Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Финансирование социальной защиты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 11 мая 2021 года многие регионы РФ, при назначении пособий и иных социальных выплат, стали использовать Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО). Также начались выплаты новых детских пособий, которые были анонсированы президентом ранее. Сумма выплат зависит от региона и может достигать до 12 тыс. руб. в месяц. Уведомления тем родителям, которым положен данный выплат, должны появляться в личном кабинет пользователя на портале госуслуг.
Источники финансирования денежных выплат населению
Категория: Конституционное право.
Читайте об изменениях в законодательстве в области социального обеспечения в 2021 году.
В настоящее время проблемам финансирования социального обеспечения уделяется большое внимание. Практически в каждом из законов о тех или иных родах и видах социального обеспечения содержатся нормы, указывающие на то, каким образом должно производиться финансирование обеспечительных мер, чьим расходным обязательством являются конкретные меры социальной поддержки.
Конституция РФ не содержит однозначно прописанного механизма финансирования реализации прав граждан на социальное обеспечение, так же как и указаний на конкретные организационно-правовые формы институтов социального обеспечения. Такими механизмами могут быть бюджетное финансирование, обязательное социальное страхование, а также добровольное социальное страхование. Однако в настоящее время основным механизмом, в рамках которого реализуется право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение, является механизм обязательного социального страхования. Это подтверждается действующим законодательством, а также позицией Конституционного Суда РФ, отраженной в ряде его решений.
В России в начале 90-х годов прошлого века при переходе к рыночной модели хозяйствования была практически сформирована правовая и институциональная основа системы социального страхования. В частности, были созданы независимые специализированные институты социального страхования — так называемые внебюджетные социальные фонды. Созданные структуры — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ — обладали главными характеристиками институтов социального страхования, зафиксированными в системе международных трудовых норм. Их средства не были консолидированы в составе федерального бюджета, обеспечивая тем самым большую степень прозрачности для их использования исключительно на нужды застрахованных. Каждый из фондов отвечал за управление социальной защитой от определенной группы социальных рисков, традиционно объединяемых в рамках самостоятельных отраслей социальной защиты:
- старость, инвалидность, потеря кормильца;
- необходимость медицинской помощи;
- временная нетрудоспособность, включая беременность, роды и уход за малолетними детьми; безработица.
Каждый из фондов осуществлял сбор обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателями (и работником в случае обязательного пенсионного страхования), что определяло ответственность каждого фонда за финансовое состояние отрасли социального страхования. Порядок уплаты и размеры взносов устанавливались законом.
В июле 1999г. был принят Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования». Этот Закон занимает особое место в правовом массиве, регулирующем права граждан на социальное обеспечение, так как имеет рамочный характер. В Законе заложены правовые основы и общие принципы функционирования всей системы обязательного социального страхования. Подразумевается, что все другие законы, касающиеся отдельных видов обязательного социального страхования, должны соответствовать общим принципам, зафиксированным в данном Законе. В частности, в тексте Закона дано определение правового статуса объектов социального страхования, изложены их права и обязанности.
Впервые в этом Законе закреплены основные принципы обязательного социального страхования:
- устойчивость его финансовой системы за счет эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
- всеобщий и обязательный характер;
- доступность для застрахованных лиц;
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных рисков;
- исполнение страховщиком обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- паритетность участия субъектов в органах управления;
- общественный контроль.
Также предусмотрены правовые механизмы, обеспечивающие защищенность финансовых средств государственного социального страхования. Устанавливается автономность бюджетов обязательного социального страхования, которые не входят в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления; включены положения о разделении полномочий федеральных и региональных органов государственной власти в сфере обязательного социального страхования, определен круг вопросов, относимых к ведению федеральных властей.
Для ведения финансовой деятельности государственных внебюджетных фондов ежегодно принимаются федеральные законы о бюджетных фондов на очередной финансовый год, и утверждается исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов за очередной финансовый год.
Тем не менее, изменения последних лет в законодательстве, регулирующем обязательное социальное страхование, в частности порядок его финансирования, говорят скорее о стихийном, чем последовательном развитии этой социально значимой сферы жизни общества. В данной представленной работе нас более всего интересует работа Фонда социального страхования.
Фонд социального страхования РФ – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, которое управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации, является юридическим лицом, имеет гербовую печать со своим наименованием, текущие, валютные и иные счета в банках.
Фонд Социального Страхования является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Указом Президента РФ от 20.03.2001 года №318 введена государственная регистрация актов, издаваемых ФСС.
Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 утверждается Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации с последующими изменениями (от 24 июля 1995 г., 19 февраля, 15 апреля, 23 декабря 1996 г., 22 ноября 1997 г., 23 декабря 1999 г., 19 июля 2002 г.). В соответствии с вышеуказанным Положением ФСС управляет средствами государственного социального страхования России и является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
Основными задачами Фонда являются:
- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
- сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Средства Фонда образуются за счет:
- страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
- страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов;
- добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
- прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством);
Средства ФСС направляются на:
- выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
- оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, и в санаторно-курортные;
- частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
- оплату проезда к месту лечения и обратно;
- финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
- осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения. ФСС имеет свой фонд развития за счет средств, полученных от взимания пеней и наложения финансовых санкций. Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством РФ.
Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.
Взносы на обязательное социальное страхование через государственные внебюджетные социальные фонды оказывают прямое влияние на систему финансирования социальной защиты населения. Чем больше налоговая база, тем больше будет произведено платежей. Проводя анализ налогового влияния на финансирование социальной политики, особое внимание следует уделить налогам физических лиц, особенностью которого в Российской Федерации является плоская шкала налогообложения, что способствует развитию социального неравенства общества.
В существующих условиях начисления налогов отсутствует минимум заработной платы и развивающийся порядок налогообложения, который позволяет изымать доходы сверх нормы и значительно пополнять тем самым бюджет государства. Можно подытожить, что регрессивный характер страховых платежей и плоская шкала налогообложения освобождает от уплаты налогов граждан со сверх доходами. Вследствие этого создается чрезмерная нагрузка на государство по социальным обязательствам.
Также источником финансирования структуры социальной защиты, помимо налоговых платежей, могут быть благотворительные фонды, организации или предприятия, эффективность деятельности которых можно стимулировать налоговыми преференциями.
Рассуждая о благотворительности, необходимо остановиться на социальной ответственности бизнеса, рассматривая его как источник развития социальных и экономических основ общества (иными словами, единых ценностей в отношениях организации с внешней средой и работниками). Государство заинтересовано в том, чтобы предпринимательство было нацелено на долгосрочные социальные программы, которые рассматриваются в качестве метода для смягчения социальных отличий и реализации социальной защиты населения.
Источниками финансирования социальной защиты Российской Федерации являются внебюджетные социальные фонды государства: Пенсионный фонд, фонд социального страхования, Фонд занятости граждан, Фонд государственного медицинского страхования.
Фонд социального страхования РФ – это специализированная финансово-кредитная организация при государственном правительстве Российской Федерации.
Основная задача данного фонда – это обеспечение пособий, которые гарантированы государством, по временной утрате трудоспособности, беременности и родам, при рождении детей, выплаты по уходу за ребенком от рождения и до достижения 1,5 лет, выплаты на санаторно-курортное лечение и оздоровительные мероприятия для сотрудников организации и членов их семей.
Пенсионный фонд Российской Федерации основан с целью управления финансами пенсионного обеспечения на государственном уровне. Пенсионный фонд – это самостоятельное государственное учреждение, который не находится в ведении правительства РФ.
Целевые средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются за счет следующих поступлений:
- страховые взносы работодателей;
- страховые взносы граждан, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность;
- страховые взносы других категорий населения, которые официально трудоустроены;
- ассигнования из федерального бюджета и иные платежи.
Фонд занятости населения – это государственный внебюджетный Фонд РФ, который предназначен для финансирования мероприятий и проектов, что связаны с реализацией и разработкой государственной политики занятости граждан.
Данный Фонд не является юридическим лицом и находится в распоряжении учреждений службы занятости. Бюджет Фонда занятости может формироваться за счет следующих целевых поступлений:
- обязательные страховые взносы работодателей;
- обязательные страховые взносы работников, которые оформлены официально;
- ассигнования из федерального бюджета государства.
Фонд занятости финансирует социальные мероприятия по профориентации, по переподготовке безработных граждан, организация общественных работ, выплата социальных пособий и компенсаций по безработице, оказание материальной и другой финансовой помощи.
Фонд социального медицинского страхования образован из системы фондов обязательного медстрахования, которые состоят из территориального и федерального Фондов медицинского страхования в субъектах Российской Федерации. Данные фонды созданы для реализации социальной политики в сфере медицинского страхования.
Фонд социальной поддержки населения – это основной источник финансовых средств для реализации деятельности, которая направлена на социальною защиту и обеспечение населения РФ.
Продолжительность выплат
Государственные выплаты могут быть разовыми либо устанавливаться на определенный срок при наступлении какой-либо жизненной ситуации – периодические или ежемесячные. Единовременные пособия выплачиваются на погребение, а также по беременности и родам.
Периодические пособия тоже в какой-то мере можно отнести к временной помощи. Потому что чаще всего после определенного законом периода необходимо подтверждение того, что статус не изменился. Например, если после окончания периода выплат человек так и не смог найти работу либо доход семьи остался на прежнем уровне. Инвалидам также для начисления социальных выплат необходимо периодически подтверждать состояние своего здоровья.
Как показывает практика, многие граждане знают, что им положены пособия, но не могут подтвердить свой статус документально. Из-за этого люди лишаются поддержки, полагающейся им от государства.
Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, формирование и использование
Пенсионный фонд РФ (ПФР) — это централизованный фонд социального обеспечения населения. Он является страховщиком в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд является самостоятельным финансовокредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-I.
Денежные средства этого фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ПФР и отчет о его исполнении утверждаются в форме федеральных законов.
ПФР имеет в регионах Российской Федерации свои отделения.
Россия является социальным государством, которое в рамках своего законодательства гарантирует право каждого гражданина на социальное обеспечение. Оно назначается исключительно в тех случаях, которые установлены в пределах законодательства, и которые в обязательном порядке подтверждаются со стороны гражданина (адресная помощь в рамках социального обеспечения, страхования).
Замечание 1
Конституция не содержит единого четкого механизма финансирования тех или иных видов социального обеспечения, при этом существуют определенные формы и принципы, которым придерживаются специалисты в рамках данной сферы.
Из действующего в России законодательства следует то, что социальное обеспечение имеет дифференцированные источники финансирования. Это значит, что сегодня отсутствует единый источник денежных средств, которые направлены на функционирование социальной и обеспечительной системы.
Финансирование Фондов социальной поддержки граждан может расходоваться на дополнительные мероприятия по таким направлениям:
- осуществление помощи в виде вещей первой необходимости (продукты питания, одежда, обувь, средства личной гигиены) по льготной стоимости или совершенно бесплатно;
- предоставление социальных услуг и помощи в специализированных центрах или на дому;
- предоставление бесплатного питания особо нуждающимся гражданам;
- выдача дотаций на покупку медикаментов, протезных и ортопедических изделий, а также на оплату бытовых и коммунальных услуг;
- обеспечение гражданам без определенного места жительства ночного проживания;
- формирование собственных предприятий для увеличения пунктов социальной помощи;
- помощь в предоставлении кредитов и прочие направления.
Минтруд указал на достижения 2019 г. в сфере соцподдержки населения.
Стартовал нацпроект «Демография», целью которого является повышение естественного роста численности населения и продолжительности жизни до 78 лет. Объем его финансирования составляет около 3 трлн руб. на 6 лет.
В рамках федпроекта «Финподдержка семей при рождении детей» реализованы ежемесячные выплаты при рождении детей (в размере регионального прожиточного минимума) и выплата маткапитала при рождении второго ребенка (453 тыс. руб. в 2019 г.). Для семей из ДФО размер выплат был увеличен.
В рамках федпроекта «Старшее поколение» в 12 регионах была создана система долговременного ухода за пожилыми и инвалидами (к 2022 г. — во всей стране). Также во всех регионах была реализована доставка указанных лиц, проживающих в селах, в медорганизации, для чего в 2019 г. было закуплено 1 434 ед. транспорта, создано 1 439 мобильных бригад.
Отрасли социальной сферы финансируются централизованно, т. е., на бюджетной основе. Консолидированный бюджет Российской Федерации состоит из Федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Особое место в финансировании социальной сферы играют внебюджетные социально-страховые фонды.
Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации.
Бюджетный кодекс РФ определил трехуровневую бюджетную систему, отдельно вынеся категории государственного долга, а также финансов государственных внебюджетных социально-страховых фондов.
Государственные финансы дополнены категорией муниципальных финансов, развитие которых наряду с Бюджетным кодексом РФ подчиняется законодательству о местном самоуправлении и его финансовых основах. Кодексом закреплена основная бюджетная пропорция между федеральным и субфедеральными бюджетами по доходам как 50:50.
Федеральный бюджет России разрабатывается на основе анализа развития экономики. Основные провозглашенные приоритеты этого бюджета — снижение налогового бремени и увеличение социальной направленности бюджета. Однако анализ структуры расходной части федерального бюджета доказывает, что по сравнению с другими статьями социальный приоритет выражен недостаточно.
Так, расходы на государственное управление, правоохранительную деятельность, национальную оборону из федерального бюджета составляют в среднем свыше трети всех расходов, еще треть идет на обслуживание и частично погашение государственного внешнего долга и на все остальные цели, в том числе социальную политику, помощь бюджетам других уровней и т. д., направляется всего лишь оставшаяся часть.
Частично социальные расходы оплачиваются за счет финансовой помощи федерального бюджета бюджетам других уровней. Для выравнивания материального положения уязвимых слоев населения, проживающих в разных регионах в федеральном бюджете России на 2001 год впервые создан Фонд компенсаций, из которого финансируются Федеральные законы.
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и «О социальной защите инвалидов в РФ». Фонд компенсации обеспечивает единые государственные гарантии социальной защиты населения на территории РФ, предусмотренные федеральным законодательством.
Создание Фонда компенсаций позволит регулярно выплачивать ежемесячные пособия на детей во всех регионах страны. К концу 2002 г. только 14 из 89 субъектов РФ не имели задолженности по выплате ежемесячных пособий. Расчет субвенций из Фонда компенсаций на выплаты ежемесячных пособий на детей каждому региону проведен по числу детей в семьях с доходами ниже прожиточного уровня. В 2003 г. ежемесячные пособия из Фонда компенсаций адресно выплачивались 23,3 млн. детей.
С точки зрения финансового обеспечения социальных расходов в переходной экономике РФ четко просматриваются три этапа, имеющие существенные различия. государственный социальный политика
Первый этап — 2005-08 гг. — характеризуется наращиванием государственных расходов на социальные нужды. Это период экстенсивного увеличения средств, доля которых к 2005 г. достигла огромной величины — более 50% (с учетом субсидий жилищно-коммунального хозяйства и общественному транспорту) в консолидированном бюджете с учетом социальных внебюджетных фондов.
Второй этап — 2005-08 гг. — период поиска эффективных форм и методов реализации социальной политики, пытающихся сохранить опыт и достижения советского периода, параллельно с частичным внедрением рыночных механизмов в социальное обеспечение. Этот период уместнее назвать временем выживания социально-культурных отраслей, попыток недопущения тотального разрушения социальной инфраструктуры, поскольку сопровождался кризисным развитием экономики, существенным сокращением выделяемых бюджетных ресурсов и повсеместным ростом платности большинства общественных услуг при сокращении реальных доходов населения.
Третий этап — 2008-2010 гг. — связан с принятием рамок практически всех институциональных социальных реформ согласно «Стратегии развития РФ до 2010 г.» фонда «Центр стратегических разработок», мер по ее реализации в «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу», приоритетных задач и плана первоочередных мер.
Эффективность проводимых социальных реформ во многом зависит от того, насколько быстро социальная сфера может адаптироваться к действию законов рыночной экономики, какие объективные и субъективные обстоятельства необходимо учитывать при их проведении.
Социальное обеспечение в РФ предназначено для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия жизнедеятельности отдельным категориям граждан, проживающим а нашей стране и находящимся в сложной жизненной ситуации. Это правило закреплено в статье 39 Конституции Российской Федерации. Государством, и непосредственно уполномоченными органами реализуются меры и различные формы социального обеспечения в соответствии с теми правилами, которые изложены в законодательстве. Меры направлены на поддержку жизнедеятельности человека в старости или в случае, если у него были диагностированы опасные для жизни заболевания, которые могут привести или уже привели к инвалидности, а также на оказание социальной поддержки семьям, которые не располагают достаточным уровнем дохода.
Основными источниками финансирования социального обеспечения и социальной защиты населения являются социальные и благотворительные, а также бюджетные фонды.
Особую роль в обеспечении социальной защиты населения играют социальные фонды, за счет которых осуществляются выплаты большинства социально незащищенным категориям населения. К таким фондам принадлежат: Пенсионный фонд Украины, Фонд социального страхования, Фонд содействия занятости населения, Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения, Фонд социальной защиты инвалидов и прочие. Отдельные целевые фонды в соответствии с действующим законодательством включаются в государственный бюджет Украины, а некоторые функционируют самостоятельно. С помощью средства социальных фондов оплачиваются социальные расходы свыше суммы, предусмотренные в бюджетах всех уровней. Они являются дополнительным источником социальной защиты населения.
Расходы бюджетов на социальную защиту и социальное обеспечение включают:
- выплату пенсий и помощи (средства, передаваемые в Пенсионный фонд Украины на выплату пенсий военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава и их семьям);
- льготы ветеранам войны и работы (установка телефонов участникам Великой Отечественной войны; льготы ветеранам и инвалидам войны);
- помощь семьям с детьми (помощь на детей веком до 16лет; помощь по уходу за ребенком-инвалидом; помощь по уходу за ребенком неработающим матерям; помощь на детей одиноким матерям; временная помощь на несовершеннолетних детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов; денежная помощь матерям (родителям), занятым уходом трех детей до 16 лет; перечисление в Пенсионный фонд помощи по уходу за детьми от 1,5 до 3 лет);
- другие виды социальной помощи (целевая денежная выплата на проживание граждан с минимальными доходами; возмещение убытков, причиненных гражданам; выплата компенсаций реабилитированным; денежная помощь беженцам; дополнительные выплаты населению на покрытие затрат из оплаты жилищно-коммунальных услуг; выплата компенсаций на медикаменты; помощь на пропитание малообеспеченным гражданам, программа протезирования; удержание стационаров при протезировании; средства на выплату регрессивных исков для шахтеров; средства на обеспечение бытовым углем отдельных категорий население; другие расходы);
- пенсии военнослужащим и лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел;
- расходы на детские сады-интернаты (дома-интернаты для малолетних инвалидов);
- расходы на приюты для несовершеннолетних;
- расходы на программы социальной защиты несовершеннолетних (возмещение затрат на школьные столовые; другие программы социальной защиты несовершеннолетних);
- расходы на дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
- средства бюджета, которые передаются к фонду Украины социальной защиты инвалидов;
- расходы на молодежные программы (удержание центров социальных служб для молодые; программы и мероприятия центров социальных служб для молодые; программы и мероприятия государственных органов по делам семьи и молодежи; программы и мероприятия государственных органов по делам женщин; удержание клубов подростков по месту проживания; другие расходы);
- расходы на другие учреждения и мероприятия в области социальной политики (мероприятия, связанные с возвращением крымско-татарского народа и лиц других национальностей, которые было незаконно депортированы из Украины; расходы на удержание дополнительной сети социально-культурных учреждений и на выплату компенсаций, связанных с возвращением депортированных немцев в другие регионы Украины; обучение и трудовое устройство инвалидов; удержание территориальных центров и отделений социальной помощи на доме; удержание пунктов временного размещения беженцев; пенсии и помощи, которая передаются на финансирование из бюджета; льготы, которые предоставляются населению (кроме ветеранов войны и работы) из оплаты жилищно-коммунальных услуг и естественного газа; удержание домов-интернатов агропромышленного комплекса; финансовая поддержка общественных организаций инвалидов и ветеранов, служб технического надзора за строительством и капитальным ремонтом; централизованные бухгалтерии; центры из начисления и выплаты пенсий; капитальные вложения для реконструкции учреждений социального обеспечения).
Расходы на социальную защиту и социальное обеспечение финансируются из всех бюджетов. Удельный вес этих расходов значителен. Так, например, в государственном бюджете Украины их доля составляет почти 9%. В связи с принятием законодательных документов, направленных на повышение минимальной заработной платы и прожиточного минимума можно ожидать увеличение расходов на социальную защиту и социальное обеспечение населения.
Государственная помощь назначается при присвоении гражданину определенного статуса. При этом размер материальной поддержки определяется в зависимости от величины доходов, трудовой деятельности, семейного положения лица.
Перечень необходимых документов и порядок обращения зависят от вида получаемой господдержки. Так, выплатами по инвалидности занимается Пенсионный фонд, пособиями на детей – Фонд соцзащиты, соцпомощью безработным – центр занятости, субсидиями по ЖКХ – муниципальная администрация либо же управляющая компания.
Пока процесс назначения и выплат материальной помощи от государства в России недостаточно автоматизирован. Чтобы оформить пособия, приходится побегать по инстанциям и собрать множество справок и документов.
Однако недавно российские власти объявили, что процесс будет упрощен с помощью внедрения Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИСОО). Теперь все льготы будут начисляться гражданам автоматически, без подачи заявлений в соответствующие органы. Уведомление о начислении выплаты будет приходить льготнику через портал «Госуслуги».
Конституция РФ прямо не предусматривает механизма финансирования реализации прав граждан на социальное обеспечение и не содержит указаний на конкретные формы финансирования социального обеспечения. Однако анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие механизмы финансирования — бюджетное финансирование, обязательное социальное и добровольное социальное страхование, благотворительность и дополнительные формы социального обеспечения.
Основной формой финансирования социального обеспечения в настоящее время является обязательное социальное страхование.
Обязательное социальное страхование в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.