Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Протокол. Щебень 5-20 с расклинцовкой уплотнение метод волны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Следует отметить, что найти какое-то стандартное значение сжимаемости на самом деле непросто, так как слишком много факторов оказывают на него влияние. (Все они перечислены выше). Коэффициент уплотнения щебня поставщик может указывать в сопроводительной документации, хотя ГОСТ 8267-93 и не требует этого напрямую.
Акт на уплотнение щебня образец
Однако при транспортировке гравия, в особенности его больших партий, зачастую выявляют значительную разницу объемов при загрузке и на строительном объекте, куда он был доставлен. Поэтому поправочный коэффициент, который учитывает уплотнение щебня, обязательно вносится в договор и контролируется в пункте приема.
Единственное упоминание в действующем ГОСТ: коэффициент уплотнения, независимо от фракции, не должен быть выше 1,1. Поставщики, безусловно, знают об этом, и, дабы избежать возвратов, стараются сделать небольшой запас. К измерениям часто прибегают во время приемки, когда щебень доставляют на стройплощадку, так как заказывают его не тоннами, а кубометрами.
Для этого кузов грузовика с находящимся в нем щебнем, нужно обмерить изнутри рулеткой, после чего рассчитать объем доставленного гравия, а потом умножить его на коэффициент 1,1. Такой расчет позволит приблизительно определить, сколько кубов было засыпано в кузов грузовика до отправки.
протокол уплотения трубы
Российская Федерация, 650021, Кемеровская область, г.Кемерово, ул.Западный проезд ,3а Тел/факс: (384-2) 57-07-30; 57-02-59 |
Аттестат аккредитации №РОСС RU.0001.22СН62 действителен по 12 сентября 2016г. |
ПРОТОКОЛ №62/4 от 19.07.2012г
Объект: «Водопропускная труба на км 343+050 автомобильной дороги М-53 «Байкал » – от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы».
Производитель работ: ОАО «Кемеровоспецстрой» |
Назначение: Засыпка тела трубы |
Место отбора пробы: ПК 0+98 |
Цель отбора: Определение коэффициента уплотнения |
Нормативный документ (ГОСТ, ТУ и др.): |
Исходный материал: Песок |
Условия отбора/хранения образцов(t) :+17°С/+20°С |
Дата отбора:18.07.2013г |
Используемое оборудование при отборе: Кольцо металлическое (диаметром 5 см) |
Дата испытания: с 18.07.2013г. по 19.07.2013г |
Размер, объем выборки (кг, шт, и др.): 24 шт |
Опасный строительный мусор
Тосол
— сложное химическое соединение, которое используется в системе отопления. Длительное вдыхание паров, употребление внутрь и попадание вещества на кожу может привести к сильному отравлению. Жидкость необходимо слить в канистру и передать соответствующей организации на утилизацию. Сливать тосол в канализацию категорически запрещено. Современные технологии позволяют возвращать таким веществам их первоначальные свойства и использовать повторно.
Ртутные лампы
также могут повлечь причинение вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям и окружающей среде. Ртуть является нейротоксином, который оказывает влияние на мозг, почки, печень, вызывает проблемы в развитии. Независимо от количества ламп, их следует сдать на утилизацию.
- флуоресцентные лампы, компактные люминесцентные лампы, лампы черного света;
- металлогалогенныее;
натриевые лампы высокого давления;
неоновые;
ультрафиолетовые.
газоразрядные лампы;
Протокол уплотнения щебеночного основания образец
ГОСТ — методы испытаний щебня При определении технических характеристик щебня по ГОСТ в рамках лабораторных испытаний реализуется следующий алгоритм действий. После отбора нескольких точечных проб на объекте строительства или в карьере происходит их объединение в общую пробу. Далее для проведения дальнейших испытаний происходит получение аналитической пробы методом квартования.
В соответствии с техническим заданием на выполнение испытательных работ и методиками ГОСТ, определяются необходимые физико-механические характеристики материала.
Основываясь на полученных результатах, выдается заключение относительно соответствия испытанной пробы требованиям ГОСТ.
Методы испытания основных характеристик щебня по техническим условиям ГОСТ Износостойкость. Характеризует предел прочности материала на сжатие, дробимость, истираемость.
Щебень, нерудный материал, широко используемый в строительстве, получают дроблением горных пород с последующим разделением на группы с зернами определенного размера – фракции.
Одна из характеристик, определяющих эксплуатационные свойства щебня – коэффициент уплотнения, показывающий насколько уменьшается объем материала при трамбовке или естественной усадке с сохранением прежней массы.
Этот параметр позволяет грамотно сформировать заказ и спрогнозировать усадку насыпного слоя при воздействии определенной нагрузки. От точности его определения зависит прочность дорожных покрытий, оснований зданий, устойчивость строительных конструкций.
Определение коэффициента уплотнения при перевозке В нормативах нет требования, обязывающего поставщиков указывать степень сжимаемости груза, но при транспортировках на дальние расстояния эта величина обычно вносится в договор.
Однако не стоит забывать, что трамбовка на площадке порой выполняется только по верхнему слою, и в этом случае расчетный коэффициент не вполне соответствует фактической усадке подушки. Особенно этим грешат домашние умельцы и полупрофессиональные строительные бригады из ближнего зарубежья.
Хотя по требованиям технологии каждый слой засыпки должен укатываться и проверяться отдельно. Еще один нюанс – степень трамбовки рассчитывается для массы, которая сжимается без бокового расширения, то есть ограничена стенками и не может расползтись.
На площадке такие условия для засыпки любой фракции щебня создаются не всегда, так что небольшая погрешность сохранится.
Учитывайте это при расчете осадки крупных конструкций.
Уплотнение при транспортировке Найти какое-то стандартное значение сжимаемости не так просто – слишком много факторов на него влияет, о чем мы говорили выше.
Поступаете следующим образом:
- Сначала из досок изготавливаете ящик с внутренними размерами: шириной – 1 м, длиной – 1 м, высотой – 0,4 м.
- Ящик, ручную трамбовку, лопату и толстую рейку длиной 1,2÷1,3 м грузите в багажник и едете к продавцу щебня.
- Наполняете ящик щебенкой (обычно гору этого полезного строительного материала располагают рядом с бытовкой продавца) и разравниваете его рейкой (одновременно удаляя все излишки).
- Трамбуете щебень в ящике.
- С помощью линейки или рулетки измеряете расстояние от верхнего края ящика до уровня утрамбованного щебня.
- Делаете нехитрые вычисления и получаете искомый Ктр.
Например, после трамбования расстояние от верхнего края до уровня щебня составило 10 см = 0,1 м. Объем полного ящика с не утрамбованным щебнем V₁ = 1·1·0,4 = 0,4 мᶟ. Объем щебня после трамбовки V₂ = 1·1·0,3 = 0,3 мᶟ.
Уплотнение при трамбовке При подготовке оснований фундаментов зданий или дорожного покрытия щебенку трамбуют (катком, виброплитой или ручной трамбовкой). После трамбовки объем материала естественно уменьшается.
В расчетах необходимого количества материала используют коэффициент уплотнения щебня при трамбовании (Ктр).
Можно воспользоваться усредненной табличной величиной этого коэффициента (для определенной фракции и марки по прочности), заказать лабораторное измерение коэффициента (экономически оправдано при строительстве крупных строительных объектов или проведения дорожных работ в больших объемах) или рассчитать его самостоятельно. Например: вы решили обустроить подушку из щебня толщиной 0,3 м под ленточный фундамент с внешними размерами 8⨯10 м и шириной ленты 0,4 м. Для подсыпки выбрали щебенку с фракциями 20÷40 мм и маркой по прочности М1000.
Коэффициент уплотнения любого сыпучего материала показывает, насколько можно уменьшить его объем при той же массе за счет трамбовки или естественной усадки.
При перевозке щебня (как и любого другого сыпучего материала) от места производства до строительной площадки происходит уменьшение его объема. Величина уплотнения зависит от длительности транспортировки и дорожных условий.
ГОСТ определяет только предельную величину коэффициента уплотнения при транспортировке (Ку) в размере не более 1,1÷1,15 (независимо от размера фракций).
По согласованию между изготовителем и потребителем его величина может быть меньше предельной ГОСТовской (это должно быть отражено в договоре на поставку).
Например: вы заказали 10 мᶟ щебенки. В сопроводительных документах указано, что в машину было загружено 10 мᶟ сырья в разрыхленном состоянии и Ку при транспортировке составляет 1,09.
Измерив кузов машины при помощи рулетки, и произведя нехитрые математические вычисления, вы с легкостью вычисляете объем доставленного материала V=9,3 мᶟ.
Применяем заяв��енный в документах Ку и получаем объем отгруженного сырья V₁=V·1,09=9,3·1,09=10,14 мᶟ. То есть вам доставили весь оплаченный товар.
При подготовке оснований фундаментов зданий или дорожного покрытия щебенку трамбуют (катком, виброплитой или ручной трамбовкой). После трамбовки объем материала естественно уменьшается. В расчетах необходимого количества материала используют коэффициент уплотнения щебня при трамбовании (Ктр).
Можно воспользоваться усредненной табличной величиной этого коэффициента (для определенной фракции и марки по прочности), заказать лабораторное измерение коэффициента (экономически оправдано при строительстве крупных строительных объектов или проведения дорожных работ в больших объемах) или рассчитать его самостоятельно.
Например: вы решили обустроить подушку из щебня толщиной 0,3 м под ленточный фундамент с внешними размерами 8⨯10 м и шириной ленты 0,4 м. Для подсыпки выбрали щебенку с фракциями 20÷40 мм и маркой по прочности М1000. Средняя табличная величина коэффициента уплотнения при трамбовании для данной категории материала составляет 1,38. Объем щебня в уплотненном состоянии (после трамбовки):
V₂ = (10·0,4·2 + 7,2·0,4·2)·0,3 = 4,13 мᶟ
Необходимый объем материала в разрыхленном состоянии, который надо приобрести для проведения вышеописанных работ:
V₁ = V₂·1,38 = 4,13·1,38 = 5,696 ≈ 7 мᶟ
Допустим, вы делаете ленточный фундамент и вам необходимо на дно выкопанной траншеи засыпать подушку из щебенки, которую вы планируете уплотнить с помощью ручной трамбовки. Но возникает резонный вопрос: сколько кубометров строительного материала заказать у ближайшего поставщика. Расчеты можете сделать самостоятельно, обязательно учитывая уплотнение щебня при трамбовке.
Степень упругости щебеночного слоя основания проверяется с использованием прогибомеров. Испытания проводятся в лабораторных условиях. Гиря падает на конструкцию, включающую гравий и песок. Изменения основания из щебня должным образом фиксируются и заносятся в протокол испытаний.
Нередко прибегают к штамповому методу испытаний. Суть метода заключается в следующем:
- На испытуемый слой материала накладывается прибор, имеющий плоский штамп.
- Гиря определенной массы падает на испытуемый слой.
- Фиксируется высота отскока груза.
- Данные заносятся в протокол испытаний.
Испытание щебеночного основания для строительства
Под границей раскатывания понимают влажность, при которой грунт, раскатанный в жгут диаметром 3 мм, распадается на кусочки длиной 3 — 10 мм.
Грунт подготавливают к испытанию так же, как и для определения границы текучести (ГОСТ 5184-64).
Затем выполняют следующее:
1. Из подготовленного грунтового теста берут небольшой кусочек, раскатывают на стекле до образования жгута диаметром около 3 мм (вместо стекла можно использовать гладкую металлическую пластинку, плотную глянцевую или восковую бумагу).
2. Если жгут не крошится, его переминают и вновь раскатывают до указанного диаметра; если жгут при диаметре 3 мм начинает крошиться по всей длине на кусочки 3 — 10 мм, считают, что граница раскатывания найдена. Кусочки грунта собирают в бюкс и закрывают крышкой. Затем операцию повторяют, пока вес грунта в бюксе не достигнет 10 г, после чего определяют влажность грунта путем высушивания его в бюксе до постоянного веса.
3. Границу раскатывания каждого образца грунта определяют не менее двух раз. При этом расхождение весовой влажности допускается не более 2 %. За величину влажности на границе раскатывания принимают среднее арифметическое из выполненных определений, выраженное в целых процентах.
4. Если из увлажненного грунта невозможно раскатывать жгут диаметром 3 мм, то считают, что данный грунт не имеет границы раскатывания.
Методика определения влажности границы раскатывания ускоренным способом
Ускоренным способом определение границы раскатывания рекомендуется только для несцементированных глинистых грунтов-супесей, суглинков и глин (предварительно проводят пробное определение раскатываемости грунта для выявления его вида: относится он к глинистым или песчаным).
Границу раскатывания этим методом определяют следующим образом:
1. Грунт в воздушно-сухом состоянии размельчают и просеивают сквозь сито с отверстиями 0,5 мм.
2. Примерно 150 г грунта замешивают с водой до тестообразного состояния, как это обычно делают при подготовке грунта к определению границы текучести. Как правило, используют грунт, остающийся после определения границы текучести балансирным конусом.
Примечание. Для ускорения водоотдачи высокосвязные грунты-глины — рекомендуется замешивать на слабосолевом растворе — СаСl2 (0,6 г соли на 1 л воды).
3. На ровную поверхность, покрытую листом бумаги, кладут металлический шаблон — кольцо высотой 2 мм диаметром 50 мм и заполняют его грунтовой массой. Избыток грунта, выступающего из шаблона, срезают ножом заподлицо с краем шаблона. Шаблон снимают, а полученный образец перекладывают на одну половину полоски из полотна (не синтетического) и покрывают сверху другой половиной.
4. Приготовленный образец помещают между двумя пачками фильтровальной бумаги, по 15 — 20 листков каждый (диаметр листка не менее 10 см).
5. Под образец подкладывают металлическую пластинку со строго параллельными плоскостями и покрывают такой же пластинкой сверху. Толщина металлической пластинки должна быть не менее 4 — 5 см, а минимальные размеры пластинок в плане — не менее 10 см.
6. Образец устанавливают на гидравлический или рычажный пресс и выдерживают при нагрузке 200 кГ (10 кГ/см2) с точностью до ±20 кГ (±1 кГ/см2).
Примечание. Давление, показываемое манометром гидравлического пресса, соответствующее сжатию P = 10 кГ/см2, вычисляют заранее по формуле:
Этот метод применяют преимущественно при контроле за уплотнением грунта в зимних условиях. Из уплотненного слоя вырубают монолит грунта объемом не менее 200 — 300 см3, взвешивают его и определяют вес g.
Затем производят парафинирование образца, взвешивают его с парафиновой оболочкой и определяют вес g1.
Взвешенный образец погружают в мерный цилиндр с водой и определяют объем вытесненной воды, равный объему запарафинированного образца грунта V1.
Если запарафинированный образец грунта имеет большой объем и в цилиндр не помещается, то объем его можно определить следующим образом: стеклянную банку или кастрюлю объемом 2 — 3 л наполняют водой до краев и устанавливают в какой-либо сосуд. Затем образец, подвязанный на нитке, погружают в воду. При этом часть воды, равная объему образца будет вытеснена и выльется через края банки в сосуд.
Измерив объем вытесненной воды мерным цилиндром, определяют объем запарафинированного образца V1.
Более точно объем запарафинированного образца можно определить по величине потери веса при погружении образца в воду. Взвешивать образец в воздухе и в воде при этом рекомендуется на обычных технических весах. Вычитая из веса образца в воздухе вес его в воде, получают объем образца с парафином V1.
По разности между весом запарафинированного образца g1 и весом образца g определяют вес парафина g2, затраченного на парафинирование образца:
g2 = g1 — g.
Ведомость контроля качества уплотнения грунтов
Короб металлический по стенам и потолкам. Монтаж усиленной консоли. Профиль перфорированный монтажный, пример +, 5 Акт скрытых работ проводник заземляющий из медного изолированного провода открыто по строительным основаниям, пример +, 6 Акт скрытых работ проводник заземляющий скрыто в подливке пола из стали полосовой, проводник заземляющий открыто по строительным основаниям, пример +, 7 Акт скрытых работ демонтаж щита ПСН, пример +, 8 Акт скрытых работ прокладка силового кабеля, пример +, 9 Акт скрытых работ прокладка провода медного, пример +, 10 Акт скрытых работ подвес проводов ВЛ 110кВ, пример +, 1 Акт скрытых работ на снятие обоев под покраску, пример 2 Акт скрытых работ на демонтаж плинтусов, пример 3 Акт скрытых работ на перетирку штукатурки, пример 4 Акт скрытых работ на
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ И АЭРОДРОМНЫЕ, ДЕГТЕБЕТОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ, АСФАЛЬТОБЕТОН И ДЕГТЕБЕТОН
Asphaltic concrete mixtures for roads and aerodromes,
tar concrete mixtures for roads, asphaltic concrete and tar concrete.
Methods of testing
ОКП 57 1840, 57 1861
Дата введения 1985-01-01
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН в действие Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 23 февраля 1984 г. № 16
ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 1995 г.
Настоящий стандарт распространяется на смеси асфальтобетонные и дегтебетонные, асфальтобетон и дегтебетон и устанавливает методы их испытаний с целью определения следующих показателей:
— средней плотности (объемной массы) асфальтобетона (дегтебетона) и его минеральной части;
— истинной плотности (удельного веса) смесей и асфальтобетона (дегтебетона) и их минеральной части;
— пористости минеральной части (остова), остаточной пористости, водонасыщения, набухания, предела прочности при сжатии, коэффициента водостойкости и коэффициента водостойкости при длительном водонасыщении асфальтобетонов (дегтебетонов);
— состава смесей асфальтобетонов (дегтебетонов);
— сцепления битума с минеральной частью смеси;
— слеживаемости холодных смесей;
— коэффициента уплотнения асфальтобетонов (дегтебетонов).
1. Общие указания
1.1. При подборе состава асфальтобетона (дегтебетона) и контроле качества приготовления смесей испытания осуществляют на образцах, полученных уплотнением смеси одним из методов, указанных в пп. 3.2 — 3.5, или на пробах неуплотненных смесей.
1.2. При контроле качества покрытия и основания асфальтобетон (дегтебетон) испытывают на образцах-кернах или образцах-вырубках, отобранных непосредственно из покрытия или основания и подготовленных к испытанию в соответствии с пп. 3.7, 3.8.
3.1. Физико-механические свойства асфальтобетонов (дегтебетонов) определяют на цилиндрических образцах, полученных уплотнением смеси в стальных формах, а также на непереформованных образцах-вырубках или кернах и на цилиндрических образцах, переформованных из вырубок или кернов.
Формы для изготовления образцов представляют собой полые стальные цилиндры. При уплотнении в них смесей должно быть обеспечено двустороннее приложение нагрузки, это достигается передачей давления на уплотняемую смесь через два вкладыша, свободно передвигающихся в форме навстречу друг другу.
Протокол уплотнения щебеночного основания
Перед началом работы прибор должен быть проверен. Проверяют:
1) вес режущего цилиндра, который должен быть равен 123 г ±1;
2) вес сосуда — 272 г ±1 (в воде 240 г);
3) герметичность поплавка;
4) поплавок (с присоединенным к нему сосудом и вложенным внутрь его режущим цилиндром, без грунта), который должен погружаться до начала шкалы «ВЛ» (1,2) и шкалы «Ч» (1), нанесенных на трубке. Если это условие соблюдается, то прибор пригоден для испытания. Незначительные отклонения уровня воды от этой черты регулируются снятием (если уровень воды выше черты) или добавлением (если уровень воды ниже черты) тарировочного груза, находящегося в крышке поплавка.
Для отбора пробы грунта с ненарушенной структурой на поверхности грунта выравнивается площадка и на нее острым краем ставится режущий цилиндр. С помощью насадки цилиндр вдавливается в грунт вручную или молотком. Верхний край режущего цилиндра должен быть погружен на 3-4 мм ниже поверхности грунта. Чтобы грунт при этом не уплотнялся, в насадке предусмотрено свободное пространство над цилиндром (рис. 7). За глубиной погружения режущего цилиндра в грунт наблюдают через отверстия в насадке.
Цилиндр с грунтом откапывают ножом и излишний грунт срезают по краям цилиндра. Наружную поверхность цилиндра очищают от грунта и цилиндр с грунтом и надетой на него крышкой помещают в крышку поплавка. На крышку сверху надевают поплавок и закрывают замки, после чего поплавок опускают в воду, налитую в ведро-футляр. Против уровня воды по шкале «ВЛ» берется отсчет объемного веса влажного грунта γ.
Примечание. Если необходимо определить объемный вес рыхлого или текучего грунта, который не удерживается в поднятом режущем цилиндре, то при отборе пробы используется крышка поплавка. После того, как режущий цилиндр погружен в грунт, верхнюю половину его снаружи освобождают от грунта. Избыток грунта срезают по верхнему краю цилиндра ножом и на цилиндр надевают крышку с плоским дном. Затем под режущий цилиндр с грунтом подводят нож, и цилиндр вместе с грунтом опрокидывают так, чтобы крышка оказалась внизу. В дальнейшем отобранную пробу выравнивают ножом по острому краю цилиндра, цилиндр и крышку очищают с наружной поверхности от грунта. Дальнейшее определение объемного веса влажного грунта выполняется описанным выше способом.
После определения объемного веса влажного грунта пробу переносят из режущего цилиндра в сосуд и заливают водой приблизительно на 1/2 емкости сосуда: грунт тщательно размешивают.
После того, как в воде не останется комков грунта; в сосуд доливают воду до 1/2—3/4 его объема. К сосуду присоединяют поплавок и сосуд с поплавком погружают в воду. Вода через зазор между поплавком и сосудом заполняет оставшееся пространство сосуда. По шкале «Ч», «П», или «Г», соответственно типу испытываемого грунта, отсчитывается объемный вес скелета грунта (плотности) γск.
Если удельный вес грунтов более 2,72, можно γск находить по шкале «Г» и полученный результат пересчитывать по формуле
По найденному объемному весу влажного грунта γ и объемному весу скелета γск влажность W рассчитывается по формуле.
Вяжущие материалы, рекомендуемые для устройства покрытий и оснований
Качество почвы должно соответствовать разрезу, который приводится в плане. Специальная комиссия, основываясь на сведениях проекта, определяет возможность установки фундамента на отметки, которая приводится в проекте или же вносит определенные изменения в зависимости от обстоятельств.
Зрительный осмотр вырытого котлована делает специалист в области геологии. Геолог также дает описание открытого грунта на стенках котлована.
Внимание
И опираясь на эти описания, выполняет освидетельствование качества почвы. Полученные данные, специалист в области геологии сопоставляет со сведениями, которые представлены в отчете, сделанном на основании геологических исследований.
Выполнив весь комплекс соответствующих работ, геолог оставляет акт, подтверждающий, что котлован был освидетельствован. В акте освидетельствования дается описание вскрытой почвы, указывается расположение грунтовых вод, если они есть.
Гранитный щебень является наиболее распространенным вариантом, потому что обладает высоким уровнем устойчивости к температурным воздействиям и практически не поглощает воду. Прочность гранита соответствует всем техническим требованиям. Наиболее популярные фракции гранита:
- мелкозернистый – 5-15 мм;
В реалиях жизни можно определить коэффициент таким путем:
- замерять размер бортов грузового автомобиля;
- определить общий объем щебня;
- результаты следует просто умножить на стандартный коэффициент уплотнения для соответствующей фракции с учетом трамбовки при перевозке;
- благодаря такому расчету легко определить реальное количество привезенного щебня
Преимущественно щебень используется для уплотнения верхнего слоя грунта. Предварительно проводится исследование почвы, бурят отверстие на 50-70 см вглубь, затем определяется наличие грунтовых вод, состава, типа грунта.
После прохождения тестов, в случае нормального состояния поверхности, можно использовать засыпку при помощи щебня.
Технология уплотнения грунта щебнем в промышленных условиях включает в себя использование крупногабаритной техники: бульдозеров, тракторов, экскаваторов, в небольших, домашних условиях, может применяться и обычная лопата. Также необходимо определить водянистость почвы, возможно ее придется увлажнить или наоборот подсушить.
Достаточно часто нужно узнать плотность щебня насыпи после транспортировки в автомобиле. Эта процедура может быть полезна для определения необходимого устройства для трамбовки, количества бетона и его состава, для расклинцовки.
Рассчитать плотность насыпи можно на основании простой процедуры:
- необходимо подготовить пустой сосуд для наполнения щебнем и взвешивания, необходимо определить его вес;
- наполнить тару щебнем и взвесить;
- необходимо определить чистую массу материала, то есть отнять от веса наполненного сосуда, его собственную массу;
- разделить вес на объем сосуда.
При закладке фундамента необходимо четко достичь коэффициента уплотнения уставленного в нормативных документах. Иначе это чревато аварийностью и быстрым разрушение постройки, при чем данное замечание касается всех видов строительства.
7.1. Обеспыливание щебеночных и гравийных покрытий автомобильных дорог переходного типа в летнее время позволяет значительно уменьшить запыленность воздуха. В результате существенно увеличиваются скорость движения автомобилей и, следовательно, пропускная способность дорог, срок службы двигателей автомобилей, снижается количество дорожно-транспортных происшествий и улучшается экологическая обстановка прилегающих к дороге районов.
7.2. Обеспыливание щебеночных и гравийных покрытий можно производить следующими способами:
- механическое удаление пыли;
- распределение по поверхности покрытия смачивающих материалов и гигроскопических солей;
- смешение материала покрытия с вяжущими.
Два последних способа более долговечны и обеспечивают высокие эксплуатационные качества покрытия.
Методика определения запыленности воздуха на дорогах с щебеночно-гравийными покрытиями приведена в прил. 5 настоящего Руководства.
7.3. Обеспыливание гигроскопическими солями основано на поглощении ими паров воды. При этом поверхностный слой покрытия, на котором находятся соли, увлажняется, а пылеобразование резко уменьшается или полностью прекращается. В качестве солей используют хлористый кальций, хлористый натрий, каркаллит, различные отходы производства, содержащие соли, а также воду морскую, лиманную.
7.3.1. Гигроскопические соли следует применять в районах с умеренным и умеренно жарким климатом при относительной влажности воздуха не менее 0,35-0,45. Соли могут быть как сухие, так и в виде растворов.
7.3.2. Покрытие перед обеспыливанием следует выровнять, при необходимости произвести ремонт и очистить от грязи и рыхлого несвязного материала. Россыпь сухих солей целесообразно производить пескоразбрасывателями, а розлив растворов — поливомоечными машинами.
После россыпи сухих солей по поверхности разливают воду (1,0-1,5 л/м2). В ветреную погоду для предотвращения раздувания солей и разбрасывания колесами проходящих автомобилей следует осуществлять предварительный розлив воды (0,8-1,2 л/м2).
Расход солей в виде растворов за один проход поливомоечной машины на 1 м2 устанавливают на месте: раствор не должен стекать за пределы полосы обработки.
7.3.3. После обеспыливания машины и механизмы следует тщательно очищать и мыть во избежание развития коррозии. Особое внимание следует уделять очистке труднодоступных мест рабочих частей машин и внутренних поверхностей цистерн, использующихся для приготовления и розлива солей.
7.4. Обеспыливание покрытий автомобильных дорог вяжущими материалами основано на склеивании частиц пыли между собой и с материалом покрытия
Для обеспыливания покрытий дорог можно применять:
- нефтяные жидкие битумы;
- каменноугольные дегти;
- топочные мазуты;
- битумные и дегтевые эмульсии;
- сырые тяжелые нефти;
- универсин;
- синтетические смолы — карбамидоформальдегидную и др.;
- лигносульфонаты технические, сульфидный щелок;
- лигнодор;
- отходы промышленности, содержащие вязкие нефтепродукты, масла, смолы и т.д.
7.4.1. Вяжущие материалы могут быть применены в различных климатических условиях.
В результате такого обеспыливания на поверхности покрытия формируется прочный защитный слой, обеспечивающий высокие эксплуатационные качества покрытия.
Работы проводят в сухую погоду. Органические вяжущие (битумы, дегти, нефти) перед розливом целесообразно подогреть до температуры 30-70°С.
7.4.2. При обеспыливании путем поверхностного розлива вяжущих следует выполнить следующие технологические операции:
- выравнивание и ремонт проезжей части, удаление с поверхности покрытия пыли, грязи и рыхлого несвязного материала;
- распределение вяжущих;
- присыпка полосы обработки песком, мелким гравием, щебнем из расчета 0,5-1,0 м3 на 100 м2 покрытия (при использовании органических вяжущих для предотвращения их прилипания к колесам автомобилей);
- прикатка обработанной полосы легкими катками (1-3 прохода).
Кроме того, в состав работ в зависимости от материала покрытия и требуемой толщины обработанного слоя включаются рыхление верхнего слоя на глубину 3-5 см для улучшения проникания вяжущего с последующим уплотнением этого слоя 2-5 проходами легкого катка, а также розлив воды для обеспечения оптимальной влажности материала покрытия.
7.4.3. Розлив вяжущих производится автогудронаторами на всю ширину обработки. Расход вяжущего за 1 проход на 1 м2 покрытия устанавливается на месте: оно не должно стекать за пределы полосы обработки.
Во-первых, для закупки. Благодаря этому показателю легко вычисляется необходимое количество. Во-вторых, для того чтобы понять на сколько осядет сыпучий материал после уплотнения.
Как вычислить необходимое количество щебня
Объем формы, которую нужно заполнить (м3 ) × удельный вес (кг/ м3 )× коэффициент уплотнения.
1 м3 фракции 0–5 мм равен 1,5 т;
1 м3 фракции 40–70 мм равен 1,47 т.
- замеряется размер бортов грузового автомобиля;
- узнаем общий объем щебня;
- полученную цифру умножаем на стандартный коэффициент уплотнения для привезённой фракции.
В результате мы легко проверили реально привезённое количество щебня.
Для расклинцовки, трамбовки, расчёта бетона (точнее его состава) нужна величина насыпной плотности. Это показатель плотности щебня в неуплотненном состоянии.
Насыпная плотность рассчитывается следующим образом:
1) взвешивается пустой специальный сосуд;
2) взвешивается наполненный сосуд;
3) вычисляется разность;
4) делим на объём сосуда.
Стройка это область, в которой должны быть только чёткие измерения. Если есть несоответствие с нормами это чревато аварийными последствиями. Утрамбовка щебня это самый ответственный этап при закладке фундамента, строительстве дороги. После проведённых работ проводятся контрольные замеры для исправления несоответствий с проектными значениями. БПД-КМ — это плотномер водобалонного типа определяющий фактическую плотность. Предназначен для контроля за качеством плотности сложения грунта из гравийных и щебёночных оснований. Точность прибора до 0,01 г/см³. Для определения плотности используется методика ГОСТ 28514–19.
На 1 квадратный метр асфальтового покрытия (независимо от зернистости асфальта) толщиной 1 см потребуется 25 кг асфальтобетона.
То есть, если вы планирует укладывать асфальтовое покрытие толщиной 50 мм, вам потребуется 125 кг асфальта на 1 квадратный метр асфальтовой дороги.
Для того, чтобы узнать сколько тонн щебня понадобится на 1 метр квадратный щебеночного основания, необходимо знать:
- толщину вашего основание в уплотненом виде,
- удельный вес щебня, который вы будете использовать для щебеночного основания (Удельный вес вы можете узнать у поставщика или в сертификате качества на этот щебень — не зависит от фракции щебня, для щебня Песчаника обычно удельный вес составляет — 1,3 тн/м3, для гранитного щебня — 1,47 тн/м3),
- коэффициент уплотнения щебня при укатке катком или вибротромбовкой — 1,3.
Посчитаем расход щебня на 1 кв.м. для основания толщиной 200 мм: Объем такого основания состави 0,2 м (толщина) х 1,0 м (ширина) х 1,0 (длина) = 0,2 м3
Расход щебня на 1 кв.м. основания из щебня Песчаника М1000 составит: 0,2 м3 (объем 1 кв.м. основания) х 1,3 т/м3 (удельный вес щебня Песчаника) х 1,3 (коэффициент уплотнения) = 0,34 т/м2
Итак для устройства 1 кв.м. щебеночного основания толщиной 200 мм из Щебня Песчаника М1000 потребуется примерно 0,34 тонн щебня
- на 1 м3 кирпичной кладки стен расходуется 0,25 м3 раствора и 400 шт рядового одинарного кирпича
- на 1 м2 кладки перегородок расходуется 0,06 м3 раствора и 84 шт рядового одинарного кирпича
Для устройства 1 м3 подстилающего слоя из песка потребуется 1,11 м3 песка. То есть переводной коэффициента уплотнения песка составляет 1,11м3.
Пример расчета расхода песка на 1 м2 песчаного основания толщиной 100 мм: Вычисляем объем 1 м2 такого основания — 0,1 м (толщина) х 1,0 (ширина) х 1,0 (длина) = 0,1 м3 Расход песка в тоннах — 0,1 м3(объем) х 1,11 (коэффициент уплотнения) х 1,41 (удельный вес речного песка — следует уточнять удельный вес по паспорту качества на песок) = 0,16 тн
Итого, для устройства 1 м2 подстилающего слоя из песка толщиной 100 мм понадобится 0,16 тн речного песка.
Для оклейки 100 м2 кровли рубероидом в 1 слой на битумной мастике понадобится:
- рубероида — 110 м2,
- Грунтовка битумная — 80 кг,
- Мастика битумная — 196 кг.
На 100 м2 цементной стяжка толщиной 15 мм потребуется 1,53 м3 цементно-песчаного раствора. На каждый последующий 1 мм изменения толщины стяжки расходуется 0,102 м3 раствора (для 100 м2)
На 1 м3 кладки из природного бутового камня потребуется:
- Камень бутовый — 1,03 м3,
- Раствор кладочный — 0,37 м3
на 100 м2 оклейки простыми бумажными обоями по оштукатуренным стенам:
- обои бумажные с подборкой рисунка — 112 м2,
- Бордюр — 44 м,
- Клей сухой — 2,1 кг
на 100 м2 оклейки плотными тисненными обоями по оштукатуренным стенам:
- Обои с подборкой рисунка — 112 м2,
- Бордюр — 44 м,
- Клей сухой — 3,0 кг
на 100 м2 оклейки линкрустом по оштукатуренным стенам:
- Линкруст — 112 м2,
- Бордюр — 44 м,
- Клей типа «Бустилат» — 34,1 кг
на 100 м2 оклейки моющими пленочными обоями на бумажной основе по оштукатуренным стенам:
- Обои пленочные — 108 м2,
- Клей типа «Бустилат» — 25,7 кг
на 100 м2 оклейки моющими пленочными обоями на тканевой основе по оштукатуренным стенам:
- Обои пленочные — 107 м2,
- Клей типа «Бустилат» — 34,1 кг
На 100 м2 известковой окраски стен требуется:
- Известь негашеная — 16, 5 кг,
- Краски сухие силикатные — 0,4 кг,
- Шпатлевка купоросная — 1,5 кг
На 100 м2 известковой окраски потолков требуется:
- Известь негашеная — 18,35 кг,
- Краски сухие силикатные — 0,5 кг,
- Шпатлевка купоросная — 1,65 кг
На 100 м2 водоэмульсионной окраски стен требуется:
- Краска водоэмульсионная — 39, 5 кг,
- Шпатлевка масляно-клеевая — 5,0 кг
На 100 м2 водоэмульсионной окраски потолков требуется:
- Краска водоэмульсионная — 39,5 кг,
- Шпатлевка масляно-клеевая — 5,5 кг
На 100 м2 масляной окраски оштукатуренных стен валиком требуется:
- Краска масляная — 37,9 кг,
- Шпатлевка масляно-клеевая — 50,7 кг
Коротко об этапах демонтажа
- Процесс демонтажа начинается с крыши. Если кровельный материал крепили при помощи гвоздей, его снимают по частям.
- Дощатые части лучше разбирают крупными кусками, используя цепную пилу или электрический инструмент. Уже на этом этапе необходимо сортировать строительный мусор, что бы упростить процесс его ликвидации.
- Обратите внимание на уплотнитель, часто использую минеральную вату. От старости она может рассыпаться в руках и пылить, поэтому лучше надеть плотную одежду и смочить его водой.
- Фундамент обкапывается по всему периметру, после чего с одной из сторон создается наклонная яма. В направлении этой ясы фундамент будут тащить при помощи лебедки.
�迮�郋迡� 郋郈�迮迡迮郅迮郇邽� 郈郅郋�郇郋��邽 迣��郇�郋赲 郋�郇郋赲訄郇邽邿 郱迡訄郇邽邿 邽 �郋郋��迠迮郇邽邿
Коэффициент уплотнения рассчитывается на основании данных лабораторных испытаний, где масса подвергается трамбовке и проверке на различных приспособлениях. Здесь есть свои методы:
1. Замещение объемов (ГОСТ 28514-90).
2. Стандартное послойное уплотнение щебня (ГОСТ 22733-2002).
3. Экспресс-методы с применением одного из трех типов плотномеров: статического, водобаллонного или динамического.
Результаты можно получить сразу же или по истечении 1-4 дней, в зависимости от выбранного исследования. Одна проба для стандартного испытания обойдется в 2500 рублей, всего их понадобится не меньше пяти. Если данные нужны в течение дня, используют экспресс-методы по итогам отбора как минимум 10 точек (по 850 руб. за каждую). Плюс придется оплатить выезд лаборанта – еще около 3 тысяч. Но на строительстве крупных объектов не обойтись без точных данных, а тем более без официальных документов, подтверждающих соблюдение подрядчиком требований проекта.
Как узнать степень трамбовки самостоятельно?
В полевых условиях и для нужд частного строительства тоже выйдет определить искомый коэффициент по каждому размеру: 5-20, 20-40, 40-70. Но для этого сперва понадобится узнать их насыпную плотность. Она изменяется в зависимости от минералогического состава, хоть и незначительно. Гораздо большее влияние на объемный вес оказывают фракции щебня. Для расчета можно пользоваться усредненными данными:
Фракции, мм | Насыпная плотность, кг/м3 | |
Гранит | Гравий | |
0-5 | 1500 | — |
5-10 | 1430 | 1410 |
5-20 | 1400 | 1390 |
20-40 | 1380 | 1370 |
40-70 | 1350 | 1340 |
Распоряжение Минтранса РФ от 23.05.2002 N ИС-478-Р
Поступаете следующим образом:
- Сначала из досок изготавливаете ящик с внутренними размерами: шириной – 1 м, длиной – 1 м, высотой – 0,4 м.
- Ящик, ручную трамбовку, лопату и толстую рейку длиной 1,2÷1,3 м грузите в багажник и едете к продавцу щебня.
- Наполняете ящик щебенкой (обычно гору этого полезного строительного материала располагают рядом с бытовкой продавца) и разравниваете его рейкой (одновременно удаляя все излишки).
- Трамбуете щебень в ящике.
- С помощью линейки или рулетки измеряете расстояние от верхнего края ящика до уровня утрамбованного щебня.
- Делаете нехитрые вычисления и получаете искомый Ктр.
Например, после трамбования расстояние от верхнего края до уровня щебня составило 10 см = 0,1 м. Объем полного ящика с не утрамбованным щебнем V₁ = 1·1·0,4 = 0,4 мᶟ. Объем щебня после трамбовки V₂ = 1·1·0,3 = 0,3 мᶟ.
Уплотнение при трамбовке При подготовке оснований фундаментов зданий или дорожного покрытия щебенку трамбуют (катком, виброплитой или ручной трамбовкой). После трамбовки объем материала естественно уменьшается.
В расчетах необходимого количества материала используют коэффициент уплотнения щебня при трамбовании (Ктр).
Можно воспользоваться усредненной табличной величиной этого коэффициента (для определенной фракции и марки по прочности), заказать лабораторное измерение коэффициента (экономически оправдано при строительстве крупных строительных объектов или проведения дорожных работ в больших объемах) или рассчитать его самостоятельно. Например: вы решили обустроить подушку из щебня толщиной 0,3 м под ленточный фундамент с внешними размерами 8⨯10 м и шириной ленты 0,4 м. Для подсыпки выбрали щебенку с фракциями 20÷40 мм и маркой по прочности М1000.
Коэффициент уплотнения любого сыпучего материала показывает, насколько можно уменьшить его объем при той же массе за счет трамбовки или естественной усадки.
При перевозке щебня (как и любого другого сыпучего материала) от места производства до строительной площадки происходит уменьшение его объема. Величина уплотнения зависит от длительности транспортировки и дорожных условий.
ГОСТ определяет только предельную величину коэффициента уплотнения при транспортировке (Ку) в размере не более 1,1÷1,15 (независимо от размера фракций).
По согласованию между изготовителем и потребителем его величина может быть меньше предельной ГОСТовской (это должно быть отражено в договоре на поставку).
Например: вы заказали 10 мᶟ щебенки. В сопроводительных документах указано, что в машину было загружено 10 мᶟ сырья в разрыхленном состоянии и Ку при транспортировке составляет 1,09.
Измерив кузов машины при помощи рулетки, и произведя нехитрые математические вычисления, вы с легкостью вычисляете объем доставленного материала V=9,3 мᶟ.
Применяем заявленный в документах Ку и получаем объем отгруженного сырья V₁=V·1,09=9,3·1,09=10,14 мᶟ. То есть вам доставили весь оплаченный товар.
При подготовке оснований фундаментов зданий или дорожного покрытия щебенку трамбуют (катком, виброплитой или ручной трамбовкой). После трамбовки объем материала естественно уменьшается. В расчетах необходимого количества материала используют коэффициент уплотнения щебня при трамбовании (Ктр).
Можно воспользоваться усредненной табличной величиной этого коэффициента (для определенной фракции и марки по прочности), заказать лабораторное измерение коэффициента (экономически оправдано при строительстве крупных строительных объектов или проведения дорожных работ в больших объемах) или рассчитать его самостоятельно.
Например: вы решили обустроить подушку из щебня толщиной 0,3 м под ленточный фундамент с внешними размерами 8⨯10 м и шириной ленты 0,4 м. Для подсыпки выбрали щебенку с фракциями 20÷40 мм и маркой по прочности М1000. Средняя табличная величина коэффициента уплотнения при трамбовании для данной категории материала составляет 1,38. Объем щебня в уплотненном состоянии (после трамбовки):
V₂ = (10·0,4·2 + 7,2·0,4·2)·0,3 = 4,13 мᶟ
Необходимый объем материала в разрыхленном состоянии, который надо приобрести для проведения вышеописанных работ:
V₁ = V₂·1,38 = 4,13·1,38 = 5,696 ≈ 7 мᶟ
Допустим, вы делаете ленточный фундамент и вам необходимо на дно выкопанной траншеи засыпать подушку из щебенки, которую вы планируете уплотнить с помощью ручной трамбовки. Но возникает резонный вопрос: сколько кубометров строительного материала заказать у ближайшего поставщика. Расчеты можете сделать самостоятельно, обязательно учитывая уплотнение щебня при трамбовке.
Прибор БПД-КМ является плотномером водобаллонного типа, измеряющим объем лунки с последующим определением фактической плотности после взвешивания материала, взятого из лунки. Предназначен для контроля качества уплотнения щебеночных и гравийных оснований и покрытий из смесей, зерновой состав которых отвечает требованиям ГОСТ 25607-94. Определение плотности сложения грунта осуществляется по общепринятым методикам в соответствии с ГОСТ 28514-90 «Определение плотности грунтов методом замещения объема». Плотность сложения испытываемого слоя определяется с точностью до 0,01 г/см3.
Качество почвы должно соответствовать разрезу, который приводится в плане. Специальная комиссия, основываясь на сведениях проекта, определяет возможность установки фундамента на отметки, которая приводится в проекте или же вносит определенные изменения в зависимости от обстоятельств.
Зрительный осмотр вырытого котлована делает специалист в области геологии. Геолог ��акже дает описание открытого грунта на стенках котлована.
Внимание
И опираясь на эти описания, выполняет освидетельствование качества почвы. Полученные данные, специалист в области геологии сопоставляет со сведениями, которые представлены в отчете, сделанном на основании геологических исследований.
Выполнив весь комплекс соответствующих работ, геолог оставляет акт, подтверждающий, что котлован был освидетельствован. В акте освидетельствования дается описание вскрытой почвы, указывается расположение грунтовых вод, если они есть.
ГОСТ определяет только предельную величину коэффициента уплотнения при транспортировке (Ку) в размере не более 1,1÷1,15 (независимо от размера фракций).
По согласованию между изготовителем и потребителем его величина может быть меньше предельной ГОСТовской (это должно быть отражено в договоре на поставку).
Например: вы заказали 10 мᶟ щебенки. В сопроводительных документах указано, что в машину было загружено 10 мᶟ сырья в разрыхленном состоянии и Ку при транспортировке составляет 1,09.
Измерив кузов машины при помощи рулетки, и произведя нехитрые математические вычисления, вы с легкостью вычисляете объем доставленного материала V=9,3 мᶟ.
Применяем заявленный в документах Ку и получаем объем отгруженного сырья V₁=V·1,09=9,3·1,09=10,14 мᶟ.
То есть вам доставили весь оплаченный товар.
ГОСТ — методы испытаний щебня При определении технических характеристик щебня по ГОСТ в рамках лабораторных испытаний реализуется следующий алгоритм действий. После отбора нескольких точечных проб на объекте строительства или в карьере происходит их объединение в общую пробу. Далее для проведения дальнейших испытаний происходит получение аналитической пробы методом квартования.
В соответствии с техническим заданием на выполнение испытательных работ и методиками ГОСТ, определяются необходимые физико-механические характеристики материала.
Основываясь на полученных результатах, выдается заключение относительно соответствия испытанной пробы требованиям ГОСТ.
Методы испытания основных характеристик щебня по техническим условиям ГОСТ Износостойкость. Характеризует предел прочности материала на сжатие, дробимость, истираемость.
Щебень, нерудный материал, широко используемый в строительстве, получают дроблением горных пород с последующим разделением на группы с зернами определенного размера – фракции.
Одна из характеристик, определяющих эксплуатационные свойства щебня – коэффициент уплотнения, показывающий насколько уменьшается объем материала при трамбовке или естественной усадке с сохранением прежней массы.
Этот параметр позволяет грамотно сформировать заказ и спрогнозировать усадку насыпного слоя при воздействии определенной нагрузки. От точности его определения зависит прочность дорожных покрытий, оснований зданий, устойчивость строительных конструкций.
Определение коэффициента уплотнения при перевозке В нормативах нет требования, обязывающего поставщиков указывать степень сжимаемости груза, но при транспортировках на дальние расстояния эта величина обычно вносится в договор.
Однако не стоит забывать, что трамбовка на площадке порой выполняется только по верхнему слою, и в этом случае расчетный коэффициент не вполне соответствует фактической усадке подушки. Особенно этим грешат домашние умельцы и полупрофессиональные строительные бригады из ближнего зарубежья.
Хотя по требованиям технологии каждый слой засыпки должен укатываться и проверяться отдельно. Еще один нюанс – степень трамбовки рассчитывается для массы, которая сжимается без бокового расширения, то есть ограничена стенками и не может расползтись.
На площадке такие условия для засыпки любой фракции щебня создаются не всегда, так что небольшая погрешность сохранится.
Учитывайте это при расчете осадки крупных конструкций.
Уплотнение при транспортировке Найти какое-то стандартное значение сжимаемости не так просто – слишком много факторов на него влияет, о чем мы говорили выше.
Поступаете следующим образом:
- Сначала из досок изготавливаете ящик с внутренними размерами: шириной – 1 м, длиной – 1 м, высотой – 0,4 м.
- Ящик, ручную трамбовку, лопату и толстую рейку длиной 1,2÷1,3 м грузите в багажник и едете к продавцу щебня.
- Наполняете ящик щебенкой (обычно гору этого полезного строительного материала располагают рядом с бытовкой продавца) и разравниваете его рейкой (одновременно удаляя все излишки).
- Трамбуете щебень в ящике.
- С помощью линейки или рулетки измеряете расстояние от верхнего края ящика до уровня утрамбованного щебня.
- Делаете нехитрые вычисления и получаете искомый Ктр.
Уплотнение при транспортировке
Следует отметить, что найти какое-то стандартное значение сжимаемости на самом деле непросто, так как слишком много факторов оказывают на него влияние. (Все они перечислены выше). Коэффициент уплотнения щебня поставщик может указывать в сопроводительной документации, хотя ГОСТ 8267-93 и не требует этого напрямую. Однако при транспортировке гравия, в особенности его больших партий, зачастую выявляют значительную разницу объемов при загрузке и на строительном объекте, куда он был доставлен. Поэтому поправочный коэффициент, который учитывает уплотнение щебня, обязательно вносится в договор и контролируется в пункте приема. Единственное упоминание в действующем ГОСТ: коэффициент уплотнения, независимо от фракции, не должен быть выше 1,1. Поставщики, безусловно, знают об этом, и, дабы избежать возвратов, стараются сделать небольшой запас. К измерениям часто прибегают во время приемки, когда щебень доставляют на стройплощадку, так как заказывают его не тоннами, а кубометрами. Для этого кузов грузовика с находящимся в нем щебнем, нужно обмерить изнутри рулеткой, после чего рассчитать объем доставленного гравия, а потом умножить его на коэффициент 1,1. Такой расчет позволит приблизительно определить, сколько кубов было засыпано в кузов грузовика до отправки. Если полученная с учетом уплотнения цифра будет меньше той, что указана в сопроводительных документах, значит, кузов автомобиля был недогружен. Равна или больше указанной в документах – можно смело разгружать щебень.
Образец протокола испытания щебня
ГОСТ — методы испытаний щебня При определении технических характеристик щебня по ГОСТ в рамках лабораторных испытаний реализуется следующий алгоритм действий. После отбора нескольких точечных проб на объекте строительства или в карьере происходит их объединение в общую пробу. Далее для проведения дальнейших испытаний происходит получение аналитической пробы методом квартования.
В соответствии с техническим заданием на выполнение испытательных работ и методиками ГОСТ, определяются необходимые физико-механические характеристики материала.
Основываясь на полученных результатах, выдается заключение относительно соответствия испытанной пробы требованиям ГОСТ.
Методы испытания основных характеристик щебня по техническим условиям ГОСТ Износостойкость. Характеризует предел прочности материала на сжатие, дробимость, истираемость.
Щебень, нерудный материал, широко используемый в строительстве, получают дроблением горных пород с последующим разделением на группы с зернами определенного размера – фракции.
Одна из характеристик, определяющих эксплуатационные свойства щебня – коэффициент уплотнения, показывающий насколько уменьшается объем материала при трамбовке или естественной усадке с сохранением прежней массы.
Этот параметр позволяет грамотно сформировать заказ и спрогнозировать усадку насыпного слоя при воздействии определенной нагрузки. От точности его определения зависит прочность дорожных покрытий, оснований зданий, устойчивость строительных конструкций.
Определение коэффициента уплотнения при перевозке В нормативах нет требования, обязывающего поставщиков указывать степень сжимаемости груза, но при транспортировках на дальние расстояния эта величина обычно вносится в договор.
Однако не стоит забывать, что трамбовка на площадке порой выполняется только по верхнему слою, и в этом случае расчетный коэффициент не вполне соответствует фактической усадке подушки. Особенно этим грешат домашние умельцы и полупрофессиональные строительные бригады из ближнего зарубежья.
Хотя по требованиям технологии каждый слой засыпки должен укатываться и проверяться отдельно. Еще один нюанс – степень трамбовки рассчитывается для массы, которая сжимается без бокового расширения, то есть ограничена стенками и не может расползтись.
На площадке такие условия для засыпки любой фракции щебня создаются не всегда, так что небольшая погрешность сохранится.
Учитывайте это при расчете осадки крупных конструкций.
Уплотнение при транспортировке Найти какое-то стандартное значение сжимаемости не так просто – слишком много факторов на него влияет, о чем мы говорили выше.
Поступаете следующим образом:
- Сначала из досок изготавливаете ящик с внутренними размерами: шириной – 1 м, длиной – 1 м, высотой – 0,4 м.
- Ящик, ручную трамбовку, лопату и толстую рейку длиной 1,2÷1,3 м грузите в багажник и едете к продавцу щебня.
- Наполняете ящик щебенкой (обычно гору этого полезного строительного материала располагают рядом с бытовкой продавца) и разравниваете его рейкой (одновременно удаляя все излишки).
- Трамбуете щебень в ящике.
- С помощью линейки или рулетки измеряете расстояние от верхнего края ящика до уровня утрамбованного щебня.
- Делаете нехитрые вычисления и получаете искомый Ктр.
Например, после трамбования расстояние от верхнего края до уровня щебня составило 10 см = 0,1 м. Объем полного ящика с не утрамбованным щебнем V₁ = 1·1·0,4 = 0,4 мᶟ. Объем щебня после трамбовки V₂ = 1·1·0,3 = 0,3 мᶟ.
Уплотнение при трамбовке При подготовке оснований фундаментов зданий или дорожного покрытия щебенку трамбуют (катком, виброплитой или ручной трамбовкой). После трамбовки объем материала естественно уменьшается.
В расчетах необходимого количества материала используют коэффициент уплотнения щебня при трамбовании (Ктр).
Протокол испытаний уплотнения щебеночного основания
Минимальный срок выполнения работ с выдачей Протокола испытаний – 5 дней. Испытания материалов проводятся в соответствии с действующими ГОСТами и другими нормативными документами.
Результаты выполненных испытаний оформляется в виде Протокола испытаний. Протокол испытаний может быть использован в судебной строительной экспертизе для решения спорных вопросов.
Испытание грунта, щебня и песка часто используется или необходимо в обследовании дорог или при проведении геологических изысканий ГОСТы и нормативы
- ГОСТ 5180-84
- ГОСТ 8267-93
- ГОСТ 8735-88
- ГОСТ 12536-79
- ГОСТ 22733-2002
- ГОСТ 23558-94
- ГОСТ 25100-95
- ГОСТ 25584-90
Протоколы испытаний Запросить коммерческое предложение Закажите испытание грунта, песка, щебня конструкций Центр Проектирования и Инжиниринга.
Настоящий свод правил разработан с учетом требований федеральных законов от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании” [1], от 22 июня 2008 г. N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” [2], от 30 декабря 2009 г.
N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” [3], от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации”.
Актуализация выполнена авторским коллективом: ЗАО “СоюздорНИИ” (кандидаты техн. наук В.М.Юмашев, Р.А.Коган, д-р техн. наук, проф. В.Д.Казарновский, кандидаты техн. наук Е.С.
Пшеничникова, Г.Н.Кирюхин, Л.М.Гохман, Е.М.Гурарий, И.Ж.Хусаинов, В.И.Коршунов, инж. И.В.Басурманова, канд. техн. наук А.А.Матросов, инж. Ф.В.Панфилов, инж. Ю.А.Аливер, канд. техн. наук С.Г.Фурсов, инж. О.Б.Гопин, канд. техн. наук А.А.Пахомов).
Изменение N 1 подготовлено ЗАО “ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ” совместно с авторским коллективом ФАУ “РОСДОРНИИ”: д-р техн. наук О.А.Красиков, д-р техн. наук А.М.Кулижников; кандидаты техн. наук А.М.Стрижевский, А.Е.Мерзликин, А.А.Домницкий, И.Ф.Живописцев, Б.Б.Анохин, А.П.Фомин, Л.А.Горелышева, Н.А.Лушников, П.А.Лушников, Р.А.
Еремин, Н.Б.Сакута; инженеры Р.К.Бородин, А.В.Бобков, А.И.Босов, А.С.Козин, А.Б.Волков, В.Н.Гарманов, Ж.С.Сахно.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
Настоящий свод правил устанавливает правила производства и контроля качества работ и распространяется на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и ведомственные автомобильные дороги.
Требования настоящего свода правил не распространяются на временные дороги, испытательные дороги промышленных предприятий и автозимники.
Во-первых, для закупки. Благодаря этому показателю легко вычисляется необходимое количество. Во-вторых, для того чтобы понять на сколько осядет сыпучий материал после уплотнения.
Как вычислить необходимое количество щебня
Объем формы, которую нужно заполнить (м3 ) × удельный вес (кг/ м3 )× коэффициент уплотнения.
1 м3 фракции 0–5 мм равен 1,5 т;
1 м3 фракции 40–70 мм равен 1,47 т.
Коэффициент уплотнения рассчитывается на основании данных лабораторных испытаний, где масса подвергается трамбовке и проверке на различных приспособлениях. Здесь есть свои методы:
1. Замещение объемов (ГОСТ 28514-90).
2. Стандартное послойное уплотнение щебня (ГОСТ 22733-2002).
3. Экспресс-методы с применением одного из трех типов плотномеров: статического, водобаллонного или динамического.
Результаты можно получить сразу же или по истечении 1-4 дней, в зависимости от выбранного исследования. Одна проба для стандартного испытания обойдется в 2500 рублей, всего их понадобится не меньше пяти. Если данные нужны в течение дня, используют экспресс-методы по итогам отбора как минимум 10 точек (по 850 руб. за каждую). Плюс придется оплатить выезд лаборанта – еще около 3 тысяч. Но на строительстве крупных объектов не обойтись без точных данных, а тем более без официальных документов, подтверждающих соблюдение подрядчиком требований проекта.
Как узнать степень трамбовки самостоятельно?
В полевых условиях и для нужд частного строительства тоже выйдет определить искомый коэффициент по каждому размеру: 5-20, 20-40, 40-70. Но для этого сперва понадобится узнать их насыпную плотность. Она изменяется в зависимости от минералогического состава, хоть и незначительно. Гораздо большее влияние на объемный вес оказывают фракции щебня. Для расчета можно пользоваться усредненными данными:
Фракции, мм | Насыпная плотность, кг/м3 | |
Гранит | Гравий | |
0-5 | 1500 | — |
5-10 | 1430 | 1410 |
5-20 | 1400 | 1390 |
20-40 | 1380 | 1370 |
40-70 | 1350 | 1340 |
Коэффициент относительного уплотнения щебня. Коэффициент уплотнения щпс
Достаточно часто нужно узнать плотность щебня насыпи после транспортировки в автомобиле. Эта процедура может быть полезна для определения необходимого устройства для трамбовки, количества бетона и его состава, для расклинцовки.
Рассчитать плотность насыпи можно на основании простой процедуры:
- необходимо подготовить пустой сосуд для наполнения щебнем и взвешивания, необходимо определить его вес;
- наполнить тару щебнем и взвесить;
- необходимо определить чистую массу материала, то есть отнять от веса наполненного сосуда, его собственную массу;
- разделить вес на объем сосуда.
При закладке фундамента необходимо четко достичь коэффициента уплотнения уставленного в нормативных документах. Иначе это чревато аварийностью и быстрым разрушение постройки, при чем данное замечание касается всех видов строительства.
Качественная процедура уплотнения предоставляет возможность исключить вероятность повреждений и деформации сооружения на долгий промежуток времени.
Следует обратить внимание, что если разделить плотность после трамбовки на изначальную, то цифра всегда получается несколько выше единицы – это коэффициент, который указывает запас прочности, то есть возможность уплотнения.
Цифра может использоваться в случаях, когда необходимо узнать количество щебня для проведения определенной работы, в основном засыпании подушки. Обратное исчисление показывает на сколько уплотнился материал, по сравнению с первоначальным значением, цифра меньше 1.
Гранитный щебень является наиболее распространенным вариантом, потому что обладает высоким уровнем устойчивости к температурным воздействиям и практически не поглощает воду. Прочность гранита соответствует всем техническим требованиям. Наиболее популярные фракции гранита:
- мелкозернистый – 5-15 мм;
34 votes
+
Голос за!
—
Голос против!
Представить любой строительный процесс без применения щебня довольно сложно. Его используют при создании фундамента, замешивании бетонного раствора, формировании садовых дорожек, организации ландшафтного дизайна, прокладке подъездных путей и автотрасс. В статье речь пойдет об основах уплотнения щебня.
Продукт дробления горных пород применяют для обустройства так называемой подушки, которая выполняет следующие функции:
- выравнивание основы перед дальнейшими работами;
- придание твердости слабонесущим грунтам;
- защита строений от негативного воздействия влаги;
- увеличение стойкости под высокими нагрузками.
Этот сыпучий материал производится путем прохождения валунов через дробильное оборудование. На выходе получают камень различной фракции от 0*5 до 40*70 мм. Размер определяет сферу применения. Для бытового строительства в основном используют щебень 5*20 и 20*40 мм.
Тип строительного материала бывает:
- гранитным. Он характеризуется высокой природной прочностью и способностью выдерживать разнонаправленные нагрузки;
- известняковым. По твердости практически не уступает гранитному щебню. Однако стоит гораздо дешевле. Прекрасно подходит для возведения жилья;
- шлаковый. Такой материал получают из отходов металлургического производства. Стоимость намного ниже вышеперечисленных типов гравия. Но из-за вредных примесей в его составе, сфера применения довольно ограничена;