Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Электронный аукцион по 44-ФЗ: пошаговый алгоритм для заказчиков и поставщиков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вторые части заявок на аукцион по 44-ФЗ, т.е. на участие в электронном аукционе содержат сведения об участнике размещения заказа, учредительные документы, лицензии, свидетельства. Рассмотрение вторых частей заявок на аукцион по 44-ФЗ проходит после проведения аукциона. Отклонение по вторым частям превращает победителя в проигравшего.
Дополнительные требования к документам на аукцион по 44 ФЗ
При закупках сложных, инновационных и технологичных товаров, работ, услуг устанавливаются дополнительные требования к участникам аукциона.
Соответствие дополнительным требованиям подтверждается документами в составе второй части заявки аукциона по 44-ФЗ по работам и услугам:
Сохранение объектов культурного наследия, реставрация музейных фондов, документов
Специализированные строительные работы от 10 миллионов рублей
Строительство, ремонт, реконструкция особо опасных, сложных, уникальных объектов стоимостью от 150 млн. рублей для государственных и от 50 млн. рублей для муниципальных нужд
Услуги общественного питания или поставки продуктов для образовательных, социальных, медицинских организаций от 500 тыс. рублей
Специализированные транспортные услуги (речные, морские, ж/д перевозки)
Работы по определению кадастровой стоимости
Услуги по отдыху и оздоровлению детей
Сооружение объектов использования атомной энергии, работа с ядерными материалами
Проведение технологического и ценового аудита крупных инвестпроектов с госучастием
Дополнительные требования отражены в 31 статье 44-ФЗ и Постановлении Правительства №99 об установлении дополнительных требований к участникам закупок по 44-ФЗ
В течение 1 часа после принятия протокола о начале аукциона оператор сайта обязан представить аукционной комиссии все прилагаемые к прошедшим первый этап заявкам документы. Далее члены комиссии осуществляют следующие действия:
- Сравнивают документы заявителей с требованиями конкурсной документации. При этом начинают проверку с заявки, в которой предлагается самая низкая цена.
- Определяют 5 заявок, где документы подходят под условия тендера.
- Выбирают победителя, который предложил самую низкую цену, а все части его заявки отвечают требованиям торгов.
- Оформляют протокол подведения итогов электронного аукциона.
Длительность второго этапа — не более 3 рабочих дней с даты начала проведения аукциона. Протокол подведения итогов изготавливается и обнародуется на сайте не позднее определенного в конкурсной документации дня окончания тендера. В этом итоговом документе указываются:
- номера участников;
- решение по каждому заявителю о соответствии условиям аукциона или несоответствии с обоснованием;
- сведения о том, как проголосовал каждый член комиссии по каждому участнику индивидуально.
Если по результатам изучения вторых частей заявок отвечающей условиям торгов признают только 1, тендер будет считаться несостоявшимся. При этом заказчик обязан будет заключить контракт с этим единственным участником.
Итак, заявки на участие в электронном аукционе рассматриваются по частям. Заявители, не прошедшие первый круг, ко второму этапу не допускаются. Все решения аукционной комиссии оформляются протоколами, которые в кратчайшие сроки публикуются на электронной площадке.
Порядок рассмотрения первых частей заявок
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупок товаров, работ, услуг.
Участник электронного аукциона не допускается к участию в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям, не допускается.
По результатам рассмотрения первых частей заявок аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок. Указанный протокол не позднее даты рассмотрения заявок направляется заказчику оператором электронной площадки и размещается в ЕИС.
Участник закупки, первая часть заявки на участие в электронном аукционе которого в соответствии с частью 3.1 статьи 66 содержит согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, и заявка которого не возвращена оператором электронной площадки в соответствии с частью 11 ст.66, считается допущенным к участию в электронном аукционе. Оформление протокола, предусмотренного частью 6 ст.67 в этом случае не требуется.
На стадии рассмотрения первых частей заявок аукцион может быть признан несостоявшимся в следующих случаях:
- Если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки.
- Если аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником (в протокол рассмотрения первых частей заявок вносится информация о признании такого аукциона несостоявшимся).
Как происходит рассмотрение вторых частей
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, которые направляются заказчику оператором электронной площадки на соответствие их требованиям установленным документацией о таком аукционе.
По результатам рассмотрения вторых частей заявок комиссией принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки требованиям, установленным документации о таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст.69 Закона о контрактной системе.
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе до принятия решения о соответствии 5 таких заявок требованиям, установленным в документации о таком аукционе.
В случае если в аукционе принимали участие менее чем 10 участников и менее чем 5 заявок на участие соответствует указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданные всеми его участниками, которые приняли в нем участие.
Типичные ошибки при заполнении формы 2 для аукциона
Если участник неправильно заполнил форму 2 для аукциона по 44-ФЗ, его заявка снимается с тендера. Чаще всего допускаются ошибки следующего характера:
- В заявке отсутствуют характеристики продукции, предлагаемой участником. Вместо этого лишь повторяются диапазоны значений из технического задания.
- Характеристики объекта поставки, отмеченные в заявке, не соответствуют условиям технического задания.
- Отсутствуют сведения о стране происхождения товара.
- В заявке указаны ложные сведения о ТРУ. Такой участник может даже выиграть тендер, но при приемке товаров, работ или услуг при исполнении контракта обязательно обнаружится, что поставка выполнена с нарушением требований. Это чревато для исполнителя штрафными санкциями и занесением в реестр недобросовестных поставщиков.
Условия для участия в закупках в соответствии с 44-ФЗ
В соответствии с п. 4 ст. 3 44-ФЗ, участник закупки — это абсолютно любое юридическое или физическое лицо, в том числе и индивидуальный предприниматель.
У поставщиков есть разные регистрационные данные — организационно-правовая форма, вид собственности, юридический адрес, место происхождения капитала. Исключением являются юридические лица, зарегистрированные в государстве либо на территории, для которых утвержден льготный режим (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ), или же в офшорных зонах.
Параметры, которым должны соответствовать те, кто решил участвовать в закупке, установлены ст. 31 закона о контрактной системе. Их принято подразделять на единые и дополнительные. Единые (общие) требования к участникам закупки следующие:
- Участник соответствует требованиям закона к поставщикам товара, исполнителям работ и услуг (п. 1 ч. 1 ст. 31). Для подтверждения к заявке прилагаются, например, копии лицензий, свидетельств СРО или сертификатов соответствия.
- По отношению к потенциальному исполнителю не проводится процедура ликвидации (ст. 61 ГК РФ) или банкротства (ст. 2 закона №127 от 26.10.2002) и не приостановлена его деятельность в административном порядке (ст. 3.12 КоАП РФ). Все эти сведения необходимо подтверждать декларацией о соответствии. Проверяют участника на банкротство на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве.
- Отсутствует недоимка по обязательным платежам в бюджеты в размере более чем 25% от балансовой стоимости активов участника (п. 5 ч. 1 ст. 31). Данные сведения подтверждают декларированием.
- Отсутствует судимость за преступления в сфере экономики и уголовные наказания за нарушения закона, которые прямо связаны с закупочной деятельностью по ст. 289, 290, 291 и 291.1 УК РФ (п. 7 ч. 1 ст. 31). На момент объявления закупки у поставщика не должно действовать заключение исполнительного органа о наказании в виде лишения права занимать определенные должности, осуществлять определенную деятельность, непосредственно связанную с поставкой товаров, работ или услуг, являющихся закупаемыми объектами (ст. 47 УК РФ). У исполнителя должны отсутствовать административные наказания в виде дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ). Этот признак относится к руководителям компании и главному бухгалтеру и подтверждается декларированием. Если заказчик обнаружил, что участника ранее осудили за такие правонарушения, но судимость аннулирована или погашена, то такой поставщик вправе участвовать в закупочной деятельности.
- Лицо, принимающее участие в торгах, не должно являться офшорной организацией (приказ Минфина №108н от 13.11.2007). В качестве подтверждения предоставляется выписка из ЕГРЮЛ.
- Между заказчиком и участником процедуры отсутствует конфликт интересов (письмо Минфина №24-05-09/47126 от 24.07.2017). Это подтверждается соответствующей декларацией.
- Лицо, принимающее участие в торгах, обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. Условие необходимо учитывать, если в ходе исполнения контракта заказчик приобретает права на такие результаты (п. 8 ч. 1 ст. 31).
- Участник закупки — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента участия в закупке не привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП, — незаконное вознаграждение от имени юридического лица (п. 7.1 ч. 1 ст. 31).
- Нет прочих ограничений для участия (п. 11 ч. 1 ст. 31, введен законом №504 от 31.12.2017).
Соответствие этим параметрам подтверждается декларацией о соответствии участника аукциона п. 3 – 9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, которая не всегда формируется с помощью функционала электронной площадки.
По ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона №44, заказчик вправе установить условие о том, что компания потенциального исполнителя (в том числе весь руководящий состав) не должна состоять в реестре недобросовестных поставщиков (письмо Минфина №24-05-09/62505 от 26.09.2017).
Если же говорить о дополнительных условиях для участников тендера, то правительство РФ вправе устанавливать их в зависимости от вида закупаемых товаров, работ и услуг. Так, в соответствии с постановлением правительства №99 от 04.02.2015, к таковым относятся:
- опыт, недвижимое имущество, определенное оборудование и технические средства (к примеру, для выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия);
- опыт исполнения аналогичного контракта за последние три года (относится к строительным работам);
- опыт и владение речными или морскими транспортными средствами (для оказания транспортных услуг в сфере воинских морских и речных перевозок).
Помимо указанных условий, заказчик вправе предусмотреть условие об отсутствии информации в РНП (реестр, содержащий сведения о поставщиках, которые некачественно исполнили или вовсе не исполнили положения контракта).
Что касается условия предоставить различного рода свидетельства СРО, лицензии, то в состав единых требований включен пункт о соответствии поставщика всем условиям, которые указаны в документации к закупке. При этом, например, из норм, которые регулируют порядок проведения запроса котировок, следует, что заказчик не вправе требовать подобные документы. В такой ситуации проверка соответствия участника возлагается на заказчика.
Есть и другая точка зрения относительно выдвинутых требований при осуществлении запроса котировок. Так, арбитражные суды отмечают, что условия заказчика предоставлять свидетельства или лицензии правомерны, так как они установлены на основании п. 1 ч.
Что делать, если участник не соответствует требованиям
Если закупочная комиссия обнаружила несоответствия участника единым требованиям закупки или тот предоставил недостоверную информацию, его отстранят. Отстранение от участия в электронном конкурсе, аукционе или же отказ от заключения контракта с победителем закупки осуществляют в любой период до момента заключения контракта (ч. 9 ст. 31 закона №44).
Поэтому если в закупочной документации установлены единые требования по ч. 1 ст. 31 Федерального закона о контрактной системе, членам комиссии надлежит рассмотреть все заявки на предмет их соответствия условиям и отстранить тех исполнителей, которые им не соответствуют (письмо Минфина №24-03-08/70136 от 25.10.2017).
То же самое касается и несоответствия поставщиков параметрам, определенным в ч. 1.1 ст. 31.
Если организация-заказчик установила для поставщика условие об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, а члены комиссии при проверке по нормам ч. 8 ст. 31 обнаружили компанию (его руководителя и проч.) или же физическое лицо, ИП (потенциальных исполнителей) в РНП, то комиссия должна отклонить такую заявку или же отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона, сведения о котором содержатся в РНП (письмо Минфина №24-05-09/62505 от 26.09.2017).
Вместе с первой необходимо подать и вторую часть заявки, хотя рассматривать их заказчик будет в разное время. Во второй части заявка на участие в аукционе содержит:
- Сведения о поставщике в форме анкеты. Вы можете воспользоваться примером на рис.2
- Декларацию соответствия требованиям, установленным в части 1 статьи 31 Федерального Закона 44-ФЗ. Документы прикладывать не надо, достаточно просто декларировать, что вы соответствуете.
- Решение об одобрении крупных сделок. Хоть оно и входит в пакет документов для регистрации на ЭТП, лучше продублировать.
- При закупке среди СМП, приложите выписку из реестра, подтверждающую ваш статус.
Документы для участия в открытом конкурсе
Для участия в открытом конкурсе необходимо подготовить весь перечень обязательных документов, в который входит
- Информация о юридическом/физическом лице. Представители компаний указывают в заявке полное название организации, адреса — фактический и юридический, ИНН учредителей. От частных лиц потребуются данные паспорта, адрес места прописки, контакты.
- Выписка из ЕГРЮЛ для организаций, для индивидуальных предпринимателей — ЕГРИП. Допускается прикрепить оригинал, либо нотариально заверенную копию. Физлица представляют ксерокопию паспорта.
- Ксерокопии учредительной документации, а также имеющиеся лицензии, сертификаты и т.д.
- Доверенность на представление интересов, подтверждающая должностные права работника на осуществление определенных действий от компании.
- Документы, свидетельствующие о принадлежности участника торгов к организациям бюджетной сферы.
- Разрешение руководства о согласии на сделку.
- Коммерческое предложение, в котором отражается стоимость товара/работ/услуг, объем, страна производства.
- Сертификаты, паспорта качества — в подтверждение соответствия товара/работ/услуг требованиям, установленным законодательством.
- Платежный документ, как обеспечение заявки на участие в торгах.
- Копии ранее исполненных договоров, а также закрытые платежные документы по ним дополнительно предоставляются исполнителем, если в предложении указана цена ниже первоначальной стоимости контракта на 25% и более.
By 29.08.2016 Друзья, на нашем сайте есть много информации, посвященной , и я часто в своих видео говорю о важности заранее подготовленных документов для . Я напомню что в рамках самая распространенная форма конкурентных закупок — это аукцион в электронной форме.
И если вы сможете заранее свой пакет документов подготовить, то вы упростите свою задачу по участию в этих аукционах на 50%. Ведь из раза в раз, подавая свои заявки, вы будете использовать стандартный набор документов, который я называю универсальным пакетом документов для участия в торгах.
И секрет экономии времени и простоты работы в аукционах заключается в заранее составленной второй части ваших заявок.
Итак я напомню что заявка на участие в торгах состоит из двух частей.
Вторая часть заявки электронного аукциона какие документы нужны
Их необходимость для ведения деятельности устанавливается правовыми актами соответствующих отраслей.Вопросы в стиле: «нужна ли мне какая-то лицензия(разрешение) на участие в госзакупках?» являются безграмотными.Заказчик вполне может забыть указать в аукционной документации необходимость иметь (и приложить в заявке) лицензию или просто не знать о её существовании, но это не даёт участнику законного права заниматься такой деятельностью в отстутствие лицензии.*Сертификаты качества\соответствия товаров во всём правовом поле РФ предъявляются только при непосредственной (физической) поставке товара.Они могут быть получены участником только когда товар уже произведён и/или закуплен.Таким образом заочно требовать и прикладывать в аукционной документации сертификаты на товары (который ещё никому никуда не поставлен) — незаконно и абсурдно.
Документы в составе второй части заявки
При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 Грк РФ и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗСО от 18.02.2016 №№ Ф04-157/2016, А75-6068/2015 «Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, принимая во внимание, что работы требующие наличия лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонта средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ по строительству детского сада, при исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу, что включение требований о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также копии документа, подтверждающего намерения сторон заключить договор субподряда в будущем к участникам закупки будут являться неправомерными.
Ст 14 44 фз какие это документы образец
Какие документы приложить ко второй части заявки.
Чтобы соблюсти все нормы статьи 14 44-ФЗ потенциальный поставщик обязан подтвердить страну происхождения предлагаемого им товара.
Сделать это можно, приложив ко второй части заявки сертификат или декларацию соответствия на продукцию.
Однако, такие требования распространяются на узкий круг товаров, попадающих под действия отдельных постановлений Правительства и предназначающихся для обеспечения потребностей обороны страны.
Если реализуется закупка товаров, включенных в перечень Правительства России № 1224 от 24 декабря 2013 года, то на участника возлагается обязанность подтвердить, что компания является резидентом РФ. Для этого достаточно выписки из ЕГРЮЛ.
Обязательным условием становится указание страны происхождения товаров при подаче заявок. Наименование страны включается в описание предлагаемой продукции в первой части заявки.
В некоторых случаях заказчики не вникают в особенности применения статьи 14 и включают такое требование в документацию ко всем закупкам.
Нередко заявки отклоняются по причине отсутствия документа, подтверждающего соответствие статье 14. Оспорить такое отклонение можно, но на это потребуются трудозатраты и время. Поэтому лучше постараться этого избежать.
Сформируйте документ (декларацию) в свободной форме. Ниже представлен образец.
Первая часть заявки на электронный аукцион — важные моменты
Заявка должна содержать подписанное ЭЦП подрядчика согласие на участие в электронном аукционе и выполнению работ/услуг на определенных условиях, обозначенных заказчиком в тендерной документации.
В случаях, когда объявленный тендер направлен на снабжение товаром или его эквивалентом, заявка должна включать технические свойства продукции, описанные в форме 2 или в любом другом виде в составе документации. Указанная подрядчиком продукция должна отвечать требованиям, указанным в тендерной документации, а также включать необходимые данные по товарному знаку (при его наличии).
Технические характеристики и данные о продукции указываются в первой части заявки, вследствие чего она нередко неформально называется формой 2 для аукциона по 44 ФЗ.
Она представляет собой таблицу с определенным количеством столбцов и требуемым, для отображения всех данных, количеством строк.
В случае, если Вы нуждаетесь в помощи при составлении первой части заявки (формы 2) или не уверены в правильности заполнения, Вы можете воспользоваться нашей услугой оформления заявки или получить бесплатную консультацию наших специалистов .
Образец заявки на аукцион
Примеры заполнения первых частей заявок на электронные аукционы.
Как правильно заполнить заявки на электронный аукцион? Скачать образец заявки на аукцион в электронной форме.
Помощь специалистов ГК «Тендерные решения»
Услуга | Стоимость (руб.) | Гарантии и условия исполнения |
Подготовка первых частей заявок на электронные аукционы |