Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Не ввел котельную в эксплуатацию. Что мне за это будет?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют сведения, характеризующие каждый объект, в регистрирущий орган.
При этом имеется в виду не фактическое начало эксплуатации объекта, а получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, оформления решения о вводе в эксплуатацию оборудования под давлением и т.д.
Ростехнадзор разъясняет: Вопросы идентификации котельных
Вопрос:
Необходимо ли регистрировать в качестве опасного производственного объекта блочно-модульную котельную мощностью 326кВт, предназначенную для обогрева производственных помещений, с водогрейными котлами Unical 163 (вид топлива – отработанное машинное масло, температура теплоносителя – 1100С, давление 0,5 МПа)?
Ответ: Опасными производственными объектами в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон № 116-ФЗ) являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону № 116 ФЗ.
Блочно-модульная котельная, работающая на представленных параметрах, не подлежит регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Для более точной идентификации признаков опасности объекта необходимо руководствоваться проектной документацией.
Вопрос от 08.08.2018:
Является ли теплогенераторная частного производственного предприятия (встроенная в здание или отдельный контейнер) мощностью до 360 кВт поднадзорной Ростехнадзору, какие требования предъявляются к обслуживающему персоналу?
Ответ: Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает.
Согласно пунктов 2.4.1,2.4.2 Правил, на все новые и реконструированные тепловые энергоустановки необходимо получать разрешение на допуск в эксплуатацию от органов государственного энергетического надзора. Выдача данных разрешений регламентируется » «Порядком организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок» (утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2008 №212, зарегистрирован Минюстом России 28.04.2008 №11597) и Приказом Минприроды России от 20.08.2008 №182 «Об отмене отдельных положений Порядка».
В соответствии с п.2.2.2 и п.2.2.3 Правил, руководитель организации назначает ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации и его заместителя из числа управленческого персонала или специалистов со специальным теплоэнергетическим образованием, после проверки знаний Правил, правил техники безопасности и инструкций.
При потреблении тепловой энергии только для отопления, вентиляции и горячего водоснабжения ответственность за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок может быть возложена на работника из числа управленческого персонала и специалистов. не имеющих специального теплоэнергетического образования, но прошедшего обучение и проверку знаний в порядке, установленном вышеуказанными Правилами.
Вопрос от 22.04.2019:
Ответ: Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает следующее.
» Федеральные Нормы и Правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора РФ от 25.03.2014 № 116 (далее ФНП ОРПД) направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа):
Следовательно, под действие указанных ФНП ОРПД подпадает оборудование, соответствующее одновременно двум условиям:
Таким образом, твердотопливный котел с Вашими параметрами, а именно с температурой теплоносителя до 95 градусов Цельсия не подпадает под требования ФНП ОРПД и его ставить на учет не нужно.
Примерный перечень документов, проверяемых Ростехнадзором
- Учредительные документы и документ о государственной поднадзорной организации в качестве юридического лица – для юридического лица;
- свидетельство о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя – для индивидуального предпринимателя;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- документы, подтверждающие наличие у поднадзорной организации на праве собственности или на ином законном основании опасного производственного объекта;
- официальные издания Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;
- свидетельство о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов;
- разрешение на ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта;
- проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта и изменения к ней;
- лицензия на эксплуатацию опасного производственного объекта;
- заключения экспертизы промышленной безопасности;
- декларации промышленной безопасности;
- договоры страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
- документы по укомплектованности штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
- документы по допуску к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
- документы по проведению подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
- нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;
- документы по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
- эксплуатационная документация, сертификаты или декларации соответствия, разрешения на применение технических устройств на опасных производственных объектах, в том числе приборов и систем контроля за производственными процессами, в соответствии с установленными требованиями;
- документы по проведению диагностики, испытаниям, освидетельствованию сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
- документы по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц;
- распоряжения и предписания Ростехнадзора и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями, и документы по их выполнению;
- мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
- договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями или документы об аттестации собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также нештатных аварийно-спасательных формирований из числа работников;
- документы по учету, техническому расследованию, анализу и профилактике причин аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
- технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами промышленной безопасности, иными нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности.
Какие документы нужно представить для постановки ОПО на учет?
Регистрацию опасных производственных объектов осуществляют по ведомственной принадлежности заявителей федеральные органы исполнительной власти:
-
Ростехнадзор;
-
Минобороны;
-
ФСИН;
-
ФСО;
-
ФСБ;
-
ГУСП,
а также госкорпорация «Росатом».
С 1 января 2021 года по 1 января 2027 года действует порядок регистрации опасных производственных объектов в редакции приказа Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471. Заявители, по требованиям этого акта, отправляют в ведомство:
-
Сведения о каждом опасном производственном объекте по п. 14.1 приложения к приказу № 471. Они идентифицируют ОПО по классу опасности, содержат данные о лицензируемых видах деятельности на нем. Раздел готовят по результатам анализа проектной и разрешительной документации, спецификации оборудования, генплана расположения ЗиС, паспортов технических устройств и пр.
-
Копии документов, которые подтверждают законность владения ОПО и земельным участком, где он расположен. Это свидетельства о праве собственности, договоры аренды, оперативного управления и пр.
-
Обоснование безопасности ОПО с реквизитами положительного заключения экспертизы промышленной безопасности. Документ нужен только для объектов, в которых есть отступления от федеральных норм и правил (п. 4 ст. 3 Закона № 116-ФЗ).
-
Копию текстовой части подраздела «Технологические решения» проекта ОПО.
Можно ли подготовить документы для регистрации ОПО самостоятельно?
Правительство РФ дает владельцам ОПО всего 10 рабочих дней на подачу заявления о постановке на учет — смотрите ПП от 24.11.1998 № 1371. За это время эксплуатирующая организация должна:
-
идентифицировать опасный производственный объект по признакам, указанным в Законе № 116-ФЗ;
-
описать характеристики ОПО, все технологические процессы и технические устройства на нем;
-
определить класс опасности, присвоить объекту именной код по приказу РТН № 471;
-
оформить комплект документов для Ростехнадзора.
Эксперты по промышленной безопасности выполнят эту работу без ошибок и в срок. Если вам не повезло иметь их в штате, обратитесь к нам. Конечно, вы можете самостоятельно разобраться во всех нормативных требованиях и подготовить сведения об ОПО. Результаты вашего труда потом оценят инспекторы Ростехнадзора при проверке деятельности.
Если вы «забудете» указать какой-то объект или занизите класс его опасности, легально использовать его вы не сможете. Это грозит ответственностью за нарушение требований промышленной безопасности или незаконное предпринимательство. Штрафы в этом случае будут в несколько раз выше, чем стоимость услуг независимых экспертов.
Преимущества группы компаний «Норматив»:
-
мы действуем с 2010 года — поставили на учет более 300 опасных производственных объектов и актуализировали сведения для них;
-
у нас работают эксперты с опытом работы на ОПО I — IV класса опасности, а также бывшие сотрудники Ростехнадзора;
-
решим задачу комплексно: у нас в штате есть специалисты «промежуточных» областей: экологи, специалисты по охране труда и пожарной безопасности, антитеррористической защищенности, а также собственный учебный центр;
-
назначим каждому клиенту персонального менеджера;
-
оказываем помощь и консультируем бесплатно и после закрытия договора — более 500 постоянных клиентов могут это подтвердить.
Документы для постановки на учёт котельной в Ростехнадзоре в Ростове-на-Дону
Чтобы поставить на учёт возведённый ОПО в Ростехнадзоре, вместе с заявлением нужно подготовить пакет обязательных документов, которые подтверждают:
- Заявление с указанием подробной информации об эксплуатирующей организации, места постоянного размещения стационарного котла или места эксплуатации транспортабельного. В последнем случае указывается предполагаемый период эксплуатации котла на этом месте
- Акт установки и пуско-наладки
- Технический паспорт котла
- Инструкция по эксплуатации
- Документы предохранительных устройств
- Обоснование безопасности ОПО;
- Краткая выписка о котельном оборудовании из его паспорта ( где указываются, в т.ч. название и маркировка оборудования, его заводской номер; сведения об изготовителе; год изготовления; основные технические и рабочие параметры, условия работы, сведения о рабочей среде, расчетном эксплуатационном сроке (ресурсе); дата проведения последнего и следующего техосмотра; сведения о проведенных и запланированных промышленных экспертизах промышленной безопасности).
Перечень промышленного оборудования подлежащего оформлению Разрешения Ростехнадзора на применение
- Котлы паровые;
- Котлы теплофикационные водогрейные;
- Котлы-утилизаторы и энерготехнологические;
- Энергопоезда и передвижные установки;
- Трубопроводы;
- Форсунки;
- Запально-защитные устройства;
- Горелки газовые общего назначения;
- Оборудование энергетическое прочее.
Оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения:
- Котлы отопительные тепловой мощностью до 100 кВт и более;
- Установки котельные транспортабельные;
- Колонки водогрейные для ванн (водонагреватели проточные на твердом топливе);
- Подогреватели пароводяные;
- Водонагреватели емкостные;
- Теплогенераторы бытовые (в частности камины газовые, стальные);
- Радиаторы и конвекторы отопительные.
Аппаратура газовая бытовая:
- Аппараты (печи) отопительные на газообразном, жидком и твёрдом топливе;
- Аппараты (печи) отопительно-варочные на газообразном, жидком, твёрдом и комбинированном топливе;
- Плиты газовые бытовые;
- Колонки водогрейные для ванн (водонагреватели проточные на газообразном топливе);
- Водонагреватели на газообразном топливе (емкостные автоматические);
- Плиты и таганы газовые портативные и туристские;
- Грили, шашлычницы, жаровни;
- Светильники газовые бытовые;
- Горелки газовые инфракрасного излучения;
- Горелки газовые инжекционные для отопительных газовых печей;
- Устройства запорные баллонов для сжиженных углеводородных газов на Ру до 1,6 МПа;
- Регуляторы давления для сжиженных углеводородных газов на Ру до 1,6 МПа.
Оборудование газопотребляющее промышленное:
- Горелки газовые общего назначения;
- Горелки газовые инфракрасного излучения;
- Горелки газовые специального назначения;
- Горелки газомазутные;
- Радиационные излучатели;
- Воздухоподогреватели газовые, рекуператоры;
- Тепловые генераторы газовые и генераторы регулируемых сред газовые;
- Специальные приборы и установки для контроля сжигания газа;
- Оборудование газопотребляющее промышленное прочее.
Оборудование технологическое для элеваторно-складского хозяйства:
- Машины и механизмы для погрузки и выгрузки зерна, муки, комбикормов и их ингредиентов
- Устройства отпускные и распределительные для зерна и продуктов его переработки
- Машины для предварительной очистки зерна
- Сушилки и аппараты стационарные и передвижные для активной газации и вентиляции зерна
- Оборудование для элеваторно-складского хозяйства прочее.
Арматура промышленная трубопроводная и газовая:
- Задвижки, затворы, клапаны (вентили), краны, клапаны обратные подъёмные, приёмные и запорные, затворы (клапаны) обратные поворотные, клапаны регулирующие и предохранительные, конденсатоотводчики, указатели уровня, рамки и прочее;
- Приводы, механизмы исполнительные и сигнализаторы к арматуре промышленной трубопроводной;
- Вентили к баллонам сжиженного газа;
- Арматура криогенная;
- Регуляторы, работающие без постороннего источника энергии;
- Арматура газорегулирующая и запорно-предохранительная.
Сосуды и аппараты емкостные.
- Котлы стационарные пиеврочные;
- Плиты кухонные;
- Аппараты пищеварочные и жарочные тепловые;
- Сковороды опрокидывающиеся, жаровни и фритюрницы;
- Кипятильники непрерывного действия;
- Оборудование для кипячения и подогрева жидкостей;
- Мармиты для первых и вторых блюд;
- Оборудование тепловое прочее.
- Краны на автомобильном, пневмоколесном и гусеничном ходу;
- Краны башенные строительные;
- Краны мостовые;
- Краны козловые.
Постановка на учет в Ростехнадзоре оборудования, работающего под избыточным давлением
Постановка на учет в органах Ростехнадзора оборудования, работающего под избыточным давлением – требование, обязательное к исполнению организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими такое оборудование.
Такое требование содержится в п. 214 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением».
- пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
- воды при температуре более 115 градусов Цельсия (°C);
- иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа.
Не подлежит постановке на учет в органах Ростехнадзора следующее оборудование под давлением:
- сосуды, работающие со средой состоящей из воспламеняющихся, окисляющихся, горючих, взрывчатых, токсичных и высокотоксичных газов, жидкостей и паров в однофазном состоянии, а также их смесей, при температуре стенки не выше 200 °C, у которых произведение давления (МПа) на вместимость (м3) не превышает 0,05, а также сосуды, работающие с прочими рабочими средами, не относящимися к вышеперечисленным, при указанной выше температуре, у которых произведение давления (МПа) на вместимость (м3) не превышает 1,0;
- аппараты воздухоразделительных установок и разделения газов, расположенные внутри теплоизоляционного кожуха (регенераторы, колонны, теплообменники, конденсаторы, адсорберы, отделители, испарители, фильтры, пароохладители и подогреватели);
- резервуары воздушных и элегазовых электрических выключателей;
- бочки для перевозки сжиженных газов, баллоны вместимостью до 100 литров включительно, установленные стационарно, а также предназначенные для транспортирования и (или) хранения сжатых, сжиженных и растворенных газов;
- генераторы (реакторы) для получения водорода, используемые гидрометеорологической службой;
- сосуды, включенные в закрытую систему добычи нефти и газа (от скважины до магистрального трубопровода), к которым относятся сосуды, включенные в технологический процесс подготовки к транспорту и утилизации газа и газового конденсата: сепараторы всех ступеней сепарации, отбойные сепараторы (на линии газа, на факелах), абсорберы и адсорберы, емкости разгазирования конденсата, абсорбента и ингибитора, конденсатосборники, контрольные и замерные сосуды нефти, газа и конденсата;
- сосуды для хранения или транспортирования сжиженных газов, жидкостей и сыпучих тел, находящихся под давлением периодически при их опорожнении;
- сосуды со сжатыми и сжиженными газами, предназначенные для обеспечения топливом двигателей транспортных средств, на которых они установлены;
- сосуды, установленные в подземных горных выработках;
- трубопроводы пара и горячей воды с условным проходом 70 мм и менее, у которых температура рабочей среды не превышает 450 °C при давлении рабочей среды более 8,0 МПа, а также у которых температура рабочей среды превышает 450 °C без ограничения давления рабочей среды;
- трубопроводы пара и горячей воды с условным проходом 100 мм и менее, у которых температура рабочей среды свыше 250 °C до 450 °C при давлении рабочей среды свыше 0,07 МПа до 1,6 МПа, а также у которых температура рабочей среды свыше 115 °C до 450 °C при давлении рабочей среды свыше 1,6 МПа до 8,0 МПа;
- трубопроводы пара и горячей воды, у которых параметры рабочей среды не превышают температуру 250 °C и давление 1,6 МПа (за исключением таких трубопроводов с условным проходом более 100 мм, расположенных в пределах зданий тепловых электростанций, котельных и производственных помещений предприятий, а также за исключением трубопроводов тепловых сетей в составе ОПО III класса опасности, имеющих признак опасности, указанный в подпунктах “а” и “б” пункта 2 ФНП «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением»;
- технологические трубопроводы.
Оборудование работающее под избыточным давлением, не вошедшее в перечень исключений, необходимо ставить на учет в Ростехнадзоре.
Внимание: Предприятие, эксплуатирующее оборудование, работающее под избыточным давлением, подлежащее учету в Ростехнадзоре, также подлежит регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
Эксперты нашей организации проверят параметры эксплуатируемого на вашем предприятии оборудования и осуществят постановку его на учет в ЦУ или МТУ Ростехнадзора при условии, что на указанное оборудование распространяются требования законодательства в области промышленной безопасности о необходимости его регистрации.
Перечень документов необходимых для постановки на учет в Ростехнадзоре котлов и сосудов, работающих под избыточным давлением:
1. заявление, содержащее информацию об эксплуатирующей организации с указанием места установки котлов, места применения транспортабельного котла и планируемого периода его эксплуатации на указанном месте;
2. копии акта монтажа котла и пуско-наладочных работ;
3. паспорт котла;
4. краткие сведения о подлежащем учету оборудовании, указанные в паспорте, в том числе:
4.1. наименование или обозначение оборудования, год изготовления, завод-изготовитель, заводской номер (по системе нумерации изготовителя);
4.2. основные технические характеристики, расчетные и рабочие (максимальные, номинальные, минимальные) параметры и условия работы оборудования, сведения о рабочей среде, расчетный срок службы, расчетный ресурс (для котлов и их основных частей), расчетное количество пусков котлов;+
4.3. сведения о дате проведения технического освидетельствования и следующего технического освидетельствования;
4.4. сведения о проведенных экспертизах промышленной безопасности и сроках следующего проведения экспертизы.
Перечень документов необходимых для постановки на учет в Ростехнадзоре трубопроводов, работающих под избыточным давлением:
- заявление, содержащее информацию об эксплуатирующей организации с указанием места установки трубопроводов.
- паспорт трубопровода;
- копии акта монтажа трубопровода;
- копии документов об изготовлении элементов трубопровода (свидетельство);
- копия акта приемки владельца трубопровода от монтажной организации;+
- сведения о проведение технического освидетельствования трубопровода (первичное, очередное и (или) внеочередное);
- краткие сведения о трубопроводе, указанные в паспорте;
- сведения о проведенных экспертизах промышленной безопасности и сроках следующего проведения экспертизы.
Стоимость услуги по постановке на учет оборудования – 25 000 руб.
Стандартный срок постановки на учёт при наличии всех необходимых документов 10 р. д. Срок ожидания письма Ростехнадзора – 20 р. д.
По результатам услуги:
- оборудованию присваивается учетный номер,
- номер вносится в паспорт оборудования,
- выдается письмо Ростехнадзора о постановке на учет оборудования.
Классификация опасных производств
Федеральный закон 116-ФЗ в части 3 статьи 2 указывает, сколько классов опасности производственных объектов выделяется законодательством. В общей сложности их выделяют 4, среди которых первый представляет собой группу с наиболее высоким уровнем угрозы, а четвертый — с наиболее низким. В свою очередь, как отмечается в данном разделе этого нормативно-правового акта, уровень опасности каждого конкретного предприятия определяется на основании степени вероятности возникновения аварии на производстве. Кроме этого, при определении класса опасности учитывается вероятное влияние такого негативного события на жизненно важные интересы отдельных граждан и общества в целом.
Обратите внимание! Конкретные критерии разделения всей совокупности видов промышленных производств на классы по уровню опасности приводятся в приложении 2 к ФЗ-116. Присвоение определенной категории осуществляется при регистрации в Едином государственном реестре.
Какие котельные относятся к опо
ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ
Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ,
от 04.03.2013 N 22-ФЗ, от 02.06.2016 N 170-ФЗ)
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов:
(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;
средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;
2) используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:
а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры;
(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых;
(п. 5 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.
(п. 6 введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ)
К опасным производственным объектам не относятся:
(в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
объекты электросетевого хозяйства;
(абзац введен Федеральным законом от 02.06.2016 N 170-ФЗ)
работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 мегапаскаля включительно сети газораспределения и сети газопотребления.
Выведение из реестра ОПО газовых сетей с давлением до 0,005 МПа включительно
1 сентября 2016 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116, которые скорректировали порядок идентификации сетей газораспределения и газопотребления в качестве опасных производственных объектов.
В частности, к числу ОПО теперь не относятся газовые сети, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно (абзац 27 Приложения №1 к ФЗ №116). Такие сети как ОПО больше не рассматриваются и идентифицируются как объекты технического регулирования с учетом величины давления газа.
Более того, согласно статье 2 ФЗ от 02.06.2016 № 170 (который и внес изменения в ФЗ №116 по этому вопросу) сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением до 0,005 МПа включительно, подлежат исключению из госреестра ОПО по основанию, которое предусмотрено п.п. «в» п. 7 Правил регистрации объектов в государственном реестре ОПО (утв. Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. № 1371).
Однако следует помнить, что каждая сеть газораспределения и/или газопотребления является единым производственно-технологическим комплексом, который включает в себя:
- газопроводы;
- здания, строения, сооружения;
- технические и технологические устройства;
- газоиспользующее оборудование.
Как указывается в письме Ростехнадзора № 00-06-06/1413 от 18.07.2016 (и в последующих официальных ответах эксплуатирующим организациям):
«Объекты, включая межпоселковые газопроводы и сети газораспределения населенных пунктов с давлением свыше 0,005 МПа, находящиеся на балансе газораспределительной организации или иной организации, до точки разграничения балансовой принадлежности, а также до границы давлений (0,005 МПа и ниже) в ГРП, ГРУ, ГРПШ и других редуцирующих устройствах, являются опасными производственными объектами независимо от количества единовременно находящегося в них газа».
Кроме того, раздел 11 Приказа Ростехнадзора от 7 апреля 2011 г. № 168 говорит нам, что в составе сети газопотребления (можно применить и к сети газораспределения) учитываются «наружные и внутренние газопроводы, площадки газифицированных котельных и их оборудование, газораспределяющее оборудование, а также газовая часть газопотребляющего оборудования и установок, газовых турбин, технологических линий и др. в зданиях и сооружениях на территории организации».
Другими словами, сеть газопотребления (газораспределения) можно рассматривать только как единый производственно-технологический комплекс.
Поэтому следует обратить внимание на то, что ОПО «Сеть газопотребления» (равно как «Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая», «Участок газопровода») идентифицируется как опасный производственный объект при наличии оборудования, работающего под давлением природного или сжиженного углеводородного газа свыше 0,005 МПа, даже если в составе объекта есть элементы с давлением 0,005 МПа и ниже.
При этом в сведениях, характеризующих ОПО, должны отразиться все характеристики объекта, в том числе участки газопроводов и оборудование низкого давления.
Как отмечает Ростехнадзор в своих письмах-разъяснениях, разделение объекта «Сеть газопотребления» («Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая», «Участок газопровода») на регистрируемые и не регистрируемые в реестре ОПО мелкие участки, технологически связанные и эксплуатируемые в рамках одного предприятия, не допускается.
Таким образом, прежде чем подавать заявление на исключение вашей газовой сети из реестра ОПО удостоверьтесь, что все участки и элементы (технические устройства) объекта работают под давлением 0,005 МПа и ниже. В противном случае вы получите отказ – уведомление Ростехнадзора о том, что ваш объект не подлежит снятию с учета.
Чтобы проверить параметры рабочего давления во всех составляющих газовой сети, обратитесь к:
- Проектной документации.
- Технической документации на оборудование (технические условия, паспорта и руководства по эксплуатации газопроводов, газоиспользующего оборудования и т.д.).
- Актам разграничения балансовой принадлежности газопроводов.
- Актам ввода в эксплуатацию газовых сетей и их элементов.
- Сведениям, характеризующим опасный производственный объект и т.д.
Если вы убедились в том, что весь производственно-технологический комплекс газовой сети работает под давлением природного или сжиженного углеводородного газа 0,005 МПа и ниже, можете подавать в Ростехнадзор документы на исключение объекта из реестра ОПО.
Пакет документов на снятие с учета сетей газораспределения и сетей газопотребления с давлением до 0,005 МПа включает в себя:
1. Заявление от эксплуатирующей организации (по форме, указанной в Приложении № 5 Приказа Ростехнадзора от 04 сентября 2007 № 606). Можно скачать на сайте территориального управления Ростехнадзора. В качестве основания для исключения из госреестра указывается «Изменение критериев отнесения объектов к категории опасных производственных объектов или требований к идентификации опасных производственных объектов, предусмотренное нормативными правовыми актами РФ» (п.п. «в» п. 7 Правил регистрации объектов в государственном реестре ОПО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. № 1371).
2. Ранее выданное Свидетельство о регистрации ОПО (оригинал). Если у эксплуатирующей организации есть другие ОПО, то Ростехнадзор выдаст переоформленное Свидетельство.
3. Ранее согласованную Карту учета (если есть) только на тот объект, который нужно вывести из реестра.
4. Обновленные Сведения, характеризующие ОПО, если у эксплуатирующей организации есть другие объекты.
Результатом процедуры станет:
- Уведомление из Ростехнадзора о том, что ваш объект исключен из госреестра ОПО – в случае, если вы эксплуатируете только один указанный объект.
- Переоформленное Свидетельство о регистрации ОПО, согласованные Сведения, характеризующие ОПО – в случае, если вы эксплуатируете и другие объекты, которые остаются в реестре.
Обратите внимание: сети газопотребления (газораспределения) с давлением до 0,005 МПа включительно, исключенные из реестра ОПО, будут по-прежнему контролироваться Ростехнадзором на предмет соблюдения требований Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 870) в соответствии с требованиями ФЗ от 26 декабря 2008 г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Возможность отнесения котельной к опасным объектам
Помимо уже приведенных требований 116-ФЗ есть ещё один действующий нормативно правовой акт, оговаривающий отнесение газовых котельных к ОПО — Приказ Ростехнадзора от 7.04.2011г. № 168 (рег. в Минюсте РФ 3 августа 2011 г. N 21545).
Документ утверждается техническим руководителем организации, эксплуатирующей ОПО, согласуется со службами организации, принимающими участие в ликвидации аварии.
Что такое опасный производственный объект Под опасными производственными объектами понимаются хозяйственные и инфраструктурные объекты, в ходе эксплуатации которых имеется риск возникновения аварийных ситуаций.
Хочу заметить, что вопрос об отнесении котельной к той или иной категории по пожарной опасности является до сих пор четко не разъясненным, в связи с чем, и вызывает постоянные дискуссии. Впрочем, не только для помещений котельных в нормативных документах не даются четкие разъяснения, это касается, например, и автостоянок, о чем я уже писал здесь.
Какие газовые котельные не относятся к опо
В настоящее время в соответствии с поручением Ростехнадзора от 14 января 2016 г. N ПЧ-1 «Об усилении контроля за исполнением технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г.
Нормы федерального закона, регламентирующие пожарную безопасность, выделяют следующие классы объектов по функциональной пожарной опасности:
- Здания с постоянным пребыванием работников.
- Сооружения, предназначенные для проведения массовых мероприятий.
- Инфраструктурные объекты, предназначенные для обслуживания жителей.
- Здания образовательных организаций.
- Складские сооружения.
Для сетей газораспределения и газопотребления (с массой газа свыше 1 тонны) и предназначенные для транспортировки природного газа под давлением менее 1,2 МПа или сжиженного углеводородного газа под давлением менее 1,6 МПа устанавливается класс опасности III.
Для уменьшения негативных последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с возгораниями и взрывами, необходимо правильно классифицировать объект согласно единой классификации, в соответствии с которой котельная установка получает соответствующую категорию.
Время поступления метана в помещение котельной будет определяться способом отключения (ручное или автоматическое), а также надежностью систем автоматики.
Газовая котельная — это опасный производственный объект?
Газовая котельная, в терминологии Законодательства, включая газораспределительное оборудование и наружные газопроводы, является Сетью газопотребления.
Сеть газопотребления является опасным производственным объектов, если она имеет признаки опасности, определенные Приложением №1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Не вдаваясь в изучение 116-ФЗ можно легко определить, является ли нанная сеть газопотребления ОПО, по приведенным признакам:
- В котельной используется оборудование (паровые котлы), работающее под избыточным давлением более 1,6 МПа или при температуре рабочей среды более 115ºС. За исключением оборудования, указанного в пункте 4 Федеарльных норм и правил «Правила промышленной безопасности ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением»;
- Котельная работает на природном газе (газовая котельная). В том случае, если в составе ОПО есть газопроводы с давлением выше 0,005 МПа;
- Котельная осуществляет теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей. В данном случае объект будет называться система теплоснабжения;
- В котельной имеется резервное топливо, которое относится к категории горючих жидкостей в объеме более 20 000 тонн и более.
Если сеть газопотребления обладает хотя бы одним из указанных признаков, то она относится к категории опасных производственных объектов.
Сокращенно Опасный производственный объект называют – ОПО.
Аварии на таких объектах могут иметь очень серьёзные последствия для здоровья и жизни людей, имуществу организаций эксплуатирующих опасные объекты, имуществу соседних организаций и природной среде.
Выведение из реестра ОПО газовых сетей с давлением до 0,005 МПа включительно
1 сентября 2016 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116, которые скорректировали порядок идентификации сетей газораспределения и газопотребления в качестве опасных производственных объектов.
В частности, к числу ОПО теперь не относятся газовые сети, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно (абзац 27 Приложения №1 к ФЗ №116). Такие сети как ОПО больше не рассматриваются и идентифицируются как объекты технического регулирования с учетом величины давления газа.
Более того, согласно статье 2 ФЗ от 02.06.2016 № 170 (который и внес изменения в ФЗ №116 по этому вопросу) сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением до 0,005 МПа включительно, подлежат исключению из госреестра ОПО по основанию, которое предусмотрено п.п. «в» п. 7 Правил регистрации объектов в государственном реестре ОПО (утв. Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. № 1371).
Ответственность за деятельность без лицензии или с нарушением лицензионных требований
1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.
а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —
влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Статья 19.20. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)
1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
3. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Котельная работала без лицензии
Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
КоАП РФ Статья 9.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 9.1. КоАП РФ
— Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за нарушение требований безопасности или условий лицензии в области промышленной безопасности опасных производственных объектов
— Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за нарушение требований промышленной безопасности при обращении со взрывчатыми веществами на опасных производственных объектах (получение, использование и т.п.)
— Организация оспаривает привлечение к ответственности за дачу заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности
1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции )
2. Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции )
3. Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции )
4. Дача заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до двух лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
(часть 4 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 186-ФЗ)
Примечания:
1. Под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
2. Для целей настоящей статьи под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. В случае, когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), под должностным лицом понимается лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации под должностным лицом понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации.
3. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
4. Эксперты в области промышленной безопасности, совершившие при проведении экспертизы промышленной безопасности административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, несут административную ответственность как должностные лица.
Причины лицензирования котельных
Нужна ли лицензия на газовую котельную? Если котельная отнесена к опасным производственным объектам, то эксплуатирующее предприятие обязано проходить лицензирование в контролирующих органах.
Наличие признака опасности объекта устанавливается на этапе проектирования. Опасные производственные объекты характеризуются наличием таких признаков как:
- Оборудование, работающее под избыточным давлением от 1,6 Мпа при температуре среды от 250 ºС
- Присутствует запас резервного топлива, признанного горючей жидкостью. Размер запаса составляет 1000 тонн и более
- Котельная функционирует на природном газе
- Предприятие работает с целью теплоснабжения населения и социально значимых категорий потребителей (государственные учреждения, воинские части, тюрьмы, медицинские организации, школы и детские сады, социальные службы, следственные изоляторы, метрополитен, исправительно-трудовые учреждения, объекты по производству взрывчатых веществ и боеприпасов, животноводческие и птицеводческие хозяйства, системы диспетчерского управления, подъемные устройства угольных и горнорудных организаций)