Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Самовольная реконструкция объектов жилищного фонда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Иск подается в районный суд – по месту нахождения реконструированного объекта недвижимости (в соответствии со ст. 30 ГПК РФ). Что же касается родовой подсудности, то при определении ее следует учитывать, что споры о сносе самовольных построек, признании реконструкции незаконной и приведении помещения в первоначальное состояние, о запрете строительства относятся к имущественным спорам, не подлежащим оценке. Гражданские дела по таким спорам в соответствии с требованиями статей 23, 24 ГПК РФ отнесены к подсудности районных судов. Поэтому при подаче иска уплачивается госпошлина в размере – как для имущественного иска, не подлежащего оценке. Т.е. госпошлина будет небольшая.
Переустройство, перепланировка или реконструкция
На практике довольно часто возникает вопрос о возможности легализации объекта, возникшего в процессе реконструкции помещений жилого дома, так как целью реконструкции, как правило, является создание новых площадей или объектов: надстройки, пристройки, объединения двух строений (помещений) в одно.
В ситуации, когда появление в процессе реконструкции дополнительных помещений приводит к созданию новых технических объектов, легализация их должна производиться через признание права собственности.
ВС РФ разъяснил, что при сносе жилого дома, находящегося у гражданина в собственности, и постройке на его месте нового строения либо при возведении пристройки к жилому дому (или надстройки) изменяется объект права собственности гражданина, отличающийся размерами, планировкой, площадью и т.д.
Следовательно, при производстве гражданином перечисленных изменений право на новое строение, являющееся уже новым объектом собственности, подлежит регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 8 Обзора судебной практики ВС РФ за I квартал 2000 года по гражданским делам, утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 28.06.2000).
По смыслу содержащихся в ст. 25 ЖК РФ норм под переустройством и перепланировкой понимаются работы, выполняемые внутри жилого помещения. Отношения, связанные с производством строительных работ за пределами занимаемого жилого помещения, регулируются уже не ЖК РФ, а градостроительным законодательством.
Так, в соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) представляет собой изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройку, перестройку, расширение объекта капитального строительства, а также замену и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Какой штраф за незаконную реконструкцию?
Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток; на юридических лиц — от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток. 3.
Если для жилых помещений имеются специальные нормы в ст. 7.21 (для граждан) и 7.22 (для управляющих компаний МКД) КоАП РФ, касающиеся ответственности за незаконную перепланировку, то для нежилых федеральный кодекс штрафов за незаконную перепланировку нежилого помещения напрямую не устанавливает.
Однако искомые нормы содержат некоторые законы в регионах. Например, ст. 9.12 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях предусматривает как меру ответственности за незаконную перепланировку нежилого помещения штрафы следующих размеров:
- для граждан — от 2 до 2,5 тыс. руб.;
- должностных лиц (главного инженера, директора) — от 5 до 50 тыс. руб.;
- фирм — от 300 до 350 тыс. руб.
Кодекс Волгоградской области об административных правонарушениях в ст. 5.5 и 5.10 устанавливает ответственность за самовольную перепланировку нежилого фонда, находящегося в муниципальной или региональной собственности. Штрафы в этом случае составляют:
- для граждан — от 2 до 3 тыс. руб.;
- должностных лиц — от 5 до 10 тыс. руб.;
- фирм — от 20 до 30 тыс. руб.
В Самарской области ст. 3.3 местного КоАП установила штрафы за неузаконенную перепланировку нежилых помещений в МКД:
- для граждан — от 2 до 3 тыс. руб.;
- должностных лиц — от 3 до 5 тыс. руб.;
- фирм — от 20 до 30 тыс. руб.
При этом не все регионы установили подобные наказания. Например, кодексы об административных правонарушениях Новосибирской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Хабаровского края таких норм не содержат.
Рассмотрение дел о легализации реконструкций частного дома не уступает делам о признании прав на самострой. Судебная практика уже накоплена. Но, к сожалению, ее трактовка оставляет желать лучшего. Ввиду апелляций, ряд дел уходит на рассмотрение Верховного Суда РФ, откуда поступают рекомендации судам первых категорий.
Положительное решение суда возможно в случае, когда:
- истец является законным собственником дома и земли;
- реконструкция не нарушает градостроительные, строительные, санитарные и пожарные нормы;
- объект не несет угрозы для окружающих – отсутствует риск обрушения, замыкания проводки, затопления, загрязнения воздуха и т.д.
- истец не имеет претензий от соседей;
- соблюден досудебный порядок решения спора.
Если истец строит/реконструирует на собственной земле – шансы на узаконивание высокие. Заход на чужой участок чреват подачей встречного негаторного иска – от соседа.
Пример:
Арбитражный суд рассматривал дело акционерного общества «Союз». Истец хотел узаконить реконструкцию тренажерного зала. Здание было реконструировано на месте пострадавшего от пожара магазина. Согласно документам, истец обратился в администрацию и получил разрешение на изменение целевого назначения земли и конфигурации здания.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования. Согласно отчету, АО «Союз» сознательно нарушило законный порядок по узакониванию реконструкции. Дело перешло в апелляционный орган. Суд установил, что документы истца подтверждают, что он сделал реконструкцию магазина. Апелляция заметила, что АО не нарушил градостроительные регламенты, истцом были получены все разрешения от компетентных органов, акты коммунальных служб и администраций. Далее, установили, что здание располагается на участке с разрешенным ВРИ, не нарушает права и интересы третьих лиц (предпринимателей). Жилые дома поблизости замечены не были. Никто не выдвигал претензий и встречных исков к заявителю.
Учитывая изложенное, апелляционный суд пересмотрел решение первой инстанции. Реконструкция тренажерного зала была подтверждена. АО «Союз» получил право оформить право собственности в ЕГРН.
Собрали для вас судебную практику по делам о сносе самовольных построек — найти ее можно здесь.
Определив, как действовать – в обычном порядке или через суд – можно приступать к узаконению реконструкции. Ей присущи изменения конфигурации здания, пристрой, увеличение площади и этажей. Обязательным требованием является уведомление о предстоящих работах. В конце нужно оформить техплан и уведомить об окончании реконструкционных работ. Если разрешения отсутствуют, собственнику придется легализовать дом в суде.
Смотрите видео о том, как правильно узаконить реконструкцию частного дома:
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- через форму (внизу), либо через онлайн-чат
-
Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область
- Санкт-Петербург и область
Споры с объектами незавершенного строительства
На суде вы должны ходатайствовать о судебной экспертизе, чтобы подтвердить, что ваша реконструкция нежилого помещения без разрешения на строительство соответствует СНИПам, законам, не нарушает права других граждан.
От выводов эксперта будет зависеть и решение суда, если нарушений нет, то реконструкцию сохранят.
На консультацию пришел клиент, который произвел реконструкцию нежилого помещения, а разрешение на ее проведение не брал, так как не знал, что оно потребуется.
- Узнал об этом когда стал обращаться в администрацию для согласования, и получил соответствующий отказ. Поэтому и обратился за юридической помощью.
- Юрист подготовил исковое заявление, описал все обстоятельства дела, в чем заключается реконструкция – были возведены стены и образовалось 3 комнаты.
- В суде заявили о проведении экспертизы, которая подтвердила доводы о том, что реконструкция была совершена без нарушений, и суд вынес положительное решение.
Понадобятся и другие бумаги, чтобы суд встал на сторону истца:
- Технический паспорт, полученный при обращении к БТИ. Даже если БТИ ставит штамп в паспорте с пометкой о наличии самовольного строительства. Главное, чтобы присутствовало подробное описание самого объекта недвижимости.
- Проект строительства. Чем с большим количеством органов он согласован – тем лучше.
- Техническое заключение о том, что нормам объект и его характеристики соответствуют.
Вопрос по легализации любых строительных работ решается только гражданином со статусом собственника. Но такие же возможности есть у других владельцев, титульных. Такими считаются граждане, владеющие участками на правах наследства или владения, у которых нет сроков.
Простым арендаторам на практике в большинстве случаев отказывают. Истцу в этом случае следует предоставить заключение экспертов, либо ходатайствовать о проведении экспертизы.
Часто есть возможность вообще не довести дело до суда. Ведь у граждан практически нет никаких ограничений по проведению ремонтных и восстановительных работ на объектах, которые находятся у них в собственности. Если использовать правильные доводы и термины, то появляется возможность избежать серьёзных затрат по времени и силам.
Риски эксплуатации объекта после незаконной реконструкции
Реконструкция часто не согласовывается из-за того, что она выполняется с нарушением строительных норм. Такое нарушение провоцирует появление рисков:
- эксплуатация объекта становится небезопасной из-за выполнения строительства без предварительных расчетов, учета особенностей грунта в зоне застройки, других факторов. Самовольная реконструкция может стать причиной частичного или полного разрушения здания или его отдельных конструкций, возникновения пожароопасных ситуаций и т.п. Такие риски высоки для любых зданий: производственных, общественных, складских и т.п. Чтобы постройка была безопасной, предварительно выполняют проектные работы, учитывая при этом строительные нормы и фактические характеристики объекта;
- ухудшение характеристик или разрушение новых либо существовавших ранее строительных конструкций. Такие риски возникают при обустройстве пристроек, возведении новых этажей без предварительного обследования, усиления фундамента, при внутренней перепланировке со сносом или перемещением несущих конструкций, при переоборудовании объекта без усиления перекрытий и т.п. Цель реконструкции — улучшение характеристик здания, повышение надежности конструкций, безопасности эксплуатации, уровня комфорта. Если работы выполняются без предварительного проектирования и согласования, эти задачи часто оказываются нерешенными;
- перебои в функционировании коммуникаций. Если здание реконструируется, до начала работ проводится инвентаризация, обследование основных инженерных систем. Необходимо убедиться, что изменение характеристик строения не увеличит нагрузку на коммуникации, подключенные к централизованным сетям (энергоснабжение, водоотведение, водоснабжение). Если предполагается увеличение такой нагрузки, инженерные сети перестраивают, увеличивают их мощность или пропускную способность, предварительно согласовывая все вносимые изменения. Аналогичные работы проводятся для «локальных» систем: вентиляции, систем пожарной безопасности и т.п. Их адаптируют под новые характеристики здания, чтобы гарантировать комфорт, безопасность его эксплуатации.
Возможно ли увеличение или уменьшение площади помещения?
Проведение реконструкционных работ может быть вызвано одной из перечисленных ситуаций:
- Требуется расширить или наоборот уменьшить площадь.
- Нежилое помещение переводится в разряд жилого.
- Назначение площади меняется, что требует конструктивных изменений.
- Обустройство новых входов и тамбуров.
- Меняются инженерные коммуникации.
- Здание изношено или выполнено с нарушением законных технологий.
Работы по уменьшению или увеличению площади могут проводиться только в нежилых зданиях. В МКД такие кардинальные изменения невозможны.
Увеличение или уменьшение квадратуры проводится по следующей схеме:
- Проводится согласование намеченных изменений.
- Получается разрешение на выполнение работ.
Начинать реконструкцию до получения разрешения нельзя.
Как узаконить нежилое помещение: тонкости, которые нужно знать
В российском законодательстве отсутствуют нормативные акты, которые четко разграничивают перепланировку, реконструкцию и переустройство. Эти нормы изложены в Жилищном кодексе, но на практике их применяют и к нежилым помещениям.
При покупке в собственность нежилого помещения или оформления его в аренду каждая серьезная организация проводит ремонтные работы, иногда с перепланировкой или реконструкцией. После изменения конфигурации объекта, разделения его на функциональные зоны собственники неизбежно сталкиваются с необходимостью согласования проведенных работ с компетентными органами. Как узаконить нежилое помещение? Ведь если изменения будут признаны нелегальными, владельца обяжут заплатить штраф и восстановить первоначальное состояние.
Как узаконить нежилое помещение через суд
Дело в том, что могут дать совершенно абсурдную рекомендацию – обратиться в Роспотребнадзор с целью согласования на предмет соответствия санитарным нормам, даже если речь идет о помещении в частном одно — двухэтажном жилом доме (несмотря на норму п.2 ст. 49 ГсК РФ, в соответствии с которой экспертиза на предмет соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям в данном случае не проводится). Впрочем, в данном случае – можно подстраховаться и заручиться соответствующим документом, обратившись в Роспотребнадзор – ведь все равно придется ждать. Да и меньше будет поводов потом для отказа у суда. Однако, разумеется, профессиональнее и проще будет — четко разъяснить суду об отсутствии необходимости заключения Роспотребнадзора в данном случае.
Согласно ч.3. ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
Особенности проведения реконструкции коммерческих помещений
При проведении мероприятий по изменению объектов коммерческого типа следует иметь в виду, что такие площади нередко арендуются другими людьми или приобретаются другимисобственниками. Поэтому в процессе создания проекта предусматривают такие изменения, которые потом будут универсальными для использования помещений в разных сферах.
К объектам коммерческого назначения, кроме офисов и торговых объектов, относятся гостиницы, кафе, столовые и склады. При проведении изменений в таких зданиях нужно учитывать определённые особенности.
Склады реконструируются чаще всего после перепрофилирования производственного предприятия или в случае смены их собственников.
Гостиницы нередко размещаются в двухэтажных домах старого типа, поэтому следует приводить эти здания в соответствие с современными стандартами комфорта. Для этого увеличивают высоту потолков и площадь комнат, надстраивают дополнительные этажи, прокладывают необходимые коммуникации.
Котельная реконструируется в случае установки нового оборудования или увеличения мощностей.
Различия между перепланировочными и реконструкционными работами
Сложнее всего узаконивать действия тому собственнику объекта коммерческой недвижимости, который планирует увеличить полезную площадь здания и пристроить новый корпус или же надстроить один этаж и более.
Такие работы сложнее осуществить, по сравнению с обычной перепланировкой, т. к. они больше похожи на реконструкцию капитальной постройки. Для её проведения путём обращения в Москомархитектуру нужно будет предварительно получить ГПЗУ, который будет обязательным для подготовки пакета проектной документации. После того как проектная документация будет утверждена в предусмотренных законом контролирующих инстанциях, пакет всех документов направляется в отделение Мосгосстройнадзора. После проверки и одобрения будет выдано согласие на проведение мероприятий. Благодаря помощи наших специалистов вы сможете быстро собрать все нужные документы и представить их для согласования в предусмотренные законом инстанции.
Кроме временных и финансовых затрат, которые потребуются для совершения этой процедуры, необходимо хорошо разбираться в многочисленных и постоянно меняющихся стандартах, правилах и нормах законодательства.
С учётом того, что во время проведения работ надо вносить корректировки и изменения в несущие конструкции строения, это может привести к существенному вмешательству в общий конструктив капстроения. Поэтому представители контролирующих инстанций стараются досконально проверять полученную от заинтересованного лица информацию.
Вот почему перед началом сбора документов и подачей их в контролирующий орган рекомендуем получить профессиональную консультацию у наших специалистов, которые обладают огромным опытом и практическими навыками, связанными с вопросами согласования указанных мероприятий.
Если для жилых помещений имеются специальные нормы в ст. 7.21 (для граждан) и 7.22 (для управляющих компаний МКД) КоАП РФ, касающиеся ответственности за незаконную перепланировку, то для нежилых федеральный кодекс штрафов за незаконную перепланировку нежилого помещения напрямую не устанавливает.
Однако искомые нормы содержат некоторые законы в регионах. Например, ст. 9.12 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях предусматривает как меру ответственности за незаконную перепланировку нежилого помещения штрафы следующих размеров:
- для граждан — от 2 до 2,5 тыс. руб.;
- должностных лиц (главного инженера, директора) — от 5 до 50 тыс. руб.;
- фирм — от 300 до 350 тыс. руб.
Кодекс Волгоградской области об административных правонарушениях в ст. 5.5 и 5.10 устанавливает ответственность за самовольную перепланировку нежилого фонда, находящегося в муниципальной или региональной собственности. Штрафы в этом случае составляют:
- для граждан — от 2 до 3 тыс. руб.;
- должностных лиц — от 5 до 10 тыс. руб.;
- фирм — от 20 до 30 тыс. руб.
В Самарской области ст. 3.3 местного КоАП установила штрафы за неузаконенную перепланировку нежилых помещений в МКД:
- для граждан — от 2 до 3 тыс. руб.;
- должностных лиц — от 3 до 5 тыс. руб.;
- фирм — от 20 до 30 тыс. руб.
При этом не все регионы установили подобные наказания. Например, кодексы об административных правонарушениях Новосибирской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Хабаровского края таких норм не содержат.
Список документов для разрешения на реконструкцию двухквартирного дома
Какие документы надо предоставить чторбы получить разрешение на пристройку в двухквартирном доме? Должна ли я предоставлять проектную документацию? В градостроительном кодексе написано, что при индивидуальном жилищном строительстве проектная документация не требуется, подхожу ли я к этой категории?
Указанной нормой установлено, что для отдельно стоящих, предназначенных для проживания одной семьи, объектов индивидуального жилищного строительства с количеством этажей не более чем три, осуществление подготовки проектной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте не требуется. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства. Государственная экспертиза в отношении проектной документации таких объектов, подготовленной по волеизъявлению застройщика, в силу пункта 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса не проводится. При этом, по мнению Минрегиона России, должны считаться этажи как надземной, так и подземной частей объекта.
Самовольная реконструкция объекта недвижимости
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации ( далее по тексту ГрК РФ) реконструкция объекта капитального строительства (за исключением линейных объектов) — это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Самовольная реконструкция постройки имеет те же вышеуказанные признаки, что и самовольная постройка, связанные с самим объектом капитального строительства и не касающиеся земельного участка, на котором она расположена, т.е. произведенная без получения необходимых согласований и разрешений либо с нарушением градостроительных и иных строительных норм, и правил. Вообще, особенностью самовольной реконструкции по сравнению с самовольным строительством является существование до проведения работ какого-то объекта, возведенного на законных основаниях и имеющего определенные технические характеристики, отраженные в параметрах кадастрового учета. Итак, с учетом того что в отношении объекта капитального строительства можно выполнить разные виды работ, влекущие изменение его технических характеристик, тогда наиболее важным вопросом здесь является: а выполнение каких работ будет признаваться реконструкцией и требуют ли такие работы получения соответствующего согласования на реконструкцию объекта? Из системного толкования действующих норм можно сделать следующий вывод: если работы по изменению объекта не затрагивают его конструктивные и другие характеристики (пп. 4 п. 17 ст. 51 ГрК РФ), то на них не требуется получение разрешения на реконструкцию и разрешения на ввод в эксплуатацию, соответственно. Надо отметить, что существующие термины «перепланировка» и «переоборудование» имеются только в Жилищном кодексе РФ (гл. 4 ЖК РФ) и именно там установлена разрешительная процедура применительно к таким работам, однако к реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, такие работы не относятся. Рассматривая вопрос о последствиях самовольной реконструкции, обратим внимание на следующее. Основным последствием самовольной постройки является ее снос. Однако для самовольной реконструкции такой вариант был бы явно несоразмерным допущенному нарушению, так как у лица был законно существующий объект и не соответствующими закону являются лишь внесенные в него конструктивные изменения. В связи с этим Пленум ВС РФ N 10/22 от 29.04.2010 выработал позицию, что при самовольной реконструкции норма о сносе подлежит реализации как «приведение в предыдущее состояние», т.е. возвращение объекта в состояние «как было», когда он не был самовольным строением. Судебная практика такое толкование восприняло и успешно применяло (например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.09.2018 по делу N А40-144203/16). Однако по результатам внесения изменений в редакцию ст. 222 ГК РФ в самом законе появилось альтернативное последствие для самовольных построек — «приведение в соответствие с параметрами, установленными Правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом» (далее — приведение в соответствие с установленными требованиями). Одновременно изменениями в ГрК РФ установлено, что в соответствии с п. 10 ст. 55.32 ГрК РФ приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями осуществляется путем ее реконструкции в порядке, установленном ГрК РФ. Таким образом, возникает вопрос — заменяет ли вновь введенный в законе вариант «приведения в соответствие с установленными требованиями» существовавшую практику «приведения в предыдущее состояние» для самовольной реконструкции. Для начала необходимо понимать, что эти две процедуры не являются идентичными. Так, при «приведении в предыдущее состояние» объект восстанавливает свои предыдущие характеристики, которые могут противоречить текущим установленным градостроительным требованиям, но в силу п. 4 ст. 85 ЗК РФ в неизмененном виде мог бы использоваться без ограничения срока. Более того, такое «приведение в предыдущее состояние» во всех случаях не осуществляется в форме реконструкции, так как заведомо невозможно получить на такие работы именно разрешение на реконструкцию (не соответствующее текущим установленным градостроительным требованиям). Некоторые авторы считают, что если объект до реконструкции существовал правомерно, но уже не соответствовал действующему градостроительному регламенту, то собственник не может быть поставлен в ситуацию, когда по итогам устранения самовольной реконструкции его положение ухудшится (например, если здание было построено законно трехэтажным, а по действующему регламенту может быть только два этажа) — такой собственник должен обладать защитой, предоставленной ему п. 4 ст. 85 ЗК РФ, а значит, простое приведение в предыдущее состояние остается допустимым. Условно можно говорить о том, что «приведение в предыдущее состояние» есть «снос» тех частей и конструкций, которые были возведены самовольно. Однако существует иная позиция, согласно которой установлено, что если законом установлен порядок приведения в соответствие как «соответствие установленным требованиям», то других вариантов приведения в соответствие уже быть не может. Такое толкование является более обоснованным, поскольку следует из системных норм ГК РФ и ГрК РФ и приводится в соответствие на основании соответствующих текущих решений и в текущий период времени. Итак, можно сделать следующий вывод, что если имеется самовольная реконструкция объекта, которая подлежит приведению в соответствии с установленными требованиями, лицо, обязанное привести ее в такое соответствие, вправе: 1) привести объект в предыдущее состояние в случае, если оно не противоречит действующим нормативным требованиям; 2) привести объект в соответствие с действующими нормативными требованиями. Таким образом, как указано в п. 28 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Постановлении Пленума ВАС РФ N 22, положения ст. 222 ГК РФ распространяются в том числе на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект, т.е. такой объект, который имеет иные технические характеристики по сравнению с первоначальным объектом. В случае обращения заинтересованного лица о сносе самовольно реконструированного недвижимого имущества суд обязывает лицо к сносу лишь в том случае, если будет установлено, что объект не может быть приведен в состояние, существовавшее до проведения таких работ.
Легализация самостроев.
Как узаконить процесс возведения постройки, которая была выстроена в самовольном порядке? Самовольное возведение построек является явлением, не редким для нашей страны, да и в практике Истрариел, процедура узаконивания, весьма частая. Достаточно посмотреть на загородные дачные участки и увидеть множество строений, которые по внешнему виду напоминают сараи, бани и иные пристройки непонятного постороннему глазу назначения. В то же время, правовой статус таких объектов до сих пор не находит чёткой регламентации в юридических нормах РФ. Отсюда и возникают некоторые сложности в процедурах узаконивания таких построек, то есть оформления правомочий собственника на них. Если говорить о законодательстве, которое действует в отношении рассматриваемого вопроса, то можно сказать, что владелец участка может возводить на своем земельном наделе здания и сооружения, кроме того, давать разрешение на возведение сооружений иным лицам. Но при этом, собственник обязан соблюдать строительные стандарты и нормы, кроме того, помнить, каково назначение его земли. Рано или поздно, но приходит время для того, чтобы оформить свои незаконные пристройки и сооружения. Это насущная необходимость — продиктованная, прежде всего, тем, что владельцы земли не могут осуществить никаких сделок с такими постройками. Эти здания и сооружения должны быть зарегистрированы в надлежащем порядке. Также, закон предполагает такое действие собственника, как снос самовольной постройки. Отметим, что нельзя узаконить самовольную постройку только в том случае, если она нарушает права и интересы других лиц и грубо попирает все существующие нормы по строительству. Поэтому, если хочется владельцу земельного участка, то он, конечно, может снести надоевшее сооружение.