Договор материальной ответственности водителя за автомобиль

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор материальной ответственности водителя за автомобиль». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации (ст. 243 ТК РФ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.

Если автомобилю нанесены повреждения

Даже если заключение ДоПМО с водителем законодательно не установлено, это не значит, что при причинении вреда транспортному средству он может остаться без наказания.

Случаи, при наступлении которых лицо может быть привлечено к материальной ответственности без заключения договора, перечислены в пп. 3–8 ст. 243 ТК РФ. Если ущерб нанесен в результате перечисленных в указанных пунктах действий, событий или вызван нахождением сотрудника в любом из перечисленных состояний, отсутствие документа не снимает с него вины.

Так, обязанность шофера компенсировать организации сумму фактических убытков возникает в случае повреждения автомобиля в результате ДТП по его вине, если повреждения получены в результате использования автомобиля в личных целях как во время выполнения трудовых обязанностей, так и в нерабочее время.

Таким образом, если работодатель решил, что, заключив с водителем соглашение о полной матответственности за порчу автомобиля, он переложил на того все риски, то он ошибается. Отвечать водитель может только за вверенный в связи с его обязанностями груз, полученные при исполнении денежные средства, товары, иные ценности. Компенсацию за вред машине, тем более в сумме причиненных убытков, можно взыскать в строго ограниченных случаях.

Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации ( ст. 243 ТК РФ ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.

В соответствии с ТК РФ, письменное соглашение о полной матответственности заключается, если:

Должность водителя в Перечне отсутствует. Однако в нем есть должность водителя-инкассатора и экспедитора.

Следовательно, договор о полной материальной ответственности за автомобиль может быть заключен только при совмещении функций по управлению транспортным средством с функциями инкассатора (водители-инкассаторы) или по доставке грузов (водители-экспедиторы). Образец такого солашения вы найдете ниже.

С кем заключать: границы ответственности

Заключение соглашения о матответственности разрешено не с любым работником. И на практике из-за этого нередко возникают споры между директором и юристом или специалистом отдела кадров. Администрация требует предусмотреть максимум санкций, в частности, для водителей, а исполнители возражают, ссылаясь на закон. Почему для водителей? Потому что они управляют транспортным средством, которое легко повредить, даже не имея умысла.

Однако 243 статья ТК позволяет заключать соглашения о матответственности только с определенными специалистами. Их список утвержден в перечне Постановлением Минтруда № 85 от 31.12.2002. Обычный шофер в нем не значится, и в этой связи заключенный договор о материальной ответственности за автомобиль расцениваться как нарушение ТК. Перечень не подлежит расширенному толкованию и обязателен для бюджетных и коммерческих структур.

Водитель обязан быть не простым, а, например, инкассатором или экспедитором. Инкассаторы получают, некоторое время хранят (по пути следования) и выдают материальные ценности — деньги. Аналогичная ситуация с экспедитором, который не просто управляет автомобилем, но везет груз, отвечая за его сохранность и целостность. Поэтому договор с водителем-экспедитором о материальной ответственности является правомерным.

Процедура заполнения договора

Образец договора о материальной ответственности с водителем – это специальная форма, утвержденная Минтруда 31.12.2002 года. Согласно документу, работник обязан:

Последний пункт говорит о том, что при смене материально ответственного лица проводится инвентаризация при участии прежнего сотрудника.

Образец приказа о материальной ответственности водителя включает дополнительные пункты:

Читайте также:  Оформление рапорта на увольнение из полиции

Следует помнить, что заключенный договор с водителем, чьи полномочия не предусматривают материальную ответственность, не будет иметь юридической силы. Проводка удержания недостачи в таком случае будет незаконной, а «обычный» водитель имеет право оспорить действия работодателя в суде. Далее вы можете скачать образец договора о материальной ответственности за автомобиль на 2019 год.

Действия материально ответственного водителя в дороге

Каждая фирма, предоставляющая услуги по перевозкам, индивидуально разрабатывает свои собственные инструкции, которым водитель-дальнобойщик должен подчиняться. Правила утверждаются руководством транспортной компании и строго регламентируют действия водителя во время перевозок.

Должностные инструкции отличаются друг от друга, но всё же существуют некие общие правила транспортировки груза. Большая часть из них относится к мерам предосторожности, которые в то же время гарантируют предоставление клиентам качественных услуг доставки в установленные сроки. В связи с этим автотранспортное средство должно находиться под постоянным контролем у водителя. Оставлять ТС водителю без присмотра и подвозить посторонних людей во время рейса запрещено. Также запрещена эксплуатация авто не по назначению, для транспортировки иного груза для постороннего заработка.

Когда перевозчик (не) виноват

Конвенция о договоре международной перевозки грузов при этом предусматривает презумпцию вины перевозчика. Как правило, перевозчик отвечает в полной или частичной утраты или повреждения груза, которые происходят с момента принятия груза (подписания водителем акта приемки и CMR) и до момента его сдачи. Также перевозчик отвечает за просрочку в доставке груза.

И единственный шанс избежать штрафов и ответственности — доказать отсутствие своей вины. То есть доказать дефектность груза или наличие обстоятельств и их последствий, которые перевозчик (водитель) не смог предотвратить.

Есть два случая, когда с перевозчика снимается ответственность за то, что при доставке груза обнаружились его повреждения, недостача или груз в принципе не попал к получателю.

  • Первый случай — когда перевозчик доказывает, что повреждение, порча или утрата груза возникли по вине отправителя или получателя. Например, из-за срывов срока отправки/приемки товара не по вине перевозчика, из-за того, что товар испортился в негерметичной таре или при неправильной упаковке и т.п. В этом случае возмещать ущерб перевозчик не будет.
  • Другой случай обозначается формулировкой «наступление обстоятельств непреодолимой силы». К таким относятся природные катаклизмы, военные действия и т.п. То есть это такие обстоятельства, вред от которых невозможно ни предвитель, ни предотвратить, а сам ответственный при этом принял все меры, чтобы защитить груз (см. примеры).

В каких случаях возможна полная ответственность

Не со всеми сотрудниками, управляющими автомобилем, допускается заключить контракт о полном материальном обязательстве. Случаи, когда наступает материальная ответственность водителя в полной мере:

Таким образом, даже факт признания работника виновником ДТП и вынесения соответствующего постановления не является основанием для взыскания с него ущерба в полном размере. Если же материальная ответственность водителя грузового автомобиля установлена и подтверждена, взыскать потери разрешается в месячный срок со дня окончательного установления работодателем размера причиненного ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненные работодателю убытки, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с сотрудника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется только судом.

Стороны Договора о полной индивидуальной материальной ответственности:

Сторонами Договора о полной индивидуальной материальной ответственности являются Работодатель и Работник, соответствующие ниже перечисленным условиям:

  • Работодатель – лицо (физическое или юридическое лицо, или индивидуальный предприниматель), с которым Работник состоит в трудовых отношениях;
  • Работник — дееспособное физическое лицо, действующее лично, или ограниченно дееспособное лицо, действующее с согласия законного представителя: состоящее в трудовых отношениях с Работодателем и непосредственно выполняющее работу по трудовому договору;
  • достигшее возраста 18 лет;
  • выполняющее работу, связанную с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой, применением или иным использованием имущества и ценностей Работодателя или третьих лиц, связанных с Работодателем.

Учитывая, что возникновение трудовых отношений с такими Работниками, как оралманы, беженцы и иностранные работники, имеющие разрешение на трудоустройство, носит, как правило, единичный характер, в представленном Договоре о полной индивидуальной материальной ответственности такие категории Работников не представлены.

Впрочем, говорить о том, что водителю ни при каких обстоятельствах не грозит материальная ответствен- ность в полном размере причиненного ущерба, тоже нельзя. Например, ответить «по полной программе» водителю придется, если он попадет в ДТП в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, ответственность «в полной мере» наступит и в том случае, если водитель причинил фирме ущерб при совершении преступления (п. 5 ст. 243 ТК РФ) – например, при самовольном использовании транспорта. «Обратите внимание, – поясняет адвокат Александр Павлов, – факт совершения преступления может быть установлен только судом.

Читайте также:  Вас оскорбили в интернете: что делать?

Решение о взыскании с работника причиненного им вреда в полном размере может быть вынесено судом одновременно с приговором (такая процедура будет называться — подача гражданского иска в уголовном деле). И даже если служители Фемиды освободят работника от уголовной ответственности (например, при амнистии или помиловании), такое «удачное стечение обстоятельств» не может освободить провинившегося от полного возмещения материального ущерба работодателю. Единственное, что может его спасти -это оправдательный приговор».

Кроме вышеуказанного, водитель будет обязан возместить фирме ущерб в полном объеме, если он будет виноват в ДТП, в результате которого автомобиль получит повреждения. Далее, полная матответственность неминуемо наступит, если машина будет испорчена в результате грубого нарушения работником трудовых обязанностей, а также в ситуации, не связанной с выполнением водителем своей работы, например при перевозке груза, не имеющего отношения к фирме-работодателю. «Имейте ввиду, — напоминает г-н Павлов, — в двух последних случаях предприятию необходимо доказать, что инцидент произошел именно при несанкционированном использовании рабочего транспорта во внерабочее время, без какого-либо специального распоряжения начальства, и не с целью выполнения обязанностей, возложенных на горе-водителя трудовым договором».

Однако даже в вышеперечисленных случаях с водителя нельзя будет взыскать упущенную выгоду. Поэтому подсчитывать стоимость недополученного за время ремонта машины дохода — бесполезно: компенсировать ее не удастся.

Марина Скудутис

и
Анна Мишина
, для журнала «Расчет»

Правильный договор

Договор — обязательное условие правильного течения сделки. А правильно составленный договор обезопасит Вас в случае, если что-то пойдет не так. Чтобы профессионально составить договор, Вам нужен бератор «Правильный догвор». Узнайте больше >>

В задачи, исполняемые водителем, входит:

  • сохранение вверенного автомобиля и перевозимого груза в целости;
  • слежение за своей физической профпригодностью путём своевременного прохождения медкомиссии;
  • поддержание действующей диагностической карты путем, проходя технический осмотр автомобиля;
  • ведение путевых листов;
  • контроль проведения работ по погрузке и разбору грузов;
  • оформление документации по приему и сдаче груза;
  • транспортировка груза с учётом правил его перевозки и хранения;
  • поддержание ТС в требуемом гигиеническом состоянии;
  • оперативная передача руководителю данных о любых непредвиденных ситуациях, с которыми пришлось столкнуться во время выполнения обязанностей;
  • заправлять транспорт необходимым топливом;
  • принимать с предварительной проверкой состояния автомобиля перед сменой и сдавать его после рейса;
  • осуществлять небольшой текущий ремонт, не требующий разборки деталей, при возникновении технических неполадок на линии.

Он может может выполнять совершенно разные функции и на него возлагается масса обязанностей. Все детали должности должны прописываться в трудовом договоре и должностной инструкции.

Если речь идет о человеке с личным автомобилем, то, как правило, он должен не только доставить пассажира – непосредственного владельца машины из пункта «А» в пункт «Б», но и следить за чистотой авто изнутри и снаружи, контролировать необходимость заправки и мелкого ремонта. ТО, капитальный ремонт в его обязанности не входит, так как данные операции выполняются, либо должны выполняться, специалистами.

Человек, управляющий грузовым транспортом, должен доставить вверенное ему из пункта отправления в пункт назначения, обеспечить мелкий ремонт в дороге, заправлять автомобиль. Кроме того в рамки его обязательств входит следить за погрузкой и выгрузкой.

Это обусловлено тем, что только человек, управляющий транспортным средством, знает особенности распределения нагрузки по осям, крепления предметов.

Он также может предположить поведение груза во время транспортировки и помочь правильно расставить его по полу прицепа, чтобы избежать возможных повреждений.

Непосредственно водители в нем не упоминаются, однако если водитель занят перевозкой грузов, денежных средств и других ценностей, компания имеет право заключить с ним договор материальной ответственности. Со всеми остальными водителями (например, такси, автобуса) подписать такой документ невозможно.

Полная ответственность может наступить только при возникновении ограниченного количества случаев, четко прописанных в договоре материальной ответственности водителя за автомобиль (на основе данных ТК):

  1. Недостача товара по вине работника (невнимательность, ошибки в заполнении документов, при передаче груза и т.п.).
  2. Умышленное нанесение вреда.
  3. Нанесение ущерба по неосторожности, в том числе и в состоянии опьянения.
  4. Порча имуществ в результате преступных действий (квалифицировать деяние как преступление может только суд).
  5. Порча имущества в результате совершения действия, которое определяется как административное нарушение.
  6. Разглашение конфиденциальных сведений посторонним лицам.
Читайте также:  Цена полиса ОСАГО на 6 месяцев в 2022 году

Если водитель полностью признает свою вину, работодатель может смело удерживать из его заработной платы необходимую сумму компенсации.

В случаях, когда работник не согласен с этим, он имеет право обратиться в комиссию по трудовым спорам. В большинстве случаев, решение ее сотрудников будет основываться на том, что в случае вины водителя, с него нужно взыскивать только ущерб в размере одной средней заработной платы.

Если финансовая ответственность превышает размер средней зарплаты, при этом вина водителя доказана, тогда работодатель может подавать на него в суд. Юридическая практика, в данном случае идет по пути полного возмещения стоимости поврежденного имущества, без различных неустоек, утраченной выгоды, и морального ущерба.

Материальную ответственность за служебный автомобиль несет водитель, который за ним закреплен и управляет им. Для привлечения к ней, должна быть доказана его вина, и с ним должно быть подписано не только трудовое соглашение, но и договор о полной или частичной финансовой ответственности.

В каких еще случаях водитель будет полностью отвечать за ущерб?

Трудовое законодательство устанавливает обязанность возместить причиненный ущерб работодателю. Механизм такого возмещения — материальная ответственность сотрудника. Применяется ли данный механизм к профессии водителя? Должен ли заключаться договор материальной ответственности водителя за автомобиль?

Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации (ст. 243 ТК РФ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.

В соответствии с ТК РФ, письменный договор о полной матответственности заключается, если:

  • сотруднику есть 18 лет;
  • трудовые обязанности связаны с денежными, товарными ценностями;
  • должность (выполняемая работа) сотрудника поименована в «Перечне должностей и работ, в отношении которых может применяться полная материальная ответственность» (Постановление Минтруда от 31.12.2002 № 85).

Должность водителя в Перечне отсутствует. Однако в нем есть должность водителя-инкассатора и экспедитора.

Следовательно, договор о полной материальной ответственности за автомобиль может быть заключен только при совмещении функций по управлению транспортным средством с функциями инкассатора (водители-инкассаторы) или по доставке грузов (водители-экспедиторы).

Говоря о данной должности, мы имеем в виду совмещение двух профессий: водителя и экспедитора. Следовательно, договор с водителем экспедитором о материальной ответственности может быть заключен только в части исполнения функций экспедитора.

Объем ответственности компании по просрочке

При каждом отдельном случае производимой перевозки и полной ответственности за порчу ил потерю груза, объем начисления средств и механизм их начисления прямо зависит от общей специфики применяемых грузов для доставки и используемых в данном процессе транспортных средств. Если была допустима просрочка, компания должна выплатить установленную в договоре штрафную пеню. Она составляет несколько процентов от общей стоимости. Избавиться от оплаты штрафа за просрочку можно. Фирма должна документально доказать, что задержка была произведена не по его вине. Здесь для примера можно отметить следующие ситуации:

  • Несвоевременное оплачивание разных провозной категории сборов и каких-то платежей за производимую доставку груза;
  • Срочно организованный ремонт автомобиля по причине его внезапного выхода из строя. Это правило действует только после предварительно проведенного технического осмотра авто;
  • Разного рода серьезные ситуации, которые никак не зависят от перевозчика.

Просрочка без какой-либо уважительной причины для компании-перевозчика чревата определенными санкциями. Размер штрафных процентов прямо зависит от суммы, прописанной в предварительно заключенном договоре. Как правило, это определенный процент от суммы, оцененного перевозимого груза. Освободить себя от оплаты подобной штрафной суммы компания может только, если докажет, что на пути следования возникли особые непредвиденные обстоятельства, устранение которых никак не зависело от водителя и организаторов перевозки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *