Ходатайство о направлении материалов дела по месту жительства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ходатайство о направлении материалов дела по месту жительства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Подсудность административных споров определяется положениями Кодекса об Административных правонарушениях. В частности, нас будет интересовать первая часть статьи 29.5 нормативного правового акта, которая гласит, что дела об административном правонарушении рассматриваются по месту его совершения. Это общее правило, которое предусматривает для себя несколько исключений. Например, экономические правонарушения, связанные с финансовыми махинациями, должны рассматриваться по месту нахождения органов, возбудивших административное судопроизводство, проводивших следствий.

Административный процесс по праву можно назвать самым сложным среди всех остальных (гражданский, уголовный, арбитражный). Здесь одной из сторон по делу всегда выступает государство в лице отдельных его органов: прокуратура, правительство, ГИБДД, УМВД и так далее.

Перенос дел в гражданском процессе

Гражданский процесс более категоричен в вопросе переноса места рассмотрения дела. По общему правилу все споры рассматриваются по месту жительства ответчика, если отдельные нормативные правовые акты не устанавливают иное. Например, трудовые споры и споры о защите прав потребителей могут быть рассмотрены по месту жительства истца, если он того желает. В тех случаях, когда никаких законных оснований для переноса нет, заявить ходатайство не получится. Конечно, в теории можно попытаться, ведь суд обязан рассмотреть каждое поступившее обращение, однако вопрос об удовлетворении всегда разрешается судьей.

Единственное исключение из правила, при котором можно запросить перенос, — это болезнь участника процесса или определённая степень инвалидности. Если лицу физически тяжело добираться до конкретного органа правосудия, допускается передать дело ближайшему к его месту жительства суду. Человеку придётся предоставить справки, подтверждающие его болезненное состояние. Конкретного перечня заболеваний законодатель не предоставил, однако на практике срабатывают любые недуги, ограничивающие возможность перемещения: слепота, плохое зрение, нарушение функционирования конечностей и так далее.

При составлении ходатайств о рассмотрении дела по месту жительства, важно учесть некоторые особенности подобных документов, и учесть некоторые рекомендации по оформлению. В частности, ходатайство должно быть составлено в письменной форме и подано в судебный орган, рассматривающий материалы дела.

Стоит следовать такой структуре написания, и указать в своём заявлении о рассмотрении дела по месту жительства, следующую информацию:

  • Шапка документа:
    • Наименование и адрес судебного органа, где планируется рассмотрение правонарушения;
    • Данные судьи, рассматривающего дело. Лучше уточнить ФИО, однако допускается указание должности и номера участка;
    • Данные заявителя: ФИО, адрес проживания, контактная информация;
    • Данные потерпевшего, если таковой был: ФИО, адрес проживания, или реквизиты юрлица;
    • Данные третьих лиц, привлечённых к рассмотрению: ФИО, должность, организация;
  • Заголовок: «Ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства»
  • В теле документа необходимо будет указать обстоятельства происшествия с датами и статьями законодательства, которые при этом были нарушены, основания для передачи дела, как юридические, так и фактические. При этом важно предоставить суду такую информацию:
    • Реквизиты протокола правонарушения;
    • Донести суду необходимость рассмотрения в другом территориальном отделении, со ссылкой на законодательную базу. В качестве юридических оснований приводят статьи 47 Конституции РФ, и статью 29.5 КоАП РФ;
    • Привести факты со ссылкой на приложение, указывающие на адрес регистрации лица подозреваемого в правонарушении;
    • Выдвинуть чёткое прошение о переносе рассмотрения дела в другой районный суд, по месту жительства подозреваемого. Желательно указать точный адрес судебного органа, где рассмотрение будет более предпочтительным;
    • Привести список прилагаемых к ходатайству документов, среди которых обязательно должны быть:
      • Копия паспорта лица, страницы с личными данными и регистрацией;
      • Возможно, потребуется приложить справку по форме 9, которую выдаёт ЖКУ, свидетельствующую о регистрации по месту жительства;
      • В том случае, если нарушение затрагивает интересы другого лица, стоит прикрепить копию заявления, которая будет направлена потерпевшей стороне;
    • Дата подачи заявления;
    • Подпись заявителя с расшифровкой.
Читайте также:  ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ в 2023 году

Далее ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства передаётся в суд по месту происшествия по средствам личного посещения (на этот случай подготовьте копию ходатайства, в которой вам поставят отметку о приёме заявления), или заказным письмом с уведомлением о получении.

Что делать, если мне отказали в рассмотрении дела по месту жительства?

Если вам отказано в рассмотрении дела по месту жительства, значит, придется приходить на рассмотрение дела по указанному месту, а в случае, если для вас не представляется это возможным (работаете в другом регионе, не имеете средств для столь длительного пребывания в регионе, болезнь и т.п.), то стоит обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности в суде апелляционной инстанции.

Исходя из написанного выше, можно сделать простой вывод: ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по административному правонарушению, не обязательно будет удовлетворено. Если постановление о привлечении к ответственности вас не устраивает, остается одно: обжаловать его. Кстати, обжалование даже постановления суда не будет происходить в апелляционном порядке. Жалоба не будет апелляционной, а будет обычной, т.к. она подается не в соответствии с ГПК РФ, а в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Ну а если вы хотите, чтобы вас не лишали прав либо чтобы вы имели больше шансов на успех по делам об административных правонарушениях, лучше всего обратитесь к профессионалам. Юристы по административным делам (автоюристы) готовы помочь и отстоять ваши права в любых административных и судебных инстанциях.

Ходатайство о переносе рассмотрения дела об административном правонарушении по месту жительства

Теперь вы знаете, как отложить судебное заседание по лишению прав, ином процессе и дать себе возможность сделать всё возможное, чтобы суд принял решение в вашу пользу.

Кроме того, при желании вы можете подать ходатайство о переносе рассмотрения дела по месту жительства (правда пока такая возможность существует лишь в административных делах). Просто напишите заявление о том, что вы, являясь ответчиком по данному административному делу, зарегистрированы по адресу, который не входит в подсудность данного суда. Эта причина тоже является обязательной к одобрению ходатайства, если только дело не касается оспаривания прав на земельный участок, кредиторов наследователя или транспортных перевозок и иных дел.

Комментарий к ст. 29.5 КоАП

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснено, что местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер — место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

Общая территориальная подсудность может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче этого дела для рассмотрения по месту жительства данного лица. Исключение составляют дела, перечисленные в частях 2 и 3 статьи 29.5 КоАП РФ, для которых установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу. При наличии совокупности установленных данными нормами критериев по одному делу об административном правонарушении судье необходимо установить приоритет между этими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать часть 3 статьи 29.5 КоАП РФ).

Для дел о правонарушениях, за совершение которых предусмотрено лишение права управления транспортными средствами, частью 4 статьи 29.5 комментируемого Кодекса установлена альтернативная территориальная подсудность. Орган (должностное лицо), составивший протокол о таком правонарушении, вправе направить материалы на рассмотрение судье по месту учета транспортного средства.

Нарушение правил территориальной подсудности рассмотрения дел об административных правонарушениях как основание для отмены судебных решений

Часть 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации гласит: «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом».

Данный принцип в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) раскрыт в главе 23.

Говоря о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, стоит учитывать правила, также изложенные в ст. 29.5 КоАП РФ.

Согласно общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту совершения правонарушения.

Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, — место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

Читайте также:  Онлайн-касса для ИП на патенте в 2023 году

Специальное правило при определении территориальной подсудности по делам об административных правонарушениях действует и распространяется на правонарушения, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей, либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.

Также, в случае определения территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, по которым административное расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти, необходимо учитывать положение части 2 статьи 29.5 КоАП РФ, согласно которому дела, по которым проводились административные расследования, подлежат рассмотрению судьей районного суда по месту нахождения названного структурного подразделения, проводившего административное расследование.

Иных исключений из правил о территориальной подсудности данных дел законом не предусмотрено, однако общая территориальная подсудность может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче дела для рассмотрения по месту жительства данного лица. При этом необходимо учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможность передачи дела для рассмотрения по месту нахождения юридического лица в случае поступления такого ходатайства от его законного представителя (защитника).

Верховный Суд Российской Федерации в п. 3 Постановления Пленума от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» отмечает, что по делам, перечисленным в частях 1.1, 2, 3, 5 и 6 статьи 29.

5 КоАП РФ, установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу. При наличии совокупности установленных частями 1.1, 2, 3 и 6 статьи 29.

5 КоАП РФ критериев по одному делу об административном правонарушении судье необходимо установить приоритет между этими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать часть 3 статьи 29.5 КоАП РФ).

Несмотря на непростую градацию в правилах о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, с соблюдением правил территориальной подсудности при первоначальном направлении протоколов и материалов к ним в суды, ошибок практически не возникает.

Одновременно с этим, вопрос о территориальной подсудности жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностными лицами административных органов, до сих пор вызывает сложности на практике.

Из смысла п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ следует, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 КоАП РФ, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

На первый взгляд может показаться, что законодатель связывает вопрос подачи жалобы с фактическим местом нахождения органа, должностным лицом которого было рассмотрено дело об административном правонарушении, однако данное толкование нормы права не является корректным.

По данному факту Верховным Судом РФ были даны разъяснения. Позиция Верховного Суда РФ изложена в п.

30 указанного Постановления Пленума, из которой следует, что при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенным должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ.

Аналогичный порядок применяется при определении территориальной подсудности рассмотрения жалоб на решения вышестоящих должностных лиц, принятые по результатам рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ.

Читайте также:  Порядок приватизации земельных участков в 2023 году

Так, при буквальном толковании нормы права, изложенной в п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, с учетом позиции, изложенной в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г.

№ 5, очевидно, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом административного органа либо на решение вышестоящего должностного лица, территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа. Иначе говоря, применяется общее правило определения территориальной подсудности по делам об административных правонарушениях.

Комплексный анализ норм КоАП РФ и позиции Верховного Суда РФ также позволяет прийти к выводу о том, что исключением из указанного правила будут являться случаи, когда должностным лицом административного органам по делу проводилось административное расследование. В таком случае жалоба на постановление должностного лица либо вышестоящего должностного лица подлежит рассмотрению судом по месту нахождения структурного подразделения административного органа, проводившего административное расследование.

Стоит отметить особую важность соблюдения требований закона о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, нарушение которых служит основанием для отмены судебных решений по жалобам на постановления по указанным делам по п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ и расценивается как существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.

Причины для перенесения рассмотрения судебных дел

Судебное учреждение, которое приняло дело к производству, передает его в другую инстанцию только в исключительных случаях. Такими основаниями для направления дела по подсудности являются:

  • изменение места проживания ответчиков, при этом изначально при подачи иска в суд Истцу и суду не было известно данное обстоятельство;
  • необходимость рассмотрения материалов по месту расположения спорного недвижимого имущества (исключительная подсудность);
  • нарушение правил принятия документов в работу, судебная ошибка, когда суд не заметил при принятии иска и назначения судебного заседания, что рассмотрение дело должно быть в ином судебном органе;
  • невозможность замены судей в одном учреждении (например, когда по территории один судья и имеются основания для его отвода). Могут быть ситуации, когда рассмотрение дел невозможно судьями, к которым они относятся в соответствии с законом. При этом председатель суда вправе передать его суду такого же уровня, находящегося в этом регионе. Такая процедура не противоречит Конституции России;
  • договором между сторонами предусмотрена иная договорная подсудность, что является основанием для переноса гражданского дела в другой суд;
  • иные причины исходя из ситуации конкретного дела.

Ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства

1 ст.

25.1, п. 1 ст. 29.5 КоАП РФ. Указание на причины представления ходатайства (например:

«В связи с тем, что я проживанию в населенном пункте на большом удалении от пункта рассмотрения дела по существу…»

и т. д.). Рекомендуется сообщить, что подающее ходатайство лицо против рассмотрения дела в его отсутствие по конкретным причинам. Конкретная просьба к суду (например:

«Прошу направить материалы для рассмотрения по моему месту жительства…»

).

Здесь же следует прописать точный адрес.

Список приложений. Дата составления документа. Подпись ходатайствующего. К ходатайству должен быть приложен документ, подтверждающий адрес проживания лица: копия паспорта, справка установленной формы и т.

Территориальная подсудность дел об административных правонарушениях отказ в удовлетворении ходатайства о передаче административного дела на рассмотрение в суд по месту жительства Ходатайство о передаче дела на рассмотрение в суд по месту жительства

По смыслу указанных норм, праву лица на рассмотрение дела по месту его жительства корреспондирует обязанность суда предоставить лицу, заявившему соответствующее ходатайство, такую возможность.

С учетом этого произвольный отказ в удовлетворении такого ходатайства не допускается.

Из материалов дела усматривается, что Г.

заявил ходатайство о рассмотрении дела по месту его жительства в соответствии со сведениями, указанными в протоколах об административном правонарушении, об отстранении от управления транспортным средством, о направлении на медицинское освидетельствование, а также в его водительском удостоверении. Сведений о наличии у Г. другого места жительства в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах законных оснований для отказа в удовлетворении ходатайства Г. о рассмотрении дела по месту его жительства, расположенному на территории другого субъекта Российской Федерации, у мирового судьи не имелось.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *