Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Некоммерческие поступления в НКО. Добровольные взносы и пожертвования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если рассмотреть ситуацию с благотворительностью на Западе, то никаких рычагов для развития этого дела государство не имеет. В европейских странах компании или простые граждане, желающие заниматься помощью людям, животным или окружающей среде, не имеют никаких льгот и поблажек от государства.
Спонсорство и реклама — для налогов близнецы-братья
— после проведения шоу-программы учтен ранее перечисленный аванс; Дебет 44 Кредит 60-1 — 1 000 000 руб.
врезку «Обратите внимание!»). Их перечень приведен в ст. 2 указанного Закона.
Причем в той же статье сказано, что помощь коммерческим организациям, поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.
— отнесена на расходы стоимость услуг по рекламе на основании акта приема-передачи услуг; Дебет 19 Кредит 60-1 — 180 000 руб.
— отражен НДС по спонсорскому взносу. Как видим, в бухгалтерском учете нет никаких особенностей отражения операций по спонсорству. Что касается налогообложения спонсорского взноса, то тут есть свои особенности. Начнем с НДС. По условиям примера спонсорский взнос перечислен с учетом НДС.
И это сделано неспроста. Спонсорский взнос не относится к благотворительной деятельности.
Как мы уже отметили, это плата за услуги по рекламе. А реализация услуг является объектом налогообложения НДС (подп.
1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому рекламораспространители должны в обязательном порядке на стоимость оказанных услуг начислить НДС.
При выполнении всех условий принятия НДС к вычету сумму входного НДС можно зачесть (подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ)
Налог на добавленную стоимость (НДС)
По общему правилу налогоплательщик НДС имеет право на налоговый вычет сумм НДС, предъявленных ему исполнителями по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС, а также по суммам предоплат, перечисленным в счет отгрузки таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) (пп. 1 п. 2, п. 12 ст. 171 Налогового кодекса РФ).
В связи с этим организация-спонсор имеет право на соответствующие налоговые вычеты при условии, что деятельность организации-спонсора облагается НДС.
Налоговый вычет в отношении перечисленного спонсорского взноса (перечисленной предоплаты за услуги) производится при наличии счета-фактуры, выставленного спонсируемым лицом (исполнителем) при получении предоплаты, платежного документа, подтверждающего перечисление суммы предоплаты, и договора, предусматривающего перечисление предоплаты (п. 9 ст. 172 НК РФ).
После подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг сумма НДС, предъявленная исполнителем со стоимости оказанных услуг, может быть принята к вычету при условии принятия к учету оказанных услуг на основании счета-фактуры, выставленного исполнителем на оказанные услуги (абз. 1, 2 п. 1 ст. 172 НК РФ).
Одновременно подлежит восстановлению сумма НДС, принятая к вычету с перечисленной предоплаты (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Сумма денежных средств, перечисленных в качестве спонсорского взноса, является в данном случае предоплатой за оказание рекламных услуг. Сумма предоплаты не признается расходом организации и отражается в учете в качестве дебиторской задолженности спонсируемого по оказанию рекламных услуг (п. п. 3, 16 Положения по бухгалтерскому учету Расходы организации ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, суммы выданных авансов и предоплат учитываются на счете 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками обособленно, например на аналитическом счете 60-ва Суммы выданных авансов и предоплат.
Таким образом, перечисление спонсорского взноса спонсируемому отражается бухгалтерской записью по дебету счета 60, аналитический счет 60-ва, в корреспонденции с кредитом счета 51 Расчетные счета.
На дату подписания акта об оказании рекламных услуг расходы на спонсорскую рекламу признаются расходами по обычным видам деятельности и отражаются по дебету счета 44 Расходы на продажу в корреспонденции с кредитом счета 60, аналитический счет 60-р Расчеты за оказанные услуги (п. п. 5, 7, 16, 18 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов).
Расходы на спонсорскую рекламу признаются в сумме спонсорского взноса, перечисляемого рекламораспространителю, без учета предъявленного им НДС, подлежащего налоговому вычету (п. 6.1 ПБУ 10/99).
Одновременно сумма предоплаты засчитывается в счет оплаты рекламных услуг записью по дебету счета 60, аналитический счет 60-р, и кредиту счета 60, аналитический счет 60-ва.
Порядок отражения в бухгалтерском учете налогового вычета по НДС с суммы перечисленной предоплаты (спонсорского взноса) нормативно не закреплен, в связи с чем он разрабатывается самостоятельно и закрепляется в учетной политике (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету Учетная политика организации (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н). Полагаем, что указанный налоговый вычет, подлежащий впоследствии восстановлению, может быть отражен по дебету счета 68 Расчеты по налогам и сборам в корреспонденции с кредитом счета, например, 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами, аналитический счет 76-НДС НДС с перечисленной предоплаты.
Соответственно, восстановление НДС после оказания услуг в счет перечисленной предоплаты будет отражаться обратной записью по указанным счетам.
Бухгалтерские записи по принятию к учету и налоговому вычету суммы НДС со стоимости оказанных рекламных услуг производятся в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов, и приведены в нижеследующей таблице проводок.
Наряду с установлением инвестиционного вычета по налогу на прибыль закон расширил и налоговые льготы по НДФЛ для меценатов.
В этих целях субъектам РФ было предоставлено право увеличивать величину социальных вычетов для физлиц, которые направляют пожертвования в учреждения культуры.
Напомним, до 2019 года социальный вычет по НДФЛ уже действовал в отношении доходов физлиц, осуществляющих пожертвования ряду организаций. Например, благотворительным и религиозным организациям, социально ориентированным НКО и организациям, осуществляющим деятельность в области науки.
Данный вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного физлицом в налоговом периоде.
С 01.01.2019 для физлиц, осуществляющих пожертвования государственным и муниципальным учреждениям культуры, вводится повышенный социальный вычет. Законом субъекта РФ этот вычет может быть увеличен до 30% суммы дохода, полученного физлицом в налоговом периоде.
Также регионы смогут установить категории учреждений культуры, пожертвования которым могут быть приняты к вычету в увеличенном размере.
Налог на прибыль предприятий и организаций
В соответствии со ст.6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 (ред. от 09.05.2001) «О налоге на прибыль предприятий и организаций» при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы взносов на благотворительные цели (включая связанные с реализацией программ переквалификации офицеров и социальной защиты воинов — интернационалистов, воевавших в Афганистане, и военнослужащих, увольняемых в запас), в экологические и оздоровительные фонды, на восстановление объектов культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов, их предприятиям, учреждениям и объединениям, общероссийским общественным объединениям, специализирующимся на решении проблем национального развития и межнациональных отношений, в фонды поддержки образования и творчества, детским и молодежным общественным объединениям, религиозным организациям (объединениям), зарегистрированным в установленном порядке; средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения и спорта, природным заповедникам, национальным природным и дендрологическим паркам, ботаническим садам, но не более 3% облагаемой налогом прибыли; а государственным учреждениям и организациям культуры и искусства, кинематографии, архивной службы, творческим союзам и иным объединениям творческих работников, в чернобыльские благотворительные организации, в том числе международные, и их фонды — не более 5% облагаемой налогом прибыли.
Перечисленные фонды и организации, получившие такие средства, по окончании отчетного года представляют в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и об их расходовании. В случае использования средств не по назначению сумма этих средств взыскивается в установленном порядке в доход федерального бюджета.
Следовательно, организация, перечислившая денежные средства на специальный счет Главного управления федерального казначейства Минфина России, имеет право заявить льготу по налогу на прибыль применительно к пп.»в» п.1 ст.6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
В соответствии с указанной нормой перечисленные средства в установленном порядке включаются в общую сумму средств, подлежащих освобождению от налогообложения, с учетом ограничений в размере не более 3% облагаемой налогом прибыли.
Кроме того, в соответствии со ст.8 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (ред. от 24.03.2001) законодательным органам субъектов Российской Федерации и представительным органам местного самоуправления предоставлено право по установлению для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительных льгот по налогу на прибыль в пределах сумм, подлежащих зачислению в их бюджеты.
Порядок льготного налогообложения, установленный Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ, действует до 1 января 2002 г. С 01.01.2002 вводится в действие гл.25 части второй Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций», устанавливающая принципиально новый подход к исчислению данного налога. К числу наиболее значительных изменений порядка исчисления налога на прибыль относятся практически полная отмена налоговых льгот и снижение налоговой ставки до 24%. При этом установлено, что 7,5% будет зачисляться в федеральный бюджет, 14,5% — в бюджеты субъектов Российской Федерации и 2% — в местные бюджеты. Несмотря на отмену льгот на федеральном уровне законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации предоставлено право снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, но не более, чем на 4%.
Прежде те компании, которые участвовали в благотворительности, получали некоторую выгоду, так как когда производился расчет налогооблагаемой базы, средства, направленные на благотворительность, к учету не принимались. Организации вправе были тратить на такие нужды не более 5% своего дохода. Деньги, направленные на благотворительность, подлежали учету в качестве расходов компании, а это позволяло значительно снизить налог на прибыль. Однако, в связи с этим стало возникать большое количество фиктивных фирм, которые уход от уплаты налогов прикрывали благотворительностью. Так дело обстояло до 2005 года.
На сегодняшний день организации вправе осуществлять благотворительность только за свет своей чистой прибыли, а какие либо вычеты по налогу не предусмотрены. Льготы предусматриваются только в некоторых регионах, в размере от 1 до 4,5% от части, подлежащей к уплате в региональный бюджет. Исключение составляют только те организации, которые осуществляют пожертвование в науку, культуру, здравоохранение, если они занесены в специальный перечень определенного ведомства.
Благотворительный вычет: Налог против части налогового процесса
Благотворительные отчисления являются частью налогового процесса. Отчисления уменьшают сумму облагаемого налогом дохода, о котором сообщает лицо, а не уменьшают сумму налогового векселя, который причитается в конце налогового процесса, как налоговый кредит.
При подаче налогов есть два варианта в отношении вычетов. Вы можете выбрать файл со стандартным вычетом или использовать метод детализированного вычета. Использование детализированного метода вычетов требуется при сообщении налоговых вычетов, таких как благотворительные пожертвования и другие приемлемые расходы. В противном случае вы бы выбрали стандартный вычет.
Каждый человек должен иметь вес, который принесет им наибольшую пользу при подаче налогов, и большинство служб подачи заявок уведомят подателя, если другие варианты будут для них более выгодными.
Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).
При оказании благотворительной помощи между благотворителем и благополучателем отсутствуют отношения по выполнению работ, оказанию услуг, а благотворительная помощь не относится ни к одному из перечисленных договоров.
Следовательно, при оказании благотворительной помощи физическому лицу у организации, на наш взгляд, обязанности по уплате страховых взносов не возникает.
Налог на добавленную стоимость
НДС благотворительные пожертвования в соответствии с подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ. Согласно данной норме:
— «не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации… передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров».
Как указано выше для обоснования правомерности применения льготы важно правильно оформить все документы. Следует обратить внимание на то, что УФНС РФ по г. Москве в Письме № 16-15/126825 от 2 декабря 2009 г. приводит примерный перечень документов, которые, по мнению налогового органа необходимы для применения освобождения от налогообложения передачи благотворительных пожертвований.
Участники благотворительности
Участники и нормы благотворительности указаны в специальном Федеральном законе «О благотворительной деятельности и организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ. При этом можно выделить 3 основных участников данных правоотношений: благотворитель (лицо, оказывающее благотворительную помощь), доброволец (физлицо, бескорыстно выполняющее работы в рамках благотворительности), благополучатель (конечное лицо, которому предназначена благотворительная помощь).
Особую роль в этих правоотношениях играют благотворительные фонды. Это такие некоммерческие организации, которые собирают помощь от благотворителей и распределяют ее среди благополучателей. При этом в рамках налогообложения льготами обладают лишь благотворительные фонды, официально зарегистрированные в виде некоммерческих организаций (далее по тексту НКО). Кроме того, крайне важно, какой вид деятельности прописан у такой организации в уставе. Отклонение от уставной деятельности лишает организацию ряда налоговых льгот.
Частые вопросы налогоплательщиков рассмотрели эксперты КонсультантПлюс:
Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Отчетность благотворительных фондов
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете» некоммерческие благотворительные организации должны сдавать баланс и отчет о целевом использовании полученных средств.
Такие НКО являются налогоплательщиками в рамках учета налога на прибыль и должны сдавать отчет об использовании на целевые нужды полученных средств – Лист 07 декларации налога на прибыль.
В соответствии с Порядком заполнения декларации Лист 07 включается в состав декларации и подается некоммерческими организация ежегодно.
Благотворительные организации заполняют графы 2 и 5 Листа 07 с указанием срока использования поступивших целевых поступлений. В случае использования полученных средств на нецелевые нужды (нарушение условий их получения) благотворительная организация заполняет графу 7, такие доходы подлежат включению в состав внереализационных.
См. также статью «Как верно заполнить декларацию по налогу на прибыль нарастающим итогом?»