Сколько стоит таможенное оформление груза из Китая

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько стоит таможенное оформление груза из Китая». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Первый критерий, на который стоит обратить внимание, если вы планируете возмещать НДС — система налогообложения импортера. Деньги, которые вы ранее заплатили таможне, вернутся на ваш счет, если организация находится на общей системе налогообложения.

Как вернуть импортный НДС

Возврат НДС при импорте могут сделать только те компании, которые работают на условиях общей системы налогообложения. Если при растаможке груза применяется специальный режим, либо импортер вовсе освобожден от стандартного порядка уплаты налогов, то рассчитывать на возврат НДС он не может. Существует несколько основных правил, соблюдение которых необходимо для получения вычета:

  • импортируемые в РФ товары попадают под дальнейшее налогообложение. Проще говоря, если дальнейшая реализация продукции требует уплаты НДС, то его можно вернуть;
  • факт уплаты НДС должен быть подтвержден соответствующими документами;
  • сделка подтверждена в бухгалтерском учете компании, т. е. отражена в первичной документации;
  • операция отражена в книге покупок, с указанием суммы НДС к возврату.

Возврат таможенного НДС при экспорте товаров

Участники ВЭД имеют право на вычет НДС, уплаченный ими при импорте товаров в РФ, только в том случае, если экспортер является плательщиком НДС. Если товары предназначены для операций, которые облагаются НДС, и они приняты к учёту. Вычет может быть осуществлён, если товар предназначается для операций, которые облагаются НДС. Для подтверждения права на налоговый вычет могут потребоваться документы:

  • внешнеторговый контракт с иностранным поставщиком;
  • счёт на оплату от поставщика (инвойс) счёт-фактура;
  • таможенная декларация (копия);
  • платёжное поручение выписки банка, удостоверенные дубликаты платежных ордеров.
  • Перечисленные документы, необходимо хранить в течение четырёх лет.

Какие документы необходимы для подтверждения налогового вычета по импортному НДС?

Если вы обратитесь за получением налогового вычета по импортному НДС, налоговая попросит вас предоставить документы, которые подтвердят ваше соответствие всем вышеперечисленным условиям.

Основной документ в данном случае — таможенная декларация, которую вы оформляли при ввозе товара. Она подтверждает сам факт импорта и уплаты налогового сбора.

Проконтролируйте, чтобы в документе обязательно стояли отметки и печати таможни о том, что товар выпущен на территорию Российской Федерации. Помимо декларации, необходимо будет подготовить следующие документы:

  • контракт купли-продажи с зарубежным партнером, по которому был приобретен товар. Учтите, что этот договор не должен быть формальным, в нем должны содержаться все существенные условия сделки: качественные характеристики товара, цена, условия поставки и т.д.;
  • транспортные документы, подтверждающие факт доставки товара до границы Российской Федерации;
  • документы, подтверждающие оплату за товар — инвойс, платежное поручение, выписка по банковскому счету;
  • документы, подтверждающие оплату таможенного налогового сбора — платежные поручения;
  • книга покупок.

Не все операции по ввозу товаров на территорию России облагаются НДС. Например, не подлежат обложению «таможенным» НДС жизненно важные товары (ст. 150 НК РФ). Причем фирме, использовавшей «освобожденные» ценности на иные цели, придется заплатить «таможенный» НДС в бюджет в полном объеме. Одновременно будут начислены пени за весь период, считая с даты ввоза таких товаров на таможенную территорию РФ до момента фактической уплаты налога.

Определение НК РФ операций, не облагаемых НДС при ввозе товаров в Россию, представляет собой одну из разновидностей налоговой льготы.

В силу пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация на территории РФ медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утвержденному Правительством РФ: важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним, технических средств (автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов), очков, линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).

Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченной суммы НДС и обязании возвратить эту сумму.

Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего. НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, относится к таможенным платежам (п. 3 ч. 1 ст. 318 ТК РФ). В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 356 ТК РФ установлена возможность возврата таможенных пошлин, налогов в случае предоставления тарифных льгот в виде возврата уплаченной суммы таможенной пошлины. Обязанность по принятию решения о возврате излишне уплаченных налогов возложена на таможенный орган, на счет которого поступили денежные средства (п. п. 2, 4 ст. 355 ТК РФ).

Не подлежит налогообложению ввоз на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства (п. 2 ст. 150 НК РФ). Согласно данному подпункту, а также Перечню линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению НДС , при ввозе на таможенную территорию РФ освобождаются от обложения НДС сырье и комплектующие изделия для производства линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).

Таможенная стоимость по стоимости сделки

Рассмотрим, как определить таможенную стоимость ввозимого товара методом по стоимости сделки. Этот метод основан на том, что таможенную стоимость определяют как цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, плюс некоторые дополнительные начисления (п. 1 ст. 19 Закона «О таможенном тарифе»). Другими словами, это общая сумма всех платежей, которые перечисляются продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца. Дополнительные начисления приведены в статье 19.1 Закона «О таможенном тарифе»: 1) произведенные, но не включенные в цену сделки расходы: – на выплату вознаграждений агенту (посреднику), за оказание услуг, не связанных с покупкой товаров; – на тару, если для таможенных целей она является единым целым с товаром; – на упаковку, включая стоимость материалов и «упаковочных» работ; 2) не включенная в цену сделки стоимость товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене (прямо или косвенно): – сырья, материалов и комплектующих, являющихся составной частью ввозимых товаров; – инструментов, штампов, форм и прочих подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров; – материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров; – проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, выполненных в любой стране, кроме России, и необходимых для производства оцениваемых товаров; 3) платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (кроме платы за право воспроизведения в нашей стране), перечисление которых является условием продажи ввозимых товаров; 4) часть прямо или косвенно причитающегося продавцу дохода, полученного в результате последующей продажи ввозимых товаров (или иного их использования); 5) расходы по перевозке (транспортировке) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на российскую таможенную территорию; 6) расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до места прибытия товаров на территорию нашей страны; 7) расходы по страхованию товаров на время перевозки.

Внимание
Метод определения таможенной стоимости ввозимого товара по стоимости сделки основан на том, что таможенную стоимость определяют как цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, плюс дополнительные начисления − это общая сумма всех платежей, которые перечисляются продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца. В таможенную стоимость товаров можно не включать некоторые расходы, если они выделены из цены сделки.

В таможенную стоимость товаров можно не включать некоторые расходы, если они выделены из цены сделки (п. 7 ст. 19 Закона «О таможенном тарифе»): – на строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении промышленных установок, машин или оборудования, производимые после их ввоза; – по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров после их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации; – на уплату пошлин, налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации. Как рассчитать «ввозной» НДС Рассмотрим пример.

Как рассчитать налоговую базу для «ввозного» НДС

Налоговая база для начисления НДС при ввозе товаров на территорию России определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 160 Налогового кодекса. В нее включаются таможенные платежи, указанные в пункте 1 статьи 318 Таможенного кодекса: − ввозные таможенные пошлины, которые начисляются на таможенную стоимость товаров (п. 1 ст. 2 Закона от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее − Закон «О таможенном тарифе»)); − таможенные сборы (глава 33.1 ТК РФ); − акциз (за ввоз подакцизных товаров в соответствии со ст. 181, подп. 13 п. 1 ст. 182 НК РФ). В общем случае НДС, который нужно заплатить на таможне, определяется по формуле: Формула 1 НДС = ( Таможенная стоимость ввозимого товара + Сумма ввозной таможенной пошлины + Сумма акциза ) х Ставка НДС При ввозе неподакцизной продукции или если ввозимые товары освобождены от уплаты таможенных пошлин, соответствующие показатели будут равны нулю. Ввозную таможенную пошлину рассчитывают по ставкам, приведенным в Таможенном тарифе (постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 718). Таможенную стоимость определяют самостоятельно. Ее заявляют при таможенном оформлении ввозимых товаров (п. 1 ст. 323 ТК РФ). Для определения таможенной стоимости используют шесть методов, приведенных в пункте 1 статьи 12 Закона «О таможенном тарифе»): 1 − по стоимости сделки с ввозимыми товарами; 2 − по стоимости сделки с идентичными товарами; 3 − по стоимости сделки с однородными товарами; 4 − метод вычитания стоимости; 5 − метод сложения стоимости; 6 − резервный метод. Для определения таможенной стоимости ввозимого товара декларант заполняет декларацию таможенной стоимости (формы ДТС-1 и ДТС-2, утв. приказом ФТС РФ от 1 сентября 2006 г. № 829). Форму ДТС-1 заполняют при использовании метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами. В остальных случаях заполняют форму ДТС-2. Чаще всего импортеры используют метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Остальные методы применяют, если первый не может быть использован, причем к каждому последующему методу обращаются, если не может быть использован предыдущий. Сумму, характеризующую налоговую базу для расчета «ввозного» НДС, нужно умножить на соответствующую ставку налога. Так определяется сумма таможенного НДС, подлежащая уплате.

Порядок проверки при возврате НДС

Контролеры проводят следующие мероприятия для того, чтобы удостовериться в законности требований:

Проверка

  • Тщательное изучение каждого документа, представленного импортерами. Обязательна установка лиц, выполняющих функцию декларантов, отправителей и получателей груза. Изучаются физические склады, где проводится временное хранение. Определяется факт того, что товары пересекли таможенные границы.
  • Определяют иностранных производителей. Для этого направляют запрос в контролирующие органы иностранных государств. Иногда изучают Интернет для того, чтобы проверить имеющуюся информацию.
  • Занимаются определением того, кто фактически приобрел товар. Для чего изучают историю по движению. Для чего анализируются бумаги, связанные с транспортом и сопровождением. Определяют перевозчиков с собственниками транспорта, разновидностями машин. Отдельно проверяют, в каком объеме ввозится продукция – достаточно ли грузоподъемности машин для нее? Контрольные мероприятия задействуют всех лиц, которые принимают участие в этой цепочке производства.
  • Устанавливают конечного покупателя. Используя схемы, которые уже описывались выше.

Где платить НДС при импорте в 2021 году

Обычно НДС при ввозе уплачивают на таможне (п. 1 ст. 174 НК, ст. 61 ТК ЕАЭС). Но если товар ввозят из страны, с которой у России есть международный договор об отмене таможенного контроля (например, со странами ЕАЭС), НДС платят через налоговые инспекции (п. 13 приложения 18 к договору о ЕАЭС).

Уплата НДС на таможне. НДС на таможне нужно заплатить в особом порядке: не по итогам того квартала, в котором товары были ввезены в Россию, а одновременно с уплатой других таможенных платежей.

Конкретный срок уплаты НДС зависит от таможенной процедуры, под которую были помещены импортируемые товары (ст. 57 ТК ЕАЭС). Так, например, в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для свободного обращения, срок уплаты НДС – до выпуска товаров, при условии, что импортер не применяет никакие льготы по уплате этого налога (п. 9 ст. 136 ТК ЕАЭС). Пока НДС не будет заплачен, таможня не выпустит товар.

Кроме того, от таможенной процедуры, под которую помещаются товары, зависит и порядок уплаты НДС при ввозе. При одних процедурах НДС нужно платить полностью или частично, при других – платить не нужно вообще (п. 1 ст. 151 НК).

Уплата НДС при импорте из ЕАЭС. При ввозе товаров из-за рубежа НДС платят в стране импортера, то есть это должен делать в России сам покупатель. Данное правило действует и для ввоза из стран ЕАЭС(п. 4 ст. 72 Договора о ЕАЭС).

Но если при обычном импорте (ввозе товаров из других стран) покупатели платят налог на таможне, то при импорте из ЕАЭС НДС надо перечислить в бюджет через налоговую инспекцию (п. 4 ст. 72 Договора о ЕАЭС, п. 13 приложения 18 к Договору о ЕАЭС). Перечислять НДС через инспекцию нужно с товаров, которые изготовлены:

  • в странах — участницах ЕАЭС и ввозятся в Россию;
  • других странах и выпущены в свободное обращение на территории ЕАЭС.

Посмотрите в ваших договорах условия о цене, переходе права собственности, штрафах и неустойках. От этого зависит учет НДС как у продавца, так и покупателя. Избегайте опасных формулировок, а при необходимости подробнее расписывайте условия в договоре, чтобы не было разногласий с контрагентами и налоговиками.

Расчет НДС к уплате при импорте товаров

Сумма налога рассчитывается по особым правилам. Если организация импортирует товары, облагаемые и таможенными пошлинами, и акцизами, используйте формулу:

  • где НДС – сумма НДС к уплате на таможне, руб.;
  • ТС – таможенная стоимость товара, руб.;
  • ТП – сумма таможенной пошлины, руб.;
  • Акциз – сумма акциза (по подакцизным товарам), руб.;
  • НС – ставка НДС, %

Если организация ввозит подакцизные товары, которые освобождены от таможенных пошлин, исключайте из расчета сумму таможенной пошлины.

При импорте товаров, которые облагаются таможенными пошлинами, но освобождены от акцизов, исключайте из расчета сумму акциза.

Если товар освобожден и от таможенных пошлин, и от акцизов, сумма НДС будет равна таможенной стоимости, умноженной на налоговую ставку.

При ввозе в Россию продуктов переработки товаров (если ранее товары были вывезены из России для переработки за границей) НДС рассчитайте по формуле:

  • где НДС – НДС к уплате на таможне, руб.;
  • Ст – стоимость переработки товара, руб.;
  • НС – ставка НДС.

По каждой группе товаров налог рассчитывайте отдельно. Общая размер НДС к уплате будет равен сумме налогов, подсчитанных по группам товаров.

Таможенная стоимость заявляется при декларировании товара. Как правило, таможенная стоимость равна цене сделки (п. 1 ст. 39 ТК ЕАЭС). При невозможности определения таможенной стоимости по цене сделки таможенная стоимость может быть определена другими методами, описанными в статьях 41–45 ТК ЕАЭС.

Налоговые последствия корректировки таможенной стоимости товаров

При ввозе товаров на территорию РФ правила определения таможенной стоимости товаров регулируются положениями Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25.01.2008 (далее – Соглашение), и гл. 8 «Таможенная стоимость товаров» ТК ТС.

Согласно п. 3 ст. 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим кодексом, – таможенным органом. То есть декларант рассчитывает таможенную стоимость самостоятельно.

К сведению. Соглашением предусмотрены шесть методов определения таможенной стоимости:

  1. по стоимости товара (ст. 4, 5);
  2. по идентичным товарам (ст. 6);
  3. по однородным товарам (ст. 7);
  4. метод вычитания (ст. 8);
  5. метод сложения (ст. 9);
  6. резервный метод (ст. 10);

В связи с этим таможенный орган наделен функциями контроля таможенной стоимости ввозимых товаров, по результатам которого он выносит решение о принятии либо корректировке заявленной таможенной стоимости товаров (ст. 66, 67 ТК ТС).

В силу ст. 68 ТК ТС если решение о корректировке заявленной таможенной стоимости ввозимых товаров принято таможенным органом до выпуска товаров, декларант обязан осуществить корректировку недостоверных сведений и уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированных сведений (п. 2 ст. 68 ТК ТС).

А если декларант не согласен с вынесенным решением о корректировке таможенной стоимости?

По разъяснениям Минфина, если декларант считает, что его права были нарушены при проведении таможенного контроля, он должен руководствоваться положениями ст. 9 ТК ТС, согласно которым любое лицо вправе обжаловать решение таможенных органов в порядке, установленном законодательством государства – члена Таможенного союза (Письмо от 02.09.2010 № 03 10 09/60).

Но, как правило, в целях ускорения процесса выпуска товаров и по требованию таможни декларант корректирует таможенную стоимость исходя из величины таможенной стоимости, определенной таможней, и уплачивает дополнительные таможенные платежи (в том числе НДС) в соответствии с произведенной корректировкой, а уж затем обжалует вынесенное решение.

Отметим, что такой порядок действий со стороны декларанта (вначале «добровольная» уплата, а затем обжалование) не препятствует реализации им права оспаривать решение таможни о корректировке таможенной стоимости и требовать возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Данный вывод следует из правовой позиции Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 05.03.2013 № 13328/12. Высшие арбитры также указали, что действующее законодательство не устанавливает запретов и ограничений на предъявление требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей даже в том случае, если платежи декларантом вносились добровольно.

Получается, что при принятии таможенниками решения о корректировке таможенной стоимости товаров необходимо иметь в виду, что доплата декларантом скорректированной суммы не свидетельствует о законности решения таможни, не лишает декларанта права обжаловать это решение в судебном порядке и не исключает возможности признания судом этого решения незаконным.

Порядок восстановления принятых к вычету сумм НДС, уплаченных таможенному органу при ввозе товаров, взыскание которых признано судом неправомерным, нормами НК РФ не урегулирован.

По мнению Минфина, налогоплательщику следует корректировать излишне принятый к вычету НДС посредством уточненной декларации (письма от 14.11.2011 № 03 07 08/318, от 03.11.2009 № 03 07 08/224).

Финансовый орган указал: п. 1 ст. 172 НК РФ установлено, что суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ, подлежат вычетам после принятия товаров на учет на основании документов, подтверждающих фактическую уплату налога при их ввозе на территорию РФ.

Согласно п. 10 Правил ведения книг покупок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (в настоящее время п. 17 Правил ведения книг покупок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137), при ввозе товаров на территорию РФ в книге покупок регистрируются таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату НДС таможенному органу.

Читайте также:  Неработающие пенсионеры в Тверской области получат доплату к пенсии

Учитывая изложенное, право на вычет НДС, фактически уплаченного при ввозе товаров на территорию РФ, возникает у налогоплательщика в том налоговом периоде, в котором выполнены все вышеперечисленные условия, включая наличие таможенной декларации, подлежащей регистрации в книге покупок.

В случае если по решению суда взыскание таможенным органом суммы НДС признано неправомерным и она подлежит возврату налогоплательщику таможенным органом, налогоплательщик, принявший к вычету НДС, уплаченный при ввозе товаров, должен представить в налоговый орган уточненную декларацию за тот налоговый период, в котором производились указанные вычеты.

Таким образом, если следовать приведенным разъяснениям, у налогоплательщика возникнет обязанность по уплате пеней. Не удивительно, что при проведении контрольных мероприятий налоговики апеллируют к указанным письмам при вынесении решений о доначислении пеней. Но справедливости ради отметим, что есть альтернативный подход, позволяющий оспорить начисление пеней по данному основанию в судебных инстанциях.

Как было сказано, начисление пеней можно оспорить. Подтверждение тому – выводы судей, изложенные в Постановлении ФАС ДВО от 04.03.2013 № Ф03-569/2013, в котором была рассмотрена следующая спорная ситуация.

При ввозе товаров на территорию РФ организация уплатила и приняла к вычету суммы НДС, исчисленные с учетом произведенных таможенным органом корректировок таможенной стоимости (КТС) товаров в сторону увеличения. Впоследствии данные корректировки были оспорены организацией в арбитражном суде и решения таможенного органа были признаны недействительными. В связи с этим последний составил и направил организации формы КТС содержащие «минусовые» показатели сумм налога, ранее принятых к вычету на основании оспоренных форм КТС.

Руководствуясь указанными «минусовыми» формами КТС, организация произвела восстановление сумм НДС в налоговом периоде, в котором такие «минусовые» корректировки были приняты таможенным органом.

Однако в ходе проведения выездной налоговой проверки инспекторы посчитали, что корректировку (по решению суда) организация должна была отразить, подав уточненные декларации за тот налоговый период, в котором они были приняты к вычету. А поскольку в нарушение п. 1 ст. 81 НК РФ организация не сдала уточненные декларации за те периоды, в которых были приняты налоговые вычеты, инспекторы на основании ст. 75 НК РФ начислили пени в сумме 111 709 руб. за просрочку уплаты НДС.

В ответ организация обратилась в суд и нашла там поддержку: арбитры трех инстанций пришли к выводу о несоответствии оспариваемого решения положениям ст. 75, 81 и гл. 21 НК РФ. При этом судьи исходили из следующего.

Согласноп. 1 ст. 75 НК РФпеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Надо сказать, что ФАС ДВО согласился с выводами судей нижестоящих инстанций об отсутствии самого факта несвоевременной уплаты налога в бюджет организацией, с чем связано начисление соответствующих пеней.

Кроме того, признавая недействительным решение инспекции в части начисления пеней по НДС, суды исходили также из отсутствия оснований, предусмотренных п. 1 ст. 81 НК РФ, для внесения налогоплательщиком изменений в налоговые декларации и представление в налоговые органы уточненных налоговых деклараций за прошедшие налоговые периоды. По их мнению, наличие судебных решений о неправомерной корректировке таможенной стоимости и составление таможенным органом в связи с этим форм корректировки таможенной стоимости, содержащих «минусовые» показатели сумм налога, нельзя отнести к числу таких оснований.

С учетом изложенного ФАС ДВО посчитал правильными выводы судов о возможности применения к возникшим спорным правоотношениям положений п. 3 ст. 170 НК РФ, согласно которым суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению в случаях прекращения права на применение налоговых вычетов и восстанавливаются в том налоговом периоде, в котором это право прекращено.

Уплаченный на таможне НДС по импортированным товарам можно принять к вычету (п. 1, 2 ст. 171 НК РФ) при соблюдении следующих условий:

  • товар приобретен для операций, облагаемых НДС;
  • товар принят к учету (оприходован на баланс организации);
  • факт уплаты НДС подтвержден первичными документами.

Документами, подтверждающими право на вычет при импорте товаров, являются:

  • внешнеэкономический договор (контракт);
  • инвойс (счет);
  • таможенная декларация. При оформлении таможенной декларации в электронной форме с использованием ЕАИС – ее бумажная копия (письмо Минфина России от 2 марта 2015 г. № 03-07-08/10606);
  • платежные документы.

На практике для уплаты НДС при ввозе товаров некоторые импортеры перечисляют на счет таможни аванс, из которого при возникновении обязанности по уплате налога таможня списывает необходимую сумму (ст. 73 Таможенного кодекса Таможенного союза). По мере списания этих сумм в счет уплаты НДС импортер при соблюдении установленных правил может применять налоговые вычеты. При этом у таможни следует запросить Отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей (п. 4 ст. 73 Таможенного кодекса Таможенного союза). Данный отчет (наряду с документами, перечисленными выше) является подтверждением факта использования аванса на уплату налога.

Принимать к вычету суммы авансовых платежей до их зачисления в счет уплаты НДС импортеры не вправе. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 июня 2012 г. № 03-07-08/158.

При ввозе импортного товара счет-фактуру не оформляйте. Номер таможенной декларации укажите в графе 3 книги покупок (подп. «е» п. 6 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). А реквизиты платежного поручения, подтверждающего уплату НДС, – в графе 7 книги покупок (подп. «к» п. 6 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Таможенные декларации (их копии, заверенные руководителем организации или главным бухгалтером) и платежные документы, подтверждающие уплату НДС, храните в течение четырех лет (абз. 5 п. 13 и абз. 3 подп. «а» п. 15 приложения 3 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).

Наряду с платежными документами, свидетельствующими об уплате НДС на таможне, можно использовать подтверждение по форме, утвержденной приказом ФТС России от 23 декабря 2010 г. № 2554. Этот документ подтверждает уплату НДС при импорте товаров и выдается таможней по требованию организации. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 11 июня 2015 г. № 03-07-08/33992 и от 5 августа 2011 г. № 03-07-08/252.

Транспортные документы, свидетельствующие о перемещении товаров через границу России, для подтверждения права на вычет НДС не требуются (письмо Минфина России от 13 марта 2012 г. № 03-07-08/69).

Ситуация: в какой момент возникает право на вычет НДС, уплаченного на таможне при импорте?

Право на вычет НДС, уплаченного на таможне, возникает в том квартале, когда импортированные товары были приняты на учет, и сохраняется за импортером в течение трех лет с этого момента. Например, если товары были приняты к учету 30 июня 2015 года, то право на вычет НДС, уплаченного на таможне при ввозе этих товаров, сохраняется за покупателем до 30 июня 2018 года (п. 3 ст. 6.1 НК РФ).

Уплаченный на таможне НДС можно принять к вычету при соблюдении следующих условий:

  • товар приобретен для операций, облагаемых НДС, либо для перепродажи;
  • товар оприходован на баланс организации;
  • факт уплаты НДС подтвержден.

НДС принимается к вычету, если ввезенный товар был помещен под одну из четырех таможенных процедур:

  • выпуск для внутреннего потребления;
  • переработка для внутреннего потребления;
  • временный ввоз;
  • переработка вне таможенной территории.

Такой порядок применения вычета следует из положений пунктов 1, 2 статьи 171 и пунктов 1, 1.1 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

Собственное имущество организации и все совершенные ею хозяйственные операции отражаются на соответствующих счетах бухучета (cт. 5, п. 3 ст. 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Таким образом, принятие к учету – это отражение стоимости имущества на счетах бухучета, которые для этого предназначены.

Если речь идет о товарно-материальных ценностях, принятие на учет – это момент, когда их стоимость отражена на счете 10 «Материалы» или счете 41 «Товары» с оформлением соответствующих первичных документов (например, приходного ордера по форме № М-4, товарной накладной по форме № ТОРГ-12). Подтверждает такой вывод Минфин России в письме от 30 июля 2009 г. № 03-07-11/188.

Вычет сумм НДС, уплаченных при ввозе основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов, производится в полном объеме после их принятия на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ).

При оприходовании импортных товаров необходимо учитывать особенности, связанные с определением момента перехода права собственности на товары от продавца к покупателю. Этот момент (например, отгрузка товаров перевозчику, оплата товаров покупателем, пересечение товарами границы России и т. д.) должен быть зафиксирован во внешнеторговом контракте. Если такой оговорки нет, датой перехода права собственности следует считать момент исполнения продавцом своего обязательства по поставке товара. Обычно этот момент связывают с переходом рисков от продавца к покупателю, который в свою очередь определяется по положениям Международных правил толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС 2010».

Если импортные товары растаможены, но право собственности на них еще не перешло к покупателю, они могут быть приняты к учету за балансом. Например, на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». В этом случае покупатель тоже имеет право на вычет НДС, уплаченного на таможне. Такой вывод можно сделать из письма ФНС России от 26 января 2015 г. № ГД-4-3/911.

Подробнее о порядке предъявления к вычету НДС в зависимости от их принятия на учет см.:

  • по оборудованию, требующему монтажа, – Как оформить в учете поступление основных средств, требующих монтажа;
  • по объектам, учтенным на счете 08, – При каких условиях входной НДС можно принять к вычету.

Ситуация: как отразить в налоговой отчетности НДС, излишне уплаченный на таможне и принятый к вычету? Переплата образовалась из-за неправильного определения таможенной стоимости товаров таможней. По решению суда переплата была возвращена организации.

Сумму НДС, которую таможня возвращает организации по решению суда, отразите в налоговой декларации за тот период, в котором судебное решение вступило в силу.

Читайте также:  Как рассчитать земельный налог в 2023 году

Право на вычет НДС, уплаченного на таможне при импорте товаров, возникает у организации при одновременном выполнении условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

Возврат таможенного НДС

Возместить уплаченный НДС по импортным операциям вправе компании и ИП, работающие на ОСНО. Условия осуществления возврата следующие:

  • ввезенные товары приобретены для дальнейшего использования в РФ и в деятельности, подпадающей под налогообложение НДС, например, перепродажа или производство из них других продуктов;

  • НДС был уплачен, что подтверждается документально платежными документами – поручением (квитанцией) на оплату налога, акциза, таможенной декларацией;

  • Приобретенные ТМЦ были приняты к бухучету (основание – первичная документация, применяемая в компании);

  • уплаченная и подлежащая возврату сумма налога указана в декларации по НДС, оформленной в том же квартале, в котором товары были ввезены;

  • регистрационной записью в книге покупок таможенный НДС отражен с указанием суммы налога к возврату (после уплаты налога и получения соответствующего подтверждения от ИФНС).

В зависимости от вида ввозимых товаров ставка налога составляет 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 164 НК РФ). НДС начисляйте в рублях и округляйте до второго знака после запятой п. 30 Инструкции, утвержденной приказом ГТК России от 7 февраля 2001 г. № 131).

При реализации отдельных видов работ (услуг), связанных с импортом товаров, применяется ставка НДС 0 процентов (п. 1 ст. 165 НК РФ).

Если организация не согласна с решением таможни, обжалуйте его в вышестоящем таможенном органе или в суде.

При расчете НДС по товарам, ввозимым в Россию, на таможне применяются ставки, установленные российским налоговым законодательством (абз. 3 п. 2 ст. 77 Таможенного кодекса Таможенного союза).

По общему правилу НДС на таможне декларант рассчитывает самостоятельно (определяет код товара, налоговую ставку и размер платежа) (п. 1 ст. 76 Таможенного кодекса Таможенного союза). Однако в ряде случаев сотрудники таможни вправе выполнить эти функции за него. Например, если они считают неправильной классификацию товаров, выбранную декларантом (п. 1–3 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Решения таможни о классификации товаров являются обязательными (п. 6 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза). Однако декларант вправе обжаловать их в соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза (абз. 2 п. 3 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза). Это можно сделать, подав жалобу в вышестоящее таможенное ведомство (например, в региональное таможенное управление) или в суд (ст. 9 Таможенного кодекса Таможенного союза, гл. 3 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

Если решение таможни будет признано необоснованным, требование об уплате налога по более высокой ставке можно не исполнять (см., например, постановление ФАС Московского округа от 26 марта 2014 г. № Ф05-2220/2014). Но если оно уже исполнено, организация вправе вернуть сумму излишне уплаченного НДС через суд (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 27 сентября 2013 г. № Ф09-9170/13, Московского округа от 21 октября 2011 г. № А40-151153/10-140-889). А если излишне уплаченный НДС был принят к вычету, сумму налога придется восстановить. Сделать это нужно в том квартале, когда вступило в силу решение суда, отменившего требования таможни. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 21 апреля 2014 г. № ГД-4-3/7606.

Совет: при импорте скоропортящихся продовольственных товаров, чтобы ускорить их таможенное оформление, уплатите НДС в размере, указанном сотрудниками таможни. Сумму НДС, уплаченную на таможне, импортер вправе принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Товары, при ввозе которых НДС на таможне платить не нужно, перечислены в статье 150 Налогового кодекса РФ. Например, не облагается НДС ввоз в Россию технологического оборудования (в т. ч. комплектующих и запчастей к нему), аналоги которого в России не производятся (п. 7 ст. 150 НК РФ). Перечень такого оборудования утвержден постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 372.

Для этого нужно получить соответствующее удостоверение.

Решение о принадлежности товаров к гуманитарной помощи (содействию) принимает Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ. Комиссия на основании решения, оформленного в виде протокола, выдает удостоверение, подтверждающее принадлежность товаров к гуманитарной помощи (содействию). Удостоверение должно быть подписано председателем Комиссии, его заместителем или ответственным секретарем и заверено печатью Комиссии. Каждый лист прилагаемых к удостоверению перечней товаров должен быть заверен штампом с надписью «Гуманитарная помощь (содействие)». Срок действия удостоверения – один год со дня принятия Комиссией решения о подтверждении принадлежности товаров к гуманитарной помощи (содействию).

Такой порядок предусмотрен Инструкцией, утвержденной приказом ГТК России от 25 мая 2000 г. № 429.

Ввоз товаров на территорию России и другие территории, которые находятся под ее юрисдикцией, признается объектом обложения НДС (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Континентальный шельф относится к территориям, находящимся под юрисдикцией России. Это следует из положений части 2 статьи 67 Конституции РФ, статьи 5 Закона от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ, пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ и части 1 статьи 7 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ.

Перечень товаров, освобожденных от уплаты НДС при ввозе в Россию и на территории, находящиеся под ее юрисдикцией, приведен в статье 150 Налогового кодекса РФ. Перечень обстоятельств, при которых ввозимые товары освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов, приведен в статье 80 Таможенного кодекса Таможенного союза. Ввоз арктического топлива для использования на континентальном шельфе не подпадает ни под один из названных перечней. Следовательно, при ввозе таких товаров на территорию, находящуюся под юрисдикцией России (континентальный шельф), с их таможенной стоимости нужно начислить и заплатить НДС на общих основаниях.

Примеры расчета налоговой базы при импорте из страны, не входящей в ЕАЭС

Пример 1

ООО «Сигнал» ввозит из Вьетнама охлажденную рыбу, не относящуюся к числу деликатесных. Таможенная стоимость партии — 300 000 российских рублей. Товар облагается таможенной пошлиной. Ее величина составляет 60 000 рублей. Подакцизным товар не является.

Налоговая база определится как сумма таможенной стоимости и таможенной пошлины, т. е. будет равна 300 000 + 60 000 = 360 000 рублей.

Ставка налога, применяемая для такого товара, как рыба, равна 10%. Соответственно, причитающийся к уплате налог составит 360 000 × 10% = 36 000 рублей.

Пример 2

ООО «Комфорт» декларирует поступление из Китая трикотажных изделий. В их числе есть предназначенные:

  • для взрослых — их таможенная стоимость равна 400 000 российских рублей, таможенная пошлина по ним 80 000 рублей;
  • для детей — их таможенная стоимость составляет 200 000 российских рублей, таможенная пошлина – 40 000 рублей.

К товарам для взрослых при расчете НДС будет применяться ставка 20%, а трикотаж, предназначенный для детей, облагается по ставке 10%. Соответственно, рассчитать базы нужно раздельно. Итоговая величина налога будет получена суммированием двух его значений, рассчитанных от двух разных баз: (400 000 + 80 000) × 20% + (200 000 + 40 000) × 10% = 120 000 рублей.

Реэкспорт: условия помещения товара под процедуру, действующие ограничения

Разрешение на эту процедуру выдаётся таможенным органом. Обязательные условия помещения под реэкспорт выглядят так:

  • речь идёт о возврате товаров иностранного производства;
  • представлено официальное разрешение для реэкспорта продукции;
  • на руках владельца груза имеются контракты на ввоз и вывоз, есть документ, подтверждающий, что партия не содержит санкционных и запрещённых продуктов;
  • декларант принимает обязательства по вывозу товара: это подтверждается распиской, составленной в присутствии уполномоченного сотрудника таможни;
  • представлено гарантийное письмо с перечнем мер, необходимых для безопасного вывоза, если груз помещается на временное хранение, подписывается соглашение об уплате НДС и таможенных платежей при реэкспорте товаров.

Ограничения по применению процедуры изложены в ст.7 Таможенного Кодекса ЕАЭС. Кроме этого, применяются ограничительные меры нетарифного регулирования, затрагивающих сектор внешней торговли и государственные интересы. Это касается товаров фитосанитарного контроля, оборонной промышленности и радиационного контроля.

Возврат товаров невозможен в следующих ситуациях:

  1. нарушен срок реэкспорта – 12 месяцев с момента ввоза продукции на территорию страны;
  2. отсутствуют документы, предусмотренные пунктами ст.299 Таможенного Кодекса ЕАЭС;
  3. продукция была в употреблении, подвергалась ремонту или модернизации;
  4. товары невозможно идентифицировать.

Помимо этого, реэкспорт не применяется к рентгенологическому оборудованию, наркосодержащие препараты, спирт, драгметаллы и готовые изделия, продукты и отходы ядерной промышленности.

Налоговая база НДС при экспорте

Налоговую базу следует определять исключительно в российских рублях. Если договор заключен в иностранной валюте, то нужно произвести пересчет по официальному курсу рубля по данным Центробанка России на дату отгрузки товара.

А вот момент определения налоговой базы по экспортной сделке зависит от того, когда собран пакет документов. Если документы и подтверждения подготовлены в течение 180 дней с момента определения товара под таможенную процедуру экспорта, то налоговая база определяется последним днем отчетного квартала, в котором были собраны документы. Если документы и подтверждения были собраны после 180 дней, то налоговая база определяется на момент отгрузки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *