Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Использование земель не по их целевому назначению: ответственность и штрафы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если участок находится в садовом товариществе, то уставом СНТ и решениями общего собрания владельцев участков могут быть предусмотрены специфические санкции, пояснила адвокат. По ее словам, собственника могут оштрафовать за порчу имущества или даже разведение домашних животных, которые мешают членам товарищества. «Владелец питомцев сначала получит предупреждение от председателя СНТ, его обяжут выполнить ряд мероприятий по устранению причин возникновения претензии. Решить возникшую проблему обычно получается путем обращения к председателю СНТ. Если соседи направят претензию в муниципалитет, власти выделят специалиста для оценки ситуации. Жалобы удовлетворяют, но не всегда, так как отдельные граждане могут направлять претензии «из вредности». Если объективно установить нарушение правил невозможно, дальнейшие жалобы от недовольного соседа будут игнорироваться», — объяснила Тарасова.
С июня текущего года штрафы, предусмотренные за нарушение требований пожарной безопасности, увеличились в 10-15 раз. Мангал следует устанавливать не ближе 5 м от дома, а от остальных построек и сухостоя удален минимум на 2 м. В зоне доступа должен находиться телефон, чтобы немедленно вызвать пожарный расчет, и огнетушитель.
Приготовление шашлыков на открытом огне с соблюдением требований безопасности в условиях участка площадью шесть соток практически невозможно. Разводя огонь, необходимо помнить, что минимальное допустимое расстояние:
- 50 м до построек;
- 100 м – до хвойных деревьев;
- 30 м – до лиственных деревьев.
Можно ли доказать невиновность и как это сделать?
Если к собственнику или арендатору пришла административная комиссия для составления акта, ему нужно срочно принять меры для исправления сложившейся ситуации:
- выполоть сорняки;
- навести порядок;
- подготовить площадку для начала строительства.
Об этом следует сообщить в земельный отдел (департамент) администрации ещё до вынесения административного предписания. Если всё же такое предписание будет вынесено – в течение 10 дней подать иск в суд по месту расположения ЗУ, чтобы обжаловать решение административной комиссии.
В суд предъявить вместе с выданным предписанием:
- копии правоустанавливающего и правоудостоверяющего документа на ЗУ;
- доказательства того, что нарушение исправлено до вынесения решения;
- квитанцию об уплате госпошлины – 300 рублей.
К доказательствам можно отнести:
- свидетельские показания;
- фото отчёт о проделанной работе;
- договор услуг, если приглашалась бригада рабочих.
В исковом заявлении указать причины, по которым земля не была приведена в порядок вовремя и факт исправления ситуации и оповещения о приведении ЗУ в порядок администрации населённого пункта.
Правила использования земли
Есть определенные правила, которые должен выполнять владелец участка. В первую очередь, земельные участки должны использоваться строго в соответствии с их категорией (земли населенных пунктов, сельскохозяйственные, земли лесного фонда, садовые участки и т. д.) и видом разрешенного использования, рассказывает юрист адвокатского бюро Asterisk Софья Волкова. По ее словам, нарушение правил землепользования может привести к административной ответственности в следующих случаях:
— использование земельных участков не по целевому назначению (ч. 2, ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ);
— если земельный участок используется с нарушением правил целевого использования (ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ). «Это достаточно серьезное нарушение, которое связано с отнесением земельного участка к определенной категории. Например, если земельный участок был предоставлен для выращивания пшеницы, построить на нем торговый центр уже нельзя», — пояснила юрист;
— если пользователь допустил порчу земель (ст. 8.6 КоАП РФ) — например, из-за халатного обращения с удобрениями и ядохимикатами. В данном случае может наступить уголовная ответственность в рамках ст. 254 УК РФ;
— если не выполнены обязательства по рекультивации (ст. 8.7 КоАП РФ). Если земельный участок пострадал в процессе хозяйственной деятельности, землепользователь обязан провести рекультивацию. Например, рекультивация обязательна при строительстве домов, без этого его нельзя будет ввести в эксплуатацию (если рекультивация была предусмотрена планом строительства);
— если не выполнены обязательства по приведению земельного участка в состояние, пригодное для целевого использования (ч. 4 ст. 8.8 КоАП РФ). К примеру, если на земле сельхозназначения все-таки был построен ТЦ, то землепользователь обязан вернуть все в первоначальное состояние. За неисполнение этой обязанности и предусмотрена ответственность.
За соблюдением земельного законодательства следят органы местного самоуправления и Росреестр. «Администрация, осуществляющая муниципальный земельный контроль, выявляет неиспользуемые земельные участки, а также участки, которые используются по нецелевому назначению. Росреестр осуществляет государственный земельный надзор», — пояснил первый зампредседателя Московской областной думы, председатель Союза дачников Подмосковья Никита Чаплин. Если нарушения выявлены, собственнику дается предписание об их устранении. Если он не устраняет их, то выписывается штраф и также нужно устранить правонарушение. Размер штрафа для граждан составляет от 1% до 1,5% кадастровой стоимости объекта, но не менее 20 тыс. руб.
Штраф за самовольное занятие земельного участка.
Обычно перед покупкой земельного участка приглашается специалист из кадастровой палаты для определения четких земельных границ. Если они не обозначены и не зафиксированы документально, собственника может ожидать штраф. Незаконные действия в любом случае не получится скрыть.
Представим ситуацию: произошел самовольный захват лишней территории, которая не принадлежит владельцу. Во время проведения первой же проверки факт нарушения будет обнаружен и перед хозяином участка выдвинут ультиматум — либо провести новые границы, либо оформить излишек официально, доплатив за него с учетом рыночной стоимости.
В случае, если требования будут проигнорированы, то нарушителя опять же ожидает денежное наказание в размере от 10 до 20 тысяч рублей.
Штраф за мойку авто на дачном участке
Строго запрещено мыть транспортные средства на территории СНТ. Такое ограничение введено с целью сохранения природы. Технические масла и грязь могут навредить растениям как на вашем, так и на соседском участке. Штраф за это варьируется от трех до пяти тысяч рублей.
«Если вы решили помыть на даче ковер, тут переживать не стоит – это законом не запрещено. При его мытье в почву не будут выделяться вредные вещества для смазывания техники и бензин», – уточнил эксперт.
Штраф за шашлыки, костры и салют
В случае, когда мангал стоит слишком близко к дому, беседке, забору, можно получить штраф размером от двух до трех тысяч рублей. По нормам барбекю позволено устраивать на расстоянии не менее пяти метров от построек и не ближе двух метров к ограждению.
Разводить костры на дачном участке не представляется возможным, так как открытый огонь разрешено разжигать не ближе чем 30 метров от дома, беседки или теплицы. За сжигание травы или листвы на участке можно заплатить до четырех тысяч рублей.
Судебная практика в данной сфере довольно запутанная. Связано это в первую очередь с необходимостью сбора многочисленных обоснований и доказательств нарушения. Крайне сложно доказать, например, что участок, отведённый под строительство жилого дома, используется для предпринимательской деятельности, то есть, в коммерческих целях.
В основном судом рассматривается три ключевых вопроса:
- имеет ли право представитель органов самоуправления обвинять собственника;
- действительно ли деятельность собственника противоречила положениям по использованию земли;
- устанавливается категория участка согласно документам.
Наиболее часто встречающиеся нарушения – ведение коммерческой деятельности или самовольное строительство. Поэтому надо знать как узаконить самовольную постройку. В этих случаях обвинение старается доказать именно нецелевое использование, обходя вниманием остальные юридические моменты.
Установление нарушения
Любая земля контролируется надзорными органами. К ним может относиться специальный комитет либо иной государственный орган. Любое нарушение должно быть доказано и подтверждено документально. Зачастую установление факта правонарушения определяется в судебном процессе, так как мало кто добровольно признает свою вину.
Факт нарушения можно установить различными способами:
- на основании заявления соседнего землевладельца;
- на основании заявления от председателя СНТ;
- при поступлении информации от сотрудников налоговой инспекции или из прокуратуры;
- в процессе плановой или внеплановой проверки на соответствие использования надела разрешенному виду деятельности.
При выявлении факта нарушения сотрудниками проверяющего органа составляется акт осмотра. Если нарушитель согласен и подписывает данный акт, далее составляется протокол, и на него накладывается административное наказание.
Основания прекращения права собственности на земельный участок: общие правила
Право собственности в России гарантировано государством. Способы прекращения права собственности подразделены на такие группы:
- отчуждение активов;
- отказ от права собственности;
- гибель/уничтожение имущества (к земельным участкам редко применимо, к примеру, в случае обвала берега из-за подмывания рекой);
- прекращение права на иных основаниях.
В силу ст. 44 ЗК РФ право собственности на участок прекращается:
- вследствие отчуждения;
- при отказе от права собственности;
- в результате принудительного изъятия.
С 1 июля обо всех таких выявленных фактах в налоговую службу будут сообщать органы земельного надзора. Таким образом, у ФНС появится еще один повод для доначисления земельного налога. Соответствующие изменения зафиксированы в Налоговом кодексе. Однако эта мера вряд ли целесообразна.
По моему мнению, такие подходы свидетельствуют об отсутствии свежих идей и понимания, куда нужно двигаться в земельной политике. Во-первых, государство остается крупнейшим земельным собственником — на его балансе около 92 процентов земель. Среди земель сельхозназначения эта доля существенно меньше — в пределах 20 процентов, так как здесь была проведена массовая приватизация. Но между площадью сельхозугодий, которые числятся по учету, и сельхозугодьями, которые предоставлены сельхозпроизводителям, что называется, дистанция огромного размера. Всего сельхозугодий в стране 222 миллиона гектаров, а предоставлено сельхозпроизводителям 193 миллиона. Вся непредоставленная земля находится в госсобственности, она не может быть используемой. А это 29 миллионов гектаров. Чтобы эти участки могли быть использованы, они должны быть сформированы, зарегистрированы соответствующим образом и выставлены на обзор для всех желающих. Однако ничего из этого не сделано.
В ходе сельхозпереписи 2021 года нашли сельхозпроизводителей, за которыми было закреплено 142,7 миллиона гектаров сельхозугодий из 193 миллионов. А где же остальные? Если их не нашли переписчики, то как найдут контролеры?
Далее. Из земель, которые были закреплены за найденными во время сельхозпереписи производителями, использовалось только 125 миллионов гектаров. С ненайденных площадей налог не платится. С тех, кого не нашли, налог не соберешь. Остается лишь 18 миллионов гектаров. Возникает закономерный вопрос: ради чего затевается вся эта кампания? Ради того, чтобы повысить сумму собираемых налогов или чтобы стимулировать к использованию земель?
Кроме того, не везде то, что числится сельхозугодьями, возможно или целесообразно вводить в производство. Драматически снизилось поголовье крупного рогатого скота, овец и коз, пропорционально этому снизилось использование пастбищ. Разве поможет ввести их в сельхозоборот повышенный налог? Я уверена, что пользователь скорее откажется от такого участка и даже обычного налога за него. Может, и удастся один раз получить большой налог, но во второй раз это вряд ли получится.
Чтобы сократить площади неиспользуемых, заброшенных сельхозземель, необходимо разработать целостную земельную стратегию
Все площади посевов культур, на которые есть спрос, растут или как минимум не сокращаются. Практика показывает, что посевы кормовых и поголовье КРС снижались одинаковыми темпами. Так под какие цели можно вовлекать новые площади? Если нет резона производить на новых землях дополнительную продукцию, то это приведет только к отказу от такой земли.
Во-вторых, хотелось бы понять, как будут находить собственников или тех, кому земля передана в пользование, если в ЕГРН нет всех собственников и их участков? Предположим, проверяющие даже выявят, что участок не используется. Однако далеко не во всех субъектах можно легко найти, чей именно этот участок.
Далеко не все заброшенные земли, которые тем не менее числятся сельскохозяйственными угодьями, возможно или целесообразно снова возвращать в производство
В-третьих, кому и как будут вменять повышенный налог? Большая часть земли находится в долевой собственности. Будут каждому дольщику писать извещение? Но в отдельных хозяйствах их сотни. В общем, предлагаемые нововведения сработают, если на территории есть большой спрос на землю, если вся земля от тысяч дольщиков перешла нескольким юрлицам и вся она зарегистрирована по полям и участкам в ЕГРН. И при всем этом есть и неиспользуемый участок. И его хочет использовать сосед. Ему нужно помочь, если хозяин забросил участок. Но если такая идеальная картинка и существует, то в отдельных местах единичных субъектов.
Кроме того, при наших масштабах земельных угодий для выполнения этой задачи нужна целая армия проверяющих. Значит, нужны стимулы. Кроме того, сами признаки неиспользования требуют корректировки. Пока существующие механизмы коррупционноемкие. При такой ситуации непонятно, для чего именно придумана эта инициатива. По моему мнению, чтобы сократить площади неиспользуемых, заброшенных земель, необходимо разработать целостную земельную стратегию как часть экономической. И в ней понуждение к использованию земли может быть лишь одним из механизмов достижения единой цели. Но далеко не первым.
Справка
Сейчас для земель сельхозназначения применяется пониженная ставка земельного налога 0,3 процента. Для всех прочих земель установлена ставка 1,5 процента. Возможность доначислений налога до 1,5 процента существует и сейчас, если доказано неиспользование земель по целевому назначению. Такие судебные прецеденты есть. Но с 1 июля органы земельного надзора наделены правом по своей инициативе сообщать о выявленных фактах нецелевого использования земель в налоговую службу. Кроме того, налоговая служба сможет запрашивать такую информацию у органов земельного надзора. Поэтому случаев доначисления может стать существенно больше. Нововведение не коснется личных подсобных (дачных, садовых и т.п.) участков.
Нецелевое использование земли
Некоторые владельцы земельных участков считают, то имея на руках документ о праве собственности, они способны распоряжаться этой территорией по своему усмотрению. Но это не так. Поэтому часто возникают различные нарушения законодательства. Согласно Земельному Кодексу, на участке допускает осуществление только того вида деятельности, который прописан определенной категорией.
Целевое использование земли направлено на поддержание равновесия в окружающей среде, создание комфортных условий для населения.
Приобрести получится исключительно тот надел, который относится к землям населенного пункта, промышленного или сельскохозяйственного предназначения. Остальные (лесной фонд, земля запаса или особого назначения) принадлежат государству или могут передаваться в пользование муниципалитетам.
Теперь рассмотрим конкретный пример нецелевого использования земли и привлечения юридического лица и его директора к ответственности.
В 1994 году на земельном участке, площадью около 100 тыс. кв.м, принадлежащим Академии наук и являющимся федеральной собственностью было начато проектирование комплексного здания, которое включало офисные помещения, гостиницу, кафе, гаражи, конференц-залы и др. Видом разрешенного использования участка являлась эксплуатация зданий Академии наук.
Построено здание было в 2006 году, вид разрешенного использования земли не менялся, и проблем не вызывал, помещения в здании были разделены между Академией наук и инвестором, строившим здание. Участок под самим зданием, площадью около 1 тыс. кв.м, после окончания строительства выделен не был, вернее предпринимались многочисленные попытки его выделить, но Росимущество каждый раз не могло закончить эту процедуру. В 2018 году инвестор – собственник помещений в здании получил штраф в размере 700 тыс. руб., а его директор – 300 тыс. руб. Размер штрафа определен от кадастровой стоимости участка площадью 100 тыс. кв.м.
Почему же возникло правонарушение?
Дело в том, что приказом Минэкономразвития России от 01.09.14 N 540, утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, а 23.03.17 введены в действие Правила землепользования и застройки г. Москвы, в соответствии с которыми определяются виды разрешенного использования земли (до их введения они определялись Правительством Москвы в соответствии с Законом от 19.12.2007 N 48 «О землепользовании в городе Москве»). Таким образом, в результате принятия новых нормативных актов вид разрешенного использования земельного участка 100 тыс. кв.м был изменен на «научную деятельность».
Росреестр, выйдя на проверку и зафиксировав, что в здании расположены офисы и кафе, принадлежащие инвестору, пришел к выводу, что помещения используются не для научной деятельности, а следовательно, и земельный участок под зданием. Кроме того, Росреестр счел, что государству причинен имущественный вред, так как кадастровая стоимость земли с видом разрешенного использования «деловое управление» в 2 раза выше кадастровой стоимости участков с разрешенным использованием «научная деятельность», то есть инвестор недоплачивает налог на землю или арендную плату, величина которых зависит от кадастровой стоимости.
Теперь попытаемся разобраться в составе данного правонарушения и определить какие ошибки допустил Росреестр. Начнем с субъекта правонарушения.
Субъектами правонарушения по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ могут быть:
- собственники и/или арендаторы (субарендаторы) земельных участков;
- лица, постоянно (бессрочно) пользующиеся участком (абз. 6 подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ) или владеющие им пожизненно (абз. 6 подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ);
- кооперативы для жилищного строительства которые пользуются участком на праве безвозмездного срочного пользования (ч. 15 ст. 16.5 Закона 161-ФЗ);
- члены садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений (подп. 7 п. 2 ст. 19 закона 66-ФЗ).
Спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации, на праве бессрочного пользования принадлежит Академии наук, под зданием участок не выделен, попытки его выделить предпринимались, в том числе непосредственно инвестором, но безрезультатно. При отсутствии у инвестора прав на занимаемый земельный участок, он не является субъектом вменяемого правонарушения. По причине того, что участок не выделен, инвестор не может взять его в аренду или приобрести в собственность, он не платит за него земельный налог и арендную плату, то есть вывод о причинении имущественного вреда ошибочен.
Здесь хочу сразу акцентировать внимание читателей статьи на то, что для привлечения к ответственности по ст. 8.8. КоАП РФ достаточно только факта использования земли не по назначению, при этом причинен вред или нет, правового значения не имеет. Что же касается прав собственника помещений на земельный участок (даже на не выделенный), то в силу закона собственники помещений имеют право (долевое право) на использование участка под зданием. То есть их землепользование происходит в силу закона.
Теперь рассмотрим объективную сторону правонарушения.
Что значит использование земельного участка не по целевому назначению?
Каждый надел, переданный гражданам в собственность или на ином титульном основании владения, относится к соответствующей категории. Сведения о категории земель вносятся в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) на основании Федерального закона № 221-ФЗ, от 24.07.07 г.
Исходя из установленной категории, производится классификация земель по целевому назначению (Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2022 г. № 540), то есть массивы каждой категории допускают только один вид использования (ст. 42 ЗК РФ).
Юридическим и физическим лицам предоставляются наделы только из числа земель следующих категорий:
- населённых пунктов;
- сельскохозяйственного назначения;
- промышленного назначения.
В то же время одного заявления для наказания правонарушителя недостаточно. Потребуются многочисленные доказательства, иногда очень сложно доказать, что участок под ИЖС собственник использует в коммерческих целях.
Когда контролирующий орган на основании свидетельских показаний, проверки и собранной доказательной базы обращается в суд, исполнительному органу потребуется рассмотреть 3 основных вопроса:
- установить настоящую категорию земли и ее вид разрешенного использования согласно документам;
- выяснить, есть ли у органа самоуправления право обвинять землепользователя;
- разобраться, действительно ли владение участком осуществляется незаконно.
Много нарушений связано с самовольным строительством, поэтому суд может обязать владельца узаконить постройку, если на данном участке вообще можно строить.
Что делать, если пришел штраф ?
После получения такого штрафа землепользователь должен оплатить его в течение 2 месяцев и устранить нарушения, т.е. начать строительство, засеять поля или другим образом использовать участок согласно его категории и назначению.
Также закон допускает перевод земли из одной категории в другую. Т.е. если, например, на участке для сельскохозяйственного использования построен завод по производству моющих средств, то следует изменить назначение на «Земли промышленности».
Однако, даже если вы устраните нарушения любым способом, то оплатить штраф все равно придется. Иначе он увеличится в 2 раза, и вместо 10 тысяч будет 20 тыс. рублей.
Если предписание уполномоченного органа было проигнорировано, то участок могут изъять. И не важно каким образом он был получен – куплен, приватизирован или унаследован. Если не по назначению используется арендованная земля, то договор аренды расторгается досрочно.