Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в ОСАГО в 2023 году: краткий обзор». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государственная дума может принять закон, который повышает штрафы за нарушение закона об автостраховании. На сегодняшний день отсутствие полиса ОСАГО позволяет инспектору ГИБДД наложить ответственность в 500 рублей. Количество штрафов за сутки ограничено одним.
Сколько покрывает автостраховка в 2023 году
Выплата по ОСАГО не резиновая. Существуют лимиты, которые регламентируются Законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В 2022 году финансовые границы по ОСАГО были повышены на 23% и на сегодняшний день составляют:
- 160 000 грн по имуществу;
- 320 000 грн по жизни и здоровью (на каждого пострадавшего).
Если страховка не покрывает полностью ущерб, виновник оплачивает разницу — недостающую сумму. Избежать этого можно, оформив дополнительный добровольный полис ДГО, который расширяет возможности автогражданки до 1 миллиона грн. Оба полиса работают в тандеме и вместе гарантируют спокойствие драйвера во время форс-мажора.
Для начисления выплат необходимо, как правило, подать в СК такие документы:
- Европротокол (если вы использовали его при оформлении ДТП);
- Внутренний паспорт и индивидуальный идeнтифиĸaциoнный нoмep:
- Полис ОСАГО;
- Техпаспорт;
- Рeĸвизиты вашего бaнĸa;
Отмена выплат по ОСАГО в наличной форме
Следующее изменение также внесено в статью 12 закона «Об обязательном страховании»:
15. Страховое возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего (за исключением легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации), может осуществляться по выбору потерпевшего:
…
путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет).
путем почтового перевода суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) или ее перечисления на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя).
До 15 июля 2023 года существуют 2 способа получения денежной компенсации по ОСАГО:
- наличными в кассе страховой компании;
- перевод на банковский счет.
С 15 июля 2023 года выдача наличных страховыми компаниями отменяется, а вместо нее вводится новый способ:
- почтовый перевод;
- перевод на банковский счет.
Суть нового способа заключается в том, что страховая направляет деньги через Почту России, а пострадавший водитель получает их в почтовом отделении. Данное нововведение окажется позитивным для жителей сельской местности. Ведь отделения банков в небольших населенных пунктах встречаются крайне редко, а почту можно найти практически везде.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.
По какой формуле происходит расчет страховой премии?
Подсчитать самостоятельно стоимость полиса ОСАГО будет полезно, чтобы прикинуть необходимую сумму и уберечь себя от неожиданностей, когда стоимость рассчитает страховая компания (СК).
Справочно
С 9 января 2022 года размер страховой премии определяется по новым правилам (они содержатся в Указании Банка России от 8 декабря 2021 года № 6007-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
Стоимость страховки складывается из базового тарифа и различных переменных: возраст водителя и его водительский стаж, наличие или отсутствие в прошлом ДТП по вине водителя, количество лиц, допущенных к управлению транспортным средством, мощность двигателя, использование автомобиля в качестве такси и т. п.
Формула расчета:
Т = ТБ × КТ × КБМ × КВС × КО × КМ × КС.
Почему страховая не может отказать в продаже полиса ОСАГО на машину?
Потому что страхование автогражданской ответственности – это обязанность любого водителя, а страховые не вправе чинить препятствия.
Однако в 2022 году вы можете столкнуться с ситуацией, когда страховщик отказывает в оформлении договора ОСАГО. Во многом это связано с политикой страховых компаний. Их цель – извлечь прибыль от коммерческой деятельности. И если за покупкой ОСАГО обращается «нежелательный» клиент, за плечами которого не одна авария или малый стаж вождения – ему могут просто отказать в оформлении. Страховая не будет работать себе в убыток и обязательно найдет повод чтобы уклониться от заключения договора ОСАГО с таким автовладельцем.
В конце прошлого, 2021 года вступил в силу закон, отменяющий обязательный техосмотр для физических лиц-владельцев легковых машин и мотоциклов.
Несмотря на это, в случае ДТП, где причиной происшествия стала неисправность транспортного средства, к владельцу авто, не прошедшего ТО, страховая компания могла выдвинуть регрессное требование компенсации суммы ущерба, выплаченной пострадавшей стороне. Получилось, что необязательное ТО на самом деле обязательно.
Чтобы устранить данное противоречие, с 1 апреля 2022 года были внесены поправки в закон об ОСАГО, отменяющие регресс в случае ДТП с участием авто без техосмотра, если причиной аварии явилась неисправность транспортного средства. Изменения вступают в силу 12 апреля 2022 года.
Примечание:
Объект применения КБМ – водитель или собственник конкретного транспортного средства.
По договорам ОСАГО с неограниченным использованием транспортного средства, предусматривающим управление транспортным средством любыми водителями, объектом применения КБМ является собственник указанного в договоре транспортного средства.
По договорам ОСАГО с ограниченным использованием транспортного средства, предусматривающим управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, объектом применения КБМ является водитель.
Коэффициент КБМ устанавливается в зависимости от класса КБМ, который определяется в зависимости от количества произведённых страховщиками страховых вомещений при осуществлении обязательного страхования в период с 1 апреля предыдущего года по 31 марта следующего за ним года.
Начальный класс КБМ – класс КБМ, который был определен для объекта применения КБМ на момент заключения предыдущего договора в отношении указанного объекта. Начальный класс КБМ используется для определения КБМ по новому договору в соответствии с таблицей перехода:
Класс на начало годового срока страхования: | Значение коэффициента (кбм): | Класс на окончание годового срока страхования, после N страховых выплат: | ||||
1 | 2 | 3 | 4+ | |||
М | 3,92 | М | М | М | М | |
2,94 | 1 | М | М | М | М | |
1 | 2,25 | 2 | М | М | М | М |
2 | 1,76 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 1,17 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 1 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 0,91 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 0,83 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 0,78 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 0,74 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 0,68 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 0,63 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0,57 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 0,52 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 0,46 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Мощность двигателя (л.с.): | Коэффициент (КМ): |
до 50 включительно: | 0,6 |
свыше 50 до 70 включительно: | 1 |
свыше 70 до 100 включительно: | 1,1 |
свыше 100 до 120 включительно: | 1,2 |
свыше 120 до 150 включительно: | 1,4 |
свыше 150: | 1,6 |
Изменения в тарифах в 2023
В 2023 году планируют ввести изменения в тарифы ОСАГО. Основная задача – это либерализация полиса. То есть, власти хотят отказаться от государственного регулирования цен на обязательное автострахование. Либерализовать коэффициенты – означает повысить добровольные коэффициент. Делать это будут поэтапно.
На данный момент тарифы и коэффициенты полностью регулирует Центральный Банк России. Но переход на курс либерализации даст возможность страховым компаниям самостоятельно устанавливать КБМ (коэффициент бонус-малус), который отображает, попадал ли водитель в аварии, стаж вождения и так далее.
Еще одно изменение в ОСАГО в 2023 году – это страховой коридор. Его планируют расширить. Центральный Банк планирует изменить страховой коридор. Он может быть на 20 процентов быть выше или ниже. Система бонус-малус будет реформирована. Планируется изменить тарифы «возраст-стаж».
Начало либерализации припадет на начало 2023 года. При этом внедрять эту систему планируют в небольших городах, так как именно там в первую очередь нужно понизить стоимость обязательного автострахования.
Увеличится ли стоимость полиса ОСАГО
В настоящее время объективных предпосылок для увеличения стоимости ОСАГО в 2023 году нет. Экономические прогнозы говорят, что финансовый рынок находится, и будет находиться, в стабильном состоянии. Уровень инфляции не должен превысить ожиданий. Поэтому повышать стоимость полисов ни у правительства, ни у компаний оснований нет.
Другое дело – вопрос подорожания услуги для отдельных категорий участников дорожного движения. Самые свежие новости об изменениях в ОСАГО в 2023 году касаются автострахования для такси. Подорожает ли ОСАГО для таксистов в 2023 году, обсуждают Минфин, Центробанк и участники рынка.
Страховщики предлагают поднять ставку сразу на 60%. По их словам, сегодняшние расценки не покрывают расходов из-за слишком частого участия таксистов в авариях. Согласно статистике, в ДТП участвует каждое третье такси.
У простых автолюбителей этот показатель находится на уровне 4,3%. И хотя, в 2022 году, наемным перевозчикам уже повышали стоимость полиса на 30%, этого явно недостаточно, чтобы выплат хватило на всех.
Как решится вопрос с таксистами, пока не ясно. Поэтому рассмотрим определение стоимости автостраховки, исходя из факторов, которые точно будут учитываться в 2023году.
КБМ – коэффициент безаварийности бонус–малус
Может ли страховая компания отказать в оформлении ОСАГО?
Не исключена и наценка за электронное оформление, которая будет включена в стоимость полиса. Чтобы устранить данное противоречие, с 1 апреля 2023 года были внесены поправки в закон об ОСАГО, отменяющие регресс в случае ДТП с участием авто без техосмотра, если причиной аварии явилась неисправность транспортного средства. Другое нововведение, которое может вступить в силу в 2023 году, выгодно для автолюбителей, проживающих в отдаленных районах. Теперь для оформления полиса необязательно привозить свой автомобиль на ежегодный осмотр. Будет выпущено специальное приложение, куда водители смогут направлять фото или видео фиксацию транспортного средства.
Да, и бумажная, и электронная версия полиса имеет равную значимость.
Сколько покрывает автостраховка в 2023 году
Выплата по ОСАГО не резиновая. Существуют лимиты, которые регламентируются Законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В 2022 году финансовые границы по ОСАГО были повышены на 23% и на сегодняшний день составляют:
- 160 000 грн по имуществу;
- 320 000 грн по жизни и здоровью (на каждого пострадавшего).
Если страховка не покрывает полностью ущерб, виновник оплачивает разницу — недостающую сумму. Избежать этого можно, оформив дополнительный добровольный полис ДГО, который расширяет возможности автогражданки до 1 миллиона грн. Оба полиса работают в тандеме и вместе гарантируют спокойствие драйвера во время форс-мажора.
Для начисления выплат необходимо, как правило, подать в СК такие документы:
- Европротокол (если вы использовали его при оформлении ДТП);
- Внутренний паспорт и индивидуальный идeнтифиĸaциoнный нoмep:
- Полис ОСАГО;
- Техпаспорт;
- Рeĸвизиты вашего бaнĸa;
Еще изменения: как будет работать ОСАГО
Согласно первым подсчетам, стоимость обязательного полиса в некоторых регионах может возрасти до 55 тысячи рублей. Сумма действительно приличная, поскольку за такие деньги можно приобрести комплексное страхование со скидкой по франшизе. Взамен законодатель предлагает следующие изменения:
- Компенсировать ущерб, полученные в результате аварии, должны будут всем водителям. Процедура будет работать вне зависимости от количества участников и транспортных средств;
- Если после дорожно-транспортного происшествия владельцы машин предпочитают оформить евро протокол, это никак не умаляет их права в получении компенсации. На сегодня таким способом оформления ДТП без сотрудников дорожной инспекции, комиссаров предпочитают пользоваться свыше 32 процентов водителей. Размер выплаты по евро протоколу будет увеличен до 100000 рублей (в 2017 году – 50000 рублей). Правда, это не повод расслабляться: страховые компании будут тщательно проверять материалы с места аварии;
- Центральный Банк планирует упростить процедуру взаимодействия по выплатам и восстановительным работам.
После вступления в силу нововведений, правом обратиться в страховую смогут воспользоваться все участники ДТП, пострадавшие в ходе столкновения машин. Конечно, это вряд ли понравится компаниям, но в любом случае каждый водитель именно за это и будет платить деньги.