Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная ответственность за надругательство над флагом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно части 1 статьи 70 Конституции Российской Федерации Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральными конституционными законами.
Второй комментарий к Ст. 329 УК РФ
1. Государственный флаг, герб и гимн РФ, их описание и порядок официального использования устанавливаются Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гербе Российской Федерации».
2. Объективная сторона этого преступления характеризуется надругательством над указанными символами — их осквернением, глумливым выражением неуважения к ним, проявляющемся в различных формах (уничтожении или повреждении, нанесении надписей, изображений, искажающих смысл и значение знака государственной символики). Хотя законодатель не указывает на публичный характер действий, представляется, что именно он отличает надругательство над символами государства от других проявлений пренебрежительного отношения к общественным ценностям, которые (несмотря на их упречность) не влекут уголовной ответственности. Смысл надругательства — демонстрация неуважения.
3. Субъективная сторона надругательства включает прямой умысел.
По законодательному определению другие мотивы и цели преступления, кроме неуважения к власти, не имеют значения. Некоторые мотивы согласуются с мотивом неуважения к власти. Например, хулиганский мотив распространяет неуважение человека не только к власти, но и к общепринятым нормам поведения, общественному порядку. Поэтому в обстоятельствах нарушения общественного порядка надругательство над государственными символами квалифицируется по совокупности преступлений.
4. Демонстрация неуважения к власти может быть средством призыва к ее свержению. Непротиворечивость мотивов такого поведения так же позволяет квалифицировать его по совокупности преступлений. В то же время, если виновный срывает Государственный флаг с целью обращения его в свою пользу, руководствуясь корыстным мотивом (завладеть драгоценными деталями украшения предмета государственной символики), в содеянном нет признаков надругательства над Государственным флагом РФ. Такое деяние должно квалифицироваться по признакам хищения.
5. Субъект этого преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.
Комментарий к ст. 17.10 КоАП
1. По определению данной статьи предусматривается административная ответственность за незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации. Предметом посягательства выступают государственные символы, к которым относятся: флаг, герб и гимн. В соответствии со статьей 70 Конституции РФ их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционными законами. Рассматриваемые административные правонарушения выражаются в использовании названных государственных символов при нарушении установленных правил.
2. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) «О Государственном флаге Российской Федерации» (Российская газета. 2000. 27 декабря) устанавливает основные положения, касающиеся ограничений в использовании, обязательных случаев применения, ответственности, в частности что Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации и представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета.
Государственный флаг Российской Федерации должен быть поднят постоянно на следующих зданиях: федеральных органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти, на резиденциях полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, а также на зданиях органов государственной власти субъектов РФ.
Государственный флаг Российской Федерации вывешивается на зданиях (либо поднимается на мачтах, флагштоках) органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах в дни государственных праздников РФ.
Государственный флаг Российской Федерации ежедневно поднимается и в местах постоянной дислокации воинских частей и отдельных подразделений Вооруженных Сил РФ.
Закон устанавливает ограничения в использовании Государственного флага Российской Федерации: флаги субъектов Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному флагу Российской Федерации.
Также Государственный флаг Российской Федерации не может использоваться в качестве геральдической основы флагов субъектов Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.
Использование Государственного флага Российской Федерации в нарушение установленных правил влечет за собой ответственность.
3. Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ (ред. от 30.06.2003) «О Государственном гербе Российской Федерации» (Российская газета. 2000. 27 декабря) устанавливаются описание и порядок официального использования Государственного герба Российской Федерации.
Данный Федеральный конституционный закон содержит определенные ограничения в использовании Государственного герба Российской Федерации. Так, гербы (геральдические знаки) субъектов Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.
При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и других гербов (геральдических знаков) размер герба (геральдического знака) субъекта Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации не может превышать размер Государственного герба Российской Федерации, при этом Государственный герб Российской Федерации не может быть размещен ниже других гербов (геральдических знаков).
4. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 3-ФКЗ (ред. от 22.03.2001) «О Государственном гимне Российской Федерации» (Российская газета. 2000. 27 декабря) утвердил музыкальную редакцию и текст Государственного гимна Российской Федерации и предусмотрел случаи его исполнения.
Закон предусматривает следующие обязательные случаи исполнения Государственного гимна Российской Федерации: при вступлении в должность Президента РФ — после принесения им присяги; при вступлении в должность руководителей органов государственной власти субъектов Федерации, руководителей органов местного самоуправления; при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и сессий Государственной Думы; во время официальной церемонии подъема Государственного флага Российской Федерации и других официальных церемоний.
Помимо вышеперечисленных основных положений данная статья устанавливает ответственность за использование государственных символов в нарушение перечисленных выше правил.
При использовании государственных символов, к которым относятся флаг, герб и гимн, объектом правонарушений выступают общественные отношения, возникающие в процессе использования государственной символики.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в действиях граждан или должностных лиц, несовместимых с правилами использования Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Российской Федерации. Законодатель эти действия определил как незаконные.
Субъектами данного правонарушения могут быть граждане и должностные лица, нарушающие установленные федеральными конституционными законами и иными нормативными правовыми актами правила использования государственной символики.
Субъективная сторона выражается в форме умысла и неосторожности, а административное наказание зависит от характеристики субъекта правонарушения.
При более детальном рассмотрении данного вопроса необходимо обратиться к следующим нормативно-правовым актам: Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (ред. от 20.12.2005) (статья 15 «Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации», статья 16 «Возникновение права плавания под Государственным флагом Российской Федерации», статья 17 «Национальность судна», статья 18 «Утрата судном права плавания под Государственным флагом Российской Федерации», статья 19 «Временный перевод судна под флаг иностранного государства»);
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (ред. от 29.06.2004) (статья 23 «Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации»);
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (ред. от 06.07.2006) (статья 39 «Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих»);
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. N 5351-1 (ред. от 20.07.2004) (статья 8 «Произведения, не являющиеся объектами авторского права»);
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2006, с изм. от 27.07.2006) (статья 9 «Официальные символы муниципальных образований»);
Федеральный закон «О рекламе» от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ (статья 7 «Недостоверная реклама», статья 8 «Неэтичная реклама»);
Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ (ред. от 12.07.2006) (статья 7 «Символика политической партии»);
Указ Президента Российской Федерации от 20 августа 1994 г. N 1714 «О Дне Государственного флага Российской Федерации».
Особенности квалификации
Начать следует с того, что общественная опасность рассматриваемого преступления характеризуется проявлением неуважения, нивелированием , а также посягательством на авторитет страны в глазах граждан и мирового сообщества в целом. Стоит отметить, что далеко не во всех странах данные действия приравниваются к преступным. Например, в некоторых скандинавских странах (Дания, Норвегия) жителей не ограничивают в выборе действий по применению государственной символики своей страны, но за проявление неуважения к флагу или гербу других государств предусмотрена уголовная ответственность.
Этот факт демонстрирует существенное различие между подходами к пониманию значимости авторитета государственных символов в глазах своих же граждан. Возможно, это продиктовано различными историческими процессами и трудностями, которых на счету России (и ранее существующих государственных форм) значительно больше, нежели в европейских странах. Итак, возвращаясь к основному вопросу рассматриваемой темы, следует обратиться к положениям статьи 329 Уголовного кодекса Российской Федерации, которые и устанавливают состав преступления, тяжесть и виды предусмотренного наказания за его совершение, а именно:
Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации наказывается на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
Поэтому, принимая во внимание всё вышесказанное, следует сказать о целом ряде сложностей, возникающих при квалификации преступления по рассматриваемой теме. Так как в соответствии с действующим законодательством свобода слова может ограничиваться только в случаях предотвращения совершения преступления (крайне упрощённая форма законных норм), требуется заключение экспертов/специалистов, что те или иные формы квалифицируемого надругательства над флагом или гербом Российской Федерации носят умышленный характер и направлены именно на совершение преступления, то есть совершаются для осквернения и нивелирования человеческого достоинства и авторитета государства в целом.
Действия, которые запрещено совершать с государственной символикой государства
Подобного рода действия могут быть осуществлены тайно, а также при присутствии значительного числа людей. Во всех этих возможных вариантах должен быть присутствовать определенный признак того, что данное действие имеет признаки и показатели публичных действий. Эти статьи действующего законодательства должны полностью соблюдаться в различных регионах нашей страны. Для этого вида преступления, которые осуществлены в отношении гос символики нашего государства в некоторой степени будут характерны определенные признаки неуважения в отношении гос символов страны. Определенное неуважение к гос символике будет выражаться в разнообразных действиях в которых присутствуют некоторый установленные признаки надругательства. Очень важно, что данные преступные деяния наблюдаются значительным числом граждан нашей страны (это или действия или же определенные последствия преступных действий).
Субъективные особенности этих действий могут быть выражены в определенном умысле, который имеет прямое назначение. Человек, который совершает подобные действия должен полностью осознавать, что совершает определенного рода надругательство на гос символами государства РФ и совершает направленные действия на то, чтобы в определенной степени осквернить существующие символы гос власти. Для квалификации подобного рода действий предусмотрена статья под номером 329 УК РФ и не важно будет, какой именно мотивации были подвержены определенные совершенные деяния.
Давайте будем честны, во все времена алкоголь в рядах вооруженных сил был под запретом. Но почему –то, все служащие в большинстве своем его употребляли, употребляют и будут употреблять. Это можно отрицать, вуалировать, но суть от этого не поменяется.Что касается место пребывания в полевых условиях, в боевых, в окопах, то сам бог велел не пить алкоголь. Ведь если человек находится «под шафе», то он теряет чувство самосохранения. Как говорится выпив смелой воды, можно остаться без головы.
Только жаль, что многим людям это просто не доходит.Порой кажется, что многие будто живут в компьютерной игре, где можно бежать в экипировке, с автоматом на перевес и на ходу хлебать вискарь из фляги. Или еще хуже, многие люди не понимают, куда они приезжают и что от них требуется. Только реальность такова, она более суровая чем кажется. Мы живем в реальности, а не в виртуальном мире и играх. В реальном мире люди погибают, теряют конечности, просто пропадают, «благодаря» своей беспечности по отношению к алкогольной продукции.
Основную роль сыграло помилование осужденных после фронта. Хотя, де-юре, их помиловали еще до отправки на фронт, или во время. Так как просто так извлечь зеков из исправительной колонии вроде бы нельзя было.
Правда, Пригожин именно так и сделал. Из-за чего у него возникли проблемы уже на уровне ФСИН. Так как никакого законодательного регулирования под это дело не существовало.
Об этом сообщила некая О. Романова (получила статус иноагента). Что до заключенных, то основным мотивом стали огромные деньги. Огромные даже по меркам обычной и нормальной жизни. По меркам зоны это не просто деньги. Это настоящие деньжищи.
Сыграло свою роль и помилование. Условия у заключённых были довольно простые. Если полгода отслужил, уходишь домой. С чистой биографией и денежными средствами. На все четыре стороны.
Так и было. До определённого момента. Пока зеками не занялись все остальные. В основном, представители Министерства обороны. Поначалу через разные ЧВК. А сегодня уже и напрямую.
Комментарий к статье 329 УК РФ
1. Предмет преступления — Государственный герб РФ и Государственный флаг РФ, являющиеся официальными государственными символами Российской Федерации.
2. Объективная сторона преступления характеризуется надругательством над Государственным гербом РФ и Государственным флагом РФ. Надругательство — грубое, оскорбительное, кощунственное отношение к указанным символам, проявляющееся в их срывании, повреждении, уничтожении, забрасывании грязью, нанесении циничных надписей и т.д.
Указанное деяние должно быть совершено публично. Публичность означает, что надругательство осуществлено в присутствии хотя бы одного лица либо его результаты становятся доступными в дальнейшем неопределенному кругу лиц.
3. Преступление считается оконченным с момента выполнения указанного деяния.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.
Понятие и виды преступлений против порядка управления
Работа государственных органов регулируется конституционным, административным, финансовым, гражданским и другими отраслями права. Посредством уголовного права охраняются наиболее ценные отношения, возникающие в связи с осуществлением нормальной деятельности государственного аппарата. Посягательства на нормальную деятельность органов законодательной и исполнительной власти препятствуют выполнению их функций, они могут причинить значительный вред порядку управления. Наиболее опасные посягательства такого рода законодатель относит к преступлениям против порядка управления.
К преступлениям против порядка управления относятся деяния, посягающие на нормальную деятельность государственного аппарата и сопряженные с совершением насильственных действий над должностными лицами, препятствующие их деятельности.
Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации
Объект преступления — авторитет государственного строя Российской Федерации.
Предметомданного преступления могут быть символы государственности — Государственный герб и Государственный флаг Российской Федерации.
В соответствии со ст. 70 Конституции Российской Федерации Государственный флаг и Государственный герб Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. Такой закон о государственной символике пока не принят, а статус Государственного флага и Государственного герба определен Положением, утвержденным указами Президента Российской Федерации.
Установленный порядок управления предполагает соответствующую закону деятельность государственных организаций, общественных объединений и установленный порядок реализации гражданами своих законных интересов. Реализация гражданами своих законных или предполагаемых прав вопреки установленному порядку ведет к дезорганизации нормальной деятельности органов государственного управления, общественных объединений, к нарушению охраняемых законом прав и интересов других граждан. Все это представляет определенную опасность и влечет уголовную ответственность.
Основным непосредственным объектом самоуправства является установленный порядок реализации гражданами своих прав, а дополнительным объектом могут быть законные права и интересы других граждан, государственных организаций, общественных объединений и иных юридических лиц.
Объективная сторона данного преступления характеризуется лишь активными действиями, выражающимися в самовольном нарушении установленного законом или иным нормативным актом порядка. Правомерность этих действий оспаривается организацией или гражданином. Действия виновного могут выражаться в реализации своих прав и в исполнении юридических обязанностей. Если реализация прав и исполнение обязанностей никем не оспариваются, то отсутствуют признаки самоуправства. Оспаривание может иметь место до совершения действий, в момент их совершения или после их совершения в судебном, административном или дисциплинарном порядке. Нельзя говорить о самоуправстве, даже если действия кем-то оспариваются, но права и обязанности реализуются в соответствии с законом или иными нормативными актами.
В качестве обязательного признака объективной стороны самоуправства законодатель предусматривает причинение существенного вреда. Является причиненный вред существенным или нет, зависит от особенностей конкретного случая самоуправства. К такому вреду в судебной практике относят причинение существенного вреда гражданам, юридическим лицам и организациям, не являющимся юридическими лицами. Вред может быть признан существенным, если он выражен в виде прямого реального ущерба либо упущенной выгоды, в виде побоев или иных насильственных действий, причинивших физическую боль (ст. 116 УК), в виде нарушения иных законных прав и интересов граждан. Решая вопрос о существенности вреда, необходимо учитывать его значение для потерпевших, понесших ущерб, их имущественное положение, финансовое состояние и т. п. Наличие последствий как обязательного признака рассматриваемого преступления обусловливает установление причинной связи между действиями лица и наступившим существенным вредом.
Субъективная сторона самоуправства характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом. Виновный осознает, что действует без разрешения лица, право которого он нарушает, что действует вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом, предвидит, что его действия могут причинить существенный вред интересам граждан, юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами, и желает либо сознательно допускает причинение этого вреда.
Субъект данного преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Должностные лица, совершившие самоуправство с использованием своего служебного положения, должны отвечать за злоупотребление или превышение должностных полномочий (ст. 285, 286 УК). Лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или какой-либо общественной организации, совершившее самоуправство, должно отвечать по ст. 201 УК. .
В ч. 2 ст. 330 УК в качестве квалифицирующих признаков самоуправства закон называет насилие или угрозу его применения. Применение насилия в данном случае включает в себя насилие как опасное, так и не опасное для жизни и здоровья потерпевших. Самоуправство, совершенное с применением насилия или угрозой его применения, охватывает умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК), умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК) и нанесение побоев или совершение иных насильственных действий (ст. 116 УК).
Под угрозой применения насилия следует понимать угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК), а также причинением легкого и средней тяжести вреда здоровью, нанесением побоев. Реальное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего должно квалифицироваться дополнительно по ст. 111 УК.
За кражу трех флагов РФ житель области может сесть в тюрьму на два года
Постановление Верховного Суда РФ от 05.08.2019 N 58-АД19-6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу законного представителя Гаражно-строительного потребительского кооператива N 538 — председателя правления Давыдова Б.И. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного района «Кировский район города Хабаровска» судебного участка N 19 от 28.08.2018 N 5-618/2018, решение судьи Кировского районного суда города Хабаровска от 16.10.2018 N 12-320/2018 и постановление исполняющего обязанности заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 22.03.2019 N 4а-157/2019, состоявшиеся в отношении Гаражно-строительного потребительского кооператива N 538 (далее — организация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 05.08.2019 N 58-АД19-7
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу законного представителя Гаражно-строительного потребительского кооператива N 538 — председателя правления Давыдова Б.И. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного района «Кировский район города Хабаровска» судебного участка N 19 от 28.08.2018 N 5-619/2018, решение судьи Кировского районного суда города Хабаровска от 16.10.2018 N 12-319/2018 и постановление исполняющего обязанности заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 22.03.2019 N 4а-158/2019, состоявшиеся в отношении Гаражно-строительного потребительского кооператива N 538 (далее — организация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
- Статья 1.5. Презумпция невиновности
- Статья 2.1. Административное правонарушение
- Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
- Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
- Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
- Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
- Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
- Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
- Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
Оскорбление власти и президента
Юристы обращают внимание граждан России на такие нововведения:
- в сети Интернет запрещено распространять информацию в неприличной форме, которая носит явные признаки агрессии и унижения общества, государства и представителей власти;
- правонарушение трактуется как мелкое хулиганство;
- административная ответственность распространяется на физических лиц, достигших 16 лет;
- решение о блокировке интернет-ресурсы выносит Генеральная прокуратура.
Важно! Критиковать власть можно, но без неприличных выражений и откровенной агрессии. Поправки, прежде всего, касаются российских граждан, которые ведут активную жизнь в социальных сетях, ведут телеграмм-каналы, пишут новостные обзоры.
Необходимо понимать, что штраф накладывается только в отношении материалов, соответствующих трем требованиям:
- сообщение подается в неприличной форме;
- форма подачи информации оскорбляет нравственность конкретного человека или общества;
- проявляется неуважение к государству, его символам, представителям органов власти.
Никто не лишал людей права высказывать свою точку зрения о работе Государственной Думы, президента страны, критиковать высокие налоги и маленькие заработные платы, высказываться о социальной несправедливости, организации системы образования и медицине. Если информация подается культурно, ни о каком штрафе и блокировке интернет-ресурса речь не идет.
С момента вступления в силу нового закона, а также поправок к Кодексу административных правонарушений уже возбудили более 50 дел, больше половины касаются оскорбления президента страны. По каждому делу относительно проявления неуважения к главе государства вынесено обвинительное решение об уплате штрафа.
Важно! Летом 2021 года Министерство внутренних дел направило полицейским методические рекомендации, где указано, что протоколы составляются только в том случае, если публичное высказывание содержало мат, использовались неприличные изображение порнографического характера, неприемлемые сравнительные образы. В список объектов насмешек включены глава страны, государственные символы, Государственная Дума, Совет Федерации, суды, правительство.
Кража государственного флага Российской Федерации
- Новости
- Основные документы
- Главное управление международно-правового сотрудничества
- Региональное представительство
Международной ассоциации прокуроров в России
- Новости Генеральной прокуратуры России
- Новости прокуратур субъектов федерации
- События Генеральной прокуратуры
- Мероприятия и встречи
- Интервью и выступления
- Печатные издания
- Видео
- К сведению СМИ
- Инфографика
- Конкурс
- Участие в конкурсе
- Этапы конкурса
- Итоги конкурса
- Аккредитация СМИ
- Информационные материалы
- Социальные ролики
- Наглядные материалы
- Прокурор разъясняет
Комментарий к статье 329 УК РФ
1. Предмет преступления — Государственный герб РФ и Государственный флаг РФ, являющиеся официальными государственными символами Российской Федерации.
2. Объективная сторона преступления характеризуется надругательством над Государственным гербом РФ и Государственным флагом РФ. Надругательство — грубое, оскорбительное, кощунственное отношение к указанным символам, проявляющееся в их срывании, повреждении, уничтожении, забрасывании грязью, нанесении циничных надписей и т.д.
Указанное деяние должно быть совершено публично. Публичность означает, что надругательство осуществлено в присутствии хотя бы одного лица либо его результаты становятся доступными в дальнейшем неопределенному кругу лиц.
3. Преступление считается оконченным с момента выполнения указанного деяния.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.
Обоснования и предпосылки появления
Несмотря на то, что сегодня за оскорбление представителей власти граждан могут привлечь как к административной, так и уголовной ответственности, законодатели решили взять под контроль наиболее массовую сферу коммуникаций – Интернет. Поскольку глобальная сеть является общественным пространством, то там также должны соблюдаться соответствующие правила и нормы, уважение к обществу, государственным институтам и общественному порядку.
Та часть законодателей, которые выступали за ужесточение ответственности, заметили, что для граждан давно стал нормой запрет на распространение в сети информации о совершении преступлений, экстремистских или порнографических материалов, торговля наркотиками и иные противозаконные деяния. Относительно оценки действия власти пока такого понимания нет. Предложенные поправки должны дополнить действующие нормативные акты новым видом правонарушения, установив за него административную ответственность.
Авторами нового закона стали члены Совета Федерации Бокова и Клишас, а также депутат Государственной думы Вяткин. Первоначальным предложением было расширить статью 20.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, введя туда отдельную часть, касающуюся распространение информации в каналах телекоммуникаций и сети Интернет. За публикацию материалов, выражающих неуважение к государству и государственному строю, органам власти, обществу, Конституции или официальным символам планировалось наказывать нарушителей штрафом в размере от 1 до 5 тысяч рублей или административным арестом на 15 суток.
Напоминаем, что статья 20.1 – это классическое мелкое хулиганство. Разработчики законопроекта решили, что имеющихся в нормативных актах мер ответственности оказалось недостаточно. Напоминаем, что схожие нарушения и раньше могли повлечь за собой ответственность:
- По части 1 статьи 20.1. КоАП РФ за явное неуважение общества, демонстрируемое или проявляемое в общественных местах;
- По статье 319 УК РФ за оскорбление представителя власти;
- По статье 329 УК РФ за надругательство над государственным флагом или гербом Российской Федерации;
- По статье 5.61 КоАП РФ за оскорбление.
В результате рассмотрения законопроекта Государственной думой в текст были внесены некоторые коррективы. Так, во втором чтении было предложено, чтобы Роскомнадзор предварительно уведомлял автора публикации о предстоящей блокировке и давал, таким образом, время на добровольное удаление порочащих власть материалов. Была изменена формулировка, что наказываться будет распространение информации, которая не только проявляется явное неуважение, но и оскорбляет общественную нравственность и человеческое достоинство. Максимальный штраф по отношению к гражданам вырос от предложенных 5 000 до 300 000 рублей.