и 18 части 1 и частью 2 статьи 18 Федерального закона от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
- Установить, что с 1 декабря 2022 г. подлежат увеличению на 10 процентов: величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения (в том числе для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии), установленная Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», на 2022 год (далее – величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации); 2 минимальный размер оплаты труда, установленный с 1 января 2022 г. Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» (далее – минимальный размер оплаты труда).
- Утвердить: коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 декабря 2022 г. в размере 1,1; коэффициент дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 декабря 2022 г. в размере 1,1; коэффициент дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым – шестым пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», с 1 декабря 2022 г. в размере 1,1.
- Установить, что величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на 2023 год устанавливается до 1 ноября 2022 г., величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации на 2023 год – до 1 декабря 2022 г.
- Сведения о величине прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и значении минимального размера оплаты труда, исчисленных в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления, размещаются на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет».
- Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации произвести увеличение с 1 декабря 2022 г. на 10 процентов величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения, установленной в субъекте Российской Федерации на 2022 год, с округлением до целого числа, в соответствии с правилами математического округления.
Индексация ЕДВ инвалидам, ветеранам, льготникам в 2023 г.
ЕДВ в 2023 г.
(ежемесячая денежная выплата)
Рзмер ЕДВ с 1.02.2023 г.
(индексация 17,5 %)
Ветераны боевых действий
Инвалиды 1-й группы
Инвалиды 2-й группы
Инвалиды 3-й группы
Инвалиды ЧАЕС (Чернобыльской)
Родственники погибших, умерших
ветеранов БД инвалидов войны,
Герои Соц.труда, Труда РФ, ПКОТС
Герои СССР, Герои РФ, ПКОС
Суммы ежемесячных выплат — указаны с условием полного отказа получателем всех социальных услуг. При сохранении пакета социальных услуг (отдельных льгот), сумма выплат уменьшится.
Также отметит, что с 1 февраля 2023 года индексируется и стоимость НСУ (набора социальных услуг). Денежный эквивалент увеличится на те же 17,5 %, что в итоге составит сумму в 1543,29 руб.
Ниже мы ознакомимся с социальными пенсиями в России на 2023 год, какая будет индексация с 1 апреля, на сколько правительство РФ повысит уровень пенсионных выплат для социальных ее получателей.
В результате индексации на 6,8 % — будет установлен (в таблице) следующий уровень (размер) социальной пенсии, всем получателям данных выплат.
Минимальный размер алиментов по соглашению в Самарской области
Отдельно следует сказать о том случае, когда размер алиментных платежей определяется не судом, а самим алиментоплательщиком и получателем. Отец и мать заключают письменный договор – алиментное соглашение, в котором указывают такой размер алиментов, который устраивает обоих.
Прежде чем решать вопрос взыскания алиментов через судебную инстанцию, вы можете попытаться договориться с родителем или будущим попечителем ребенка и оформить официальное соглашение.
Стоит объяснить алиментоплательщику, как рассчитать размер выплат:
- Подсчитайте общий доход родителей.
- Договориться о сумме, которую каждый может выделять на ребенка (нескольких детей). Важно опираться на статью 81 СК РФ и контролировать размеры алиментных выплаты в пределах 0,25-0,5 частей от заработка — не меньше!
Что делать, если должник в Самарской области не платит алименты
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона об исполнительном производстве исполнительные действия и меры принудительного исполнения осуществляются судебным приставом-исполнителем по месту жительства (месту пребывания) должника или местонахождению его имущества.
После возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель принимает меры к установлению места жительства, работы, источников дохода должника и его имущества (при наличии задолженности).
При неисполнении в установленный срок требований о взыскании алиментов, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом – правом управления транспортными средствами. Указанное ограничение не может применяться в ряде случаев, в том числе если такое ограничение лишает должника основного законного источника средств к существованию, или если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) не превышает 10 тыс. руб., или если должнику предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований исполнительного документа.
Размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности (на день вынесения судебным приставом постановления о расчете задолженности, ч. 2 ст. 102 Закона об исполнительном производстве, п. 4 ст. 113 СК РФ).
В случае если должник не работает, судебный обязан вручить ему направление в службу занятости населения .
Если дохода у должника нет или недостаточно, пристав может наложить взыскание на имущество должника (ст. 112 СК РФ).
ЕДИНОЕ ПОСОБИЕ НА ДЕТЕЙ, ВМЕСТО СЕМИ РАЗНЫХ
Что касается господдержки семей с детьми, Путин отметил, что ее главная задача – «свести к минимуму угрозу бедности для российских семей: и тех, где только рождается ребёнок, и для тех, которые уже воспитывают детей». Президент напомнил, что кроме расширения возможностей маткапитала, в последние годы была запущена целая система мер — от поддержки будущих мам до достижения ребёнком 17-летия. А с апреля этого года право на выплаты получили еще и нуждающиеся семьи с детьми от восьми до 17 лет.
Но этого недостаточно.
Как объяснил Антон Котяков, родители детей до 3-х лет сейчас получают пособия из разных источников — минтруд, пенсионный фонд, фонд социального страхования и так далее. Эту систему будут менять. Кардинально.
С 1 января 2023 года будет запущено единое пособие для семей с детьми от рождения до 17 лет. Это пособие объединит сразу семь (!!!) действующих выплат. В конечном итоге это позволит семьям получать помощь из бюджета от момента рождения ребенка по единым стандартам и критериям.
СОЦИАЛЬНАЯ
ПОМОЩЬ
СОЦИАЛЬНАЯ
ПОМОЩЬ — забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью
средствами существования.
Социальная помощь (социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях.
Твердо гарантированную систему материального обеспечения нетрудоспособных называют социальным страхованием.
В структуру
органов социальной защиты населения
Самарской области входят 49 городских
и районных управлений (отделов) социальной защиты населения, 47 центров социального
обслуживания населения, 36 пансионатов
для престарелых и инвалидов, два подсобных хозяйства, 33 бюро медико-социальной экспертизы, социальная гостиница в г. Тольятти, социальный приют в г. Самара, Управление социальных выплат и Тольяттинский центр по начислению и выплате пенсий и пособий.
- Муниципальные отделения социальной защиты населения Самарской области под руководством министерства труда и социальной помощи Самарской области проводят планомерную и целенаправленную работу по следующим основным направлениям:
- пенсионное
обслуживание ; - социальная
помощь ; - помощь
на дому ; - помощь
инвалидам ; - помощь
ветеранам ; - работа
с обращениями граждан ; - развитие
законодательной базы ; - развитие
информационного обеспечения . - Основой этой деятельности является социально
направленная бюджетная и законодательная
политика Администрации области и Губернской Думы. - Принятый
закон «О государственных минимальных
социальных стандартах Самарской области» позволяет наиболее полно реализовывать
права граждан на получение общедоступных
и бесплатных услуг учреждениями социальной сферы, финансируемыми за счет средств консолидированного бюджета области. - Пенсионное
обслуживание
История изменений прожиточного минимума в Самарской области
Период | На душу населения | Для труд. населения | Для пенсионеров | Для детей | Постановление Правительства Самарской области |
1 квартал 2022 | 11 233 | 12 611 | 9 693 | 11 440 | 10.08.2021 №558 |
1 квартал 2021 | 10 979 | 12 126 | 9 320 | 11 000 | 09.02.2021 №56 |
4 квартал 2020 | 10 962 | 12 151 | 8 749 | 10 827 | 09.02.2021 №55 |
3 квартал 2020 | 11 163 | 12 330 | 8 862 | 11 240 | 06.11.2020 №856 |
2 квартал 2020 | 10 979 | 12 126 | 8 751 | 11 000 | 06.08.2020 №562 |
1 квартал 2020 | 10 329 | 11 421 | 8 246 | 10 285 | 13.05.2020 №315 |
4 квартал 2019 | 10 148 | 11 261 | 8 107 | 9 968 | 17.02.2020 №96 |
3 квартал 2019 | 10 659 | 11 808 | 8 505 | 10 551 | 31.10.2019 №776 |
2 квартал 2019 | 10 814 | 11 969 | 8 645 | 10 714 | 06.08.2019 №533 |
1 квартал 2019 | 10 348 | 11 450 | 8 276 | 10 252 | 15.05.2019 №299 |
4 квартал 2018 | 9 872 | 10 876 | 7 827 | 9 608 | 11.02.2019 №61 |
3 квартал 2018 | 10 219 | 11 218 | 8 080 | 10 129 | 06.11.2018 №652 |
2 квартал 2018 | 10 144 | 11 111 | 8 005 | 10 181 | 01.08.2018 №439 |
1 квартал 2018 | 9 672 | 10 607 | 7 642 | 9 640 | 08.05.2018 №243 |
4 квартал 2017 | 9 400 | 10 333 | 7 440 | 9 253 | 14.02.2018 №76 |
3 квартал 2017 | 10 014 | 10 996 | 7 910 | 9 931 | 27.10.2017 №674 |
2 квартал 2017 | 10 085 | 11 072 | 7 990 | 9 967 | 26.07.2017 №491 |
1 квартал 2017 | 9 734 | 10 691 | 7 722 | 9 591 | 20.04.2017 №251 |
4 квартал 2016 | 9 664 | 10 642 | 7 667 | 9 415 | 27.01.2017 № 52 |
3 квартал 2016 | 9 789 | 10 775 | 7 750 | 9 580 | 21.10.2016 № 599 |
Пособия малоимущим семьям
Малоимущей считается семья, в которой рассчитанный за 3 месяца средний доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума. В нее могут входить родители, дети, тети, дяди, бабушки, дедушки и т.д. В данном случае главный критерий семьи – проживание на одной жилплощади и совместное ведение быта. При этом реально члены семьи могут не иметь кровного родства. Например, семьей признаются родители и их приемные дети, или также семьей являются бездетные супруги.
Социальная поддержка малоимущих семей России включает следующее:
- Выплачиваются пособия на детей до 16 лет (ежемесячно и ежеквартально);
- Единовременная материальная помощь при рождении ребенка;
- Оказание материальной помощи перед началом учебного года;
- Предоставление налоговых льгот;
- Льготы на услуги ЖКХ;
- Предоставление приоритета на очередь и снижение взносов в детский сад;
- Предоставление бесплатного горячего питания для школьников;
- Бесплатное питание с молочной кухни для детей младше 3 лет.
Семья может претендовать на статус малоимущей, если выполняются следующие параметры:
- Средний ежемесячный доход на каждого человека ниже порога бюджета регионального прожиточного минимума (БПМ).
- Все члены семьи зарегистрированы по одному адресу.
- Все трудоспособные люди работают либо учатся.
- Семья постоянно проживает на территории РФ.
- Общее финансовое состояние и имущество подходит под установленные критерии.
Ожидания постановлений правительства территориального органа об установлении прожиточного минимума
Среднее время ожидания публикации нового Постановления правительства о величине прожиточного минимума: 8 дней
Квартал | Ожидаемая дата |
3 квартал 2023 | 08.10.2023 |
2 квартал 2023 | 09.07.2023 |
1 квартал 2023 | 10.04.2023 |
4 квартал 2022 | 08.01.2023 |
3 квартал 2022 | 08.10.2022 |
2 квартал 2022 | 09.07.2022 |
История изменений прожиточного минимума в Самарской области
Период | На душу населения | Для труд. населения | Для пенсионеров | Для детей | Постановление Правительства Самарской области |
1 квартал 2022 | 11 233 | 12 611 | 9 693 | 11 440 | 10.08.2021 №558 |
1 квартал 2021 | 10 979 | 12 126 | 9 320 | 11 000 | 09.02.2021 №56 |
4 квартал 2020 | 10 962 | 12 151 | 8 749 | 10 827 | 09.02.2021 №55 |
3 квартал 2020 | 11 163 | 12 330 | 8 862 | 11 240 | 06.11.2020 №856 |
2 квартал 2020 | 10 979 | 12 126 | 8 751 | 11 000 | 06.08.2020 №562 |
1 квартал 2020 | 10 329 | 11 421 | 8 246 | 10 285 | 13.05.2020 №315 |
4 квартал 2019 | 10 148 | 11 261 | 8 107 | 9 968 | 17.02.2020 №96 |
3 квартал 2019 | 10 659 | 11 808 | 8 505 | 10 551 | 31.10.2019 №776 |
2 квартал 2019 | 10 814 | 11 969 | 8 645 | 10 714 | 06.08.2019 №533 |
1 квартал 2019 | 10 348 | 11 450 | 8 276 | 10 252 | 15.05.2019 №299 |
4 квартал 2018 | 9 872 | 10 876 | 7 827 | 9 608 | 11.02.2019 №61 |
3 квартал 2018 | 10 219 | 11 218 | 8 080 | 10 129 | 06.11.2018 №652 |
2 квартал 2018 | 10 144 | 11 111 | 8 005 | 10 181 | 01.08.2018 №439 |
1 квартал 2018 | 9 672 | 10 607 | 7 642 | 9 640 | 08.05.2018 №243 |
4 квартал 2017 | 9 400 | 10 333 | 7 440 | 9 253 | 14.02.2018 №76 |
3 квартал 2017 | 10 014 | 10 996 | 7 910 | 9 931 | 27.10.2017 №674 |
2 квартал 2017 | 10 085 | 11 072 | 7 990 | 9 967 | 26.07.2017 №491 |
1 квартал 2017 | 9 734 | 10 691 | 7 722 | 9 591 | 20.04.2017 №251 |
4 квартал 2016 | 9 664 | 10 642 | 7 667 | 9 415 | 27.01.2017 № 52 |
3 квартал 2016 | 9 789 | 10 775 | 7 750 | 9 580 | 21.10.2016 № 599 |
Размер индексации пенсий с 1 января 2023 года. Будет ли дополнительная индексация пенсий в 2023 году?
Страховые пенсии увеличат уже с 1 января. Общий уровень повышения составит 4,8 %. Он установлен заранее еще несколько лет назад. Показатель будет достигнут за счет изменения параметров, указанных ниже.
Размер фиксированной части пенсии и стоимость пенсионного коэффициента с 1 января 2023 года
- Стоимость пенсионного коэффициента составит с января 123 руб. 77 коп.
- Размер фиксированной части пенсии по старости и для инвалидов 2-й группы увеличится до 7 тыс. 567 руб. 34 коп.
- Размер фиксированной части пенсии для инвалидов 3-й группы и получателей пенсии по потере кормильца составит 3 тыс. 783 руб. 67 коп.
- Величина фиксированной части пенсии для инвалидов 1-й группы возрастет до 15 тыс. 134 руб. 68 коп.
Перерасчет, как обычно, пройдет в беззаявительном порядке.
История изменений прожиточного минимума в Самарской области
Период | На душу населения | Для труд. населения | Для пенсионеров | Для детей | Постановление Правительства Самарской области |
1 квартал 2022 | 11 233 | 12 611 | 9 693 | 11 440 | 10.08.2021 №558 |
1 квартал 2021 | 10 979 | 12 126 | 9 320 | 11 000 | 09.02.2021 №56 |
4 квартал 2020 | 10 962 | 12 151 | 8 749 | 10 827 | 09.02.2021 №55 |
3 квартал 2020 | 11 163 | 12 330 | 8 862 | 11 240 | 06.11.2020 №856 |
2 квартал 2020 | 10 979 | 12 126 | 8 751 | 11 000 | 06.08.2020 №562 |
1 квартал 2020 | 10 329 | 11 421 | 8 246 | 10 285 | 13.05.2020 №315 |
4 квартал 2019 | 10 148 | 11 261 | 8 107 | 9 968 | 17.02.2020 №96 |
3 квартал 2019 | 10 659 | 11 808 | 8 505 | 10 551 | 31.10.2019 №776 |
2 квартал 2019 | 10 814 | 11 969 | 8 645 | 10 714 | 06.08.2019 №533 |
1 квартал 2019 | 10 348 | 11 450 | 8 276 | 10 252 | 15.05.2019 №299 |
4 квартал 2018 | 9 872 | 10 876 | 7 827 | 9 608 | 11.02.2019 №61 |
3 квартал 2018 | 10 219 | 11 218 | 8 080 | 10 129 | 06.11.2018 №652 |
2 квартал 2018 | 10 144 | 11 111 | 8 005 | 10 181 | 01.08.2018 №439 |
1 квартал 2018 | 9 672 | 10 607 | 7 642 | 9 640 | 08.05.2018 №243 |
4 квартал 2017 | 9 400 | 10 333 | 7 440 | 9 253 | 14.02.2018 №76 |
3 квартал 2017 | 10 014 | 10 996 | 7 910 | 9 931 | 27.10.2017 №674 |
2 квартал 2017 | 10 085 | 11 072 | 7 990 | 9 967 | 26.07.2017 №491 |
1 квартал 2017 | 9 734 | 10 691 | 7 722 | 9 591 | 20.04.2017 №251 |
4 квартал 2016 | 9 664 | 10 642 | 7 667 | 9 415 | 27.01.2017 № 52 |
3 квартал 2016 | 9 789 | 10 775 | 7 750 | 9 580 | 21.10.2016 № 599 |
В Самарской области утвержден прожиточный минимум для пенсионеров на 2021 год
Обычная страховая пенсия по старости в России рассчитывается как сумма двух величин:
- стоимость пенсионных баллов (индивидуальных коэффициентов) – каждый в 2021 году стоит 93 рубля;
- фиксированная выплата к пенсии – в этом году она равна 5 686,25 рублей.
Все просто, с 2010 года в таких ситуациях к пенсии прибавляется социальная доплата
. Это не какая-то зафиксированная навечно цифра – а просто рассчитанная математически разница между прожиточным минимумом и расчетной пенсией (включая другие доплаты).
То есть, в нашем примере пенсионер будет получать 7546,25 рублей пенсии и 1573,75 рубля социальной доплаты.
Социальная доплата может приходить из двух источников:
- федеральная социальная доплата – ее платит государство, если прожиточный минимум в регионе ниже, чем в целом по России (как в той же Брянской области – 9120 меньше, чем 9311 рублей);
Следующая хитрость социальной доплаты к пенсии – то, как она рассчитывается. Из прожиточного минимума вычитают все, что получает пенсионер от государства:
- собственно пенсия;
- ежемесячная денежная выплата (актуально для инвалидов, ветеранов и других федеральных льготников);
- другие социальные выплаты (кроме единоразовых);
- субсидии за услуги ЖКХ;
- монетизация льгот, и т.д.
В Самарской области прожиточный минимум на 2023 год составляет 17 249 рублей в месяц. Этот показатель выявлен на основе изучения средней стоимости жизни на территории области.
В связи с коронавирусом в 2022 году количество новых заболевших в регионе выросло, что привело к ухудшению экономической ситуации многих семей. В связи с этим государство активно предоставляет социальную поддержку малообеспеченным семьям в Самарской области.
Для детей и подростков до 18 лет в Самарской области предусмотрены дополнительные пособия на покупку одежды и обуви, а также на участие в кружках и секциях. Размер такого пособия зависит от количества детей в семье и не может быть меньше 1000 рублей в месяц.
Для взрослых малообеспеченных граждан области предусмотрены различные формы социальной поддержки — это медицинские и социальные выплаты, льготное обеспечение жильем и услугами ЖКХ, выплаты при рождении ребенка и многое другое.
В целом, на территории Самарской области активно используются различные меры социальной поддержки для малообеспеченных семей. Чтобы получить нужные пособия и выплаты, необходимо приложить некоторые документы и подтвердить свой статус самостоятельно, при этом необходимо быть гражданином России.
Сочетание пособий и работы: новые возможности и ограничения
В Самарской области в 2023 году прожиточный минимум равен 17 249 рублей в месяц. Данная сумма используется для определения размеров пособий и социальной поддержки, которые могут получить люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации, включая беременных женщин, многодетных семей, заболевших и инвалидов.
Сочетание работы и получения пособия может быть новой возможностью для тех, кто стремится к самостоятельному улучшению своего материального положения. Однако, необходимо учитывать ограничения: например, при получении пособия на детей количество часов работы может быть ограничено. Кроме того, работающие люди, находящиеся в сложной жизненной ситуации, должны изучить документы и правила по получению социальной поддержки, чтобы не нарушать законодательство и не лишить себя возможности получить измененные пособия и дополнительные выплаты.
В рамках борьбы с коронавирусом в России в целом и в Самарской области в частности активно используются различные программы и меры социальной поддержки, направленные на улучшение материального положения людей. Но помимо этого очень важными являются новые програмы и возможности для повышения квалификации и переквалификации людей, что позволит им улучшить свою жизненную ситуацию в будущем, не завися от социальной поддержки.