Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1.2 Учётная политика для целей бухгалтерского учёта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учётная политика утверждается при создании организации, а также может утверждаться ежегодно, — до наступления финансового года, или в самом его начале. Если изменений в учётной политике в течение года не было, утверждать её заново не нужно.
Структура учётной политики
Учётная политика может быть единой для бухгалтерского и налогового учёта, либо отдельной по каждому виду учёта. Порядок оформления — на усмотрение руководителя. Мы рассмотрим общий вариант, который состоит из трёх разделов:
- организационно-документальный;
- методология ведения бухгалтерского учёта;
- методология ведения налогового учёта.
Учетная политика для целей бухучета
Формирование учетной политики для бухучета осуществляется в соответствии с ПБУ 1/2008 и другими стандартами бухучета. Утвердить ее надо до начала года, в котором она будет применяться. Новые юрлица должны утвердить УП в течение 90 дней с даты госрегистрации.
Изменения и дополнения вносятся в УП в следующих случаях:
- при изменении законодательства;
- существенном изменении условий деятельности предприятия, в том числе появлении новых видов деятельности;
- разработке новых методов ведения учета.
В первых двух случаях поправки, внесенные в УП, применяются c начала действия соответствующих изменений, а в третьем — с начала очередного календарного года.
Как правило, структура УП состоит из двух блоков: организационных и методологических положений. Состав каждого блока представлен в таблице.
Организационные положения |
Организация системы бухучета в компании: способы обработки информации, распределение ответственности за учетный процесс и т. д. |
Организация системы внутреннего контроля |
|
Формы первичных документов |
|
Порядок документооборота |
|
Рабочий план счетов |
|
Формы учетных регистров |
|
Порядок и сроки проведения инвентаризации |
|
Состав бухгалтерской отчетности |
|
Методологические положения |
Группировка фактов хозяйственной жизни |
Оценка каждого вида имущества при их поступлении, создании и выбытии |
|
Оценка обязательств |
|
Порядок отнесения материальных ценностей к ОС и запасам |
|
Способы начисления амортизации ОС и НМА |
|
Порядок учета доходов и расходов |
|
Формирование резервов |
|
Оценочные обязательства |
|
Принципы формирования бухотчетности |
Учетная политика для целей налогообложения: нюансы по НДС
Собранные в следующей таблице элементы учета НДС включаются в учетную политику 2020 – 2021 годов при необходимости или по желанию, на перспективу.
Налог |
Элемент УП |
В каких случаях включается в УП |
НДС |
Порядок раздельного учета входного НДС, уровень существенности |
При совмещении налоговых режимов, наличии облагаемых и необлагаемых операций и операций, облагаемых по разным ставкам, ведении учета операций по совместной деятельности, исполнении функций доверительного управляющего |
Порядок предъявления входного НДС к вычету |
При осуществлении операций, облагаемых НДС по ставке 0% |
|
Порядок учета предоплаты за товары, работы, услуги с длительным производственным циклом |
При наличии таких операций |
|
Использование индекса обособленного подразделения |
При наличии таких подразделений |
Где заказать разработку учетной политики организации в Москве?
Разработка учетной политики организации — услуга, которую наши специалисты предоставят по вашему запросу.
- Учетная политика организации разрабатывается специалистами, а утверждается владельцем компании или главным бухгалтером.
- Заключается официальный договор, в котором прописываются все нюансы сотрудничества, устраивающие обе стороны.
Для того чтобы выбрать и сформировать учетную политику для вашей организации мы:
- Примем ваш заказ.
- Проведем детальный анализ предыдущей учетной политики.
- Примем участие в формировании и разработке учетной политики для вашей организации.
- Протестируем учетную (принятую нами) политику и составим необходимую отчётность.
- Скорректируем учетную политику организации для достижения нужного эффекта.
Как следует подходить к составлению учетной политики?
В качестве исходной должна быть информация о том, какой режим налогообложения будет применять организация: общий, специальный или их совмещение. Помимо этого нужно знать структуру организации, так как наличие или отсутствие обособленных подразделений влияет на порядок уплаты налогов и требует отражения в учетной политике. Кроме того, при наличии обособленных подразделений в учетной политике закрепляется порядок нумерации, составления и оформления счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, а также ведения журнала учета счетов-фактур и книги продаж.
Нужно проанализировать виды деятельности, которыми организация фактически занимается. В случае начала осуществления новых видов деятельности учетная политика может быть дополнена порядком отражения этих видов деятельности для целей налогообложения. При необходимости такие дополнения вносятся в течение налогового периода.
Следует удостовериться в обладании специальным статусом. Например, для профессиональных участников рынка ценных бумаг действуют особенности определения налоговой базы, в частности, возможность включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам).
Необходимо проверить принадлежность организации объектов (земля, транспорт, имущество), которые признают ее налогоплательщиком соответствующего налога.
В итоге для организации, применяющей общий режим налогообложения, в учетной политике способы (методы) учета показателей для налогообложения можно будет установить только в отношении налога на прибыль организаций и НДС. Для исчисления иных налогов дополнительных положений, помимо законодательства о налогах и сборах, не потребуется. В этом случае структура учетной политики может выглядеть следующим образом: общие положения, НДС, налог на прибыль, формы регистров.
Должна ли организация оговорить в учетной политике все особенности, предусмотренные Налоговым кодексом?
Нет. В учетную политику следует включать те положения, которые необходимы для исполнения обязанности по исчислению и уплате налогов в связи с конкретной деятельностью, осуществляемой организацией. Принимать учетную политику с учетом особенностей, предназначенных НК РФ для видов деятельности, которые организация не осуществляет – напрасный труд.
С другой стороны, учетная политика должна являться инструментом, позволяющим налогоплательщику в максимальной степени использовать предоставляемые законодательством о налогах и сборах преференции в виде ускоренного списания расходов, переноса убытков и т.д.
Поэтому можно рекомендовать оговаривать в учетной политике применение всех тех положений Налогового кодекса, которые сформулированы как «налогоплательщик вправе», если они направлены на реализацию вышеназванной цели.
Как сформировать налоговую учетную политику
В отличие от бухучета, единых правил составления налоговой учетной политики нет. Здесь все зависит от применяемой бизнесменом системы налогообложения.
Налоговую учетную политику, с учетом особенностей своих налоговых режимов, должны формировать как организации, так и ИП.
В соответствии со ст. 313 НК РФ налогоплательщики обязаны самостоятельно организовать налоговый учет так, чтобы обеспечить сбор полной и достоверной информации, необходимой для расчета обязательных платежей.
Наиболее подробную учетную политику должны составлять компании, которые работают на общей системе налогообложения (ОСНО).
Дело в том, что при расчете налога на прибыль НК РФ предоставляет налогоплательщику наибольшее количество вариантов ведения учета.
Как создать учетную политику организации
Чтобы грамотно составить учетную политику, учитывайте проводимые и планируемые операции компании – так можно охватить все способы оценки и учета активов компании. При создании учетной политики компания сама определяет структуру документа. Несмотря на это, в УП обязательно отображают: правила ведения документооборота, порядок проведения инвентаризации и расчетов с сотрудниками, расчеты налоговых и бухгалтерских обязательств, контроль за выполнением всех хозяйственных операций.
Кроме правильной и актуальной документации, у компании должен быть порядок в обработке входящих заявок. Чтобы увеличить лояльность клиентов и повысить конверсию сайта, подключите виджеты Calltouch. Инструменты автоматически обрабатывают обращения клиентов с сайта, лидформ Facebook* (продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией) и ВКонтакте и собирают заявки в нерабочее время. Наведите порядок и увеличьте эффективность общения с клиентом через бесплатные виджеты, оплачивая только минуты разговора.
Рабочий план счетов в учетной политике организации
План счетов и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н, содержат счета, которые используются для ведения бухгалтерского учета. Синтетические счета из Плана изменению не подлежат, а субсчета можно использовать свои.
Чем может отличаться рабочий план счетов в учетной политике организации от Плана счетов:
- В Рабочем плане счетов должна быть детализация по субсчетам, в зависимости от особенностей деятельности. Причем субсчета могут быть не только первого, но и второго, третьего и сотого порядка. Все зависит от ваших потребностей в детализации учета и возможностей их осуществления.
- В Рабочем плане счетов может не быть счетов, которыми организация не пользуется, например, 15, 16, 23, 29, 40 и т.д.
- Кроме того, если бухгалтерии нужно составлять какие-либо внутренние отчеты, например, для принятия управленческих решений, то это также нужно учитывать в рабочем плане счетов.
Рабочий план счетов обычно имеет вид таблицы, например, такой:
Номер и наименование счета | Номер и наименование субсчета |
20 «Основное производство» | 20-1 «Выпуск продукции А» |
20-2 «Выпуск продукции Б» |
Учет основных средств в учетной политике
Как ни одна компания не обходится без основных средств, так и создание учетной политики в организации не обходится без соответствующего раздела. Что именно в него вносить, нам подскажет ПБУ 6/01.
1) Определяем, что будет учитываться в качестве основных средств, т.е. устанавливаем стоимостной лимит признания объекта основным средством.
В п.5 ПБУ 6/01 есть оговорка – если объект можно считать основным средством, но он стоит меньше предела, предусмотренного ПБУ (сейчас 40 тыс. руб.), то его можно учитывать как материально-производственные запасы. Независимо от срока службы.
2) Заводится или нет инвентарная карточка на арендованный объект и присваивается ли инвентарный номер (п.14 Методических указаний по учету основных средств, написано «рекомендуется»).
3) Из чего формируется первоначальная стоимость ОС (фактические затраты или закупка+монтаж)
4) Порог существенности для учета основных средств, состоящих из нескольких частей. Например, если вы устанавливаете в бухгалтерском учете сроки полезного использования основных средств по Классификатору, то критерием существенности может быть попадание частей объекта в разные амортизационные группы (например, лифтовое оборудование и инженерные сети в многоэтажном здании).
5) Проводится ли в организации переоценка. Если да, то когда (ежегодно или раз в сколько-то лет), что (какие именно группы основных средств, например, здания) и как переоценивается (путем индексации или прямого пересчета по рыночным ценам).
6) Способы начисления амортизации основных средств. Обычно выбирается один способ для всех основных средств, но любители «изюминки» могут установить разные способы для групп однородных объектов. Частота начисления амортизации (ежемесячно, раз в год или другой период).
7) Определение срока полезного использования основных средств. Обычно устанавливают, что срок будет определяться на основании Постановления Правительства от 01.01.2002 №1, которое используется в налоговом учете.
8) Учет выбытия недвижимости. Недвижимость выбывает из состава основных средств в момент подписания акта приема-передачи, а доходы и расходы от продажи надо признавать на дату перехода к покупателю права собственности (дата государственной регистрации). До момента перехода права собственности недвижимость может учитываться на счете 01 «Выбытие ОС» или 45 «Товары отгруженные».
Основы формирования учетной политики
Экономические условия, сложившиеся на современном этапе развития, требуют от предприятий учета и отчетности с соблюдением определенных правил, которые должны применяться каждый год. Существуют нормативные акты компаний, благодаря которым бухгалтерский учет осуществляется, но предоставляется свобода выбора. Компании могут выбирать из множества методов бухгалтерского учета наиболее подходящие для отображения хозопераций в бухучете. Лимиты на использование любого метода ограничены действующим законодательством и профессионализмом руководителя, главного бухгалтера.
Если организация только создалась и зарегистрировалась, то утверждение учетной политики составляет 90 дней со дня регистрации.
Основной целью формирования УП является документирование методов бухгалтерского учета, приемлемых для работы. Учитывая постоянные изменения, которые происходят в экономике, представляется целесообразным изучить определение сущности понятия «учетная политика» в нормативно-правовой базе, которая в свою очередь лежит в основе внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.
С основы формирования политики учета начинается любая организация бухучета. Чтобы в компании была максимально эффективная система бухгалтерского учета, руководитель и главный бухгалтер должны выбрать из имеющихся вариантов наиболее подходящий для отражения экономической жизни компании в отчетах (выбор уровня существенности, метод амортизации, метод оценки выбытия активов, метод определения резерва оценки сомнительной задолженности, методы расчета и т. д.).
Несомненно, эти варианты имеют различные последствия и приводят к различным результатам. Очевидно, что влияние одних элементов (например, амортизации) можно проследить в течение нескольких лет, влияние других можно обнаружить только в промежуточной финотчетности, а некоторые не оказывают влияния на финансовые результаты.
Удачным выбором таких методов, как амортизация, оценка выбытия товарно-материальных запасов, учет транспортных и закупочных расходов, определение сметного резерва по сомнительным долгам является залогом дальнейшего эффективного управления предприятием.
Ответственным лицом за формирование политики является главный бухгалтер, что соответствует пункту 4 статьи 6 ФЗ «О бухгалтерском учете».
Формирование учетной политики — это непростой процесс, который является выбором и обоснованием одного из нескольких способов организации учета. Эти способы должны быть разрешены законом. Главный бухгалтер должен иметь при себе знание нормативной базы.
В случае отсутствия документа компании грозит штраф по ст. 126 НК РФ в размере 200 рублей на саму фирму, и 300-500 рублей на руководителя.
Учетная политика предприятия
Введение
В современных экономических условиях происходит ориентация бухгалтерского учета на международные стандарты учета и отчетности.
Исходя из того, что бухгалтерский учет на предприятии осуществляться в определенном порядке, необходимо установить такой порядок, реализация которого бы, обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей. Таким образом, хозяйствующие субъекты разрабатывают и составляют собственную учетную политику.
Учётная политика формируется руководством предприятия и служит главным образом для нужд бухгалтерского учета, однако касается деятельности практически всех других структурных подразделений организации и их работников (например, в части форм первичных документов и правил документооборота) и должна безукоснительно ими соблюдаться. Поэтому утверждать учетную политику следует путем издания отдельного приказа по организации, а участвовать в процессе создания учетной политики могут и должны все заинтересованные структурные подразделения (специалисты) организации в пределах своей компетенции. При необходимости к разработке учетной политики могут быть привлечены также внешние консультанты, например, для обоснования и оптимизации способов ведения учета, для выбора наиболее соответствующего из возможных вариантов организации учета на основе анализа нормативной базы и особенностей бизнеса организации.
1. Задачи учётной политики и факторы, влияющие на её обоснование
Учетная политика — это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Это означает, что учетная политика должна, как минимум, определять все перечисленное в отношении тех направлений и объектов учета, где на уровне нормативного регулирования не установлено единых правил и организациям предоставлено право выбора из нескольких возможных вариантов.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации (п. 5 ПБУ 1/2008). При этом утверждаются:
·рабочий план счетов бухгалтерского учета;
·формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы внутренней бухгалтерской отчетности;
·порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
·методы оценки активов и обязательств;
·правила документооборота и технология обработки учетной информации;
·порядок контроля за хозяйственными операциями;
·другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Таким образом, учетная политика формируется главным бухгалтером и служит главным образом для нужд бухгалтерского учета, однако касается деятельности практически всех других структурных подразделений организации и их работников (например, в части форм первичных документов и правил документооборота) и должна безукоснительно ими соблюдаться. Поэтому утверждать учетную политику следует путем издания отдельного приказа по организации, а участвовать в процессе создания учетной политики могут и должны все заинтересованные структурные подразделения (специалисты) организации в пределах своей компетенции. При необходимости к разработке учетной политики могут быть привлечены также внешние консультанты, например, для обоснования и оптимизации способов ведения учета, для выбора наиболее соответствующего из возможных вариантов организации учета на основе анализа нормативной базы и особенностей бизнеса организации. Форма учетной политики нормативно не регламентирована. Поэтому сформированная учетная политика может быть изложена непосредственно в приказе. В этом случае она будет иметь исключительно текстовый формат с выделением отдельных пунктов. Более удобна табличная форма построения учетной политики. При этом утверждаемая приказом учетная политика является самостоятельным законченным документом (например, положением), имеющим собственную логическую структуру и форму, соответствующую целям ее создания. В этом случае учетная политика становится приложением к соответствующему приказу.
Табличная форма построения учетной политики делает этот документ более структурированным, с наглядными ссылками на нормативные документы, являющиеся обоснованием (основанием) для выбранного организацией способа ведения бухгалтерского учета. Табличная форма позволяет графически выделить в общем объеме документа отдельные разделы, соответствующие конкретным объектам или направлениям учета. Все это облегчает последующее использование учетной политики работниками организации в процессе ежедневной работы. Особенно актуально это в том случае, если бухгалтерская служба имеет сложную иерархическую структуру с разделением учетных работ по направлениям.
Учетная политика организации должна содержать ряд приложений, как минимум, рабочий план счетов бухгалтерского учета, применяемый в данной организации, документооборот и формы внешней бухгалтерской отчетности, разработанные на основе образцов, рекомендованных Минфином России. Утвержденная учетная политика может иметь приложения: дополнительно разработанные в организации формы первичных учетных документов, детальные методики разработанных способов ведения учета и др. Однако при этом не следует забывать, что утвержденная учетная политика со всеми поименованными в ней приложениями является официальным документом и может быть запрошена в ходе проведения различных проверок и судебных разбирательств, представлена учредителям и т.п.
Выбранные способы учета устанавливаются в целом по всей организации, в том числе во всех ее структурных подразделениях (включая и те, что выделены на отдельный баланс), независимо от их места расположения. Но учреждения, финансируемые собственником, являются самостоятельными юридическими лицами, а потому на них не распространяется учетная политика, принятая предприятием-собственником. Это следует из положений ст. 120 ГК РФ.
. Формирование учётной политики для целей бухгалтерского учёта
учет бухгалтерский налоговый политика
Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета — это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации. Установленные в данном документе правила едины для всего учетного процесса в организации, в том числе для филиалов и подразделений, включая выделенные на отдельный баланс.
За формирование учетной политики отвечает главный бухгалтер или другое должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета в организации (руководитель, ведущий бухгалтерский учет единолично, бухгалтер или специализированная организация).
Изменения учетной политики. Нужно ли ежегодно утверждать новую учетную политику? В ПБУ 1/2008 говорится только о правилах ее изменения. Основанием для изменения учетной политики признаются:
·изменение законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
·разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета в целях более достоверного
·представления информации и снижения трудоемкости учета;
·существенное изменение условий хозяйствования, к которым относятся реорганизация, изменение вида деятельности организации и т.п.
С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.
Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики.
Учетная политика организации — это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Формирование учетной политики
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации и утверждается руководителем организации.
При этом утверждаются:
— выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;
— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
— формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
— правила документооборота и технология обработки учетной информации;
— порядок контроля за хозяйственными операциями;
— другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.
Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от места их нахождения.
Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).
Порядок изменения учетной политики
Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
— изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
— разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
— применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
— существенного изменения условий деятельности.
Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д. Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики.
Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.
Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.
Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательств Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете в отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной точностью.
Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному.
Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.
Раскрытие информации в рамках учетной политики
В составе информации об учетной политике по основным средствам подлежит раскрытию следующая информация:
— выбранных способах начисления амортизации;
— порядке списания затрат по ремонту основных средств;
— способах оценки основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств;
— об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (включая случаи достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, переоценку основных средств);
— принятых сроках полезного использования объектов;
— об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;
— об объектах основных средств, предоставленных и полученных, по договору аренды;
— об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе регистрации.
По нематериальным активам в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию как минимум следующая информация:
— способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам нематериальных активов;
— способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений;
— способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;
— принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов.
Форма учетной политики
Существует три формы ведения учетной политики:
- Журнально-ордерная
- Мемориально-ордерная
- Автоматизированная
Для того чтобы учетная политика велась грамотно, необходимо использовать проверенную основу, для классификации и хранения данных. Существуют определенные формы и шаблоны для заполнения документации. Часть из этих документов созданы и утверждены на законодательном уровне, часть определена внутренней политикой компании.
Перед тем как решить, в какой форме будет вестись учет, нужно четко квалифицировать документы:
- Часть документов должна храниться в печатном виде
- Часть документов должна храниться в электронном виде
- Некоторая документация существует только для внутренней отчетности и создается в произвольной форме