Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС при импорте: тонкости расчета и учета налоговых платежей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Получение услуг от иностранного контрагента не требует документального оформления на таможенном посту. Юридическое или физическое лицо, выступающее в роли покупателя, является налоговым агентом и должно удержать у поставщика сумму НДС и перечислить ее в федеральный бюджет.
Право на налоговый вычет по НДС
По общеустановленному правилу, налогоплательщики, уплатившие на таможенном посту НДС, имеют возможность заявить в декларации вычет на сумму уплаченного налога. Предоставление вычета гарантируется при наличии следующих критериев:
- ввозимые товары будут использоваться на российской территории в сделках, облагаемых НДС;
- импортируемые изделия будут в дальнейшем перепроданы;
- налоговый вычет может быть заявлен российской компанией только в том квартале, когда товар поставлен на учет;
- поступление импортного товара подтверждено инвойсом, контрактом либо таможенной декларацией;
- уплата НДС удостоверяется первичными документами, полученными на таможне.
Если в роли импортера вступает хозяйствующий субъект, освобожденный от НДС или функционирующий на спецрежиме, то налоговый вычет не применяется. Уплаченный на таможне НДС будет учтен в номинальной цене товара при его оприходовании и последующей реализации.
Информация о поступивших импортных товарах/услугах подлежит занесению в книгу покупок с указанием суммы НДС. Предпосылкой для регистрации факта покупки является произведенная оплата налога и заверенное налоговым органом заявление об импорте.
Нужно ли оплачивать таможенные платежи при ввозе авто из Армении?
Ответ на вопрос: «Нужно ли оплачивать таможенные платежи при ввозе авто из Армении?» однозначен: не нужно. Не требуется оплачивать: Таможенную пошлину, НДС, акциз, таможенный сбор. Армения является страной ЕАЭС и имеет общую с Россией таможенную территорию. Автомобили в Армении уже были растаможены по правилам ЕАЭС, которые у Армении и России одинаковые. Но порядок ввоза авто из Армении зависит от гражданства лица, ввозящего автомобиль в Россию. Для физических лиц, имеющих армянское гражданство и соответственно паспорт гражданина Армении, он отличается от физических лиц не имеющих армянского гражданства.
Сроки оплаты таможенных сборов
Срок уплаты сборов за оформление ввозимых товаров регламентируется 329 статьёй Таможенного кодекса России. При импорте грузов через таможню РФ оплату требуется вносить в течение 15 дней с того момента, как в таможенные органы были предоставлены декларации и сами товары (либо с момента, как был завершён внутренний транзит).
Важно! Сроки подачи таможенных деклараций и внесения платежей могут отличаться, поскольку принятие документов о декларировании не является завершением срока уплаты пошлины.
ТК РФ регламентированы сроки уплаты и в других случаях: изменение таможенного режима, нецелевое использование условно выпущенного товара, нарушение требований таможенного оформления, применение особых таможенных процедур.
Подавляющее большинство российских организаций ведет торговую деятельность с нашими ближайшими соседями. Преимущественно это Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Перечисленные страны вместе с Россией образуют Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Кроме того Таджикистан является кандидатом на вступление в в ЕАЭС, а Молдавия имеет статус наблюдателя в союзе.
Государства — члены этого союза договорились об установлении единых правил налогообложения экспортных операций. Отметим, что речь идет об НДС — остальные налоги при экспорте компании уплачивают точно так же, как и при реализации в России.
Реализация в страны ЕАЭС и экспорт в прочие государства имеют мало отличий. И в том, и в другом случае применяется ставка НДС 0%, для подтверждения которой налогоплательщик представляет в ИФНС определенный пакет документов.
Где платить НДС при импорте в 2021 году
Обычно НДС при ввозе уплачивают на таможне (п. 1 ст. 174 НК, ст. 61 ТК ЕАЭС). Но если товар ввозят из страны, с которой у России есть международный договор об отмене таможенного контроля (например, со странами ЕАЭС), НДС платят через налоговые инспекции (п. 13 приложения 18 к договору о ЕАЭС).
Уплата НДС на таможне. НДС на таможне нужно заплатить в особом порядке: не по итогам того квартала, в котором товары были ввезены в Россию, а одновременно с уплатой других таможенных платежей.
Конкретный срок уплаты НДС зависит от таможенной процедуры, под которую были помещены импортируемые товары (ст. 57 ТК ЕАЭС). Так, например, в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для свободного обращения, срок уплаты НДС – до выпуска товаров, при условии, что импортер не применяет никакие льготы по уплате этого налога (п. 9 ст. 136 ТК ЕАЭС). Пока НДС не будет заплачен, таможня не выпустит товар.
Кроме того, от таможенной процедуры, под которую помещаются товары, зависит и порядок уплаты НДС при ввозе. При одних процедурах НДС нужно платить полностью или частично, при других – платить не нужно вообще (п. 1 ст. 151 НК).
Уплата НДС при импорте из ЕАЭС. При ввозе товаров из-за рубежа НДС платят в стране импортера, то есть это должен делать в России сам покупатель. Данное правило действует и для ввоза из стран ЕАЭС(п. 4 ст. 72 Договора о ЕАЭС).
Но если при обычном импорте (ввозе товаров из других стран) покупатели платят налог на таможне, то при импорте из ЕАЭС НДС надо перечислить в бюджет через налоговую инспекцию (п. 4 ст. 72 Договора о ЕАЭС, п. 13 приложения 18 к Договору о ЕАЭС). Перечислять НДС через инспекцию нужно с товаров, которые изготовлены:
- в странах — участницах ЕАЭС и ввозятся в Россию;
- других странах и выпущены в свободное обращение на территории ЕАЭС.
Посмотрите в ваших договорах условия о цене, переходе права собственности, штрафах и неустойках. От этого зависит учет НДС как у продавца, так и покупателя. Избегайте опасных формулировок, а при необходимости подробнее расписывайте условия в договоре, чтобы не было разногласий с контрагентами и налоговиками.
НДС при импорте товаров из стран, входящих в ЕАЭС
Согласно договору о Евразийском экономическом союзе, подписанном в Астане 29 мая 2014 года, налоговой базой будет стоимость ввозимых товаров на дату принятия их на учет или наступления срока платежа по договору лизинга. Если ввозятся подакцизные товары, то к стоимости нужно прибавить сумму акциза.
Налоговую базу умножают на ставку налога и получают НДС к уплате.
Перечислить его нужно в течение 20 дней по истечении месяца ввоза товара. Например, если товар ввезли в августе 2018 года, то перечислить ввозной НДС нужно до 20 сентября 2018 года.
В этот же срок нужно сдать налоговую декларацию по НДС. Для этого используют форму отчета, утвержденную Приказом ФНС России № СА-7-3/765 от 27 сентября 2017г. Декларацию сдают все импортеры, включая тех, кто применяет специальные режимы налогообложения. Вместе с декларацией импортер сдает пакет документов, подтверждающих импорт.
При импорте товаров из стран ЕАЭС не действует требование сдавать декларацию НДС исключительно в электронном виде. Импортеры могут сдать бумажный вариант отчета, за исключением следующих случаев:
-
среднесписочная численность за прошлый год составила больше 100 человек;
-
организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков.
Уплата налога на прибыль при открытии филиала
Согласно Закону РА от 27 октября 1997 г. N 3Р-155 «О налоге на прибыль», если нерезидент осуществляет деятельность в Республике Армения (далее — РА) через обособленное подразделение (филиал), налогооблагаемая прибыль, возникшая в результате деятельности обособленного подразделения (филиала), может определяться двумя методами — прямым или косвенным.
Прямой метод. Если нерезидент осуществляет деятельность только в пределах РА (или в пределах и за пределами РА) и ведет раздельный учет, что позволяет определить налогооблагаемую прибыль, возникшую в результате деятельности, осуществленной посредством подразделения, то налогооблагаемая прибыль определяется прямым методом.
В этом случае для исчисления прибыли, полученной из источников в РА, в качестве общего правила принимаются основные подходы к исчислению годового налога на прибыль резидентов. Налогооблагаемая прибыль определяется как разница между доходами и вычетами (расходы, убытки, прочие вычеты), приемлемыми в целях налогообложения, с некоторыми ограничениями в отношении вычетов.
Косвенный метод. Если нерезидент осуществляет деятельность не только в РА, но и за ее пределами, не ведя при этом раздельного учета, что не позволяет определить налогооблагаемую прибыль, возникшую в результате деятельности подразделения, то она может определяться на основе подсчета, осуществленного методом, согласованным между налогоплательщиком и налоговой инспекцией. Таким образом, налогооблагаемая прибыль подразделения может определяться по удельному весу:
- общей выручки, полученной в результате деятельности в РА, от реализации товаров (услуг) в совокупной выручке от деятельности нерезидента;
- расходов, связанных с осуществленной в РА деятельностью, в совокупных расходах нерезидента;
- количества занятого в РА персонала в количестве всего персонала нерезидента.
При применении удельного веса, подсчитанного путем использования одного из методов (согласованного с налоговыми органами), к совокупной прибыли нерезидента получается налогооблагаемая прибыль подразделения.
Нерезидент не позднее 15 апреля следующего за отчетным года обязан представить в инспекцию декларацию о годовых доходах.
После расширения Таможенного союза использовать армянские компании станет выгоднее
Республика Армения – закавказское государство, имеющее давние культурные и экономические связи с Россией. В будущем эти связи укрепятся, так как в сентябре 2013 года президент Армении заявил о принципиальном желании страны вступить в Таможенный союз, который в настоящий момент включает в себя Россию, Белоруссию и Казахстан.
Ожидается, что подготовительный этап к вступлению в ТС Армения завершит уже к маю 2014 года. Вступление республики в Таможенный союз предоставит определенные налоговые преимущества как армянским компаниям при импорте товаров в Россию, так и российским поставщикам при экспорте товаров в Армению. Прежде всего это касается уплаты НДС и таможенных пошлин.
В настоящее время в Армении зарегистрировано около 1300 компаний, контролируемых россиянами. Российский капитал инвестирован в такие стратегические отрасли, как производство и распределение электроэнергии, телекоммуникации и транспорт. Причем 45 процентов всех иностранных инвестиций в стране было произведено российскими компаниями.
Экономическое сближение открывает для российского бизнеса новые перспективы использования подконтрольных армянских компаний для торговой и производственной внешнеэкономической деятельности. Дополнительный плюс состоит в наличии между Россией и Арменией достаточно интересного с точки зрения налогового планирования соглашения об устранении двойного налогообложения, потенциально привлекательного для создания холдинговых структур.
Паритет валют России и Армении
Государственной денежной единицей Армении является драм. При осуществлении экспортно-торговых операций базой расчета является курс рубля в Армении по отношению к драму. Замедление развития российской экономики, вызванное, в том числе, падением цен на нефть и геополитическими изменениями, привело к снижению потребительского спроса в России на армянский экспорт, обесцениванию рубля по отношению к армянской валюте. В марте 2017 года курс рубля в Армении впервые с начала года превысил 7 драмов на общем фоне некоторого укрепления российской валюты.
Поскольку обменные курсы влияют на конкурентоспособность экспортной продукции, резкие колебания обменного курса снижают конкурентоспособность армянского экспорта на российском рынке и приводят к снижению продаж армянских спиртных напитков.
Как меняются налоги в Армении с 2021 года
Подоходный налоговый платеж регулируется законом № 3Р 246 «О подоходном налоге». Он выплачивается юридическими лицами государству с доходов, полученных от трудовой деятельности (зарплат). Ставка данного платежа является прогрессивной и напрямую зависит от уровня оклада армянина.
Если доход гражданина Армении ниже 120 тысяч драм (драм — национальная валюта Армении), то он обязан внести 15 % от суммы своей прибыли. При заработной плате от 120 до 320 тысяч драм ставка равняется 18 тысячам драм. Дополнительно выплачивается 25 % от суммы, превышающей 120 тысяч драм.
При доходе от 320 тысяч драм налоговая ставка равна 68 тысячам драм. Дополнительно армянин обязан внести в государственный бюджет 30 % от суммы, превышающей 320 тысяч драм.
НДС регулируется законом № 3Р 118 «О налоге на добавленную стоимость». Данный вид платежа выплачивается в следующих ситуациях:
- Ввоз товара на территорию Республики Армения.
- Производство товаров.
- Реализация услуг на территории страны.
Он платится юридическими лицами и частными предпринимателями.
Стандартная ставка сбора равна 20 %.
Налоговым кодексом устанавливаются варианты ставок по НДС и перечисляются ситуации, в которых налогоплательщик вправе применять пониженные или нулевые ставки налога.
Торговля со странами из ЕАЭС: нулевая ставка и «ввозной» НДС
Упрощенная система (УСН) дает возможность применять ставку равную нулю по НДС при экспорте в Армению в 2021 году. Чтобы воспользоваться данным правом, потребуется подтвердить торговую сделку. Главным при этом выступает полученное от армянской стороны подтверждение о ввозе в страну товара. Таким выступает заявление на ввоз, на котором органы налогообложения ставят свою отметку, а также факт оплаты партнером за полученную продукцию. Дождавшись копий этих подтверждений от партнера из Армении, вам потребуется подать заявление в налоговую и подготовить такие копии документов:
- договор, заключенный между партнерами;
- накладная;
- паспорт сделки;
- счет-фактура.
В определенных ситуациях могут понадобиться другие документы. Это происходит в случае, когда компания работает по бартеру, через комиссионера, по предоплате и иным нестандартным условиям.
От качества и актуальности документации зависит, сможете ли вы воспроизвести операцию возврата НДС, осуществляя экспорт в Армению. Поэтому нередко экспортеры обращаются к посредникам, готовым взять на себя сбор документации и таможенное оформление. Обладая должным опытом, мы проводим сделки согласно установленным нормам. Вы можете быть уверенными, что подготовленная документация не содержит ошибок и все последующие операции пройдут успешно и без задержек.
Если вы обратитесь к нам, экспорт в Армению пройдет без проблем.
111033 г. Москва, ул. Средний Золоторожский пер., д. 13
Телефон для связи:
У налогоплательщиков появилось право на применение ставки 0% при вывозе товаров на территорию ЕАЭС в случаях, предусмотренных договором о ЕАЭС. Комплект документов для подтверждения нулевой ставки утверждается рассматриваемым международным договором.
Что касается особенностей представления таких документов, экспортерам в «страны ближнего зарубежья» и страны ЕАЭС можно представлять одновременно с декларацией транспортные и товаросопроводительные документы в целях подтверждения ставки 0% по НДС, если Перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов представить в электронном виде. ФНС оставляет за собой право истребования любых документов из Перечня выборочно.
Вопрос №1: Изменились ли сроки подачи в налоговую документов, подтверждающих нулевую ставку НДС?
Ответ: Нет, документы следует представлять одновременно с декларацией.
Вопрос №2: Для операций, совершенных после 01.10.2021 года, копии таможенных деклараций разрешается предоставлять без отметок таможенного органа места убытия в целях подтверждения ставки 0% по НДС при (ре)экспорте товаров за рамки ЕАЭС. В каких случаях может оказаться так, что применение нулевой ставки по НДС будет считаться неподтвержденной?
Ответ: Такое может произойти, если в представленных налоговой службе документах нет данных о сведениях, представленных таможенной службой. Налогоплательщику будет дано 15 календарных дней на то, чтобы представить пояснения и хоть какие-нибудь документы (они будут включены в запрос, направленный в таможенные органы). Если подтверждения вывоза товаров не последует и после подачи этого запроса в ФТС, обоснованность применения ставки 0% по НДС считается неподтвержденной.
При приобретении товаров или производстве собственной продукции/работ в стоимость единицы товара изначально заложен НДС, уплаченный поставщику. При перепродаже такого изделия на российской территории компания будет вынуждена 10% или 18% от суммы реализации заплатить в бюджет.
Если же этот товар продать иностранному предприятию, то обязанность уплачивать НДС у экспортера отпадает, поскольку для таких операций предусмотрено использование ставки НДС в 0%.
Перечень таможенной документации, прилагаемой к декларации по НДС и обосновывающий правомерное применение нулевой налоговой ставки, зависит от направления экспортных операций:
- вывоз товаров в страны Евразийского экономического союза (бывшие республики СССР);
- отгрузка в прочие страны, находящиеся за пределами ЕАЭС.
При перемещении товаров в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – Белоруссию, Армению, Казахстан или Киргизию – применяется упрощенный таможенный регламент, поэтому перечень документов, необходимых для обоснования применения ставки в 0%, достаточно ограничен. Продавец должен предъявить в налоговую службу следующие бумаги:
- транспортные и товарные документы на экспортный груз;
- заявительные документы на ввоз товаров и подтверждение уплаты покупателем косвенных налоговых платежей;
- контракт между российским продавцом и покупателем из стран ЕАЭС.
Поскольку между таможенной и налоговой службами налажен двусторонний электронный обмен данными о ввозе/вывозе товаров, предъявление документов в бумажном варианте не обязательно. Фирме-экспортеру достаточно сформировать реестр необходимой документации в электронном виде и передать его в налоговую инспекцию.
Налоговое законодательство предписывает продавцу-экспортеру в течение 180 календарных дней после того, как груз покинет пределы России, сформировать и предъявить в налоговую службу пакет необходимых документов.
После успешного подтверждения налогоплательщиком права на применение ставки НДС 0% ФНС приступает к камеральной проверке. При этом следует иметь в виду, что фискальный орган не контролирует правильность совершения отдельной экспортной операции – проверке подлежит весь налоговый период, когда совершена сделка.
В ходе осуществления камеральной проверки подлежит анализу:
- наличие у экспортера ресурсов, необходимых для международной торговли – офиса, складов, укомплектованного штата сотрудников;
- присутствие лицензионной и разрешительной документации;
- своевременное заключение соглашений с транспортными и логистическими компаниями, осуществляющими перевозку экспортного груза.
Отсутствие полного пакета документов или нарушение срока представления их в налоговый орган оборачивается для экспортера следующими санкциями:
- доначисление НДС по ставке 18% (10% – при экспорте товаров из соответствующего перечня);
- налоговая база определяется по моменту фактического пересечения грузом границы РФ;
- исчисление пени с даты отгрузки товара.
Если экспортер опоздал по времени с предоставлением документов, то он может рассчитывать на возмещение НДС в следующем налоговом периоде. После того, как полный перечень документов будет передан в ФНС, контролирующий орган принимает решение о проведении камеральной проверки.
Однако эта процедура начнется только с начала следующего квартала и будет продолжаться три месяца.
Применение любых льгот для налогоплательщика носит исключительно добровольный порядок. Достаточно часто организации не пользуются положенными послаблениями, если не уверены, что могут достоверно и аргументированно подтвердить свое право на льготу.
В зависимости от вида ввозимых товаров ставка налога составляет 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 164 НК РФ). НДС начисляйте в рублях и округляйте до второго знака после запятой п. 30 Инструкции, утвержденной приказом ГТК России от 7 февраля 2001 г. № 131).
При реализации отдельных видов работ (услуг), связанных с импортом товаров, применяется ставка НДС 0 процентов (п. 1 ст. 165 НК РФ).
Если организация не согласна с решением таможни, обжалуйте его в вышестоящем таможенном органе или в суде.
При расчете НДС по товарам, ввозимым в Россию, на таможне применяются ставки, установленные российским налоговым законодательством (абз. 3 п. 2 ст. 77 Таможенного кодекса Таможенного союза).
По общему правилу НДС на таможне декларант рассчитывает самостоятельно (определяет код товара, налоговую ставку и размер платежа) (п. 1 ст. 76 Таможенного кодекса Таможенного союза). Однако в ряде случаев сотрудники таможни вправе выполнить эти функции за него. Например, если они считают неправильной классификацию товаров, выбранную декларантом (п. 1–3 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Решения таможни о классификации товаров являются обязательными (п. 6 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза). Однако декларант вправе обжаловать их в соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза (абз. 2 п. 3 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза). Это можно сделать, подав жалобу в вышестоящее таможенное ведомство (например, в региональное таможенное управление) или в суд (ст. 9 Таможенного кодекса Таможенного союза, гл. 3 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).
Если решение таможни будет признано необоснованным, требование об уплате налога по более высокой ставке можно не исполнять (см., например, постановление ФАС Московского округа от 26 марта 2014 г. № Ф05-2220/2014). Но если оно уже исполнено, организация вправе вернуть сумму излишне уплаченного НДС через суд (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 27 сентября 2013 г. № Ф09-9170/13, Московского округа от 21 октября 2011 г. № А40-151153/10-140-889). А если излишне уплаченный НДС был принят к вычету, сумму налога придется восстановить. Сделать это нужно в том квартале, когда вступило в силу решение суда, отменившего требования таможни. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 21 апреля 2014 г. № ГД-4-3/7606.
Совет: при импорте скоропортящихся продовольственных товаров, чтобы ускорить их таможенное оформление, уплатите НДС в размере, указанном сотрудниками таможни. Сумму НДС, уплаченную на таможне, импортер вправе принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).
Товары, при ввозе которых НДС на таможне платить не нужно, перечислены в статье 150 Налогового кодекса РФ. Например, не облагается НДС ввоз в Россию технологического оборудования (в т. ч. комплектующих и запчастей к нему), аналоги которого в России не производятся (п. 7 ст. 150 НК РФ). Перечень такого оборудования утвержден постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 372.
Для этого нужно получить соответствующее удостоверение.
Решение о принадлежности товаров к гуманитарной помощи (содействию) принимает Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ. Комиссия на основании решения, оформленного в виде протокола, выдает удостоверение, подтверждающее принадлежность товаров к гуманитарной помощи (содействию). Удостоверение должно быть подписано председателем Комиссии, его заместителем или ответственным секретарем и заверено печатью Комиссии. Каждый лист прилагаемых к удостоверению перечней товаров должен быть заверен штампом с надписью «Гуманитарная помощь (содействие)». Срок действия удостоверения – один год со дня принятия Комиссией решения о подтверждении принадлежности товаров к гуманитарной помощи (содействию).
Такой порядок предусмотрен Инструкцией, утвержденной приказом ГТК России от 25 мая 2000 г. № 429.
Ввоз товаров на территорию России и другие территории, которые находятся под ее юрисдикцией, признается объектом обложения НДС (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Континентальный шельф относится к территориям, находящимся под юрисдикцией России. Это следует из положений части 2 статьи 67 Конституции РФ, статьи 5 Закона от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ, пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ и части 1 статьи 7 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ.
Перечень товаров, освобожденных от уплаты НДС при ввозе в Россию и на территории, находящиеся под ее юрисдикцией, приведен в статье 150 Налогового кодекса РФ. Перечень обстоятельств, при которых ввозимые товары освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов, приведен в статье 80 Таможенного кодекса Таможенного союза. Ввоз арктического топлива для использования на континентальном шельфе не подпадает ни под один из названных перечней. Следовательно, при ввозе таких товаров на территорию, находящуюся под юрисдикцией России (континентальный шельф), с их таможенной стоимости нужно начислить и заплатить НДС на общих основаниях.
Примеры расчета налоговой базы при импорте из страны, не входящей в ЕАЭС
Пример 1
ООО «Сигнал» ввозит из Вьетнама охлажденную рыбу, не относящуюся к числу деликатесных. Таможенная стоимость партии — 300 000 российских рублей. Товар облагается таможенной пошлиной. Ее величина составляет 60 000 рублей. Подакцизным товар не является.
Налоговая база определится как сумма таможенной стоимости и таможенной пошлины, т. е. будет равна 300 000 + 60 000 = 360 000 рублей.
Ставка налога, применяемая для такого товара, как рыба, равна 10%. Соответственно, причитающийся к уплате налог составит 360 000 × 10% = 36 000 рублей.
Пример 2
ООО «Комфорт» декларирует поступление из Китая трикотажных изделий. В их числе есть предназначенные:
- для взрослых — их таможенная стоимость равна 400 000 российских рублей, таможенная пошлина по ним 80 000 рублей;
- для детей — их таможенная стоимость составляет 200 000 российских рублей, таможенная пошлина – 40 000 рублей.
К товарам для взрослых при расчете НДС будет применяться ставка 20%, а трикотаж, предназначенный для детей, облагается по ставке 10%. Соответственно, рассчитать базы нужно раздельно. Итоговая величина налога будет получена суммированием двух его значений, рассчитанных от двух разных баз: (400 000 + 80 000) × 20% + (200 000 + 40 000) × 10% = 120 000 рублей.
Документальное подтверждение
Вместе с декларацией по косвенным налогам импортеру необходимо представить документы, перечисленные в п. 20 разд. III Протокола:
- заявление;
- банковскую выписку, подтверждающую уплату НДС;
- договор купли-продажи товаров.
Импортер имеет право представить эти бумаги в налоговую инспекцию в виде заверенных копий или в электронном виде.
Заявление составляется одним из двух способов:
- На бумажном носителе в 4 экземплярах и в электронном виде.
- Только в электронном виде, с электронной подписью импортера.
Основная задача — правильно заполнить заявление, так как именно оно будет подтверждать уплату налога. Документ заполняется по одному договору. Если у вас два договора на поставку, то и заявлений должно быть два. При этом необходимо руководствоваться правилами заполнения заявления по косвенным налогам, указанными в приложении № 2 к протоколу «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов» от 11.12.2009.
В заявлении есть 3 раздела и 1 приложение.
Раздел I |
Вносится информация о покупателе и продавце, а также о заключенном договоре и данные о ввезенном товаре |
Раздел II |
Заполняют налоговики. Здесь ставят отметки о регистрации вашего заявления и о сумме уплаченных налогов |
Раздел III |
Заполняется в случае получения товара через агента или если данная покупка не облагается косвенными налогами |
Приложение |
Заполняется, только если участников договора более трех |
Проводки для учета импортного НДС
При покупке импортного товара в бухгалтерском учете формируются проводки:
Проводка |
Описание операции |
Дт 76 Кт 51 |
Оплата таможенных платежей (пошлина, сбор, НДС) |
Дт 41 Кт 60 |
Оприходован товар |
Дт 41 Кт 76 |
Начислена пошлина |
Дт 41 Кт 76 |
Начислен сбор |
Дт 19 Кт 76 |
Начислен НДС |
Дт 68 Кт 19 |
НДС, уплаченный на таможню, принят к вычету |