Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ГД в 1-м чтении приняла упрощение изъятия неиспользуемых сельхозземель». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.
Основания для изъятия
В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2023 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:
- если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
- при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
- при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
- в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
- при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
- в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).
Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:
- автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
- системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
- относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
- оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
- относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.
Садоводческое товарищество понимается как некоммерческая организация, в которой участвуют граждане, объединившиеся на добровольных началах. За счет функционирования СНТ не получает какой – либо прибыли. В товариществах действуют уставы, которые они разрабатывают самостоятельно. Налогообложение предусматривается исходя из учета общей площади товарищества.
СНТ не имеет правомочий относительно конфискации наделов. В законодательстве предусматриваются основания для изъятия, которые могут связываться только с правонарушением совершенным владельцев участка:
- когда лицо использует участок вопреки его назначению;
- отчуждение территории производится органами муниципалитета в интересах общества.
Каков порядок изъятия неспользуемых земель сельхозназначения?
Комиссия, установившая факт неиспользования земли, либо использования с нарушением закона, сначала даст землевладельцу шанс исправиться. Ему будет выдано предписание на устранение нарушения – и указан срок, в течение которого землю следует привести в порядок. Одновременно с этим комиссии отправит заявление в Росреестр: в ЕГРП будет внесена особая запись, согласно которой любые сделки с участком запретят до устранения выявленных нарушений.
- Если в указанный срок землевладелец приведёт участок в порядок, ограничение в ЕГРП будет снято в течение пяти рабочих дней.
- Если же хозяин участка мер не примет, ему будет назначено административное наказание, земля так и останется под запретом, а орган государственной власти инициирует торги по продаже участка.
Если публичные торги дважды будут признаны несостоявшимися, то в течение следующих двух месяцев орган исполнительной власти будет обязан провести ещё одни торго – посредством публичного предложения.
Собственник, который приобретёт участок через процедуру торгов, обязуется в течение года начать использовать участок по назначению.
Как себя обезопасить от изъятия участка?
Бывает, что участок из земель сельхозназначения «простаивает» по уважительной причине (допустим, вопрос о праве собственности решается в суде), либо имеет признаки нарушений, которые создал не хозяин земли (часть участка – балка, куда местные жители вывезли свой строительный мусор). Но отвечать в любом случае придётся владельцу участка, поэтому принять меры нужно как можно раньше.
То же самое относится к сельхозпроизводителям, которые покупают заброшенные земли в надежде привести их в порядок: у вас есть не более трёх лет на то, чтобы выкорчевать пни и кустарники, извести сорняки – и не более года на то, чтобы убрать мусор и снести самовольные постройки.
Согласно законопроекту Минсельхоза, изменённый порядок использования земли начнёт действовать с 1 января 2023 года.
Основания для изъятия земель
Ст. 49 ЗК РФ определяет причины, по которым органы власти могут получить право на участки, принадлежащие частным лицам. К ним относятся строительство и реконструкция следующих объектов:
- энергетические системы общегосударственного или локального масштаба;
- АЭС;
- оборонные сооружения, включая системы защиты государственной границы;
- транспортная инфраструктура, включая инфраструктуру железных дорог;
- объекты космической отрасли;
- обеспечение естественных монополий;
- коммуникации общегосударственного или локального масштаба, включая электричество, газопроводы, водо- и теплоснабжение;
- автодороги.
Если находится в собственности
По закону существует возможность изъять земельный участок, который считается собственностью физ. лица. Но конфисковать его можно лишь в соответствии с порядком, который установлен официальными нормативными актами.
ВНИМАНИЕ! Процесс лишения участка лица, являющегося садоводом, огородником, дачником, определен положениями п. 2 ст.47 ФЗ от 15.04.1998 №66-ФЗ, а еще частью 3 ст.35 Конституции России, ст.44 ЗК, ст.284-287 ГК.
После изучения норм можно сделать определенные выводы:
- Для того чтобы человека участка земли, должны быть обнаружены нарушения, которые совершены им специально и систематически. В качестве подобных нарушений могут выступить, к примеру, неиспользование в соответствии с прямым назначением участка земли, который принадлежит гражданину на основе правомочий собственности;
- В качестве важнейшего условия конфискации участка, который находится в составе СНТ, выступает официальное уведомление владельца о том, что он совершает нарушения, которые могут стать причиной для изъятия;
- Лишить правомочия собственности гражданина может только суд. Внесудебные процедуры не могут быть применены к таким правовым отношениям;
- Вопрос о конфискации земельного участка может быть инициирован лишь уполномоченным госорганом или администрацией;
- Конфисковать землю можно лишь на основе его продаже путем проведения торгов. Не разрешена передача земли СНТ в собственность третьему лицу. Заинтересованные граждане могут участвовать в торгах;
- Запомните, не допускается конфискация земельного участка для СНТ в том случае, когда владелец не платит членские или иные взносы. Лишение членства не влияет на право собственности. Гражданин может стать индивидуальным садоводом;
- СНТ не может лишить садовода земельного участка.
Выше записаны главные аспекты лишения садовода правомочия собственности в отношении участка земли.
В связи с неиспользованием
Статья 284 ГК России определяет, что разрешается изъятие земли у владельца в связи с неиспользованием трех или более лет в том варианте, если целевое назначение участка – это:
- сельского типа хозяйство;
- жилищного типа строительство.
Критерии неиспользования земли сельскохозяйственного типа перечислены в П.П. № 369 “О признаках…”.
Течение выделенного трехлетнего срока прерывается, если эксплуатация участка в соответствии с его предназначением было невозможно в связи со:
- бедствиями стихийного характера;
- чрезвычайными ситуациями;
- другими похожими случаями.
При этом срок освоения участка в установленный трехлетний период:
- включается, если земля создана для ведения сельского хозяйства
- не включается в других ситуациях, также и при ИЖС.
В июне Минсельхоз подготовил изменения в земельное законодательство. Теперь в отношении собственников земельных участков, забросивших свои наделы, будут применяться более строгие меры
27.07.2017
Федеральное министерство сельского хозяйства подготовило поправки в ст. 396 Налогового кодекса (НК) РФ. Изменения, в частности, коснутся порядка расчета земельного налога в отношении неиспользуемых по назначению земель сельскохозяйственного назначения, а также земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.
Согласно действующему законодательству, с таких участков при условии, что они используются по назначению, взимается налог в размере 0,3% стоимости. По новым поправкам, если земли заброшены — размер налога может быть повышен до 1,5%.
На данный момент представительные органы муниципальных образований и органы государственной власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) вправе самостоятельно повышать размеры налогов.
Подразумевается, что в отношении заброшенных земельных участков земельный налог будет рассчитываться начиная с начала года, в котором был обнаружен неиспользованный участок, до месяца, в котором было устранено нарушение.
Чем плохо
По словам начальника отдела государственного земельного надзора Росреестра по Новосибирской области Игоря Иванова, острее всего в Новосибирске стоит ситуация с заброшенными дачами и огородами.
Если участок находится в черте города или близ него, то он может стать очагом криминогенной обстановки, основной риск заброшенных земель — пожары.
Однако поправки к статье налогового кодекса, предлагаемые Минсельхозом, не смогут заработать в полную силу, пока в РФ не будет создана объемлющая система мониторинга и учета использования участков по назначению. Сейчас Игорь Иванов отмечает, что сотрудники новосибирского Росреестра не обладают полномочиями по ведению учета и выявлению заброшенных участков. При этом земельное законодательство обязывает собственников земельных участков и лиц, которым они не принадлежат, использовать землю по назначению:
«Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течении установленного срока предусмотрена федеральным законом, влечет наложение административного штрафа, — прокомментировал Иванов. — Кроме того, законодательством в целях рационального использования земель предусмотрено принудительное изъятие земельного участка, которое осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Законом об обороте земель».
Наступление на оставленные земли
В этом году власти нескольких регионов начали наступление на садоводов, оставивших свои участки без должного присмотра. В частности, руководство Хакасии, реализуя проекты по поддержке дачников, решили свести количество заброшенных участков к минимуму. Как сообщила руководитель Федслужбы госрегистрации, кадастра и картографии по республике Хакасия Ольга Анисимова, на данный момент в регионе числится около 1200 заброшенных участков.
В конце июня этого года в Минсельхозе Пермского края сообщили, что с этого года власти региона планируют принудительно изымать до 30 тыс. га земли ежегодно у тех собственников, кто не содержат землю должным образом, — участки будут передавать тем, кто готов их возделывать.
Общественный контроль
Действующее в России гражданское законодательство позволяет устанавливать факт изымать земельные участки у собственников, если земля не использовалась по назначению на протяжении трех лет.
Однако, как отметил Иванов, на данный момент в законе существует пробел относительно процедуры, позволяющей сотрудникам Росреестра устанавливать факт неиспользования земли в течение трех лет. «Предполагается, что для установления факта неиспользования земельного участка необходимы доказательства, которые свидетельствовали бы, что такой земельный участок не используется в течение трех лет, а именно доказательства неиспользования за каждый год», — прокомментировал начальник отдела.
Депутаты Совета депутатов Кемерова в июне предложили упростить процедуру изъятия неиспользуемых земель у их собственников, уменьшив трехлетний срок. Аналогичный закон уже был принят в 2015 году на федеральном уровне, когда срок изъятия неиспользуемых земель был понижен с пяти до трех лет.
Как отметил Иванов, для установления того, что участок заброшен, можно прибегать к функции общественного контроля. Действующее законодательство позволяет создавать комиссии по контролю за соблюдением Закона о садоводстве. Члены комиссии могут консультировать владельцев участков, помогать им в соблюдении законодательства, составлять акты о нарушениях, а также передавать эти документы в правление садоводческих объединений. В свою очередь правление имеет полномочия передавать акты в госорганы.
В конце июля Госдума одобрила новый законопроект «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве». Закон начнет действовать с 1 января 2019 года. Согласно поправкам в законе, неиспользуемые земельные участки, размещенные на территории дачных обществ, будут передаваться на бесконкурсной основе самим членам этого общества.
Поиск и учет таких участков выгодно садоводческим обществам — меньше риски пожаров, ограблений, загрязнения соседних участков сорняками. При этом один из опрошенных РБК Новосибирск руководителей новосибирских садовых обществ сообщил, что надежды на помощь со стороны собственников земельных участков в данном случае достаточно эфемерны. «Без особой нужды никто ничего не будет ничего смотреть и выявлять. Нужна воля сверху, сами люди такие: никто ничего не хочет делать», — отметил спикер.
Сибирь — в лидерах
По данным Россельхознадзора, на сегодняшний день в РФ насчитывается почти 384 млн га земель сельхозназначения, из которых неиспользуемыми остаются почти 40 млн Га.
Сибирский федеральный округ возглавляет список федеральных округов с наибольшим количеством заброшенных земель (10,7 млн Га). На втором месте находится Приволжский ФО (7,5 млн Га), тройку лидеров замыкает Центральный ФО (5,8 Га).
На данный момент российское законодательство за неиспользование земельного участка, предоставленного для сельхозиспользования и строительства, подразумевает административную ответственность, она невелика: гражданам грозит штраф от 500 до 1 тыс. руб, должностным лицам — от 1 до 2 тыс. руб, юрлица могут быть оштрафованы от 10 до 20 тыс. руб.
Как сообщил Иванов, всего в прошлом году в Новосибирской области за неиспользование земельных участков в административной ответственности были привлечены 13 человек. Общая сумма штрафов, выписанных им, составила 260 тыс. руб. За шесть месяцев текущего года Росреестр привлек к административной ответственности шесть собственников земельных участков. Наложено штрафов на сумму 10 тыс. руб.
Необходимым условием начала процедуры изъятия земли является уведомление владельца о планируемых действиях. Раньше он должен был быть поставлен в известность не позже чем за год до изъятия. Однако новые поправки в ЗК РФ сократили этот срок до 90 дней, что существенно уменьшает возможности собственника оспорить планируемое аннулирование его прав на земельный надел.
Время действия принятого решения муниципалитета об изъятии — 3 года. Если процедура не начата в течение этого времени, то вынесенное решение теряет свою юридическую силу.
Процесс изъятия земельного надела в пользу государства является достаточно длительным, на его завершение потребуется не менее 6 месяцев.
Срок решения об изъятии земли действует в течение трех лет
Со дня принятия и в течение 3 лет действует решение об изъятии, которое возможно обжаловать в суде по закону. Есть у собственника право обжаловать возможность построения в другом месте гособъектов, обоснованность и сам факт решения, ну и конечно условия выкупа (пп. 13, 14 ст. 56.6 ЗК РФ).
За изымаемое имущество, государство обязуется компенсировать в виде другой недвижимости или же в денежном эквиваленте. Собственник сам решает какой выбрать вариант компенсации. Ввиду того, что происходит выкуп земли государством у вас, то вам определяют цену выкупа и сумму, какая будет уплачена вам.
Оценивается рыночная стоимость и несмотря на то, что собственник готов договориться с госорганом о цене, но оценщика хоть как придется привлекать.
Для оценки убытков собственника берутся такие данные и включаются в выкупную цену, как: скважина, хозяйственные постройки, наличие многолетних насаждений, расходы связанные с переездом собственника.
Государство вправе не компенсировать цену недвижимости, если она не соответствует целевому назначению земельного участка. Смотреть в пп. 2, 8 ст. 56.8 ЗК РФ. Не входят для компенсации и постройки, какие были построены уже после уведомления об изъятии земельного участка.
Вам обязаны прислать проект соглашения на изъятие недвижимости для подписания вами (п. 2 ст. 56.9 ЗК РФ). В нем должны быть указаны сроки и порядок расчетов компенсации. А вы можете предложить свой вариант, либо согласиться с представленным (п. 2 ст. 56.10 ЗК РФ).
Правила организации публичных торгов
Переход земли к новому владельцу осуществляется путем его реализации на аукционе. Для участия в этой процедуре требуется подать заявку.
Наиболее важным моментом служит цена земли.
Ее определение происходит согласно ст. 6 закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»:
- Способ установления начальной цены торгов должен содержаться в решении суда. Речь идет о кадастровой стоимости (используются данные не старше 5-ти лет или об отчете оценщика).
- Если участок требует проведения работ по рекультивации, то начальная цена может снизиться, но не более чем на 20 %.
- При отсутствии предложений через 2 дня проводится повторный аукцион, на котором стартовая цена снижается на 20 % от начальной стоимости земли на несостоявшихся торгах.
- Если повторный аукцион не состоялся, то земля реализуется путем публичного предложения. Цена сделки не может быть менее половины от стартовой стоимости участка на повторных торгах.
Если другие претенденты на участок отсутствуют, то целесообразно дождаться максимального снижения стоимости и выгодно приобрести землю.
Основания изъятия земель
Причин, по которым собственник может лишиться прав на землю, существует несколько, но эта процедура может происходить только по весомым обстоятельствам. Основаниями по закону служат следующие:
- При эксплуатации земли собственником с нарушением разрешенного использования, а также неиспользование.
- Для комплексного развития территории официальному решению властей, если участок оказался в границах запланированных работ.
- Конфискация для возмещения ущерба, нанесенного собственником иному лицу своим преступным деянием.
- Реквизиция вследствие воздействий эпидемий, природных катаклизмов, аварийных и чрезвычайных ситуаций.
- Иные обстоятельства, когда в рамках законодательства власти любого уровня вправе истребовать участок.
- Для государственных или муниципальных нужд. К ним относятся:
- строительство на конкретной территории объектов федерального уровня, а также местного или регионального;
- проведения работ в рамках недропользования;
- исполнение РФ международных обязательств;
- в рамках государственных полномочий службой ФСБ;
- иные основания по законодательству РФ.
Важно знать, что отказаться от исполнения судебного распоряжения по изъятию земли ее хозяин не может. В большинстве случаев он может только рассчитывать на другой аналогичный надел или компенсационные выплаты.
Ответственность за нецелевое использование земли
Каждый владелец земельного участка должен помнить, что использование данного вида имущества не по целевому назначению, равно как и неиспользование его вовсе, является грубым нарушением земельного законодательства РФ, влекущим за собой административное наказание в виде штрафов, размер которых определяется с учетом кадастровой стоимости надела (если речь идет о землях сельхозназначения), а также, в зависимости от вида и сложности нарушения, наличия или отсутствия кадастровой стоимости, и непосредственно категории земельного участка (сельскохозяйственное производство; огородничество или садоводство; строительство (дачные постройки, обустройство фермерского хозяйства, возведение индивидуального жилого строения (ИЖС), ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ)).
Как правило, большинство нарушений в области использования земельных участков касаются положений по видам целевого назначения. К примеру, земля, приобретенная под статусом «ведение сельского хозяйства» не может быть использована под (ИЖС). И в случае обнаружения органами самоуправления данного факта нарушения, на владельца земельного участка выписывается штраф и выдается предписание с требованиями об устранении нарушения в определенные сроки. Если собственник не предпринял никаких действий для ликвидации нарушения, контролирующие органы вправе подать на него в суд с требованием об изъятии данного земельного участка.
Важно! Собственник земельного участка, чье имущество было изъято на основании судебного решения, вправе оспорить его в течение 10 дней с момента получения на руки под роспись постановления суда либо его копии.
Штрафы, предусмотренные за нецелевое использование земельного участка, в 2021 существенно выросли относительно предыдущего года и составила:
при наличии кадастровой стоимости:
- для физических лиц собственников земли — от 0,5 до 1% (минимум 10 000 рублей);
- для юридических лиц – до 2% от кадастровой стоимости (минимум 100 000 рублей);
при отсутствии кадастровой стоимости размер штрафа будет фиксированным:
- для физических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей;
- для юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.
Штрафы за неиспользование земельного надела в течение 3х лет подряд составляют:
- для физических лиц, собственников участков — до 1,5% от кадастровой стоимости (минимальный размер 20 000 рублей), при отсутствии кадастровой стоимости – до 50 000 рублей.
- для юридических лиц — от 3 до 5%, минимум 400 000 рублей (без кадастровой стоимости от 400 000 до 700 000 рублей).
Штрафы за неиспользование по назначению земель сельскохозяйственного назначения составляют:
- для физических лиц — до 0,5%, (минимум 3 000 рублей)
- для юридических лиц — до 10%, (минимум 200 000 рублей)
Подводя итоги вышесказанному, стоит отметить, что владельцы такого вида недвижимого имущества, как земельный участок, несомненно, не должны доводить ситуации до критического положения и судебных разбирательств. Соответственно, земля должна использоваться своевременно и по назначению, административные штрафы, в случае их наложения органами земельного надзора, должны быть своевременно оплачены. Если все же избежать иска от лица местной администрации не удалось, правообладатель может обратиться в арбитражный суд с требованием о признании незаконным вынесенное ранее решение об изъятии земли, и при наличии основательной доказательной базы, есть возможность добиться отмены постановления.
Принудительное изъятие земельного участка у его непосредственного собственника в России осуществляется исключительно после вынесенного судебного решения. Допускается два варианта изъятия:
- С возмещением компенсации – если земля отнимается для государственных или муниципальных нужд (при условии, что с владельцем не было заключённого соглашения об изъятиях);
- Без возмещения – в случае санкций, назначенных в результате каких-либо нарушений или преступных действий, в соответствии с действующим сегодня Гражданским кодексом Российской Федерации.
Исковое заявление в судебный орган подаётся государственными или муниципальными структурами. При этом данный иск нельзя подать, если земельный участок находился в собственности владельца меньше 3-х месяцев.
По решению суда устанавливается срок изъятия, размеры денежных компенсаций и их наличие, а также прочие условия оформления изъятия объекта для государственных нужд. Кроме того, вся процедура регламентируется внесёнными в Земельный кодекс поправками. Они регулируют не только этапы фактического изъятия для установленных государственных и публичных нужд, но и сам порядок, в котором рассчитываются и возмещаются понесённые владельцем убытки.